О пользе почвы детям. Интересные факты о почве


Природа наградила наш мир почвой, которая является основополагающим критерием существования всего живого на Земле. Из почвы мир получает все жизненно необходимые элементы. Именно поэтому ее нужно оберегать, удобрять и избавлять от негативных факторов.

Почва в природе

Почва является одной из главных составляющих педосферы - геофизической оболочки планеты.

Основной функцией почвы, как отдельного элемента в природе, является обеспечение жизни в целом. Ведь именно она дает возможность существования, роста и размножения всему живому - различным микроорганизмам, экосистемам, растениям, животным, человеку.

Почва является основой для образования всех жизненно необходимых элементов - воды и элементов минерального питания в виде химических соединений.

Пример: 1) растение в горшке с песком; 2) растение в горшке с глиной; 3) растение в горшке с почвой

Почва является не только необходимым условием для жизни на Земле, но и также следствием этой жизни.

Почва необходима для запаса энергии. Именно в ней проходят процессы фотосинтетической деятельности растительного мира. Примером такой деятельности является использование человеком огромного количества топлива, пищи и кормов, образующихся в недрах земного покрова. Уголь, газ, нефть, торф - все это следствие фотосинтетических процессов.

Почва играет большую роль в природе. Она обеспечивает безостановочное взаимодействие геологического и малого биологического обмена веществ. Круговорот кислорода, углерода, азота осуществляется именно через нее. Через почву эти элементы поступают в корни растений, создавая необходимые условия для пищевых цепочек. Таким образом она регулирует состав атмосферы и гидросферы.

Почва регулирует различные процессы, происходящие в природе. Одним из них является биосферный процесс. Роль почвы в этом процессе - стабилизация плотности и продуктивности всего живого на Земле.

Земельные ресурсы в жизни человека

Земельные ресурсы - земли, используемые человеком в хозяйственной деятельности.

Земельные ресурсы определяются по нескольким критериям. Огромную роль играет рельеф определенной местности. Он может быть удобен, не удобен или непригоден для осуществления конкретной деятельности. Равнинные территории подходят для взращивания культурных пород или определенной обработки. Горная и бугристая местность не достаточно удобна для орошения или удобрения растительных пород. А есть территории, на которых невозможно заниматься какой-либо целенаправленной деятельностью - расчлененные овраги, каменистые возвышенности, болота и другие.

Плодородие земельных ресурсов также важно для осуществления человеческой деятельности. Хороший почвенный покров сможет напитать все растения достаточным количеством необходимых веществ и элементов.

Почва и земельные ресурсы играют важную роль в жизни человека. Именно из почвы мы получаем все необходимое для жизни - пищевые ресурсы.

Земельные ресурсы помогают в осуществлении сельскохозяйственной деятельности и лесоводства. Также земля является источником строительных материалов, благодаря которым строятся современные сооружения.

Загрязнение окружающей среды почвы

Практически каждый вид деятельности человека наносит огромный вред почвенному покрову. Промышленные отходы черных и цветных металлов, отходы химической промышленности, органические химические соединения, продукты неорганической химии - все это сказывается на качестве почвы и земельных ресурсов.

Предприятие, не устанавливающие очистительные фильтры, выбрасывают в атмосферу диоксид серы, оксид углерода, пыль, золу, дым, сульфаты и нитраты.

Предприятия, занимающиеся простым органическим синтезом, оставляют отпечаток на почве. Они выбрасывают технологические отходы, которые не перерабатываются в условиях естественной среды.

Производство высокомолекулярных соединений сказывается на состоянии почвы. При осуществлении подобной деятельности в природу попадают мономеры, катализаторы, растворители, стабилизаторы, пластмасса, резина и другие вещества, загрязняющие окружающую среду почвы.

Марина Судовская
Занятие с детьми старшей группы по теме: «Удивительная почва»

Цели :

Продолжать знакомить детей с почвой , ее компонентами, которые входят в ее состав, используя опыты-эксперименты.

Закреплять умения выделять свойства почвы , выяснять, что в почве есть для жизни живых организмов.

Развивать навыки исследовательской деятельности, наблюдательность, мыслительную активность, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать доказательную речь (умение анализировать, обобщать, делать вывод) .

Воспитывать познавательный интерес детей к природе.

Предварительная работа :

Игры детей с песком, лепка из глины.

