Исследование сплоченности студенческой группы. · характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • Заключение
  • Литература

Введение

Актуальность, решающую роль в человеческих взаимоотношениях играют группы. Они влияют на наше восприятие и установки, обеспечивают поддержкой при стрессовых ситуациях, воздействуют на наши поступки и принимаемые решения.

Самым первым и одним из важных шагов в воспитании студенчества является формирование сплоченной группы с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированная студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.

М. Шоу определяет группу как двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. Существенными признаками, отличающими группу от простого скопления людей являются: взаимодействие, некоторая продолжителъностъ существования, наличие общей цели или целей, развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры, осознание входящими в нее индивидами себя как "мы" или своего членства в группе.

Сплоченности малой группы неоднократно уделялось довольно пристальное внимание со стороны отечественных и зарубежных специалистов (В.В. Шпалинский, Р.С. Немов, А.И. Донцов, В.А. Богданов, А.В. Петровский и д. р.). Однако в природе этого феномена и по сей день еще очень многое остается неясным и однозначное понятие сплоченности в психологии отсутствует.

Цель исследования: определение степени сплоченности студенческой группы.

Объект исследования: сплоченность группы.

Предмет исследования: степень сплоченности студенческой группы.

Задачи исследования:

· на основе анализа отечественной и зарубежной психологической литературы определить сущность понятия "сплоченность группы";

· определить особенности формирования сплоченности студенческих групп;

· осуществить диагностику степени сплоченности студенческих групп;

· предложить тренинговую программу по формированию сплоченности группы.

Исследование осуществлялось с помощью следующих методов: теоретический анализ проблемы с использованием психологической, педагогической литературы, эмпирические: определение индекса групповой сплоченности Сишора, определения ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева).

Глава 1. Теоретический анализ исследования сплоченности студенческих групп

1.1 Понятие сплоченности группы

Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг., когда под руководством Л. Фестингера были выполнены первые специальные исследования. Л. Фестингеру принадлежит наиболее распространенное и употребляемое определение групповой сплоченности как "результирующий всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней".

Западные авторы механизмом образования группы считают те силы, которые обеспечивают постоянство удовлетворения человека от пребывания в группе. Само же удовлетворение возможно при условии, если субъективная ценность получаемых человеком выигрышей превосходит субъективную значимость затрачиваемых усилий. Значит, группа удовлетворяет индивида только в том случае, если она обеспечивает превосходство выигрышей над проигрышами, причем больше, чем какая-либо другая. Силы сплочения группы имеют две образующих (считает А.И. Донцов): во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. Группу можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большее, чем можно получить во вне. Из этого необходимо заключить, что любая группа изначально сплочена .

Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое трудовое поведение приемлемо, а какое порицается, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы работы и о других важных сторонах ее жизнедеятельности.

сплоченность студенческая группа тренинговый

Эта согласованность касается не только взаимных мнений людей, но и их отношений, на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера. То, что у одних вызывает бурную реакцию не должно другим восприниматься равнодушно, иначе это неизбежно вызовет взаимное непонимание.

Другим необходимым компонентом сплоченности является согласованность взаимных действий людей, их поведения, но уже не в рамках конкретного труда и трудовых действий, а на фоне разнообразного взаимодействия. Особенно ярко эта сторона сплоченности коллектива проявляется в его организованности - способности к самоорганизации, слаженности, согласованному преодолению возникающих сложных ситуаций, присущих моментов во взаимодействии, иначе говоря, к совместной эффективной деятельности и к совместному решению проблем.

При определенной настроенности членов коллектива на восприятие друг друга, нельзя обойти вопрос, как она поддерживается во времени и от чего зависит ее постоянство. В попытках решить его, исследователи поставили цель, - найти средства измерить наличный уровень групповой сплоченности и определить, каким способом его можно повысить.

Сплоченность коллектива, как считает ряд авторов при описании его психологических характеристик, называют ведущей коллективистской направленностью.

Сплоченность коллектива определяется А.А. Гусалиновой как идейное, нравственное, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство его членов, развивающееся на основе такой объективной характеристики, как организационное единство.

В.А. Богданов и В.Е. Семенов рассматривают сплоченность, как существенный и характерологический признак первичного коллектива, при этом экспериментальные способы обнаружения феномена сплоченности связывают с анализом системы коммуникаций и взаимодействий в коллективе.

В.В. Шпалинский считает, что при использовании традиционных методических процедур представления о сплоченности как коммуникативном объединении людей более или менее адекватно отражает реальный феномен диффузных групп, но оказывается совершенно непродуктивным, когда они превращаются в методологическую основу исследования коллектива, объединенного в первую очередь целями, задачами и принципами совместной общественно-полезной деятельности . Авторам ставится задача поиска более информативных параметров групповой сплоченности, которые включали бы в себя не только эмоционально-психологические, но, прежде всего содержательные социально-психологические характеристики.

В качестве характеристик сплоченности А.В. Петровский, исходя из концепции деятельностного опосредования групповой активности, предложил выделить ценностно-ориентационное единство, коллективистскую идентификацию и самоопределение.

Была выдвинута гипотеза, что в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения опосредствуются ее содержанием и ценностями. Эта особенность межличностных отношений обнаруживает себя в том, что член коллектива избирательно относится к любым влияниям, принимая одни и отвергая другие, в зависимости от опосредствующих факторов - убеждений, принципов, идеалов, целей совместной деятельности. При этом, как подчеркивает А.В. Петровский, феномены ценностно-ориентационного единства, коллективистского самоопределения и идентификации детерминируют важнейшие социально-психологические характеристики живого социального организма коллектива .

Исследование феномена групповой активности позволило Р.С. Немову выделить в качестве одной из основных характеристик группы ее сплоченность. При этом сплоченность коллектива определяется как сходство представления участников об ожиданиях и нормах, о требованиях и моральном долге. Отличается, что чем выше единство мнений членов коллектива по, тем или иным вопросам, от которых на практике зависит проявление сверхнормативной активности, тем большей активности следует ожидать от членов данного коллектива. Под сверхнормативной активностью Р.С. Немов понимает высший критерий эффективности общественно полезной деятельности коллектива. Сверхнормативная активность выражается в соответствии поведения и результатов деятельности коллектива .

