Клавишно язычковые. Виды музыкальных инструментов


Список их будет дан в данной статье. Также здесь содержится информация о видах духовых инструментов и принципе извлечения из них звука.

Духовые инструменты

Это трубы, которые могут быть выполнены из дерева, металла или любого другого материала. Они имеют различную форму и издают разные по тембру музыкальные звуки, которые извлекаются посредством воздушного потока. Тембр «голоса» духового инструмента зависит от его размеров. Чем он больше, тем больше воздуха через него проходит, от чего частота его колебания меньше, а издаваемый звук - низкий.

Существует два способа для изменения издаваемого инструментом данного типа:

  • регулировка объёма воздуха пальцами, при помощи кулисы, клапанов, вентилей и так далее, в зависимости от типа инструмента;
  • увеличение силы вдувания воздушного столба в трубу.

Звук полностью зависит от потока воздуха, отсюда и название - духовые инструменты. Список их будет дан ниже.

Разновидности духовых инструментов

Существует два основных вида - медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла. Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность - клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.

Какие инструменты относятся к духовым

Перечислим духовые инструменты. Список их таков:

  • труба;
  • кларнет;
  • тромбон;
  • баян;
  • флейта;
  • саксофон;
  • орган;
  • зурна;
  • гобой;
  • фисгармония;
  • балабан;
  • аккордеон;
  • валторна;
  • фагот;
  • туба;
  • волынка;
  • дудук;
  • губная гармошка;
  • македонская гайда;
  • сякухати;
  • окарина;
  • серпент;
  • рожок;
  • геликон;
  • диджериду;
  • курай;
  • трембита.

Можно назвать и некоторые другие подобные инструменты.

Медные духовые

Духовые медные музыкальные инструменты, как уже было сказано выше, изготавливаются из различных металлов, хотя в Средние века были и такие, которые делали из дерева. Звук из них извлекается путём усиления или ослабления вдуваемого воздуха, а также посредством изменения положения губ музыканта. Изначально медные духовые воспроизводили только В 30-е годы 19 века на них появились вентили. Это позволило таким инструментам воспроизводить хроматический звукоряд. У тромбона для этих целей служит выдвижная кулиса.

Медно-духовые инструменты (список):

  • труба;
  • тромбон;
  • валторна;
  • туба;
  • серпент;
  • геликон.

Деревянные духовые

Музыкальные инструменты этого типа изначально изготавливать исключительно из дерева. На сегодняшний день этот материал практически не применяется для их производства. Название отражает принцип извлечения звука - внутри трубки находится деревянная трость. Данные музыкальные инструменты снабжены отверстиями на корпусе, расположенными на строго определённом расстоянии друг от друга. Музыкант во время игры пальцами открывает и закрывает их. Благодаря этому получается определённый звук. По такому принципу звучат деревянные духовые инструменты. Названия (список), входящих в эту группу, таковы:

  • кларнет;
  • зурна;
  • гобой;
  • балабан;
  • флейта;
  • фагот.

Язычковые музыкальные инструменты

Существует ещё одна разновидность духовых - язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов. Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука. Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.

Список инструментов данного типа:

  • губная гармоника;
  • варган;
  • кларнет;
  • баян;
  • фагот;
  • саксофон;
  • калимба;
  • гармонь;
  • гобой;
  • хулусы.

К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган. Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок - бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент. В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.

Где используются духовые инструменты

Духовые инструменты, список которых был представлен в данной статье, используются в различных по составу оркестрах. Например: военный, духовой, симфонический, эстрадный, джазовый. А также изредка они могут выступать в составе камерного ансамбля. Крайне редко они бывают солирующими.

Флейта

Это Список относящихся к этому был дан выше.

Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.

Сиринга - одноствольный либо многоствольный инструмент Древней Греции. Название её происходит от наименования птичьего голосового органа. Многоствольная сиринга в последствии стала называться флейтой Пана. На этом инструменте в античные времена играли крестьяне и пастухи. В Древнем Риме сиринга сопровождала представления на сцене.

Блокфлейта - деревянный инструмент, относящийся к семейству свистковых. К ней близки сопилка, свирель и вистл. Отличие её от других деревянных духовых в том, что на её тыльной стороне присутствует октавный клапан, то есть отверстие для закрывания пальцем, от которого зависит высота остальных звуков. Они извлекаются путём вдувания воздуха и закрывания пальцами музыканта 7 отверстий, находящихся на лицевой стороне. Этот вид флейты был самым популярным в период с 16 по 18 века. Её тембр мягкий, певучий, тёплый, но при этом его возможности ограничены. Во многих своих произведениях использовали блокфлейту такие великие композиторы, как Антонии Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и другие. Звук этого инструмента слабый, и постепенно его популярность снизилась. Произошло это после того, как появилась поперечная флейта, которая на сегодняшний день является самой используемой. В наше время блокфлейта применяется в основном как учебный инструмент. Начинающие флейтисты осваивают сначала её, только потом переходят к продольной.

Флейта-пикколо - разновидность поперечной. У неё самый высокий из всех духовых инструментов тембр. Звук её свистящий и пронзительный. Пикколо в два раза короче обычной Её диапазон - от «ре» второй до «до» пятой.

Другие виды флейт: поперечная, панфлейта, ди, ирландская, кена, свирель, пыжатка, вистл, окарина.

Тромбон

Это медный духовой инструмент (список входящих в данное семейство был представлен в данной статье выше). Слово «тромбон» переводится с итальянского как «большая труба». Существует с 15 века. От других инструментов данной группы тромбон отличается тем, что имеет кулису - трубку, при помощи которой музыкант извлекает звуки, изменяя объём воздушного потока внутри инструмента. Существует несколько разновидностей тромбона: теноровый (самый распространённый), басовый и альтовый (применяются реже), контрабасовый и сопрановый (практически не используются).

Хулусы

Это китайский духовой язычковый инструмент, имеющий дополнительные трубки. Другое его название - биландао. Всего трубок у него три или четыре - одна основная (мелодическая) и несколько бурдонных (низко звучащих). Звучание этого инструмента мягкое, мелодичное. Чаще всего хулусы используются для исполнения соло, очень редко - в ансамбле. Традиционно на этом инструменте играли мужчины, объясняясь в любви женщине.