Труд на огороде, в цветнике.

Уход за растениями в уголке природы.

Чтение :

Н. Сладкова "Земля солнечного огня"".

Н. Рыжова "Почва - живая земля ".

Материал :

Комочки сухой почвы .

Емкости с песком, глиной, черноземом, водой. Семена фасоли.

Белый лист бумаги, палочки, лупы.

Свечка, стеклышко, сковорода.

Таблица "Почва ".

Активизация словаря : почва , чернозем.

Литература :

1. М. Костюченко "Экспериментируем". - Ж-л «Дошкольное воспитание» 2006, № 8. с. 27.

2. «Дети экспериментируют» . - Ж-л «Дошкольное воспитание» 2004, № 8, с. 29;

2007, №6, с. 13.

3. «Опыты с почвой » . - Ж-л «Дошкольное воспитание» . 1998, № 4, с. 57.

4. «Знакомство с подземным царством» . - Ж-л «Дошкольное воспитание» , 1997, № 7, с. 23.

5. «Опыты с песком и глиной» . - Ж-л «Обруч» , 1998, № 2, с. 18.

Ход занятия

В. - Отгадайте загадку :

Меня бьют, колотят, ворочают, режут - Я все терплю и всем добром плачу.

Д. - Это - земля.

В. - Сегодня на занятии мы будем говорить о почве .

В. - Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?

Д. - Земля кормит и поит растения.

Д. - Земля нас кормит.

В. - Как она нас кормит?

Ответы детей.

В. - А как нас земля радует?

Д. - Земля нас радует цветами, зеленой травой.

В. - Верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой . Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной . В другом месте больше глины.

В. -Как называется такая почва ? Д. - Почва называется глинистая.

В. - Почву богатую перегноем называют чернозем. Что такое перегной? Почему почву называют чернозем ?

В. - Посмотрим на картинку "Строение почвы ".

В. - Какого цвета верхний слой земли?

Д. - Верхний слой земли темного (черного) цвета.

В. - Это плодородный слой земли. Как он называется? (чернозем)

В. - Какого цвета следующий слой земли?

Д. - Желтого.

В. - Как вы думаете, что это? Д. - Это - песок.

В. - Каким цветом изображена вода?

Д. - Вода изображена голубым цветом.

В. - Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?

Д. - Глина изображена оранжевым цветом.

В. - На таблице еще изображены подземные жители.

В. - Кто живет в земле?

Д. - В земле живут черви, кроты, жуки.

В. - Мы с вами сейчас побудем жителями подземной страны.

Физкультминутка.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб растеньям на земле

Лучше всем рослось.

Под землею крот живет

Роет ямки, ищет ход.

Чтоб земля дышала

Пищу нам давала.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

В. - Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок - три мешочка волшебной земли. Мы поближе познакомимся с землей - матушкой.

Ребята, у каждого из вас на белых листах комочки земли (чернозем, песок, глина) . Вы хотите узнать, что спрятано в каждом комочке?

В. - Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит комочек, который темнее.

В. - Какого она цвета?

Д. - Земля черная.

В. - Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.

В. - Скажите, что вы увидели?

Д. - В комочке есть трещинки.

В. - Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке?

Д. - Корешки, травинки, палочки, сухие листья, камешки и т. д.

Опыт № 1. В земле есть воздух.

В. - В Подземном царстве обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Как вы думаете, есть ли в земле воздух? Выразите свое мнение с тов : да - красный, нет - синий. Давайте проверим. Возьмите в руки комочек он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.

В. - Что вы наблюдаете?

Д. - Из комочка побежали маленькие пузырьки.

Д. - Это воздух поднимается из воды.

В. - Где же был воздух?

Д. - Воздух был в комочке земли.

В. - Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

В. - Ребята, сделайте вывод : что мы установили при проведении опыта.

Д. - В земле есть воздух.

В. - Обозначьте магнитом результат опыта. Многие ребята оказались правы, молодцы.

Опыт № 2. Есть ли в земле вода?

В. - Итак, мы убедились, что в земле есть воздух. А как вы думаете, есть ли в земле вода?

Выразите свое мнение с помощью магнитов.

В. - Предлагаю ваше мнение проверить с помощью опыта.

В. - В чистую сухую сковородку я положила комочек? Сейчас я зажгу свечку, и буду держать сковородку с землей на огне.

