Комитет Государственной Думы по энергетике проводит «круглый стол» на тему: «Модернизация объектов электрогенерации: источники финансирования. Комитет Госдумы по энергетике предлагает реформировать порядок установки приборов учета


Завальный

Николаевич

Председатель Комитета по энергетике Государственной Думы

Уважаемые коллеги!

Прежде всего, комитет по энергетике положительно оценивает итоги работы ТЭК страны в шестнадцатом году и в целом по направлениям, что было из доклада министра, все отрасли продолжили свое устойчивое развитие и при этом обеспечили потребность внутренне во всех видах энергии. Экспорт поступлений в бюджет, в том числе валютной выручки, увеличение доходов уже в первом квартале эффективность взаимодействия между Комитетом по энергетике и Министерства энергетики - это одно из важнейших условий качественного законодательного обеспечения развития ТЭК. Комитет по энергетике - это государственная площадка для диалога между исполнительной властью и остальным сообществом. Причем, коллеги, именно Комитет по энергетике является представителем профессиональных интересов энергетики в Государственной Думе. При этом все члены комитета, депутаты, представляют интересы избирателей, потребителей этой энергии в новом созыве в Государственной Думе. Комитет сделал все, чтобы повысить качество и организацию работ на такой площадке. Во-первых, существенно изменился количественный качественный состав комитета, и в нем сегодня представлены депутаты, имеющие профессиональный опыт в различных отраслях ТЭК. При этом, должен сказать, коллеги, вы наверно это знаете, на 60 процентов изменился состав в целом Госдумы, 50 процентов одномандатники, то есть он увеличился качественно, а в нашем комитете обновился количественно - сегодня 18, а было 14 и 80 процентов обновления по депутатам специалистам. Многие специалисты из ТЭКа - профессиональные люди, поэтому состав комитета очень сильный. И мы заново сформировали экспертный совет, всего сформировано 23 секции буквально по всем направлениям работы ТЭК, и каждый из депутатов теперь отвечает за одно или несколько направлений его работы. В составе секций в совет вошли эксперты профессионалы, представители ФОИВов, компаний, научных кругов общественных организаций всего более 400 человек. Мы намерены дополнить в практику обсуждения вхождения закона проектов, в рамках круглых столов и в парламенте слушаний, работа экспертных советов. Уверен, что это повысит качество эффективность нашей совместной работы. Коллеги, мы должны видеть в каждом законе перспективу и надеемся на усиление экспертной работы, в том числе с участием бизнеса. Что касается собственно законотворчества, в 2016 году комитет способствовал принятию идей, проектов, из них два касались электроэнергетики, атомной безопасности, по одному теплоснабжению и энергоснабжению. Важнейшее направление в работе остается теплоэнергетика, теплоснабжение: это самая сложная отрасль. Правительственный проект федерального закона, развивающий целевую модель рынка централизовано теплоснабжения, находится в стадии обсуждения. Я хочу сказать, спасибо, Вячеславу Михайловичу Кравченко принимающему участие во всех мероприятиях, связанных с обсуждениями данного закона проекта, и сегодня мы вышли на этап второго чтения. Я надеюсь, что мы во втором чтении примем участие уже в апреле месяце, и у меня есть внутренняя убежденность, что это произойдет.

Уверен, что совместными усилиями удастся снять основные риски, которые смущают депутатов, представителей компаний и регионов. Прежде всего, это риск необоснованного увеличения стоимости тепла, риск по употреблению монопольного положения страны и единых теплоснабжающих организаций при усилении их роли, риск возможности снижения качества и надежности снабжения территорий при уменьшении государственного муниципального контроля в данной сфере. Я уверен, что принятие закона в конечном итоге даст такую корректировку сырьевой модели рынка тепла и балансировки рынка тепловой и электрической энергии, чтобы этот вид деятельности был конкурентным, экономически оправдан и был доступным потребителям, в том числе и по ценам и обеспечивал надежное, безопасное теплоснабжение.

Вот еще есть предложение нашего комитета. Этот вид деятельности, работу ЕТО сделать лицензионного характера, чтобы ЕТО получала лицензию, чтобы был государственный оперативный контроль за ее работой. Я думаю, это усилит контроль со стороны государства за работой ЕТО. Как усилили контроль в свое время за работой управляющих компаний, сейчас усилим за энергосбытовыми компаниями.

Что касается электроэнергетики в целом, наша основная задача – реально завершить реформирование электроэнергетики, прежде всего в интересах потребителя. Это возможно лишь за счет развития конкуренции по всем направлениям: между централизованным энергообеспечением и распределенной энергетикой, между видами генерации энергии тепла, между производителями, между сетевыми компаниями, где это возможно сбытовыми компаниями. Вы знаете мою позицию касательно прошедшей реформы отрасли. Она была проведена без фокуса на потребителей. Ее целями были модернизация энергетики, повышение инвестиций, повышение прибыльности работы отрасли как таковой. Парламентские слушания, которые мы провели буквально три дня назад, только укрепили меня в этом понимании.

