Старый боровск. Калужская область История, административное устройство


20 ноября 2015 года в Калуге пройдет конференция «Калужское старообрядчество: история, культура, современност ь» (известная как Малининские чтения ), организованная Управлением по делам архивов Калужской области и Калужским представительством Российского общества историков-архивистов. Чтения посвящены памяти Дмитрия Ивановича Малинина (1879—1933) — известного историка, исследователя Калужского края, архивиста и музееведа.

Программа

12-00 — открытие. Приветственное слово заместителя министра культуры Калужской области, к.и.н. В.А. Бессонова;

12-15 — вручение дипломов победителям III Всероссийского конкурса «Юный архивист» начальником управления по делам архивов Калужской области, к.и.н. М.А. Добычиной;

12-30 — 16-00 — «Калужское старообрядчество: история, культура, современность» .

«Что такое старообрядчество и как нам его изучать ». Боченков Виктор Вячеславович , к.филол.н., заведующий архивом митрополии РПСЦ.

«Калужское старообрядчество: история и современность ». О. Иоанн Курбацкий, к.пед.н., настоятель Калужского старообрядческого храма Знамения Пресвятой Богородицы .

«Боровское старообрядчество: история и современность ». Осипов Виктор Иванович , директор Центра истории и культуры старообрядчества, председатель старообрядческой общины храма Введения Пресвятой Богородицы , г. Боровск.

«Фонды библиотеки редких книг и рукописей Московской митрополии РПСЦ — источник для изучения культуры и этноконфессиональной истории регионов России ». Волков Валерий Владимирович , заведующий Библиотекой редких книг и рукописей Московской митрополии РПСЦ.

Во время конференции пройдет выставка и презентация книг и журналов по истории и культуре старообрядчества. Чтения пройдут в читально-выставочном зале муниципального архива г. Калуги по адресу: ул. Баумана, 26 А .

15 марта в городской библиотеке Ржева (Тверская область), а до этого в феврале на Историческом факультете Калужского государственного университета и в Калужской областной библиотеке имени Белинского состоялись встречи с историком и литературоведом Виктором Боченковым и представление его новой книги «Старообрядчество калужского края», вышедшей в текущем 2014 году.

Начиная рассказ о создании книги, автор отметил, что работа над ней, сбор материала продолжались в течение нескольких лет, начиная с первой половины 1990-х годов. В 2001 и 2002 годах вышли отдельными книгами «Годы и приходы» и «В тюремный замок до востребования», книги, объединенные в новом издании под одной обложкой, ставшие основными ее частями. Однако это второе издание значительно пополнилось за счет вновь выявленных данных из документов Российского государственного архива древних актов, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, фотоматериалов. Практически в каждом старообрядческом приходе автору удалось побывать самому.

Первая часть книги - «Годы и приходы» - это, собственно, история становления приходской жизни, история старообрядческой самоорганизации, возникновения, существования, гибели приходов. Увы, из сорока приходов, существовавших до 1917 года на территории Калужской губернии, ныне действуют только четыре, пятый предполагается возобновить в городе Людиново, где намечено строительство храма. Чаще всего закрытие происходило насильственно в 1930-е годы: арест священника и видных прихожан, финансовое давление, закрытие храма и передача его здания под хозяйственные нужды. В книге использованы данные следственных дел архива УФСБ по Калужской области, и, конечно, особым источником, не менее ценным, стали воспоминания очевидцев - людей, которые застали те давние трагические события. В первой части книги показана история 36 старообрядческих приходов Калужской губернии, главным образом сельских, начиная, как правило, с середины XIX века, когда старообрядчество обрело собственное священство, начался активный период становления приходской жизни: формировались епархии, определялись их границы, возникали храмы с освященным алтарем, хотя и напоминавшие внешне обычную крестьянскую избу. С течением времени, в соответствии с законом о старообрядческих общинах 1906 года, приходы и общины регистрировались в губернском правлении, и именно факт такой регистрации давал основание выделять в отдельную главу рассказ об истории староверия в том или ином селе или деревне. Однако не все общины такую регистрацию проходили, выделяясь, однако, интенсивной, заметной церковной деятельностью в рамках населенного пункта или уезда, сохраняя значимость для верующих, объединяя их. Рассказ о таких приходах также вошел в книгу (например, деревни Семкино, Плетеневка). В ряде случаев приходская жизнь к 1906 году уже угасала, скажем так, естественным путем (прекращение или обеднение купеческих династий, на которых держалось содержание молитвенного дома или духовенства, возникновение другого крупного прихода по соседству), однако в XIX веке, несмотря на отсутствие закона о регистрации общин, это был важный приход, пусть и небольшой, но все же духовный центр, и, разумеется, рассказ о нем нельзя было оставить в стороне, за рамками книги. В этой связи можно привести в качестве примера город Козельск и крупное село по дороге из Москвы на Калугу Спас-Загорье.

До 1846 годы старообрядцы-поповцы не имели собственной церковной иерархии и принимали священников, переходивших к ним от господствующей церкви. Им посвящена вторая часть книги. Их судьбам, причинам, побудившим оставить приход, условиям жизни до присоединения к старообрядчеству и после (если священник возвращался назад), государственной политике в отношении этих «беглых попов». В архивах консисторий можно встретить делах о священниках, «бежавших к раскольникам». В немалой степени они послужили источником для ряда очерков второй части «Старообрядчества калужского края». Но надо заметить, что консисторские архивы хранят дела о священниках, вернувшихся от старообрядцев добровольно назад (как правило, но есть и исключения, некоторых туда возвращали под конвоем). Если такого возвращения не было, дальнейшие следы нужно искать там, где священник был принят на новое служение. В книге очерчены судьбы батюшек, бежавших к старообрядцам близкого к Калуге Стародубья, ныне - Брянская область, а если уж взять самые крайние пункты - то это Измаил (Одесская область, Украина) и поселок Бичура (Бурятия). Исследование, таким образом, ставит новые задачи для других краеведов, ибо зачастую биография человека обрывается фактом его «побега». Вторая часть книги носит название «В тюремный замок до востребования». Это не адрес, а приговор. За переход к старообрядцам батюшку могли посадить в тюремный замок и держать там «до востребования». Но это не только рассказ об отдельной судьбе. Это попытка раскрыть на примере целого ряда отдельных судеб быт рядового, незаметного русского священника. История вообще и, в частности, история Церкви - это отнюдь не история и жизнь только знаменитых деятелей, высоких иерархов, это история, а лучшее сказать во множественном числе - истории неизвестных рядовых батюшек, теснимых нужной, архиерейским произволом, бесправием. «Если не присматриваться к отдельным людям, коих движет единый исторический вихрь, то не понять ни его природы, ни смысла, ни причин», - верно замечает автор в своей книге.

