Фразеологизм который является калькой с немецкого языка. Типично немецкие фразеологизмы



Типично немецкие фразеологизмы: как говорить так, чтобы казалось, что немецкий ваш родной! Подборка интересных фраз и их значений! Выучи их все, после прочтения статьи!

Фразеологизмы являются тем лингвистическим богатством, которое формировалось в языке на протяжении многих веков. Для того, чтобы полноценно общаться с носителями языка, недостаточно знать грамматику и обладать большим словарным запасом. Именно знание фразеологии, поговорок и устойчивых выражений говорит о глубоком проникновении в иностранный язык.

В любом европейском языке можно найти множество сходных фразеологизмов, что не удивительно, поскольку большая часть крылатых выражений была позаимствована из одних и тех же источников: античной мифологии и Библии. Однако в каждом языке постепенно образовывались свои фразеологизмы, связанные с историческими и культурными реалиями страны и нередко не имеющие аналогов в других языках. В этой статье мы расскажем о некоторых крылатых выражениях, которые могут считаться типично немецкими.

Deutscher Michel / Немецкий Михель /

Немецкий Михель является аллегорической фигурой, персонифицирующей весь немецкий народ (подобно американскому дядюшке Сэму или французской Марианне). Это понятие возникло в Средние века, когда стало проявляться большое разделение между высшими слоями общества, использующим латынь в качестве языка образования, и простым народом.

Немецкий Михель представлял собой образ настоящего немца, хотя простого и необразованного, но хранящего верность родному языку и традициям. Таким образом, в немецкой культуре это был своеобразный патриотический символ. Но с XIX века выражение стало постепенно приобретать шутливо-иронический оттенок и начало использоваться, когда речь шла о «квасном» патриотизме. Фигура стала олицетворять простоватого и недалекого человека.

Немецкого Михеля изображали на карикатурах в виде человека в ночном колпаке или шапке с кисточкой, которая являлась обязательным атрибутом.

Hier stehe ich, ich kann nicht anders / На сем стою и не могу иначе /

Известное высказывание приписывается Мартину Лютеру, который якобы произнес эти слова в 1521 году своей речи перед рейхстагом в городе Вормс, где он выступал перед представителями различных сословий. Основоположника Реформации принуждали отречься от его взглядов, на что он ответил: «На сем стою и не могу иначе, Бог да поможет мне, аминь». Впрочем, подлинность этого высказывания не доказана.

Etwas auf die lange Bank schieben / Засовывать что-либо в длинную скамью /

Фразеологизм является сходным с русской поговоркой «откладывать в долгий ящик». Он возник в городе Регенсбург, в ратуше которого проходили заседания рейхстага Священной Римской империи.

Это государственное образование, просуществовавшее более восьми столетий, охватывало различные страны, в том числе и территорию современной Германии. Поэтому парламент, заседавший в Регенсбурге, был особенно значительный, в нем рассматривались многие крупные дела. Число посланников из разных частей Священной Римской империи было настолько велико, что им приходилось подолгу ожидать вынесения решения. Принесенные документы складывались в особые большие сундуки, которые можно было использовать как скамьи.

Нередко ожидание процесса затягивалось надолго, так что о некоторых делах просто забывали, и они оставались лежать в сундуках мертвым грузом, и так в языке появился этот фразеологизм.

Etwas am grünen Tisch entscheiden / Решать что-то за зеленым столом /

Еще одно выражение, связанное с рейхстагом в Регенсбурге, которое означает какое-то бюрократическое решение, принятое без знания дела и являющееся неблагоприятным для народа. Этот фразеологизм объясняется тем, что в городской ратуше стол, за которым проходили заседания парламента, был покрыт зеленым бархатом.

Auf der Bärenhaut liegen / Лежать на шкуре медведя /

Фразеологизм аналогичен русскому «бить баклуши». В своем знаменитом сочинении, посвященном жизни древних германцев, римский историк Тацит описал некоторые обычаи, в том числе и о том, что эти племена для отдыха использовали медвежьи шкуры. Однако выражение «auf der Bärenhaut liegen» стало известно благодаря шутливой песне «Тацит и древние германцы», сочиненной студентами XIX в веке, в которой были такие слова:

An einem Sommerabend / Одним летним вечером /
Im Schatten des heiligen Hains, / В тени священной дубравы /
Da lagen auf Bärenhäuten / На медвежьих шкурах /
Zu beiden Ufern des Rheins / По обеим сторонам Рейна /
Verschiedene alte Germanen, /Лежали разные древние германцы, /
Sie liegen auf Bärenhäuten / Они лежали на медвежьих шкурах /
Und trinken immer noch eins. /И выпивали снова и снова. /

Hans im Glück / Счастливчик Ганс /

Счастливчиком Гансом называют беззаботного и беспечного человека.

Это имя было позаимствовано из одноименной сказки братьев Гримм, в которой простофиля Ганс получает в качестве платы за семилетнюю работу слиток золота. Вначале парень меняет его на лошадь, которую вскоре обменивает на корову, а затем следует обмен на свинью и гуся. В конце концов Ганс остается с простыми булыжниками, которые случайно падают в колодец, и он чувствует себя освобожденным от тяжелой ноши и совсем счастливым.

Ab nach Kassel! /Прочь в Кассель! /

Это выражение используют, когда хотят, чтобы кто-то ушел, исчез, потому оно звучит достаточно недружелюбно (можно сравнить с русским «отвали!»). Однако если фразеологизм используют в общении с друзьями, то он не несет негативного оттенка и звучит шутливо. Крылатое выражение возникло в 1870 году, когда после поражения Франции в войне с Германией Наполеон III был арестован и послан в один из замков города Касселя в земле Гессен, причем народ, присутствовавший на вокзале при отправке императора, кричал «Прочь в Кассель!».

