Система социальной связи. Социальные связи


    Понятие социальной связи и отношения

    Типология социальных связей

    Регуляция социальных связей

1 . Индивиды, осуществляя свои действия, вступают в связи (взаимосвязи) и отношения (взаимоотношения) между собой. Социальная связь –это действия людей, учитывающие возможные действия других людей. По другому она называется интеракцией. Социальная связь обусловлена коллективностью человеческой жизни, зависимостью людей руг от друга. Ее можно выразить так: «Я завишу от других, когда предметы, блага, условия, которые требуются мне, находятся в распоряжении других. И наоборот». Например, я сажусь в автобус, оплачиваю проезд, а водитель везет меня по обозначенному маршруту.

Основными элементами социальной связи являются:1) разные люди (например, пассажиры и водители) с их мотивационными механизмами (потребности, ценности, нормы, убеждения, роли); 2) ситуация социальной связи (предметы, деньги, госвласть, право, статусы людей и т.п.); 3) согласованные действия, исполнение ролей (например, пассажиров и водителей), результат (полученное благо и связанная с ним удовлетворенность или неудовлетворенность) людей. Таким образом, социальная связь –это связь между действиями людей в определенной ситуации, побуждаемая какими –то потребностями, мотивами, стимулами.

Люди (потребности, ценности, нормы, убеждения) Люди

Статусы, роли, действия Результаты связи

Люди (механизм мотивации) Люди

Схема социальной связи (взаимосвязи)

Включаясь в социальную связь субъект конкретизирует свои потребности, ценности, нормы по отношению к ситуации, состоящей из, предметов (потребления, орудий, транспорта и т.п.), других субъектов, их действий. Элементы ситуации приобретают для действующего субъекта конкретное значение (смысл), т.е. действующий субъект актуализирует свою систему потребностей и ожиданий действий других в данной ситуации с помощью ментальности.

Становясь участником социальной связи, человек приобретает определенный статус –роль –функцию. Например, в семье люди становятся мужьями, женами, детьми и т.п. В своем взаимодействии они образуют семейную связь (семью). В социальной объективное положение человека обусловлено характером социальной связи, в которой он оказался. Одновременно каждый человек в социальной связи ориентирован на других людей и их роли. Он действует по своему усмотрению, реализует модель поведения в данной ситуации.

Социальная связь включает в себя, с одной стороны, социальные отношения (внутреннее), а с другой стороны, внешние условия. Социальные отношения (взаимоотношения ) образуют сознательную (субъективную) сущность социальных связей: потребности; ценности; нормы (программы действий в рамках социальной связи); состояние удовлетворенности или неудовлетворенности. Внешние (объективные) условия социальной связи включают в себя потребности других людей, предметы и условия, роли и действия участников, результат социальной взаимосвязи в виде какого –то блага. «Социальную связь» мы будем употреблять в единстве «взаимосвязи» и «взаимоотношения».

Важнейшей чертой социальной связи (учебной, трудовой, армейской и т.п.) является ответственность и скоординированность действий людей. Она обеспечивается общими потребностями, ценностями, нормами, убеждений людей, а также внешними регуляторами (приказами, законами, госвластью и т.п.), которые превращают действия людей в социальную связь. Связь военнослужащих включает в себя действия по защите страны (обучение военному делу, стрельба, атаки и т.п.); она регулируется приказами. В научной связи, где больше свобода мнений, регулятором выступают убеждения ученых. Законом социальных связей является поддержание взаимных ролевых ожиданий : если этого не происходит, т.е. взаимные ролевые ожидания не подтверждаются, то социальная связь распадается. Например, если пассажиры не платят, а водитель не останавливается на остановках, то транспорт перестает функционировать.

Эффективность социальной взаимосвязи зависит от степени удовлетворения потребностей ее участников. Чем они больше удовлетворены, тем стабильнее социальная связь. Далее, она определяется степенью усвоения людьми ролей, образующих социальную связь (в нашем примере –ролей водителя и пассажиров). И, наконец, социальная связи должна быть общественно –полезна, должна соответствовать принятым в обществе ценностям, нормам, убеждениям. Изменение (увеличение или резкое уменьшение) числаучастниковсвязи тоже сказывается на ее эффективности, требуя новых способов ее регуляции.

