Начало правления романовых год. Династия Романовых – XVII век


В Кремле в Оружейной палате хранятся две неказистые на вид сабли. Но, несмотря на непрезентабельный вид, они являются бесценными реликвиями России. Сабли эти были боевым оружием Минина и Пожарского. В 1612 году купец из Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал русский народ встать на борьбу с польскими захватчиками, а возглавил народное ополчение князь Дмитрий Пожарский.

Осенью того же года первопрестольная была очищена от польских панов. После этого собрался Земский собор, который избрал на престол Михаила Фёдоровича Романова. Сам род Романовых происходил из рода царицы Анастасии (первая жена Ивана Грозного). В народе её любили и почитали за доброту и кротость. Любил её и сам грозный царь и сильно переживал после смерти жены.

Всё это и послужило причиной того, что представители русских земель, собравшиеся на Земский собор, сделали выбор в пользу 16-летнего юноши, являвшегося потомком Анастасии. Объявили ему об этом в Ипатьевском монастыре города Костромы. Так началось правление династии Романовых. Оно продолжалось 300 лет и превратило русскую землю в огромную и великую державу.

Царь Михаил Фёдорович (1613-1645)

Царь Алексей Михайлович (1645-1676)

Царь Фёдор Алексеевич (1676-1682)

Троевластие и царевна Софья Алексеевна (1682-1689)

Пётр I Великий (1689-1725)

Царь, а затем император Пётр I считается великим реформатором, превратившим Московское царство в Российскую империю. К его заслугам можно отнести разгром шведов, выход к Балтийскому морю, строительство Санкт-Петербурга, бурный рост металлургической промышленности. Были преобразованы государственное управление, судопроизводство и система образования. В 1721 году русского царя стали именовать императором, а страну империей.
Подробнее читайте в статье Пётр I Романов .

Императрица Екатерина I (1725-1727)

Император Пётр II (1727-1730)

Императрица Анна Иоанновна (1730-1740)

Иван VI и Брауншвейгское семейство (1740-1741)

Императрица Елизавета (1741-1761)

Император Пётр III (1761-1762)

Императрица Екатерина II Великая (1762-1796)

Император Павел I (1796-1801)

Император Александр I (1801-1825)

Император Николай I (1825-1855)

Император Александр II Освободитель (1855-1881)

Император Александр III Миротворец (1881-1894)

Император Николай II (1894-1917)

Николай II стал последним императором династии Романовых. При нём произошли Ходынская трагедия и Кровавое воскресенье. Чрезвычайно неудачно велась русско-японская война. В то же время в экономике Российской империи наблюдался подъём. На его пике началась Первая мировая война, закончившаяся революцией и отречением императора от престола. Манифест об отречении был подписан 2 марта 1917 года. Николай II отрёкся в пользу своего брата Михаила, но тот тоже отказался от власти.

Леонид Дружников

XVII век принес множество испытаний Российскому государству. В 1598 году прервалась династия Рюриковичей, правившая страной более семисот лет. Начался период в жизни России, который называют Смутой или Смутным временем, когда само существование российской государственности оказалось под вопросом. Попыткам утвердить на троне новую династию (из бояр Годуновых, Шуйских) мешали бесконечные заговоры, восстания, даже природные катаклизмы. Дело усложнило также вмешательство соседних стран: Речи Посполитой и Швеции, которые на первых порах стремились заполучить сопредельные территории, желая в перспективе вообще лишить Россию государственной самостоятельности.
В стране нашлись патриотические силы, которые объединились в борьбе за независимость родины. Народное ополчение, под предводительством князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьмы Минина, с участием людей из всех сословий, сумело изгнать интервентов из центральных районов Московского государства и освободить столицу.
Земский собор, созванный в 1613 году, после долгих споров утвердил на престоле Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.

РОМАНОВЫ - боярский род, в 1613-1721 гг. царская, с 1721 г. императорская династия.
Предком Романовых обычно считают Андрея Ивановича Кобылу - боярина великого князя московского Ивана I Калиты. По родословным спискам у Андрея Ивановича Кобылы было пятеро сыновей, и от него ведут свое начало Кобылины, Колычевы, Коновницыны, Лодынины, Неплюевы, Шереметевы и др.
До XV в. предки Романовых именовались Кошкиными (от прозвища пятого сына Андрея Ивановича - Федора Кошки), затем Захарьиными (от Захария Ивановича Кошкина) и Захарьиными-Юрьевыми (от Юрия Захарьевича Кошкина-Захарьина).
Дочь Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева (?-1543 г.) Анастасия Романовна (ок. 1530-1560 гг.) в 1547 г. стала первой женой царя Ивана IV Грозного. Ее брат Никита Романович Захарьин-Юрьев (?-1586 г.) стал родоначальником Романовых. Эту фамилию носил его сын - Федор Никитич Романов (ок. 1554-1633 гг.), ставший патриархом (Филарет).
В 1613 г. на Земском соборе сын Филарета Михаил Федорович Романов (1596-1645 гг.) был избран царем и стал основателем династии Романовых. К династии Романовых принадлежали также Алексей Михайлович (1629-1676 гг., царь с 1645 г.), Федор Алексеевич (1661-1682 гг., царь с 1676 г.), Иван V Алексеевич (1666-1696 гг., царь с 1682 г.), Петр I Алексеевич (1672-1725 гг., царь с 1682 г., император с 1721 г.); в 1682-1689 гг., при малолетних Иване и Петре, государством управляла царевна Софья Алексеевна (1657-1704 гг.). Династия Романовых правила в России до отречения Николая II от престола в 1917 г.