Berliner Luft / Берлинский воздух

Выражение возникло благодаря оперетте Пауля Линке «Фрау Луна», один из самых популярных номеров которой так и называется - «Берлинский воздух». Эта песня, написанная в стиле марша, стала неофициальным гимном столицы Германии и считается одним из наиболее известных немецких шлягеров XX века.

В настоящее время выражение «Берлинский воздух» используется, когда хотят подчеркнуть культурную и социальную атмосферу столицы, а также особое жизнеощущение берлинцев.

Типично немецкие фразеологизмы.


Фразеологизмы являются тем лингвистическим богатством, которое формировалось в языке на протяжении многих веков. Для того, чтобы полноценно общаться с носителями языка, недостаточно знать грамматику и обладать большим словарным запасом. Именно знание фразеологии, поговорок и устойчивых выражений говорит о глубоком проникновении в иностранный язык.

В любом европейском языке можно найти множество сходных фразеологизмов, что не удивительно, поскольку большая часть крылатых выражений была позаимствована из одних и тех же источников: античной мифологии и Библии. Однако в каждом языке постепенно образовывались свои фразеологизмы, связанные с историческими и культурными реалиями страны и нередко не имеющие аналогов в других языках. В этой статье мы расскажем о некоторых крылатых выражениях, которые могут считаться типично немецкими.

Deutscher Michel / Немецкий Михель /

Немецкий Михель является аллегорической фигурой, персонифицирующей весь немецкий народ (подобно американскому дядюшке Сэму или французской Марианне). Это понятие возникло в Средние века, когда стало проявляться большое разделение между высшими слоями общества, использующим латынь в качестве языка образования, и простым народом.

Немецкий Михель представлял собой образ настоящего немца, хотя простого и необразованного, но хранящего верность родному языку и традициям. Таким образом, в немецкой культуре это был своеобразный патриотический символ. Но с XIX века выражение стало постепенно приобретать шутливо-иронический оттенок и начало использоваться, когда речь шла о «квасном» патриотизме. Фигура стала олицетворять простоватого и недалекого человека.

Немецкого Михеля изображали на карикатурах в виде человека в ночном колпаке или шапке с кисточкой, которая являлась обязательным атрибутом.

Hier stehe ich, ich kann nicht anders / На сем стою и не могу иначе /

Известное высказывание приписывается Мартину Лютеру, который якобы произнес эти слова в 1521 году своей речи перед рейхстагом в городе Вормс, где он выступал перед представителями различных сословий. Основоположника Реформации принуждали отречься от его взглядов, на что он ответил: «На сем стою и не могу иначе, Бог да поможет мне, аминь». Впрочем, подлинность этого высказывания не доказана.

Etwas auf die lange Bank schieben / Засовывать что-либо в длинную скамью /

Фразеологизм является сходным с русской поговоркой «откладывать в долгий ящик». Он возник в городе Регенсбург, в ратуше которого проходили заседания рейхстага Священной Римской империи.

Это государственное образование, просуществовавшее более восьми столетий, охватывало различные страны, в том числе и территорию современной Германии. Поэтому парламент, заседавший в Регенсбурге, был особенно значительный, в нем рассматривались многие крупные дела. Число посланников из разных частей Священной Римской империи было настолько велико, что им приходилось подолгу ожидать вынесения решения. Принесенные документы складывались в особые большие сундуки, которые можно было использовать как скамьи.

Нередко ожидание процесса затягивалось надолго, так что о некоторых делах просто забывали, и они оставались лежать в сундуках мертвым грузом, и так в языке появился этот фразеологизм.

Etwas am grünen Tisch entscheiden / Решать что-то за зеленым столом /

Еще одно выражение, связанное с рейхстагом в Регенсбурге, которое означает какое-то бюрократическое решение, принятое без знания дела и являющееся неблагоприятным для народа. Этот фразеологизм объясняется тем, что в городской ратуше стол, за которым проходили заседания парламента, был покрыт зеленым бархатом.

Auf der Bärenhaut liegen / Лежать на шкуре медведя /

Фразеологизм аналогичен русскому «бить баклуши». В своем знаменитом сочинении, посвященном жизни древних германцев, римский историк Тацит описал некоторые обычаи, в том числе и о том, что эти племена для отдыха использовали медвежьи шкуры. Однако выражение «auf der Bärenhaut liegen» стало известно благодаря шутливой песне «Тацит и древние германцы», сочиненной студентами XIX в веке, в которой были такие слова:

An einem Sommerabend / Одним летним вечером /
Im Schatten des heiligen Hains, / В тени священной дубравы /
Da lagen auf Bärenhäuten / На медвежьих шкурах /
Zu beiden Ufern des Rheins / По обеим сторонам Рейна /
Verschiedene alte Germanen, /Лежали разные древние германцы, /
Sie liegen auf Bärenhäuten / Они лежали на медвежьих шкурах /
Und trinken immer noch eins. /И выпивали снова и снова. /

Hans im Glück / Счастливчик Ганс /

Счастливчиком Гансом называют беззаботного и беспечного человека.


Это имя было позаимствовано из одноименной сказки братьев Гримм, в которой простофиля Ганс получает в качестве платы за семилетнюю работу слиток золота. Вначале парень меняет его на лошадь, которую вскоре обменивает на корову, а затем следует обмен на свинью и гуся. В конце концов Ганс остается с простыми булыжниками, которые случайно падают в колодец, и он чувствует себя освобожденным от тяжелой ноши и совсем счастливым.