Теория деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе, предложенная А.В. Петровским, и вытекающий из нее стратометрический принцип иерархизации подсистем межличностных отношений в коллективе позволили по новому подойти к характеристике сущности социально-психологических явления в коллективе и их экспериментальному изучению.

Взаимоотношения в коллективе, согласно этой теории, образуют три качественно своеобразных уровня или страты. Первую, основную страту коллектива составляют отношения к содержанию совместной деятельности, прежде всего отношения мотивационного плана. Они образуют ядро социальной психологии коллектива, складываются в процессе совместной деятельности и выступают в качестве предпосылки для формирования отношений 2-х других страт, второй и третьей. Вторая психологическая страта коллектива включает межличностные связи, опосредованные содержанием деятельности. Среди них выделены и изучены коллективистическое самоопределение, сплоченность, понимаемая как ценностно-ориентационное единство, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность и ряд других феноменов. В отличие от первого, предметно-мотивационного слоя, они составляют собственно межличностные связи, причем связи особого рода. Их специфика состоит в генетической и функциональной опосредованности содержанием групповой деятельности. Межличностные связи второго слоя возникают и развиваются как и отношения первого слоя, на базе совместной деятельности и вне ее сформироваться не смогут. В развитом коллективе отношения второго слоя доминируют над межличностными связями третьего, поверхностного слоя. Непосредственные межличностные связи составляют третий слой интрагрупповой активности. Они складываются вне и независимо от совместной деятельности участников коллектива на основе известных механизмов межличностного восприятия: "эффекта мола", "имплицитной теории личности" и т.п. Образующие поверхностный, неспецифический слой коллектива, эти отношения позволяют видеть в нем признаки происхождения от случайной, диффузной группы. Отношения этого слоя в отличие от феноменов второго слоя могут быть экспериментально выявлены практически в любой группе, и даже в случайной.

1.2 Особенности формирования сплоченности студенческих групп

Сплоченность группы во многом определяется психологическим уровнем группового развития.

А.В. Петровский выделяет три основных психологических уровня группового развития:

Низший , на котором легкость или затрудненность межличностных контактов, совместимость или несовместимость в совместной деятельности между отдельными членами групп, слаженность или разобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями или антипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности или непривлекательности друг для друга. Если отношения в студенческой группе останутся на данном уровне, то они будут сводиться к образованию микрогруппировок по симпатиям и ни о каком развитии коллектива не может идти и речи.

Средний уровень развития характеризуется системой межличностных и личных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и основными групповыми ценностями. Эти ценности у членов группы сходны, поэтому личные симпатии и антипатии отходят на второй план.

Высший уровень группового развития характеризуется тем, что ядро межличностных и личных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности, ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболее высокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единств жизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание и взаимоподдержка .

Становление коллектива студенческой группы и ее сплоченность зависит от:

· характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;

· степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;

· частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе "педагог-студент";

· особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);

· характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;

· размера группы и времени ее существования;

· качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе "педагог-студент" и "студент-студент".

В научной психологической и педагогической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп, начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в них до таких признаков как "совпадение формальной и неформальной структуры", "высокая успеваемость" и даже отсутствие в группах конфликтов. Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:

1. уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;

2. уровень сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы;

3. уровень организационного единства группа;

4. уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;

5. уровень ее эмоциональной культуры;

6. уровень всех видов групповой общественной активности;

7. уровень группового самосознания и потребность в его развитии.

Первым, главным и наиболее общим критерием оценки группы должна быть оценка ее предметной деятельности: оценка выполнения группой основной общественной функции, овладение глубокими знаниями, подготовка к будущему высококвалифицированному труду, оценка возможности группы способствовать, полноценному всестороннему гармоническому развитию личности каждого члена группы, его активному включению в различные виды деятельности.

Иногда оценку исполнения коллективом основной общественной функции сводят к анализу успеваемости в периоды межсессионного и сессионного контроля знаний. Поэтому некоторые вузовские сотрудники основным критерием благополучного психологического климата студенческой группы и успешной учебно-воспитательной работы на курсе, во всем вузе считают процент успеваемости и количество хороших и отличных оценок на экзаменах. На самом деле процент успеваемости не только не может быть сам по себе главным критерием благополучия психологического климата в группе или на курсе, он даже не может достоверно свидетельствовать о глубине и прочности студенческих знаний. Уровень абсолютной и качественной успеваемости студентов может быть лишь одним из показателей оценки предметной деятельности студенческой группы. Вторым критерием социальной зрелости студенческой группы, непосредственно связанным с первым, является его сплоченность как ценностно-ориентационное единство, которое проявляется:

· в частоте совпадения оценок, мнений и суждений по отношению к существенно значимым для группы в целом объектов;

· в стремлении как можно чаще коллективно действовать или решать различные вопросы, оказывая друг другу помощь;

· в росте принципиальной доброжелательной требовательности друг к другу по отношению к учебной и трудовой деятельности, развитии нравственно-волевых качеств и культуры поведения, ответственности не только за свое поведение, но и за поведение товарищей.

Одним из значимых критериев высокого развития группы является ее организационное единство. О его наличии судят обычно по тому, существует ли в группе авторитетный и полномочный центр-актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы, обладает ли необходимыми деловыми качествами.

Важным критерием социальной зрелости студенческой группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.

Одним из важных критериев благополучного психологического климата студенческого коллектива и уровня его социальной зрелости является степень групповой общественной активности, понимание смысла участия в различных видах общественной деятельности.