ЗАХАРЬИНЫ - московский боярский род, происходивший от Андрея Кобылы (ум. в сер. 14 в.), боярина великого князя Семена Гордого, и его сына - Федора Кошки (ум. в 1390-е гг.), боярина великого князя Дмитрия Ивановича Донского.
Родоначальник Захарьиных - внук Федора Кошки - Захарий Иванович Кошкин (?- ок. 1461 г.), боярин великого князя Василия II Темного. Его сыновья Яков и Юрий, бояре великого князя Ивана III, дали начало двум ветвям рода - Захарьиным-Яковлям (Яковлевым) и Захарьиным-Юрьевым.
Яков Захарьевич (?- ок. 1510 г.) с 1485 г. был новгородским наместником, в 1487 г. вместе с братом Юрием проводил розыск о последователях Новгородско-московской ереси; в 1494 г. участвовал в переговорах о сватовстве дочери Ивана III Елены с великим князем литовским Александром Казимировичем, участвовал в походах на Литву.
Юрий Захарьевич (?- ок. 1503 г.) в 1479 г. участвовал в Новгородском походе Ивана III, в 1487 г. сменил брата на посту новгородского наместника, проводил конфискации вотчин новгородских бояр, участвовал в походах на Литву. Наиболее известные представители рода Захарьевых-Юрьевых: Михаил Юрьевич (?-1539 г.) - окольничий (1520 г.), боярин (1525 г.), воевода, дипломат руководивший сношениями с Польшей и Литвой; в 1533-1534 гг. входил в боярскую группировку, фактически правившую Русским государством при малолетнем царе Иване IV, отошел от дел после бегства в Литву своего родственника И.В. Лятского-Захарьина. Роман Юрьевич (?-1543 г.) - основатель рода Романовых. Василий Михайлович (?-15б7 г.) - окольничий, затем (1549 г.) боярин, входил в Ближнюю думу Ивана IV, один из инициаторов опричной политики.

МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ
годы правления: 1613-1645
(12.07.1596-13.07.1645 гг.) – основоположник царско-императорской династии Романовых, первый русский царь из боярского рода Романовых.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
годы правления: 1645-1676
(19.03.1629-29.01.1676 гг.) - царь с 1645 г., из династии Романовых.

ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ
годы правления: 1676-1682
(30.05.1661- 27.04.1682 гг.) - царь с 1676 г.

ИВАН V АЛЕКСЕЕВИЧ
годы правления: 1682-1696
(27.06.1666 - 29.01.1696 гг.) - царь с 1682 г.

ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ
годы правления: 1682-1725
(30.05.1672-28.01.1725 гг.) - царь с 1682 г., первый российский император с 1721 г.

ЕКАТЕРИНА I АЛЕКСЕЕВНА
годы правления: 1725-1727
(05.04.1683-06.05.1727 гг.) - российская императрица в 1725-1727 гг., супруга Петра I.

ПЕТР II АЛЕКСЕЕВИЧ
годы правления: 1727-1730
(13.10.1715-19.01.1730 гг.) - российский император в 1727-1730 гг.

АННА ИВАНОВНА
годы правления: 1730-1740
(28.01.1693-17.10.1740 гг.) - российская императрица с 1730 г., герцогиня Курляндская с 1710 г.

ИВАН VI АНТОНОВИЧ
годы правления: 1740-1741
(12.08.1740-05.07.1764 гг.) - российский император с 17.10.1740 по 25.12.1741 гг.

ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
годы правления: 1741-1761
(18.12.1709-25.12.1761 гг.) - российская императрица с 25.11.1741 г., младшая дочь Петра I и Екатерины I.

ПЕТР III (Карл Петер Ульрих)
годы правления: 1761-1762
(10.02.1728-06.07.1762 гг.) - российский император в период с 25.12.1761 по 28.06.1762 гг.

ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА
годы правления: 1762-1796
(21.04.1729-06.11.1796 гг.) - российская императрица с 28.06.1762 г.

Встреча Великого посольства Михаилом Федоровичем Романовым и инокиней Марфой у Святых ворот Ипатьевского монастыря 14 марта 1613 года. Миниатюра из «Книги об избрании на царство на превысочайший престол великаго российскаго царствия Великаго Государя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея великия России Самродержца. 1673 год»

Шел 1913 год. Ликующая толпа встречала государя императора, прибывшего с семьей в Кострому. Торжественная процессия направлялась к Ипатьевскому монастырю. Триста лет назад в стенах монастыря скрывался от польских интервентов молодой Михаил Романов, здесь упрашивали его венчаться на царство московские дипломаты. Здесь, в Костроме, началась история служения династии Романовых Отечеству, трагически оборвавшаяся в 1917 году.

Первые Романовы

Почему именно на Михаила Федоровича, семнадцатилетнего юношу возложили ответственность за судьбу государства? Род Романовых был тесно связан с пресекшейся династией Рюриковичей: у первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны Захарьиной, были братья, первые Романовы, получившие фамилию от имени своего отца. Самый известный из них – Никита. Борис Годунов видел в Романовых серьезных соперников в борьбе за престол, поэтому все Романовы были сосланы в ссылку. Только двое сыновей Никиты Романова остались в живых – Иван и Федор, который был сострижен в монахи (в монашестве он получил имя Филарет). Когда закончилось бедственное для России Смутное время, нужно было выбирать нового царя, и выбор пал на юного сына Федора, Михаила.

Михаил Федорович правил с 1613 по 1645 гг., но фактически страной управлял его отец, патриарх Филарет. В 1645 году на престол взошел шестнадцатилетний Алексей Михайлович. Во время его правления на службу охотно призывались иностранцы, возник интерес к западной культуре и обычаям, а дети Алексея Михайловича испытали влияние европейского образования, что во многом определило дальнейший ход российской истории.

Алексей Михайлович был женат дважды: первая жена, Мария Ильинична Милославская, подарила царю тринадцать детей, но лишь двое из пяти сыновей, Иван и Федор, пережили отца. Дети были болезненными, а Иван еще и страдал слабоумием. От второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной у царя было трое детей: две дочери и сын Петр. Алексей Михайлович умер в 1676 году, на царство венчали Федора Алексеевича, четырнадцатилетнего мальчика. Царствование было недолгим – до 1682 года. Его братья тогда еще не достигли совершеннолетия: Ивану было пятнадцать лет, а Петру около десяти. Их обоих провозгласили царями, но правление государством было в руках их регентши, царевны Софьи Милославской. Достигнув совершеннолетия, Петр вернул власть. И хотя Иван V тоже носил царский титул, государством правил один Петр.