Социальная система Т. Парсонса является формой социальной связи и образуется «состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами» и качественно большее их суммы. Она включает в себя четыре типа независимых переменных: 1) ценности –представления о желаемом типе социальной системы в головах людей; 2) нормы –конкретные способы (правила) ориентации действий людей в конкретных ситуациях; 3) коллективы –группы людей, осуществляющие реализацию общей цели на основе ценностей и норм; 4) роли –программы согласованного поведения людей. 47

В свете вышесказанного общество –это сложная и взаимосвязанная социальная связь, структурными элементами которого выступают многочисленные социальные системы (подсистемы) и взаимосвязей между ними.

2. Социальная связь может быть как непосредственной, простой, так и сложной, опосредованной. В случае непосредственной связи, субъекты координируют свои действия визуально, словом, физическим действием. Примером такой связи может быть, поведение человека в автобусе, приветствие, оказание помощи и т.п. Такая социальная связь имеет вид социального контакта , в которые мы ежедневно вступаем: у прохожего узнаем, как пройти по такому-то адресу и т.д. Контакты могут быть единичными (контакт с прохожим) и регулярными (с гардеробщицей). В ходе контакта связь между людьми носит поверхностный характер; в ней отсутствует система согласованных действий партнеров по отношению друг к другу.

Большее значение в обществе имеют опосредованныесвязи, в которых люди непосредственно не соприкасаются друг с другом. Носителями этих связей являются не слова, жесты, взгляды, а какие –то материальные, экономические, политические, правовые, художественные и т.п. блага. Таковыми выступают производственно –экономические связи между заводами РФ, опосредованные продукцией, деньгами, кредитами и т.п., а также регламентированные юридическими правами и обязанностями.

С развитием общества сеть опосредованных социальных связей, а также проявляющихся в них потребностей, ценностей, норм, усложняется; увеличивается число посредников, число узлов, через которые она должна пройти. Импульс связи, «пробираясь» по этим ступеням, теряет индивидуальные особенности, превращается в сгусток социальной энергии и мотивации. Такая деиндивидуализация создает иллюзию обезличенности сети социальных связей, отсутствия в них потребности и воли конкретных людей. Но это не так: в качестве социальной она регулируется ориентацией на других, ожиданием ответного действия партнера.

В зависимости от времени и частоты социальная связь делиться на (1) случайную и (2) необходимую (устойчивую . Это сказывается на характере регулировании социальной, степени обязательности и ответственности ее участников. С соседом по автобусу вы ведете себя иначе, чем с соседом по дому. С последним вы ведете себя более обязательно, т.е. с учетом всей разнообразной мотивации к нему, так как отношение соседа к вам определяется вашим отношением к нему.

Социальная связь может быть формальнойили неформальной. Неформальная связь характеризуется отсутствием субординации, естественным разделением ее участников по статусам и ролям, выражающим их потребности, ценности, нормы, убеждения, воплощенные в традициях. Такая социальная связь характерна для традиционного (аграрного) общества, семейно –родственных связей. В ее рамках участники не регламентируются правовыми и административными нормами, в ней отсутствует управляющий орган или лидер. Таковой является также дружеская беседа, научная дискуссия, артельная работа и т.п.

Формальная связь предполагает в качестве ее регламентации правовые и административные нормы; она разделяет участвующих в ней на статусы и роли, субординирующие их. В такой социальной связи имеется управляющий орган, который разрабатывает нормы, организует людей, контролирует выполнение и т.п. Таким органом может быть и церковь, и государство. Формально -безличная связь -основа индустриального общества –капиталистического и советского.

Обмен (Д. Хоуманс) -форма социальной связи, при которой люди взаимодействую на основе своего опыта, взвешивают возможную прибыль и затраты. Обмен возникает во время купли -продажи, оказания услуг друг другу и т.п.

Конфликт – форма социальной связи, представляющая борьбу противоположных мотивов (внутриличностная), людей (межличностная), социальных образований (социальных институтов, организаций, общностей) –социальная.

Конкуренция - форма социальной связи, в которой люди вступают в борьбу за выгодные условия работы и сбыта своих товаров, за политические программы и власть, за новые идеи и организации. Как правило она ведется в рамках моральных и юридических правил, является источником богатства (А. Смит), представляет процесс познания, обучения и открытия новых знаний, а также новых товаров, рынков, технологий (Хайек).