Я считаю, что модель рынка, которую мы создали в результате реформы, и по которой сейчас работает электроэнергетика, еще далека от совершенства. Она имеет внутренний стимул для роста собственной эффективности. Есть отдельная тема определения допустимого уровня сокращения для него объема перекрестного субсидирования. Без проведения этой работы невозможно в дальнейшем совершенной рыночной модели энергетики. Сегодня рыночная доля на опте 25%, на рознице чуть больше 50%. Увеличивается объем всевозможных нагрузок на оптовом рынке. И конечно нам надо ставить задачу ограничения этой перегрузки, иначе о рыночных отношениях в энергетике просто надо будет забыть.

Александр Валентинович в своем докладе сказал, что над этим идет работа, и это хорошо.

По сути, сегодня рынок находится под ручным управлением, при этом более половины законопроектов, рассматриваемых Комитетом, касается электроэнергетики. Законы, которые к нам приходят со стороны Правительства, решают важные, но локальные задачи. А хотелось бы видеть стратегический подход целевой экономической модели перспективного развития отрасли, развития рыночных отношений, конкуренции, системного решения вопросов повышения доступности и качества, безопасности поставок в интересах, прежде всего, потребителя. И конечно мы поддерживаем предложение Минэнерго по развитию розничных рынков. И, коллеги, по вопросу лицензирования, вчера Госдумой был принят закон в первом чтении о лицензировании сбытовой деятельности. Проголосовала только партия Единая Россия. Оппозиционные партии не поддержали. Потому что сам факт лицензирования у них не соответствует этому виду деятельности, только одно основание. При этом моя позиция, это надо делать, потому что это нам поможет как раз в развитии розничного рынка электроэнергии. Чтобы не было недобросовестных участников на этом рынке. Это очень деликатная тема.

В нефтяной отрасли главным вызовом остается ухудшение структуры запасов. Их главная задача является участие в обеспечении развития отрасли, обеспечение стабильной добычи, на мой взгляд, является усовершенствование условий недропользования со стороны действенного налогообложения нефтедобычи, развитие программ государственной поддержки нефтепереработки, нефтехимии. Без этого вопроса мы не обойдемся. Если взять структуру запасов и структуру текущей добычи, мы увидим, что из года в год ситуация только ухудшается. И в перспективе добыча нефти будет только расти.

В связи с этим мы ждем появления правительственных законопроектов, как в связи с совершенствованием ДПИ, об этом было сказано прежде, так и переходе к НФР и НДД. Комитет по энергетике готов подключиться к ускорению работы над законопроектом совместно с профильными министерствами и Комитетом по бюджету. Также хотел подчеркнуть важность развития современных отечественных технологий, в том числе технологий нефтедобычи, разработке и принятия нормативного обеспечения для создания полигонов их апробации и обработке. МПР такой закон подготовлен. Мы также ожидаем его внесение, и надо бы в этом году его принять, чтобы запустить эти проекты.

Стратегической задачей нефтегазовой отрасли, на мой взгляд, является смена самой парадигмы от экспорт-ориентированного подхода в пользу более динамичного развития внутреннего рынка, расширения применения газа и глубокой переработки. Необходимо скорейшее подведение основных подходов и принципов формирования рынка газа. Принятие наконец-то государственной концепции внутреннего рынка газа. Особенную важность эта задача приобретает в связи с высокими темпами реформирования общего внутреннего рынка газа Европейско-азиатского экономического союза. Не хотелось бы, чтобы правила развития внутреннего рынка нам написали другие члены ЕЭС, при этом концепция развития рынка ЕЭС уже существует, утверждена и принята. А о концепции внутреннего рынка газа основные участники не могут договориться между собой.

В нефтегазовой отрасли в целом законодательного урегулирования требуют ряд проблем, возникающих в связи с освоением континентального шельфа и, в частности, по вопросам обеспечения реализации суверенных планов РФ на континентальном шельфе. Вопрос искусственных установок, сооружений, расположенных на шельфе. Вопрос отхода на территорию страны с искусственных островов, установка сооружений на шельфе. Соответствующие законопроекты уже находятся в Правительстве. Мы их разработали на площадке Российского газового общества и Комитет готов оперативно начать с ними работу.