Эпоха Петра Великого

Петровская эпоха – одна из самых ярких страниц отечественной истории. Однако нельзя дать однозначную оценку ни личности самого Петра I, ни его правлению: несмотря на всю прогрессивность его политики, его действия порой были жестокими и деспотичными. Это подтверждает и участь его старшего сына. Петр был женат дважды: от союза с первой женой Евдокией Федоровной Лопухиной родился сын Алексей. Восемь лет брака закончились разводом. Евдокию Лопухину, последнюю русскую царицу, отправили в монастырь. Царевич Алексей, воспитанный матерью и ее родственниками, враждебно относился к отцу. Вокруг него сплотились противники Петра I и его преобразований. Алексея Петровича обвинили в измене и приговорили к смертной казни. Он умер в 1718 году в Петропавловской крепости, не дождавшись исполнения приговора. От второго брака с Екатериной I только двое детей – Елизавета и Анна – пережили отца.

После смерти Петра I в 1725 году началась борьба за престол, фактически, самим же Петром спровоцированная: он отменил старый порядок престолонаследия, по которому власть перешла бы к его внуку Петру, сыну Алексея Петровича, и издал указ, по которому самодержец мог сам назначать себе преемника, но не успел составить завещания. При поддержке гвардии и ближайшего окружения умершего императора на престол взошла Екатерина I, ставшая первой императрицей государства российского. Ее правление было первым в череде царствований женщин и детей и положило начало эпохе дворцовых переворотов.

Дворцовые перевороты

Правление Екатерины было недолгим: с 1725 по 1727 гг. После ее смерти к власти все-таки пришел одиннадцатилетний Петр II, внук Петра I. Он правил всего три года и умер от оспы в 1730 году. Это был последний представитель рода Романовых по мужской линии.

Управление государством перешло в руки к племяннице Петра Великого, Анне Ивановне, правившей до 1740 года. Детей у нее не было, и по ее завещанию престол перешел к внуку ее родной сестры Екатерины Ивановне, Ивану Антоновичу, двухмесячному младенцу. При помощи гвардейцев дочь Петра I Елизавета свергла Ивана VI и его мать и пришла к власти в 1741 году. Печальна судьба несчастного ребенка: его вместе с родителями сослали на север, в Холмогоры. Он всю свою жизнь провел в заточении, сначала в глухом селе, затем – в Шлиссельбургской крепости, где оборвалась его жизнь в 1764 году.

Елизавета правила 20 лет – с 1741 по 1761 гг. – и умерла бездетной. Она была последней представительницей рода Романовых по прямой линии. Остальные российские императоры, хоть и носили фамилию Романовых, фактически представляли немецкую династию Гольштейн-Готторп.

По завещанию Елизаветы венчали на царство ее племянника – сына сестры Анны Петровны – Карла Петра Ульриха, в православии получившего имя Петр. Но уже в 1762 году его супруга Екатерина, опираясь на гвардию, совершила дворцовый переворот и пришла к власти. Екатерина II правила Россией более тридцати лет. Возможно, поэтому одним из первых указов ее сына Павла I, пришедшего к власти в 1796 году уже в зрелом возрасте, было возвращение к порядку престолонаследия от отца к сыну. Однако у его судьбы тоже трагический финал: его убили заговорщики, и к власти в 1801 году пришел его старший сын Александр I.

От восстания декабристов – к февральской революции.

У Александра I не было наследников, его брат Константин царствовать не желал. Непонятная ситуация с престолонаследием спровоцировала восстание на Сенатской площади. Оно было жестко подавлено новым императором Николаем I и вошло в историю, как восстание декабристов.

У Николая I было четыре сына, на престол взошел старший – Александр II. Он правил с 1855 по 1881 гг. и погиб после покушения народовольцев.

В 1881 году на престол взошел сын Александра II – Александр III. Он не был старшим сыном, но после смерти цесаревича Николая в 1865 году его начали готовить к государственной службе.

Выход Александра III к народу на Красное крыльцо после коронации. 15 мая 1883. Гравюра. 1883

После Александра III венчали на царство его старшего сына – Николая II. На коронации последнего российского императора произошло трагическое событие. Было объявлено, что на Ходынском поле будут раздавать подарки: кружку с императорским вензелем, полбуханки пшеничного хлеба, 200 грамм колбасы, пряник с гербом, горсть орехов. В давке за эти подарки погибли и получили увечья тысячи людей. Многие, склонные к мистицизму, усматривают прямую связь трагедии на Ходынке с убийством императорской семьи: в 1918 году Николай II, его супруга и пятеро детей были расстреляны в Екатеринбурге по приказу большевиков.

Маковский В. Ходынка. Акварель. 1899

С гибелью царской семьи не угас род Романовых. Большинству великих князей и княгинь с семьями удалось бежать из страны. В частности, сестрам Николая II – Ольге и Ксении, его матери Марии Федоровне, его дяде – брату Александра III Владимиру Александровичу. Именно от него идет род, возглавляющий Императорский Дом в наши дни.

В монахи под именем Филарета . Когда архимандрит Филарет возведен был в сан ростовского митрополита, жена его Ксения, постриженная в монахини под именем Марфы, вместе с их сыном, Михаилом, поселилась в костромском Ипатьевском монастыре, который принадлежал к ростовской епархии. Во время пребывания поляков в Москве Марфа с Михаилом были в их руках и переносили с ними все бедствия осады от нижегородского ополчения , а после освобождения Москвы снова удалились в Ипатьевский монастырь.

Михаил Федорович Романов в юности

Великий земский собор, созванный в Москве для избрания царя, после бурных споров, разногласий и интриг, 21 февраля 1613 единогласно положил избрать на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова . Главной причиной, побудившей собор к этому выбору, было, вероятно, то обстоятельство, что Михаил по женской линии приходился племянником последнему царю старой династии, Федору Иоанновичу . Потерпев столько неудач при выборе новых царей во время смуты, народ убедился, что избрание только тогда будет прочно, если оно падет на лицо, соединенное более или менее тесною родственною связью с прекратившейся династией. Бояр, руководивших ходом дел на Соборе, могли склонять в пользу Михаила Федоровича также его юный возраст и кроткий, мягкий характер.

11 июля 1613, совершилось в Москве царское венчание Михаила Романова. Первою заботою молодого царя было умиротворение государства, терзаемого врагами извне и внутри. К концу 1614 государство было очищено от казацких шаек Заруцкого, Баловня и др. ; дольше держался литовский наездник Лисовский, от которого избавила Россию его внезапная смерть только в 1616.