Язычковое звукообразующее устройство музыкального инструмента содержит корпус с входной и выходной камерами; расположенную между этими камерами голосовую планку с язычком, прикрепленным со стороны входной камеры; наружные отверстия, первое и второе в корпусе для сообщения его полости с источником воздуха повышенного/пониженного давления, например, меховой камерой и атмосферой; клапаны для регулирования направления воздушного потока между меховой камерой, входной и выходной камерами и атмосферой. Корпус звукообразующего устройства снабжен четырьмя внутренними отверстиями. Первое отверстие сообщает входную камеру с первым наружным отверстием, второе - со вторым наружным отверстием, третье - со вторым наружным отверстием, а четвертое - с первым наружным отверстием. Упомянутые внутренние отверстия оборудованы обратными клапанами таким образом, чтобы при поступлении воздушного потока в первое наружное отверстие, он направлялся через первое внутреннее отверстие во входную камеру и, после прохождения проема голосовой планки через выходную камеру и третье внутреннее отверстие, он направлялся во второе наружное отверстие. При поступлении воздушного потока во второе наружное отверстие он направлялся через второе внутреннее отверстие во входную камеру и, после прохождения проема голосовой планки, через выходную камеру и четвертое внутреннее отверстие, он направлялся в первое наружное отверстие. Язычковый музыкальный инструмент включает полукорпусы с клавиатурно-клапанными механизмами, мех, меховую камеру, деки с отверстиями и указанные выше язычковые звукообразующие устройства. Каждая из дек выполнена в виде плиты, примыкающей со стороны входной камеры к корпусам звукообразующих устройств полукорпуса инструмента и служащей для них общей крышкой. В плите выполнены проемы, каждый из которых закрыт съемной герметичной крышкой, размеры которых приняты из условия возможности обслуживания и замены голосовых планок звукообразующего устройства, расположенного под этой крышкой. Обеспечивается повышение ремонтопригодности и улучшение качества звучания музыкального инструмента. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 18 ил.

Рисунки к патенту РФ 2482552

Группа изобретений относится к области музыкальных инструментов (далее - МИ), более конкретно, - к конструкции язычкового звукообразующего устройства (далее - ЗОУ). служащего для образования звука определенной тональности при прохождении воздушного потока через проемы голосовых планок с колеблющимися язычками и резонирования образованных звуков, а также к конструкции язычковых МИ. в которых данное ЗОУ может быть установлено. Группа изобретений может быть использована в производстве язычковых МИ всех разновидностей, например баянов, аккордеонов, гармоней и т.п.

В наиболее распространенных МИ указанного типа многие годы традиционно используется конструкция ЗОУ, включающая корпус с парами полых камер, расположенных одна за другой и образованных вертикально установленным вдоль оси корпуса общим средником с поперечными перегородками, в простенках которых закреплены голосовые планки с проемными клапанами. Сверху корпус прикрыт бруском (Розенфельд Н.Г., Иванов М.Д. Гармони, баяны, аккордеоны. - М.: Легкая индустрия. 1974, см. www.accordion-nt.spb.ru. фиг.2).

Однако производство таких ЗОУ является сложным и трудоемким процессом, требующим значительного расхода материала. При этом масса и объем звуковых камер велики, а следовательно, значительны и масса и объем МИ в целом. Повышенный расход воздуха при игре из-за негерметичности проемных клапанов и существенное время их срабатывания ограничивают исполнительские возможности. Основной причиной этого является применение для звукообразования голосовых планок с язычками. установленными над проемами голосовой планки с противоположных сторон для ее работы в реверсивно движущемся потоке воздуха. При этом отверстие проема голосовой планки, находящееся на противоположной язычку стороне голосовой планки, закрыто проемным клапаном, обычно, лепесткового типа, изготовленным из кожи или других эластичных материалов, который препятствует прохождению воздуха через голосовую планку при движении потока воздуха со стороны, противоположной язычку. Проемные клапаны часто выходят из строя (обвисают, заминаются и изнашиваются), что приводит к неплотному перекрытию проемов, повышая расход воздуха при игре. искажая звук, а замена проемных клапанов требует сложного ремонта, связанного с разборкой МИ. Кроме того. при такой конструкции ЗОУ для создания каждого звука требуется голосовая планка с, по меньшей мере, двумя язычками, работающими попеременно при реверсировании воздушного потока, например при растяжении и сжатии меха язычкового МИ.

Известно также ЗОУ, содержащее корпус, который состоит из двух продольных боковин и поперечных перегородок между ними, сопряженных боковыми гранями с боковинами (Патент России RU 2378716 С1). Каждая поперечная перегородка имеет треугольную форму с расширенной частью, ориентированной в сторону деки. Боковые грани поперечных перегородок сопряжены с боковинами неподвижно. При этом образован ряд звуковых отсеков, а каждый отсек разделен на две камеры - входную и невходную. Для этого вдоль осевой линии внутри отсеков между поперечными перегородками вертикально установлена с возможностью разъема одна кусковая голосовая планка в каждом отсеке или цельная голосовая планка на весь ряд отсеков с определенным набором язычков в каждом отсеке. Причем каждая сторона голосовой планки каждого отсека снабжена, по меньшей мере, двумя язычками, которые установлены без проемных клапанов, а свободные концы язычков направлены во входную камеру. На боковинах для каждой камеры выполнено боковое отверстие, и каждая камера снабжена дековым наружным отверстием для сообщения с меховой камерой и атмосферой.

Все боковые и дековые отверстия обеих камер каждого отсека снабжены лепестковыми клапанами, которые служат для направления на голосовую планку одностороннего воздушного потока из меховой камеры или атмосферы, в зависимости от того, нагнетание или разрежение воздуха осуществляется в данный момент. Один из клапанов расположен во входной камере и выполнен с возможностью двух рабочих положений.

Охарактеризованное выше ЗОУ выбрано в качестве прототипа первого изобретения предлагаемой группы изобретений. Реализованная в этой конструкции однонаправленность воздушного потока при прохождении им входной камеры (т.е., исключение свойственного первому упомянутому аналогу реверсивного движения потока воздуха) в некоторой мере способствует уменьшению объема и массы ЗОУ. В то же время, его габариты остаются достаточно большими вследствие его призматической формы. Это обстоятельства отрицательно сказывается на общих объеме и массе МИ. Лепестковые клапаны при такой конструкции ЗОУ достаточно велики, что приводит к запаздыванию их срабатывания при переходе работы меха от растяжения к сжатию и наоборот, и, как результат, - к снижению исполнительских возможностей. Кроме того, голосовые планки закрыты боковинами, что ухудшает их звучание в МИ и требует значительной разборки МИ и самого ЗОУ для их ремонта или замены. Большое количество язычков голосовых планок (см. выше), с учетом практически ручного их изготовления и необходимости индивидуальной настройки каждой голосовой планки, также снижают технологичность ремонта ЗОУ и МИ в целом.

