Историко-географические регионы современного мира. Географическая классификация


Цели и задачи урока:

    Сформировать у учащихся представления о историко-культурных районах, познакомить с принципами выделения этих районов мира, их границ.

    Продолжать формировать умение выявлять основные особенности историко-культурных районов: Западной и Центрально-Восточной Европы, Российско-Евроазиатского региона, Северной Африки и Среднего Востока, Африки южнее Сахары.

    Продолжить развивать умение работать с географическими катами и дополнительной информацией.

    Развивать умение выделять главное, анализировать полученный материал и принимать самостоятельно решение.

    Воспитание чувства коллективизма, самообладание, сопереживание, формировать умение выслушать одноклассников и умение вести диалог.

Оборудование: Физическая карта мира, карты атласа, презентации.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационная часть урока. Презентация

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональная рефлексия.(слайд №1)

II. Проверка домашнего задания.

Вспомните тему нашего прошлого урока (слайд №2).

Возьмите карточку №1 (приложение 1) и впишите пропущенные слова (слайд №3,).

III. Активизация знаний, умений.

Сегодня мы с вами будем вести очень важный разговор. Каждый из вас выполнил творческую работу и подготовил отчет в виде сообщения для нашей конференции. А вот тему конференции постарайтесь определить сами по фотографиям (слайд №4).

Какая же тема урока? ("Историко-культурные районы мира") (слайд №5).

Наша задача в конце урока ответить на вопросы: (слад №6).

Мы знаем, что на Земле 6 материков. Разве этого не достаточно? Зачем почти каждый материк разделили на районы?(слайд №7).

И почему их назвали историко-культурными? (Предположения учащихся).

IV. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Начиная с самых ранних исторических этапов, в разных частях Земли развитие человечества происходило по-разному, что нашло свое отражение в своеобразии культурных традиций и их народов.

Как вы думаете, что такое историко-культурный район? (предположения учащихся).

Историко-культурный район - это территория, культурная область, имеющая свой путь исторического развития (слайд №8).

А чем отличается один район от другого, по каким принципам их выделяют? (предположения учащихся).

Различия стран по истории развития, особенностям культуры, быта, традиций, деятельности

населения послужили делением территории на историко-культурные районы (слайд №9).

Посмотрим еще раз на карту. Сколько историко-культурных районов выделяют? (слайд №10).

Чем же отличается каждый район? Чем уникален каждый из них.

2. Знакомство с историко-культурными районами.

Каждый из вас изучил один район и готов нам рассказать о своих открытиях. Во время рассказа одного из вас остальные члены конференции должны записать отчет о исследованиях коллеги в виде таблицы (слайд №11).

Начнем. И первый район, с которым мы познакомимся - это Западная Европа.

Выступления учащихся, рассказ сопровождается презентацией, которую выполнили сами учащиеся.

По окончанию каждого выступления учащиеся подводят итоги совместно с учителем (слайд №12 - 22).

V. Подведение итогов.

Сегодня наша конференция подошла к концу, на следующем уроке мы продолжим. Мы познакомились с пятью историко-культурными районами, которые расположены в Европейской, Азиатской и Африканской частях света.

Давайте вспомним, на какие вопросы мы должны были сегодня ответить? Что мы узнали? (слайд №23) (фронтальный опрос).

VI. Рефлексия.

Вы все сегодня молодцы, отлично поработали. Сейчас возьмите карточку №2 (приложение 2) и подчеркните фразы, в каждом столбике, которые к вам подходят в данный момент (слайд №24).

VII. Домашнее задание.

Параграф 17, стр. 52-53 пересказ, подготовить доклады учащимся-выступающим на следующей конференции (слайд №25, 26).