Гораздо труднее было уладить внешние дела. Со шведами, захватившими Новгород и продолжавшими наступательные действия под начальством короля Густава Адольфа, в 1617 г. правительство Михаила Федоровича Романова заключило Столбовский мир , по которому Россия отдавала Швеции Ивангород, Ямы, Копорье и Орешек, что снова отрезало Москву от берегов Балтийского моря. Еще опаснее был второй враг – Польша, выставлявшая претендентом на московский престол королевича Владислава, которого призывала ранее сама же Москва . Но московские всяких чинов люди, «не щадя голов своих», сделали последнее усилие и отбили все приступы Владислава . 1 декабря 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с уступкою Польше Смоленска и Северской земли, при чем Владислав от прав на московский престол не отказался.

По этому перемирию вернулся в Москву (в июне 1619 г.) отец царя Михаила Федоровича, митрополит Филарет, отправленный в 1610, в Польшу для переговоров и задержанный там. Возведенный тотчас по возвращении в сан московского патриарха с титулом «великого государя», он стал править вместе с Михаилом: дела докладывались обоим и решались обоими, иностранные послы представлялись обоим вместе, подавали двойные грамоты и подносили двойные дары. Это двоевластие продолжалось до смерти патриарха Филарета (1 октября 1633).

Патриарх Филарет. Художник Н. Тютрюмов

В 1623 Михаил Федорович Романов женился на княжне Марье Владимировне Долгоруковой, но она в тот же год умерла, и в следующем году царь женился на Евдокии Лукьяновне Стрешневой, дочери незначительного дворянина.

Деулинское перемирие не было прочно: Владислав продолжал носить титул московского царя, польское правительство не признавало Михаила Федоровича, не хотело с ним сноситься и оскорбляло его в своих грамотах. В 1632, вспыхнула вторая польская война , к которой в Москве давно готовились. Начатая весьма удачно, война была испорчена несчастной капитуляцией под Смоленском боярина М. Б. Шеина, заплатившего своей головой за неудачу. Правительство Михаила Федоровича Романова избавилось от затруднений только благодаря приближению турецкой армии к польским границам. Поляновский мир 17 мая 1634 оставлял за поляками все города, кроме Серпейска, уступленные по Деулинскому перемирию; русские уплачивали 20 тысяч рублей деньгами, а Владислав отказывался от своих прав на московский престол.

Правительство царя Михаила Федоровича вынуждено было всячески избегать войн, так что, когда в 1637 г. донские казаки взяли турецкую крепость Азов (при устье Дона), то по совету с земским собором (в 1642) Михаил отказался поддержать их и велел очистить Азов, не желая и не имея возможности вести войну о могущественным турецким султаном.

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами. Картина А. Рябушкина, 1893

Главное внимание правительства Михаила Романова было обращено на внутреннее устройство государства , на подъем его экономических сил и упорядочение финансовой системы. Из каждого города приказано было взять в Москву по одному человеку из духовенства, по два из дворян и детей боярских и по два из посадских людей, которые могли бы сообщить правительству точные сведения о состоянии областей и о способах помочь разоренным жителям. Земские соборы , которых при Михаиле Федоровиче насчитывают около 12, значительно облегчали работу правительства, Необходимость упрочить внешнее положение государства заставила в 1621–22, произвести разбор военно-служилого класса по всему государству; еще раньше, в 1620 г., начат был новый кадастр. Десятни разборные и новые писцовые и дозорные книги этого времени дают любопытное описание военных и фискально-экономических сил государства, потерпевшего от бурь смутного времени. Попытки вызова ученых иноземцев, исправления богослужебных книг и основания правительственной школы в Москве дополняют общую картину работы правительства царя Михаила Федоровича.

Михаил Федорович Романов, основатель династии, скончался 12 июля 1645 г., оставив 3 дочерей и 16-летнего сына Алексея Михайловича , который и сменил его на престоле.

21 Февраля 1613 года на Великом Московском Соборе был обран , то есть обретен Родоначальник новой Царственной Династии юный боярин Михаил Феодорович Романов. Духовная разница между волевым «коллективным» избранием силою большинства и единогласным обретением законного Наследника Престола через соборное испытание Божией воли весьма существенная, хотя в историографической литературе принято говорить именно об «избрании» Царя Собором. Но сами соборные документы свидетельствуют только о единогласной, единодушном обрании - обретении нового Государя и Династии. Те же документы называют Царя Михаила избранником Божиим, причем не только персональным избранником, но и по достоинству Рода Своего, избранного у Бога.

По генеалогическим преданиям русский боярский Род Романовых ведет своё начало от происходящего «из Литвы» воеводы княжеского рода Андрея Ивановича Кобылы, прибывшего примерно в 1330-е годы из Великого Новгорода на службу ко Двору Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты. В некоторых родословных записях Андрей Кобыла указывается как прибывший «из Прус», то есть из Пруссии, или «из Немец». Все эти характеристики - из Литвы, из Пруссии или из Немцев не противоречат друг другу - они означают одни и те же земли на юго-восточном побережье Варяжского (Балтийского) моря.

Древняя Пруссия - обширная область на Юго-Восточном побережье Балтики, в первой четверти XIII столетия была завоевана германским Тевтонским орденом и насильственно онемечена. Но часть земель Восточной Пруссии в те же времена оказалась во владении Литовского княжества, государственность которого в свою очередь основывалась на древнерусской культурной традиции: вплоть до первой трети XVI века письменным языком Литвы был древнерусский язык, на котором велось летописание, юридическое и торговое делопроизводство.

Эти земли издревле населяли иафетические славянские и балтские племена, которые жили в тесном культурном взаимодействии. Сохранившиеся фрагменты древне-прусского языка указывают на его близость, с одной стороны, к славянскому языку, с другой стороны, к балтским наречиям, к которым относился тогда и безписьменный литовский язык.