Не менее важно снижение агрессивных барьеров в недропользовании и инвестиционной деятельности. Комитетом на площадке Российского газового общества совместно с ведущими компаниями подготовлен ряд законопроектов. Хотелось бы поддержки Минэнерго в их согласовании в Министерстве природных ресурсов в рамках межведомственной комиссии и внесении соответствующих изменений в законодательство. Особенно актуальным это становится на фоне ужесточения экологических требований в нефтегазовой отрасли. По два раза мы гоняем законы туда-сюда. Просьба поддержки, Александр Валентинович, в их совместном продвижении и защите.

Коллеги, тема ужесточения в целом экологических требований в ТЭК, требования перехода на наилучшие доступные технологии в связи со вступлением в силу ряда соответствующих федеральных законов в принципе вызывает определенную озабоченность отраслевого сообщества. Необходимая, в связи с этим, модернизация всего производства потребует очень больших инвестиций. Готов ли к этому ТЭК и не повлечет ли это за собой рост тарифов на энергоресурсы?

Коллеги, с первого января следующего года надо будет этим заниматься, мы планируем в июне провести круглый стол, посвященный этой теме. А тема идет серьезная, потому что это требования по ужесточению законодательства, переход на НДД, лучшие доступные технологии. Она обернется ростом тарифов, особенно в угольной генерации и не только.

Для угольной отрасли главная проблема по-прежнему связана со снижением спроса на угольном рынке. Прежде всего, из-за падения угольной генерации, вытеснения газовой. И здесь, как мы видим, ситуация за год не изменилась в лучшую сторону. Это снижает рентабельность отрасли, негативно отражается на социальной обстановке в угледобывающих регионах и на промышленной безопасности. Помогают экспорт и цены на уголь на мировых рынках. Такая ситуация – прямое следствие неразвитости в стране межтопливной конкуренции, подчас необоснованного перекоса топливно-энергетического баланса в сторону природного газа. Соответственно, необходимы изменения подходов к формированию ТЭП и межтопливной конкуренции, что в свою очередь приведет к оптимизации топливно-энергетического баланса. Мы много лет об этом говорим, «но воз и ныне там». Недооценка роли ТЭП, как установочного документа – это статическая ошибка, а ведь от этого зависит иногда и безопасность страны. Я глубоко убежден, что определение стратегических задач для роли ТЭК для всей экономики по определению необходимо начинать формировать с текущего перспективного топливно-энергетического баланса, который обеспечивает национальную структуру производства и потребления энергии за счет структур экономики и регионального аспекта.

Если раньше ТЭП был главным документом при принятии Энергостратегии, то сейчас он справочный. Коллеги, это не верно.

Еще 10 лет назад в очередном созыве Комитет Государственной Думы по энергетике и транспортным связям, рассматривающий проблему ТЭП в рамках парламентских слушаний рекомендовал Правительству России разработать законопроект, который бы регламентировал вопросы составления и применения текущих перспективных балансов. Мне кажется, в этом предложении было здравое зерно. Сегодня возможно целесообразно решать этот вопрос при помощи нормативных актов правительства в рамках нормативно-правового обеспечения в рамках реализации федерального закона о стратегическом планировании в Российской Федерации. Но разработка текущего перспективного баланса топливной энергии, как единого документа просто необходима. Как федерального по отраслям экономики, так и регионального.

К стратегическим, на мой взгляд, относится вопрос повышения энергоэффективности и энергосбережения. Об этом, к сожалению, сегодня было сказано мало. Это определяет конкурентоспособности нашей экономики в условиях ее интеграцию в мировую, а также решение экологических задач, снижение вредных выбросов, в том числе в рамках выполнения парижских соглашений. Мы добровольно к этому присоединились. Коллеги, по валовым выбросам вредных веществ мы на пятом месте в мире, а по удельным в расчёте на одного жителя мы на третьем месте в мире. Это слишком много.

Мы видим из доклада Александра Валентиновича, что работа ведется, но хотелось бы, чтобы эта работа более активизировалась. Потенциал энергосбережения первичных энергоресурсов в целом по стране оценивается в более чем 30%. Если взять ту же газовую отрасль, в энергобалансе 52%, потенциал энергосбережения 180-200 млрд. кубов. Это сопоставимо с экспортом. Это больше, чем любое самое крупное месторождение, заполярное и вновь вводимое. Целое месторождение мы палим на неэффективность.

На реализацию потенциального сбережения нужно более активное продолжение системы организации потребления и учета энергоресурсов, повышение платежной дисциплины и жесткой системы стимулов и штрафов в системе энергоэффективности. Коллеги, вот по попутному нефтяному газу мы поставили планку в 95%, сроки назначили, кто не достигает, тот платит штраф. Эти штрафы были заложены в экономику и сегодня уже 93-95% и выше. То же самое надо по любому виду энергоресурсов. Тратишь неэффективно – есть наилучшие доступные технологии – плати штраф или увеличенную цену. Вот, допустим, газ, используемый в котельной. Котельная ВД 18. КПД 60%. Есть котельные с КПД90%. Если котельную эксплуатируешь, дали тебе срок в три года на замену котельной, не меняешь, пожалуйста, плати за газ в 1,5 раза дороже. Это будет стимулировать. И тогда мы очень быстро, в течение 50-и лет достигнем целевых показателей по энергостратегии. Мы наши предложения сформировали в режиме круглого стола, они все есть, можете почитать в режиме свободного доступа.