Беда не только в том, что этот аспект игнорируется, но в том еще, что изучение старообрядчества во многом замыкается сегодня на исследованиях старообрядческой книжности («полевой археографии»), иконописи, изучении этнографических аспектов: одежда, народные обычаи старообрядческих субэтносов (липоване, семейские), отдельных поселений, а это опять же - особенности говоров, тот же костюм, обрядовые тонкости (свадьба, похороны и т. д.). Это все, безусловно, важно и ценно. Но… не касается самой сущности старообрядчества, а правильнее сказать - православия, его послениконовских путей. Такими специфическими явлениями как старообрядческая благотворительность и меценатство, жизнь и деятельность старообрядческих начетчиков и писателей, я скажу даже более - историей противостарообрядческого миссионерства - не занимается практически никто.

Зачем, собственно, миссионерство? Здесь я снова хотел бы вспомнить уже упомянутого мной Ивана Кириллова и его книгу «Правда старой веры». «Чтобы решать вопрос о сущности старообрядчества, - писал он, - мало ограничится начальным моментом внешних событий, вызвавших разделение, для этого необходимо посмотреть на жизнь обеих частей , и тогда уже можно решить, где истинная Церковь. Не там религиозная истина и церковная правда, где много академий, семинарий, где горы монографий, где много народа, где пышные условия быта высшего духовенства, а там, где горит огонь веры, где дела свидетельствуют о христианском отношении к жизни. Если бы старообрядчество ушло из Церкви, оно бы объявило какую-либо особую догму, свое особое, новое учение, доныне неведомое, и это дало бы право говорить о “возникновении” старообрядчества; примеров такому положению вещей немало в истории западноевропейских вероисповеданий». «Поэтому в наше время для определения сущности Православия (или старообрядчества) необходимо будет определить сущность противоположного ему движения - никонианства». Здесь заканчивается цитата. Я хочу подчеркнуть еще один важный, на мой взгляд, принцип изучения старообрядчества: не только изнутри, стараясь постичь его сущность, но параллельно с историей церкви господствующей, в их взаимоотношении. Очень многое открывается именно в сравнении, имея отношение не только к истории религии, но к истории и историософии русского народа вообще.

Беспоповская тематика в книге осталась в стороне, отметил автор, и для этого потребовался бы еще один такой же том, впрочем, заметных беспоповских приходов в губернии не сложилось, хотя судьбы отдельных старообрядцев, не приемлющих священства, представляет безусловный интерес. Не включен в издание и очерк об истории старообрядчества Боровска. О старообрядчестве Калуги Виктором Боченковым в 2009 году была издана небольшая книга «Не ищи же воли своей…»

В ходе встреч были также представлены книги серии «Наследие старообрядческих апологетов, начетчиков, писателей» - собрания сочинений епископов Арсения (Швецова), Михаила (Семенова), архиепископов Иоанна (Картушина), Мелетия (Картушина) и другие издания, посвященные русскому старообрядчеству.

Соб. инф.

По материалам Калужской и Тверской прессы.

субъект РФ в составе Центрального федерального окр. Территория ок. 29,9 тыс. кв. км. Центр - Калуга. Область расположена в центре Восточно-Европейской (Русской) равнины, в верхнем течении Оки; граничит на западе со Смоленской обл. , на севере с Московской , на востоке с Тульской , на юго-востоке с Орловской , на юге с Брянской обл. Реки К. о. относятся к бассейнам Волги и Днепра, из них наиболее крупные Ока, Угра, Протва, Шаня, Ресса, Суходрев, Серена, Жиздра, Болва, Снопоть. На территории области находятся заповедник «Калужские засеки», природный заказник «Таруса» и национальный парк «Угра». Население 1010,93 тыс. чел. (2010); национальный состав: русские - 93,1%, украинцы - 1,6, армяне - 1, белорусы - 0,5, татары - 0,4, азербайджанцы - 0,4% и др.

История, административное устройство

В древнерус. эпоху Калужский край в этническом отношении был неоднородным. Наряду с автохтонным населением - балтским в его большей части и финно-балтским в сев. районах (бассейн р. Протвы), оставившим памятники мощинской и дьяковской культур,- в кон. I тыс. по Р. Х. здесь появились представители 2 крупных восточнослав. племенных объединений - вятичей и кривичей. Нек-рое время вятичи платили дань хазарам, при кн. Святославе Игоревиче попали в зависимость от киевских князей. Однако сложные географические условия делали эту зависимость слабой. По мнению ряда авторов, окончательное покорение вятичей произошло во 2-й пол. XI в., после походов кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха, когда у вятичей появились наместники киевского князя. В XII в. по территории Калужского края, по всей видимости, проходила граница Черниговского, Смоленского и Ростово-Суздальского княжеств, большая часть региона оказалась в составе черниговских владений. В XIII в. на территории совр. К. о. находилось неск. мелких княжеств: Козельское, Мосальское, Воротынское, Тарусское, Мезецкое (Мещовское) и др. Во время монг. нашествия упорное сопротивление войскам Батыя оказали жители Козельска. Согласно летописям, осада города продолжалась 7 недель. С трудом захватив город и понеся большие потери, монголы перебили всех оставшихся в живых жителей, город разрушили до основания и назвали «злым городом». Археологическими данными совпадение территорий совр. и летописного Козельска не подтверждено.

В XIV-XVI вв. К. о. находилась под властью Московского великого княжества и Литовского великого княжества . Граница проходила по Оке и Угре. Южнее была «засечная черта» - система укреплений против набегов крымских татар. В этот период мн. населенные пункты Калужского края стали крупными оборонительными центрами. С противоборством Московского княжества и Литвы связано 1-е упоминание о Калуге в 1371 г. в грамоте Литовского вел. кн. Ольгерда . В 1480 г. на берегах Оки и Угры произошло «стояние на Угре», положившее конец монголо-татар. игу на Руси.