Ab nach Kassel! /Прочь в Кассель! /

Это выражение используют, когда хотят, чтобы кто-то ушел, исчез, потому оно звучит достаточно недружелюбно (можно сравнить с русским «отвали!»). Однако если фразеологизм используют в общении с друзьями, то он не несет негативного оттенка и звучит шутливо. Крылатое выражение возникло в 1870 году, когда после поражения Франции в войне с Германией Наполеон III был арестован и послан в один из замков города Касселя в земле Гессен, причем народ, присутствовавший на вокзале при отправке императора, кричал «Прочь в Кассель!».

Berliner Luft / Берлинский воздух

Выражение возникло благодаря оперетте Пауля Линке «Фрау Луна», один из самых популярных номеров которой так и называется - «Берлинский воздух». Эта песня, написанная в стиле марша, стала неофициальным гимном столицы Германии и считается одним из наиболее известных немецких шлягеров XX века.

В настоящее время выражение «Берлинский воздух» используется, когда хотят подчеркнуть культурную и социальную атмосферу столицы, а также особое жизнеощущение берлинцев.


Quelle der Zitate:http://www.de-online.ru

Министерство образования и науки республики Бурятия МОУ Багдаринская средняя общеобразовательная школа XV научная конференция юных исследователей «Шаг в науку» Фразеологизмы как зеркало национальной культуры немецкого народа Выполнил: Базаров Андрей, ученик 9А класса Научный руководитель: Цыренова И.А., учитель немецкого языка С. Багдарин 2010 г. Содержание Введение Глава 1. Историческое происхождение фразеологизмов Глава 2. Фразеологизмы как зеркало национальной культуры, национального характера и опыта немецкого народа Заключение Список литературы Приложение Введение Изучение языков – это один из важнейших способов познания мира. Потому что именно с помощью языка передается историческое и культурное наследие от одного поколения к другому. В истории известно не мало фактов, когда простое незнание традиций или культурных обычаев того или иного народа приводило к серьезным национальным конфликтам. Изучая особенности и структурные компоненты языка того или иного народа, мы получаем возможность лучше понимать людей, говорящих на других языках, более точно выражать свои собственные мысли, а значит строить более гармоничные и дипломатичные взаимоотношения между народами и странами. Темой моей работы я выбрал исследование и сравнение фразеологических выражений в немецком и русском языках. Потому что фразеологизмы - это своеобразный накопитель народной мудрости, исторического опыта, кристаллизующийся в течение столетий и отражающий различные аспекты обыденной жизни многих поколений. Благодаря пониманию значения фразеологизмов более правильными становятся представления о трудовой деятельности, быте и культуре, а значит жизни людей страны изучаемого языка. Понимание значений фразеологизмов, пословиц и поговорок позволит точнее и правильнее использовать их в речи, придаст речи неповторимое своеобразие и особую выразительность. Цель данной работы: рассмотреть, как в немецких фразеологизмах отражена культура народа, его национальный характер и опыт. Задачи исследования: 1. исследовать историю происхождения фразеологизмов; 2. рассмотреть немецкие фразеологизмы как языковое средство отражения национальной культуры; 3. выявить универсальные и национально-специфические категории, представленные в немецких ФЕ. Объектом исследования является культура немецкого народа, а предметом исследования – фразеологические единицы, отобранные методом сплошной выборки из фразеологических словарей немецкого языка. Методом исследования является комплексный анализ немецких и русских ФЕ в речевом контексте. Гипотеза: если я исследую семантику и структуру, а также национальнокультурную специфику немецких фразеологизмов, то я активизирую свой словарный запас и смогу лучше общаться с носителями языка и понимать более точно аутентичные тексты. Глава 1. Историческое происхождение фразеологизмов Единицы лексической системы могут быть представлены не только словами, но и особого типа устойчивыми словосочетаниями. Всем известно, что речь на любом языке состоит из высказываний или фраз – минимальных отрезков, обладающих относительной самостоятельностью и характеризуются единством гармонической структуры (они имеют форму предложения), лексического наполнения и определенной интонации. И в русском, и в немецком языках есть много кратких, метких, остроумных и образных выражений. Такие выражения называются фразеологизмами, а раздел языкознания, изучающий их, - фразеология. Фразеология (от греч. phrásis) - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии. Важнейшие проблемы фразеологии - отграничение фразеологизмов от сочетаний слов, образуемых (а не воспроизводимых) в речи, и определение на этой основе признаков фразеологизма. Фразеологизм - фразеологическая единица, идиома, устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям данного языка значением (в большинстве случаев – переноснообразным), не выводимым из значения составляющих фразеологических компонентов. Это значение воспроизводится в речи в соответствии с исторически сложившимися нормами употребления. Языковеды исследовали различные аспекты фразеологии, но до сегодняшнего дня нет единого мнения по вопросу об объеме фразеологии, нет единой классификации фразеологизмов как в русском, так и в немецком языках. Первая классификация фразеологических оборотов с точки зрения их семантической слитности была предложена Ш.Балли, который выделил три типа фразеологизмов во французском языке. В.Н.