Задачей первого из изобретений является создание ЗОУ, которое, за счет изменения конструкции отдельных элементов и связей между ними, было бы более простым по конструкции и компактным, с более совершенным звучанием, более удобным в обслуживании и ремонте, а также более компактным для облегчения модернизации язычковых МИ в направлении уменьшения их объема и массы.

Для этого предлагается язычковое ЗОУ музыкального инструмента, содержащее:

Корпус с входной и выходной камерами;

Наружные отверстия, первое и второе, в корпусе для сообщения его полости с источником воздуха повышенного/пониженного давления, например меховой камерой и атмосферой;

Клапаны для регулирования направления воздушного потока между меховой камерой и входной и выходной камерами и атмосферой. Согласно изобретению

Корпус звукообразующего устройства снабжен четырьмя внутренними отверстиями,

Первое из которых сообщает входную камеру с первым наружным отверстием,

Второе - сообщает входную камеру со вторым наружным отверстием,

Третье - сообщает выходную камеру с первым наружным отверстием, а

Четвертое - сообщает выходную камеру со вторым наружным отверстием,

при этом упомянутые внутренние отверстия оборудованы обратными клапанами таким образом, чтобы:

При поступлении воздушного потока в первое наружное отверстие он направлялся через первое внутреннее отверстие во входную камеру и, после прохождения проема голосовой планки через выходную камеру и четвертое внутреннее отверстие он направлялся во второе наружное отверстие, а

При поступлении воздушного потока во второе наружное отверстие он направлялся через второе внутреннее отверстие во входную камеру и, после прохождения проема голосовой планки, через выходную камеру и третье внутреннее отверстие он направлялся в первое наружное отверстие.

При такой конструкции ЗОУ в два раза уменьшается необходимое количество язычков голосовых планок и обеспечивается легкий доступ к голосовой планке для ее ревизии и ремонта, с минимальной разборкой корпуса: достаточно только снять элемент, закрывающий входную камеру сверху. В сочетании с тем, что достигнута возможность установки только одной голосовой планки с, по крайней мере, одним язычком, это снижает трудоемкость изготовления и существенно повышает ремонтопригодность конструкции. Вместо призматической в прототипе, такая конструкция может иметь любую объемную форму, например параллелепипеда или цилиндра, допускающую наличие входного и выходного отверстий, и объема, вмещающего входную и выходную камеры с голосовой планкой и клапаны для регулирования направления воздушного потока. Благодаря компактности и возможности придавать ЗОУ различные объемные формы становится возможным объединение ЗОУ в один или несколько разборных или неразборных блоков для реконструкции существующих и создания новых конструкций МИ в направлении уменьшения их объема и массы.

Кроме того, язычки могут быть установлены на одной голосовой планке в необходимом количестве для получения как тона одной высоты (один или несколько язычков, настроенных в унисон), так и эффекта «разлив», при котором дополнительные язычки расстраиваются относительно основного тона с целью получения «биений». Одна планка с несколькими язычками может быть использована и для получения аккорда из нескольких тонов (нот). Это позволяет как строить традиционные одно-, двух- и более - язычковые инструменты, так и принципиально новые конструкции, позволяющие, например, исполнять на стандартной клавиатуре аккорд нажатием одной клавиши, как, например, на аккомпанементных клавишах басовой части баяна или аккордеона, с тем отличием, что звучать будет одна голосовая планка с несколькими язычками в одном резонаторе на растяжение и сжатие, вместо шести голосовых планок, как в этих инструментах, что, в свою очередь, дает новые возможности для исполнителей.

Второе изобретение предлагаемой группы относится к язычковому МИ типа баяна. аккордеона, гармони и т.п. Принятый в качестве прототипа МИ упомянут выше и описан в также упомянутой книге Розенфельда Н.Г. и др. Он включает полукорпусы с клавиатурно-клапанными механизмами, мех, меховую камеру, деки с отверстиями и ЗОУ. Как было упомянуто, корпуса ЗОУ с парами камер, закрытых сверху крышками, прикрыты сверху бруском и прикреплены к деке. Клапаны клавиатурно-клапанных механизмов, открывающие и закрывающие соответствующие отверстия в деке, размещены на противоположной стороне. Недостатки такого МИ обусловлены, во-первых, несовершенством конструкции ЗОУ, о котором уже сказано выше. Во-вторых, при таком взаимном расположении элементов МИ и ЗОУ, последние в значительной степени закрыты элементами корпуса МИ, что не только делает невозможным доступ к ЗОУ без разборки МИ, но и ухудшает звучание МИ.

Задачей второго изобретения является создание конструкции язычкового МИ, которая за счет внесения изменений в конструкцию ЗОУ и элементов связи и взаимного положения между ЗОУ и МИ, позволила бы повысить ремонтопригодность МИ в целом и улучшить качество его звучания.

Для этого в язычковом МИ, например баяне, аккордеоне, гармони и т.п., включающем полукорпусы с клавиатурно-клапанными механизмами, мех, меховую камеру, деки с отверстиями и язычковые звукообразующие устройства, согласно изобретению ЗОУ выполнены так, как описано на с.3, абз. 2, каждая из дек выполнена в виде плиты, примыкающей со стороны входной камеры к корпусам ЗОУ соответствующего полукорпуса инструмента и служащей для них общей крышкой, причем в этой плите выполнены проемы, каждый из которых закрыт съемной герметичной крышкой, размеры которых приняты из условия возможности обслуживания и замены голосовых планок ЗОУ, расположенного под этой крышкой.

Помимо тех новых свойств, которые вносятся в МИ только за счет изменения конструкции ЗОУ, которые охарактеризованы выше, передача деке функции закрытия всех ЗОУ и выполнение в ней проемов для доступа к ЗОУ повышает ремонтопригодность МИ. Кроме того устранение промежуточных элементов между звукообразующей частью и декой способствует повышению качества звучания МИ, а компактность ЗОУ позволяет в освободившемся объеме полукорпуса МИ установить дополнительные ЗОУ и управляющие ими элементы клавиатурно-клапанных механизмов.

Для дальнейшего повышения качества звучания МИ упомянутые съемные крышки оборудованы звукопроницаемыми мембранами.