В Смутное время Калуга стала одним из центров восстания И. И. Болотникова. С дек. 1606 по май 1607 г. продолжалась осада царскими войсками калужской крепости, занятой восставшими. С помощью подкопа восставшим удалось взорвать осадные сооружения и после поражения царских войск на р. Пчельне (ныне Пельна) снять осаду. Из Калуги Болотников направился в Тулу. Весной 1610 г. небольшой отряд под рук. кн. М. К. Волконского, обороняя Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь , оказал ожесточенное сопротивление отрядам Лжедмитрия II . После измены воевод Я. Змиева и А. Челищева монастырь был захвачен, гарнизон и укрывавшиеся там жители перебиты. В дек. 1610 г. касимовский кн. П. Урусов убил близ Калуги Лжедмитрия II. В 1610-1618 гг. Калужский край неоднократно подвергался разорению польско-литов. отрядами Я. Сапеги, А. Лисовского, С. Чаплинского и П. Опалинского, казаками гетмана П. К. Сагайдачного.

При делении России на губернии в 1708 г. калужские земли вошли в состав Московской, Смоленской и Киевской губерний. В 1719 г. при новом губ. делении Калуга стала центром провинции, в которую вошли Медынский у. и города Одоев, Воротынск, Мещовск, Перемышль, Мосальск, Козельск, Серпейск и Лихвин. С эпохой имп. Екатерины II Алексеевны связаны большие перемены в жизни Калужского края. Калуга была перестроена по генеральному плану, уездные города получили гербы. Императрица посетила Калугу в 1775 г. 24 авг. 1776 г. последовал указ Екатерины II об образовании Калужского наместничества в составе 12 уездов; торжественное открытие наместничества состоялось 15 янв. 1777 г. На основании указа имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. «О новом разделении государства на губернии» была образована Калужская губ. в составе 9 уездов: Боровского, Жиздринского, Калужского, Козельского, Медынского, Мещовского, Мосальского, Перемышльского, Тарусского. В 1802 г. были восстановлены упраздненные в 1797 г. Лихвинский и Малоярославецкий уезды. В этих границах губерния сохранялась до 1920 г.

Во время Отечественной войны 1812 г. Калуга играла стратегическую роль. После захвата Москвы французами она стала важной тыловой базой, где располагались запасы продовольствия, были устроены госпитали, формировалось ополчение. В Тарутинском сражении рус. войска разгромили авангард франц. армии под командованием И. Мюрата. В губернии действовали партизанские отряды, в т. ч. армейские. В окт. 1812 г. Наполеон начал движение из Москвы на Калугу, надеясь пополнить здесь запасы, однако в ходе ожесточенного сражения за Малоярославец был остановлен и повернул на разоренный Смоленск.

В 1897 г. в Калужской губ. проживали 1 132 843 чел., в 1916 г.- 1 567 242 чел.; население правосл. исповедания составляло ок. 96% жителей губернии.

В 1920 г. Жиздринский у. вошел в состав новообразованной Брянской губ., в 1922 г. Юхновский у. Смоленской губ. был передан Калужской губ. В 1929 г. Калужскую губ. упразднили, ее территория была разделена между Московской и Западной областями. С 1934 г. Калуга входила в состав Тульской обл. В 1941 г. территория К. о. была оккупирована немецкими войсками. В ходе контрнаступления под Москвой 30 дек. 1941 г. Калуга была освобождена, некоторые районы К. о. были оккупированы до лета 1943 г.

5 июля 1944 г. была образована К. о., территориально отличавшаяся от Калужской губ. В К. о. вошел Юхновский р-н, бывш. Лихвинский у. отошел Тульской обл. К. о. при образовании была разделена на 27 районов: Бабынинский, Барятинский, Боровский, Высокиничский, Детчинский, Дзержинский, Дугнинский, Думиничский, Жиздринский, Износковский, Калужский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Тарусский, Угодско-Заводский, Ульяновский, Хвастовичский и Юхновский. В нач. 50-х гг. XX в. были образованы Лев-Толстовский и Ферзиковский районы. Важнейшими событиями послевоенного времени в К. о. стали запуск в 1954 г. 1-й в мире атомной электростанции и строительство вокруг нее г. Обнинска - крупного научного центра, в 1956 г. получившего статус города обл. подчинения. В 1959-1974 гг. в территориально-адм. делении области происходили изменения. В настоящее время К. о. разделена на 24 района (Бабынинский, Барятинский, Боровский, Дзержинский, Думиничский, Жиздринский, Жуковский, Износковский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Тарусский, Ульяновский, Ферзиковский, Хвастовичский, Юхновский) и 2 городских округа, имеет 22 города, 7 поселков городского типа, более 3 тыс. сельских населенных пунктов.

Религия

В 2012 г. в К. о. насчитывалось 218 религ. орг-ций, из них 167 общин РПЦ, 2 старообрядческие общины, 5 общин Истинно православной церкви, 4 общины Российской православной кафолической церкви, 2 общины Римско-католической Церкви, 33 протестант. орг-ции, 2 мусульм. и 3 иудейские общины.

Русская Православная Церковь. Вследствие сложных географических условий и слабости власти киевских князей на калужских землях языческие традиции среди вятичей сохранялись продолжительное время. В курганных могильниках обряд трупосожжения прослеживается до рубежа XI и XII вв., сохранение этого обряда у вятичей отмечено в «Повести временных лет» .

Христианство на Калужской земле распространялось с XII в. Между 1113 и 1123 гг. здесь проповедовал сщмч. Кукша , убитый язычниками недалеко от Серенска (ныне деревня Мещовского р-на). В XIII-XV вв., когда переселенцы из разоренной монголами Киевской Руси заселили мн. города вятичей, Православие укоренилось на Калужской земле. В XV-XVI вв. здесь появились многочисленные иноческие обители, из к-рых крупнейшим стал Пафнутиев Боровский мон-рь, созданный прп. Пафнутием в 1444 г. В XIX в. одним из наиболее влиятельных духовных центров в России была основанная, по преданию, в XV в. Оптина в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. В XVI в. Русской Церковью в лике святых были прославлены угодники Божии, просиявшие в Калужском крае, преподобные Пафнутий Боровский и Тихон Медынский, блж. Лаврентий Калужский, Христа ради юродивый. Крупнейшим событием XVII в. являлся раскол Русской Церкви, к-рый оказал огромное влияние на жизнь региона, ставшего одним из центров старообрядчества . В 1748 г. в доме помещика В. К. Хитрово в с. Тинькове недалеко от Калуги была обретена Калужская икона Божией Матери .