С древнейших времен в Великом Новгороде существует Прусская улица. Расположенная на Загородском Конце, свое начало она брала от Покровских ворот Новгородского Детинца (центральной части Кремля), причем это было местом поселения не заезжих иностранцев, а коренных православных новгородцев. Первое упоминание о Прусской улице в истории Новгорода относится к 1218 году, когда во время мятежа Торговой стороны и Неревского конца Людин конец и жители Прусской улицы поддержали посадника Твердислава. Встречается название улицы в Новгородской Летописи и под 1230 годом. Но археологические исследования указывают, что в качестве городской структуры задолго до 1218 года на этом месте уже существовала улица, возможно, с тем же названием, ведь в упоминании 1218 года говорится не об основании или наименовании этой улицы Прусской. Просто к этому году относится древнейшее из дошедших до нас упоминаний о ней. Другое упоминание в Новгородской летописи относится к 1230 году - в связи храмом Двенадцати Апостолов на Пропастех, возле которого массово хоронили умиравших от голода 1230 года новгородцев. Знаменательно и то, что год 1218 свидетельствует о компактном поселении в Новгороде православных прусских славян ещё до начала захвата Восточной Пруссии в 1225 году Тевтонским орденом.

Многие знатные исконно новгородские фамилии вели свое происхождение «из Прус». Например, был знаменит прусский воевода славянского происхождения Михаил Прушанин, который прибыл в Великий Новгород со своей дружиной в начале XIII столетия и потом служил Великому Князю Александру Невскому. По одним преданиям Михаил Прушанин участвовал в знаменитой Невской битве (1240), по другим участником битвы был его сын.

Михаил Прушанин был родоначальником русских дворянских и боярских фамилий Шестовых, Морозовых, Салтыковых. Мать Царя Михаила Феодоровича Ксения Иоанновна - Великая Инокиня Марфа, была дочерью Ивана Васильевича Шестова.

По семейному преданию Андрей Иванович Кобыла был одним из сыновей прусского князя Дивона Алексы (Медведя) - прямого потомка Прусского Царя Видевута, время жизни которого относят к IV веку по Р.Х.

Князь Дивон принял в Новгороде Великом Святое Крещение с именем Иоанн. Знаменитый Новгородец, герой Невской битвы Гаврила Алексич († 1241) по преданию был братом Князя Дивона-Иоанна, возможно, братом не родным, а двоюродным или троюродным. Гаврило Алексич также стал родоначальником многих знатных русских родов - Пушкиных, Акинфовых, Челядиных, Хромых-Давыдовых, Бутурлиных, Свибловых, Каменских, Курицыных, Замыцких, Чулковых и других.

Их же общий пращур Прусский Царь Видевут с братом Князем Брутеном прибыли по Висле или Неману на побережье Балтики и основали под своим началом древнее Царство, которое назвали, видимо, по имени своего пращура Пруса - Пруссией.

Имя «Прусий» неоднократно встречается в известной династии Фракийских Царей, царствовавших с V по I столетие до Р.Х. в Вифинии (Малая Азия) и на Балканах. И в имени Князя Брут ена, брата Царя Видевута, также отдаленно звучит имя «Прус». По-латыни «Пруссия» пишется как «Боруссия» (Borussia) или как «Прутения» (Prutenia). В свою очередь «Сказание Святителя Спиридона-Саввы» и «Сказание о Князьях Владимирских» указывают на происхождение Великого Князя Рюрика Новгородского от Князя Пруса - брата Императора Августа. Римская история не знает такого родного брата у Октавиана Августа, но породнение, скажем, юридическое самого Императора Августа или его предшественника первого консула Юлия Цезаря с кем-нибудь из потомков Вифинских Царей, носившим имя Прусий, быть вполне могло, о чем и донесло до нас известие из древнерусского предания. Это указывает на то, что согласно таким родословным преданием и предки Великого Князя Рюрика Новгородского, и предки боярина Андрея Ивановича Кобылы могли иметь общего пращура Царского происхождения.

Подобные предания о единых и общих в древности корнях прослеживаются для большинства Царских Европейских Династий, они хорошо известны специалистам по Августейшим генеалогиям. Документальную историческую достоверность таких преданий на основании строгих письменных источников доказать невозможно. Но вместе с тем история - это не математика или классическая физика, хотя и оперирует в подавляющем большинстве исторического материала достаточно точными хронологическими данными и документированными фактами. Указывая на вполне понятную зыбкость подобных генеалогических преданий, письменная фиксация которых произошла только в XIV-XVIII столетиях, подлинная историческая наука не должна сходу отвергать их. Напротив, она должна свидетельствовать о них и бережно сохранять то, что родовая память наших предков сохраняла и передавала из уст в уста на протяжении многих и многих столетий, иначе «научно» будет отвергаться то, что именуется человеческой памятью .

Сам факт, что прибывший из Великого Новгорода в Москву Андрей Иоаннович Кобыла при Дворе Московских Великих Князей Иоанна Калиты и Симеона Иоанновича Гордого был боярином , указывает на то, что этот человек в те поры был славен знатностью и благородством происхождения. Боярский сан был высшим государственным чином в иерархии того времени, тогда одновременно при Великом Князе редко число бояр превышало 5-6 человек, какому-нибудь безвестному ловкому выскочке такой высший чин в те времена просто не присвоили бы. Только действительно знатный человек боярин Андрей Кобыла мог быть послан в 1347 году сватом Великого Князя Владимирского и Московского Симеона Иоанновича Гордого ко Двору Тверского Князя Всеволода Александровича за невестой Княгиней Марией Александровной. Тем более тот брачный договор был сопряжен с важнейшей дипломатической миссией, в результате которой Князь Всеволод Александрович Тверской должен был отказаться от ханского ярлыка на Тверской удел и вернуться на Княжение в Холм под Тверью, передав Тверское Княжение Князю Василию Михайловичу Кашинскому. Подобные труднейшие вопросы династических браков и смены уделов никак не могли доверить людям незнатным, не сведущим в тонкостях великокняжеской дипломатии.

Само понятие «знать» вовсе не означает широкую известность, как сейчас полагают многие. Древнерусское понятие «знать» обозначает носителей особых, наследственных знаний о премудростях Верховной Власти, знаний, которые нигде не преподавались, а передавались только от старших поколений младшим из рода в род. Знатные люди были потомками носителей Верховной Власти. Знать - хранители древнейших властных традиций, представители знатных родов сами являлись живым преданием, живой традицией, которая в силу сокровенного характера тех знаний не фиксировалась подробно письменно, но эти особые знания высоко ценились окружающими, ставили знатных людей в особое положение в древнем социуме.