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»


Среди государств и территорий мира наблюдаются природные, хозяйственные, этнические и другие отличия. К тому же, тяжело охватить всю полноту и многогранность общественной и хозяйственной жизни планеты одним взглядом. Поэтому для изучения экономической и социальной географии мира выделяют более- менее однородные историко-географические регионы (рис. 7).
Наиболее крупные регионы - это части света. В пределах частей света выделяют меньшие регионы, имеющие определенное географическое единство и общность исторической судьбы. В Европе, например, традиционно выделяют Западную, Центральную и Восточную Европу. Страны Западной Европы за послевоенные годы сформировались в устойчивое политическое единство. Центральная Европа сейчас - группа стран постсоциалистической переходной экономики, охватывающая бывшие социалистические страны Европы и молодые независимые государства, которые ранее были республиками в составе СССР (Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова). Восточная Европа - это европейская часть России.
Азию подразделяют на Северную (Сибирь и Дальний Восток), Восточную, Юго-Восточную, Южную, Юго-Западную (или Средний Восток) и Центральную. Территории Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии давно сложились и каждая охватывает страны, тяготеющие к соответствующим географическим регионам. К Северной Азии относится азиатская часть России. В Восточную Азию входят территории Японии, КНДР, Республики Корея, Китая, Монголии, хотя с точки зрения физической географии и истории Монголия и Западный Китай - это Центральная Азия. В настоящее время к Центральной Азии относят также Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан.
В Америке выделяют Англо-Америку (США и Канада) и Латинскую Америку, в состав которой входят страны материка Южная Америка, Центральной Америки и Вест-Индии.
Африка - это страны материка Африка. К Австралии и Океании относятся материк Австралия и все островные государства и территории в Тихом океане.
Историко-географические регионы мира имеют различный уровень внутреннего единства. Если Западная Европа объединяет

Рис. 7. Части света, историко-географические регионы

довольно однородные в политическом и хозяйственном отношении страны, то, например, Юго-Западная Азия - на сегодняшний день все еще поле политического противостояния. Африка же представляет собой конгломерат из экономически мало связанных между собой стран.
Уровень внутреннего единства регионов чрезвычайно зависит и от природных особенностей (наличие равнин, комфортность климатических условий, транспортная доступность и т. п.), и от общности исторической судьбы, однако главным является уровень сформированности региональных рынков, активный обмен товарами и ресурсами, рабочей силой, разнообразными услугами.
Европа. В этой части света насчитывается 45 независимых государств (включая Россию) и одна колония. Общая площадь Европы - почти 10 млн км2, население - более 700 млн человек (табл. 1). Граница между Европой и Азией легко прослеживается на физической карте, но довольно условно воспринимается на политической карте мира. Ведь Россию, Турцию, страны Закавказья и даже Казахстан, большая часть территорий которых находится в Азии, обычно рассматривают в контексте европейских проблем.
Таблица 1
Площадь и население основных регионов мира, 2001 г.


Регион

Площадь

Население

млн км2

%

млн чел.

%

Весь мир

135,8

100,0

6134

100,0

Еаропа (вместе с европейской частью России)

9,7

7,2

725

11,8

Западная Европа Центральная Европа (бывшие социалистические страны Европы

3,7

2,7

390

6,3

и бывшие республики СССР)

2,0

1,4

195

3,2

Азия (вместе с азиатской частью России)

44,8

33,0

3721

60,6

Юго-Западная Азия
(вместе со странами Закавказья)