В. - Что происходит?

Д. - Она согревается.

В. - Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко. Через некоторое время показываю стеклышко детям.

В. - Что произошло со стеклышком?

Д. - Стеклышко запотело.

В. - Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке?

Д. - Это вода.

В. - Сделайте вывод - есть вода в земле или нет?

Д. - Вода в земле есть.

В. - Изменяется ли цвет земли после дождя?

Д. - Изменяется.

В. - Каким становится цвет?

Д. - Темным, черным.

В. - Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели? (чернозем) . Почему он нужен растениям? (в земле есть разные частички и вода, - это питательные вещества для растения, в земле есть воздух, чтобы растение дышало). Правильно, это мы увидели при проведении опытов.

А теперь отдохнем. Физкультминутка.

В. - Исполним хоровод "Земелюшка - чернозем".

В. - Подвиньте к себе бумагу, на которой лежит более светлая земля. Возьмите лупу и внимательно рассмотрите, из чего она состоит.

Д. - Из очень мелких зернышек-песчинок.

В. - Какие песчинки?

Д. - Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (белые, желтые - в зависимости от разновидности песка) .

В. - Похожи ли песчинки друг на друга? Чем похожи или чем отличаются?

В. - Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?

Д. - Лежат отдельно.

В. - Пересыпьте землю в стаканчик. Легко ли она сыплется? О чем говорят «сыпучий» ? (о песке) . Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели?

В. - Рассмотрите третий комочек. Видны ли отдельные частички?

В, - Можно ли сказать, что частички прилипают друг к другу?

Д. - Можно.

В, - Возьмите в руки комочек. Что с ним можно делать?

Д. - Лепить, похож на пластилин.

В. - Это - глина. Покажите на картинке, какой слой земли мы рассмотрели.

Практическая деятельность детей.

В. - Ребята, подойдите к столам (по три человека) . На каждом три стаканчика с разной землей. Что в стаканчиках?

Д. - В одном стаканчике - песок, в другом - глина, в третьем - чернозем.

В. - Вам нужно посадить фасоль в стаканчики. Как вы это будете делать? Аня, расскажи, как ты будешь сажать фасоль?

Д. - Я сделаю луночку с помощью палочки, положу фасоль в землю, закопаю, а потом полью.

В. - Приступайте к работе. Молодцы, все справились, полили фасоль. А кто из вас был внимательным и заметил, как проходит вода через песок, глину, чернозем.

В. - Где быстрее впиталась вода?

Д. - Песок сразу намок (хорошо пропускает воду, чернозем пропустил воду не сразу (хуже, чем песок, а глина совсем не пропустила воду.

В. - Значит, песок пропускает воду лучше. А почему? Кто может объяснить? Ответы детей.

В. - Да, это потому, что частички песка не прилипают друг к другу, а частички чернозема и глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду.

В. - Теперь мы поставим стаканчики на окно и будем ухаживать за посадками. Что будем делать? (поливать, рыхлить) . А как будет расти фасоль в разной земле, мы с вами будем наблюдать и делать зарисовки. Я думаю, что результат будет разный.

В. - Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Вспомните их.

Дети называют :

Поле труд любит.

Кто не сеет, тот не жнет.

Земелька черная, а хлеб белый родит.

Землю пахать не в бабки играть.

Земля любит навоз, а лошадь овес.

Земля не родит - никто не наградит.

В. - Да, ребята, а еще народ говорит «земля-матушка» , сравнивая с мамой - самым дорогим для каждого человеком.

Итог занятия . Вам понравилось сегодня заниматься? Что нового вы узнали на занятии ? О чем бы вы рассказали своим родителям?

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной).; пословицы, для игры:, стаканчики с землей (по количеству детей), обруч-4 шт.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, сегодня я по почте получила письмо, в котором написано, что нас приглашают в лабораторию по проведению опытов. Я подумала, что всем нам будет очень интересно узнать, что там и какие опыты проводят. Вы согласны со мной?! (Ответы детей). Тогда отправляемся!

Стоя в кругу, берутся за руки. Давайте подарим друг-другу свою самую лучшую улыбку. Закроем глаза и телепортируемся в лабораторию. Открывайте глаза, мы уже на месте. Сколько тут интересного. Мультимедийная презентация.

Воспитатель: посмотрите на экран, что это?(ответы детей) Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую.

Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года(а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ №1. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Опыт №2 «Загрязнение почвы»

Воспитатель предлагает рассмотреть воду в больших банках (в одной – чистая, в другой – с мыльным раствором).

Сравнить, чем отличается вода? (в одной банке – чистая вода, в другой – та, которая остается после стирки, её мы выливаем в раковину).

Вопросы: Что будет с землей, если её полить чистой (грязной) водой? Почему?

Воспитатель проделывает опыт: в большие банки с почвой наливает чистую (грязную) воду.

Вопросы: Что изменилось в первой (второй) банке? (в первой банке почва стала влажной, но чистой. Такая вода может напоить дерево, травинку; во второй почва загрязнилась: появились пузыри). Если бы вы были на месте дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле? Чтобы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?

Выводы: В жизни, как и в сказках, есть живая вода (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом. Она поит растения, животных), но есть «мертвая вода» - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть). Такая вода попадает в землю после мойки автомашин, стекает по заводским трубам. Нам необходимо бережно относится к подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нём всегда было чисто. Что мы с вами можем сделать для этого?

ОПЫТ 3: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к экрану и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у экрана.

Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве. Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

А вы знаете, ребята, мы сегодня с вами не полили цветы наши комнатные они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша.

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Теперь нам пора возвращаться в группу.

Дата публикации: 06.01.18

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Берёзка» г. Белоярский»

Познавательно-исследовательский проект

«Почва – живая земля»

Выполнили: воспитатели, дети подготовительной группы «Брусничка», родители

г. Белоярский, 2017 года

Модельно - информационная карта проекта.

«Почва - живая Земля»

Руководитель проекта. Костарева Марина Вячеславовна

Место проведения : МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»

Адрес: г. Белоярский, улица Строителей,20.

Телефон: 2-17-51

Вид проекта: педагогический, групповой, исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы «Брусничка»,

родители, воспитатели, социальные партнеры.

Возраст детей: 6 лет.

Проблемы. При посадке саженцев кедра и лиственницы на территории детского сада мы обратили внимание, что почва разная по цвету. Почему?

Гипотеза. Если мы изучим данную тему и проведём исследования, то мы сможем узнать, почему почва имеет разные слои

Цель: создать условия для формирования у старших дошкольников представлений о почве, ее значении для всего живого на земле.

Развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей, посредством экспериментально - опытнической деятельности и использования информационных технологий (тематическое слайд - шоу);

Обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины;

Воспитывать бережное отношение к природе (почве).

Коммуникативные:

Развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

Развивать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.

Речевые и игровые:

Учить общаться в процессе экологической игры;

Побуждать развитие фантазии;

Формировать умение выражать свои мысли;

Прививать бережное и гуманное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

Продукт проекта.

Публичная защита проекта «Почва – живая Земля»

Лэпбук «Почва», «Капельная поливочная станция»

Материально – техническая база для реализации проекта:

1.Емкости с образцами грунта (глина, песок, чернозем.) и подборка предметов, выполненных из этих материалов;

2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования

3.Тематическая подборка слайд-шоу;

4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.

5. Колбы и емкости с водой для проведения опытов;

6. Семена: овёс, пшеница для посадки.

7. Коллективная работа «Подземное царство»

8.Конструктор «LEJO WeDo» для поливочной станции

9.Фольклорный материал (пословицы, загадки о земле)

10.Фартуки-халаты;

11.Микраскоп.

Информационная часть.

Почва–это верхний плодородный слой Земли. Почва состоит из песка и глины, в ней и имеются остатки растений (корней, листьев, стебельков), мелких животных. Из этих остатков образуется перегной. Перегной накапливается верхнем слое почвы, поэтому этот слой тёмный. Чем больше в почве перегноя, тем он плодороднее.

Разнообразны почвы нашей страны. Особенно большим плодородием обладают черноземные почвы. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке и на них труженики полей получают высокие урожаи.

Почвенными факторами, экологически значимыми для жизнедеятельности, роста и развития растений, являются питательные вещества, воздух и вода. Плодородие–основное свойство почвы. Ученые изучают свойства почв разрабатываю правила их использования. Труженики полей заботятся, чтобы земля получала нужные удобрения, отводят лишние воды из заболоченных мест и орошают засушливые земли, тщательно обрабатывают поля.