Самостоятельная Калужская и Боровская епархия была открыта в 1799 г., она включала 692 церкви, 4 муж. мон-ря (Пафнутиев Боровский, калужский Лаврентиев, Покровский Добрый и Лютиков Троицкий), женскую обитель (калужский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь) и 3 заштатных монастыря (Оптина пуст., Тихонова пуст., мещовский во имя вмч. Георгия мон-рь). XIX век стал эпохой расцвета старчества в калужских монастырях, прежде всего в Оптиной пуст.

Старообрядчество. Значительная часть населения Калужского края не приняла богослужебную реформу сер. XVII в., сюда бежали мн. противники реформы из Москвы. Боровск стал крупным центром старообрядчества, основание к-рого заложил старообрядческий учитель Аввакум Петров , дважды сосланный в Пафнутиев Боровский монастырь в 1666-1667 гг. Условия его содержания были облегчены благодаря заступничеству сына калужского воеводы И. Б. Камынина. Успехом пользовалась проповедь ученика протопопа Аввакума свящ. Полиевкта, впосл. сожженного с 14 учениками. Кнг. Е. П. Урусова и боярыня Ф. П. Морозова содержались в Боровске в земляной яме, где умерли в 1675 г. В нач. XVIII в. старообрядцам давал приют игумен калужского Лаврентиева мон-ря Карион, много старообрядцев было и в монастырской Тихоновой слободе. В этот период в Калуге побывал один из видных деятелей беглопоповщины - Феодосий (Ворыпин) , который принял в старообрядчество калужского свящ. Бориса. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. старообрядцы жили в Боровске, Калуге и в Брынских лесах (на берегах р. Брынь), к кон. XVIII в. брынские скиты прекратили явное существование. (К рубежу XVII и XVIII вв. относят появление почитавшихся старообрядцами нетипичных захоронений в Калужском бору (ныне в черте Калуги) - под валунами. Вскрытые археологами захоронения датированы 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. Наличие валунов над могилами противоречит версии о тайном совершении погребения, особенность положения костяков археологи объясняют обрядом пеленания покойных.)

Нач. XIX в. ознаменовалось 2 важными изменениями в религ. жизни губернии. В 1800 г. в Калуге появились единоверческие приходы (см. Единоверие). Снисходительное отношение к старообрядцам имп. Александра I Павловича позволило им построить множество часовен и переделать под церковь кладбищенскую часовню в Боровске (1817). Укрепились старообрядческие общины в Сухиничах и Полотняном Заводе. Недостатка в беглых священниках не было - только за время правления имп. Александра I к «старой вере» присоединились 52 калужских клирика. В лесах Жиздринского у. жили монахи-старообрядцы. Несмотря на жалобы благочинного, в Боровске старообрядческие богослужения проводились открыто, что объяснялось зависимостью властей от местного купечества, почти полностью старообрядческого. В правление имп. Николая I Павловича преследование старообрядцев усилилось, нек-рое время они были вынуждены ездить для молитвы в Тулу.

Появление Белокриницкой иерархии коренным образом изменило жизнь старообрядчества. Первой общиной в Калужской губ., где появились священники этой иерархии, стала община в дер. Таракановке Медынского у. Нек-рые старообрядцы ставили под сомнение истинность «австрийского» священства, однако вскоре Белокриницкая иерархия широко распространилась в Калужской губ., чему способствовала близость Москвы, где находился еп. Антоний (Шутов) , активно рукополагавший священников «старой веры». В 1880 г. была создана Калужская епархия Белокриницкой иерархии, первым кафедру возглавил Феодосий (Баженов; 1880-1885) с титулом «епископ Боровский и Калужский», его преемник еп. Иона (Александров; 1898-1912) уже титуловался как «епископ Калужский и Смоленский». Последним старообрядческим епископом Калужским и Смоленским был Сава (Ананьев; 1922-1945). В Боровске и дер. Дворец (ныне с. Дворцы Дзержинского р-на) жили также приверженцы лужковского согласия .

В нач. ХХ в. в Боровске старообрядцами были городской голова, члены городской управы, владельцы школ, банков, богаделен, торговых и промышленных заведений. Из жителей города 70% были старообрядцами. После издания в 1905 г. манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» в Боровске был построен Покровский кафедральный собор. Старообрядческий Калужский епископ являлся «окружником» (см. «Окружное послание»), при этом в Боровске находился епископ-«неокружник» Тарасий. В 1907-1911 гг. в с. Поречье Малоярославецкого у. на средства братьев-фабрикантов Василия, Федора, Кирилла и Викулы Сергеевых построен каменный храм во имя свт. Николая, освященный старообрядческим Калужским и Смоленским еп. Ионой.

В наст. время старообрядческие общины имеются в Калуге, Боровске, в Малоярославецком р-не, в с. Волое и дер. Гавриловке Кировского р-на. В Боровске действует Покровский древлеправославный мон-рь. Общины в Калуге и Боровске принадлежат к Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкой иерархии). Существуют также неск. групп беспоповцев в Кировском р-не.

Истинно православные христиане и бывш. общины РПЦЗ на территории К. о. В 90-х гг. XX в. в Калуге и Тарусе имелись общины Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ), было открыто братство прп. Иова Почаевского. Все эти орг-ции к нач. 2000-х гг. распались, частично их паства составила Калужскую епархию Истинно православной церкви Рафаила (5 общины) и Калужско-Обнинскую епархию Российской православной кафолической церкви (4 общины). Бывш. староста калужского прихода РПЦЗ Андрей Сиднев в 1997 г. организовал в Калуге незарегистрированную «катакомбную» общину одной из греч. старостильных юрисдикций. В 2012 г. в Калуге был построен Свято-Филаретовский храм в юрисдикции «Архиерейского синода» одной из ветвей РПЦЗ под рук. «архиепископа» Владимира Целищева. Незарегистрированная группа, насчитывающая неск. десятков человек, имеет в Калуге также домовую часовню в честь Иверской Мироточивой иконы Божией Матери.