7,0

5,8

277

4,5

Центральная Азия

4,0

3,0

60

1,0

Южная Азия

4,5

3,3

1345

21,9

Юго-Восточная Азия

4,5

3,3

529

8,6

Восточная Азия

11,8

8,7

1480

24,2

Америка

42,1

30,9

844

13,8

Англо-Америка

21,5

15,8

316

5,1

Латинская Америка

20,5

15,1

538

8,7

Африка

30,3

22,3

813

13,3

Австралия и Океания

8,5

6,4

31

0,5

Наиболее значительное влияние на экономические и политические процессы в Западной Европе имеют два межгосударственные образования: Европейский Союз (ЕС) и военно-политический блок НАТО (Североатлантический военный пакт). В свое время организация НАТО была создана для обороны стран Европы и зоны Атлантики. Этому блоку противостояла военно-политическая группировка социалистических стран - Варшавский пакт. После ликвидации военного противостояния в регионе большинство стран Центральной Европы пошли по пути сотрудничества с НАТО. Польша, Чехия, Венгрия вошли в НАТО. Их примеру последовали Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Румыния, Болгария. Остальные страны изъявляют желание сотрудничать в рамках программы «Партнерство ради мира», принятой в 1994 г. Из стран - бывших республик СССР первыми к этой программе присоединились страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония) и Украина. Важное значение имеет интеграционное образование стран Центральноевропейской инициативы (ЦЕИ), созданное с целью оказания помощи постсоциалистическим странам в их интеграции в европейские структуры. Украина была принята в эту группировку в 1996 г.
Азия - самая большая по площади (более 44 млн км2) и населению (более 3,6 млрд человек) часть света. В ней 50 государств и стран, фактически или юридически самостоятельных, и одна зависимая территория.
Страны и народы Азии с их традициями культуры и философией - феномен, определяющий понятие «Восток», в отличие от понятия «Запад», за которым стоят страны, народы и традиции Европы. Именно в этой части света возникли древние цивилизации, из глубин ее территории накатывались на Европу волны миграций, после которых возникали новые народы, именно в Азии зародились основные мировые религии - буддизм, христианство, ислам. На территории Азии возникли первые древние города. Уже тысячелетия существуют государственные образования на территориях Восточной, Южной, Юго-Западной и Центральной Азии.
Для современной Азии характерны большие различия в уровнях развития стран и дифференциация региональных проблем. Каждый регион Азии - свой клубок проблем. Традиционно наиболее остры проблемы Среднего Востока (Юго-Западная Азия). Однако в последнее время к ним прибавились проблемы прилегающих к этому региону стран Закавказья и Центральной Азии.
Из интеграционных образований Азии действенным является лишь АСЕАН - экономическое и политическое объединение стран Юго-Восточной Азии, тесно связанное с капиталом Японии и США.
В арабских странах Азии и Северной Африки пользуется авторитетом Лига арабских государств, охватывающая 20 государств. При Лиге созданы Экономический совет, Совет совместной обороны, различные специализированные комитеты.

Америка. На территории Северной, Центральной и Южной Америки расположены 35 независимых государств и 15 колоний. Этот регион иногда называют Новым Светом в отличие от Старого Света, каковым является Евразия. Потомки коренных жителей в настоящее время составляют сравнительно небольшую часть населения. Современная этническая реальность стала фактически продуктом последних столетий и создавалась переселенцами и потомками переселенцев из Европы и других частей света.
В Америке формируется несколько интеграционных образований, главными из которых являются Организация американских государств, НАФТА (Североамериканский договор о свободной торговле между США, Канадой и Мексикой), интеграционная группировка МЕРКОСУР.
Африка - материк молодых независимых развивающихся государств. В настоящее время здесь насчитывается 54 суверенных государства и 3 зависимые территории. Наиболее влиятельной международной организацией региона является Африканский Союз, членами которого стали почти все государства материка. При Африканском Союзе действуют специализированные экономические и политические комиссии.
Австралия и Океания. На огромных просторах Тихого океана сформировалось 14 независимых государств. Среди них - высокоразвитые Австралия, занимающая целый материк, Новая Зеландия и еще 12 молодых независимых государств, расположенных на архипелагах и отдельных островах. Еще 16 групп островов и архипелагов - колонии и подопечные территории США, Австралии, Новой Зеландии и других государств. В экономическом отношении эти страны все больше приобщаются к интеграционным процессам Азиатско-Тихоокеанского региона.
Вопросы и задания
1. Чем отличаются регионы в физической географии от регионов в политической или экономической географии?
2. По каким признакам выделяют большие историко-географические регионы мира? Назовите и покажите на карте страны: а) Северной Европы (включая страны Балтии); б) причерноморской зоны; в) Средиземноморья (включая территории Европы, Азии и Африки); г) Балканского полуострова; д) зоны Персидского залива; е) Центральной Азии; ж) Карибского бассейна; з) Индокитая; и) Вест-Индии.
Выводы
В мире различают три вида территорий: суверенные государства, зависимые страны, а также воды открытого моря и Антарктиду. Воды открытого моря и Антарктида принадлежат всему человечеству. Государства по формам политико-территориальной организации подразделяют на унитарные

и сложные (конфедерации, федерации, унии), а по форме государственного правления - на республики и конституционные или абсолютные монархии. Основные типы политических режимов в государствах - демократический, авторитарный, тоталитарный.
В мире сложилось несколько типов стран, заметно отличающихся уровнями экономического развития, особенностями структуры хозяйства, уровнем сформированности организационно-управленческих, функционально-хозяйственных и территориально-хозяйственных структур. На основе развития двусторонних и многосторонних политических отношений суверенных государств формируется постоянный механизм внешнеполитических связей стран мира.
На планете выделяют несколько больших историко-географических регионов. В Европе это - Западная, Центральная и Восточная Европа, в Азии - Юго-Западная Азия (или Средний Восток), Южная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная и Северная Азия, в Америке - Англо-Америка и Латинская Америка; регион Африки - это страны материка Африка На материке Австралия и в Океании расположены Австралийский Союз и островные страны Тихого океана.