Сущность предлагаемой группы изобретений поясняется схематическими изображениями, где на фиг.1 3 - пример возможной конструкции ЗОУ, выполненного в виде отдельного устройства с кусковой голосовой планкой, содержащей один язычок, в т.ч. фиг.1 - вертикальное сечение А-А корпуса ЗОУ с фиг.2; фиг.2 - разрез Б-Б с фиг.1; фиг.3 - вид сверху на изображение на фиг.1. На фиг.4 и 5 показана принципиальная схема работы ЗОУ при направлении воздушного потока от первого наружного отверстия ко второму наружному отверстию (фиг.4) и при противоположном направлении воздушного потока (фиг.5). На фиг.6 12 - изображение клапанов ЗОУ при различных принципиальных конструкциях клапанов и направлениях воздушного потока, (на фиг.6 9 - при лепестковом выполнении клапанов), причем на фиг.6 и 8 - вид спереди рамки с проемом и клапаном, на фиг.7 и 9 - вид сбоку изображений на фиг.6 и 8, соответственно, а на фиг.10 12 - то же при выполнении клапанов в виде конусов, причем на фиг.10 - вид спереди рамки с проемом и клапаном, а на фиг.11 и 12 - вид сбоку изображения на фиг.10 при различных направлениях движения воздуха, показанных стрелками. На фиг.13 и 14 - вид спереди на голосовую планку при различном устройстве язычков. На фиг.15 показано сечение правого полукорпуса МИ - баяна плоскостью, проходящей через центры входных воздушных отверстий перпендикулярно деке, а на фиг.16 - разрез В-В с фиг.15. На всех фигурах стрелками показано направление воздушного потока.

В качестве приложения на фиг.17 представлен общий вид баяна из упомянутой выше, на с.1, книги Розенфельда Н.Г и др. На фиг.18 - фотография двух голосовых планок из того же источника, сделанная автором данной заявки.

Предлагаемое ЗОУ содержит корпус 1 (фиг.1 3), выполненный из двух боковин (не обознач.), соединенных между собой поперечными планками 2. Снизу корпус плотно закрыт нижней крышкой 3, а сверху, в случае изготовления и поставок ЗОУ как комплектующего узла, верхней крышкой 4 с крепежными отверстиями (не обозначены).

Для образования звука воздушная полость внутри корпуса 1 перекрыта голосовой планкой 5, состоящей из рамки с проемом голосовой планки 6 и, по крайней мере, одного язычка 7. Планка 5 установлена на поперечных планках 2 навстречу воздушному потоку той стороной, на которой закреплен язычок. Планка делит внутреннее пространство корпуса на две камеры, входную 8 и выходную 9.

Объем, образуемый деталями входной и выходной камер, представляет собой резонатор для голосовой планки. При этом геометрические размеры резонатора рассчитаны таким образом, чтобы собственная частота колебаний язычка голосовой планки определенным образом соответствовала резонансной частоте объема резонатора для максимального усиления звука за счет резонанса, получения максимальной громкости и лучшего тембра звучания описываемого устройства.

Наружные отверстия 10 и 11 служат для сообщения камер 8, 9 с источником воздуха повышенного/пониженного давления, например меховой камерой 12 (фиг.15) и атмосферой. Например, отверстие 10 сообщено с меховой камерой, а отверстие 11 - с атмосферой. Это сообщение осуществляется посредством четырех внутренних отверстий, 13 16, проход воздуха через которые регулируется четырьмя обратными клапанами 17 20. Отверстия 13 и 14 сообщены с входной камерой 8, а отверстия 15 и 16 - с выходной камерой 9.

Принцип регулирования направления воздушных потоков через ЗОУ наиболее наглядно виден на фигурах 4 и 5. Клапаны 17 20 установлены таким образом, чтобы при направлении воздушного потока со стороны отверстия 10, в случае образования в его зоне области повышенного давления, при сжатии меха, клапаны 17 и 19 были открыты, а клапаны 18 и 20 - закрыты. Воздушный поток при этом может проходить от отверстия 10 через отверстие 13 во входную камеру 8 и, после прохождения проема голосовой планки и выходной камеры 9, - в отверстия 15 и 11. При обратном направлении воздушного потока, т.е. со стороны отверстия 11, в результате образования в зоне отверстия 10 области более низкого, чем атмосферное, давления, при растяжении меха открыты клапаны 18 и 20, а клапаны 17 и 19 - закрыты. Воздушный поток при этом может проходить от отверстия 11, через отверстие 14 во входную камеру 8 и, после прохождения проема голосовой планки и выходной камеры 9, - в отверстия 16 и 10. Таким образом, в паре отверстий, сообщенных с одним из отверстий, 10 или 11, воздушный поток может перемещаться только во встречном направлении. Так же встречно установлены клапаны в каждой паре отверстий, 13 и 14, 15 и 16, сообщенных, соответственно, с входной 8 или выходной 9 камерами.

Обратные клапаны могуч быть любого типа, подходящего для выполнения своих функций в описываемом ЗОУ. Например, они могут быть лепесткового типа, как показано на фигурах 6 9, или конусного типа, как отображено на фигурах 10 12. Здесь приняты следующие обозначения: 21 - тело клапана; 22 - проем клапана; 23 - запорный элемент.

Корпус 1 изготавливается из дерева либо других материалов, позволяющих получить хорошие акустические характеристики ЗОУ.

Конструктивно ЗОУ может быть выполнено как в виде отдельного устройства для одной кусковой планки, что и изображено на прилагаемых чертежах, так и в виде единой конструкции из нескольких ЗОУ, объединенных в единый блок, состоящий из цельной или нескольких кусковых голосовых планок. Эти планки находятся в корпусе ЗОУ, разделенном на звуковые отсеки, каждый из которых соответствует описанному ЗОУ для одной голосовой планки и является резонатором. Такое ЗОУ имеет общий корпус, состоящий из звуковых отсеков для голосовых планок, являющихся резонаторами, общие для всех или отдельные для каждого, верхние и нижние крышки корпуса, отдельные для каждого отсека клапаны, соответствующие клапанам для рассмотренного отдельного ЗОУ, и может быть использовано вместо традиционного резонатора в, например, музыкальных инструментах. При этом допускается конструктивно выполнить ЗОУ с общим выходным отверстием, соответствующим, например, отверстию 16, имеющем общий выпускной клапан, соответствующий клапану 20, что еще более упрощает конструкцию резонатора для ЗОУ МИ (не показано).

