Разборчивая речь. Как развить голос, как развить дикцию, как развить речь


Люди с четкой от природы дикцией встречаются крайне редко. Но, не стоит считать, что дикцию нельзя улучшить. Усовершенствовать свое произношение может каждый из нас. Поставить правильную дикцию можно не только в детском возрасте, но и у взрослого человека. О специальных приемах и техниках мы расскажем в этой статье.

Дикция — это четкое произношение звуков и слов. Понятная и красивая речь положительно сказывается на восприятии человека, который ее имеет. Поэтому обладать четкой и внятной дикцией должен не только диктор центрального телевидения, но и каждый из нас.

Если вы хотите не просто говорить, а сделать так, чтобы ваши собеседники вас поняли, необходимо работать над своей дикцией. Особенно, если она нуждается в этом.

Из чего состоит дикция:

Отчетливая артикуляция (Правильное и четкое произношение звуков). Именно благодаря четкой артикуляции речь оратора разборчива и его собеседники легко понимают то, что он хочет донести. Нарушение этого показателя дикции может возникнуть из-за физиологических особенностей человека. Улучшить четкость произношения звуков можно с помощью тренировок языка и мышц губ.

Правильная артикуляция (Согласованное движение мышц артикуляционного аппарата). Негативно влияют на артикуляцию нарушения прикуса, уздечки и т.п. При таких физиологических отклонениях может появится картавость, гнусавость.

Тембр . Зачастую на манеру произношения влияет темперамент человека. Оратор может склоняться к монотонности или ускорять свою речь. Часто именно торопливость встречается у людей с плохой дикцией. Но, как показывает практика, практически любой человек может «победить» эту проблему.

Интонация . Что касается интонации, то она формируется прежде всего из умения отчетливо произносить гласные звуки и ударения. Поставить интонацию можно с помощью некоторых дыхательных упражнений и чтения вслух. Улучшить интонацию это очень трудная и кропотливая работа.

Надо ли для развития дикции читать вслух?

Каждый логопед вам скажет, что одним из лучших упражнений для дикции является чтение вслух. При этом, важно не количество прочитанных слов, а артикуляция и четкость произношения звуков.

При использовании этого приема не стоит забывать и о том, что чтение имеет и другие полезные качества. Приятным «бонусом» такого приема улучшения дикции станет увеличение словарного запаса, улучшение воображения, развитие памяти.

Многие люди любят читать, и при этом их дикция оставляет желать лучшего. Именно поэтому, читать нужно вслух. Стараться внятно и с выражением произносить написанные в книги буквы и слова, окрашивать своею речь в эмоциональные краски.

Регулярное чтение вслух поможет избавиться от косноязычия, оговорок, запинок и других вещей, которые негативно сказываются на дикции.

Так как текст книг, особенно в классической литературе, сильно отличается от того, как мы разговариваем в повседневной жизни, поможет вам не только красиво выражаться, но и формировать свою речь согласно литературному языку.

Читая вслух не стоит спешить. Сядьте в удобное кресло и возьмите книгу. Желательно, чтобы это была одна из ваших любимых книг. Конечно боевики или российские «детективы» для такой практики не подходят. Сложная научная литература тоже.

Очень красивый слог у Льва Николаевича Толстого. Но, в его главном произведение «Война и мир» слишком много французского языка. Поэтому это произведения вам не подойдет. Практикуйтесь на его более ранних рассказах.

Очень хорошо для чтения вслух подойдет советская фантастика. Особенно произведения братьев Стругацких. К сожалению их современные последователи слишком упростили жанр и вряд ли подойдут для чтения вслух.

Читайте выбранное произведение выразительно, обозначая ударения и делая необходимые паузы. Если возвращаться к Стругацким, то послушайте аудиокниги этих авторов, записанные Владимиром Левашовым. Возьмите его дикцию за эталон и попробуйте повторить.

Можно пойти дальше и добавить в свое чтение вслух немного артистизма. Постарайтесь представить героев произведения, их внешность и характер. После чего внесите в их реплики индивидуальные нотки. Но, конечно не стоит забывать о самом главном – тренировки дикции. Перебарщивать с артистизмом не стоит.

Когда вы станете читать вслух уверенно, можно немного увеличить скорость чтения. Но, важно четко и внятно произносить звуки и слова. При увеличении скорости чтения нельзя сбиваться монотонность и излишнему ускорению. Даже если на следующей странице книги вы узнаете развязку события.

Для того, чтобы чтение вслух дало эффект, важно читать не менее 30 минут в день. И уже через месяц вы сможете добиться заметных успехов. А для того, чтобы быть точно уверенным в том, что ваша дикция прогрессирует, запишите на диктофон то, как вы начинали читать вслух и то, как читаете через некоторое время таких регулярных тренировок.

Как улучшить дикцию взрослому, подростку?

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ . Хорошим способом улучшить свою дикцию является использование для этого грецких орехов. Их нужно заложить за щеку (по одному с каждой стороны) и проговаривать скороговорку в течении нескольких минут. После чего необходимо извлечь орехи и вновь проговорить туже самую скороговорку.

КАРАНДАШ В ЗУБЫ . Зажмите зубами карандаш и прочтите с выражением какое-нибудь стихотворение по памяти.

ВАЖНО: Обе методики можно применять как детям, так и взрослым. При их регулярном использовании можно улучшить дикцию, сделать речь более раскрепощенной и свободной. Такая методика может применять даже в случаях нарушения речи в следствии инсульта.

ЗАПИСЬ НА ДИКТОФОН . Эту методику можно совместить с чтением вслух, о котором мы рассказывали выше. Включите диктофон перед началом чтения вслух и запишите фрагмент любого текста, прочитанного вами. Затем нужно прослушать запись и отметить звуки, которые вы неправильно выговариваете. При последующем чтении книг вслух старайтесь уделять особое внимание проблемным звукам.

