Как буддисты узнают о том сколько реинкарнаций. Мировые религии подтверждают перевоплощение души


«Душа попадает в человеческое тело, как во временное жилище, извне, и снова-таки выходит из него… она перемещается в другие обители, поскольку душа бессмертна».

Ральф Вальдо Эмерсон

Рано или поздно мы задумываемся о смерти, это то, что неизбежно ждёт нас в конце нашего пути, который мы называем жизнь.

  • Куда уходит жизненная сила после смерти тела?
  • Что означает наше столь короткое пребывание на земле?
  • Зачем наша душа раз за разом возвращается, проживая новую жизнь с начала?

Давайте попробуем отыскать ответы на эти волнующие вопросы в священных писаниях.

Реинкарнация в христианстве

Как известно, христианство на сегодняшний день не признаёт идею . Тут уместно задать вопрос: “А всегда ли было так?”. Сейчас появляются доказательства того, что она специально была убрана из священных писаний.

Несмотря на это, в Библии, а особенно в Евангелии, всё ещё можно найти отрывки, подтверждающие то, что идея перевоплощения души присутствовала в христианской религии.

“Между фарисеями был некто, именем Никодим, [один] из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.

Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше…” Отрывок из Евангелия от Иоанна, Глава 3

Хочу заметить, что, слово “свыше” в переводе с греческого также означает: “снова”, “заново”, “опять”. Это значит, что данный отрывок можно перевести немного иначе, а именно: “…должно вам родиться снова…”. В англоязычной версии Евангелия используется словосочетание «born anew», что означает “родиться заново”.

Я пошлю к вам Илию-пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного.

Из книги пророка Малахии

На первый взгляд никакого скрытого смысла в этих словах нет. Вот только данное пророчество было сделано в V веке до н. э., а это через четыреста лет после жизни Ильи. Получается, Малахия утверждал,что пророк Илия вновь ступит на Землю в новом обличии?

Также недвусмысленные слова произносил и сам Иисус Христос: “И спросили Его ученики: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все, но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе”.

Манихейство

Манихейство — это религия, которая включала в себя элементы христианства, буддизма, а также зороастризма. Её родоначальником являлся некий Мани, по происхождению перс. Он прекрасно знал восточную мистику, иудаизм и создал стройную мировоззренческую систему.

Особенностью манихейства является то, что данная религия содержит постулат о реинкарнации, даже больше того, идея о является основой этой религии.

Кстати, именно из-за этого ортодоксальные христиане считали манихейство “чистой воды” ересью, при этом сами манихеи утверждали, что именно они являются истинными христианами, а церковные христиане – это только полухристиане.

Манихеи верили в то, что апостолы в трудные времена всегда перевоплощались в другие тела, дабы прийти на Землю и наставить человечество на путь истинный. Хочу заметить, что сам Блаженный Августин в течение 9 лет исповедовал данную религию.

Манихейство исчезло в конце XII в., навсегда оставив свой след в религиях христианства и ислама.

Идея реинкарнации в буддизме и связанных с ним религиях

Религия буддизма вышла из индуизма, поэтому совсем не странно, что данные вероисповедания сильно схожи между собой. Хотя учения Будды позже начнут восприниматься в Индии как отступнические.

Основой раннего буддизма, как и манихейства, была идея о перевоплощении душ. Считалось, что от того, как человек проживёт свою жизнь, зависит то, кем он будет в своём следующем воплощении.

Если говорить другими словами, то ранние буддисты были уверены, что человеку дано прожить далеко не одну жизнь, однако каждое последующее воплощение зависело от предыдущего.

Так было во времена жизни Будды, после его смерти начался самый драматический период данной религии. Всё дело в том, что вскоре после ухода Просветлённого его единомышленники создали 18 школ, в каждой из которой все учения Будды объяснялись по-своему. Поэтому появилось много противоречивых мнений.

Одной из самых влиятельных была школа Теравада, которая распространила свои учения на многие уголки Южной Азии.

Приверженцы данной религии считали, что душа человека умирает с телом, то есть они полностью отрицали возможность реинкарнации.

Главными и в какой-то мере непримиримыми оппонентами теравадиков являются тибетские ламы и все те, кто исповедует буддизм Махаяны.

Будда учил, что душа — это вечная субстанция, и она не может бесследно исчезнуть Его противники монахи-индуисты, напротив, говорили, что не существует вечного “я”, они были убеждены, что всё приходит и возвращается в небытие.

Гаутама же учил, что в каждом существует частица божественного света – атман, который раз за разом воплощается на Земле, чтобы помочь человеку достичь просветления.

Реинкарнация в северном буддизме

Идея перевоплощения души имела своё место в северном буддизме, основанном на традициях Махаяны («большой колесницы воплощения»). К этой же религии можно также отнести тибетский буддизм и ламаизм.

Именно в доктрине Махаяны большое распространение получило понятие «бодхисаттвы». Бодхисаттва – это люди, достигшие просветления, но сознательно выбравшие бесконечное перерождение, дабы помочь страдающему человечеству. В Тибете таким бодхисаттвой является Далай-лама, который постоянно возвращался в обличии другого человека, то есть его душа постоянно перевоплощалась.

Тибетская доктрина весьма противоречива, с одной стороны, они признают то, что человек проживает далеко не одну жизнь, но при этом они относятся к идее реинкарнации скептически. Для тибетского буддизма чрезвычайно важен , обуславливающий все происходящее.

Реинкарнация в Китае

Китайцы в принципе не признают идею реинкарнации, а если точнее, то она противоречит их мировоззрению, так как все они верят, что душе после смерти предстоит очень длинное путешествие в загробном мире, к которому нужно подготовиться, ещё проживая жизнь на Земле.

Именно поэтому с усопшим в могилу клали все те вещи, которыми он пользовался при жизни. К примеру, гробницы царей содержали все, к чему привыкли правители при жизни: богатая утварь, одежда, пища, жены и слуги.

Такая серьёзная подготовка является доказательством того, что все китайцы верят, что после смерти они будут долго и счастливо жить в загробном мире, а воплощение в новом обличии на Землю в их планы совсем не входит.

Особенно китайцы почитали культ предков, они считали, что все умершие родственники становились их охранниками на Земле, поэтому им нужно постоянно приносить дары, общаться с ними и обязательно спрашивать совета. Это также доказательство того, что китайцы не верили в возможность реинкарнации.

Реинкарнация и Далай-лама

В странах, где ламаизм является официальной религией, на государственном уровне признано, что человек после смерти может родиться в новом обличии.

Далай-лама — яркий тому пример, ведь он является воплощением бодхисаттвы милосердия – Ченрези, который реинкарнирует на Землю в течение последних 500 лет. Приверженцы ламаизма верят, что душа Далай-ламы самостоятельно выбирает себе новое тело. Задача монахов — отыскать мальчика, в которого на этот раз решит воплотиться усопший лама.

Будущий Далай-лама родился в 1935 г. на северо-востоке Тибета в провинции Амдо, в маленькой деревушке Такцер, в бедной семье скотоводов, через два года после смерти тогдашнего первосвященника.

Далай-дама отвечает на вопрос о реинкарнации,

заданный Марисом Дрешманисом — руководителем института Реинкарнационики.

Вопросы о том, что происходит с после его смерти, беспокоили человечество на протяжении всего его периода существования. В древности подход к теориям о переселении душ или загробной происходил на сравнительно примитивном уровне - первобытные люди, поклоняясь тотемам и живой природе, верили, что высшие силы позаботятся о них после их смерти.

Также они верили в родовое переселение душ - когда душа странствует исключительно в рамках конкретного поколения. Позднее возникли различные , в каждой из которых есть своё отдельное или схожее виденье о загробной жизни. В этой статье мы рассмотрим, что такое реинкарнация , как трактуют это понятие в разных религиях, как связаны христианство и теория о перевоплощении души.

Реинкарнацией называют процесс переселения души, духовного сущего человека в другой облик, который происходит после смерти человека. Такое понятие существует только лишь в восточных религиях - в христианство исключает реинкарнацию как таковую.