Для повышения качества звука в одну из крышек, 3 или 4, или в обе крышки ЗОУ встроена звукопроницаемая мембрана 24. Если в нижнюю крышку эта мембрана может быть встроена всегда, в отношении верхней крышки это делается при изготовлении отдельных ЗОУ, в виде комплектующих. При изготовлении всего МИ согласно данному предложению, когда общей крышкой всех ЗОУ полукорпуса МИ является дека, звукопроницаемые мембраны могут встраиваться как в нижнюю крышку ЗОУ, так и в деку МИ (фиг.15).

ЗОУ может иметь симметричную конструкцию, при которой безразлично, какой стороной устанавливать ЗОУ к отверстию 11 в деке 25, т.е. в сторону атмосферы, и какой стороной внутрь в сторону меха 26.

Устройство язычкового МИ типа баяна, аккордеона, гармони и т.п., в котором использовано охарактеризованное выше ЗОУ, показано на фиг.15, на примере схематического изображения правого полукорпуса баяна. В собственно полукорпусе 27 перпендикулярно стенкам 28 закреплена дека 25, конструктивно выполненная в виде общей крышки всех корпусов ЗОУ, размещенных в данном полукорпусе МИ. В деке имеются наружные отверстия 11, которые закрываются или открываются клапанами 29, соединенными рычагами 30 с клавишами на грифе 31 клавиатурно-клапанного механизма. В соответствии с примененными выше обозначениями отверстия 11 сообщают внутренние пространства ЗОУ с атмосферой. Для их сообщения с меховой камерой 12 служат отверстия 10. В деке выполнены проемы деки 32, размеры которых соответствуют размерам соответствующих голосовых планок ЗОУ, таким образом, чтобы через эти проемы можно было голосовую планку, по необходимости, настроить, отремонтировать или заменить. Каждый из проемов закрыт съемной герметичной крышкой 33, которая может быть оборудована встроенной звукопроницаемой мембраной 24. Мембрана 24 служит для улучшения звучания ЗОУ, при этом крышка может быть применена без такой мембраны.

Работа ЗОУ и МИ

При растяжении меха 26 и открытии клапаном 29 соответствующего отверстия 11, когда воздушное давление у отверстия 11 превышает воздушное давление в меховой камере 12, т.е. в области отверстия 10, в ЗОУ образуется воздушный поток, направленный от отверстия 11 к отверстию 10. Этот поток запирает клапан 20 в отверстии 16, открывает клапан 17 в отверстии 13, запирает клапан 18 в отверстии 14, открывает клапан 19 в отверстии 15 и выходит в отверстие 10. При этом воздушный ноток проходит через проем 6 голосовой планки 5, прикрытый язычком 7, который под действием проходящего воздушного потока колеблется и образует звук.

При сжатии меха 26 и открытии клапаном 29 соответствующего отверстия 11, когда воздушное давление у отверстия 10 превышает воздушное давление у отверстия 11, в ЗОУ образуется воздушный поток, направленный от отверстия 10 к отверстию 11. Этот воздушный поток запирает клапан 19 в отверстии 15, открывает клапан 18 в отверстии 14, запирает клапан 17 в отверстии 13, открывает клапан 20 в отверстии 16 и выходит в отверстие 11. При этом также образуется соответствующий звук, как описано выше.

Вне зависимости от того, направлен ли воздушный поток от отверстия 10 к отверстию 11 или от отверстия 11 к отверстию 10, внутри ЗОУ воздушный поток повторяет свое движение, проходя из входной камеры 8 сквозь проем рамки голосовой планки со стороны язычка в выходную камеру 9 и вызывая образование звука язычком голосовой планки, который усиливается за счет возникающего в корпусе ЗОУ резонанса. Возникший звук выходит из корпуса через открытые отверстия и звукопроницаемые мембраны 24.

При необходимости замены, ремонта или настройки голосовой планки из проема деки извлекается соответствующая герметичная крышка 33, производятся необходимые действия с голосовой планкой, после чего эта крышка устанавливается на место и МИ готов к эксплуатации.

ЦИФРОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1. Корпус ЗОУ 21 Тело клапана
2. Поперечная планка 22 Проем
3. Нижняя крышка 23 Запорный элемент
4. Верхняя крышка 24 Звукопроницаемая мембрана
5. Голосовая планка 25 Дека
6. Проем голосовой планки 26 Мех
7. Язычок 27 Полукорпус МИ
8. Входная камера 28 Стенка полукорпуса
9. Выходная камера 29 Клапан
10, 11. Наружное отверстие 30 Рычаг
12. Меховая камера 31 Гриф
13 16. Внутреннее отверстие 32 Проем деки
17 20. Обратный клапан 33 Крышка

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 Язычковое звукообразующее устройство музыкального инструмента, содержащее

корпус с входной и выходной камерами;

наружные отверстия, первое и второе в корпусе для сообщения его полости с источником воздуха повышенного/пониженного давления, например меховой камерой и атмосферой;

клапаны для регулирования направления воздушного потока между меховой камерой, входной и выходной камерами и атмосферой, отличающееся тем, что

корпус (1) звукообразующего устройства снабжен четырьмя внутренними отверстиями (13-16), первое из которых (13) сообщает входную камеру (8) с первым наружным отверстием (10), второе (14) сообщает входную камеру (8) со вторым наружным отверстием (11), третье (15) сообщает выходную камеру (9) со вторым наружным отверстием (11), а четвертое (16) сообщает выходную камеру (9) с первым наружным отверстием (10), при этом упомянутые внутренние отверстия оборудованы обратными клапанами (17-20) таким образом, чтобы при поступлении воздушного потока в первое наружное отверстие (10) он направлялся через первое внутреннее отверстие (13) во входную камеру (8) и после прохождения проема (6) голосовой планки (5) через выходную камеру (9) и третье внутреннее отверстие (15) он направлялся во второе наружное отверстие (11), а

при поступлении воздушного потока во второе наружное отверстие (11) он направлялся через второе внутреннее отверстие (14) во входную камеру и после прохождения проема голосовой планки через выходную камеру и четвертое внутреннее отверстие (16) он направлялся в первое наружное отверстие (10).

2. Язычковый музыкальный инструмент, например баян, аккордеон, гармонь и т.п., включающий полукорпусы с клавиатурно-клапанными механизмами, мех, меховую камеру, деки с отверстиями и язычковые звукообразующие устройства, отличающийся тем, что язычковые звукообразующие устройства выполнены так, как раскрыто в п.1 формулы, каждая из дек (25) выполнена в виде плиты, примыкающей со стороны входной камеры к корпусам (1) звукообразующих устройств полукорпуса (27) инструмента и служащей для них общей крышкой, причем в этой плите выполнены проемы (32), каждый из которых закрыт съемной герметичной крышкой (33), размеры которых приняты из условия возможности обслуживания и замены голосовых планок звукообразующего устройства, расположенного под этой крышкой.