СКОРОГОВОРКИ . Пожалуй, самым известным способом улучшить свою дикцию являются скороговорки. Повторяйте ежедневно эти ритмичные фразы. Особое внимание уделите произношению проблемных звуков. Если ваша дикция страдает от неправильно произнесенных шипящих или свистящих звуков, то решить эту проблему можно с помощью скороговорки:

АРТИКУЛЮЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА . Существует масса упражнений для улучшения дикции, которые входят в понятие артикуляционной гимнастики. С их помощью можно существенно улучшить произношение у взрослого человека. О них мы расскажем в разделе «Упражнения для дикции и артикуляции».

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА . Многие недооценивают правильную осанку и дыхание во время общения с другими людьми. Но, без этого иметь правильную дикцию нельзя. Правильным вдохам и выдохам посвящены целые курсы при изучении актерского дела. И если вы хотите разговаривать как Андрей Миронов или Василий Ливанов, то обязательно, несколько минут в день уделите тренировкам дыхания.

  1. Встаньте прямо, руки поставьте на пояс, а ноги на ширину плеч
  2. Сделайте медленный вдох через слегка приоткрытые губы
  3. Затем попробуйте также вдыхать воздух читая текст вслух
  4. Затем еще больше усложните задачу: двигайтесь по комнате, делайте вдох и говорите
  5. При выдохе поднимайтесь и тяните букву «м-м-м»

Разминка для дикции

Карандаш в зубах — отличное упражнение для дикции

Перед публичными выступлениями обязательно нужно провести разминку дикции. Для этого можно воспользоваться способами, описанными выше. Например, взять в зубы карандаш и прочесть несколько скороговорок. После чего нужно произнести тоже самое без карандаша.

Попробуйте произнести сложные слова из текста, который нужно донести до слушателей, несколько раз. Прочтите любимое стихотворение по памяти. Нескольких минут такой разминки хватит чтобы размять свои голосовые связки, мышцы лица и настроить себя на выступление.

Также размять дикцию можно с помощью следующих упражнений:

Высунуть и спрятать Выдвигаем язык вперед как можно дальше, затем прячем его обратно. Двигаем языком вперед, а потом назад. Продолжительность упражнения - 2-4 минуты
Укалывание щек языком Начинаем колоть по очереди свои щеки языком. Сначала колим левую щеку, потом правую. Продолжительность упражнения 3-5 минут
«Чистка зубов» Вращаем язык во рту по кругу. Рот при этом должен быть закрыт. Делаем 15-20 вращений по часовой стрелке и наоборот
Круговые движения Вытягиваем язык и крутим ним по кругу. Делаем 10-15 кругов по часовой стрелке, затем против
«Трубочка - улыбка» Вытягиваем губы вперед, через 3 секунды начинаете улыбаться как можно шире. Сначала губы вперед, затем назад. Делаем это упражнение минимум 3 минут.
«Пузырь» Надуваем сначало одну щеку, затем другую. Продолжительность 2 минуты

Работа над дикцией и произношением

Ораторский талант встречается крайне редко. Практически все известные люди усиленно готовятся к каждому публичному выступлению. Известно, что Цицерон без подготовки не мог произнести не единого слова. А его до сих пор ставят в пример как великого ритора.

Существует очень много упражнений, с помощью которых ваша речь может стать четкой и красивой. Существуют как универсальные упражнение, таки те, которые призваны помочь исправить конкретную проблему. Например, свистящего «С», невнятного «Л» или нарушения в произношении звука «Р». Для того, чтобы решить эти проблемы придется поработать.

Упражнения для дикции и голоса

При публичном выступлении или при обычном разговоре мы используем мышцы языка и глотки. Логично, что для того чтобы красиво говорить нужно «прокачать» эти мышцы. Но, в отличии бицепса и грудных мышц, нам не понадобятся спортивные снаряды.

1. Прокачать мышцы участвующие в воспроизведении звуков можно регулярно произнося «А-Э-О» . При этом, важно стараться открывать рот не очень сильно. Эффекта можно достичь, если произносить звуки как можно глубже в полости рта.

2. Очень хорошего эффекта можно достичь в дикции и тренируя губы. Для этого нужно произнести:

  • «ГЛ» , «ВЛ» , «ВН» — для верхней губы
  • «КС» , «ГЗ» , «ВЗ» , «БЗ» — для нижней губы

3. Также можно придать языку форму лопаты и произнести «И» и «Э» несколько раз. Теперь придадим языку форму крючка и одновременно произнесем «О» и «У» .

4. Продолжаем «прокачивать» мышцы языка. Закрываем рот и с помощью внутренних движений неба, щек и губ тянем звук «М» .

Выполняя эти упражнения для дикции можно ощутить результат уже через несколько регулярных занятий.

Упражнения для дикции и артикуляции

Так как в четком произношении очень активно «работает» кончик языка, есть несколько упражнений, которые помогут улучшить его активность.

1. Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да-да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д» .

2. Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу» . Проведите такое упражнение несколько раз.

3. Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б» , то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.

4. Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом. Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

При регулярном декларировании текста с увеличенной громкостью вы в скором времени сможете контролировать необходимо количество воздуха и сможете с успехом выступать перед большой аудиторией.

5. Есть еще одно упражнение для улучшения артикуляции. Возьмите несколько строк из вашего любимого стихотворения. После чего исключите из этих строк согласные звуки и пропойте только гласные. Затем вставьте согласные и звонко произнесите их не изменяя стиль произношения гласных.