Кооперация - форма социальной связи, в которой статусы, роли, действия людей четко скоординированы, например, семьи, заводы, магазины и т.п. В кооперации социальная связь приобретает форму социального института и организации, т.е. представляют систему устойчивых, непосредственных и опосредованных, формальных и неформальных социальных связей. Эта кооперация может носить принудительный (административный) и добровольный (демократический) характер. Социальная кооперация характеризуется социальным капиталом его участников, представляющим набор таких неформальных ценностей и норм как правдивость, честность (выполнение обязательств), сотрудничество .

Социальная связь (обмен, конкуренция, конфликт, кооперация и т.п.) может быть демографической, экономической, политической, духовной и т.п. в зависимости от предмета, характера, субъекта связи. Например: предметом экономического взаимодействия является экономическое благо (деньги, прибыль, богатство, себестоимость, акции и т.п.); характер взаимодействия носит финансово- экономический характер, предполагает определенные знания, действия, опыт; экономический субъект обладает экономической потребностью, мотивом, ценностной ориентацией, которая побуждает его к экономическому взаимодействию. Формами социального взаимодействия в европейских типах обществ являются кооперация, конкуренция, конфликт, обмен.

3 . Сущность социальной связи образует механизм регуляции . Он образуется как из субъективности (мировоззрения, ментальности, мотивов) людей, так и из социального контроля общества (мнение, право, госвласть и т.п.). Исключать из социальной связи самих людей как это иногда делается в социологических работах, нельзя. Механизм регуляции социальных связей включает в себя мотивацию, ментальность, мировоззрение, а также систему вознаграждения и наказания, а также социального контроля.

Механизм регуляции социальной связи имеет генетическое и социальное происхождение. Генетически человек обладает задатками языка, сознания (познания, памяти, воли), деятельности. Но его потребности, ценности, нормы -результат социализации. Ф. Фукуяма пишет: «..утверждение, что люди по своей природе социальные животные, не означает их врожденного миролюбия, готовности к взаимодействию, честности, поскольку нет сомнений, что они часто жестоки, агрессивные, лживы. Скорее это значит, что у них есть специальные возможности для обнаружения отступников и мошенников и умение соответствующим образом с ними обходится, равно как исклонность к общению с нацеленными на сотрудничество и следующим моральным правилам. В результате люди приходят к нормам сотрудничества гораздо легче, чем это предсказывали более индивидуалистические гипотезы относительно человеческой природы». 48

Регулятором социальных связей выступает прежде всего язык, который выражает субъективный мир потребностей, ценностей, норм. Он типизирует человеческий опыт; элементы индивидуально и исторического опыта в форме языка приобретают субъективную и объективную реальность; язык налагает на человеческий опыт (знания и умения) систему ограничений, в результате между ними возникает противоречие, становящееся причиной развития языка; язык связывает различные зоны повседневности в единое целое, на основе классификации этих зон; он обеспечивает аккумуляцию, хранение, передачу, селективность социально -значимой информации (знаний и умений), в результате чего создается их запас (память).

Большую роль в регуляции социальной связи играет вознаграждение . Чаще всего им являются деньги, выступающие эквивалентом человеческих усилий. В советских обществах вознаграждением было общественное признание: почетные грамоты, награды и т.п. В социальной связи статус человека, его роли тоже есть вознаграждение, за которое он должен платить своими действиями, на которые рассчитывают другие. Статусы в социальных связях фиксируют в себе не просто права и обязанности человека, но и уравновешенность их. То что должны мне, уравновешивается моей ответственностью перед другими.

Вступая в социальную связь, человек стремится удовлетворить свои потребности, увеличить вознаграждение и уменьшить затраты. Взаимно вознаграждаемое имеет тенденцию к регулярности и, наоборот. Социальная связь продолжаются до тех пор, пока вознаграждение перевешивает затраты. Социальная среда в виде сети социальных связей признается человеком рациональной, если издержки, которые он несет за ее поддержание дают достаточное вознаграждение. Люди постоянно находятся в поиске меры затрат и вознаграждений. Налицо различие критериев оценки необходимости социальной связи: то, что для одного дешево, для другого может быть дорого. Это особенно очевидно в политических интригах, военных действиях и т.п. В результате возникает поиск компромисса, устраивающего всех. Он обеспечивает равновесие социальных связей - признак урегулированности отношений между субъектами связи.