Римско-католическая Церковь. Во 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. на территерии совр. К. о. появились ссыльные поляки, среди к-рых были и духовные лица. В 1768 г. в Калугу был сослан Краковский епископ «с товарищи», они пробыли здесь до 1772 г. В 1869 г. в Калуге открылась католич. часовня в частном доме на Дворянской ул. (ныне ул. Суворова) и был создан приход во имя вмч. Георгия Победоносца. В 1880 г. католич. община купила дом в Куковом пер. (ныне ул. Первомайская, 6), перестроенный позднее под церковь. Главной святыней прихода являлся список Ченстоховской иконы Божией Матери , почитаемый как чудотворный. В общине состояли до 1,5 тыс. чел. гражданских лиц, ок. 700 военных. Храм был закрыт в сер. 30-х гг. ХХ в. Возрождение римско-католической общины в Калуге началось в 90-х гг. XX в., с 1993 г. община состоит в ведении ордена францисканцев. С 1996 г. действует небольшой храм во имя вмч. Георгия и Франциска Ассизского. В 2006 г. был образован Свято-Климентовский католич. приход визант. обряда в Обнинске; этот приход не имеет постояного помещения, его члены собираются в квартирах.

Протестантские церкви, деноминации. В 1863 г. в Калуге, в Черновском пер. (ныне ул. Вилонова), была построена небольшая лютеран. церковь. Община состояла почти из 100 чел., в основном немцев. С 90-х гг. XX в. в г. Балабанове действует община Евангелическо-лютеранской церкви .

В XIX в. в Козельском у. были отмечены общины молокан , в Калуге - группы отделившихся от молокан «воздыханцев» . В 80-90-х гг. XIX в. в Тарусском, Козельском, Мещовском и др. уездах жили хлысты и скопцы . С нач. 90-х гг. XX в. в пос. Воротынск Бабынинского р-на действует община молокан, в 2007 г. она снята с регистрации как религ. организация и перешла на положение религ. группы. Часть общины составляют молокане, приехавшие из Азербайджана.

В кон. XIX - нач. ХХ в. в губернии распространился штундизм , трансформировавшийся в баптизм (см. ст. Баптисты). В Калуге, Обнинске, Малоярославце, Балабанове и Сосенском зарегистрировано 7 организаций евангельских христиан-баптистов. В 2007 г. калужская община Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) отметила 90-летие.

Новоапостольская церковь имеет 2 зарегистрированных общины в Калуге и Обнинске.

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) действует в Калуге продолжительное время, привлекаются миссионеры из США.

Свидетели Иеговы имеют на территории К. о. одну зарегистрированную орг-цию, но общины существуют во мн. населенных пунктах, ведется активная деятельность.

Ислам. С кон. XVIII в. большое число мусульман попадает в Калужскую губ. в качестве ссыльных или военнопленных. Среди них были и крупные политические деятели, такие как последний крымский хан Шагин-Гирей, султан Букеевской Орды Аригази-Абдул-Азиз (Арунгиз Абдулгазиев), имам Дагестана и Чечни Шамиль, хивинские сановники диван-беги Магомед-Мурад и есаул-баши Рахметулла. Со 2-й пол. 50-х гг. XIX в. в губернии (преимущественно в уездных городах) под надзором полиции проживали ссыльные горцы Кавказа, их численность в нач. ХХ в. составляла ок. 100 чел. Важной страницей в истории Калужского края стала высылка сюда в 1912 г. влиятельных суфийских шейхов (см. Суфизм) Баматгирея-хаджи Митаева, Батал-хаджи Белхороева, Сугаипа-муллы Гойсумова, Чимирза-хаджи Хамирзаева и др. Их последователи и потомки до сих пор живут на Сев.-Вост. Кавказе, в их среде бытуют предания о пребывании шейхов в Калуге. Постоянно проживавших в губернии мусульман в кон. XIX в. насчитывалось ок. 170 чел., в основном это были татары.

В наст. время шиитское направление ислама (см. Шииты) в К. о. исповедуют азербайджанцы, имеющие зарегистрированные национально-культурные объединения и неофиц. религиозных лидеров. Суннитское направление (см. ст. Сунна) представлено как ханафитами (татары, выходцы из Ср. Азии), так и шафиитами (уроженцы Дагестана, чеченцы, ингуши). Есть информация о существовании групп последователей суфизма.

В 2001 г. в Калуге была зарегистрирована мусульм. орг-ция «Сунна», входящая в Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР). Она объединяет часть мусульман Сев. Кавказа, рус. мусульман и нек-рых татар, проживающих в обл. центре. Построен молельный дом. В 2010 г. прошла регистрацию мусульм. община Малоярославца. Ее руководитель назначен офиц. представителем ДУМЕР по К. о. Община принадлежит к ханафитскому мазхабу, к ней тяготеет религ. группа мусульман Обнинска. Малоярославецкая община объединяет преимущественно татар и уроженцев Ср. Азии (в т. ч. трудовых мигрантов), есть молельный дом.

Иудаизм. Численность религ. евреев в Калуге в 1912 г. оценивалась современниками в 150 чел., традиционно много (до 200 чел.) иудеев было среди нижних чинов Калужского гарнизона. Существовала наемная молельная, но она вмещала ок. 70 чел., во время праздников снималось дополнительное помещение. В 1913 г. на Масленниковской ул. (ныне ул. Дзержинского) была открыта синагога, построенная на участке, подаренном общине калужским купцом А. С. Лазаревичем. В советское время синагога была закрыта. В 1999 г. была зарегистрирована Калужская евр. община в ведении Федерации еврейских общин России (ФЕОР). В 2002 г. при ней начала работу благотворительная орг-ция «Хэсэд-Даага», имеется детская воскресная школа. В 2009 г. зарегистрирована Калужская евр. объединенная община «Гатхала» Конгресса евр. религ. общин и орг-ций России, куда вошла часть бывш. членов прекратившего существование в 2010 г. Об-ва современного (прогрессивного) иудаизма Калуги. Обе орг-ции претендуют на здание бывш. синагоги, где сейчас располагается Калужское обл. уч-ще культуры и искусств. Иудейская община в составе ФЕОР действует в Обнинске.