Деятельность, направленная на формирование студенческой группы, по своей сути творческая, поэтому невозможно дать универсальных способов осуществления ее. Искусство руководства группой и воспитательного воздействия на нее требует владения навыками организационной работы и знаниями основ науки общения, основ психологии, педагогики и этики, умением менять стиль руководства в зависимости от стадий развития коллектива, проявлять динамизм и гибкость в действиях и непрерывно учится мастерству руководства.

Глава 2. Экспериментальное исследование сплоченности студенческой группы

2.1 Диагностика сплоченности студенческой группы

Важным аспектом групповой структуры является то, насколько сплоченной она является. Сплоченность группы понимается как свойство группы, связывающее воедино ее членов, способствующее симпатии между членами группы.

Опираясь на данные о феномене групповой сплоченности, имеющиеся в теории, нами было проведено исследование сплоченности в студенческой группе.

Исследование осуществлялось в студенческой группе СФ ЮРГИ состоящее из 10 человек.

Диагностика проводилась с помощью следующих методик:

О предел е ния ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ ) (В .С. Ивашкин, В .В. Онуфриева ). Предназначен для определения степени и характера ЦОЕ изучаемого коллектива.

Необходимый материал: Анкета, включающая 35 качеств личности, проявляющихся в основных сферах деятельности учащихся:

1. Дисциплинированность 18. Прилежание

2. Эрудированность 19. Требовательность к себе

3. Сознание общественного долга 20. Критичность

4. Сообразительность 21. Духовное богатство

5. Начитанность 22. Умение объяснить задачу

6. Трудолюбие 23. Честность

Идейная убежденность 24. Инициативность

6. Умение контролировать работу 25. Внимательность

9. Моральная воспитанность 26. Чувство ответственности

10. Самокритичность 27. Принципиальность

11. Отзывчивость 28. Самостоятельность

12. Общественная активность 29. Общительность

Умение работать с книгой 30. Рассудительность

Любознательность 31. Скромность

15. Умение планировать работу 32. Осведомленность

16. Целеустремленность 33. Справедливость

Коллективизм 34. Оригинальность

35. Уверенность в себе

Ход выполнения задания:

Каждый исследуемый выбирает из анкеты 5 наиболее важных, с его точки зрения, качеств личности, необходимых для успешного выполнения совместной учебной деятельности.

Обработка данных

1. Полученные результаты (по каждому учащемуся) сводятся в таблицу результатов эксперимента.

2. Вычисляется "C" - коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся

1,4 n - N

C = - ------------------

6 N

N - число учащихся участников эксперимента, n - сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов

Если C " 0,5 (т.е. равенили больше 0,5), то исследованная группа достигла уровня коллектива.

Если C - в пределах 0,3-0,5, то класс, группа расцениваются как промежуточные по уровню развития.

Если С " О. З, то данная группа недостаточно развита как коллектив

"Ключ" по 35 качествам личности в их распределении по сферам деятельности

Отношение к учёбе:

дисциплинированность (1), целеустремленность (16), внимательность (25), прилежание (18), трудолюбие (6).

Общий стиль поведения и деятельности:

общественная активность - (12), сознание общественного долга - (3), принципиальность - (27), идейная убежденность - (7), моральная воспитанность - (9)

Качества, характеризующие знания:

начитанность - (5) осведомлённость - (32), любознательность - (14), эрудированность - (2), духовное богатство - (21).

Качества ума:

оригинальность - (34), сообразительность - (4), инициативность - (24), рассудительность - (30), практичность - (20).

Качества, характеризующие учебно-организационные умения:

умение контролировать работу - (8), умение работать с книгой - (15), умение объяснить задачу - (22), умение планировать работу - (13), чувство ответственности - (26).

Отношение к товарищам:

общительность - (29), честность - (23), справедливость - (33), отзывчивость - (11), коллективизм - (17).

Отношение к себе:

самокритичность - (10), скромность - (31), самостоятельность - (28), уверенность в себе - (35), требовательность к себе - (19).

Определение индекса групповой сплоченности Сишора . Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.

Значительно проще сделать это с помощи методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

a) Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)

b) Участвую в большинстве видов деятельности (4)

c) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)

d) Не чувствую, что являюсь членом группы (2)

e) Живу и существую отдельно от нее (1)

2. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

a) Да, очень отел бы перейти (1)

b) Скорей перешел бы, чем остался (2)

c) Не вижу никакой разницы (3)

d) Скорее всего, остался бы в своей группе (4)

e) Очень хотел бы остаться в своей группе (5)

f) Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

3. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

c) Хуже, чем в большинстве групп (1)

d) Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

4. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

a) Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

b) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

d) Не знаю (1)

5. Каково отношение к делу (учебе) в вашем коллективе?

a) Лучше, чем в большинстве коллективов (3)

b) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2)

c) Хуже, чем в большинстве коллективов (1)

d) Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности

15,1 баллов и выше - высокая;

11,6 - 15 баллов - выше средней;

7 - 11,5 - средняя;

4 - 6,9 - ниже средней;

4 и ниже - низкая.

Полученные результаты по ЦОЕ сводятся в таблицу 1 результатов эксперимента.

Таблица 1.

Качества личности

Испытуемый

Сумма выборов

С (коэффициент, характеризующий степень ЦОЕ - ценностно-ориентационного единства группы из 10 человек) равен 0,53

Эта группа студентов достигла уровня коллектива. И так как в ней наиболее ценными качествами личности служат: отзывчивость (11), общественная активность (12), целеустремленность (16), чувство ответственности (26), общительность (29), то можно предположить, что учащиеся этой группы успех в своей совместной учебной деятельности связывают именно с ними, т.е. с положительным отношением к учёбе и с характером товарищеских взаимоотношений.

Показатель индекса сплоченности Сишора равен 17,9. Это свидетельствует о высоком уровне сплоченности группы.

На основании первичной интерпретации полученных данных мы можем сказать, что сплоченность группы в большей степени зависит от ценностно-ориентационного единства. Таким образом, группа является самой ценностью.