Земля–наша кормилица. Поэтому о ней нужно заботиться постоянно, беречь от истощения, разрушения и загрязнения, делать все для повышения плодородия. Там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образуется в природе очень медленно: за 100летвсегоодин сантиметр, а разрушается быстро. Под действием сильных ветров, потоков воды почва разрушается.

Хвойная земля бывает под хвойными деревьями, она состоит из полусгнившей хвои и является кислой.

Торфяная земля–это темно-бурая масса, образующаяся на болотах и высыхающих водоемах, состоит из остатков полусгнивших растений. Её можно собрать в низинах и выдержать 1,5-2 года. Она является рыхлой (легкой), питательной и влагоемкой землей, но может быстро пересыхать.

Перегной – это перепревший в течение 2 лет коровий или конский навоз вместе с соломенной подстилкой, является самой питательной землёй, которая содержит все микро- и макроэлементы.

Песок хорошо пропускает воду, создает рыхлость почве, но не имеет питательных веществ, его обязательно добавляют в почвенные смеси для того, чтобы небело застоя воды и корни могли дышать воздухом.

Глина - тяжелая, плотная, плохо пропускает воду, но задерживаете, не дает быстро испаряться, удерживает растение от падения.

Актуальность темы:

  • сформировать представление о том, что почва – это верхний плодородный слой земли;
  • обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы , песка, глины
  • учить делать простейшие умозаключения путем опытнической исследовательской деятельности;
  • учить фиксировать результаты исследований;
  • учить формулировать выводы;
  • формировать интерес к явлениям окружающего мира.

Этапы реализации проекта

1этап – подготовительный

Деятельность педагога:

Определение проблемы, постановка цели и задач;

Определение методов работы;

Подбор методической, научно - популярный и художественной литературы;

Оформление информационной копилки по данной тематике;

Составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы.

Совместная деятельность с детьми:

Вести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.

Совместная деятельность с родителями воспитанников:

Введение родителей в проблемную ситуацию;

определение круга актуальных и посильных задач.

II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.

Работа с детьми

Раздел программы

Формы, методы и приемы работы

Познавательная

деятельность

НОД «Что такое почва?»

Эксперименты:

1. Виды почв.

2. Из чего образована почва?

3. Свойства почвы.

1.Воздух в почве.

2.Есть ли в почве вода?

3.Есть ли в почве перегной?

4.Есть ли в почве соли?

5.Узнаемсвойствапескаиглины

6.Почва – поземное царство

«Влажная почва. Ее свойства»

«Что содержится в почве?»

«Песок и глина».

Занятие «Знакомство со свойствами и составом почвы»

«Свойства песка и глины».

Наблюдения в природе.

Художественная

литература

Чтение Сказка «Дюймовка».

Чтение сказок и стихов о почве (Рыжова Н.).

деятельность

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

«д/и Да-Нет».

Конструирование поливочной станции

Работа с родителями

Форма

взаимодействия

Тематика

Информационно –

наглядная

Коллективная

Тематическая консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты».

Тематическая консультация «Методические рекомендации по организации развивающей среды в семье».

Анкетирование родителей

Индивидуальная

«Как вести познавательную беседу».

«Как смотреть познавательное видео и программы».

Познавательная Творческая

Творческая мастерская» Изготовление и наполнение лэпбука «Почва», «Капельная поливочная станция»

3 этап

Задачи этапа:

Формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:

Анкетирование родителей (приложение 2)

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;

Обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

презентация проекта «Почва. Знакомство со свойствами почвы.

Результаты работы над проектом дети узнают, что почва - верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.

Дети научатся : определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.

Взаимодействие с родителями.

Активное участие родителей в совместном исследовательском проекте и построение сотрудничествах участниками.

Диагностирование результативности реализации проекта .

Для педагога:

Повышение профессионального уровня в сфере информационно-компьютерных технологий, удовлетворённость собственной деятельностью, реализация творческого потенциала.

Практическая значимость проекта

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта, через самостоятельную практическую деятельность, способствует дальнейшему развитию познавательного мышления и творческих способностей детей в процессе исследовательской деятельности.


Приложение

Схема реализации проекта


Приложение 1

Область «Речевое развитие»

Центр литературы:

Беседы:

«Влажная почва. Ее свойства»

«Что содержится в почве?»

«Песок и глина»

Выставка научно – познавательных книг.