В мире сегодня живут несколько тысяч различных народов, в совокупности образующих человечество. Они значительно отличаются друг от друга по уровню общественного развития, культуре, расовому облику, наконец, по своей численности. Эта многоликость возникла в результате длительного самостоятельного развития народов, их существования в различных природно-географических, хозяйственных и социальных условиях.

Вместе с тем этнические границы никогда не были особенно жесткими, «непроницаемыми». На протяжении всей своей истории народы постоянно контактировали друг с другом, обменивались своими культурными достижениями, смешивались между собой. Все это вместе с принадлежностью к единому биологическому виду обусловливает наличие у всех людей земли и многих общих черт.

Для того, чтобы разобраться в этом многообразии и в то же время выявить черты, которые связывают различные народы друг с другом, необходимо классифицировать их. Классификация этносов - это распределение этносов мира в смысловые группы в зависимости от тех или иных признаков, параметров этого вида общности людей .

Существует много критериев, отличающих одни этносы или этнические группы от других. Эти критерии классификации исходят из совокупных антропологических признаков, совместного проживания на одной или нескольких территориях, типа этнической общности, общих особенностей быта и культуры, общей исторической судьбы, языкового родства и т. п. В зависимости от этого все народы можно разделить по следующим основаниям: географическому; антропологическому; языковому; хозяйственно-культурному.

При географической (или ареальной) классификации учитывается факт географического соседства народов, отражающий совместный характер их проживания в пределах какой-либо определенной, чаще всего обширной территории . При географической классификации народы группируются по крупным регионам, называемым историко-этнографическими, или традиционно-культурными областями, в пределах которых в процессе длительного исторического развития сложилась определенная культурная общность. Общность эта прослеживается, прежде всего, в различных элементах материальной культуры, а также в отдельных явлениях культуры духовной. Географическую классификацию можно рассматривать как своего рода историко-этнографическое районирование.

Географическая классификация используется для выделения условных географических регионов, в которых расселены различные народы мира. На этом основании существуют понятия «народы Кавказа», «народы Севера», «народы Океании» и т. д. Однако подобное географическое объединение народов возможно лишь в той мере, в какой географический принцип классификации совпадает с этническим. Этот принцип классификации используется широко, поскольку он применен к обширным зонам, в пределах которых наблюдается его относительное совпадение с этническим принципом. Однако географический принцип классификации не дает исчерпывающей этнологической характеристики народа. Географическая характеристика не отвечает на вопросы о происхождении народов, процессах их формирования, хозяйственном и культурном облике, об уровне социально-экономического развития, но позволяет пространственно упорядочить и распределить этносы по регионам. Она используется при охвате больших территорий; в пределах пространственно незначительных территорий географическая классификация этносов приводит к противоречиям с представлениями о родстве этнических групп. Поэтому географическая классификация носит вспомогательный характер и используется лишь при совпадении с группированием народов по другим критериям, т. е. только в рамках крупных регионов.

Следует отметить, что географическая классификация народов пока недостаточно разработана. Единой, принятой во всех странах географической классификации, определяющей число основных историко-культурных регионов мира, а также границ этих регионов, не существует. Можно говорить лишь о единстве взглядов относительно наиболее общего деления народов: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы.

Стр. 10

Вспомните

Вопрос 1. Что такое регион?

Ответ. Регион (лат. regio страна, область) - термин, используемый для обозначения участка суши или воды, который можно отделить от другого участка (например, того, внутри которого он находится) по ряду критериев.

Регион, как и страна - многозначный термин. Он может обозначать различные сущности в разных отраслях, а в пределах одной отрасли может по-разному трактоваться.