2.2 Тренинговая программа по формированию сплоченности студенческой группы

Сплоченность студенческой группы - важный аспект ее деятельности. Однако часто группа является сплоченной, но не для реализации учебных целей, а для удовлетворения самых разных вне учебных потребностей. Особенно напряженной становится ситуация тогда, когда сплоченность группы направлена против кого-то из своих членов. Поэтому необходима организация и проведение специальных мероприятий по развитию групповой сплоченности студенческого коллектива с позитивным вектором развития ее направленности.

С этой целью необходимо проведение социально психологического тренинга "Развитие сплоченности студенческой группы".

Цель тренинга:

· повышение сплоченности группы, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:

· доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом;

· эмоционально сопереживать одногруппнику;

· сотрудничать и действовать сообща;

· согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;

· разрешать конфликтные ситуации;

Все это способствует сближению и развитию чувства "Мы" в студенческом коллективе.

В основе содержания программы тренинга "Развитие сплоченности студенческой группы" лежит решение проблем, которые близки и понятны студентам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

Нами была разработана программа тренинга направленная на формирование сплоченности студенческой группы.

1. Занятие. Самоуважение .

1 ) Знакомство . Установление контакта .

Участники подписывают бейджики. Ведущий представляется и говорит несколько слов о том, что будет происходить.

2 ) Правила работы в группе .

Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило "стоп"

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

3 ) Разминка . " Поменяйтесь местами "

Описание упражнения

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - "Поменяйтесь местами" те, кто. (умеет жарить яичницу)". В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Психологический смысл упражнения

Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

4 ) Основное упражнение . " Хорошие и плохие поступки "

Описание упражнения

Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение

Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения

Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

5 ) Завершающее упражнение . " Спасибо !"

Описание упражнения

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Занятие 2. "Прекрасный сад "

1 ) Разминка . Упражнение " Поздороваемся "

Описание упражнения

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом. Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т.е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения

Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это символический жест открытости и доброй воли. Немаловажно, что при этом происходит контакт глазами - это способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

2 ) Основное упражнение . " Прекрасный сад "

Описание упражнения

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение

Предлагается полюбоваться на "прекрасный сад", запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Завершающее упражнение . " Спасибо !"

Занятие 3. Развитие коммуникативных способностей . Невербальное общение

1 ) Разминка . Упражнение " Построимся "

Описание упражнения

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. "Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?" В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Психологический смысл упражнения

Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

2 ) Основное упражнение . " Рисунок на спине "

Описание упражнения

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения

Завершающее упражнение . " Спасибо !"

Занятие 4. Командообразование

Вначале занятия проводится тренинг, каждый рассказывает с каким настроением пришел и чего ждет от занятия.

1 ) Разминка . Упражнение " Найди и коснись "

Описание упражнения

Ведущий предлагает передвигаться по комнате и касаться руками разных предметов и вещей. Например, найдите и коснитесь чего-либо, холодного, шершавого, вещи, длина которой примерно 30 см, того, что весит полкилограмма.

Психологический смысл упражнения

Разогревающее упражнение. Развивает сенситивность к окружающим, но при этом активизирует и наблюдательные и аналитические способности. Участники контактируют между собой, обращая внимание на разные аспекты действительности.

2 ) Основные упражнения " Кочки "

Описание упражнения

Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и игра начинается сначала.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те лягушки, которые шли первыми, а что чувствовали те, кто замыкали цепочку.

Психологический смысл упражнения :

· Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы;

· Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы;

· Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.

3 ) Завершающее упражнение " Шарики "

Описание упражнения

Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.

Психологический смысл упражнения

Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Обсуждение

Достаточно короткого обмена впечатлениями.

Занятие 5. Коллаж на тему " Дружба "

Вначале занятия проводится тренинг, каждый рассказывает, с каким настроением он пришел на занятия и изменилось ли что-то в его отношениях с одногруппниками и в целом атмосфера в группе после наших занятий.

1 ) У пражнение Коллаж " Дружба "

Описание упражнения

Группа делится произвольно на команды по5 человек и каждой команд выдается лист ватмана. Также выдается пачка журналов, брошюр, открыток, подходящих по тематике. Ведущий объявляет тему занятия и поясняет, что подразумевается под коллажом.

Обсуждение

После того, как команды выполнили свой коллаж, каждая команда представляет его для всех остальных. Ведущий хвалит каждую команду, подводит итог и предлагает объединить все работы, чтобы создать общую картину дружбы группы и стала своего рода ее талисманом.

Психологический смысл упражнения

Выражение чувств, расширение представления о себе и окружающих, как о талантливых, уникальных личностях, установление более тесного эмоционального контакта, развитие сплоченности, умение согласовывать свои действия с другими членами команды, а также осмысление и закрепление опыта, полученного в процессе тренинга.

Заключение

В ходе проведенной работы были проанализированы литературные источники по проблеме изучения сплоченности студенческой группы. Группу можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большее, чем можно получить во вне. Студенческая среда и особенности студенческой группы, оказывают мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента. Известно, что поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления. Значимым критерием высокого развития группы является ее организационное единство. О его наличии судят обычно по тому, существует ли в группе авторитетный и полномочный центр-актив, пользуется ли он уважением, симпатиям преобладающего большинства группы, обладает ли необходимыми деловыми качествами. Учащиеся нашей группы успех в своей совместной учебной деятельности связывают именно с положительным отношением к учёбе и с характером товарищеских взаимоотношений. Важным критерием социальной зрелости студенческой группы является удовлетворенность членов группы положением дел и взаимоотношениями в ней, стержнем которых является уровень эмоциональной культуры.

Литература

1. Андреева Г.М. "Социальная психология". М., 2003.

2. Большаков В.Ю. "Психотренинг". СПб, 1994.

3. Гривцов А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов.: Питер, 2007.

4. Донцов А.И. "Психологическое единство коллектива". М., 1982.

5. Донцов А.И. "Проблемы групповой сплоченности". М., 1979.

6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. 1991.

7. Макаренко А.С. "Коллектив и воспитание личности". Челябинск, 1988.

8. Марисова Л.И. "Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности". Киев, 1985.