Также артикуляцию можно улучшить с помощью таких упражнений:

Если вы заметили у себя проглатывание окончания слов, то прочтите любой текст, подчеркивая окончания написанных в нем слов. Делать это нужно ежедневно, и через некоторое время можно будет забыть о такой проблеме своей дикции.

При проблеме с произношением какой-либо отдельной буквы, возьмите толковый словарь русского языка и четко прочтите все слова на эту букву. Делайте это регулярно. При желании запишите это упражнение на диктофон.

Скороговорки для развития дикции

Самым популярным способом улучшения своей дикции являются скороговорки. Их можно использовать и в качестве разминки перед публичным выступлением. Вообще, заведите себе привычку ежедневно проговаривать несколько скороговорок. Такая тренировка поможет вам преодолеть проблемы в произношении некоторых звуков и сделает речь более убедительной и красивой.

Для такой тренировки не нужно выделять время. Вы можете повторять скороговорки во время сбора на работу. Специалисты считают, что три недели использования скороговорок сделают речь плавной, а дикцию четкой.

Вот, наиболее популярные скороговорки, которые помогут улучшить дикцию:

Кристина. Я с Юга России и раньше часто «гхэкала». Когда училась в Петербурге очень стеснялась этого. Поискала в интернете и нашла простой способ избавления от этого речевого дефекта. Нужно просто проговаривать фразы, содержащие звук «Ге». Необходимо акцентировать внимание на этом звуке и четко его проговаривать. Уже через две недели я стала правильно проговаривать этот звук и забыла об этой проблеме.

Юрий. Еще в студенческие годы участвовал в драмкружке. Наш руководитель тактично намекнула, что у меня не самая лучшая дикция. И попросила, хотя бы 30 минут в день читать книги вслух. Мне так понравилось это упражнение, что я стал ему уделять даже больше времени. И дикция стала заметно лучше.

Видео. Упражнение для дикции, которое за неделю сделает Вашу речь красивой

Внятная, четкая, грамотная речь помогает говорящему привлечь внимание любых слушателей. Овладеть основами ораторского искусства можно и дома, выполняя простые упражнения.

Хорошая дикция, внятное произношение звуков и приятный тембр являются залогом успеха в мире, где информация — главный источник знаний. Очень редко хорошими речевыми данными человек награжден с самого рождения. Эту сферу нужно развивать, выполняя разнообразные упражнения и усердно тренируясь. Делать это можно в любом возрасте. Правильно поставленная речь позволит избавиться от боязни публики, страха сцены и выступлений перед большим количеством людей. Вы будете чувствовать себя более уверенно и покорять залы с первых фраз.

Хорошая дикция и речь позволяют:

  • привлечь внимание. Человеку с плохими навыками говорения очень сложно обратить на себя внимание, особенно если говорить на большую публику. Такого человека скучно и неинтересно слушать. Внятную и грамотную речь же воспринимать гораздо легче, поэтому уже с первых слов вас будут слушать внимательно;
  • произвести приятное впечатление. Как говорится, встречают человека по одежке, а провожают по уму. В данную фразу хочется внести некоторые изменения. Первое впечатление о человеке складывается от его умения правильно и красиво говорить;
  • достигнуть понимания. Любая история, которую рассказывает человек с четкой речью, лучше усваивается. Если имеются некие дефекты речи, то они больше притягивают внимание слушателя, чем то, о чем вы хотите сказать. Приятный голос запоминается надолго, его хочется слушать снова и снова.

В этой статье мы расскажем об упражнениях, которые эффективно помогут:

  • развить речь и дикцию;
  • избавиться от картавости;
  • построить четкость в произношении;
  • не бояться публики;
  • добавить харизму мужчине и женщине.

Улучшение дикции у взрослых

Все знают, что выполнение физических упражнений положительно влияет на организм. Но мало кто знает, что речевой аппарат тоже нуждается в регулярных тренировках. Взрослому человеку изменить свою речь несколько сложнее, так как он привык к тому или иному произношению. Но сделать это возможно в любом возрасте, главное, поставить себе цель. Чтобы вас слушали и понимали, выполняйте следующие простые упражнения:

  1. Разминка. Перед началом любой тренировки должна быть разминка, даже если дело касается речевого аппарата. Чтобы разогреться, воспользуйтесь обычным карандашом или деревянной палочкой. Зажмите предмет в зубах и произнесите длинное предложение. Делать это нужно максимально четко. Потом вытяните его и повторите то же самое, только без карандаша. Сделайте несколько кругов.
  2. Упражнение «Грецкий орех». Положите по одному ореху с каждой стороны за щеки. Произносите сложные предложения либо скороговорки в течение 5 минут. Извлеките орехи и повторите все то же, только без них
  3. Записывайте на диктофон свою речь. Выберите небольшой текст любого содержания и попробуйте прочитать его и записать на диктофон. Потом прослушайте полученный файл, обращая внимание на звуки и слова, которые получается плохо выговаривать. Поработайте с этими звуками, проговорите вслух слова, а после этого снова запишите на диктофон тот же текст и сравните результаты. Работайте до тех пор, пока речь не станет идеальной
  4. Займитесь тренировкой диафрагмальных мышц. Очень часто человеку не хватает воздуха на произношение длинных предложений. В таком случае слова часто проглатываются и текст становится смазанным. Чтобы подобных ситуаций не возникало, необходимо тренировать мышцы диафрагмы. Самый простой способ — надувание воздушных шариков.
  5. Произносите скороговорки. Это самый известный способ улучшения дикции.