Соответственно, если говорить о классификации регионов, то можно выделить «географический, политический, социально-экономический, экологический, информационный, цивилизационный и другие подходы». В целом же, ученые подразделяют регионы на две большие группы: однородные и функциональные.

Также «регион» используется в значении территориальной единицы государства. В России - как общее название субъекта Федерации. Каждый регион обладает уникальным географическим положением.

Вопрос 2. Какие существуют виды регионов?

Ответ. В экономической литературе, нормативных документах по однородности отличительных признаков регионы разделяют на группы.

1. Регионы мира. Они определяются по географическому (Европа, Азия и т.д.), экономическому (союзы или другие формы сотрудничества государств, расположенных на одном или нескольких континентах мира) и другим принципам и подходам.

2. Части поверхности земного шара, континента или государства, выделяемые по климатическим или рельефно-ландшафтным признакам (север, юг, равнинная или горная местность, с большим или малым количеством осадков, лесистая или степная территория, малое или большое количество болот и т.д.).

3. Административно-территориальные единицы страны (область, округ, графство, лен, воеводство и др.).

4. Регионы, выделяемые исходя из степени развития производительных сил и их структуры (с развитой промышленностью или другой отраслью народного хозяйства, с большим удельным весом государственной или частной собственности и т.д.).

5. Регионы, выделяемые с учетом социально-демографической ситуации, с более высоким индексом развития человеческого потенциала, с лучшей обеспеченностью объектами социальной инфраструктуры, с большим удельным весом пожилых жителей и т.д.

6. Регионы, выделяемые в связи с особыми, как правило, менее благоприятными, условиями проживания и производственно-хозяйственной деятельности.

7. Специальные административно-экономические формирования по обеспечению более эффективной деятельности народного хозяйства страны и отдельных территориальных образований в условиях рыночных отношений.

Как вы думаете

Вопрос. Почему возникла необходимость создания Организации Объединенных Наций?

Ответ. Организация Объединенных Наций - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Предшественником ООН была Лига Наций, организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учрежденная в 1919 году в соответствии с Версальским договором «для развития сотрудничества между народами и для обеспечения им мира и безопасности». С началом Второй мировой войны Лига Наций фактически перестала функционировать.

Возникла необходимость в создании новой международной организации, направленной на обеспечение «мирового порядка».

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Д. Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран оси.

Когда создавалась Организация Объединенных Наций, в первой же строке преамбулы Устава ООН было закреплено, что «Мы, народы Объединенных Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека».

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

Вопрос 1. Что такое регион?

Ответ. В географии регионом (от англ. region) называют территорию, выделяющуюся по какому-либо признаку - определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью ее составных элементов. Также используется в значении территориальной единицы государства; в России как общее название субъекта Федерации.

Существует несколько трактовок определения регион. Причем регион далеко не всегда выступает в качестве территориальной единицы государства.

В рамках географической трактовки регион определяет как район, большой участок суши, часть земной поверхности со специальными физико-географическими параметрами, географическая единица, определяемая географическими рубежами.

Экономическая трактовка подразумевает под регионом часть территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами, подсистему всего социально-экономического комплекса страны, сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой.

Социально-политическая трактовка региона показывает регион в качестве социально-территориальной общности, то есть совокупности социальных, экономических, политических факторов развития территории. Сюда входит целый набор характеристик такие как: этнический состав населения, трудовые ресурсы, социальная инфраструктура, социально-психологический климат, политические аспекты развития региона, культурные факторы и т. д.

Вопрос 2. Какие существуют историко-географические регионы мира?

Ответ. Историко-географические регионы - это территории, образованные вследствие общности исторического развития народов, проживающих в их пределах. Общности географического положения приводят к появлению общих черт исторического развития, национального и религиозного состава населения стран, образующих этот регион. Важно помнить, что историко-географические регионы не создаются, они складываются исторически.

Названия двух регионов планеты всем известны с детства: Европа и Азия, составляющие материк Евразия. Таким образом, наиболее крупные регионы - это части света. В пределах частей света выделяют меньшие регионы, имеющие определенное географическое единство и общность исторической судьбы.