Шанский предлагает классификацию фразеологизмов с точки зрения их семантической слитности, состоящую из четырех групп. Данная классификация является сегодня общепринятой. Под семантической слитностью Н.М.Шанский понимает «соотношение, существующее между общим значением фразеологизма и «частными» значениями его компонентов» . 1. Различаются фразеологизмы с полностью переосмысленным составом и немотивированным значением – фразеологические сращения. «Это семантически неделимый фразеологический оборот, в котором его целостное значение совершенно несоотносительно со значениями его компонентов» . Во фразеологических сращениях слов с их самостоятельными значениями нет, поэтому значение фразеологизма не вытекает из значений отдельных компонентов. Например: «собаку съесть», Durch dick und dünn gehen (сквозь огонь и воду). Da liegt der Hase im Pfeffer (Вот где собака зарыта). 2. Фразеологизмы с мотивированным значением – фразеологические единства. «Это семантически неделимый и целостный фразеологический оборот, значение которого мотивировано значениями составляющих его слов» . Неразложимое значение фразеологического единства возникает в результате слияния значений составляющих его слов в единое обобщенно-переносное: «брать быка за рога», Wie Gott in Frankreich leben (как сыр в масле кататься). 3. Фразеологические сочетания - «это фразеологический оборот, в котором есть слова как со свободным значением, так и с фразеологически связанным. Фразеологические сочетания образуются из слов со свободным и фразеологически связанным значением» . Например: «утлый челн, кромешный ад, глубокая тишина». 4. Фразеологические выражения –«это устойчивый в своем составе и употреблении фразеологический оборот, который не только является семантически членимым, но и состоит целиком из слов со свободным значением» . Фразеологические выражения воспроизводятся как готовые единицы с постоянным значением и составом: «любви все возрасты покорны, волков бояться – в лес не ходить, всерьез и надолго», Wie die Saat, so die Ernte (что посеешь, то и пожнешь), «Mit Ach und Krach» (с грехом пополам). Совокупность различных по характеру значения и структуре фразеологизмов образует фразеологический состав языка. Фразеологические обороты различны по своему происхождению. В частности, много из них перешло в литературный язык из речи представителей различных профессий. Выражения топорная работа, разделать под орех, Gutes Werkzeug - halbe Arbeit пришли из речи столяров; задавать тон, die Flotentone beibringen (вправлять мозги) – из речи музыкантов, ставить в тупик – из речи железнодорожников, привести к общему знаменателю – от математиков. В основе некоторых фразеологических оборотов лежат факты прошлой истории, а также легенды и факты античной истории. Часть фразеологизмов перешла к нам из религиозных книг: имеющий уши да услышит, по образу и подобию, метать бисер перед свиньями. К фразеологии относятся и народные пословицы, поговорки, яркие и меткие “крылатые” выражения писателей, ученых, общественных деятелей. Как мы видим, происхождение фразеологических единиц имеет различные корни: исторические, социальные, литературные и другие. Сравнивая русские и немецкие фразеологизмы, мы можем заметить, что, хотя их смысл совпадает, чаще используются иные образы, более близкие и понятные тому или иному народу. Таким образом, сравнивая фразеологические единицы в различных языках, мы, несомненно, узнаем больше об истории и культуре народа. Глава 2. Фразеологизмы как зеркало национальной культуры, национального характера и опыта При изучении любого иностранного языка происходит соприкосновение с историей и культурой данного народа. Важной составной частью любого языка является фольклор, т.е. народное творчество, в том числе пословицы, идиомы и поговорки. Невозможно понять настоящее и увидеть прошлое любого народа, не зная его историю. Связь истории и культуры народа с языком особенно ярко проявляется на фразеологическом уровне. Большое число фразеологизмов отражает специфические национальные черты, корнями своими уходят в историю народа, его быт, обычаи, традиции. Прежде всего, в лексике отражаются фрагменты социального опыта, обусловленного основной деятельностью данного народа. Существование тех или иных лексических единиц объясняется как бы практическими потребностями. Именно взаимосвязью между фразеологией определенного народа и культурноисторическими особенностями его развития можно объяснить, например, наличие в монгольских языках большого количества фразеологизмов, связанных с такими понятиями, как кочевая жизнь, верблюд, верховая езда, в то время как для славянских языков эти явления нерелевантны. В итальянском и испанском языках широкое распространение получили фразеологизмы церковного происхождения, связанные с обрядами и символами католической церкви, поскольку церковь всегда играла важную роль в жизни народа. В немецком языке особенно многочисленны идиомы, отражающие развитие денежной системы и военного дела в Германии, в английском языке – фразеологизмы, связанные с морем, а в английский разговорный язык вошло много идиом, связанных с охотой, скачками. Таким образом, семантическое поле, значимое для одного народа, может быть абсолютно нерелевантным (важный, сущ., акт) для другого. Две национальные культуры никогда не совпадают полностью. Академик Щерба Л.В. отмечает, что поскольку системы понятий в разных языках не совпадают, постольку при изучении иностранного языка приходится усваивать не только новую звуковую форму слов, но и новую систему понятий, лежащую в их основе. Страноведческая ценность фразеологизмов складывается из трёх составляющих: 1. Отражение национальной культуры всеми элементами, т.