Улучшение дикции у подростка

Развить хорошую дикцию у детей намного проще, чем у взрослых, так как они являются более гибкими в этом плане, и у них еще не успели закрепиться разговорные привычки. В целом, разницы в тренировках артикуляционного аппарата нет. Пусть это будет взрослый человек, ребенок 9 лет или подросток. Главное, придерживайтесь следующих советов:

  • перед выступлением на публике прополощите горло водой с добавлением щепотки соли. Процедура необходима для активации «подвижности» и гибкости голосовых связок;
  • проводите разогрев. Перед важным мероприятием рекомендуем разогреть голосовые связки при помощи обычного пения;
  • говорите с ровной спиной. Как ни странно, осанка играет большую роль в произношении. С ровной спиной и расправленными плечами проще четко произносить слова. Чтобы спинка была прямой, выполняйте наклоны, повороты, планки;
  • следите за челюстью. Часто во время стресса у нас спазмируются мышцы челюсти, из-за чего произношение слов усложняется. Обратите на это внимание и постарайтесь расслабить мускулатуру челюстей. Для этого выдвиньте нижнюю челюсть вперед, затем назад, широко открывайте рот, а затем сворачивайте губы трубочкой.

Как улучшить дикцию дома

Многие посещают специальные школы, курсы по ораторскому искусству, тратят на это много времени и денег. Как за короткий срок развить правильную речь дома? На самом деле, самостоятельно улучшить дикцию просто. Выполняйте зарядку для рта, читайте вслух, разговаривайте перед зеркалом. Хороший способ быстро научится произносить длинные предложения — дыхательная гимнастика. Достаточно уделять этому всего час в день, и уже после первых недель тренировок вы заметите прогресс.

Скороговорки как способ улучшить дикцию у взрослых

Скороговорки — самый эффективный и распространенный метод улучшить речь. Всего десять минут в день, и результат не заставит себя ждать. Для усиления эффекта проговаривайте стихи и поговорки с орехами во рту. Примеры скороговорок для улучшения дикции:

  1. Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
  2. Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  3. Шакал шагал, шакал скакал.
  4. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

Читайте этот текст из скороговорок вслух ежедневно, и вы непременно добьетесь успеха!

Школа Юрия Окунева

Случилось мне сегодня застрять в лифте с одним очень интересным молодым человеком. Вернее, то что это незаурядная личность огромных масштабов, выяснилось совершенно случайно, и то только спустя несколько часов. Это, возможно, единственный раз в жизни, когда я был рад, что наши доблестные аварийные службы приходится ждать очень долго. Моим соседом по несчастью оказался неприметный молодой человек, с дрожащим голосом и неуверенно-осторожным стилем общения, причем, чтобы понять, о чем он говорит, приходилось вслушиваться и прилагать дополнительные усилия.

Возможно, мы так и провели часы ожидания в тишине, если бы мой взгляд не упал на книгу и титульную страницу объемной научной работы, которые он держал в руках. Книга - сборник стихов - с его фотографией и фамилией, а научная работа - кандидатская диссертация по ядерной физике того же автора.

Разговорив немного своего случайного знакомого, я выяснил, что это талантливейший человек, победитель всероссийских олимпиад, изобретатель инновационных методов в науке, а еще и поэт с интересным стилем и необычным письменным слогом. Но беда - понять это практически невозможно, так как он просто ужасно владеет своим голосом и совершенно не умеет изъясняться.

Во время общения с ним у меня возникло непреодолимое желание помочь, объяснить, как развить дикцию и четкость речи, сделать речь понятной и приятной на слух. Ведь это совсем не сложно!

Язык мой - друг мой

Говорят, что голос наиболее четко передает нашу личность. Нет в мире людей с двумя одинаковыми голосами. Именно на слух по интонации мы в большей степени можем понять, в каком настроении человек, предположить, что у него на душе и что он чувствует сейчас.

Робость в голосе обычно свидетельствует о неуверенности, отчего человек может показаться слабым и, например, менее квалифицированным специалистом, чем он является на самом деле. И напротив, умение владеть собой и своим голосом позволяет создавать нужно впечатление, добиваться поставленных целей, влиять на людей и продвигать свои убеждения и идеалы.

Как это часто бывает, многие думают, что дикция и четкая речь, талант оратора присущи людям от рождения - либо тебе дано это, либо нет. Бросьте! Это несусветная глупость. Как и в случае других навыков, всего можно добиться путем кропотливой работы над собой. Существуют эффективные упражнения для развития дикции. О них мы и поговорим. Тренируясь по 15 минут ежедневно вы получите заметные результаты уже через семь дней.

Упражнение 1. Пробка.

Как вино может улучшить вашу артикуляцию? Да очень просто! Вы берёте пробку от бутылки (желательно дома на следующий день или спустя какое-то время), зажимаете её зубами и начинаете произносить фразы. Для начала берите любой кусок текста, который вам по душе, также это может быть стихотворение, и пытайтесь его прочитать. Вначале это будет очень сложно, так как мышцы артикуляционного аппарата преодолевают сопротивление, созданное пробкой.

Потом вынимайте её, и произносите всё то же самое. Оказавшись «на свободе», мышцы начинают работать более слаженно, и звуки получаются чёткими. Также очень яркий эффект, если заниматься регулярно, даёт произнесение с пробкой во рту так называемых взрывных согласных.

Отрабатывайте на таких группах звуков:

  1. пе-пе-пе, бе-бе-бе, ме-ме-ме;
  2. те-те-те, де-де-де;
  3. ке-ке-ке, ге-ге-ге.

Первая группа тренирует мышцы губ, вторая развивает кончик языка, а третья укрепляет его корень. Регулярно выполняйте эти упражнения по 5 минут, и уже спустя неделю вы обнаружите хорошие результаты.