Примечательно, что реинкарнация - это не переселение человеческой души в тело только лишь другого человека - во всех восточных религиях есть теория, что в прошлой или будущей жизни человек был или будет кем угодно: растением, животным, насекомым - однако обязательно одушевленным предметом. То, в кого переселится дух и какой статус ты обретешь в будущей жизни, зависит от совершенных дел в настоящем - в зависимости от заработанной и будет определено положение в будущем.

Знаете ли вы? Время возникновения понятия «реинкарнация» приближается еще к VI веку до н. э. - с ним связаны имена Сократа и Пифагора. Согласно легенде, именно Пифагор изрек свою знаменитую фразу о том, что душа движется в круговороте, определенном необходимостью.

Некоторые теологи проводят более усовершенствованную расшифровку понятия «реинкарнация души» - это не переселение души как энергетического начала, а переселение Духа - материальной структуры, которая существует вне времени и окружающих условий.

Выделяют даже специальную науку - физику реинкарнации, в которой приводятся расчеты и планы, как именно дух покидает тело и осуществляет переселение в другой объект. К примеру, в такой физике рассчитывается процентная вероятность смены пола при переселении, раздвоение личности или закон витальности - согласно ему, перевоплощение человека в низший по рангу объект - например, насекомое - невозможно.
Однако многие религиозные течения оспаривают эту теорию. Как именно объясняют переселение души после смерти восточные религии - рассмотрим подробней.

Основные учения восточных религий

Общее начало, объединяющее все восточные религии, - это монистичность, возможность видеть Божество или высшие силы во всем: в природе, небесных телах, предметах. Для большинства западных религий такое понятие является ересью.

Важно! Восточные религии основываются на теории реинкарнации, освобождения, западные же религиозные течения продуцируют теорию о единственном, земном существовании души и духа, которая приводит к послесмертной награде либо наказанию - в этом их принципиальное различие.

Перерождение души - это одно из ключевых понятий , на котором и основывается вся философия этого религиозного течения. Процесс реинкарнации описывается в Ведах, в этих священных текстах прослеживается идея о души. Умирает лишь бренное тело, внешняя оболочка - дух же бессмертен и способен передвигаться и перерождаться. Такая философия неразрывно связана с понятием .
Именно за счет того, какая карма есть у человека либо какую он заработал в своей текущей , будет зависеть, в кого в конечном счете перенесется человек в будущей жизни.

Согласно философии индуизма, человеческая душа находится в постоянных блужданиях, и то, что в данный момент она живет в конкретном человеке - лишь часть ее путешествия, своего рода остановка, подготовка к следующему перерождению. Такой круговорот носит название сансары. Люди, заключенные в цепь , характеризуются в Ведах как невежественные и греховные существа, не понимающие истинного значения вещей. Постигнувшие - те, кто в течение длительного времени проводил духовные медитативные , - могут выйти из круга сансары. В этом случае блуждания души, ее многочисленные рождения и смерти прекращаются. Это свидетельствует, о том, что человек достиг спасения (мокши).

Ключевым отличием этого течения от других восточных религий состоит в том, что человеческая душа может переселяться в девов - определенных божественных существ. По сути, человек может стать божеством. Однако это возможно только при накоплении достаточного количества исключительно хорошей кармы. Примечательно, что такое перевоплощение в божество в джайнизме носит нежелательнымей и даже отрицательный характер.
Для того чтобы заработать хорошую карму, в философии джайнизма выработаны строгие, даже аскетичные правила морали и поведения (особенно это касается священников). Чего стоит только ахинса - ненанесение насилия над любым живым существом (к примеру, грехом случается, даже если ты случайно раздавил муравья). Такие строгие правила обуславливают то, что современные последователи джайнизма имеют сегодня в основном ремесленные . Для религии джайнизма единственный путь избавления от круговорота смертей - это достижение чистоты духа (путем соблюдения аскетичных строгих правил, постоянной медитации, подавления страстей). Обычные люди не смогут избавиться от сансары - для этого необходимо стать аскетом.

Религия сикхов также учит о бессмертии и перерождении души. В отличие от джайнизма, семейная жизнь и брак являются священными для сикхизма - для них это основа бытия, способ прославить Бога - единого Творца всего сущего. В философии сикхизма нет традиционных представлений о карме, рае и аде или загробной жизни. Данная религия является синтезом неких понятий индуизма и ислама, выработавшая собственную философию. проповедуют любовь и дружественные отношения ко всем живым существам.
Философия сикхизма заключается на теории, что человек в этом мире появился не из пустого места - ранее он уже существовал. Именно его прошлая жизнь, его возможная семья определяют его уникальность и непохожесть на других людей в настоящем. Последующее перерождение души целиком зависит от гуру, или Бога - решение божеством о перерождении заключается, исходя из добрых дел, совершенных человеком в настоящем. Прошлая жизнь, безусловно, влияет на настоящее существование - однако она не предопределяет статус сикхов и их положение в обществе в настоящей жизни.

Знаете ли вы? В истории существуют случаи, когда сикхи освобождались от реинкарнации души: десятый гуру Гобинд Сингх, после совершения таинства над сикхами, освободил их от связи с прошедшей жизнью - прошлой семьей, верой, предопределенностями.

В религиозном течении буддизма понятие неизменности души отсутствует - напротив, духовное состояние способно меняться в зависимости от закона кармы (в кого или во что переселится дух в следующей жизни, зависит от кармы человека). Если буддист смог достичь небесного умиротворения, блаженства, нирваны - душа будет похожа на небесное создание. Если же жизнь была наполнена негативными действиями и поступками - душа будет испытывать адские муки при реинкарнации.
Примечательно, что в буддизме присутствует троякое отношение к перевоплощению души: оно есть, его нет, и неважно, есть оно или нет.

Дело в том, что, согласно одной грани буддистского учения, дух блуждает в пределах 6 колес сансары (адские жители, голодные духи, животные, люди, асуры, боги), поэтому по результатам состояния кармы душа будет заключена в одно из этих 6 состояний. Другой аспект буддизма говорит о том, что души как неизменяемой , переходящей из одного объекта в другой, не существует (однако остаются кармические тенденции прошлого существования, которые влияют на нашу душу в настоящей жизни).

Будда говорил о том, что нет прошлого «Я», путешествующего между временем. В то же время он учил своих последователей, что они все равно пожнут результаты (или отголоски) поступков из прошлой жизни.
Неважно, есть перерождение или нет - в широком смысле (как учили некоторые последователи Будды), человек каждый день является новым существом, не таким, какой он был на прошлой неделе или месяц назад (накапливается опыт, человек становится старше) - но личность не ощущает при этом каких-либо трудностей или дискомфорта. Поэтому согласно такой концепции, для человека вовсе не обременительно получить будущую пользу от действий, совершенных сейчас, в настоящем.

Даосизм является китайской религией, основывающейся на вере в бессмертие. Примечательно, что боги как таковые отсутствуют в данном течении вовсе - их место занимают различные энергии, поэтому многие склонны называть даосизм скорее наукой, нежели религией. Тема бессмертия освещается в многих китайский легендах и мифах, а рецепты долголетия по сей день хранятся в тайных рукописях.

Такая вера в долголетие сказалась и на китайской : бессмертие души, согласно даосизму, возможно в исключительно здоровом и физически крепком теле, поэтому рецепты молодости подбирались на протяжении многих веков. В этом плане даосизм на ранних стадиях вступал в противоречие с буддизмом - неопределенное блуждание сознания в кругах сансары (буддизм) контрастирует с теорией о конкретной работе над бессмертием (даосизм).

Однако позже, под влиянием буддизма, последователи даосизма также стали склоняться к теории о переселении души в иные реалии, миры и отрезки времени, а главная цель - поддержание физической крепости - постепенно сменилась на духовное самосовершенствование, медитации и концентрации .
Впрочем, это не исключило попытку приспешников пути Дао открыть «эликсир жизни» - китайские жители по сей день славятся своим , а народная китайская медицина остается самой востребованной среди нетрадиционных медицинских наук.

Важно! Главными составляющими китайской медицины являются точечный массаж и иглоукалывание. Однако самостоятельно практиковать такие способы лечения категорически не рекомендуется - незнание анатомии человека и неправильная техника выполнения либо акупунктуры может привести к значительному ухудшению и даже к смерти.