В завершение хотел бы упомянуть о важности утверждения энергостратегии России до 2035-го года даже в свете замечаний к ней, а замечания к ней есть, к сожалению. Потому что отсутствие официально сформулированных целей резко тормозит развитие ТЭК.

В заключение хочу поблагодарить Министерство за конструктивное взаимодействие с Комитетом в пошедшем году и выразить уверенность, что и впредь мы будем сотрудничать не менее эффективно.

Спасибо за внимание.

Мероприятие пройдет 19 февраля 2018 г., в 11.00 , зале № 830 (Георгиевский пер., д. 2).

В списке спикеров - заместитель министра энергетики Вячеслав Кравченко , начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев , заместитель директора департамента Минэкономразвития Андрей Габов , председатель правления ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров , генеральный директор ОАО «ФОРТУМ» Александр Чуваев , председатель правления - генеральный директор ПАО «РусГидро» Николай Шульгинов , представители экспертного сообщества.

Предметом обсуждения на круглом столе станет программа привлечения инвестиций в модернизацию российской генерации. Сегодня средний возврат оборудования в отрасли составляет 34 года, более 30% оборудования старше 45 лет.

В ноябре 2017 г. по итогам совещания у Президента РФ была в целом одобрена новая программа модернизации на основе ДПМ (договоров на предоставление мощности), известная как ДПМ-штрих. Первая программа ДПМ, запущенная в ходе реформы электроэнергетики, позволила обновить около 15% всей установленной мощности электрогенерации в стране. Сейчас проекты ДПМ в основном завершены или подходят к завершению. Величина высвобождаемых средств в действующих тарифах с 2021 года оценивается Министерством энергетики в 130-250 млрд руб. в год, или около 1,5 трлн руб. к 2030г. Предлагается направить эти средства на модернизацию около 40 ГВт установленной мощности с акцентом на тепловой генерации.

При этом ряд представителей отрасли и экспертов высказывают опасения, что такая программа не принесет электроэнергетике ни новых технологий, ни повышения эффективности, снизит интерес к высокотехнологичным инвестициям в генерацию.

Также обсуждаемым является сам подход, при котором модернизацию генерирующих мощностей фактически будут оплачивать не энергетические компании, а, вновь, промышленные потребители, при том, что генерирующий комплекс имеет достаточные ресурсы для обновления мощностей в рамках действующих рыночных механизмов и значительный потенциал для повышения собственной эффективности.

Кроме того, определенные дискуссии идут и вокруг объема мощностей, которые необходимы электроэнергетической отрасли для удовлетворения спроса на тепло и электроэнергию в среднесрочной перспективе с учетом имеющейся на сегодня избыточной мощности и значительного потенциала развития распределенной энергетики.

Ключевым условием запуска программы модернизации объектов генерации по схеме ДПМ-штрих, поставленным Президентом РФ, является неувеличение платежей потребителей выше инфляции, что также представляется экспертам и участникам отрасли сложной задачей.

Итогом обсуждения перечисленных выше и других проблемных вопросов привлечения инвестиций в модернизацию объектов электрогенерации в рамках круглого стола станут рекомендации комитета по энергетике в адрес профильных органов государственной власти.

Счетчики на газ, воду и свет россиянам больше не придется устанавливать за свой счет. С предложением переложить эту обязанность с жителей на поставщиков выступили комитеты Госдумы по природным ресурсам и экономполитике. Соответствующие поправки в Жилищный кодекс могут рассмотреть уже в ноябре. Сейчас порядка 30% жильцов, не имеющих приборы учета, обязаны платить по повышенному тарифу. С принятием поправок они будут освобождены от таких трат до тех пор, пока их квартиры не оборудуют приборами учета. Минстрой и Минэнерго концептуально поддерживают инициативу депутатов.

Сейчас у потребителя фактически отсутствует обязанность устанавливать счетчики на тепло, свет и газ. При этом, если прибор отсутствует, гражданин платит надбавку. С 1 июля прошлого года она установлена на уровне 50% от базового тарифа.