Так, Зарубежную Европу традиционно делят на Западную, Центральную и Восточную. Страны Западной Европы за послевоенные годы сформировались в устойчивое политическое единство. При этом в самой Западной Европе можно выделить Северную, Среднюю и Южную Европу. Центральная, или Восточная, Европа представляет собой группу бывших социалистических стран, по современной классификации относимых к странам с переходной экономикой.

Зарубежную Азию принято подразделять на Юго-Западную, Южную, Юго-Восточную, Восточную и Центральную. Регион Юго-Западная Азия расположен между Аравийским и Средиземным морями. Южную Азию образуют Индия и прилегающие к ней страны. Юго-Восточная Азия охватывает страны, тяготеющие к полуострову Индокитай. К Центральной Азии относят страны, не располагающие выходом ни к одному из омывающих материк океанов: Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан и Туркменистан. В Восточную Азию входят территории Японии, КНДР, Республики Кореи, Китая, Монголии.

В Америке выделяют Англо-Америку (США и Канада) и Латинскую Америку. В свою очередь, в состав Латинской Америки входят страны материка Южная Америка, Центральная Америка и Вест-Индия. Африку делят на Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную.

И последний регион - Австралия и Океания, к которому относятся материк Австралия и все островные государства и территории в Тихом океане.

Вопрос 3. Какие существуют виды международных организаций?

Ответ. При классификации международных организаций можно применять различные критерии.

1. По характеру членов в них можно выделить:

1.1. межгосударственные (межправительственные) - участниками являются государства

1.2. неправительственные организации - объединяют общественные и профессиональные национальные организации, частных лиц, например Международный Красный Крест, Межпарламентский союз, Ассоциация международного права и др.

2.По кругу членов международные организации подразделяются на:

2.1. универсальные (всемирные), открытые для участия всех государств мира (Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная органи­зация здравоохранения (ВОЗ) и другие организации системы ООН (ее специализированные учреждения), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная ор­ганизация гражданской обороны и др.),

2.2. региональные, членами которых могут быть государства одного региона (Организация африканского единства, Европейский Союз, Содружество Независимых Государств).

3.По объектам деятельности можно говорить:

3.1. об организациях общей компетенции (ООН, Органи­зация африканского единства, Содружество Независимых Го­сударств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе)

3.2. специальной (Международная организация труда, Всемирный почтовый союз). Различаются также политические, экономические, социальные, культурные, научные и другие организации.

Вопрос 4. Как называется международная организация, объединяющая около 200 суверенных стран мира?

Ответ. Крупнейшее мировое международное объединение государств - Организация Объединенных Наций (ООН), членами которой являются практически все независимые государства мира (около 200). Созданная сразу по окончании Второй мировой войны, эта организация объявила своей целью поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами.

Вопрос 5. Как называется экологическая неправительственная организация?

Ответ. Гринпис (Зеленый мир) - международная неправительственная организация, созданная в 1971 году с целью сохранения природной среды Земли от разрушения. Основные цели: привлечение широкой общественности к вопросам охраны окружающей среды. Содержится на средства из частных источников, имеет отделение в Москве.

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Вопрос 1. В чем отличие неправительственных организаций от правительственных?

Ответ. Различие между правительственными и неправительственными организациями лежит в их правовой основе. Межправительственные организации учреждаются субъектами международного права, неправительственные - субъектами национального права.

Неправительственные организации - организация, учрежденная частными лицами и/или другими общественными (некоммерческими) организациями без участия официальных (правительственных) институтов и осуществляющая свою деятельность на основании устава и на собственные средства.

Вопрос 2. Содружество Независимых Государств является регионом или международной организацией? Почему?

Ответ. Содружество Независимых Государств (СНГ) - региональная международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между странами, ранее входившими в состав СССР. СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе.

Азербайджан

Белоруссия

Казахстан

Киргизия

Молдавия

Таджикистан

Туркмения

Узбекистан

Вопрос 3. Почему количество регионов в различных частях света неодинаково?

Ответ. Это вызвано рядом взаимосвязанных факторов: природными, историческими, демографическими и социально-экономическими.

Природные. Являлись определяющими в расселении людей до перехода человечества к земледелию и животноводству. Из наиболее важных здесь можно выделить абсолютную высоту, рельеф, климат, наличие водных объектов, природную зональность как комплексный фактор.