Это японское религиозное течение отличается миролюбием и некой идеализацией: мир представляется изначально хорошим, светлым домом для душ - как живых существ (людей, животных), так и умерших. В соответствии с этим убеждением, главной особенностью синтоизма является стремление к жизни в согласии со всем живым - не только с одушевленными существами, но также и с камнями, природой и т. д. Такое понятие, как бессмертие, тоже фигурирует в синтоизме, однако считается, что достичь бессмертия могут лишь духи умерших предков.
В синтоизме сочетается как тотемизм, так и магия - широко используются амулеты и священные предметы. Четкого разделения на добро и зло не существует: если человек живет в согласии со всеми, то, скорее всего, он совершает добро и идет по верному пути. Человеческая душа, согласно синтоизму, также безгрешна и идеальна - однако злые духи могут совратить и очернить её.

Синтоисты исповедуют реинкарнацию, но считается, что вновь возрожденная душа не несёт никаких воспоминаний из прошлого существования. Однако она может проявлять определенные таланты, склонности и умения в жизни человека в настоящем. В синтоизме нет места божественному влиянию на путь человека - каждый сам может определить свое место своими чувствами, поступками, действиями и отношением с окружающими.

Пожалуй, не существует более антагонистичных понятий в религии, чем реинкарнация, круговорот души в индуизме, блуждания духа по кругам сансары в буддизме, бессмертие души в даосизме с одной стороны - и христианство с другой. Согласно христианству, каждый человек, его душа созданы Богом Творцом. Со смертью человека умирает и его дух - до того времени, пока Бог не воскресит своих верных и послушных последователей для жизни в раю.
Христианские теологи (как католические, так и протестанские, и православные) говорят о том, что вера в реинкарнацию, карму помогает человеку объяснить, почему в этой жизни у него существуют проблемы, неприятности в личной жизни и т. д.

Теологи говорят о том, что человеку проще свалить вину за свои страдания на закон кармы, прошлую жизнь - вместо того, чтобы покаяться в настоящем, поверить в Единого Бога и вести дальнейшую безгреховную жизнь. Согласно Библии, реинкарнации не существует - это проповедовали последователи Иисуса Христа, и они же утверждали, что духи умерших (как верят в синтоизме) не бессмертны.

Знаете ли вы? В Библии сказано: «душа согрешающая, та умрёт» (Иез. 18:4). Эти слова являются главными доводами христиан в противостоянии теории реинкарнации.

Христиане в своих доводах о невозможности переселения души опираются на слова Бога, записанные в Библии. Также они приводят простую статистику: если большинство восточных религий издревле проповедует о необходимости очищения и постижения хорошей кармы - то просветленные, перерожденные люди к сегодняшнему дню должны составлять более 70 % населения Земли. Однако на практике наблюдается глобальное ухудшение морального состояния людей, возникновение большего количества войн и , особенно в последние десятилетия.

Противоборство восточных религий и христианства продолжается еще с I века н. э. (время выделения христианства в отдельную ветвь религии). По данным статистики, в современном мире христиан насчитывается более 33 %, а 23 % - исламисты. Остальные 45 % делят между собой восточные религии, атеисты и различные нетрадиционные верования. Таким образом, мы видим, что теория о перевоплощении души сегодня уступает место вере в отсутствие бессмертия, кармы и сансары.

Достаточно посмотреть несколько фильмов производства «Болливуда», чтобы понять: концепция реинкарнации является одной из основ индуизма. Впрочем, Индия – не единственная страна, в которой верят в переселение душ. И не только потому, что индуизм исповедуют люди в различных точках земного шара, но и потому, что сама концепция реинкарнации свойственна многим религиям. Особенно часто она встречается в верованиях различных традиционных племен по всему земному шару.

Что же это за штука такая, реинкарнация? Сам термин «реинкарнация» произошел из латинского языка и буквально означает «повторное воплощение». В индуизме этот процесс известен как «Пунарджанма». Подробнее об индуистском видении реинкарнации можно узнать, прочитав различные мифы о том, как бог Вишну перевоплощался в различных существ, чтобы помочь людям. Говоря простым языком, реинкарнация - это переселение души. Люди, верующие в реинкарнацию, позиционируют человека не как тело, обладающее душой, а как душу, у которой есть тело. После смерти тела душа может его поменять, так же как мы меняем одежду, когда она изнашивается. Однако, душа не может выбрать абсолютно любое «понравившееся» ей тело, ведь каждое следующее перевоплощение зависит от того, как человек прожил свою предыдущую жизнь – от его кармы. Так, если человек вел себя недостойно, он может переродиться в птицу животное или любую другую форму жизни.

Как же все это видят люди, которые в это верят? Вот семь самых интересных фактов о реинкарнации, которые вам будет полезно узнать.

Незавершенные дела и невыполненные желания

Если у мершего остались какие-то незаконченные дела или неисполненные желания, душа не может переродиться в новое тело. Она так и будет слоняться между двумя мирами, пока её желания не исполнятся, а дела не будут завершены.

Избиение мертвеца

Именно так со стороны выглядит обычай, который необходим для того, чтобы стереть все воспоминания души о жизни её умершего тела. Дело в том, что, согласно индуистским поверьям, душу нужно освободить от воспоминаний о её прошедшей жизни. Именно поэтому в ходе одно из посмертных ритуалов индуисты сильно бьют умершего по голове: необходимо, чтобы душа забыла свою жизнь. Воспоминания о прежней жизни души могут негативно повлиять на её следующую жизнь.

Память сохраняется

Несмотря на все усилия, воспоминания нельзя стереть полностью: они сохраняются, но остаются в подсознании нового существа. Вообще, индусы верят, что наше подсознание хранит информацию обо всех событиях, случившихся с нашей душой во время всех её земных жизней. Но, так как наша душа не достаточно чиста, мы не можем соединиться с Брахмой (индуистское имя главного Бога) и вспомнить все наши жизни. Лишь немногие люди, практикующие медитацию и садхану, могут вспомнить свои предыдущие жизни.

Не только у кошки есть несколько жизней

Согласно индуизму, каждое живое создание имеет 7 жизней. Все эти семь жизней душа будет перерождаться снова и снова, в зависимости от своей кармы. По истечению седьмой жизни душа обретает свободу (в индуизме это называется Мокша).

Колесо сансары

Рождение, смерть и перерождение – естественные этапы существования души. Как только она принимает форму нового тела, она обретает и новое эго. Если душа злоупотребляет тем хорошим, что досталось ей вместе с новым телом, она теряет чистоту. Таким образом, когда тело умирает, бессмертная душа остается один на один с совершенными грехами, а значит, ей нужно будет очиститься в следующей жизни (это обычно происходит через страдания). Вот почему индусы верят, что все блага (или неудачи) этой жизни являются результатом их прошлых жизней.

Реинкарнация не мгновенна

Душа не сразу находит новое тело. Может пройти год или даже десятки лет перед тем, как она сможет начать новую жизнь в новом теле, ведь оно должно подходить душе по кармическим параметрам.

Третий глаз

Индуистские тексты и иллюстрации свидетельствуют о том, что у всех нас есть третий глаз: мы просто не смогли его открыть. Из-за этого мы не можем увидеть нашу карму. Третий глаз – глаз просвещения. Его можно «открыть» с помощью практик садхана и дхьяна, которые также могут помочь нашей душе подняться на новый уровень. Именно таким путем достиг просвещения Гаутама Будда.

Взгляните на свое состояние сегодня,
и вы узнаете, что вы делали в прошлой жизни.
Взгляните на свои дела сегодня,
и вы будете знать ваше состояние в последующей жизни.
— Будда

Согласно буддизму, а именно учению абхидхармы, существует 6 миров сансары, где обитают:

  • адские создания – нарака;
  • духи, снедаемые голодом – преты;
  • животные;
  • люди;
  • полубоги – асуры;
  • небожители, боги – дэва.

А это значит, что душа может воплотиться в одном из шести созданий.