Это несправедливо по отношению к потребителю, считает группа депутатов Госдумы во главе с первым зампредом комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Юрием Афониным и зампредом комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николаем Арефьевым. Они подготовили поправки в Жилищный кодекс (ч. 1 ст. 157) и ФЗ «Об энергосбережении...» («Известия» ознакомились с документом). Эти предложения поддерживает и глава профильного комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный.

Предложенные поправки сэкономят деньги жильцов не только на установку, но и на оплату услуг ЖКХ. По закону «Об энергосбережении...» с 2014 года для не имеющих счетчики россиян ввели повышающий коэффициент к тарифу на услуги. С 1 января 2015 года он составлял 1,1, но с 1 июля 2016 года - уже 1,5. Согласно предложениям депутатов, повышающий коэффициент не будет применяться до тех пор, пока потребитель сам не откажется от установки оборудования за счет поставщика. По данным Министерства строительства и ЖКХ, сейчас счетчики имеют порядка 70% домохозяйств страны.

«Настоящий законопроект возлагает обязанность установки, контроля и замены приборов учета на организации, предоставляющие коммунальные услуги. Это соответствует канонам рыночной экономики, приборы учета ставит тот, кто в этом заинтересован», - отметили депутаты в пояснительной записке.

С аналогичной инициативой на заседании президиума Совета законодателей 31 октября выступала зампредседателя Госдумы Ирина Яровая. Во время обсуждения вопроса ее предложение поддержали представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минстроя.

В Минэнерго также высказались за перенос ответственности за счетчики на поставщиков. Это даст толчок к развитию интеллектуального учета электрической энергии на территории страны, рассказали «Известиям» в пресс-службе ведомства.

При внедрении интеллектуального учета электрической энергии основными выгодами для энергокомпаний будут снижение хищений, сокращение расходов и формирование прозрачного механизма взаимодействия сетей с энергосбытовыми организациями. Потребителю же не придется каждый месяц передавать показания приборов учета, это будет делаться автоматически, - отметили в ведомстве. - Заменяя старые приборы на новые в течение 15 лет мы сможем полностью обновить парк приборов учета.

Энергетики, впрочем, не согласны так быстро переходить к новой модели работы. Поправки потребуют включения расходов на счетчики в тариф, что, в свою очередь, приведет к перекрестному субсидированию: уже установившие счетчики жители заплатят за тех, кому это только предстоит, заметили в пресс-службе крупного поставщика тепла и электричества компании «Квадра». Кроме того, непонятно, что считать отказом собственника в допуске к установке приборов учета, добавили в компании.

Приборы учета требуют специальных условий для установки и нормальной эксплуатации, обеспечить которые может только собственник. Если прибор выйдет из строя, неясно, кто будет за него ответственным, говорит представитель генерирующей компании «Фортум».

Необходимо двигаться поэтапно, начав с передачи ресурсоснабжающим организациям общедомовых приборов учета, а только затем переходить к индивидуальным, причем, с параллельной установкой систем интеллектуального учета, считает представитель компании «Т Плюс».

Представители «Газпром Межрегионгаза» и «Энел Россия», а также ФАС от комментариев отказались.

Министерство строительства и ЖКХ пока не знакомо с поправками, но поддерживает переход к установке систем учета за счет поставщиков. Это должны быть современные счетчики, оснащенные онлайн-передачей информации напрямую поставщику, сообщил «Известиям» замглавы ведомства Андрей Чибис. Он также отметил, что, просто «переложив на ресурсоснабжающие компании установку индивидуальных приборов учета, мы не сделаем систему более прозрачной и эффективной, тогда как системы онлайн-учета с дистанционной передачей данных на это способны».

Переложив обязанность по оборудованию квартир приборами учета на поставщиков, государство решит еще одну проблему. Нередко сторонние организации обманывают жильцов, предлагая переустановить якобы устаревшие счетчики. К примеру, в Москве граждане ежемесячно получают грозные предупреждения о переустановке водяных счетчиков, хотя срок их службы далеко не истек, указывают депутаты в своей инициативе. Часто это становится причиной судебных разбирательств между жителями и ресурсоснабжающими компаниями, подтвердил управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский.

По его словам, с юридической точки зрения нет никаких препятствий для того, чтобы сделать установку счетчиков обязанностью поставщиков ресурсов. К тому же это заметно увеличит темпы роста доли оснащенных счетчиками домов - установка оборудования будет в интересах поставщика, считает эксперт.

При отмене повышающего коэффициента к жильцам, не имеющим счетчики, платеж снизится на 30–40%, прогнозирует начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский.