Упражнение 2. Лигурийский регулировщик

Ничто так не тренирует дикцию, как сложные скороговорки. Добрые люди к нашему времени придумали их очень много и всевозможных разновидностей для отработки самых разных проблемных мест. Одна из самых знаменитых носит название «Лигурия». Это целый связный текст из известных скороговорок, который быстро может вывести дикцию на уровень оратора, как у ребенка, так и у взрослых. Попробуйте почитать ее быстро и чётко. Вам обязательно понравится.

В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Упражнение 3. Сам себе собеседник

Очень многим людям не нравится, как их голос и произношение звучат на записи. И это не просто так, ведь самому сразу слышны все ошибки и далекая от идеала артикуляция. Начитывайте отрывки на диктофон, слушайте себя, исправляйте то, что звучит некрасиво и не устраивает вас самих.

Упражнение 4. Дыхание - это жизнь

Один из важнейших секретов красивого голоса - постановка правильного дифрагмального дыхания. Животом, а не грудью дышат все певцы, ораторы и дикторы. Именно диафрагма создает такой поток воздуха, при котором голосовые связки начинают вибрировать чисто и мощно. Также тренируйтесь распределять дыхание, чтобы его хватало на долгие предложения. Для этого вдыхайте и, например, тяните одну гласную до тех пор, пока воздух в легких совсем не закончится. Надувайте воздушные шарики - это тоже очень эффективный способ тренировки дыхания при постановке голоса.

Всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить

Конечно, всё вышеперечисленное - это лишь малая часть всех тех методов, которые существуют для того, чтоб сделать вашу речь чистой и красивой. Хотя даже выполнение этих упражнений уже выведет вас на совсем новый уровень. Если хотите знать больше по этой теме и уметь лучше, рекомендую . Занимаясь с ней, можно достигнуть небывалых высот. Есть у нее и занимательная книга - «Говори красиво и уверенно» . Их же я посоветовал и моему новому знакомому, с которым мы в конце-концов выбрались из лифта, и я очень надеюсь, что ему также быстро удастся улучшить свою речь. Ведь парень он невероятно талантливый, и так хочется, чтоб мир его услышал.

Не стесняйтесь и вы раскрывать себя миру! Успехов вам в тренировке дикции! На этом я с вами на сегодня прощаюсь - до новых встреч, на страницах блога.

Рото-глоточная гимнастика

Задача упражнений – активизировать работу мышц мягкого нёба и глотки, укрепить их нервно-мышечную основу, освободить от мышечного зажима мышцы шеи и затылка.

Хороший эффект при освоении фонационного дыхания, воспитании речевого голоса дает речь, произносимая про себя. Она может быть использована не только в дыхательной гимнастике и в упражнениях с текстами, но прежде всего при внутриглоточной артикуляции (упр. 10–13).

Очень полезны упражнения с произнесением носовых согласных при зажатом носе. Они рефлекторно вызывают сильное поднятие нёбной занавески, активизируют её, устраняют застойные явления, т. к. воздушная волна, встретившая препятствие (зажатый нос), во время нормального произнесения текста непроизвольно «подбрасывает» звук вперёд и снимает напряжение с гортани. При начальной тренировке удобнее проговорить с зажатым носом только первую половину скороговорки, тут же произнести ее свободно, затем произнести с теми же приемами и вторую половину текста (упр. 14–15).

Упражнения.

1. «Хочу зевнуть, но не зеваю».

Стать прямо, ноги слегка расставлены, положение тела – «на колок». Начало зевка: хочу зевнуть, но не зеваю. Язык лежит плашмя у нижних передних зубов; слегка открыв рот, потянуть в себя воздух, широко раскрывая зев; во время зевка язык, сильно прогибаясь вниз, оттягивается назад и напрягается; нёбная занавеска при этом поднята, образуя ровные края свода. Подержать гортань в таком напряжённом положении 4–5 секунд, затем опустить нёбную занавеску, расслабив мышцы гортани. Повторить 3–4 раза. Это упражнение укрепляет мягкое нёбо, расширяет гортань, является профилактикой ОРЗ.

2. Рассмотреть перед зеркалом полость зева, одновременно делая выдох на «АХ – АХ – АХ, ОХ – ОХ – ОХ, ЭХ – ЭХ – ЭХ», при этом гласные звуки артикулируются без звука, звук же «X» должен слышаться отчётливо.

3. «Хочу произнести звук „А“, но не могу».

Исходное положение то же; нижняя челюсть опущена вниз как при произнесении звука «А»; язык лежит плашмя на дне ротовой полости, оттягиваясь назад. Нёбная занавеска сильно поднята и напряжена, (беззвучное ариткулирование звука «А»). Подержать гортань в таком положении 4–5 секунд. Повторить упражнение 3–4 раза.

4. «Хочу произнести звук „П“, но не могу».

Исходное положение то же; губы крепко сомкнуты и напряжены, зубы разомкнуты, язык лежит внизу, сильно оттягиваясь назад корнем языка, зев при этом открывается. Нёбная занавеска активно поднята и напряжена, образуя ровный свод и высокий купол. Пытаясь на сильном напряжении губ произнести звук «П», как бы прорвать преграду, но не выполнить это движение.

5. Полоскание гортани гласными звуками – Э – А – О У – Ы – И. Исходное положение то же. Участие в артикуляции принимают только мышцы гортани, губы остаются неподвижны. Мысленно последить за работой зева.

6. Исходное положение то же. Опустить голову вниз и постараться как можно шире раскрыть полость зева. Повторить 5 раз.

7. Исходное положение то же. Спокойно откинуть голову назад, при этом шею не тянуть (ощущение «толстой шеи»), и постараться раскрыть шире зев. Повторить 5 раз.