Буддизм. Со 2-й пол. 2000-х гг. в Ферзиковском р-не имеется незарегистрированная группа буддистов, состоящая в основном из приезжих, многие из к-рых постоянно проживают за пределами К. о.

Новые религиозные движения. Важную роль в религ. жизни К. о. играет «Союз славянских общин славянской родной веры». Основанный в 1997 г., он объединяет более 10 орг-ций в России и в ближнем зарубежье; бывший руководитель «Союза...» - глава калужской общины В. С. Казаков, автор религ. учения. В сообществе разработаны цикл праздников и система обрядов, имеются зимние и летние капища. В Калуге более 10 лет действует центр дианетики и сайентологии . В регионе проживает небольшое число последователей «Фалунь-Дафа», «Сахаджа-Йога», «Нью-Эйдж», «Радастея», Бахаи религии , существуют община Шри Чин Моя, теософские об-ва «Гелиос» и «Урания», т. н. Богородичный центр (незарегистрированная группа в Обнинске). В 2010-2011 гг. активно действовало новое религ. сообщество, зарегистрированное как частная компания «Центр «Рожана»» и создавшее поселение в Малоярославецком р-не; его лидер в 2012 г. был осужден за покушение на убийство. В 90-х гг. XX в. в К. о. получило распространение «Белое братство» , к нач. 2000-х гг. его активность угасла.

Движение «анастасийцев» зарегистрировано в области как некоммерческое партнерство «Ковчег» (с 2003 г., с. Ильинское Малоярославецкого р-на), в 2006 г. им же зарегистрировано некоммерческое партнерство «Светлодар». В 2005-2010 гг. возникли «экологические поселения» последователей движения в Малоярославецком и Дзержинском р-нах, в стадии создания подобные поселения в Козельском и Кировском р-нах. Вслед. аморфности философско-религ. основы движения в таких поселениях объединяются люди с разным мировоззрением - от близких к язычеству до близких к христианству.

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 32. Оп. 13. Д. 703. Т. 1; ГАКО. Ф. 62. Оп. 6. Д. 559-560, 562; Там же. Ф. 62. Оп. 7. Д. 166-167, 1028.

Лит.: Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путев. по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 1992; Морозова Г. М. Калуга: Прогулки по старой Калуге. Калуга, 1993; Религия, свобода совести, гос.-церковные отношения в России: Справ. / РАГС. М., 1997. С. 233; Болдин И. В. и др. Археология Калужской области. Калуга, 1999; Вощенкова Н. С., Гусев А. А., Писаренко И. С. Церковь и гос-во: Калужская епархия в синодальный период развития РПЦ. Калуга, 2000; Калужская энциклопедия: Справ. Калуга, 2000; Береснев И. А., Красин В. М. Социальная деятельность религиозных объединений в Калужской обл. // Гос.-конфессиональные отношения в регионах России: Опыт соц. партнерства и профилактики религ.-полит. экстремизма: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., 8-9 февр. 2008 г. М., 2008. С. 227-232; Зубов Д. Ю. Народы Востока и Калужский край: Ссыльные и военнопленные мусульмане в Калужской губ. во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. Калуга, 2009; Ислам в центрально-европ. части России: Энцикл. словарь. М., 2009. С. 103-104; Красин В. М. Высылка с Кавказа суфийских шейхов тариката кадирийя: (По мат-лам регион. архивов) // Восток: Афро-азиатские общества: История и современность. 2010. № 4. С. 134-138; Пуцко В. Г. Храмы Калуги по данным церковных описей 1800 г. // Мат-лы науч. конф., посвящ. 90-летию Гос. архива Калужской обл. Калуга, 2010. С. 455-477; «Храм этот по своему великолепию может быть поставлен наряду с московскими»: К 100-летию Никольской старообрядческой церкви в с. Поречье Малоярославецкого р-на Калужской обл. Калуга, 2011.

К. В. Михайлов

«Человек рождается на страдание»... но и на радость тоже. Такую радость принесла книга Виктора Боченкова «Старообрядчество калужского края» (Ржев, 2014). Нам уже приходилось знакомиться с произведениями автора о калужском старообрядчестве. «Годы и приходы» и «В тюремный замок до востребования» можно прочесть на сайте «Самарское староверие». Новая книга отличается не только большим объемом материала. В ней необычное начало – целых три предисловия! Есть и приложения, и удобный справочный аппарат, куда вошли, в частности, перечень иллюстраций, указатель географических названий и именной указатель. На последней странице обложки говорится об авторе, мол, историк и литературовед, при этом сведения об авторе предельно скудны. Скромно.

Из других источников можно узнать, что Виктор Боченков закончил Литинститут им. А.М.Горького. Именно сочетание (в одном лице) историка и писателя делает книгу по-своему уникальной. Здесь и мемуары самого автора, и мемуары тех калужцев, с которыми Боченкову как краеведу приходилось общаться. Здесь и сухой язык архивных документов, которые автор не пытается комментировать – они говорят сами за себя. Жанр книги очень сложный, о чем предупреждает аннотация: «книга представляет собой сплав очерка, летописи, энциклопедического словаря». Но чтобы почувствовать, насколько органичен этот сплав, нужно, конечно, читать самому.

В первом предисловии «Как начиналась эта книга» мы читаем не столько историка, сколько писателя. В 1990-е гг. автор, «молодой и холостой», по его собственным словам, отправился «в командировку» в колхоз от завода. С этого все и началось. Пошел он из сельского общежития «посмотреть развалины», да так увлекся, что объездил всю Калужскую область. Читая Виктора, невольно вспоминала эпитет «благоуханная проза», сказанный по поводу творчества другого автора. Но хочется отнести эти слова и к прозе Виктора Боченкова.