У древних прусов под предводительством Царя Видевута и Князя Брутена развился культ священного белого коня, известного у балтийских славян с глубокой древности, и культ священного дуба в селении Ромове, имя которого может указывать на архаическую память об Апеннинском Риме (Roma). Символика этих культов отобразилась на гербе Пруссии, на котором изображались и сами Видевут с Брутеном, и белый конь, и дуб. По московским родословцам известно, что у А.И.Кобылы было пятеро сыновей - Семен Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Кроме того известны знатные новгородские рода Сухово-Кобылиных и Кобылиных, происхождение которых новгородские и тверские родословцы связывают с А.И.Кобылой.

Семен Жеребец стал родоначальником для русских знатных фамилий - Жеребцовых, Лодыгиных, Коновницыных, Кокоревых, Образцовых. От Александра Ёлки ведут свое происхождение Колычевы, Неплюевы и Боборыкины. От Фёдора Кошки - Кошкины, Романовы, Шереметевы, Яковлевы, Голятьевы, Беззубцевы и другие.

«Конская» тематика в прозвищах Кобыла, Жеребец, в фамилиях - Кобылины, Жеребцовы, Коновницыны, топоним - Кобылье Городище у Чудского озера неподалеку от места Ледового побоища (1242), которое, кстати, в 1556 году давалось Царем Иоанном Васильевичем Грозным в кормление одному из Сухово-Кобылиных, но по письменным источникам известное с таким названием еще с середины XV столетия (город Кобыла) - все это может указывать на родовую память о «тотемном» белом коне Прусского Царя Видевута. А священный дуб из Ромова присутствует почти на всех гербах вышеназванных дворянских фамилий, ведущих свое происхождение от Андрея Кобылы.

Был Московским боярином и Федор Андреевич Кошка († 1407), во время похода Великого Князя Димитрия Иоанновича на Куликово поле в 1380 году боярину Федору Андреевичу Кошке-Кобылину было поручено блюсти Москву. Его старший сын Иван Федорович Кошкин-Кобылин (†1427) также был весьма близок к Великому Князю Димитрию Донскому (он в таком качестве упомянут в завещании Князя Димитрия), а потом стал боярином у Великого Князя Василия I Дмитриевича († 1425) и даже у юного тогда Великого Князя Василия II Васильевича (1415-1462). Его младший сын Захарий Иванович Кошкин-Кобылин († 1461) также занимал высокое боярское положение при Дворе Великого Князя Василия II Васильевича.

При этом надо отметить, что боярский чин никогда не был буквально наследственным, хотя и присваивался только наиболее знатным людям государства, боярский чин обязательно выслуживался личными подвигами и заслугами перед Государем, хотя немалое значение имели и родственные связи по женским линиям. Служба из поколения в поколение потомков боярина Андрея Кобылы Московским Государям в столь высоких чинах означала наличие высоких личных достоинств у представителей этого знатного рода. К сожалению, не сохранилось сведений о супругах этих четырех поколений государственных деятелей, начиная с Андрея Ивановича Кобылы до Захария Ивановича Кошкина. Но несомненно то, что часть этих брачных союзов заключались с представительницами высшей московской аристократии, большинство из которых в те времена были либо прямыми, хотя и отдаленными потомками Великого Князя Рюрика, либо ближайшими их родственниками. Именно этим дополнительно можно объяснить устойчивость боярского статуса рода Кобылиных-Кошкиных, когда степень «конкуренции» с прямыми Рюриковичами могла смягчаться именно родственными связями.

При Великом Князе Иоанне III Васильевиче Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин († 1504) стал воеводой, участвовал в стоянии на Угре 1480 года, в походе на Великий Новгород (1480) и на Казань в 1485 году, с 1488 года стал Великокняжеским Наместником в Великом Новгороде, где искоренял ересь жидовствующих, и получил боярский чин в 1493 году. Супругой Юрия Захарьевича Кошкина стала дочь великокняжеского боярина Ивана Борисовича Тучкова. И.Б.Тучков не был представителем московской аристократии, но происходил из новгородского боярского рода и поступил на службу к Великому Князю Московскому Иоанну III Васильевичу. В 1477 году он уже в качестве великокняжеского боярина выполнял важную военно-дипломатическую миссию по присоединению Великого Новгорода к Москве. Видимо, этими «новгородскими» родственными связями можно объяснить, почему московский воевода Юрий Захарьевич Захарьин-Кошкин в 1488 году стал наместником в Новгороде. У боярина Юрия Захарьевича было шесть сыновей, имена пятерых из них - Иван, Григорий, Василий, Михаил, Роман и дочь Анна. Михаил Юрьевич (†1538) выслужил боярский титул в 1521 году, Григорий Юрьевич (†1558) стал боярином в 1543 году.

Видимо, младший из братьев - Роман Юрьевич Захарьин-Юрьев (†1543) дослужился «только» до окольничего и воеводы. Но и чин окольничего - второй после боярского, был чрезвычайно высок в старорусской иерархии, число окольничих в правительстве Великого Князя обычно не превышало трех-четырех. Сам факт, что его родные братья были боярами, свидетельствует о сохранении высокого статуса рода и в этом поколении. Роман Юрьевич упоминается в разрядах 1533 и 1538 годов, он был дважды женат, вторую из жен звали Ульяна (†1579), предположительно урожденная Карпова, дети: Долмат (†1545), Даниил (†1571), Никита, Анна, Анастасия. Даниил Романович Захарин-Юрьев стал боярином в 1548 году.

Анна Романовна вышла замуж за князя Василия Андреевича Сицкого (†1578) из ярославской ветви Рюриковичей. А младшая дочь красавица Анастасия Романовна (†1560) стала в 1547 году первой Русской Царицей - Супругой юного Царя Иоанна Васильевича Грозного. Она родила Государю шестерых детей, трех Царевичей - Димитрия, Иоанна и Феодора, и трех дочерей - Анну, Марию и Евдокию, Царевич Димитрий по неосторожности был утоплен в младенчестве, не пережили младенчества и три Дочери Русской Царицы.

Пожалуй, самым знаменитым боярином из прямых потомков Андрея Ивановича Кобылы был его пра-пра-пра-правнук Никита Романович Захарьин-Юрьев (†1586; перед смертью постригся в монашество с именем Нифонт). Он был одним из ближайших сподвижников, советников Царя Иоанна и воспитателем Царевичей Иоанна и Феодора. Окольничим он стал в 1558 году, боярином - в 1562 году. Слава о благородстве характера и доблести Никиты Романовича была столь широка, что в народе о нем слагали песни, которые пели и столетия спустя.