е. нет аналогов в других культурах. Wissen, wie der Hase läuft – знать толк в деле. Auf den Hund kommen - опуститься, обнищать 2. Отражение национальной культуры единицами своего состава. Aus einer Mücke einen Elefanten machen – Делать из мухи слона. Aus dem Augen, aus dem Sinn – С глаз долой, из сердца вон. 3. Отражение национальной культуры своими прототипами, поскольку генетически свободные словосочетания описывали определённые обычаи, традиции, подробности быта и культуры, исторические события и многое другое. Schwarzes Schaf; auf der Bärenhaut liegen. Как мог возникнуть образ «черной» овцы? Небольшая историческая справка помогает нам понять это. Ввоз мериносовых овец в Германию способствовал развитию животноводства. Шерсть этих овец обычно белого цвета. Поэтому черная овца не была типичной для овечьих стад. Она резко бы выделялась своим цветом. Это, видимо, и легло в основу образа устойчивого выражения. Этот фразеологизм – средство отрицательной оценки человека, указание на то, что он резко отличается от окружающих по каким-то отрицательным качествам. Тацит, описывая быт древних германцев, сообщает, что мужчины–воины в перерыве между военными схватками валялись в своих хижинах на медвежьих шкурах. От них и пошло фразеологическое выражение «auf der Bärenhaut liegen» – «бездельничать, бить баклуши». Во фразеологическом составе современного немецкого языка, как и в других языках, есть группа фразеологизмов, которая обязана своим происхождением старинным обычаям, поверьям, приметам. Объяснение подобных фразеологических единиц представляется возможным, если причины, послужившие источником для их образования, отражены в письменных памятниках, либо сохранились в народе до настоящего времени. Das Abendmahl darauf nehmen-(разг.) поклясться в чем-либо. Этот фразеологизм обязан своим происхождением средневековому обычаю, когда обвиняемый, вину которого было трудно доказать, часто подвергался «суду божьему». Он должен был проглотить кусок черствого хлеба или сыра, и в зависимости от того, делал он это с легкостью или кусок застревал у него в горле, принималось решение о его виновности или невиновности. Den Stab uber jmdn brechen-вынести приговор кому-либо, (букв.) разломить над кем-либо палку. Этот оборот восходит к древнегерманскому судебному процессу. Приговоренному к смерти перед казнью еще раз зачитывался торжественно приговор, и судья, разломив деревянную палку на три части, бросал их к ногам осужденного со словами: Nun hilf dir Gott, ich kann dir nicht mehr helfen. Это действие не означало первоначально ничего другого, как окончание неприятной процедуры: суд окончен, преступник осужден. Bei jmdm in der Kreide stehen-1) задолжать кому-либо, быть должным кому-либо, 2) (перен.) быть в долгу перед кем-либо. Фразеологизм напоминает об обычае владельцев небольших ресторанчиков, которые записывали мелом на доске количество выпитых кружек пива за вечер тем или иным посетителем. Einen Korb bekommen. Jmdm. einen Korb geben-1) получить отказ, дать отказ жениху, (букв.) получить корзину, дать кому-либо корзину. Данный фразеологизм восходит к старому обычаю спускать из окна жениху, которому хотят отказать, корзину с таким плохим дном, чтобы он провалился, если бы стал подниматься в ней на верх. В 17, 18 веках этот обычай несколько изменился: невеста посылала неугодному жениху корзину совсем без дна. В современном немецком языке эти выражения употребляются в самом широком значении: отказать кому-либо, отказаться от чего-либо, получить отказ. Den Teufel an die Wand malen- (разг.) рисовать всякие ужасы (пугая кого-либо), (букв.) нарисовать черта на стене. В основе выражения лежит старинное поверье, согласно которому накликать беду или вызвать демона можно, произнеся его имя. Выражение употребляется еще с 16 в. Hals-und Beinbruch!- Желаю успеха! Ни пуха, ни пера! (букв.) сломать (тебе) шею и ноги. Этот фразеологизм связан с народным поверьем: чтобы отвести от кого-либо несчастье, нужно ему пожелать его. Фразеологизм jmndn ins Bockshorn jages очень старый. Его раннее литературное фиксирование относится к 15 в. Существительное Bockshorn имеет несколько значений: 1) бараний рог, 2) пожитник. Но сам фразеологизм не имеет никакого отношения ни к бараньему рогу, ни к названию растения. По признанию немецких лингвистов, достаточно убедительными являются объяснения Ф. Дорнзайфа, который считает, что прототип фразеологизма восходит к обычаю жечь огни (костры) на пасху. Bockshorn- название пасхального огня в Гарце (Name des Osterfeuers im Harz). Eine ruhige Kugel schieben разг. фам. 1) делать легкую работу, быть на спокойной работе; 2) работать с прохладцей, не торопиться (букв, толкать шар не спеша). Речь идет об игре в Кегли. Родиной кеглей считают Германию, где эта игра была известна уже с XVII - XVIII в.в. Цель игры - сбить меньшим количеством шаров, пускаемых руками (обычно по деревянному настилу), большее число деревянных или пластмассовых фигур - кеглей, расставленных на площадке в определенном порядке. В XIX - ХХ вв. кегли получили распространение во многих странах не только как игра - развлечение, но и как один из популярных видов спортивных игр Аlle neune! Всё! готово! все до одного! (букв: все девять; восклицание при игре в кегли, когда сбиты все фигуры). В этом контексте выражение употребляется в значении «выполнить всё до конца». Заключение Ценность фразеологических единиц в том, что они обладают глубоким содержанием. За простой формой часто скрывается и хранится не только человеческий опыт, но и условия жизни народа – носителя языка, его история, культура, философия, законы, география страны, т.