9. Немов Р.С., Шестаков А.Г. вопросы психологии "Сплоченность как фактор групповой эффективности", 1981.

10. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

11. Петровский А.В. "Общая психология". 1986.

12. Петровский А.В., Шпалинский В.В. "Социальная психология коллектива".М., 1978.

13. Платонов Ю.П. "Психология коллективной деятельности". 1990.

14. "Студенческая группа" [Сборник]. - М.: 1980.

15. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие сплоченности групп. Факторы сплоченности группы. Сила сплоченности и последствия сплоченности. Методы изучения и техника измерения групповой сплоченности. Определение взаимосвязи сплоченности группы с таким понятием, как эффективность работы.

    реферат , добавлен 17.10.2010

    Проблема групповой сплоченности в трудах исследователей. Студенческая группа как социальная общность. Основные методы, способы определения влияние характера деятельности и межличностные отношения на групповую сплоченность студентов. Тренинговая программа.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2015

    Теоретическое исследование студенческой учебной группы. Межличностные отношения в группе. Ценностные ориентиры группы: материальные, духовные и познавательные. Лидер женской студенческой группы. Характеристика главных особенностей женских коллективов.

    реферат , добавлен 10.10.2012

    Понятие и проблемы развития малой группы. Характеристика студенческого возраста и влияние на него социально-экономического уровня развития страны. Оценка развития студенческой группы 5 курса естественно-географического факультета ПГУ им. Ломоносова.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2012

    Социально-психологические феномены в малых группах и коллективах различных уровней. Групповая сплоченность как процесс групповой динамики. Основные свойства сплоченной группы, психологические и практические основы обеспечения групповой сплоченности.

    реферат , добавлен 29.09.2008

    Изучение современных теорий конфликта и исследование влияния конфликта на социум на примере студенческой группы при анализе тактики поведения. Изучение психологических методов исследования конфликта: анализ, систематизация, обобщение и тестирование.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2010

    Рабочая группа, как особый тип социальной группы, основные черты. Сущность делового общения. Социально-психологический климат группы, факторы формирования. Степень деловой сплоченности. Факторы профессиональной зрелости. Межличностные отношения в группе.

    контрольная работа , добавлен 06.04.2010

    Социально-психологические характеристики групп. Феноменология и размеры малых групп. Структура и типология малой группы. Факторы эффективности деятельности групп. Особенности формальных и неформальных групп. Исследование психологического портрета группы.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2011

    Анализ социально-психологического климата предприятия и решение следующих задач: измерение степени сплоченности – разобщенности в группе; выявление лидера группы, а также определение возможных микрогрупп. Сценарий психологического занятия "Круг помощи".

    практическая работа , добавлен 22.06.2012

    Понятие групповой сплоченности коллектива организации. Особенности межличностных отношений в коллективе организации. Роль психолога в формировании сплоченности сотрудников организации. Определение уровня психологической комфортности в коллективе.

И ГРУППОВЫЕ НОРМЫ

Групповая сплоченность - важная социально-психологическая характеристика, показывающая степень интеграции группы, ее объединения в единое целое. интеграция ученической группы, в свою очередь, представляет процесс нарастания содержательной связанности и ориентационной общности учащихся.

Основными свойствами сплоченной группы являются:

1)привлекательность членов группы друг для друга, т.е. степень взаимной симпатии;

2)сходство между участниками группы (в ценностях, установках, стереотипах поведения и т.п.);

3)особенности групповых целей, их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении;

4)своеобразие взаимосвязи членов труппы (последствия кооперативной и конкурентной стратегий поведения членов группы);

5) удовлетворенность групповой деятельностью (учением, трудом);

6)характер руководства и принятия решений (стиль руководства и действительное участие членов группы в выработке групповых решений);

7)структурные свойства группы (модели коммуникативных связей и статусно - ролевые аспекты структуры);

8)групповая атмосфера (особенности межличностных отношений, преобладающий эмоциональный тон деловых и личностных отношений);

9)величина (размеры) группы.

В процессе развития группы может увеличиваться ее сплоченность, что приводит к сохранению группового членства (идет уменьшение числа уходов из группы); к усилению влияния, оказываемого группой на своих членов (возрастает феномен конформного поведения); к увеличению включенности индивидов в групповую деятельность; к росту индивидуальной адаптации в группе и переживанию чувства личной безопасности (рост самооценки и снижение тревожности членов малой группы).

Ряд исследований доказывают, что повышение сплоченности группы не обязательно увеличивает (или снижает) ее продуктивность. Как минимум, два фактора способны существенно повлиять на взаимосвязь этих переменных, во-первых, принятые в группе положительные нормы и, во-вторых, мотивация к групповой деятельности.

Но есть еще пониманиесовместимости людей в группе. Совместимость группы – это способность людей согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности. Выделяют несколько уровней совместимости:

Психофизиологический, то есть члены группы совместимы по темпераменту и согласованны в сенсомоторных действиях;

Психологический, когда наблюдается совместимость характеров, единство интеллектуальных, эмоционально-волевых и потребностно-мотивационных проявлений внутри объединения людей;

Социально-психологический, что характеризует согласованность функционально-ролевых ожиданий и социальных форм поведения членов группы по деловой и межличностной линий отношений;

Социологический, который включает ценностно-ориентационное единство (сходство ценностей и смыслов) участников группы.

совместимость людей в группе зависит не только от их индивидуальных особенностей, но и от норм разделяемых членами данной группы, от их отношений друг к другу и к общему делу.

Рассмотрим следующую характеристику ученической группы, которая влияет на функционирование в ней процессов нормативного поведения (поведения, связанного с реализацией групповых норм).

Групповая (или социальная) норма, может быть рассмотрена как некоторое правило, стандарт поведения в малой группе, который регулирует отношения в ней. Ее описывают чаще всего как один из элементов групповой структуры, особо связанной со статусом и ролью.