На то, кем она родится в очередном воплощении, влияет закон кармы – закон причинно-следственной связи. Он гласит, что положительные поступки, мысли влекут за собой благоприятные последствия, а отрицательные действия – плохие последствия.

На более глобальном уровне этот закон можно понимать так: за благие дела душа воплотится в высших мирах: существо станет человеком, асуром или даже дэвой, за плохие – в низших, а значит оно попадет в обитель животных, претов или адских созданий.

В низших мирах душа будет страдать, отрабатывая карму, чтобы потом переродиться на высшей ступени.

Это объясняется двумя причинами:

  • Именно человек склонен к мышлению и критическому мировосприятию.
  • Только человек может постичь суть Дхармы.

Буддизм вышел из индуизма, откуда взял свои основные постулаты, в том числе и идею реинкарнации. Однако, в итоге учение Будды стало восприниматься в Индии как отступническое и чужеродное. Сам же Будда опровергал все обвинения в том, что он не разделяет идею воплощения, просто в буддизме она получила несколько иное толкование.

Главная мысль раннего буддизма в том, что каждое «я» (атман) мыслит и действует в течение жизни, а результаты этих мыслей и поступков формируют тот образ или ту среду обитания, в которой пройдет новое существование.

То есть, ранние буддисты были совершенно уверены, что душа проживает не одну жизнь, а множество , а то, какими будут условия новой жизни, зависит только от самого человека .

Но после вознесения Будды эта идея стала отвергаться. Ближайшие его единомышленники основали 18 школ, и каждая по-своему трактовала его учение.

Школа Теравада

На юге возникла религиозно-философская школа Теравада. Теравадики считают, что душа живого существа (анатман ) смертна так же, как и тело, т. е. не существует бессмертного «я», способного миллионы раз воплощаться на земле.

Анатман — постоянно меняющаяся комбинация пяти элементов (скандх ):

  1. материи;
  2. чувственных ощущений;
  3. восприятия;
  4. побуждений и эмоций;
  5. сознания.

Каждый раз они комбинируются по-разному, и варианты этих соединений бесконечны. Со смертью человека они распадаются и «я» больше не существует, поскольку не бывает двух одинаковых комбинаций.

Оппоненты теравадиков резонно возражали: куда же в таком случае деваются мысли, чувства и желания данного конкретного анатмана и как же происходит новое рождение и соединение этих пяти скандх?

Ведь если допустить, что элементы превращаются в ничто, то откуда берутся новые элементы для соединения?

Даже самые консервативные и ортодоксальные адепты Теравады признавали, что растворение анатмана после смерти человека вовсе не является концом жизни, это скорее начало нового жизненного цикла.

Теравада учит, что предсуществует некая особая кармическая субстанция, которая поглощает скандхи. Именно она входит в новое тело и дает ему новую комбинацию элементов, помогающую человеку снова войти в жизнь, правда с иной суммой знаний.

Позже даже были созданы трактаты, в которых указывалось, что «карма пяти элементов» в виде виннану (зачаток сознания) входит в материнское чрево, и там формируется человек.

Такая видоизмененная концепция перевоплощения широко распространена в буддизме. Школа Теравада до сих пор существует в Бирме, Шри-Ланке, Камбодже, Таиланде. То есть ее видение жизни после смерти поддерживаются многими людьми.

Но в идее реинкарнации теравадиков много белых пятен, которые смущают не только тех, кто лишь интересуется буддизмом, но и великих учителей буддизма.

Тибетский ламаизм

Главными оппонентами теравадиков являются тибетские ламы и те, кто исповедует буддизм махаяны. Камнем преткновения в этом споре является вопрос о душе, или атмане.

Когда Будда говорил о душе, т. е. некоей вечной субстанции, его противники – брахманы, или монахи-индуисты, – кричали, что нет никакого вечного и бесконечного «я», потому что все возвращается в небытие.

Гаутама же учил, что в каждом существует частица божественного света – атман , который раз за разом воплощается на земле, чтобы помочь человеку достичь просветления. Возможно, что именно эти взгляды стали причиной того, что учение Просветленного не было принято в Индии.

В современном буддизме разные школы и секты по-разному относятся к идее бессмертия души.

Чаще всего она не увязывается с идеей реинкарнации, но тогда совсем непонятно, что же инкарнирует в новое тело и что именно должно пройти весь круг очищения? Тибетский буддизм и буддизм махаяны («большая колесница») отвергает принцип вечности души.

Он заменяет ее неким потоком сознания, который выступает в качестве своеобразного информационного носителя. На последнем записаны абсолютно все дела и мысли прежнего воплощения.

Считается, что данный информационный поток возникает под воздействием как внутренних, так и внешних причин.

Кроме того, он является основой для самосознания личности. Такая интерпретация «я» тесно связана с законом кармы, который, собственно, и обуславливает череду новых рождений, однако об этом будет немного позже.

Школа Пудгалавада

Школа Теравады была самым последовательным противником идеи реинкарнации, но, естественно, что у этой идеи были и приверженцы. Один из известных сторонников Будды – брамин Ватсипутрия – спустя 250 лет после вознесения Будды Шакьямуни создал свою школу, которую назвал Пудгалавада.

Он основал ее для борьбы с теми, кто не верил в перевоплощение души. Однако этот подвижник столкнулся с очень сильным сопротивлением, его школа была объявлена еретической, начались гонения.

Но, несмотря ни на что, идея реинкарнации явственно прослеживается в раннем буддизме (в принципе современный буддизм не отрицает сам процесс, а вот формы и образы этого процесса – вопрос спорный).

Перевоплощение связано с четырьмя благородными истинами, которым учил Будда, и способом их постижения. Итак, во всех ответвлениях буддизма существуют четыре непреложные истины .

  • Дуккха – страдание. В этом мире есть только страдание, и все, что делает человек, только усиливает его.
  • Вторая истина говорит о том, что страдание онтологично, т. е. оно присуще миру от века, оно является условием существования бытия.
  • Есть способ прекратить эту боль – достичь просветления, разорвать круг постоянных превращений.
  • Четвертая истина связана с законом кармы.

    Карма – это закон причинно-следственной связи, отражающий последствия жизнедеятельности человека.

    Любой поступок ведет к страданию, потому что счастье не вечно. Основа страдания – пороки человека, к которым относятся страсть, жадность и всевозможные желания (танха, или тришна).

Отсюда выводится путь человека: надо убить в себе все желания и страсти, чтобы избавиться от страданий. Достичь просветления (буддхи ) можно только следуя благородным путем с восемью поворотами. Этот путь долог и труден. Кроме того, он не может быть пройден за одну жизнь, поэтому душа воплощается снова и снова.

В чем же заключается благородный путь? У человека должны быть:

  • правильное понимание;
  • правильные желания;
  • правильная речь;
  • правильное поведение;
  • правильная пища;
  • правильные усилия (направленные на внутренний рост);
  • правильная медитация;
  • правильный контроль за разумом.

Путь с восемью поворотами позволяет обрести золотую середину между привязанностью к материальному и излишним самоотречением. Только такой путь ведет к уничтожению страдания (нирвана ), просветлению и освобождению от бесконечного круга перерождений (мокша ).

Но достичь мокши не так-то просто. В буддизме существует классификация условий реинкарнации. Атман воплощается на одном из пяти возможных уровней:

  1. в аду среди девов;
  2. среди животных и растений, считающихся в буддизме грубыми созданиями;
  3. в мире привидений;
  4. в мире людей;
  5. среди небесных созданий.

Так же как и в индуизме, выбор уровня зависит от кармы человека. Реинкарнация совершается до тех пор, пока данное существо не исчезнет или станет буддой (просветленным), слившись с Абсолютом (шуньята ).

Достичь этого состояния трудно, на это способны очень немногие люди: заповеди Будды для многих людей оказываются драконовскими, и они не выдерживают испытаний, да и соблазны материального мира так привлекательны.

Вот именно поэтому людей меньше, чем существ из других уровней: ведь количество душ неизменно, а численность людей меняется. Неправедные и злые души спускаются на самый низ, а праведные (которых меньше) поднимаются.

Этим вечным круговоротом сансары связывается в буддизме реинкарнация и четыре благородные истины.