е. культурно – национальный компонент. Фразеологизмы не только отражают, но и формируют определенные стереотипы поведения, а также свойства, достоинства и недостатки человека, которые ценятся или осуждаются в соответствующем обществе и соответствующей культуре. Определенные качества национального характера так или иначе проявляются в языке, и человек, с детства осваивая лексику, идиоматику и грамматику родного языка, сам того не осознавая, учится воспринимать окружающий мир и себя в нем так, как это принято у людей, говорящих на этом языке. Немецкая фразеология не только отражает черты характера и поведения немцев, но и воспитывает человека в рамках национальной традиции. Сопоставление фразеологических соответствий демонстрирует не только отличительные черты в типологии характера, но и затрагивает вопросы образности мышления носителей языка. Благодаря пониманию значения фразеологизмов более правильными становятся представления о трудовой деятельности, быте и культуре, а значит жизни людей страны изучаемого языка. Понимание значений фразеологизмов, пословиц и поговорок позволит точнее и правильнее использовать их в речи, придаст речи неповторимое своеобразие и особую выразительность. Список литературы: 1. А.Лебедева. Национально-культурная специфика фразеологических единиц. «Учитель» №6, 2006, стр. 47 2. Т.М.Гуревич. Фразеология на уроках японского языка. «Иностранные языки в школе» №3, 2006, стр. 76 3. А.В.Сарапулова. Из истории фразеологических оборотов немецкого языка «Иностранные языки в школе» №2, 2006, стр. 72 4. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М.,1985, 149 с. 5. Немецко-русский фразеологический словарь. Сост. Л.Э.Бинович и Н.Н.Гришин. Издательство «Русский язык» Москва-1975 год. 6. С. Г. Тер-Минасова "Язык и межкультурная коммуникация" М, Слово, 2000г. Приложение jmdm. den Schwarzen Peter zuschieben (zuspielen) разг. подсовывать кому-л. неприятное дело; ловко сваливать вину (или ответственность) на кого-л. (букв. подсовывать кому-л. «Черного Петера») «Черный Петер» - детская карточная игра типа «Акулины». У кого «Черный Петер» остается на руках, тот проиграл, и его мажут черным. den Schwarzen Peter haben остаться виновным; нести ответственность (за что-л.) ach, du grüne Neune! разг. фам., вот тебе на!, вот тебе раз! (букв. ах ты зеленая девятка) В немецкой карточной игре зеленый цвет - цвет масти пик. der grüne Bube (или König) карт, валет (или король) пик (букв, зеленый мальчик, король) eine böse Sieben разг. устарев, злая баба, мегера, ведьма, баба-яга (букв, злая семерка) Sieben - в карточной игре „Karnöffelspiel” - семерка с изображением черта, вместо которого впоследствии стали рисовать ведьму. Karnöffelspiel - старинная карточная игра XV – XVI bb., называется так по главной карте колоды Karnöffel. Эта карта могла бить все карты кроме «злой семёрки». aus dem Schneider herauskommen (sein) 1) ирон. иметь уже (далеко) за тридцать, быть уже не первой молодости (о женщинах); 2) выйти из трудного положения; 3) быть вне опасности Выражение заимствовано из игры в «скат», где Schneider означает 30 очков. Aus dem Schneider sein - набрать больше очков. Blindekuh spielen играть в жмурки; ничего не видеть „Blindekuh spielen” - так называется детская игра в жмурки (букв. играть в слепую корову). «Жмурки» - это игра, когда один из играющих с завязанными глазами ловит других. Как отмечает Л. Рёрих, эта игра известна всем европейским народам, но фразеологическое соответствие Blindekuh spielen характерно для немецкого языка В современном немецком языке очень употребителен фразеологизм einen Stein bei jmdm. im Brett haben разг. быть на хорошем счету у кого-л.; пользоваться чьим-л. расположением В немецкой и русской фразеологии тоже есть свои шутливо- иронические прозвища для очень высоких людей. В немецких деревнях с давних пор выращивали хмель- der Hopfen и бобы, фасоль- die Bohnen. Это тоже вьющиеся растения. Для того чтобы побеги поднимались вверх, ставятся подпорки- die Stangen. О высоких и тощих людях здесь принято говорить eine lange(dьrre) Hopfenstange eine lange(dьrre) или Bohnenstange. Немцы говорят о маленьких людях не без насмешки: kaum drei Kase hoch. Слово Der Kase употреблено здесь в значении “ головка сыра”(der Kaselaib) . Сыроварение – исконно немецкое крестьянское ремесло. фразеологизм es faustdick (knüppeldick) hinter den Ohren haben, употребляемый для оценки жизненного опыта человека, его хитрости, ловкости, расчетливости. Оказывается, в старину считалось, что в разных частях головы у человека располагаются и разные виды ума. Хитрость, лукавство, плутовство спрятаны у человека где-то за ушами. И если уж у кого-то за ушами хитрости и плутовство накопилось величиной с кулак (faustdick) или больше, то он большой плут. Фразеологизмы ein Ritter ohne Furcht und Tadel и рыцарь без страха и упрека совпадают дословно, покомпонентно. Фразеологизм представляет дословный перевод с французского. Во Франции это выражение было употреблено сначала для характеристики конкретных исторически известных лиц: храброго и великодушного рыцаря Пьера дю Террайля Баярда (конец 15 – начало 16 в.) и выдающегося полководца Луи Тремуаля, жившего в то же время. Впоследствии оно было переосмыслено, приобрело переносное значение и стало употребляться как средство характеристики любого человека, проявляющего черты мужества, доблести, благородства.