3. Инструмент по п.2, отличающийся тем, что упомянутые съемные крышки (33) оборудованы звукопроницаемыми мембранами (24).

Язычковые музыкальные инструменты
Язычковые музыкальные инструменты, пожалуй, одна из самых интересных групп музыкальных инструментов. Звук создается при помощи специфического язычка, который на одном конце закреплен, а на другом свободен. Поток воздуха или защемление данного язычка и создает звук. Чтобы понять, что именно это за предметы, стоит представить перед собой такие всем известные язычковые музыкальные инструменты, как баян, губную гармошку, гармонь. Сейчас такие предметы мало используются для создания современной музыки, но стоит отдать им должное - в свое время им не было альтернативы.
Язычковые музыкальные инструменты также могут быть помесью с духовыми или даже клавишными. Саксофон - яркий пример духового язычкового класса, который работает с помощью вдуваемого музыкантом воздуха и язычка, который колеблется именно под его потоком. Там же на поверхности есть клавиши, которые регулируют попеременность необходимых нот. Кларнет, гобой, фагот - все они также относятся к язычковым инструментам. Среди нестандартных можно назвать китайские хулус и бау, а также африканскую калимбу. Есть также самозвучащие, где звук воспроизводится методом натягивания и отпускания того самого язычка.

Духовые язычковые инструменты
Духовые язычковые инструменты являются представителями слияния двух классов. В них звук создается путем попадания воздуха в музыкальный инструмент и колебания язычка под его воздействием. Данный класс можно поделить на две большие группы: обычные (медные) и деревянные. Кларнет, гобой, саксофон и фагот - это представители первой большой группы. Балабан, дудук, шалмей, зурна, тутек и шалюмо созданы из дерева и по своей специфике мало используются для создания классической и современной музыки. Это, скорее, национальные, с этническим окрасом предметы, используемые нашими предками для исполнения песен. Интересен тот факт, что многие современные музыканты, которые овладели искусством игры, скажем, на саксофоне, не умеют играть на губной гармошке или дудке. Все из-за того, что эти инструменты хоть и находятся в одном типовом классе, а имеют разный диапазон звучания и оригинальную технику работы. Мелодии, созданные с помощью вышеописанных музыкальных приборов, нельзя спутать ни с чем другим. Наши предки использовали именно их для оповещения важных новостей, для сопровождения празднеств или важных событий. Саксофон же по праву принято считать королем среди духовых и язычковых музыкальных инструментов, потому как один он породил сразу несколько направлений в музыке.

Язычковые инструменты — высокое искусство музыки в элементарных вещах
Язычковые инструменты представляют собой совокупность предметов, которые воспроизводят мелодию за счет движения и гибкости специальной пластинки (язычка), которая вибрирует из-за потока воздуха или защемления клавиши. К классу язычковых инструментов относятся баяны, гармоники, варганы и губные гармошки. В каждом примере этого типа музыкальных приспособлений есть свои особенности. Например, обычная гармошка, состоит из так называемых "мехов" и специальных планок, которые при определенном положении и нажатии издают звук. Расположение кнопок соответствует определенной ноте, которую нужно воспроизвести.
Язычковые инструменты — это очень оригинальный класс музыкальных приборов. В разные времена они переживали различные уровни популярности. Сегодня язычковые инструменты являются преимущественными в народном творчестве и в некоторых форматах современной эстрады. Хорошо забытое старое — так смело можно называть гармоники и аккордеоны, играть на них сейчас модно и необычно, что позволяет судить об их дальнейшей активной реализации в современной музыке.

Как видим, классификация инструментов на виды и семейства подсказывается особенностями их конструкции и способа звукоизвлечения. Если у свистящих в основе заложен свисток, то у язычковых специальные пластинки - «язычки», двойные или одинарные. Именно такой пищик в виде сдвоенного язычка мы смастерили в течение нескольких секунд на стебле одуванчика. Пищиком в народных духовых инструментах может служить и береста, и тонкие пластинки из тростника, гусиного пера или бамбука и из некоторых других издающих звук тонких материалов, например, пластмассы.

Вдуваемая струя воздуха встречает на своем пути тонкий язычок и стремится его либо отогнуть, либо вогнуть, в зависимости от его положения. Упругий язычок стремится занять первоначальное положение. Возникает колебание, язычок звучит, а находящийся в раструбе столб воздуха резонирует, усиливая этот звук. Типичный и самый распространенный инструмент этого семейства - жалейка.

Жалейка

В коротенькой новелле из книги «Над Истермой» поэт В. Боков описывает свою встречу с пастухом у себя на родине в деревне.

«...На кусту бузины, под которой теплился костер, я увидел жалейку.

Сыграйте!

Он взял жалейку и заиграл. В мелодии слышалось что-то дикое, тоскливое, первобытное.

За рекой на поле колхоза «Марат» поднялась высокая фигура пастуха. Дикие, тоскливые звуки полились и оттуда. Два человека долго объяснялись между собой.

Ай, как душевно поговорили, - сказал «мой» пастух, закончив игру».

В этом непритязательном рассказе все образно и верно! И то, что пастухи играли душевно, тоскливо, и что от музыки этой «лесом пахнет».

Конечно же, название инструмента произошло от корня слов «жалеть», «жалость». Звук жалейки терпкий, резкий, но жалостливый, плачущий, вследствие заметной вибрации (дрожания).

Жалейка представляет собой деревянную (ива, бузина, тростник) или (в наше время) металлическую трубку от 140 до 160 мм в длину. В верхний конец ее вставлен пищик. На нижний конец надевается в качестве резонатора натуральный коровий рог или берестяной раструб. Именно из-за этого рога или раструба в некоторых местностях жалейку неправильно называют рожком. Язычок (пищик) в старинных жалейках надрезали прямо на основной трубочке. Позже для пищика стали делать специальный мундштучок, который вставляется в трубку. В этом случае при порче пищика его легко заменить новым. На трубке прорезываются от 3 до 6 отверстий. Наносят их и используют так же, как на свирели. В зависимости от размеров жалейки могут быть разных строев, что очень важно в ансамблевой и оркестровой игре на них.