Условием устойчивости социальной связи является механизм социального контроля , включающий в себя моральные, политические, правовые и т.и. регуляторы. Он позволяет устранять элементы несогласованности социальной связи, которые ей сопутствуют. В частности, социальная связь может выходить за пределы ценностных и нормативных стандартов вследствие слабости людей (выпивка, болезнь, лень, корысть и т.п.). Механизм предупреждения, смягчения и борьбы с девиантными действиями -важнейшее условие устойчивости и нормального функционирования социальной связи.

Моральные регуляторы (ценности и нормы) позволяют различать добро и зло, справедливость и несправедливость. Они различны у разных социальных классов общества: богатых и бедных, бюрократов и граждан, интеллигентов и простолюдинов. Только общая система нравственных регуляторов скрепляет общество, делает возможной устойчивые социальные связи. Моральные регуляторы действуют через совесть индивидов и общественное мнение.

Важным регулятором социальной связи являются экономические блага: деньги, кредит, богатство и т.п. Благодаря экономическим благам и рынку можно объективно оценить вклад любого члена данной социальной связи. Не прибегая к прямому контакту и товарообмену каждый из нас благодаря деньгам (конечно, если они надежно функционируют) легко может включиться в любую социально –экономическую связь страны.

Власть (политическая ценность и норма) и право (правовая ценность и норма) превращают людей в соучастников управления обществом, его системами, институтами, а политические и правовые связи людей, стабилизируют все социальные связи в обществе, делают каждого члена общества равным перед другими по поводу обязательств перед обществом.

Достичь полной гармонии в действии всех регуляторов социальной связи очень трудно. Обнаруживается несогласованность механизмов социальной регуляции на микро- и макроуровне, а также моральных, экономических, политических, научных, художественных. Чем шире, иерархичнее и согласованнее система социальных регуляторов, тем сплоченнее общество. В противном случае наступает его дезинтеграция, как это случилось с постсоветской Россией. Ориентация на свободных людей после многовекового господства авторитаризма в России, привела к анархии, распаду прежних социальных связей и медленному складыванию новых, вместе с новыми механизмами социальной регуляции.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: а) важнейшим условием социальной связи является мотивационный механизм -механизм субъективной регуляции (потребности, ценности, нормы, убеждения), определяющий социальную связь людей; б) социальная связь должна быть взаимно эффективной для партнеров; в) для всех участников социальной связи должен быть применен единый критерий платы и вознаграждения; г) равновесие в социальных связях достигается не автоматически, а через конфликты, разрешение которых знаменует установление нового равновесия, но уже по новому согласованному критерию.

Ценности и нормы (моральные, экономические, политические, религиозные и т.п.) выделяют данное общество из других. В этом отношении было принципиально различие между советским (СССР) и западным (США) типами обществ. Ценностями США были: федеральное государство, разделение законодательной и исполнительной власти, независимое правосудие, отделение церкви от государства, право собственности, гражданские права личности, свобода собраний, СМИ и т.п. Эти общечеловеческие ценности до сих пор не достигнуты в России, в результате чего качество жизни россиян оставляет желать лучшего.

В демократических и тоталитарных обществах механизм регуляции социальных связей различен. В демократических обществах он в лице демократического государства и права является определяющим механизмом регуляции, поэтому там, в частности, и возникла социология. В тоталитарных (советское, нацистское, фашистское) обществах административно –командное насилие становится ведущим регулятором социальных связей. В таких обществах социология оказалась ненужной: там, где правит бал прямое насилие, там нет места мотивационным механизмам.

Каждый тип общества характеризуется устойчивой системой социальных связей. В тоталитарных обществах эта устойчивость достигается за счет низкого уровня жизни трудящихся, социального равенства, гарантии работы, идеологической обработки, административно –командного насилия и т.д., согласующего действия людей. В демократических обществах она осуществляется за счет свободы предпринимательства, растущего уровня жизни, конкуренции действий, свободы мнений, административно –правового регулирования и т.п., согласующего действия людей.

Ключевые слова:

социальная связь, социальное отношение, потребности, ценности, нормы, механизм регуляции, статусы, роли, конкуренция, кооперация.