Северный буддизм

Идея реинкарнации поддерживается и северным буддизмом, основанном на традиции махаяны («большой колесницы воплощения»). К этому направлению относится и тибетский буддизм, или ламаизм.

Махаяна, в отличие от «малой колесницы», утверждает, что человек должен не просто достигнуть личного очищения, но и помочь в освобождении всему человечеству.

Именно в доктрине Махаяны, развившейся в Средневековье, большое значение приобрело понятие «бодхисатвы ». Одним из таких бодхисатв и был Будда Шакьямуни.

Бодхисатвы – это люди, достигшие просветления, но сознательно выбравшие бесконечное перерождение, чтобы помочь страдающему человечеству. В Тибете таким бодхисатвой является далай-лама, который своим постоянным возвращением гарантирует верующим освобождение от страданий.

Тибет, как известно, земля особая. Его древнее название – Ти-Бутта: в переводе с китайского «ти » означает «божество», а «бутта » произошло от санскритского слова «буддха » – «мудрость». Иными словами, Тибет – это земля воплощений мудрости .

Право возвращаться на землю получили только самые возвышенные монахи – далай-лама и панчен-лама. Они – истинные бодхисатвы, потому-то помогают остальным людям достичь просветления.

Для тибетцев каждый далай-лама – это воплощение великого бодхисатвы Ченрези, бога милосердия. Ведь не чем иным как милосердием, нельзя объяснить добровольный отказ от нирваны и мокши.

Тибетская доктрина реинкарнации весьма специфична.

С одной стороны, в Тибете признают, что каждый человек проживает не одну жизнь, поэтому день рождения здесь не является каким-то уникальным событием, но, с другой стороны, тибетцы скептически относятся к идее вечной души, воплощающейся в разных телах.

Для тибетского буддизма чрезвычайно важен закон кармы, обусловливающий все происходящее.

Закон кармы

Что такое карма ? Это соотнесение причины и следствия, это закон вечного изменения: ничто на земле не остается в неизменном виде. Все явления и предметы бытуют только во взаимосвязи, ничто не существует отдельно от другого, поэтому каждая причина имеет свое следствие, и наоборот.

В применении к человеческой жизни это выглядит как ответственность человека за свои поступки . Но ответственность не в нашем понимании, а ответственность кармическая: если в той жизни ты вел себя плохо, то в следующей получишь ужасающие условия.

Мудрецы Тибета говорят, что любое наше действие и любая наша мысль создают некие отпечатки на карме, которые вступают в действие, когда для них возникают необходимые условия. Тролег Кьябгон, тибетец, президент Буддистского института в Мельбурне, объясняет эту зависимость так:

Когда мы делаем что-то положительное, полезное и хорошее, определенные позитивные впечатления автоматически остаются в нашем сознании. Они порождают в нас положительные, здоровые предрасположения, благодаря которым наша жизнь в будущем будет положительной и здоровой.

Карма всегда справедлива, даже если человеку кажется, что это не так.

Ведь новое рождение – это всегда результат деяний прошлой жизни, поэтому праведник может претерпевать ужасные страдания, а человек недостойный – купаться в роскоши и благополучии.

Но закон кармы неумолим : все содеянное в этой жизни отразится на следующем воплощении.

Все перерождения неслучайны, они помогают человеку осознать свои грехи и очиститься.

Важно понять, что для буддистов и индуистов карма не плоха и не хороша: карма есть карма. Хорошая карма – это тот же неизбежный закон, и его надо преодолеть. В Тибете для этого есть специальное название «гун дэ » – кармические причина и следствие.

Тибетский буддизм рассматривает новое рождение через призму основной триады: мысль – личность – деяние . Именно совокупность этих элементов и порождает плохую или хорошую карму:

К примеру, если мы позволяем себе агрессивные мысли, таим злобу или ожесточаемся против других людей, мы поневоле делаемся агрессивными. Когда мы даем волю негативным или враждебным мыслям, они так или иначе претворятся в действия, что сделает нас людьми плохими и недоброжелательными.

Вот почему в Тибете большее значение придают мыслям и желаниям, чем поступкам, поскольку сам Будда после долгой медитации изрек:

То, что я называю кармой, есть лишь мысль, ибо, поразмыслив, человек действует телом, словом и разумом.

Многие считают, что буддизм – это фаталистическая религия. На самом деле карма не приговор, а скорее руководство к действию : хочешь в следующей жизни жить хорошо – позаботься об этом в настоящем.

Даже самая плохая карма оставляет шанс улучшить положение, все опять же зависит от самого человека.

Можно сказать, что теория перерождения в буддизме – это, прежде всего этическая теория. Ведь именно мораль и нравственность определяют следующее воплощение.

В «Маджхимма никая сутре» Будда объяснял, что реинкарнация – хороший способ для человека стать нравственнее и чище: ведь если ты веришь в то, что родишься вновь, то вряд ли будешь «снижать свой жизненный уровень».

Ведя достойную и добрую жизнь, человек показывает на своем примере, что быть нравственным выгодно, потому что это положительным образом отражается на его следующем воплощении, которое, возможно, приведет его к просветлению.

В статье использованы материалы книги «Все тайны реинкарнации. Реальность жизни после смерти» (Е. А. Разумовская, 2010)

"Карма" в переводе с санскрита буквально означает "содеянное". Чтобы не давать скучных трудновоспринимаемых определений, опишем карму через ее качества.

Карма определяет подсознательную реакцию человека на то, что с ним происходит. Так, жадный человек автоматически отказывает, когда у него просят денег, даже не размышляя. Вор может без зазрения совести украсть, а честный человек, найдя деньги, начинает сразу же спрашивать окружающих, не потерял ли их кто-нибудь.

Карма вызывает повторение определенных ситуаций. За счет кармы человек инстинктивно попадает в определенные ситуации. Так, например, драчливый человек всякий раз, просто идя по улице, попадает "обязательно" в драку, в то время как спокойный человек, идя по той же улице, никогда даже не замечает драк и конфликтов. Даже если драчливый человек хочет жить мирно и не попадать в постоянные драки, он их невольно вызывает или к ним притягивается. И ему придется приложить огромное количество усилий, чтобы от такой кармы избавиться. Почему такое происходит? Драчливый человек вызывает вибрации, соответствующие его карме, и притягивает других людей с похожими вибрациями, и также притягивается на подобные вибрации. Чтобы не вызывать вибраций драки, ему нужно переделать себя.

Карма изменяется и нарабатывается как последствия деяний. Так, обычные люди не могут воровать или убивать. Но если человек уже совершил несколько преступлений, он может продолжать преступления дальше без зазрения совести и зарабатывает себе соответствующую карму. Если человек ведет "праведную" жизнь, он нарабатывает себе хорошую карму и в дальшейшем наслаждается ее плодами.

Карма может безвозвратно запутываться и закручиваться. Так, например, если в стране с обычаями кровной мести один человек убил другого, то это может вырасти во вражду семейств или кланов, которая длится сотни лет с большим количеством жертв. Последствия некоторых негативных деяний могут вызывать дальшейшую лавину негативных деяний и запутанных ситуаций, и могут быть преодолены ценой больших усилий.

Карма может отрабатываться в течение одной жизни, или передаваться от одного рождения к следующему. Человек, который творил в течение жизни благие дела, может надеяться на хорошее следующее рождение. Злодей - на плохое.

2. Карма и генетика

Как связано учение о карме с открытиями генетики? Согласно генетике, живые существа обладают определенным генетическим кодом, носителем которого являются молекулы ДНК/РНК. Генетический код можно рассматривать как «идею», по которой выращивается и строится организм. Его можно рассматривать как своего рода «энергию» или «информацию», которая заставляет организм развиваться «правильно», то есть так, как зафиксировано в этом коде. В китайской традиционной медицине «генетическая информация» называется «юань ци» - то есть «изначальная энергия» или «пренатальная энергия», определяемая до рождения. Эта информация способствует росту организма в зародышевом и детском состоянии, затягиванию ран и восстановлению после болезней. Генетические неправильности, наоборот, вызывают наследственные заболевания. Генетически вид также изменяется от поколения к поколению, лучше приспосабливаясь к условиям существования.