Исторические. Исторически сложилось так, что большая часть населения проживает в Азии. В настоящее время в этой части света насчитывается более 3,8 млрд. человек (2003 г.), что составляет свыше 60,6% населения нашей планеты. Практически сравнялись по численности населения Америка и Африка (приблизительно по 860 млн. человек, или по 13,7%), существенно отстают от остальных Австралия с Океанией (32 млн. человек, 0,5% от численности населения мира.

Демографические. В Азии в основном находится большинство стран, имеющих самую большую численность населения. Среди них по этому показателю уже давно лидером является Китай (1289млн. человек, 2003 г.), далее идут Индия (1069 млн. чел.), США (291,5 млн.чел.), Индонезия (220,5 млн. чел.). Население свыше 100 млн. человек имеют еще семь государств: Бразилия (176,5 млн. чел.), Пакистан (149,1 млн. чел.),Бангладеш (146,7 млн. чел.), Россия (144,5 млн. чел.), Нигерия (133,8 млн.чел.), Япония (127,5 млн. чел.) и Мексика (104,9 млн. чел.). В то же время население Гренады, Доминики, Тонга, Кирибати, Маршалловых островов составляет всего было 0,1 млн. человек.

Социально-экономические. Эти факторы непосредственно связаны с развитием человеческой цивилизации и их влияние на размещение населения усиливалось по мере развития производительных сил. Несмотря на то, что человеческое общество никогда в полной мере не приобретет независимость от природы, в настоящее время именно факторы, относящиеся к этой группе, являются определяющими в формировании системы расселения Земли. К ним относится освоение новых территорий, разработка природных ресурсов, сооружение различных хозяйственных объектов, миграции населения и др.

Вопрос 4. Какова цель создания экономических международных организаций?

Ответ. Международные экономические организации - это объединения государств или их отдельных органов управления, направленные на сотрудничество в сфере торговли, финансов и экономической деятельности. Данные структуры можно классифицировать, исходя из различных признаков их деятельности. По территориальному охвату международные экономические организации разделяют на всемирные и региональные. Пример всемирной организации - Международная торговая палата, а региональной - АСЕАН (Юго-Восточная Азия).

Основные цели международных экономических организаций - содействие развитию экономики их членов, а также унификация общих норм регулирования отношений. Решения одних из них носят для членов обязательный характер, а других - рекомендационный. В настоящее время существует довольно разветвленная система международных экономических организаций. Данные структуры активно взаимодействуют между собой, влияя как на мировую экономику, так и на политику.

Вопрос 5. Почему одна и та же страна может входить в состав разных международных организаций?

Ответ. Одна страна может входить в состав различных организаций, поскольку цели организаций различны. Вхождение в состав организаций расширяет интеграционные связи с другими государствами. Это позволяет решать вопросы безопасности, выхода на международные рынки, обеспечивает транспортные коридоры и пр.

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Вопрос 1. Составьте схему классификации историко-географических регионов мира.

Вопрос 2. Обозначьте на контурной карте историко-географические регионы мира, перечисленные в тексте параграфа.

Вопрос 3. Используя дополнительные источники информации, составьте список стран, входящих в состав ЕС, НАТО. Выпишите те государства, которые одновременно являются участниками обеих международных организаций.

Вопрос 4. Определите города, в которых расположены штаб-квартиры международных организаций, перечисленных в тексте параграфа. Для выполнения работы используйте официальные сайты данных организаций. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Итоговые задания по теме раздела (задания выполняются в тетради)

1. Территориальными водами является

А – 12-мильная зона

2. Вторым названием колониального этапа формирования политической карты является

Б – средневековый

3. К какому этапу формирования политической карты относится образо¬вание и распад СССР?

Г – новейший

4. Какая из перечисленных стран входит в состав Западной Европы?

А – Нидерланды

5. Штаб-квартира ООН расположена в

В – Нью-Йорке

6. Выберите страны мира, появившиеся на политической карте в XXI в. Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

Б, Д, Е – Восточный Тимор, Южный Судан, Абхазия

7. Какие из перечисленных стран входят в состав Латинской Америки? Ответ запишите в виде последовательности букв в алфавитном порядке.

А, Б, Г – Аргентина, Парагвай, Чили

8. Расставьте регионы мира в порядке возрастания количества входящих в них стран, начиная с региона с наименьшим значением указанного показателя.