Вопросы для самопроверки:

    Понятие социальной связи и отношения?

    Взаимосвязь социального статуса и ролей?

    Понятие социальной регуляции?

    Что такое норма социального контроля?

    Какова связь между нормами и ценностями?

    Понятие девиантного поведения?

    Виды контроля в социальной связи?

Лекция № 7
СИСТЕМА ПЕРВИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ, ОБРАЗОВАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

1. Социальные взаимодействия. Типы и теории.
2. Социальные группы. Понятия и виды.
3. Поведение человека в группе.

1
Человек, являясь по своей сути социальным существом, в процессе сво-ей жизни и деятельности вступает в разнообразные взаимодействия с другими людьми. Под социальным взаимодействием подразумевается «система взаимо-обусловленных социальных действий, при которых действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Социальные взаимодействия не исчерпывают многообразия соци-альных связей, которые выстраиваются в логической последовательности сле-дующим образом:
1) социальные контакты (мимолетные, кратковременные связи, напри-мер, в общественном транспорте);
2) социальные действия (поведение с осознанной направленностью на других, например, учет возможной реакции окружающих, который лежит в ос-нове длительного прихорашивания перед зеркалом молодой девушки);
3) социальные взаимодействия (например, кооперация, конкуренция и конфликт);
4) социальные отношения (упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия, например, дружба).
Из перечисленных видов социальных связей наиболее теоретически раз-работаны социальные действия и взаимодействия. Родоначальником теории со-циального действия был выдающийся немецкий социолог Макс Вебер, который понимал данное понятие, как действие человека..., которое по предполагаемому действующим лицом или... лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него» . В определении смысла того или ни соци-ального действия Вебер видел главную задачу социологической науки. Основ-ной особенностью социального действия Вебер считал его осознанный харак-тер. По его мнению, столкновение двух велосипедистов может быть явлением случайным и не носить характера социального действия, но брань и конфликт, либо извинения - это уже социальные действия. В данном примере сложно провести четкие контуры «социальности» действий велосипедистов. Все прояс-няется, если рассмотреть типологизацию социального действия, которую пред-ложил немецкий социолог. Он расположил четыре типа социального действия (см. также лекцию №2) по мере нарастания их рациональности:
- аффективные действия, которые совершаются под воздействием сильных эмоций (например, скандал);
- традиционные действия, которые совершаются просто потому, что так принято поступать (например, здороваться при встрече;
- ценностно-рациональные действия, которые определяются ценностя-ми, присущими человеку (например, отказ Джордано Бруно поступиться своей теорией и спасти таким образом свою жизнь;
- целерациональные, которые определяются осознанной целью и осознанным выбором способов ее достижения (например, действия предприни-мателя).
Данные варианты социальных действий представляют собой идеальные типы. В чистом виде они крайне редки в жизни, но необходимы для интерпре-тации реальных действий людей, которые представляют собой комбинации этих типов. Американский социолог Т. Парсонс несколько модифицировал тео-рию социального действия. Во первых, он предложил не ограничиваться прин-ципом рациональности, а во-вторых, соединил анализ социального действия с учением о социальных ролях. Парсонс исходил из того, что общество является доминирующим в трихотомии «общество - группа – индивид». Оно есть моти-вированная совместная деятельность людей, и чтобы познать общество, надо свести его анализ к действиям людей. Таким образом, в качестве предмета со-циологии Парсонс определяет социальные действия. Они, по его мнению, имеют определенную структуру: действующее лицо, цель, условия (ситуация), нормы, реакция другого лица. В обществе функционирует система социальных действий людей, которая способствует возникновении. социальных отношений - устойчивой связи взаимно ориентированных социальных действий. Взаимо-действие людей в обществе ¬носит структурированный характер. При этом от-дельный человек принимает участие в процессах социального взаимодействия, преследуя свои различные цепи. Но цели во-многом связаны с общественными нормами (правилами игры) и ценностями, которые существуют в культуре дан-ного общества. Выбор человеком целей своих действий происходит не произ-вольно, а в рамках определенных ценностей и нормативно регулируется обще-ством. Ключевыми понятиями в данном контексте являются статус, социаль-ная роль, и социальный контроль. Статус означает деперсонифицированную социальную позицию в обществе, связанную с ранжированностью социальных отношений.