8. Исходное положение то же. Поворачивать голову вправо и влево, стараясь как можно шире раскрыть зев. Повторить 5 раз.

9. Исходное положение то же. Наклонить корпус тела вперёд и назад, стараясь как можно шире раскрыть зев. Повторить 5 раз.

10. Стать прямо, слегка расставив ноги, руки свободно висят вдоль тела (положение тела «на колок»): несколько раз подряд медленно и негромко произнести взрывные согласные к-г, к-г, к-г… г-к, г-к, г-к… Затем мысленно произнести гласные а-э-о. Всё внимание во время мысленного произнесения гласных сосредоточить на работе зева. Повторить 4–6 раз.

11. Исходное положение то же; повторить предыдущее упражнение, но во время мысленного произнесения гласных наклонить голову вниз до соприкосновения подбородка с грудиной; вернуться в исходное положение (голова прямо).

12. Проделать это же упражнение, мысленно произнося гласные а-э-о, слегка запрокинув голову назад, а также во время наклонов головы к правому и левому плечу, затем вернуться в исходное положение. Эти и подобные упражнения полезно проделывать после гигиенического и вибрационного массажей в области шеи и грудной клетки.

13. Исходное положение то же; производить мягкие, свободные, медленные круговые движения головой справа налево и слева направо, произнося по очереди следующие сочетания согласных с гласными: гми – гма – гмо – гму; зми – зма – змо – зму; бма – бмо – бжу; вми – вма – вмо – ему; гни – гна – гно – гну; зни – зна – зно – зну; бни – бна – бно – бну; вни – вна – вно – вну.

Повторить 5 раз. В дальнейшем можно в этих и подобных упражнениях использовать тексты скороговорок, пословиц.

14. «Наш Полкан из Байкала лакал».

Произнести этот текст, зажав нос большим и указательным пальцами правой руки, затем произнести его свободно, без зажима; то же самое проделать со второй половиной текста: «Полкан лакал, не мелел Байкал».

15. «На мели мы лениво налима ловили, / на мели мы ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили / и в туманы лимана манили меня».

Выполняется аналогично предыдущему упражнению. Это упражнение особенно полезно при частых насморках или же при дурной привычке говорить в нос.

Установка правильной позиции звука

16. «Стон».

Исходное положение: лечь корпусом тела на стол, расслабиться, свесить руки, как плети, с крышки стола вниз; голова лежит на столе щекой вниз; ноги, согнутые в коленях, также расслаблены касаются пола; низ живота упирается в край крышки стола.

Представить себе, что у вас всё болит: голова, горло… Вам надо позвать кого-либо из близких, находящихся в той же комнате, обратить на себя их внимание. Голосовое усилие, особенно связанное с физическим напряжением гортани, причиняет боль. Произнести: «мммм…мммммм….ммм…» Стон должен быть похож на легкое мычание, возникшее на «кончиках» прикрытых губ. Дыхание должно быть достаточно активным. Не напрягайте гортань, активны только дыхательные мышцы и губы.

17. «Баюканье».

Сядьте удобно и свободно, сохраняя правильную осанку. Представьте себе, что убаюкиваете малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «мммм…ммм…. ммм…» , но не пойте. Звук рождается на «кончиках» губ. Чуть раскачивайтесь в такт баюканью.

Затем усложнить упражнение, выпуская гласный звук «а» в конце каждого созвучия: «ммммаа… мммаа… ммаа…» . Гласные звуки словно выдуваются сквозь чуть собранные, как для свиста, губы.

18. «Перекличка в лесу».

Представьте себе, что вы в лесу. Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Ааааа-ayyyl» Голос должен звучать негромко, без напряжения, на отзвуке напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, звуки должны возникать не в полости рта, а на «кончиках» губ. Никто не отозвался… Позовите чуть активнее: «Ээ-эээ-ээй! » Снова никого… Окликните еще громче: «Ооо-го-гооо!» Следите, чтобы звук оставался на губах.

19. «Угольщики».

Представьте себе, что вы продаёте угли. Вначале негромко, без напряжения, монотонно, на одной ноте, тянете слово «уууу-глиииии, ууууу-глиииии, ууууу-глииииии…». Звуки должны возникать на «кончиках» губ, затем можно усилить силу звука, постепенно доводя до самого громкого звучания, и обратно, равномерно убавляя звук, довести до тихого звучания. Следите, чтобы звук оставался на губах. Почувствуйте, как он, опираясь на диафрагму, образует звуковую волну, где сила звука зависит от плотности натяжения диафрагмы и умения как можно дольше удерживать в расширенном положении грудную клетку.

Упражнения для снятия напряжения затылочных мышц:

20. Стать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно висят вдоль тела: легким движением откидывая голову назад, произносить следующие звукосочетания: ГАИ, МАИ, НАИ, ВАЙ,ДАЙ.

21. Исходное положение то же; поднимая плечи вверх, произносить звукосочетания: АМБА, АН ДА, АВДА, АЛ ГА.

22. Исходное положение то же: «перекатывая» запрокинутую голову то вправо, то влево, произносить следующие звуки: ММММ, НННН, ЛЛЛЛ, РРРР.

Упражнения для снятия зажимов нижней челюсти

23. Стать прямо, ноги слегка расставлены. Положение тела «на колок», правой рукой подпереть локоть левой руки, так, чтобы левый кулак упирался в нижнюю челюсть, создавая ей сопротивление.

24. Мягко опуская нижнюю челюсть, произносить следующие звукосочетания: АААМ, АААН, АААЛ.

25. Стать прямо, ноги слегка расставлены, правой рукой захватить нижнюю челюсть с подбородком, ладонь левой руки положить на затылок: произносить слова с ударным «А», при этом создавая и снимая давление во время произнесения слов пар, дар, жар, карта, парта, палка, гадалка и т. д.