Никита Романович был женат дважды. Первой его супругой была Варвара Ивановна, урожденная Ховрина (†1552). Ховрины происходили из древнего крымского готфского княжеского рода Гаврасов (по-татарски: Ховра). От первого брака у Никиты Романовича было две дочери - Анна Никитична (†1585), вышедшая замуж за князя Ивана Федоровича Троекурова (из Рюриковичей) и Евфимия (†1602), выданная замуж за близкого родственника князя Ивана Васильевича Сицкого.

После смерти Варвары Ивановны в 1552 году Никита Романович женился вторично на Евдокии Александровне, урожденной княжне Горбатой-Шуйской из Рода Рюриковичей, от Мономаховичей по линии Суздальских Князей. От этого брака известно ещё одиннадцать детей Никиты Романовича - старший Фёдор (в монашестве Филарет; †1633), Марфа (†1610) - супруга кабардинского князя Бориса Кейбулатовича Чекрасского, Лев (†1595), Михаил (†1602), Александр (†1602), Никифор (†1601), Иван по прозвищу Каша (†1640), Ульяна (†1565), Ирина (†1639) - супруга окольничего Ивана Ивановича Годунова (†1610), Анастасия (†1655) - супруга конюшего Бориса Михайловича Лыкова-Оболенского (†1646) и, наконец, Василий (†1602).

Старший сын Никиты Романовича Фёдор, родившийся около 1554 года, стал боярином в правительстве своего двоюродного брата - Царя Феодора Иоанновича - сразу после смерти отца в 1586 году. Незадолго до этого около 1585 года Федор Никитич женился на Ксении Ивановне, урожденной Шестовой из костромских дворян, отец которой Иван Васильевич Шестов был призван в 1550 году в числе Царской Тысячи на службу в Москву. Напомню, Шестовы вели свое родословие от новгородского боярина и воеводы начала XIII столетия Михаила Прушанина. У Федора Никитича и Ксении Ивановны было шестеро детей, четверо из которых умерло в младенчестве: Татьяна (†1612) - супруга князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского (†около 1640), Борис (†1592), Никита (†1593), Михаил (†1645), Лев (†1597), Иван (†1599).

На царской службе боярин Федор Никитич был успешен, но далеко не на первых позициях: с 1586 года он наместничал в Нижнем Новгороде, в 1590 году участвовал в победоносном походе против Швеции, потом в 1593-1594-х гг. он был наместником во Пскове, вел переговоры с послом императора Рудольфа - Варкочем, в 1596 году состоял воеводой Царского полка правой руки, от 1590-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихся боярина Феодора Никитича Романова, указывающих на его достаточно влиятельное положение среди московского боярства, некоторые его младшие братья входили в расширенный состав Государевой Думы.

Перед смертью боярин Никита Романович завещал Борису Федоровичу Годунову заботу о своих детях, и согласно известным документов опека царского шурина и первого боярина - фактически правителя России Б.Ф.Годунова о Никитичах была вполне искренней, а сами Романовы почитали себя верными союзниками Б.Ф.Годунова, этому способствовали и родственные связи - Ирина Никитична была супругой И.И.Годунова. Внезапная кончина Царя Феодора Иоанновича 7 Января 1598 года этой ситуации во взаимоотношениях Б.Ф.Годунова и Романовых не изменила. Хотя старший сын шурина Царя Иоанна, двоюродный брат Царя Феодора, боярин Фёдор Никитич имел определенное преимущество если не более близкого, то более значительного родства перед шурином Царя Феодора и родным братом Царицы Ирины Феодоровны (†1603) первым боярином Борисом Годуновым, на Великом Московском Соборе в Январе-Марте 1598 года вопрос об иных претендентах на Царский Престол кроме первого боярина и правителя Б.Ф.Годунова даже не поднимался. Нет о выдвижении иных претендентов и явных неофициальных свидетельств того же периода.

Нет таких указаний даже в дипломатических донесениях из России за Январь-Март 1598 года, в которых иностранные послы старалась отразить любые слухи о дворцовых политических интригах. Впрочем, для западноевропейского правосознания той поры преимущество прав Федора Никитича Романова на Царский Престол перед аналогичными правами Б.Ф.Годунова было непонятно. Они скорее могли видеть претендентов среди прямых Рюриковичей, в первую очередь князей Шуйских, или хотели искать военных поводов для вмешательства во внутреннюю политику России для навязывания претендентов из Династий Европы, чем сравнивать права на Престол Б.Ф.Годунова и Ф.Н.Романова.

В одном из донесений от польского посла в Январе или начале Февраля 1598 года даже содержался «прогноз», что Б.Ф.Годунов, дабы сохранить свои позиции во власти, вдруг объявит, что Царевич Димитрий Иоаннович Углицкий на самом деле не был убит 15 Мая 1591 года, и посадит на Престол своего человека под видом сына Царя Иоанна. Эта загадочная интрига, именно поляками совершенно в ином ключе развернутая к 1604 году, указывает на то, что в конце Февраля 1598года иностранцы даже не смогли предвидеть реального решения Великого Московского Собора.

Решающим фактором в вопросе восприемства Престола, очевидно, была позиция Святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, который полагал, что брат Царицы, в руках которого с 1586 года находились все основные бразды правления государства, который зарекомендовал себя опытным и мужественным политиком, масштабным устроителем Земли Русской в градоустроительном, военном, налоговом и хозяйственном делах, как никто другой был способен нести тяжкий Царский Крест. Конечно, Святейший Патриарх хорошо понимал, что некоторые наследные преимущества есть и у двенадцатого по чести боярина Федора Никитича Романова, но его заслуги в государственном строительстве с 1584 года были неизмеримо меньше, чем вклад в процветание России и Русской Православной Церкви Б.Ф.Годунова, много сделавшего для утверждения Патриаршества на Руси. Возможно, такая твердая позиция Патриарха, приведшая к тому, что на Соборе даже предварительно не обсуждались иные претенденты на Престол, уже в ближайшие два года духовно-политический компромисс превратит в тяжелейшую государственную проблему.