В связи с этим понятие статуса поэтому связано с понятием престижа. Статус служит определению и конкретизации взаимодействий между людьми, задавая некую матрицу. Например, в университетской аудитории взаимодейст-вие задается двумя основными статусами - профессора и студента. Студенты строят свое поведение в аудитории, исходя из своих прав и обязанностей по от-ношению к профессорам, а профессора таким же образом строят свое поведе-ние по отношению к студентам.
Социальный статус тесно связан с типичными для общества отноше-ниями власти, подчинения и зависимости, которые в той или иной форме при-сутствуют во всех видах социальных отношений. Различают два главных спо-соба обретения статуса - предписание и достижение. Предписанный статус - это социальная позиция, которая дается от рождения или связана с принадлеж-ностью к какой-либо группе. Скажем, быть принцем, женщиной, «благородным рыцарем», графиней означает получение статуса на основе предписаний. Стать же ученым, олимпийским чемпионом, инженером и даже «вором в законе» можно только на основе достижений. Достигнутый статус означает социальную позицию, получение которой связано с проявлением индивидуальных способ-ностей и усилий. Правда, в жизни существует много статусов, которые связана одновременно и с предписаниями, и с достижениями. Получить хорошо опла-чиваемую работу гораздо легче, если человек уже принадлежит к привилегиро-ванной социальной группе.
Другой важнейший компонент социального взаимодействия - роль, яв-ляющаяся моделью ожидаемого поведения, которая связана с данным статусом. Статус подразумевает различные права и обязанности. Культурные нормы предписывают определенное поведение обладателю того или иного статуса. Это также называют ролевыми ожиданиями. Ролевое исполнение поведения яв-ляется, таким образом, функцией статуса. Через роль личность связывается с социальной структурой, а статусно-ролевая система выступает как матрица со-циальной структуры общества. Люди получают определенный статус и игра-ют социальные роли (студентов, профессоров, менеджеров, политиков). В рамках статусно-ролевой позиции существуют права, т.е. ожидания того, как будут вести себя люди по отношению к данному человеку, и обязанности - ожидания других, что человек будет вести себя соответственно занимаемому статусу. Все это делает возможным существование системы социальных отно-шений. Конкретный индивид может пребывать одновременно в нескольких ста-тусно-ролевых позициях. Ученик Парсонса Роберт Мертон отмечал, что одному статусу может соответствовать целый ряд ролей. Так, например, женщина мо-жет иметь статус жены и исполнять роли полового партнера и хозяйки. Если она еще и работает, скажем преподавателем, то исполняет роли коллеги для со-служивцев и учительницы для детей. Множественность статусно-ролевых по-зиций личности приводит к противоречиям и ролевым конфликтам (семейные обязанности женщины могут мешать ее служебным обязанностям). Общество порой вынуждено заставлять своих членов выполнять социальные роли и кор-ректировать ролевые отклонения, которые могут возникать. Против отклонений мобилизуется социальный контроль, который основывается на санкциях (пред-писания, запреты, положения, приказы, репрессии) и реализуется через социа-лизацию, групповое давление и принуждение.
Среди теорий социального взаимодействия наиболее распространены теория обмена, символический интеракционизм, этнометодология и дра-матический анализ. Теория обмена Дж. Хоманса основана на бихевиорист-ской модели (стимул-реакция). Люди вступают во взаимодействие, взвешивая все возможные вознаграждения и затраты в соответствии с четырьмя принци-пами: 1) чем больше вознаграждается определенное действие, тем чаще оно по-вторяется; 2) если вознаграждение зависит от условий, то человек стремится воссоздать эти условия; 3) если награда велика, то человек готов приложить больше усилий; 4) когда потребности близки к насыщению, то прилагаемые усилия становятся меньше.
Наряду с трактовкой общества в рамках позитивизма и структурного функционализма существует субъективная, интеракционистская модель соци-альных взаимодействий. Согласно данному подходу, общество - «конструи-руемая реальность», возникающая в повседневном взаимодействии (интерак-ции) людей. Отсюда предметом социологии считается процесс взаимодействия на микроуровне. Реальность - это результат взаимодействий, основанных на интерпретации ситуации, в которой они происходят. Например, девушка, отве-чая на вопрос молодого человека о том, который сейчас час, может по-разному интерпретировать данный вопрос и соответственно по-разному себя вести. Скажем, понять ситуацию как попытку завязать знакомство или как мимолет-ный контакт. Символический интеракционизм, разработанный Дж.Мидом и Г.Блумером, утверждает, что поведение определяется значением, которое люди придают словам, жестам, предметам и другим символам. Один и тот же жест может интерпретироваться как значимый, и тогда строится одна модель пове-дения; и незначимый - тогда следует автоматизированная реакция. Схема взаимодействия выглядит так: стимул - символ - реакция.