Можно дать общую характеристику функционирования норм в группе:

1) нормы есть продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью;

2) группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации, нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы;

3) нормы не могут прилагаться к ситуациям в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым им ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т.е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения;

4) нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее участниками, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а часть не одобряет вовсе;

5) нормы различаются по степени и широте допускаемой ими девиантности (отклонения) и соответствующему ей диапазону применяемых санкций.

Эффективность жизнедеятельности группы может зависеть от того, оказывает ли она на своих членов давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали с поступками, мыслями и ценностями других (т.е. соответствовали групповым нормам). В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы для человека состоит в том, чтобы придерживаться групповых норм, позволяющих каждому участнику понять, принять и подкреплять тот мир, в котором он живет, а также ему принадлежать. Выделяют положительные и отрицательные нормы . К положительным относят нормы, поддерживающие цели и задачи жизнедеятельности группы, стимулирующие нравственное поведение ее членов. К отрицательным нормам относят те, которые поощряют негативную критику, нарушения дисциплины, асоциальные формы поведения и др.

В том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, поэтому большинство членов группы будет оказывать на него давление , чтобы он вернулся на «путь истинный» и вновь стал «как все». Это давление может проявляться в виде насмешек, социального осуждения, даже прямого отторжения «отклоняющегося лица». В зависимости от реакции на групповое давление, людей принято делить на конформистов, нонконформистов и коллективистов. Конформисты изменяют свое поведение, соглашаясь с группой. Нонконформисты , наоборот, успешно сопротивляются давлению группы, действуют по-своему. Коллективисты избирательно реагируют на воздействие группы, соглашаясь с мнением большинства, если оно соответствует общечеловеческим ценностям.

Надо отметить, что групповая сплоченность имеет уровневую природу: от эмоционального единства до сходства ценностных ориентации участников группы. Поэтому, индекс сплоченности группы, чаще всего, определяется по частоте совпадений мнений, оценок, позиций ее членов в отношении значимых объектов (целей деятельности, групповых норм, событиям, отдельным лицам и др.).

Для диагностики сплоченности ученической группы существуют следующие методики: определение индекса групповой сплоченности Сишора, «Что важнее?» , «Сколько голов, столько и умов» .

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА

ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА

Цель . Определить уровень группой сплоченности.

Возрастная группа : с подросткового возраста.

Материал: бланк, на котором указаны 5 вопросов с несколькими вариантами ответов (для каждого члена группы).

Образец бланка

Методика предназначена для определения групповой сплоченности ученических коллективов и может быть использована работниками образовательной сферы в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Инструкция к тесту

В методике дается семь психологических характеристик класса. Тестируемые учителя выбирают одно из трех предлагаемых утверждений (A, B, C), которое, по их мнению, наиболее всего отражает действительное состояние изучаемого класса.

Данный тест целесообразно проводить в начале и в конце учебного года для получения сравнительных результатов. В определении сплоченности группы (класса) должно быть занято 2-3 педагога.

Тестовый материал

Оцениваемые психологические характеристики учебных групп или классов:

    1. Думаю, что всем учащимся тепло, уютно и комфортно в классе, они в кругу друзей.
    2. Далеко не все чувствуют дружественную поддержку класса.
    3. Есть в классе одинокие ребята.
  1. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
    1. В основном ребята дорожат классом.
    2. Основная масса учащихся не задумывается о значении класса в своей школьной жизни.
    3. Думаю, что есть такие ребята, которые хотели бы поменять класс.
  2. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
    1. Чувствуется, что в классе проявляется забота о каждом ученике.
    2. Класс выходит в своей деятельности за рамки заботы о себе, о школе, проявляет заботу в больших масштабах.
    3. Можно сказать, что класс беспокоят скорее внешние дела типа дискотек, нежели внутренние – защита каждого ученика.
  3. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
    1. Можно высказать удовлетворение от воспитательной работы в классе.
    2. Думаю, что воспитательная работа в классе может быть дополнена некоторыми важными моментами.
    3. Полагаю, что она требует коренного изменения.
  4. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
    1. Можно положительно оценить проводимые в классе коллективные творческие дела.
    2. Надо бы чаще вводить в практику коллективные творческие дела.
    3. Новые коллективные творческие дела классу не нужны.
  5. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
    1. Думаю, что в классе есть основа для общей дружбы.
    2. В основном дружат группами, общего не получается.
    3. Дружба всех в классе невозможна.
  6. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса
    1. Думаю, что большинство ребят проявляет свои способности и интересы в классе.
    2. В классе слишком ограничены возможности для проявления способностей ребят.
    3. Есть много ребят в классе, способности и интересы которых еще не раскрыты.
Обработка и интерпретация данных

Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы:

Подсчитывается общий суммарный результат в баллах. Наибольшей суммой баллов может быть 100, наименьшей – 65.

Высокий уровень групповой сплоченности – 76-100 баллов (имеется сплоченный коллектив, где среди всех ценится и уважается личность каждого ученика, учащиеся не только осуществляют активную значимую деятельность внутри класса, но и оказывают положительное воздействие на окружающих).

Средний уровень групповой сплоченности – 46 – 75 баллов (в классе отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т. д., позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своего класса).

Низкий уровень групповой сплоченности – 30-45 баллов (учащиеся разобщены, имеются лишь отдельные лидеры, подавляющие личности остальных, коллективные дела проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния как на учащихся данного класса, так и на окружающих).

Критический уровень групповой сплоченности – ниже 30 баллов (учащиеся неорганизованны и почти неуправляемы, нет лидеров среди них самих, отсутствуют и авторитеты среди взрослых – учителей).