На рисунке приведены размеры жалейки в строе соль мажор с пониженной VII ступенью, то есть фа вместо фа-диез.

Этот инструмент также сконструирован Н. 3. Кудряшовым и имеет ряд новшеств по сравнению со старинными народными жалейками. Главное из них - в способе крепления пищика. Он должен быть тонким (несколько десятых долей миллиметра, наподобие лезвия бритвы), ровным и гладким. Ориентировочные размеры его указаны. Пищик крепится к специальной голосовой трубке (мундштуку), одним открытым концом вставляемой в основную трубку жалейки. Мундштук изготовляется из дерева. Верхний его конец глухой, а вдоль самого мундштука делается прямоугольный узкий срез, который должен быть на 2-2,5 мм уже ширины пищика. В этот срез должна быть видна внутренняя полость трубки. Длина среза должна точно соответствовать длине пищика. Срез идет от верхнего конца инструмента и заканчивается прямоугольным порожком, в который упрется, положенный на него пищик.

На рисунке видно, что в самой верхней части мундштук срезан с небольшим закруглением, что создает между ним и лежащим сверху пищиком небольшую зону, в которой пищик может колебаться.

Обычно пищик привязывался нитками поблизости от входа мундштука в основную трубку. Кудряшов предложил крепить его при помощи колечка, полученного из полихлорвиниловой изоляционной трубки (кембрика), имеющейся под руками у каждого электрика. Прогрессивность этого новшества не столько в надежности и чистоте самого крепления, сколько в другом, более важном вопросе. Чтобы жалейка имела вполне определенный заданный строй, пищик сам по себе, без резонатора, должен извлекать основной звук этого строя (например, соль в соль мажоре). Раньше приходилось долго биться над его размерами, чтобы получить искомый тон. Теперь для этого достаточно передвижением трубчатого колечка изменить величину колеблющегося конца пищика, и строй его станет другим. Такие изменения можно произвести в пределах кварты. Это значит, что при помощи найденного простого приспособления не только облегчается нахождение необходимого тона, но и появляется возможность его замены, а следовательно, и изменения в случае надобности всего строя жалейки. Для современной музыкальной практики это немало.

Перед игрой пищик необходимо каждый раз размачивать слюной, иначе он звучать будет плохо, сипло. Дуть в жалейку нужно с некоторым усилием. Чем больше это усилие, тем выше может подниматься ее строй (в пределах 1/2-1/4 тона), и наоборот. Этим пользуются народные исполнители для выравнивания строя при игре или для подлаживания к певцам.

При скреплении отдельных деталей жалейки рекомендуем пользоваться современной (цветной) изоляционной лентой. С ее помощью легко утолщать концы сочленяющихся трубок, заделывать трещины и т. д. Рог приклеивается техническим клеем типа БФ 6, суперцемент и др. Мундштук лучше всего закрепить силой трения. Для того чтобы случайно не повредить пищик, на мундштук надевается специальный колпачок из камышовой, деревянной или картонной трубки.

Известны и до сих пор встречаются парные или двойные жалейки, настроенные и используемые так же, как парные свирели. В отличие от свирелей парные жалейки скреплены вместе и объединены одним раструбом.

Волынка

Что ты тянешь волынку? Не волыниться!

Разве не употребляем мы этих и им подобных выражений и сейчас? Имеют ли они что-либо общее с всемирно известным музыкальным инструментом?

Волынка представляет собой воздушный резервуар, так называемый мех, изготовленный из цельной козьей или телячьей шкуры, со вставленными в него трубками. Одна трубка вставляется в отверстие от передней пары ног; она предназначается для нагнетания воздуха и снабжена обратным клапаном. В другое отверстие вставляется игровая трубка с пищиком; в некоторых местах - пищик типа свирели; в России, как правило, - типа жалейки. На этой игровой трубке прорезываются пальцевые отверстия. На ней исполняется ведущая мелодия. В шейное отверстие вставляются одна-две трубки, дающие каждая всего лишь один, низкий тянущийся звук, настроенный в октаву, кварту или квинту к основной ступени звукоряда мелодической трубки. Эти тянущиеся звуки называются бурдонами и звучат непрерывно, как гармонический фон к мелодии. Вот именно монотонное звучание бур-донов и дало основание сравнить волынку со всякой волокитой и промедлением в деле.

Русское название инструмента произошло, как полагают, от наименования места его появления - Волыни - области, расположенной по верхнему течению Западного Буга и входившей в состав Киевской Руси. Эту область населяли волыняне, восточнославянское племя, жившее там, в IX-XI веках. Тем не менее, в самой Украине, Молдавии и Польше этот инструмент называется козой (по происхождению меха), в Белоруссии и некоторых русских областях - дудой.

Волынка была распространена фактически по всему миру. В разных странах у разных народов она имела свои отдельные конструктивные особенности, но принцип устройства ее всюду один. Даже в большинстве местных названий волынки заложены одни и те же слова: «мешок» и «гудеть», «играть». Сравните, например, английское название волынки bagpipe (бэг - мешок, пайп - игра, свирель), немецкое Sackpfeife (зак - мешок, пфайфе - дудка), французское cornemuse (старинная свирель), голландское dudelsack (дудящий мешок) и т. д.

При игре волынку держат перед собой, а чаще под мышкой. Мех наполняется воздухом через клапанную трубку, и под его напором пищики начинают звучать. Звук у волынки непрерывный: при перерывах в нагнетании воздуха волынщик прижимает мех к корпусу, и звучание продолжается.

Первые сведения о волынке в России относятся к XVI-XVII векам. В то время это был очень распространенный инструмент, он неоднократно упоминается в народных песнях, припевках, сказках.

Особой популярностью пользовался инструмент у скоморохов, медвежьих поводчиков и придворных музыкантов Потешной палаты. Позже - у бродячих нищих музыкантов. К началу XX столетия инструмент этот постепенно был вытеснен из практики другими, менее сложными и трудоемкими конструкциями. Однако, например, в Шотландии волынка культивируется как национальная реликвия и даже входит в состав военных оркестров. У нас отдельные экземпляры волынки можно увидеть, пожалуй, лишь в музеях музыкальной культуры.

Сурна

История музыки знает случаи самых различных взаимовлияний и взаимопроникновений инструментов разных народов, особенно соседствующих в географическом отношении. Одни инструменты, например струнные, родились и развивались в разных частях света независимо друг от друга. Другие, наоборот, бесспорно, были заимствованы у народов с более древней цивилизацией. Именно к такого рода инструментам принадлежит сурна, близкая к закавказскому духовому инструменту зурне и по названию, и по устройству, и по звучанию.