На конструирование реальности огромное влияние оказывает культура общества, задающая параметры такого конструирования, которые воспринима-ются как «естественные». Так называемая теорема Томаса гласит, что ситуа-ция, которая определяется как реальная, реальна и по своим последствиям. Культура задает пространство смыслов и значений, согласно которым и проис-ходит интерпретация ситуации взаимодействия. Этим можно объяснить знако-мый каждому путешественнику «культурный шок», когда привычные для него жесты, предметы и понятия неожиданно оказываются имеющими совершенно другое значение. Например, в Японии протянутая для рукопожатия рука тради-ционно интерпретировалась как недружественный жест, и в данном случае не важно, что хотел на самом деле действующий субъект. Теорема Томаса нацели-вает на анализ того, как партнер по взаимодействию определил ситуацию.
Именно в ежедневном процессе взаимодействия, который связан, преж-де всего, с речевыми конструкциями, задающим упорядоченность социальной реальности, сосредоточивает свое внимание этнометодология. Основатель этой теории Г.Гарфинкель ставил задачу вскрыть неписанные правила, которые упорядочивают взаимодействие, но не являются очевидными. В 60-е годы его студенты проводили провокационные эксперименты. Когда студента спраши-вали: «Как поживаешь?», он отвечал: «А что Вы имеете в виду: мое здоровье, финансовое положение, учебу или что?». Собеседник, как правило, выходил из себя и кричал: «Да я просто был с тобой вежлив и мне плевать на то, как ты живешь!». Отсюда Гарфинкель делал вывод о языковом нормировании правил социального взаимодействия. Этнометодология, встав в жестокую оппозицию традиционной социологии, в свою очередь, подверглась критике за: 1) идею сверхупорядоченности социальных взаимодействий; 2) игнорирование фактов непонимания между людьми и феномена социальной структуры. Сегодня роль этой теории не столь заметна, как в 60-е годы.
Коллега Г.Гарфинкеля Э.Гоффман разделял его идею о схематизирован-ности повседневной жизни. Социальное конструирование реальности, по его мнению, сходно с тем, как актеры играют свои роли на сцене театра. Свою тео-рию он назвал драматургическим анализом и определял ее как анализ соци-альных взаимодействий в терминах театральной постановки. Статус при этом связывался с солирующей или второстепенной партией, а роль - сценарием. Сердцевиной теории Гоффмана являлась идея самопрезентации, с помощью ко-торой человек управляет впечатлениями других людей и воздействует таким образом на них. Жесты, одежда, тон голоса - все это создает нечто вроде сцени-ческой постановки, где человек играет главную роль. Одна из главных задач здесь - создать себе идеализированный имидж. Независимо от того, каковы их реальные мотивы и намерения, люди склонны убеждать действия соответству-ют общеразделяемым и одобряемым стандартам. Например, врачи склонны публично утверждать, что их работа для них не столько зарабатывание денег «благородное дело помощи страждущим больным», «вклад в науку» и т.п. Са-мое неприятное в самопрезентации - потеря лица, которая приносит вред не только тому, кто его теряет, но и может дезорганизовать всю ситуацию взаимо-действия. Отсюда ценность тактичности, которая призвана помочь сохранить лицо и контекст ситуации. Такт - один из приемов конструирования социаль-ной реальности. Рассмотрим этот процесс на примере ситуации в кабинете вра-ча-гинеколога. Если врач мужчина, ситуация приобретает некую двусмыслен-ность, поэтому общество создает особый сценарий взаимодействия в таких слу-чаях. Во-первых, присутствие медсестры - женщины как бы препятствует ин-тимности; во вторых, дизайн кабинета и одежда врача призваны исключить всякий намек атмосферу, предполагающую близость; в-третьих, язык общения официален и задает некую обезличенность. Таким образом, сам процесс чисто медицинской помощи приобретает социальный контекст. Работы Гоффмана показали, что хотя индивидуальность и спонтанность имеют место в процессе ролевого поведения, тем не менее социальное взаимодействие во многом скон-струировано из сходных элементов и поэтому нормировано. Шекспировские слова о том, что весь мир театр, а люди в нем актеры, могут быть использованы в качестве главного тезиса теории драматического анализа.