Оглавление
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Сплоченность студенческой группы и мотивация
обучения у студентов………………………………………………………..5
1.1. Понятие групповой сплоченности…………………………...5
1.2. Возникновение групповой сплоченности у студентов……7
1.3. Основа групповой сплоченности у студентов……………10
1.4. Мотивация к обучению у студентов……………………….12
Резюме……………………………………………………………………….18
Глава 2. Методология и методы исследования проблемы………….20
2.1. Методология и принципы…………………………………..20
2.2. Методы и методики исследования…………………………21
2.3. Обоснование выборки……………………………………….22
2.4. Ход исследования…………………………………………….23
2.5. Методы обработки данных…………………………………24
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов
психодиагностического исследования…………………………………25
3.1. Данные по методике диагностики
личных и групповых ценностей………………………………...25
3.2. Данные по методике диагностики
учебной мотивации студентов…………………………………..28
Резюме………………………………………………………………………33
Заключение………………………………………………………………...34
Выводы……………………………………………………………………..35
Литература…………………………………………………………………36

Введение.
Актуальность темы исследования: человек всегда находился в обществе и всегда являлся членом различных групп, с установками которых он солидарен.
Человек в группе чувствует себя на своем месте, ведь сплоченность - это результат согласия, сходства ценностных ориентаций, взглядов; поиски общих с другими людьми направлений, идей, интересов обусловлены потребностью в социальном признании, которое обеспечит личности защищенность и эмоциональный комфорт. А значит, позволит развиваться и быть заинтересованным в трудовой и учебной деятельности, быть мотивированным на работу, не получая мешающих извне факторов. Сплоченность малых постоянных групп, таких, как студенческие, носит многогранный характер, имея дело не просто с личными и групповыми установками, но и с постоянными тесными межличностными взаимодействиями. Именно от сплоченности зависит успешность группы, успеваемость группы и ее членов. Снижение тревожности и заинтересованность в делах, для успешности которых нужна высокая мотивация. Мотивация более сильных в обучении членов группы будет влиять на возрастание мотивации более слабых участников, если сплоченность в группе высокая. Мотивация каждого участника группы, усилия, которые он приложил, чтобы быть признанным в группе, будут влиять на мотивацию всей группы в целом.
Исследование групповой сплоченности присутствует в работах Фестингера Л., Картрайта Д., Левина К., Годфруа Ж., Рудестама К, Петровского А.В., Волкова И.П., Александрова А.А. и др.
Исследования учебной мотивации и мотивации студентов проводили Хекхаузен Н., Мормужева Н.В., А.А. Реан, Маркова А.К., Божович Л.И. и др.
Цель исследования: выявить взаимосвязь сплоченности студенческой группы и мотивации обучения.
Объект исследования: сплоченность студенческой группы, мотивация обучения в психологической группе.
Предмет исследования: взаимосвязь сплоченности студенческой группы и мотивации обучения.
Гипотезы исследования:
1. сплоченность студенческой группы повышает мотивацию обучения всех ее членов.
2. Чем дольше межличностные взаимодействия студенческой группы, тем выше будет мотивация обучения в группе.
Задачи исследования:
1. Изучить феномен сплоченности малых групп, различные подходы к изучению сплоченности малых групп в российской и зарубежной психологии.
2. Изучить уровень сплоченности в студенческих группах.
3. Изучить феномен мотивации к обучению у студентов, различные подходы к изучению мотивации студенческих групп в российской и зарубежной психологии.
4. Изучить взаимосвязь сплоченности студенческой группы и мотивации обучения.
Методы: системный подход (Б.Ф. Ломов, 1971); принцип развития (С.Л. Рубинштейн, 1968); психодиагностический метод.
Методики:
1) Методика для диагностики личностных и групповых ценностей (А.В. Капцов, Л.В. Карпушина),
2) Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).

Глава 1. Сплоченность студенческой группы и мотивация обучения у студентов
1.1. Понятие групповой сплоченности
Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей, какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов.
Групповая сплоченность также является предметом пристального внимания со стороны отечественных и зарубежных специалистов, не пришедших к единой дефиниции этого явления.
Начало систематического изучения групповой сплоченности относится к концу 40-х гг., когда под руководством Л. Фестингера были выполнены первые специальные исследования. Л. Фестингеру, ученику К. Левина, принадлежит наиболее распространенное определение групповой сплоченности как «результирующей всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней». Спустя почти два десятилетия Д. Картрайт практически повторит первоначальное определение: «групповая сплоченность характеризуется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней». Свой подход к формированию групповой сплоченности имел Т. Ньюком (1969), который связал понятие групповой сплоченности с понятием «групповое согласие». Групповое согласие автор определял как сходство, совпадение мнений и взглядов, которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между участниками группы.
Близким по данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В. Петровским и В.В. Шпалинским, под которым понимается сходство, совпадение ценностей относительно предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов.
А.А. Александров понимал групповую сплоченность как показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.
Таким образом, групповая сплоченность способствует удовлетворению человека от пребывания в группе. Силы сплочения группы имеют две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. Группу вследствие этого можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большие, чем можно получить вовне.
Социально-психологическая совместимость в группе означает, что данный состав группы возможен для обеспечения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Это один из важнейших внутренних факторов, влияющих на психологический климат в группе.
По мнению Н.Н. Обозова, сплоченность в группе - такой эффект сочетания людей, который дает максимальный результат деятельности при минимальных психологических «затратах» взаимодействующих лиц. Сплоченность можно рассматривать в связи с двумя основными типами групповой жизнедеятельности: деловой (инструментальной) и эмоциональной (межличностной). По сути, в случае инструментальной совместимости, речь идет о сработанности, которая связана с успешностью деятельности.
1.2. Возникновение групповой сплоченности у студентов.
В научной психологической литературе можно встретить множество разнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебных групп, начиная от единства мировоззренческой направленности и ценностных ориентации в них до таких признаков как "совпадение формальной и неформальной структуры", "высокая успеваемость" и даже отсутствие в группах конфликтов. Из этого множества критериев можно выделить группы наиболее значимых:
1. уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;
2. уровень сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы;
3. уровень организационного единства группа;
4. уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;
5. уровень ее эмоциональной культуры;
6. уровень всех видов групповой общественной активности;
7. уровень группового самосознания и потребность в его развитии.
На основе двухфакторной модели группы английские психологи Г. Стенфорд и А. Роарк выделили следующие семь стадий развития групповой сплоченности.
1. Этап формирования представлений обучающихся о месте обучения и друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время еще очень осторожны, и ведут к образованию диад. Преподаватель воспринимается как единственный авторитет.
2. Период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания.
3. Стадия конфликта - наблюдаются столкновения между отдельными членами группы в силу переоценки ими своих возможностей и стремление решать все проблемы самос........