В статье рассматриваются фразеологизмы немецкого языка, дается характеристика фразеологической единицы как средства образного отражения мира немецкого народа. Автор акцентирует внимание на том, что фразеологизмы немецкого языка представляют интерес в лингвострановедческом плане, поскольку раскрывают разнообразную информацию о истории, быте, морали, этике немецкого народа.

Ключевые слова: фразеологизмы, немецкий язык, оценочное отношение, языковая картина мира.

FRAZEOLOGICAL UNITS IN THE GERMAN LANGUAGE

The article deals with the phraseological units of the German language, gives the description of the phraseological unit as a means of figurative reflection of the world of the German people. The author draws attention to the fact that the phraseological units of the German language are of interest in the linguistic and cultural landscape, since they disclose a variety of information about the history, life, morals, ethics of the German people.

Keywords: phraseological units, the German language, estimated attitude, linguistic world - image.

Фразеологизмы представляют собой средство образного отражения мира, вбирая в себя исторические и мифологические события, религиозные и этические представления определенного этноса разных эпох и поколений. Человеческий фактор играет важнейшую роль в создании фразеологизмов, поскольку большое их количество связано с человеком и различными сферами его деятельности. По мнению А.В. Сарапуловой, возникновение фразеологизмов обусловлено процессом познания представителями определенного этноса различных явлений действительности: природных, социокультурных и духовно-мировоззренческих . В отличие от других единиц языка, фразеологизмы призваны не столько фиксировать опыт познания различных явлений мира, сколько передавать оценочное отношение к ним (положительное или отрицательное, положительное или нет), что делает речь более экспрессивной и эмоционально окрашенной.

Фразеологизмы интерпретируются через культурные соображения: стереотипы, верования, традиции и тому подобное. На роль культурных представлений об образной основе фразеологизмов в культурологических исследованиях указывает В.Н. Телия .

Фразеологизмы немецкого языка представляют интерес в лингвострановедческом плане, так как он раскрывает разнообразную информацию об истории, быте, морали, этике немецкого народа. Но именно фразеологические единицы считаются особенно сложными и при изучении иностранного языка, и при непосредственном общении с носителями языка в процессе межкультурной коммуникации . Например, «eine Kartoffel im Strumpf haben» - «ходить в дырявых чулках», «Hopfen und Malz, Gott erhalt’s» - букв. «хмель да ячмень дай бог нам каждый день». Хмель и ячмень, солод, применяемый для изготовления пива, символизирует овеществленный труд. (НРФС) «jmd. hat Schwein» (букв. у кого-то есть свинья) - разг. фам. «кому-л. везёт, улыбается счастье»; «Das nenne ich Schwein!» - разг. фамил. «вот это удача! Вот повезло!» «armes Schwein!» - разг. фам. «несчастный, бедолага».

Н.М. Шанский группирует фразеологизмы согласно их возникновению на:

  • коренные: «jmdm. den Schwarzen Peter zuschieben (zuspielen)» - разг . «подсовывать кому-л. неприятное дело; ловко сваливать вину (или ответственность) на кого-л. (букв. подсовывать кому-л. «Черного Петера»; «eine böse Sieben» - разг. устарев, «злая баба, мегера, ведьма, баба-яга (букв, злая семерка)». «Sieben» - в карточной игре «Karnöffelspiel» - семерка с изображением черта, вместо которого впоследствии стали рисовать ведьму. «Karnöffelspiel» - старинная карточная игра XV – XVI bb., называется так по главной карте колоды Karnöffel. Эта карта могла бить все карты кроме «злой семёрки»;
  • заимствованные: «die Schau stehlen» ‒ «затмить кого-л. своим мастерством», «das Gesicht wahren/retten» ‒ «сохранить лицо», «den Hut in den Ring werfen» ‒ «выставить свою кандидатуру на выборах», «Jahrmarkt der Eitelkeit/der Eitelkeiten» ‒ «ярмарка тщеславия», «nach Komplimenten fischen» ‒ «напрашиваться на комплименты», «kalter Krieg» ‒ «холодная война», «die schweigende Mehrheit» ‒ «безмолвствующее большинство», «der eiserne Vorhang» ‒ «железный занавес» и другие.

Лингво-миграционный процесс является неизбежным фактом существования и вместе с тем одним из факторов развития языка. Больше всего в этом смысле влияют близкородственные языки. Фразеологическая миграция, согласно мнению Н.М. Шанского, обусловлена рядом причин, среди которых - усиление культурных связей между народами, так и в отдаленных языках, безусловно, можно выявить устойчивые выражения или фразеологизмы, вошедших в них с иноязычной культуры .

Взяв за основу их научные труды, ученые различают следующие стилистические типы фразеологические единицы (далее ФЕ) современного немецкого языка (книжные, нейтральные, разговорно-бытовые и стилистически сниженные), по которым определяется шкала уровней стилистической окраски ФЕ. Таким образом, в разных социолектах фразеологизмы используются неодинаково. Фразеологическими соответствиями являются такие ФЕ, которые совпадают по значению, стилистической окраске и функциям, которые они выполняют в языке и речи, но могут различаться по лексическому составу, образной основе и грамматической структуре. Стилистически относительные фразеологические соответствия – это ФЕ, которые, имея одинаковую семантику, отличаются по функционально-стилистической окраске . В следующих примерах фразеологические соответствия совпадают по стилистической окраске («unter dem Pantoffel stehen» – «быть под башмаком / под пятой, под сапогом»; «eine bittere Pille zu schlucken geben» – «преподнести горькую пилюлю». В некоторых случаях фразеологические соответствия не совпадают по стилистической окраске, то есть стилистически относительными: «j-n über die Achsel ansehen» (нейтральный фразеологизм) – «воротить нос» (разговорно-фамильярный фразеологизм); «j-m den Hof machen» (нейтральный фразеологизм) – «протоптать тропу / подбивать клинья / стелить мостики» (разговорные фразеологизмы) .

Основой фразеологического семиозиса фразеологической картины мира является метонимическое и метафорическое переосмысление. Процесс переосмысления связан с внутренней формой фразеологической единицы, на основе которой происходит мыслительный процесс.