Связана ли генетика с кармой? Конечно связана, но не явно. Генетическое развитие видов происходит достаточно медленно. Так, жирафы приобретают длинную шею не потому, что отдельные особи вытягивали шею в течение своей жизни, а потому что те, у которых была шея длиннее других, имели лучшие шансы к выживанию и, следовательно, производству потомства. Поэтому путем естественного отбора выработались виды с длинными шеями. Кармическая передача происходит в гораздо более быстром ритме - она более бурная, хотя кармическая эволюция происходит в целом, вероятно, так же медленно, как генетическая.

Носителем генетической информации являются хромосомы и гены, которые выращивают тело - физический объект. Карма тоже чем-то подобна генетическому коду, только она выращивает ментальное тело - разум, подсознание, сознание. Ментальное тело значительно более тонкое, чем физическое. Его можно рассматривать как функцию физического тела - подобно тому, как вино, налитое в бокал, определяет функцию (использование) бокала. Естественно, ментальное тело должно соответствовать физическому. В чем же выражается это соответствие?

Как иллюстрирует этот процесс учение Тхеравады, карма притягивается к «вибрациям», создаваемым при зачатии. Так, на «вибрации, соответствующие генетическому коду», настраиваются кармические вибрации, как частоты радиоприемника. Таким образом, находится подходящая генетическая структура, и новое рождение происходит в подходящем теле. Человек, который занимался благими деяниями и улучшил свое сознание, создает хорошую карму, которая «притягивается» к вибрациям генетически здорового тела, что позволяет развивать хорошую карму в следующем рождении.

Упрощенно можно сказать, что в «богатых» семьях с хорошим питанием рождаются здоровые дети, которые наследуют хорошую карму и счастливую богатую жизнь. Наоборот, в нищих семьях с плохим питанием рождаются генетически слабые дети, которых ожидает плохая карма и несчастная жизнь. Такой взгляд, конечно, очень плоский, но выражает суть идеи соответствия кармы и генетики.

Очень естественно, когда следующее рождение находится в ближайших родственниках (например, дед перерождается во внуке) или в пределах своего племени. Почему? Люди одного племени генетически близки, и если жизнь течет естественным чередом, то и карма передается к людям генетически похожим. А больше всего генетически похожи ближайшие родственники. Если же человек значительно изменил себя, то он уже не может переродиться в ближайших родственниках или соплеменниках - он ищет потомков смешанных браков или иноземцев.

Иногда бывает, что найти генетически зародыша, соответстующего данной карме, непросто, и возникает человек, у которого карма и генетический код не очень соответствуют друг другу. Такие люди не могут из-за несовершенства своего тела достичь кармической реализации. Это могут быть, например, юродивые, несущие божественную идею, но из-за своих физических данных отверженные обществом. Таким образом, кармическое и генетическое развитие видов происходит параллельно, влияя друг на друга.

Учение Тхеравады различает разные причины смерти. Это может быть из-за истощения генетических сил - проще, по старости, когда проходит срок, отведенный природой. Это может быть из-за истощения кармических сил - когда человек уже реализовал себя и не может жить дальше - теряет интерес к жизни и умирает раньше отведенного природой срока. Это может быть из-за несчастного случая - недостаточной генетической или кармической защищенности.

3. Освобождение от кармы

Итак, кармические силы контролируют структуру ментального тела, позволяют «вырастить» его и залечить его раны, точно так же, как генетическая энергия определяет физическое тело, «выращивает» его и залечивает физические раны. Карма связана, таким образом, с «казуальным» или «причинным» телом, более высшим по отношению к ментальному. Казуальное тело определяет цепочку причин и следствий, повторяющихся и провоцируемых жизненных ситуаций и подсознательных реакций.

Попытки понять судьбу и события, их глубинные причины, уже происходят на уровне ментального тела, оперирующего схемами, правилами, образами и ассоциациями. Причинное тело оказывается все равно трудномоделируемо и неуловимо из-за его тонкой природы, и предсказания судьбы оказываются всегда расплывчатыми и неточными из-за невозможности полноценного моделирования причин и следствий на ментальном уровне.

Учителя, предлагающие различные йогические практики, это как правило, хорошо осознают и пытаются дать своим ученикам «непосредственное» видение причинного тела, призывая к обузданию интеллекта, остановке логического мышления и даже «принижению» роли ментального тела.

Медитации, которые пережил Будда, дают непосредственное ощущение кармы, возможность видения и ощущения причин и следствий и освобождения от цепочки причин и следствий - освобождения от «кармически обусловленного». Сознание, зависимое от кармических причин, уже не является чистым, а является омраченным. Полное освобождение от всех омрачений возможно только в состоянии Нирваны - чистом предельном состоянии, которое испытал и описал Будда. Выход в Нирвану является остановкой кармы и освобождением от всех причин и следствий.

В глубоких состояниях медитации можно повторить опыт Будды, увидеть дхармы - элементарные составляющие бытия, понять их взаимодействие и следование друг за другом. Это ощущение трудно описывается словами, потому что находится на пределе возможностей интеллекта (ментального тела), и во многих буддийских школах апеллируют к «просветлению», определяемому практикой медитации - тому просветлению, которое позволяет видеть глубинные, истинные причины явлений (дхарм). Наука, которая фиксирует и классифицирует состояния сознания (Абхидхарма или буддийская психология), старается наиболее полно описать обычные и необычные, предельные и запредельные состояния, местопребывания, карму и кармические законы.

Достижение «просветления» связано с приостановкой деятельности рассудка, с выработкой понимания законов кармы и возможностью «остановить» карму. Тем не менее идею «сжигания» кармы не следует воспринимать буквально, как практическую жизненную цель. В медитациях и просветленных состояниях естественно стремиться к очищению своего сознания от омрачений, что даст мудрость и понимание причин и следствий. В повседневной жизни следует стремиться улучшать свою карму, распутывать кармические узлы, совершенствовать себя и делать отношения свои с окружающими максимально гармоничными. Правильное, гармоничное использование своих кармических сил и является «реализацией», то есть отработкой своей кармы. Эту отработку кармы можно сравнить с окончанием очередного класса школы и поступлением в следующий класс. Неотработка кармы заставляет при следующем рождении повторить те же кармические ситуации - подобно тому, как двоечник остается на второй год в том же классе. Нирвана, таким образом, является завершением кармической эволюции - подобно выпускному экзамену.

Абхидхарма и перерождения

Сейчас появилось немало людей, способных "видеть" свои и чужие прошлые рождения, рассказывать про предыдущие жизни, распознавать кармические проблемы и пытаться развязывать кармические узлы. Освобождение от кармы часто считается целью духовной практики и задачей медитаций. Изучая теорию кармы, я посетил буддийские страны (Непал, Бутан, Бирму, Таиланд), где разговаривал с представителями разных школ на тему абхидхармы (буддийской теории мироздания, реинкарнаций и состояний сознания). Знания, накопленные за несколько тысячелетий в буддийских странах, бесценны - они часто не имеют аналога в западных учениях. Будда Шакьямуни, покинув мирскую жизнь, учился во многих школах, пробовал различные техники и изучал разные теории, пока наконец не понял законов дхармы и передал дхарму своим ученикам. Информация, полученная в состояниях глубокой медитации, передавалась из поколения в поколение от учителей к ученикам и фиксировалась как в книгах, так и при особых передачах. Попробуем понять буддийское представление о перерождениях, законах кармы и возможностях выхода, используя результаты тысячелетних медитаций и теорию абхидхармы, которую сформулировал сам Будда.

Местопребывания

Низшие местопребывания - это 8 сфер адских существ, голодные духи, демоны и животные. В чувственный мир также входят люди и обитатели небес (боги или дэвы) шести сфер. Выше чувственного мира находится мир форм, в котором выделяют 17 местопребываний (богов)- мир брахманов. Еще выше - мир без форм, в котором нет местопребываний, но в нем выделяют четыре сферы брахманов.

Подробные описания местопребываний, их названия и характеристики, можно прочесть в буддийских книгах по абхидхарме.