Б, В, Г, А, Д – Африка, Азия, Америка, Европа, Австралия и Окания

9. Установите соответствие между регионом и государством, входящим в его состав.

1-Б, 2-Г, 3-В, 4-А

10. Установите соответствие между аббревиатурой международной правительственной организации и ее полным названием.

1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б.


Source: resheba.com

Раздел
долгосрочного
планирования:
Дата:
Класс:
Цели обучения,
которые помогают,
достичь задачи
данного урока
Тема урока
Цели урока
Критерии оценки
Языковые цели
7.4. Социальная география
7.4.1. География населения
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН
Школа: ГУ «СОШ№18»
Учитель:
Участвовали:
7.4.1.3. Объясняет формирование историко­культурных/ цивилизационных регионов мира в связи с этническим и

Не участвовали:
Историко­культурные регионы мира.
Общая цель урока:
объясняет формирование историко­культурных (цивилизационных) регионов мира в связи с этническим и
религиозным составом населения.
Для всех:
Что такое регион и по каким признакам выделяется регион
Для большинства:
Дают характеристику историко­географических регионов мира и устанавливают причинно­следственную связь
Для некоторых:
дать оценку крупным макрорегионам мира
Ожидаемый результат:
1.Что такое регион
2.По каким признакам выделяются регионы и для чего их необходимо изучать.
3. Чем отличаются регионы друг от друга
Чтение: читают тексты, анализируют признаки историко­культурных регионов мира
Слушание: обсуждают и слушают мнение друг друга.
Говорение: описывают историко­культурные регионы, обсуждают вопросы.
Письмо: записывают термины и понятия, создают мини­проекты.
Термины: цивилизация, регион, район, историко­географический регион, физико­географический район, этнический и
религиозный состав населения, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Латинская Америка, СНГ
Привитие ценностей Общность истории, культуры и языка; светское общество и высокая духовность; национальное единство, мир и
Межпредметная
согласие в нашем обществе; коммуникативные навыки, сотрудничество в группах
История 5.4.1.3 ­ описывать систему хозяйства древних цивилизаций;

связь
Предшествующие
знания.
Ход урока
Запланированные
этапы урока
Начало урока
Знание:
Цель: создать
психологический
настрой, деление
класса на группы и
определение цели,
актуализация
знаний:
Время: 3 мин
6.4.1.3. Материки, части света, Новый свет, Старый свет
Виды упражнений, запланированных на урок:
1. Деление класса на группы по терминам (Названиям регионов).
На цв. бумаге раздаются материки собирают «Пазл» на обороте задания для
обсуждения: Что такое регион и по каким признакам можно их выделить?
1. Зарубежная Европа
2. Зарубежная Азия
3. Африка
4. Северная Америка
5. Латинская Америка
2. Определение цели урока обсуждением
Словесная мотивация.
Записи по
упражнениям
Ресурсы
«Пазл», цветные
бумаги

Задание 1:.Парная работа. Прочитать текст, сравнить ответы. Дополнить и
откорректировать ответ. Работа с текстом учебника (стр 81­85).
Задание 2:.Индивидуальная и парная работа.
­ Дать определение основным терминам и понятиям по данной теме.
­ Выявить признаки деления на историко­культурные регионы. По признакам деления
регионов проводится обсуждение в парах. Метод «Беседа в паре»
­
Интересно
Критерий
оценивания
Дескрипторы
+
Учебник «География»
7 класс Р.А.
Каратабанов,
Ж.Р.Байметова
(+/­ интересно)
Что такое регион и
по каким
признакам
выделяется регион
1.Знакомятся с текстом
параграфа
2.Дают определение основным
терминам и понятиям данной
темы
3.Выявляют признаки деления
историко­культурных регионов
мира.
4.Обсуждают и приводят
примеры
ФО. взаимооценивание (+/­ интересно)
2. Групповая работа.
Задание 2
По карте определите современные цивилизации и их признаки деления. (обсуждение по
группам)
Карта цивилизаций
Понимание:
Цель: Выявляют
признаки деления
на регионы.
Время:7 мин
Середина урока
Применение и
Анализ
Цель:
Проанализировать
и определить
современные
цивилизации
Время: 10 мин

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...