Переосмысление компонентов ФЕ проходит вследствие денотативного понятийного смещение во внутренней форме компонентов, которые составляли свободное словосочетание. Это происходит благодаря изменению сдвига (редукции) элементов содержательной структуры слова. Степень семантической редукции влияет на формирование фразеологической семантики. Фразеологизм образуется путем слияния понятийного содержания (сигнификата) с категориальным значением (значение слова как части речи), вследствие чего переименуется денотат. Примеры: «Durch Die Blumen Sprechen (Sagen)» - «аллегорически, окольными путями, намеками говорить (высказываться)» . Идиома возникла на основе рыцарских традиций дарить дамам цветы определенных цветов и сортов, которые имели значение. Слова были не нужны. Цветы красного цвета означали любовь, розового – симпатию, влюбленность, желтого – разлуку. «J-dem für den Boden ausschlagen (aufstören, austreiben)» – «испортить, подорвать какое-либо дело, переполнить чашу; досл. выбить в бочке дно». Происходит от обычая XIV в. выбивать дно в бочках, если пиво, которое было у них, некачественное, а торговцы хотели его продать. «Von J-M Etw, Geben Hundert Auf Ein Zot» (разг.) – «грош кому-либо, чему-либо», «Das Zot»- старинная немецкая мера веса. В XVII в. применяли при измерении массы серебра, сейчас используются для взвешивания кофе .

Итак, семантика фразеологических единиц связана с народными образами, которые хорошо известны носителям культуры. Реализация фразеологического значения возможна благодаря фразеологической картине мира, содержит и передает из поколения в поколение результаты познания мира. Фразеологизмы определяются как единицы лингво-ментального лексикона, отражающие культурное пространство языка. Фразеологизмы наполняют речь глубинной свежестью, предоставляют ей художественное звучание, лексическую и синтаксическую утонченность, совершенство.

Список литературы:

  1. Сарапулова А. В. Из истории фразеологических оборотов в немецком языке / А. В. Сарапулова // Иностранные языки в школе. – М., 2006. – № 2. – С. 72–75.
  2. Телия В. Н. Культурно-национальные коннотации фразеологизмов / В. Н. Телия // Славянское языкознание. XI Международный съезд славистов. – М., 1993. – С. 302-304.
  3. Чернышева И. И. Фразеология современного немецкого языка / Чернышева И. И. – М.: Высшая школа, 1970. – 200 с.
  4. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка / Н. М. Шанский. – М.: Высшая школа, 1985. – 160 с.
  5. Burger H. Phraseologie: Eine Einführung am Beispiel des Deutschen. Berlin: Erich Schmidt Verlag, 2007. – 240 S.
  6. Fleischer W. Phraseologie der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig: VEB Bibliografisches Institut Leipzig, 1997. – 250 S.
  7. Handbuch der Phraseologie. / Burger, Harald, Buhofer, Annelies, Sialm, Ambros – Berlin/New York: Walter de Gruyter, 1982. – 433 S.
  8. Hessky, Regina. Phraseologie: Linguistische Grundfragen und kontrastives Modell deutsch-ungarisch. – Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1987. – 128 S.

Как известно, художественные тексты изобилуют всевозможными фразеологическими оборотами, которые нередко вызывают трудности при переводе. Поиск соответствующего эквивалента в языке перевода занятие нелёгкое и требует соответствующих навыков от переводчика. В настоящее время используется четыре способа образной фразеологии .: фразеологические эквиваленты, фразеологические аналоги, дословный перевод (калькирование) и описательный перевод. Рассмотрим детальнее каждый из видов.

При использовании фразеологических эквивалентов сохраняется весь комплекс значений переводимой единицы. В этом случае в языке перевода имеется образный фразеологизм, совпадающий по всем параметрам с фразеологической единицей оригинала, например:

mit dem Feuer spielen - играть с огнём;

das Eisen schmieden solange es heiß ist - куй железо, пока горячо.

Второй тип фразеологических соответствий представляют так называемые фразеологические аналоги. В случае отсутствия фразеологического эквивалента, следует подобрать в языке перевода фразеологизм с таким же переносным значением, основанном на ином образе. Например:

eine Schulter zum Weinen haben - плакаться кому-либо в жилетку;

die Gunst der Stunde nutzen - куй железо, пока горячо;

jdn auf frischer Tat ertappen - поймать на месте преступления.

Дословный перевод (калькирование) фразеологических единиц может быть применён лишь в том случае, если в результате калькирования получается выражение, образность которого легко воспринимается русским читателем и не создаёт впечатления неестественности и несвойственности общепринятым нормам русского языка. Например:

das Pferd beim Schwanz aufzäumen - поставить телегу впереди лошади;

wer im Glashaus sitzt, sollte nicht mit Steinen werfen - люди, живущие в стеклянных домах, не должны бросаться камнями;

В случаях, когда фразеологическая единица не имеет в русском языке ни аналога, ни эквивалента и не подлежит дословному переводу, переводчику необходимо прибегнуть к описательному переводу. Например:

Leichen im Keller - семейная тайна; неприятность, скрываемая от посторонних;

wie ein Honigkuchenpferd grinsen - ухмыляться во весь рот;

spitze - отличная вещь, нечто весьма крутое.

С учётом вышесказанного, можно выделить следующие правила перевода фразеологизмов:

1. Оптимальным переводческим решением является поиск идентичной фразеологической единицы. Однако следует признать, что число подобных соответствий в английском и русском языках крайне ограничено.

2. При отсутствии непосредственных соответствий фразеологизм, употреблённый в языке оригинала, можно перевести с помощью аналогичной фразеологической единицы, хотя он и будет построен на иной словесно-образной основе. Следует также учитывать, что стилистическая или эмоциональная окраска не всегда совпадают. В этом случае взаимозамена невозможна.

3. Калькирование, или дословный перевод, иногда допустимы, хотя этот метод не всегда является эффективным. Интересно, что порой переводчикам удаётся внедрить в язык перевода и даже культуру новую фразеологическую единицу.

4. При переводе текстов культурно-исторической тематики применяют калькирование наряду с объяснением в возможно более кратком виде. Такой вид перевода называется двойным, или параллельным.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...