Литература
1. Андреева Г.М. "Социальная психология". М., 2003.
2. Антипова, И.Г. Отношение к учебной деятельности старшеклассников и студентов Текст. / И.Г. Антипова // Автореф. дис. . канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2000.
3. . Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности Текст. / В.Г. Асеев. М., 2006.
4. Вербицкий, А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А Бакшаева. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
5. .Верхова, Ю.Л. Формирование личностной и профессиональной направленности студентов в контекстном обучении: автореф... канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю.Л. Верхова. - M., 2007.
6. Донцов А.И. "Психологическое единство коллектива". М., 2002.
7. Донцов А.И. "Проблемы групповой сплоченности". М., 2009.
8. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. 2001
9. Марисова Л.И. "Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности". Киев, 2005.
10. Немов Р.С., Шестаков А.Г. вопросы психологии "Сплоченность как фактор групповой эффективности", 2001
11. Платонов Ю.П. "Психология коллективной деятельности". 2000.
12. Психология совместной деятельности малых групп и организаций / отв. ред. Журавлев А.Л. - М.: Социум: Институт психологии РАН, 2001.
13. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования / Под ред. Капцова А.В. - Самара, 2003
14. Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А.Г. Маклаков. - Спб.: Питер, 2008
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 2000
16. Сидоренков А.В. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы // Психологический журнал. 2006. №1
17. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.

«Формирование сплочённости учебной группы»

Каждый студент, поступая в колледж, входит в совершенно новый для него мир взаимоотношений с группой, курсом и преподавательским составом. Все время обучения в колледже предполагает постоянное межличностное общение молодежи в аудиториях – на занятиях, в местах совместного проживания, а также межличностные контакты в свободное время. Успешность студента в обучении, личностном развитии зависит от того, насколько он смог влиться в группу, адаптироваться к новым для него людям. Ведь чем сплоченнее и дружнее группа, тем эффективнее она работает на развитие каждой личности, поэтому проблема сплоченности студенческих групп, а так же вопрос о том, насколько студенты удовлетворены характером взаимодействий в своих группах, являются актуальными сегодня.

Самым первым и одним из важных шагов в воспитании студенчества является формирование сплоченной группы с выработанными общественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированная студенческая группа имеет силу и может стать источником преобразований современной действительности.

Настоящий сплоченный студенческой группы не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов:

Первый этап, соответствует первому и частично второму курсам, вторая – частично второму и третьему, и третий характерен для четвертого курса.

На первом организационном этапе группа учащихся колледжа не представляет собой коллектив в полном смысле слова, поскольку она создана из поступающих в колледж учащихся с различным жизненным опытом; взглядами, различным отношением к коллективной жизни. Первый этап характеризуется производственной и социально-психологической адаптацией, т.е. активным приспособлением к учебному процессу и врастанием в новый коллектив. Первокурсники усваивают элементарные требования, нормы и традиции колледжа, на основе которых позднее будут созданы групповые традиции и нормы поведения. Организатором жизни и деятельности учебной группы на этом этапе является куратор, он предъявляет требования к поведению и режиму деятельности учащихся. На этом организационном этапе руководитель должен внимательно изучать каждого члена группы, его характер, особенности личности, постепенно выделяя тех, кто более чутко воспринимает интересы коллектива, является активом, лидером группы.

Второй этап характеризуется сложившимся общественным мнением, работоспособным активом, планомерной работой по овладению будущей специальностью, привлечением всех студентов к организаторской работе. К концу второго этапа устанавливаются дружеские и требовательные отношения между студентами, интерес к общим делам, готовность к совместным действиям, разносторонняя осведомленность в делах факультета и вуза, благодаря чему коллектив самостоятельно, без помощи преподавателя может решать свои дела. Руководитель на втором этапе развития коллектива должен объективно изучать, анализировать межличностные взаимоотношения членов коллектива.

На третьем этапе каждый член коллектива становится выразителем общественных требований. Это наиболее плодотворный период в научном, профессиональном и гражданском воспитании и самовоспитании коллектива и личности. Каждый студент стремится выполнить коллективную, а, следовательно, и личную задачу – оказать максимальную помощь товарищам в достижении намеченной цели.

На примере своей группы хочу рассказать о данной проблеме. В начале учебного года на первом курсе в группе отсутствовало единство коллектива, присутствовали лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т.д., позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своей микрогруппы. В группе были свои неформальные лидеры, которые довольно устойчиво занимают высокие позиции в группе, их было достаточно много для группы, состоящей из 28 человек, а именно 8 студентов. Большую часть группы составляли «отвергнутые» и «изолированные». Но постепенно, благодаря кропотливому труду к 4 курсу мы вышли со следующими результатами: в группе выделилось 2 микрогруппы. Первая группа состоит из «городских» студентов, а вторая – из иногородних. Наблюдая за поведением студентов в группе, не было замечено каких-либо конфликтов или дискриминации. Микрогруппы хорошо взаимодействуют между собой. И стоит отметить, что общая и качественная успеваемость студентов значительно улучшилась.

На протяжении всего этого времени для сплочения группы, мною были использованы следующие формы и методы: беседы, тренинги, игры, совместные походы в кино, театр и музей, чаепития, посвященный «Дню матери», тематические классные часы «Традиции моей семьи» и т. д.

Можно сделать следующий вывод: чем раньше будет изучена студенческая группа на групповую сплочённость, тем раньше будет начата работа по формированию коллектива и создан коллектив. Ведь именно коллектив является наиболее благоприятной средой для развития и обучения студентов.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...