Сурна, иногда называемая сурьмой или сурепкой, делалась обычно из карагача (южная порода дерева, очень плотного и крепкого). Этот инструмент регулярно упоминается в письменных исторических памятниках, начиная с XIII века, но никаких достоверных описаний, рисунков и тем более подлинных экземпляров его не сохранилось. Если исходить из аналогии сурны с восточной зурной, до сих пор бытующей у народов, населяющих Кавказ и прилегающие к нему районы, то это деревянная трубка с несколькими игровыми отверстиями, небольшим коническим раструбом и двойным, реже одинарным, язычковым пищиком. Некоторые исследователи народных музыкальных инструментов утверждают, что сурна - амбу-шюрный инструмент (см. следующую главу), а возможно и амбушюрно-язычковый. 6 частности, на изображенной на рисунке русской сурне (инструменте терских казаков) играли двояким способом: как на амбу-шюрном и как на язычковом.

Язычок жалеечного типа находился в мундштуке в специальной трубочке. Звук у сурны резкий и гнусавый. Употреблялась она либо скоморохами в их буйных, удалых плясках, либо в военном обиходе, вплоть до царствования Петра I, заменившего в военных оркестрах все национальные инструменты западными, медными. Постепенно сурна почти вышла из употребления, может быть отчасти потому, что постоянно упоминалась в царских и церковных указах в числе запрещенных, и народ вынужден был заменить ее другими инструментами, подобными ей, но с другими названиями. Очень похожа на сурну, в частности, поныне существующая брёлка.

Брёлка

Это один из наиболее мягких и благозвучных по тембру инструментов семейства язычковых. Представляет собой как бы промежуточную разновидность жалейки и сурны. Трубка его почти прямая, постепенно расширяющаяся к конусообразному раструбу. Язычок двойной, как у гобоя. Отсюда близость звука к последнему. По существу, это и есть маленький гобой народного происхождения. Во всем остальном (по количеству отверстий, строю, техническим и динамическим возможностям) брёлка сродни своим предшественникам.

Предполагают, что брёлка появилась в Тверской губернии и получила столь малопонятное наименование от местного названия ивы - бредины, из которой она изготовлялась.

На рисунке даны размеры сопрановой соль-мажорной брёлки. На ней играл бывший артист оркестра хора им. Пятницкого В. Воронков. Корпус его инструмента выточен на токарном станке из самшита и состоит из двух половин, вставляющихся одна в другую. Воронков использовал в своей практике обычные гобойные трости, которые делал сам или покупал в музыкальных магазинах. Звук его инструмента нежный и красивый в протяжных мелодиях, острый и задорный в быстрых, плясовых. Для изменения строя применяются специальные колечки или воск (см. главу о свистящих инструментах).

Язычковые инструменты - это семейство музыкальных инструментов, которым характерно звукообразование при помощи язычка - гибкой вибрирующей пластинки небольших размеров.

Шэн - первый язычковый инструмент

Первому язычковому музыкальному инструменту предположительно около 2 тысяч лет. Речь идет о древней китайской гармонике, называемой «шэн». В странах Древнего Востока она считалась священным инструментом и использовалась во время религиозных действ. Шэн существовал на протяжении нескольких тысячелетий и был одним из самых популярных инструментов в Бирме, Лаосе и Тибете. Он также был известен на территории России, куда впервые попал в 10 веке. Сохранились сведения, подтверждающие, что в середине 18 века придворные российского царя увлекались игрой на шэне.

Конструктивно шэн представлял собой небольших размеров круглый короб с вставленными в него по окружности бамбуковыми трубочками, которые в нижнем своем крае были снабжены пластинкой с язычком. Шэн производил звуки в двенадцати тональностях и был прост в использовании.

Ручная гармонь

Не во всех язычковых музыкальных инструментах воздух вдувается ртом, эту роль могут выполнять мехи. Они были изобретены 1,5 тыс. лет до н.э. в Древней Греции или Египте, только использовались они не для звукоизвлечения, а для раздувания огня.

Первая ручная была изготовлена в 1797 году Франтишком Киршником. Он зарабатывал на жизнь настройкой клавикордов и органов. Однажды известный ученый Христиан Кратценштейн пригласил его в свою мастерскую для проведения ряда экспериментов, в результате которых была изобретена новая музыкальная конструкция - язычковые планки. Используя эту конструкцию, Франтишк собирает маленький орган и везет его в Санкт-Петербург.

Ручная гармоника прижилась в России. В Туле было открыто первое производство таких гармоник. Она считалась романтическим инструментом благодаря своему нежному и выразительному звучанию, хорошо аккомпанировала народным песням.

Изобретение губной и ручной гармоники

Губные гармошки в последние годы переживают новый всплеск популярности. А изобрел этот музыкальный инструмент немец Фредерик Бушман, в 1821 году, дав ему красивое имя «Аура». В его гармонике язычки, приводимые в движение выдохом музыканта, могли свободно проскакивать в отверстия рамы и издавать звуки. Такого типа губные гармошки представлены двумя видами - хроматическая и диатоническая.

Год спустя, Бушман изобрел еще одну разновидность язычковых музыкальных инструментов - малую ручную гармонику. Он просто снабдил камертон, который использовался для настройки органов, кожаным мехом.

Аккордеон

Аккордеон - это усовершенствованный вариант малой ручной гармоники Бушмана. Датой рождения аккордеона считается 1829 год, когда в Вене была впервые представлена гармоника нового типа с аккомпанементом на левой клавиатуре. Каждая из пяти кнопок этой гармоники давала один аккорд при сжатии и другой при растяжении мехов. Такого типа гармоники с аккордовым аккомпанементом получили название аккордеоны.

Гармоники венского и немецкого типа

Гармоники принято делить на два типа, в зависимости от страны, где они изготавливаются, и, соответственно, конструктивных особенностей. С точки зрения звучания они кардинальных различий не имеют.

Так, немецким гармоникам диатонического строя свойственно размещение клапанов мелодии на правой крышке, а клавиатуры - на выносном грифе слева. Их иначе называли двух- или четырехпланочными, поскольку в каждом ряду было по две планки.

У венских гармоник было иное расположение клапанов и клавиатуры: на правой крышке - клапаны, а левая клавиатура - уже на крышке аккомпанемента. Эти гармоники иначе называют двухрядками.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...