26. Сидя на стуле за столом, положить подбородок на стол, руки свободно лежат на коленях. Не отрывая подбородок от стола, произносить как бы вверх следующие звукосочетания: АМБА, АН ДА, АР ДА, АРБА, АЛГА.

27. Стать прямо, положение тела «на колок», руки свободно висят вдоль тела; проверить свободу мышц шеи поворотом головы вправо, влево, наклоном головы вверх, вниз.

28. Произнести вслух, стараясь говорить негромко, следующие звукосочетания:

МММММММАМ, МММММММЭМ, МММММММОМ;

НННННННАН, НННННННЭН, НННННННОН;

ЗЗЗЗЗЗЗАМ, ЗЗЗЗЗЗЗЭМ, ЗЗЗЗЗЗЗОМ; ЗЗЗЗЗЗЗАН, ЗЗЗЗЗЗЗЭН, ЗЗЗЗЗЗЗОН;

ВВВВВВВАМ, ВВВВВВВЭМ, ВВВВВВВОМ; ВВВВВВВАН.

ВВВВВВВВЭН, ВВВВВВВВОН

ЛЛЛЛЛЛЛАМ, ЛЛЛЛЛЛЛЭМ, ЛЛЛЛЛЛЛОМ;

ЛЛЛЛЛЛЛАН, ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЭН, ЛЛЛЛЛЛЛЛОН.

Во время произнесения этих сочетаний слегка поглаживать шею и верхнюю часть груди (прямо или в стороны до подмышечных впадин) то левой, то правой рукой сверху вниз.

Артикуляционная гимнастика для губ.

29. Вытянуть губы в трубочку, растянуть в улыбке – уголки губ вверх (повт. 5–6 раз).

30. Вытянуть губы в трубочку, растянуть в улыбке – уголки губ вниз (повт. 5–6 раз).

31. Вытянуть губы в трубочку – движение трубочки вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения трубочкой по часовой и против часовой стрелки (нижняя челюсть неподвижна).

32. Скользить верхней губой по верхним зубам, оголяя зубы, при этом губа плотно прижимается к зубам (повт. 5–6 раз).

33. Скользить нижней губой по нижним зубам, оголяя зубы, при этом губа плотно прижимается к зубам не оттопыриваясь (повт.5–6 раз).

34. Переменное скольжение верхней и нижней губ по верхним и нижним зубам (повт. 5–6 раз).

35. Одновременное скольжение верхней и нижней губ по верхним и нижним зубам (повт. 5–6 раз).

36. Произнести на выдохе звук П-П-П-П-П…

37. Произнести на выдохе звук Б-Б-Б-Б-Б…

38. Произнести на выдохе поочерёдно звуки П и Б: П-Б-П-Б-П-Б-П-Б-БББББББББББББББ… (следить, чтобы губы были прижаты к зубам, а щёки не раздувались).

Артикуляционная гимнастика для языка.

39. Язык лежит плашмя на нижней губе (рот слегка приоткрыт); оттянуть корень языка как можно дальше назад, вернуть в исходное положение (повт. 5–6 раз).

40. Массаж кончиком языка твёрдого нёба вдоль и поперек, круговыми движениями языка в правую и левую стороны (нижняя челюсть неподвижна).

41. Рот закрыт, зубы разомкнуты; язык движется вправо, влево, упираясь кончиком в правую и левую щёки (нижняя челюсть неподвижна).

42. Язык лежит плашмя на нижней губе (рот слегка приоткрыт); коснуться кончиком языка верхних альвеол, принять исходное положение; коснуться кончиком языка средней части твёрдого нёба, принять исходное положение; коснуться кончиком языка задней части твёрдого нёба, принять исходное положение (повт. 5–6 раз).

43. Рот закрыт; коснуться, едва дотрагиваясь кончиком языка, верхних передних зубов – И.П.; сильно упереться кончиком языка в верхние передние зубы – И.П. (повт. 5–6 раз).

44. Массаж наружной стороны дёсен языком по часовой стрелке и против; нижняя челюсть неподвижна (повт. 5-6раз в одну и другую стороны).

45. Рот приоткрыт; коснуться кончиком языка верхней губы, правого уголка рта, нижней губы, левого уголка рта; тоже самое в обратную сторону; нижняя челюсть неподвижна (повт. 5–6 раз).

46. Рот открыт на звук А, расстояние между зубами 2 пальца, высунуть язык жалом (следить, чтобы он не лежал на нижней губе, а находился на весу); язык движется вправо, влево, как бы стараясь дотянуться до правого и левого уха; язык движется вверх, вниз, как бы стараясь дотянуться до кончика носа и подбородка; круговые движения языком в правую и левую стороны.

47. Высунуть язык лопатообразно как можно дальше, свернуть в трубочку и втянуть в ротовую полость корнем языка как можно глубже, втягивая в себя воздух (повт. 5–6 раз).

48. Произнести глухие звуки без участия голоса, а звонкие с участием голосовых складок: Т-Т-Т-Т-Т; Д-Д-Д-Д-Д; ДДДДДД…; Ть-Ть-Ть-Ть-Ть; Дь-Дь-Дь-Дь-Дь; ТР-ТР-ТР-ТР-ТР; ДР-ДР-ДР-ДР-ДР; ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР, ТР-ДР; РРРРРРРРР… РьРьРьРьРь..; РРРРР-РьРьРьРьРь, РРРРР-РьРьРьРьРь, РРРРР-РьРьРьРьРь; С-С-ССС; 3-3-3-3-3; С-3, С-3, С-3, С-3, С-3; ССССС, 33333..; Ч-Ч-Ч-Ч-Ч; Щ-Щ-Щ-Щ-Щ; Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ, Ч-Щ; ЩЩЩЩЩ..; Ж-Ж-Ж-Ж-Ж; Ш-Ш-Ш-Ш-Ш; Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж, Ш-Ж; К-К-К-К-К; Г-Г-Г-Г-Г; Х-Х-Х-Х-Х; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-X, Э-А-О; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-Х, Э-А-О; К-Г-Х, К-Г-Х, К-Г-Х, Э-А-О.