Чтение сказок о почве (авт. Т.И. Попова).

Чтение отрывков из книги С.Сахарного «По морям вокруг Земли».

Чтение сказок и стихов, загадок о почве (Рыжова Н.).

Область «Познавательное развитие»

Центр экспериментирования:

Эксперименты:

1. Виды почв.

2. Из чего образована почва?

3. Свойства почвы.

1. Сухая и влажная почва.

2. Воздух в почве.

3. Состав почвы.

4.Нужно ли растению почва.

Занятие НОД Приложение.4

«Знакомство со свойствами и составом почвы»

«Свойства песка и глины».

Наблюдения в природе

«Что такое почва?»

НОД «Подземные жители».

Область «Физическое развитие»

Центр Физической культуры:

Подвижные игры» Деревья и червячки» Приложение 7.

Продукт проекта Публичная защита проекта, лэпбук, капельная поливочная станция

Область «Художественно-эстетическое развитие»

Центр искусства:

Рисование на тему: «Подземные жители»

Рисование на тему: «Растения и почва»

Выставка рисунков «Почва в природе»

Рисование экологических знаков,

Область «Социально-коммуникативное развитие»

Центр игр.

Сюжетно-ролевая игра «Экологи»

Игра – моделирование «Слои земли»

Игра - викторина «Отгадай загадку»

Игра «Подземные жители»

д/и «Удивительный песок»

п/и «Цветы на лугу»

«Д/и Да-Нет».

Приложение 5.

Центр конструирования:

Макет«Поливочная станция»из конструктора«LEJO WeDo»

Приложение 2

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников »

Уважаемые родители !

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации экологи – Проводит анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников . Мы бы хотели узнать ваше мнение о работе детского сада, воспитателей

1. Считаете ели Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников ?

2. Как вы понимаете слово Экология, что она изучает?

3.Как высчитаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающий среды.

4.В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье ?

Беседы с ребенком о природе

Подкормка птиц

Отдых на природе

Наблюдение за природными объектами.

Чтение художественной литературы.

Другие способы.

5.Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребёнка?

6. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

7.Какую информацию вы бы хотели получить тот дошкольного учреждения по экологическому воспитанию.

Благодарим Вас за участие!

Приложение 3

Познавательно - игровая программа

ТЕМА: Почва - живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности;

2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом

3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «Почва - взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5) восприятие фольклора: пословиц о земле

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна - а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Мультимедийная презентация. Состав почвы.

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты – Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва - это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года (а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют - почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1:

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Вывод:

ОПЫТ 3.

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, - осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко»

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» -ведь они нужны почве. Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

А вы знаете, ребята, мы сегодня с вами не полили цветы, наши комнатные они выпили всю влагу, и я предлагаю вам сделать доброе дело – полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва, и растения, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля - круглая сирота.

В землю не положишь - и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля - кормилица.

Нет земли краше, чем страна наша.

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Теперь нам пора возвращаться в группу.

Приложение 4

Дидактическая игра «Да - нет»

Цель : развивать экологическое сознание детей, формировать ценностные ориентиры, закрепление грамотного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Руководство к проведению игры

Материал : карточки иллюстрации о правилах поведения в природе.

Ход игры:

Воспитатель сообщает, в лес пришел Незнайка он ничего не знает о правилах поведения в лису. Я буду вам сообщать о действиях, которые он совершал в лесу, а вы оцените его поступки. Если Незнайка поступает правильно вы говорите «Да» . Если поступает неправильно отвечайте «Нет» .

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю (да)

Если ветку подвяжу

Колышек подставлю (да)

Если разведу костер

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убирать забуду? (нет)

Если мусор уберу

Банку закопаю (да)

Я люблю свою природу

Я ей помогаю (да)

Приложение 5

Картотека опытов

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения.

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

ОПЫТ 4.

Несколько капель раствора, где была земля, поместили на стеклянную пластинку. Поставим в тёплое место.

Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт, это минеральные соли.

Вывод: В почве содержится соль.

Приложение 6

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Приложение 7

НОД «Подземные жители»

Цель : Дать детям занятие о кроте - диком зверьке (где живет, чем питается, каковы характерные особенности его внешнего вида, познакомить с дождевым червяком (его внешним видом объяснить, почему червей называют дождевыми) .