Только местопребывания людей и животных явно присутствуют в материальном мире. Остальные существа - боги, демоны, адские твари - не имеют материального воплощения, однако их присутствие ощущается косвенно - во время сна, видений, галлюцинаций, медитаций, размышлений, религиозных и шаманских ритуалов. Одни люди стремятся найти с ними контакты, другие их боятся, третьи не хотят иметь с ними никаких дел, четвертые - начисто отрицают их существование. Тем не менее существа нематериального мира явно присутствуют и существенно влияют на события нашего мира. Многие из нас, сознавая это или не сознавая, сами проходили в своих прошлих рождениях через эти состояния, и поэтому в их кармической памяти остались воспоминания о прошлих рождениях. Такие люди, естественно, лучше понимают нематериальные и сверхъестественные силы, и ведут себя по отношению к ним более адекватно.

Принято считать, что "добродетельная", "праведная" жизнь приводит к высшим (небесным) рождениям - в мире богов, а "нечестивая" - к низшим рождениям: животным, демоническим или даже адским. Такой взгляд хорошо понятен и нагляден, и используется практически во всех религиях, не только в буддизме, но и в исламе и христианстве (рай и ад).

Если изучать дхарму глубже, открываются причины и закономерности переходов от рождения к рождениям. Улучшая свою карму праведными деяниями, люди могут расчитывать на лучшее перерождение. Так, благочестивый бедняк может в следующем рождении стать богатым, а нечестивый богач родиться в нищете. Очищая свое сознание и развивая творческие животворящие силы, можно надеяться на божественные перерождения. Существа высших миров по натуре своей гармоничны, они лишены многих страстей и страданий, свойственных людям. Поэтому, с точки зрения людей, они живут в постоянном блаженстве и наслаждениях. Однако в мирах богов имеются также свои проблемы. Так, по представлениям бедных россиян, богатые иностранцы из западных стран живут в полном наслаждении удобствами и комфортом, но по представлению самих "богатых западных жителей" жизнь совсем не безмятежна.

Кармические силы, которые дают богам (с точки зрения людей) "наслаждения" и поддерживают их существование, в конечном итоге иссякают, и боги спускаются обратно - сначала в более низкие сферы божественного существования, а потом опять в человеческие местопребывания. Почему боги не могут сами совершенствовать себя и достигать Нирваны?

Божественные состояния возникают как следствие медитаций людей и развития их творческой активности. Силы, которые поддерживают божественные состояния, можно сравнить с "богатым наследством", доставшимся молодому барину, поехавшему проматывать его в столицу. Сам барин не обладает способностью накапливать деньги и может только их тратить, живя "на широкую ногу". Когда деньги кончаются, он оказывется не приспособленным к жизни (если у него не найдется еще где-нибудь богатого дядюшки). Боги, в силу своей нематериальной сущности, не могут творить себе карму, и их совершенствование возможно только после возврата в человеческое местопребывание. Поэтому они могут только тратить ту энергию, которая накапливлась во время медитаций. Таким образом, переход в божественное состояние и возврат из него можно рассматривать как "прыжок в высоту" с неминуемым приземлением - с той лишь разницей, что время жизни богов значительно дольше, чем время жизни людей.

Высшие божественные существа мира отсутствия форм (архаты) уже могут достичь Нирваны, но чтобы попасть в эти высшие состояния нужно во время медитаций достичь очень высокой степени чистоты сознания и свободы от кармы.

Наоборот, адские состояния приводят к местопребываниям "очищения", куда попадают существа с сильно омраченной, загрязненной кармой. В зависимости от тяжести кармы, такие существа проходят через те или иные ады (их 8). С точки зрения человека, пребывание в адах представляет собой длительное мучение (которое представляется как поджаривание в огне, вываривание в смоле, замораживание в холоде или постоянная боль и страдания). Фактически же, организм адских существ очень примитивен, и они попросту лишены многих возможностей и ощущений, свойственных людям. Они пребывают в экстремальных условиях (которые кажутся людям невыносимыми), и целью пребывания в аду является очищение. Как укрепляется человеческий организм под воздействийствием спорта, зарядки, сауны, закалки - так очищаются адские существа под воздействием тех тяжелах нагрузок, которые не дают развернуться их запутанной и загрязненной карме. Адские существа выходят из ада в следующие рождения, как освобожденные из исправительной колонии, с "чистой характеристикой", и получают возможность теперь дальше путешествовать по океану перевоплощений.

Как могут люди попасть в адские перерождения? Только путем разрушения себя - например, употреблением наркотиков, бесконтрольным пьянством, необузданной злобой и агрессией. При разрушении сознание расщепляется на более примитивные элементы, которые вновь рождаются в животных, демонических или адских состояниях.

Демоны, преты, ракшасы, голодные духи - это обычно сгустки энергии, достаточно примитивно организованной, но сильной и целенаправленной. Карма демонов тоже очень однозначна, демоны рождаются для выполнения достаточно конкретных кармических задач, и не обладают ни сравнимым с человеком интеллектом, ни его сложной эмоциональной системой, ни его возможностями познания и совершенствования себя и окружающего мира.

Животные организованы более сложно. Однако животное существование очень незавидное - животное постоянно голодно и вынуждено всю жизнь проводить в поисках пропитания, нередко при этом проявляя агрессию по отношению к другим. Животное лишено разума и живет лишь своими инстинктами и эмоциями.

Итак, человек представляет собой связующее звено между высшими и низшими рождениями и, благодаря своей материальной сущности, обладает достаточной волей и творческой силой, чтобы самостоятельно творить себе карму, а не быть полностью ее рабом. Очищая свое сознание от омрачений и достигая внутренней гармонии, он может переходить в божественные местопребывания. Разрушая и загрязняя свое сознание, он может спускаться в низкие миры - вплоть до очищений в аду.

Каждое перевоплощение можно рассматривать как семестр обучения, после которого существо переводится в следующий класс. Пройдя полную школу из большого количества перевоплощений, существа начинают понимать дхарму и ее законы и открывают для себя путь в Нирвану.

Диагностика перевоплощений и жизненные цели

Кармические проблемы мира людей сами по себе достаточно сложны, и их изучением занимались многие буддийские учителя. Как в классических книгах (напримиер "Джатаки"), так и в художественных, приводится немало примеров анализа перерождений и трактовок кармы.

Мы займемся несколько другими проблемами - попробуем понять жизненные цели существ, имевших в прошлом божественные, адские или демонические инкарнации.

Боги, когда исчерпывается их кармическая сила и они вынужденны оказаться опять в человеческом перевоплощении, часто недоумевают - земля им кажется неблагоустроенной, грязной и неуютной. При неблагоприятном развитии событий они так и не успевают понять и осознать, где они находятся, и пытаются жить "по-божески", витая в сферах высших интересов и игнорируя происходящее. Хорошо, если они рождаются в богатой и культурной семье, и условия позволяют им наслаждаться музыкой, науками и медитациями. Они, однако, могут со следующим рождением утратить благородство и родиться в более простой семье, но кармические воспоминания о божественных существованиях не дают им возможности трудиться, и возникает опасность их омрачения низкими кармами. Например, безнадежно стремясь к высшим состояниям и благородным переживаниям, они начинают употреблять наркотики, или уходят в запой, постепенно деградируют и перерождаются в животном или вообще в аду. Иногда боги высокомерны и горды, не замечают нищеты и бедности вокруг себя, за что опять же несут кармическую расплату.

Конечно, божественные существа не обязательно должны деградировать. Если у них в прошлом было немало подъемов и падений, они могут правильно оценить преимущества, которые им дает человеческое существование, и начать усердные медитации с целью очищения своего сознания от омрачений и возврата в более высшие божественные состояния или выхода в Нирвану. Но обязательно момент осознания дхармы должен быть переломным в их жизни.

Наоборот, демоны, вышедшие из ада "с незапятнанной характеристикой", могут, насколько им позволяет возможность, честно отработать свою карму и переродиться в более высоком местопребывании. Те, которые прошли демонические рождения и имели в далеком прошлом высшие перевоплощения, особенно быстро растут, ибо их двигает вперед сила кармического воспоминания о божественных состояниях.