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти:

49. Рот закрыт, губы сомкнуты; опустить нижнюю челюсть вниз на расстояние звука А, принять исходное положение (повт. 5–6 раз).

50. Нижняя челюсть слегка опущена вниз; плавное движение нижней челюсти вправо, влево, вперёд, назад; круговые движения нижней челюстью в правую и в левую стороны (резких движений не допускать).

51. Взять правой рукой левую руку под локоть, а кулаком левой руки подпереть нижнюю челюсть. Опускать нижнюю челюсть вниз на сопротивлении о кулак без звука и со звукосочетаниями: НА, НА, HA; ДA, ДА, ДА; МАЙ, МАЙ, МАЙ; ГАЙ, ГАЙ, ГАЙ; ДАЙ, ДАИ, ДАЙ (эти упражнения хорошо снимают подчелюстной зажим).

Дикция — это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов.

Развитие дикции, умение красиво говорить необходимо в повседневной жизни, как при общении с друзьями и близкими, так и в разговоре с коллегами по работе, деловыми партнерами и клиентами. Мне очень часто, по роду своей деятельности приходится готовить выступления и презентации, прежде чем выйти к аудитории приходиться ни раз и не два проговаривать текст, а так же "разминать речь", тренировать интонация, тем самым расставляя акценты в выступлении.

Кроме этого, упражнения на дикцию активизирую и умственную деятельность, придаю уверенность и легкость в общении с людьми. Даже самое простое упражнения - чтение вслух по 10-15 минут в день приносит очень благоприятные результаты.

Сегодня существует множество упражнений, которые помогут говорить красиво и четко. Если вы хотите добиться существенных результатов, то лучше этому вопросу уделять внимание каждый день 10-20 минут.

Необязательно выполнять все упражнения сразу, вы сможете выбрать именно то, что на ваш взгляд необходимо. Произносить длинные тексты лучше перед зеркалом, так вы можете оценить и скорректировать свою манеру выступления. В дальнейшем тренироваться можно, совмещая с какими другими делами по дому или на работе (если вы один в кабинете).

Основные подходы для развития дикции:

УПРАЖНЕНИЕ №1. СКОРОГОВОРКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ

Скороговорки известны нам с детства. Это ритмические предложения, с набором слов, где часто встречается определенный звук или несколько звуков. Частое проговаривание скороговорок поможет научить артикулировать нужный звук правильно. Регулярные упражнения сделают речь быстрой и четкой.

Следует начинать с простых скороговорок. Для начала темп из произнесения должен быть невысоким, постарайтесь отчетливо выговаривать слова и звуки. Постепенно скорость нужно увеличивать. Когда вы достигните совершенства в произнесении простых скороговорок, то можно брать более сложные конструкции. Кроме этого, можно потренироваться и изменять акценты произношения слов в скороговорках, то задавая вопрос, то отвечая этой же скороговоркой. Это поспособствует развитию хорошей дикции речи.

Дополнением к скороговоркам будет размещение во рту преграды, препятствующей правильной артикуляции. Этот прием можно увидеть в фильме «Карнавал» (также он описывается во многих книгах по обучению ораторскому искусству). Там героиня произносила скороговорки, положив в рот орехи. Можно заменить орехи винной пробкой. Если научиться четко выговаривать слова с помехой, то при ее отсутствии речевой аппарат начнет работать лучше, и дикция усовершенствуется.

Наш голос звучит совсем не так, как нам кажется. Поэтому хорошим упражнением для развития дикции будет исправление дефектов речи по диктофонным записям. Прочитайте отрывок из книги, а затем прослушайте полученный результат. Отметьте все недочеты и дефекты, в следующий раз постарайтесь их исправить. Записывать необходимо до получения идеального результата. Сейчас это сделать несложно с помощью компьютера, планшета, диктофона или мобильного телефона.

УПРАЖНЕНИЕ №3. ТРЕНИРОВКА ДЫХАНИЯ

Нехватка дыхания - это известная проблема, с которой мы сталкиваемся даже в повседневной жизни. А на докладах или публичных выступлениях это смотрится проигрышно, так как предложение получается прерывистым, эффект от произнесенных слов не всегда выражается в полном объеме. Избавиться от этого поможет тренировка диафрагмы. Одно из упражнений для развития дикции - нужно тянуть гласный звук на выдохе. Сначала дыхания будет хватать на несколько секунд, но при постоянной тренировке можно достичь 25 секунд. Следующий этап упражнения - это изменение высоты голоса. Также дыхание можно тренировать, надувая воздушные шарики.

УПРАЖНЕНИЕ №4. ПОВТОРЕНИЕ ТРУДНОПРОИЗНОСИМЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ


Используя труднопроизносимые звукосочетания, слова и фразы можно значительно улучшить дикцию.

1. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:
Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

2. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

3. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

А) К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;
Б) Верх — вверх, ведение — введение, толкнуть — оттолкнуть, держать — поддержать, тащить — оттащить, водный — вводный, сорить — ссорить.

4. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбде!
Б) Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
В) Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

5. Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро:

В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр. Вмиг клуб полн. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Ваш гость взял трость. Волн всплеск — брызг блеск! Сто верст вскачь.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...