По словам главы профильного комитета по энергетике Госдумы Павла Завального, поправки могут быть приняты одновременно с другими поправками, благодаря которым поставщики будут сами собирать плату за ЖКХ в обход управляющих компаний. Как писали «Известия», над соответствующей инициативой сейчас работает Минстрой.
10 ноября 2017, Арсений Погосян,
«Известия»,

Завальный

Николаевич

Председатель Комитета по энергетике Государственной Думы

Прежде всего я рад возможности в относительно новом статусе выступить на столь значимом мероприятии. Я возглавляю Комитет чуть меньше года, считаю эффективное взаимодействие с Министерством энергетики одним из важнейших условий качественной законотворческой деятельности.

На мой взгляд, Комитет по энергетике может и должен выступать в качестве государственной площадки для диалога между исполнительной властью и отраслевым сообществом, экспертного обсуждения законодательных инициатив, проблем ТЭКа и необходимых для их преодоления решений.

Что касается итогов 2015 года, постоянный Комитет по энергетике, топливно-энергетический комплекс в целом продемонстрировал эффективную работу и устойчивое развитие, о чем свидетельствуют показатели в приведенном докладе Александра Валентиновича. И самое главное, положительная динамика их изменений.

В части законодательного обеспечения энергетики в 2015 году Комитетом по энергетике был рассмотрен 21 законопроект, из них два, внесенных Правительством России, было принято Государственной Думой. Первый был направлен на укрепление платежной дисциплины потребителей ресурсов, о чем было сказано. Работа над ним заняла более полутора лет. В окончательной версии закона речь идет об усилении платежной дисциплины за все виды потребляемых ресурсов, содержатся механизмы, направленные на прекращение возникающей задолженности. Уверен, вступление в силу данного закона и практика его применения позволит значительно повысить платежную дисциплину в сфере потребления энергоресурсов, что положительно скажется на надежности работы организаций ТЭК и ЖКХ. Ну и будет практика применения, в случае необходимости будем его корректировать и совершенствовать.

Второй из принятых в 2015 году правительственных законопроектов о внесении изменений в федеральный закон об электроэнергетике в части установления ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. На мой взгляд, значительно улучшил условия доступа к электроэнергии для потребителей, и результаты эти уже видны.

В Комитете утвердилась практика проведения публичных мероприятий по ключевым направлениям работы Комитета с участием представителей федеральных органов власти Российской Федерации и органов власти субъектов, и также представителей энергетических компаний, обсуждение ключевых законопроектов при прохождении их через Госдуму.

В 2015 году мы провели 10 таких расширенных заседаний и 8 круглых столов, касающихся нормативного обеспечения развития всех отраслей энергетики. В планах работы Комитета на весеннюю сессию 32 законопроекта, из них 7 правительственных. Сегодня рассмотрено 10, принято 2, из них один правительственный, по остальным идет работа.

Наша задача – постараться рассмотреть большинство законопроектов в ходе весенней сессии, чтобы не оставлять их следующему созыву Государственной Думы.

Далее мне хотелось бы кратко остановиться на основных проблемных моментах, связанных с развитием отдельных отраслей ТЭКА и нашим видением путей их преодоления, в том числе при помощи совершенствования законодательства.

Две трети законопроектов, рассматриваемых Комитетом, касается электроэнергетики. Это прежде всего свидетельствует о том, что реформа отрасли формально уже завершившаяся по сути продолжается, и ряд вопросов по-прежнему нуждается в урегулировании. Среди них проблемы совершенствования работы оптового рынка электроэнергии, недостаточного развития розничных рынков электроэнергии и распределенной энергетики, доступности электроэнергии, надежности и качества поставок электроэнергии. А также проблема перекрестного субсидирования между различными категориями потребителей.

Достаточно сказать, коллеги, что сельское хозяйство получает электроэнергию на 30-40% выше, чем другие потребители, промышленные потребители, и при этом сетевая составляющая составляет около 70%. Сельхозпроизводители – те, которые нас кормят. Я думаю, это энергетикам чести не делает.

Остаются проблемы развития сетевого комплекса и высокой доли сетевой составляющей в тарифе для конечного потребителя. Требуется совершенствование вопросов учета энергоресурсов. И наше предложение, коллеги, предложение Комитета по энергетике, чтобы ответственность за установку, эксплуатацию и поверку приборов учета энергоресурсов, была ответственность поставщика, а у потребителя было только право установки этих счетчиков. И такие рекомендации круглого стола по этой проблеме нами даны.

Требуют снижения технологические и коммерческие потери, и всё еще недостаточна платежная дисциплина. Также (об этом было сказано) требуется реформа и повышение эффективности теплоснабжения, особенно у генерации.