На Соборе 1598 года впервые в истории России была принесена страшная клятва на верность Царю Борису и Его Наследникам. Должно быть, Святейший Патриарх, который непосредственно участвовал в составлении текста Соборной клятвы и грозных духовных прещений, которые накладывались на возможных нарушителей этой клятвы, был уверен, что верующие русские люди не пойдут на нарушение таковой Соборной присяги. Однако тайные противники нового Царя, а возможно и противники самого миропокоя в нашем Отечестве, которые не дерзнули на Соборе поднять голос против позиции Патриарха и кандидатуры Б.Ф.Годунова, уже в 1600 году стали затевать заговор или плести ещё более тонкую дворцовую интригу, имитирующую заговор. В качестве знамения для такого явного заговора или коварной мистификации оного злодеи избрали Никитичей Романовых, и в первую очередь старшего из них - боярина Фёдора Никитича как более близкого по русским обычаям лествичного права наследника Престола, чем Царь Борис. Кто был главным организатором этого заговора или его имитации, историки могут строить только предположения, прямых документов, связанных с его расследованием не сохранилось. Ясно только одно, что сами Романовы ни в коей мере ни к инициаторам, ни к организаторам заговора не принадлежали, но они все же были коварно извещены об этом тайнодействии, что и вовлекло их в круг причастных, в круг виновных.

Вместо своих ближайших сподвижников и родственников Царь Борис увидел в Романовых главную опасность для себя и, что более важно, главную опасность для миропокоя в Российской Державы. Он вполне осознавал, чем теперь, после страшной Соборной клятвы 1598 года грозит для России и Русского Народа её нарушение. Дабы исключить саму идею претендентства на Престол боярина Федора Никитича Романова, он распорядился насильственно постричь своего сродника и его супругу в монашество и сослал инока Филарета в Антониево-Сийский монастырь на Русский Север. А остальные Никитичи Романовы - Михаил, Александр, Никифор, Иван, Василий были взяты под стражу и отправлены в ссылку, где они содержались в самых суровых условиях, от которых скончались в 1601-1602 годах. В живых остался только Иван Никитич. Он содержался на цепи в одной яме с Василием Никитичем. Смерть братьев вызвала смягчение условий ссылки Ивана Никитича.

После злодейского ритуального заклания юного Царя Феодора Борисовича Годунова и собственного Венчания на Царство Лжедмитрий I в 1605 году вернул из ссылки всех оставшихся в живых Романовых и их родственников, а останки умерших также были привезены в Москву и захоронены в усыпальнице бояр Романовых в Новоспасском монастыре. Монах Филарет (Федор Никитич Романов) был рукоположен в священноиноки и вскоре хиротонисан как Ростовский Митрополит. А Ивану Никитичу Романову был дан боярский чин. Юного Михаила Федоровича Романова вернули под попечение Матери - Великой Инокини Марфы. Столь претерпевшие от прежнего Царствования Романовы приняли благодеяния самозванца, но не выказывали ему никакого подобострастия во все время продолжавшегося менее года лжецарствования. Поставленный местным Московским Собором 1606 года на Престол Царь Василий Иоаннович Шуйский содействовал избранию нового Патриарха - Казанского Митрополита Ермогена, который с большим почтением относился к Митрополиту Филарету Ростовскому, но на Московский Покаянный Собор в начале 1607 года с участием свергнутого Лжедмитрием Патриарха Иова Митрополит Филарет не прибыл.

В 1608 году изменнические казачьи и польско-литовские шайки осадили Ростов Великий, и хотя Митрополит Филарет попытался организовать оборону, предатели России открыли ворота Митрополичьего Двора, Святитель Филарет был захвачен в плен и в унизительном виде доставлен под Москву в Тушинский лагерь Лжедмитрия II. Однако этот самозванец решил воздать своему «родственнику» почести и даже «возвел» Святителя Филарета в «патриархи». Ложного сана Митрополит Филарет не признавал, но Богослужения в Тушино совершал. В 1610 году Митрополит Филарет (Романов) был отбит у тушинцев и после свержения Царя Василия Шуйского во время семибоярщины стал ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха Ермогена. Московским правительством Митрополит Филарет в 1611 году был направлен во главе большого посольства в Смоленск для переговоров с Польским королем Сигизмундом III. Все посольство было захвачено ляхами в плен, в котором Митрополит Филарет пребывал до 1619 года - до Деулинского перемирия.

В краткую пору «семибоярщины» сын Митрополита Филарета юный Михаил Феодорович был возведен в боярский чин. Поляки, захватившие в 1611 году Москву и Кремль, содержали Михаила Феодоровича Романова и его Мать под домашним арестом, из которого он был освобожден только 22 Октября 1612 года и после этого вместе с Матерью отбыл в свое Костромское имение Домнино.

Таким образом, никто из Романовых не оказывал влияния на решение Великого Московского Собора 21 Февраля 1613 года. Точнее - участник собора, брат Митрополита и родной дядя Михаила Феодоровича - Иван Никитич Романов первоначально был даже против выдвижения в качестве одной из кандидатур своего племянника, высказываясь: «...Михайло Федорович ещё млад... » По утверждению исследователей, в самом начале Собора Иван Никитич поддерживал кандидатуру шведского принца Карла Филиппа. Но когда казаки и представители Ополчения стали отвергать любых представителей иностранных династий, а Донские казаки и русские провинциальные дворяне выдвинули в качестве главного кандидата юного боярина Михаила Феодоровича Романова, естественно, и дядя согласился с этой единодушной точкой зрения.

Великий Собор 1613 года принял страшную клятву на верность обранному Царю Михаилу Феодоровичу и предполагаемому от него потомству. Новая клятва практически слово в слово, буква в букву повторяла текст Соборной Клятвы 1598 года, но на этот раз крепости этого соборного решения хватило на три века и четыре года.

Данный экскурс в область древних преданий и родословий необходим, чтобы лучше понять образ мыслей наших предков, которые в соборных прениях в Феврале 1613 года выясняли, кто из возможных претендентов на Всероссийский Престол должен принять на себя и своих потомков Царский Крест. Исключительная знатность происхождения Рода Романовых в этом решении имела первостепенное значение.

Иллюстрации:

1. Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

2. Легендарный герб пруссов (из хроники Иоганнеса Мельмана, 1548 г.) Arma Prutenorums - Щит (герб) Пруссии

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...