Итак, поднимаясь вверх до "богов" и опускаясь вниз до самого ада, существа постепенно накапливают кармический опыт и проходят обучение, с каждым разом достигая все более чистых уровней сознания и находя все более высокие божественные перерождения, и стремясь к Нирване. Высшие существа, Боддхисатвы, не могут себе позводить выход в Нирвану до тех пор, пока спасения не достигли все живые существа, и остаются в мире сансары, помогая другим существам достичь просветления.

В медитациях довольно трудно (хотя и возможно) посещать те местопребывания, о которых нет кармических воспоминаний. Целью медитаций, связанных с очищением от кармической омраченности, может быть не только посещение божественных уровней и оживление воспоминаний о предыдущих божественных инкарнациях, но и посещение адов и очищение. Только ады могут по-настоящему очистить карму от омрачений, которых не могут избежать даже очень высокие ступени божественных местопребываний. Таким образом, высшие (популярные) и низшие (непопулярные) местопребывания одинаково участвуют в круговороте сансары, и прохождение через ады иногда бывает просто необходимо для очищения. Поэтому в буддизме часто почитаются страшные и грозные божества, обладающие демоническими силами.

Хотя в популярной литературе часто пишут о "переселении душ", на самом деле от рождения к рождению передается только карма - более тонкая сущность, чем "душа" с ее интеллектуальным и эмоциональным содержанием. В "кармической памяти" на самом деле отсутствуют явные воспоминания о событиях прошлых жизней. Как писал Данте, каждая душа, проходя через чистилище, обязательно окунается в реку Забвения. Что же все-таки остается в кармической памяти? Лишь лишенный образов и конкретных форм скелет сознания, на который, подобно мясу, нарастают в каждом перевоплощении тела - как физическое, так и астральное и ментальное. Карма определяет причины и следствия, поэтому карму можно уподобить причинному телу.

Тем не менее, по карме можно иногда составлять представления о том, какими были предыдущие рождения, хотя детали бывают, как правило, очень размыты.

Мы попробуем характеризовать людей, имевших в прошлых жизнях божественные, демонические или адские состояния.

Те, у которых были перерождения среди богов сфер страстей - обычно люди мягкие, эмоциональные, обладают хорошим астральным восприятием и высокой чувствительностью. Они иногда производят впечатление неприспособленных к жизни, потому что они часто безразличны к деньгам или богатству, спорту, тяжелой работе, но при этом понимают музыку, поэзию, изобразительное искусство, природу, любят других и безобидны. Искусства им легко даются, и поэтому их могут любить окружающие. При неблагоприятном развитии кармы они деградируют из-за неумения бороться и стоять за себя, ими могут манипулировать, они могут зависнуть на наркотиках и разрушить себя и родиться в более низком состоянии.

Те, у которых были перерождения среди богов сферы форм - люди созерцательного типа, обычно интеллектуальные, им легко даются науки. Они также кажутся слабо приспособленными к жизни и мало заинтересованными материально, приветливы, неагрессивны, но за счет своего интеллекта могут добиться хорошего положения и уважения других. При неблагоприятном развитии кармы их могут презирать и ими помыкать, они могут поддаться дурным влияниям и взять на себя миссию лжеучительства или разрушительной переорганизации мира, после чего деградировать до низших состояний.

Те, у которых были перерождения в сфере отсутствия форм - люди медитативного типа, которым легко дается просветление. При благоприятном развитии событий они могут попасть в монахи и продолжать медитации. При неблагоприятной карме их подчиняют лжеучителя или они не могут противостоять многочисленным земным искушениям, и деградируют также вплоть до адских воплощений.

Те, у кого были недавние демонические воплощения, - обычно люди сильные, занимающиеся спортом и укрепляющие свое тело, владеющие разными энергиями. Они активно действуют в материальном мире, их очень интересуют его законы и они часто добиваются многого - силы, власти, денег и богатства. Так как они не понимают дхарму глубоко, они часто не разборчивы в выборе средств для достижения своих целей и ухудшают себе карму, иногда опускаясь даже обратно в низшие местопребывания. После многократных перерождений они постепенно понимают законы кармы все лучше и лучше и, в конечном итоге, поднимаются до божественного существования.

Те бывшие демоны, которые до этого имели божественные воплощения, могут очень быстро расти. У них осталось кармическое воспоминание о дхарме и высших целях, и они не совершают грубых злодеяний. Такие люди обычно - талантливые практики, которые вкладывают много сил в улучшение этого мира.

Точно также бывшие боги, которые до этого проходили очищения в низких состояниях, не обязательно деградируют, а используют практические навыки, которые им достались от предыдущих воплощений. Однако, чем выше божественная сфера, тем более тонкие проблемы требуют разрешения и тем более тонкие состояния считаются кармически нечистыми. Для решения этих проблем иногда приходится спускаться в ад даже из очень высоких божественных сфер, ибо, проецируясь на низшие миры, малейшая дисгармония в божественных мирах вызывает колоссальную разрушительную энергию - энергию дисгармонии, энергию структурной неправильности или вырожденности развития, и кармические воздействия требуют снова посещения адов.

Классификация кармических типов

Итак, по кармической истории можно выделить следующие типы душ.

Молодые души, не имевшие большого количества перевоплощений, - они обычно грубо материальны, практичны и пытаются освоить все земные удовольствия. Рост населения Земли сопровождается появлением большого количества "молодых" душ, перевес которых вызывает великие революции, наплывы атеизма и материализма.

Опытные души, имеющие большое количество человеческих перевоплощений, ищут обычно высших ценностей, учителей и просветлений, и зарабатывают божественные перерождения.

Души, возвращающиеся после божественных воплощений, много витают в облаках, обладают хорошей интуицией, высокой чувствительностью, иногда - гордостью и высокомерием, и могут при неблагоприятных условиях деградировать в низшие миры.

Души,поднимающиеся после демонических перевоплощений, обычно крепкие и энергичные. Если у них были до этого божественные воплощения, они быстро обучаются и прогрессируют, овладевают активно боевыми искусствами и практиками, связанными с развитием физического тела.

Души, многократно проходившие высшие и низшие воплощения, стремятся к глубинному пониманию дхармы, очищению сознания от омрачений и достижению высших состояний, вплоть до Нирваны.

Конец света и создание нового мира

Согласно учению Тхеравады, так как нет ничего постоянного, мир рано или поздно должен прийти к концу. Возможна гибель в огне (также - воде или ветре). Картины гибели мира можно хорошо представить. Период уничтожения мира длится 64 кальпы, мир остается в разрушенном состоянии тоже 64 кальпы.

К моменту гибели мира все существа переселяются в мир Брахмы (за пределами чувственного - богов сферы форм или отсутствия форм). Для этого существа должны достаточно улучшить свою карму благими деяниями. Те существа, которые не достигают мира Брахмы, окажутся в адах дальних миров, удаляясь из этого мира.

Если мир погибнет в огне, то через определенное время образуется вода, сначала мелкими каплями, а потом бурными потоками, и затопит всю сферу чувственного, и постепенно оформится земля, горы и океаны. Из адов станут подниматься первые существа, которые, пожирая друг друга, будут снова опускаться в ады.

К этому времени брахманы начнут медленно опускаться с небес - сначала через нижние миры Брахмы, потом через миры богов сферы чувств (дэвов), а потом - как первые люди. Первые люди возникнут без родителей и без половых признаков. Им не нужно питание, они берут энергию от излучения своего тела и могут свободно летать в пространстве.

Когда первые люди попробуют земную пищу, им она покажется особенно вкусной, и они потеряют свое излучение. Мир погрузится снова во тьму. Так как у первых людей осталось еще немало хорошей кармы, они смогут совместными усилиями своей доброй кармы дать силу Солнцу, Луне и планетам, чтобы подняться.

Когда появятся злаки для питания, у людей разовьются половые признаки, а в дальнейшем - возникнут страсти. Возникнут дома и семьи. Те из людей, которые разовьют плохую карму, переродятся в животных, и теперь все местопребывания будут заполнены.

«Страница сверхъестественного»
www.strannik.de
Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...