Основные пути преодоления проблем Министр обозначил в своем выступлении, не буду на них подробно останавливаться. Отмечу только, что, на мой взгляд, наша главная задача, всё же, реально завершить реформирование электроэнергетики и теплоснабжения, причем прежде всего в интересах потребителя. Главная цель – удовлетворение платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию при одновременном обеспечении качества этой энергии, надежности поставок, доступности цен и энергетической инфраструктуры. Ее достижение, по моему глубокому убеждению, возможно лишь за счет развития конкуренции по всем направлениям: между централизованным энергообеспечением и распределенной энергетикой, между видами генерации электроэнергии и тепла, между производителями, между сетевыми организациями, где это возможно, и сбытовыми компаниями. Директивными методами мы этой цели не достигнем.

В нефтяной отрасли, несмотря на высокие производственные показатели, продемонстрированные в прошлом году, существует риск снижения добычи, причем уже в среднесрочной перспективе. Главный вызов, стоящий сегодня перед отраслью, это, на мой взгляд, ухудшение структуры запасов и также преодоление технологической отсталости, повышение коэффициента извлечения нефти до мирового уровня.

Для того, чтобы нефтегазовый комплекс и впредь мог исполнять роль не просто опоры российской экономики, уже сегодня нужно принимать меры, направленные на интенсификацию и повышение экономической рентабельности нефтегазодобычи. Эти меры лежат в плоскости налогообложения и в сфере развития отечественных технологий.

Во-первых, необходимо совершенствовать действующие системы налогообложения. Дальнейшая диверсификация НДПИ в разрезе не просто отдельных месторождений, но, может быть, даже и скважин. На выездном круглом столе Комитета по законодательному обеспечению развития нефтегазового комплекса, который мы провели три дня назад в Ханты-Мансийске, прозвучали конкретные предложения по данной теме, и они будут включены в рекомендации комитета и направлены в Министерство энергетики и другие профильные органы власти.

Во-вторых, необходимо скорейшее внедрение прогрессивных механизмов налогообложения по финансовому результату, позволяющих разделить риски в разработке месторождений между инвестором и государством. Законопроект о переходе к НФР, внесенный Ханты-Мансийским автономным округом Югрой находится на рассмотрении в Государственной Думе уже с октября прошлого года. Комитет по энергетике является по нему соисполнителем. Кроме того, я как депутат от Югры назначен ответственным за его рассмотрение.

Скорее всего, законопроект подвергнется изменениям, и на выходе будет конвергенция подходов, предлагаемых Югрой и Министерством финансов России. Это не взаимоисключающие, а взаимодополняющие модели. Комитет по энергетике готов подключиться к ускорению работы над законопроектом с тем, чтобы до конца весенней сессии выйти хотя бы на его первое чтение. Для этого необходимо объединение наших усилий профильными министерствами.

В-третьих, необходимо развитие современных отечественных технологий и технологий нефтедобычи. Об этом было сказано. Нужно срочно создание соответствующих полигонов для их апробации и отработки. Это требует соответствующего нормативного обеспечения. Инициативы такие есть, в том числе Ханты-Мансийский округ проявляет такую инициативу на истощенных месторождениях, на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами нефти создать такие полигоны уже в этом году.

В газовой отрасли первоочередной задачей по моему глубокому убеждению является создание в России полноценного внутреннего рынка газа, способного быть надежным источником развития для всех его участников. С одной стороны, к этому нас подталкивает ситуация на глобальном энергетическом рынке. С другой стороны, противоречия между реальным развитием отрасли и установленными правовыми и институциональными основами ее функционирования не только мешает устойчиво развиваться самой отрасли, но и создает опасные перекосы в экономике.

Устранить их невозможно без изменения конфигурации внутреннего рынка газа, его оптимизации, изменения системы ценообразования, развития прежде всего межтопливной конкуренции.

Я не устаю говорить о необходимости скорейшего принятия решений в этой сфере. И начинать нужно с разработки концепции внутреннего рынка газа, его целевой модели. Причем, отталкиваться надо не от добычи, возможность которой сегодня намного превышает потребность от текущего и перспективного потребления. Если Вы видели тот слайд, единственный слайд, который вызывает вопросы, сегодня уровень потребления и добычи 635 миллиардов кубов, причем в 2015 году было снижение добычи газа 1%, значит, было снижение спроса в целом на 1%. При этом в 2020 году мы должны добывать 723 миллиарда кубов, то есть плюс 88 миллиардов, то есть плюс 17,5 миллиардов каждый год рост добычи, значит, рост спроса. Я, честно говоря, такого спроса не вижу. Ну, может быть, экспорт в Западную Европу, немножко будет увеличение спроса, а на внутреннем рынке вряд ли.

Поэтому уже изначально заложены неправильные целевые показатели, ориентиры для развития газовой отрасли. Такой перекос.

Комитет по энергетике и Российское газовое общество инициировало работу над целевой моделью привлечения ведущих компаний и научных институтов. Надеемся на активное участие и поддержку Министерства.