Воспитывать интерес к подземным жителям (кроту, дождевому червяку) . Бережно относиться к ним.

Ребята сегодня на занятии мы с вами отправляемся в путешествие в подземное царство . Мы знаем, что животные живут не только в лесу, ходят по земле, но живут и в земле.

Мы спускаемся все ниже, ниже становиться темнее и темнее солнышко совсем не попадает сюда.

А вот и первый подземный житель .

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдите вы (червяк)

А сейчас послушайте отрывок из сказки Павловой «Большое чудо»

Дождевой червяк родился не земле, под гнилушкой и целой год прожил в темноте, прокапывая норки. На волю, он выглядывал только в сумерки, чтобы забирать и утаскивать под землю опавшие листья. Это была его любимая еда. Но однажды, после сильного летнего ливня дождевому червяку пришлось выбраться из затопленной норки наружу. Земля была мокрой и мягкой. Солнце светило сквозь облачко и не жгло, а ласкало нежную кожу дождевого червяка. Травы и деревья роняли с листьев последние капли дождя. Было так хорошо, что дождевому червяку казалось будто это он сам нарочно вылез посмотреть на белый свет. Он так и сказал : «Я пришел посмотреть как вы все тут живете» . «Ну что ж, посмотри» - приветливо ответили ему травы, и деревья Они не знали его, и любили ведь он жил в большой дружбе с корнями. Поползай по земле, и ты увидишь много разных чудес.

Ребята, а как вы думаете, хорошо ли видит червяк? Правильно под землей нет света, поэтому червяку, как и другим подземным жителям , хорошее зрение ни к чему.

Ребята, почему червей называют дождевыми? (из-за того, что черви после дождя выползают на поверхность) Но оказывается, в названии таится настоящая трагедия этих полезных существ. Они тысячами не возвращается под землю. Может быть их заливает водой в норках, и они гибнут от недостатка кислорода. Но в опытах они выживают в банках с водой целый год. Какая таинственная сила гонит червей из нор во время дождя и губит их? На это пока нет ответа. Долго находится без почвы червяк не может, он житель подземного царства .

Сейчас мы встретимся с одним подземным жителям (загадка) .

Сделал дыру, вырвал нору,

Солнце сияет, а он и не знает (крот)

Ребята, сейчас мы посмотрим фильм о кроте.

Ребята, а какую вы знаете сказку, в которой жил крот. (Дюймовочка)

А как в сказке старая мышь говорила о кроте : У него самый большой дом под землей и он носит чудесную бархатную шубу. Одна беда он совсем слепой и не увидит тебя. Дом у крота был в 20 раз больше чем у полевой мыши. Там было много больших комнат и длинных коридоров, но солнце никогда не заглядывало туда. Крот не любил о том, что скоро лету конец будет солнце перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой.

Вопросы :

1. Почему крот был слепым и не любил солнце? (крот подземное животное , под землей нет света, там всегда темно и кроту не нужно зрение, потому что все равно ничего не увидишь)

2. Почему крот был толстым? (под землей холодно и толстый слой жира согревает крота, помогает ему спастись от холода и теплая бархатная шубка).

3. Почему крот ждал, когда наступит осень и земля снова станет мягкой и рыхлой? (тогда кроту будет удобно копать землю, рыть в ней ходы) .

Ребята, крот действительно трудяга. Длинной всего 10-15 см и весом 100 гр. он выносит на поверхность за год до 10 тонн земли. Настоящая миниатюрная землеройная машина. Кошку можно гладить только от головы до хвоста, если гладить в любом направлении шерстка будет ложиться гладко, крот ползает в любом направлении, и она не мешает ему, потому что если бы она топорщилась, как у кошки крот застрял бы при движении назад. Волоски у крота плотно прижаты к телу. Крот прекрасно слышит, различает запахи. Помогает ему ориентироваться хоботок. Крот любит пить, он прорывает ходы к лужам и ручьям. Ест крот много, без пищи быстро погибает. Питается он личинками жуков, дождевыми червями. А на них самих охотятся лисы, вороны, куницы, ежи. Но самый большой их враг - человек. Из их бархатных шубок люди шьют для себя шубы. Но кротам шубы гораздо нужнее, чем людям.

О чем бы крот попросил людей, если бы умел разговаривать?