Есть у него, к примеру, чисто гоголевский сюжет с бесенком, который впрягается в сельскую сеялку, лежавшую в полуразрушенной церкви: «И пока не пропоет рассветную песню петух, носится бесенок с гиканьем и свистом по окрестным полям, веселится, гремит сеялкой, пугая сонных журавлей и сорок». Осмотрев руины церкви, Виктор направляется к выходу. «Вдруг слышу шорох за спиной». Это белый голубь взмыл под купол храма и пропал. «Именно белый, а не сизый, которых везде пруд пруди». Нет, уважаемый читатель, автор книги не склонен к экзальтации и преувеличенному мистицизму. Ему лишь «показалось странным», что голубь появился после померещившейся бесовщины с сеялкой. Однако он сознает, что «если бы не тот белый голубь, это увлечение не возникло», – увлечение темой калужского старообрядчества.

В описании поездок по Калужской области мне послышались отголоски солоухинских «Владимирских проселков». Но если Владимиру Солоухину пришла «озорная мыслишка» не пойти ли пешком, то Виктору Боченкову пришлось поневоле оставить надежду на велосипед и тащить его на себе по «клейкой глиняной каше». «Не я ехал на велосипеде, а он на мне» – грустно иронизирует автор. Схожи писатели и в любви к дорожным картам, правда, цель у них разная. Виктор ищет на картах «крестики», которыми обозначены церкви. Все карты областей «созданы для шпионов» – шутит он. Каков же ответ Боченкова на вопрос Бердяева «Что задумал Господь о России?» «Все это – моя земля. И эти руины – мое наследство... Мои дороги, мною намеченные и мною открытые, были дорогами ко мне самому».

Во втором предисловии «Две Церкви – два народа» Виктор рассуждает о подлинном смысле слова «раскол», о понятии «старообрядчество» и делает несколько замечаний по поводу истории староверия. Говоря о расколе, историк пишет: «...Церковь разделилась, и если угодно, разделился сам народ, возникло "двународие"; "слово дико", но суть ситуации оно отображает». Вот об этом «параллельном» народе, если так можно сказать, и пытается поведать нам книга.

В третьем предисловии Виктор Боченков намечает места компактного проживания старообрядцев Калужской губернии: Жиздринский, Козельский, Медынский уезды, Боровск. Автор, мимоходом, подкидывает читателю интересные факты, как орешки. Например. В середине XIX века к старообрядчеству присоединился целый приход сухиничской единоверческой церкви вместе со священником. «Случай уникальный» – замечает автор. Или факт, о котором как-то мне не приходилось задумываться. Помимо того, что с Боровском связаны подвиги мучеников за старую веру – протопопа Аввакума, священноиерея Полиекта, боярыни Морозовой и княгини Урусовой – Боровск еще и родина известного старообрядческого коллекционера, антиквара и собирателя книг Тихона Федоровича Большакова. В заключение сделаю очевидный вывод: В.В. Боченков в первом предисловии пишет как прозаик, во втором – как историк, а в третьем – как добросовестный краевед. Очень удачное введение читателя в тему.

Писать рецензию на такую книгу, как «Старообрядчество калужского края», – ох как непросто! В ней непростые судьбы людей, живших когда-то на калужской земле, честно трудившихся и отдавших жизнь за веру. Местами читать тяжело – это те места, в которых говорится о судах, тюрьмах и расстрелах. Однако, несмотря на весь ужас репрессий, рассказано о них почти бесстрастно. Лишь пересказанные воспоминания потомков расстрелянных старообрядцев выдают волнение автора. Но даже эти тяжелые подробности не привносят в книгу чувства зеленой тоски. Скорее, выходит, как у Пушкина – «печаль моя светла»...

Мне понравилось, что сказал отец Евстратий в главе «Добрый воин». Обвиненный в антисоветской агитации он парировал: «все творящееся в стране идет по Святому Писанию. От этого никуда не денешься, так угодно Богу. Потому люди должны по-христиански терпеливо переносить все тяготы и смириться... Все в деснице Божией: и власть, и судьбы стран, и жизнь человеческая...» Это нам с вами, нынешним, наказ и назидание. И та светлая печаль, с которой Боченков доносит слова и вести из прошлого, говорит о душевном мире, живущем в сердце автора.

В аннотации к книгам принято писать о том, для кого она предназначена («для студентов, аспирантов, и всех интересующихся историей русской церкви»). Добавим, что книга обладает мягким терапевтическим эффектом: предназначена для всех, впавших в уныние, маловерие и смятение от житейской бури. Рекомендуется к неоднократному прочтению.      

Жестокие гонения не смогли истребить в Калуге старообрядчество - до самых 20-х годов нынешнего столетия его придерживалось большинство местных жителей. Старую веру упорно держали жители слобод Тихоновой пустыни. В годы петровских преследований надежным убежищем для иноков- старообрядцев был пригородный Лаврентьев монастырь, где тайным приверженцем старообрядчества был игумен Карион.

Склонность к старой вере тогда была сильна даже среди тех, кто формально подчинился никонианским духовным властям. Именно отсюда, из Калуги, в 1695 г. были вывезены за польскую границу, в знаменитую Ветку, иконостас и антимис, позволившие старообрядцам впервые со времени раскола церкви освятить новый храм. Этот храм (во имя Покрова Пресвятыя Богородицы) и сделал Ветку на многие годы одним из главных центров старой веры. Выходцами из Калуги были выдающиеся деятели Ветковской церкви XVIII века священноинок Феодосий и его брат Александр, старец-подвижник Лаврентий и многие другие. В XIX веке с установлением Белокриницкой иерархии стало возможным учредить в Калуге епископскую кафедру. А церковно-общественный подъем начала XX века значительно оживил приходскую жизнь, в прошлом сильно стесненную преследованиями. Однако это оживление вскоре было прервано трагическими событиями революции и ее последствиями.

Десятки тысяч старообрядческого населения, более тридцати храмов, первые старообрядческие школы - все это в начале 30-х годов XX в. было уничтожено или рассеяно смертным натиском «раскулачивания», репрессий и искусственно вызванного голода. Но и в эту страшную пору Калужская епархия сослужила Христовой церкви последнюю службу: в 1940 г., незадолго до смерти, единственный оставшийся на свободе старообрядческий еп. Сава Калужский возвел освобожденного из лагеря еп. Иринарха Самарского в архиепископа Московского и всея Руси, чем была спасена старообрядческая иерархия в России. Многие районы и улицы Калуги сохраняют старинные названия, такие как Кожевники, Козинка, Зеленый Крупец, до сегодняшнего дня. На окраине старинного центра города, на крутом берегу Оки, стоит церковь, именуемая Знаменской, что на Зеленой (Зеленым зовется местный источник, находящийся близ Оки, который издавна считался самым чистым в Калуге).