На сегодня в нефтегазовом комплексе актуальной является задача снижение административных барьеров в недропользовании, негативно влияющих на экономику проектов. Различные эксперты полагают, что административные барьеры могут затормозить развитие экономики едва ли не на 20%.

Для решения проблемы необходима слаженная работа всех ветвей и уровней власти. При Комитете Госдумы по энергетике совместно с российским газовым обществом существует рабочая группа по снижению административных барьеров в области недропользования. В ее состав входят представители ведущих нефтегазодобывающих компаний, ими подготовлены консолидированные предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере недропользования. Часть их предложений уже реализована, по другим сейчас ведется согласование с органами исполнительной власти. И риски там очень высокие.

Достаточно сказать, что сегодня все объекты нефтегазодобычи отнесены к первой категории промышленной безопасности. Это приводит к многим проблемам. Вопросы кадастрового учета лесов, вопросы размещения отходов, которые до сих пор не решены. Это всё увеличивает риски недропользования и будет влиять на эффективную работу наших компаний.

Для угольной отрасли главная проблема связана со снижением спроса на уголь на внутреннем рынке, и об этом было сказано, прежде всего из-за падения доли угольной генерации и вытеснения ее в газовой генерации. Это снижает рентабельность работы отрасли, негативно отражается в том числе и на промышленной безопасности, потому что промышленная безопасность – категория экономическая, и в условиях дефицита средств страдает всегда она. Это один из тех самых опасных перекосов в экономике, порожденных самыми низкими в мире регулируемыми ценами, оптовыми ценами на газ, о которых я говорил выше. Для ее снятия необходимо развитие межтопливной конкуренции, что в свою очередь приведет к коррекции топливно-энергетического баланса. Вы знаете, он перекошен в сторону газа, 52%. Если предыдущие (...) стратегии предполагали снижение доли газа в энергобалансе, то в последнем проекте об этом даже речи не идет. Но что самое плохое, при разработке, при рассмотрении проекта (...) даже не было анализа, что можно и нужно сделать для снижения этого перекоса.

Атомная отрасль демонстрирует не только устойчивое развитие, но настоящие технологические прорывы, главный из которых энергетический пуск реактора нового поколения БН-800. Эффективно ведется работа над укреплением ядерной и радиационной безопасности, в том числе в части нормативного обеспечения, принимаются соответствующие законы. Последний из них был принят меньше месяца назад.

Но в части экономики отрасли, на мой взгляд, есть проблемы, требующие решения. Прежде всего это снижение себестоимости строительства новых блоков, доли выделяемых на это бюджетных средств, повышение реальной конкурентоспособности атомной генерации на внутреннем рынке.

Необходимо, в принципе, четко ответить на вопрос в оптимальном отношении тепловой и угольной, и газовой генерации, атомной и гидрогенерации, роль и место ее с учетом себестоимости производства электроэнергии. И содержаться этот ответ должен в документах стратегического планирования, прежде всего в Энергостратегии-2035. На мой взгляд, в существующем проекте есть перекосы.

К критическим я отнес бы вопросы энергосбережения, энергоэффективности. Об этом было сказано. Ну, целевые показатели Стратегии-2030 по снижению энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году вряд ли будут достигнуты. Цель Стратегии-2035 в 1,4-1,6 раза при том, что по мнению специалистов необходимо двукратное снижение.

Общий объем потребления энергии превышает 1 миллиард тонн условного топлива. При этом сам ТЭК потребляет треть этого объема, имеет (...) сбережения не менее 20%. (...) сбережения первичных ресурсов в стране в целом остается больше, чем на 30%. Однако, для его реализации необходима государственная воля и поддержка, жесткая система стимулов и штрафов, такая же как утилизация ПНГ, четкая координация всех мероприятий по энергосбережению, в том числе между отраслями промышленности и субъектами Федерации. Для этого нужны соответствующие решения в нормативной сфере. На мой взгляд, последнее время этой теме уделяется недостаточно внимания, и котировки бюджета на 2016-й год, в программе энергосбережения и развития энергетики даже те небольшие деньги, которые выделялись на эти программы, они секвестированы.

Я хочу выразить слова благодарности Министерству энергетики за то, что ими инициировано публичное широкое экспертное обсуждение проекта Энергостратегия-2035, в котором Комитет по энергетике также принял активное участие. В рамках подготовки к рассмотрению энергостратегии в Правительстве Комитет направил свои предложения к проекту в адрес Министра энергетики и курирующего вице-премьера.

В завершение хочу еще раз поблагодарить Министерство за конструктивное взаимодействие с Комитетом и с Госдумой в прошедшем году, и выразить уверенность, что в этом году мы также будем сотрудничать не менее эффективно. Спасибо за внимание.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...