А сейчас ребята, нам пора возвращается из подземного царства . Как хорошо на земле. Ярко светит солнце. Давайте поиграем с вами в игру «Зверолов» .

Приложение 8

Литература:

1. Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998 г.

2. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.

3. Кованько Л.Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.

4. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007 г.

5. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.

6. Дубина О.В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.

7. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.

8. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.

9. Рыжова Н.А. Не просто сказки. М., 2002 г.

10. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.

11. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.,2005 г.

12. Нищева. Н.В. Познавательно - исследовательская деятельность опыты, эксперименты.2013г.

Окружающий мир - 3 класс
Тема: "Почва"
Задачи:

  1. Познакомимся с понятием "почва", узнаем, что это такое.
  2. Узнаем главное свойство почвы.
  3. С помощью опытов узнаем состав почвы.
  4. Познакомимся с представителями животного мира, обитающего в почве. Порассуждаем о том, что полезного для почвы они делают.
  5. Рассмотрим разные виды почв, поговорим о плодородии.
  6. Узнаем имя русского учёного, который создал науку почвоведение.
  7. Порассуждаем об охране почвы.

И снова давайте вспомним о четырёх стихиях в природе. Мы уже знаем немного интересного о воздухе и о воде. Сегодня мы поговорим о земле и ее верхнем слое, который называется почва .

Ребята, что вы можете рассказать из своего жизненного опыта о почве?

Давайте разберемся, что такое почва, какая она бывает.

Если заглянуть в историю возникновения слова "почва" , то можно понять, почему оно так называется. Слово русское, ранее писалось "подъшьва" , что буквально можно перевести так: «то, на что наступает подошва» . Вроде бы все так просто. Наступаем мы на верхний слой суши, земли. Видимо, это и есть почва? Так ли это или все же есть особые свойства того, что мы называем почвой.

Если вслушаться в слово, то сразу станет ясно, что на плодородной земле родится много плодов. Другими словами, плодородная почва дает урожай. Делаем вывод: если на плодородной почве растут растения, значит в ней есть все то, что нужно для жизни растений.


Давайте попробуем предположить, опираясь на имеющиеся знания, что такого есть в почве, что нужно растениям? Выдвигайте свои гипотезы (предположения) .

А теперь будем рассуждать, опираясь на аргументы. Посмотрите фильм и ответьте на вопрос: наличие каких веществ в почве доказано опытным путем.

Итак, что мы имеем?

Выводы таковы:

Посмотри на схему выше и скажи, что еще содержится в почве?

А вот ещё некоторые представители живой природы, которых можно встретить в почве.

Каких животных ты знаешь, что можешь о них рассказать? Если не знаешь - не беда. Можно найти интересные факты о них и сделать минипроекты на урок. Сам узнал - поделился с другими.

И животные, живущие в почве, повышают плодородие почвы. Как?

Делая ходы, они рыхлят почву, а это помогает свободней проникать в нее воздуху и воде.

Из этой схемы видно, что растения берут из почвы для развития и роста. Перегной образуется благодаря бактериям, которых мы образно называем "разрушители". Роль разрушителей - преобразование органических веществ умерших живых организмов в минеральные соли, которые нужны растениям-кормильцам.


А все ли почвы одинаково плодородны?
Отчего это зависит? Как вы думаете?

Очевидно, что, чем больше в почве перегноя , тем она плодороднее . Почвы бывают разные. Посмотрите на схему и сделайте свои предположения, какие из этих почв более плодородны, а какие менее. Постарайтесь аргументировать свои ответы.

Почва образуется очень медленно. Слой почвы в 1 см природа создает 100-300 лет. А бывает и так, что и этого времени ей мало. Почва нужна человеку. Благодаря ей мы имеем возможность выращивать на полях, в садах культурные растения, нужные нам для жизни. Любой человек, который имеет дело с растениеводством, задумывается над вопросом: как сделать почву богаче.

Василий Васильевич Докучаев, русский ученый почвовед , говорил о почве: "Почва дороже золота. Без золота люди прожить смогли бы, а без почвы нет" Как вы понимаете эту фразу?

Почву, как воду и воздух, тоже необходимо беречь.


Почва.

Почва. Обучающее видео.

Как образуется почва

Роль червей в образовании почвы
Детский проект-видео

Учебный мультфильм

"Путешествие дождевого червячка"

М\Ф для детей "Кто живет под землей"

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...