В описи 1626 года храм назван «церковью во имя великомученицы Варвары с Никольским приделом за старым острогом». В XVII веке это была богатая церковь, владевшая в Калуге наибольшим количеством земли - 1600 квадратных сажен. В 1685 году церковь неожиданно меняет свое название, и в описях упоминается уже Знаменской, что на Зеленой, с приделом великомученицы Варвары. В тот период церковь была деревянной, с пятью колоколами. Каменный храм построен взамен деревянного в 1720 г. на деньги купца Ланина и других прихожан. Он хорошо сохранился в первоначальном виде. Пять глав, венчающих храм, трехапсидный алтарь, невысокая шатровая колокольня, несимметрично пристроенный придел и вместе с тем некоторая грациозность и правильность отдельных частей здания представляют собой переходную ступень в архитектуре от древних построек русского стиля к постройкам конца XVII и XVIII вв. Вот как описывает Церковь Знамения Д.И. Малинин в своей книге «Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии» (Калуга, 1912). «Пять глав, венчающих церковь; трехапсидный алтарь, с портиком на средней апсиде, стоящим на двух, далеко одна от другой отстоящих, дорических колоннах; живописное изображение во фронтоне портика; пирамидальная невысокая, примитивно поставленная колокольня; несимметрично и неправильно пристроенный придел по правую сторону церкви; и вместе с тем некоторая грациозность и правильность отдельных частей здания - представляют переходную ступень в архитектуре от древних построек русского стиля к постройкам XVII и XVIII веков. Архитектура колокольни, несмотря на одновременную постройку с церковью, более древняя. Заметно, что колокольня скопирована целиком с какого-нибудь древнего оригинала, так как колокольня в это время, как видно из одновременной Георгиевской «за верхом» церкви, строилась выше, и пирамидальнообразные крыши делались острее.

Наружных украшений у Знаменской церкви мало; только по одному ярусу колокольни устроены небольшие ниши, в которых находятся небольшие головки лепных ангелов; но есть основание полагать, что в начале своего существования вся церковь была раскрашена разноцветными колерами; остатки этой раскраски довольно хорошо сохранились на церковных главах и на крыше колокольни. Конструкция сводов древняя; купол церкви внутри красиво разделан и расписан в русском стиле… Своды трапезы опираются на большой четырехугольный столб, образующий две арки и служащий, таким образом, к отделению трапезы от придела великомученицы Варвары. Столб украшен деревянными резными украшениями в русском вкусе и иконами довольно старинного иконописания». Храм действовал до 1937 года, а в декабре 1941 года церковь оказалась в центре боев за освобождение Калуги от оккупации, но, Слава Богу, уцелела. В советское время храм использовался как склад текстильной продукции. Старожилы вспоминают, что после передачи храма Церкви с трудом вычищали слои застывшей олифы. В некоторых местах пол был осевший, осыпалась штукатурка и внутри, и снаружи. Естественно, не сохранились внешние украшения и колеры, иконы и элементы внутреннего убранства. В 1960 году церковь Знамения была признана памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения (постановление Совета министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327).

Тогда же были проведены некоторые работы по сохранению храма, в том числе перекрыты железом колокольня и купола. После закрытия храма в тридцатых годах местным старообрядцам приходилось приспосабливать для службы то один, то другой частный дом. Непосредственно перед передачей храма Калужской старообрядческой общине моления проходили в маленьком Никольском храме на окраине города (ул. 2-я Клевка): лишь главка с крестом, поставленная на обычной двускатной крыше, отличала храм от соседних построек. По большим праздникам молящиеся из-за тесноты вынуждены были стоять на улице. В марте 1989 г. Калужский облисполком удовлетворил настойчивые ходатайства старообрядческой общины о предоставлении ей более вместительного молитвенного здания. 2 марта 1995 года церковь была освящена преосвященнейшим Алимпием, митрополитом Московским и всея Руси в сослужении протоиерея Леонида Гусева, иерея Валерия Осташенко, чтеца Владимира Проткуна. Основной храм было решено оставить Знаменским, в честь Знамения от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Новгороде. Придел был освящен во имя святителя Николы. Позднее городские власти вернули древнее название улицы Знаменская (в советское время - Свердлова). Персоналии Протоиерей Маркел Кузнецов (1893–1988) Родился в д. Дворцы Калужской губернии в крестьянской семье. В шесть лет остался без отца. В 1901 г. поступил в местную начальную школу, где отучился три класса. Постиг ремесло прялочника. В 1909 г. переехал в Калугу, обучался церковному чтению и пению в местном храме свт. Николы у Московских ворот. В 1912 г. рукоположен еп. Калужским и Смоленским Павлом в сан диакона к храму свт. Николы. С 1919 по 1921 гг. находился в тыловом ополчении Красной армии, в калужском батальоне, затем в рабочем полку в Москве.

После демобилизации в 1923 г. поставлен во священника к храму свт. Николы у Московских ворот еп. Петроградским Геронтием (Лакомкиным). В 1933 г. о. Маркел был арестован и приговорен в Смоленске к пяти годам лагерей. Вначале отбывал срок на строительстве канала Москва–Волга, затем был переведен в один из лагерей Еврейской АО. В 1937 г. досрочно освобожден. Священствовал в Калуге у себя дома. В годы войны (1941–1945) был командиром аварийно-восстановительного взвода ПВО. В 1946 г. при непосредственном участии семьи Кузнецовых в Калуге возродился старообрядческий храм. Освящен он был во имя свт. Николы. Внешне выглядел как обыкновенный дом. После его сноса в конце 1970-х гг. вместе с прихожанами о. Маркел возродил другой храм, в котором был освящен придел во имя свт. Николы. События прихода Особо почитаемыми праздниками являются память св. влмц. Варвары и св. прав. Лаврентия, калужскаго чудотворца.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...