2
Взаимодействуя между собой, люди не могут обойтись без таких прояв-лений своей социальной сущности, как чувство принадлежности к общности и идентификация себя с другими людьми, Другими словами, практически каж-дый человек является членом какой-либо социальной группы. Термин «соци-альная группа» используется для обозначения феномена, «когда два или более человека, имеющих высокий уровень идентичности, взаимодействуют на по-стоянной основе» . Каждый член общества может быть охарактеризован как представитель той или иной группы - семейной, этнической, дружеской, кон-фессиональной и т.п.
Образование социальных групп в обществе обычно связывают с:
1) жизненной необходимостью, вытекающей из социальной
природы человека (социализация);
2) необходимостью достижения целей, не доступных одному человеку (бригада строителей);
3) удовлетворением потребностей в социальном одобрении, уважении и самореализации, которое невозможно вне группы;
4) необходимостью ослабления разрушительного влияния негативных чувств (беда любит компанию).
Образуя группы, люди не только определенным образом взаимодейст-вуют друг с другом и осознают свою принадлежность к ней, они также подчи-няются внутригрупповым нормам поведения и считаются членами данной группы с точки зрения других людей (вспомним теорему Томаса).
В одних случаях взаимодействия в группах носят более личностный, в других - более формальный характер. В этом плане различают первичные и вторичные группы. Первичной называют группу, сравнительно небольшую по размеру, где отношения между людьми длительны и основаны на личностных факторах (родство, дружба, любовь). Типичный пример и самая важная пер-вичная группа - семья. Именно первичная группа выступает агентом ранней со-циализации, формируя поведение и личность человека. Она же задает социаль-ную идентичность, поэтому члены первичных rpyпп воспринимают себя как некое коллективное «мы» (братство, клуб). Сила первичных связей дает чело-веку комфорт и ощущение безопасности. Члены первичных групп оказывают не только эмоциональную, но и зачастую финансовую поддержку друг другу. Причем данный тип взаимоотношений мыслится на взаимной основе. Если это не происходит, то появляется ощущение, что тебя просто используют, и это от-рицательно сказывается на взаимоотношениях. Несмотря на периодические конфликты, члены первичных групп чаще всего сохраняют статусно-ролевую структуру. Братья и сестры всегда будут братьями и сестрами. Не случайно распространено мнение, что первичная группа и есть та клеточка (по аналогии с живой клеткой), из которой складывается общество.
Вторичные группы обычно больше по размеру, и взаимодействие в них основано на общих целях и интересах. Вторичную группу образуют индиви-дуумы, работающие в одной фирме, учащиеся в одной студенческой группе, депутаты, состоящие в одной парламентской фракции. Здесь формируется ткань вторичны (более безличных) отношений. Они более кратковременны и менее эмоциональны. Вторичная группа менее значима с точки зрения соци-альной идентичности. Хотя и во вторичной группе люди могут говорить о себе, употребляя термин «мы», границы между членами группы и не членами группы менее четко выражены по сравнению с первичными группами. Сказанное не означает, что вторичные отношения напрочь лишены эмоциональности и чисто формальны, но эмоциональные и личностные факторы взаимодействия здесь вторичны по сравнению с групповыми целями. Если члены первичных групп имеют значение сами по себе, то члены вторичных групп оцениваются с точки зрения того, чем они могут быть полезны. В то же время данные различия ско-рее идеальная типизация. В жизни можно встретить вторичные группы с сильно выраженным акцентом на «семейный тип» взаимоотношений. Например, тра-диционные японские фирмы, где большое значение придается взаимным мо-ральным обязательствам работников и работодателей.
Другой разновидностью социальных групп являются референтные группы. Это группы, на которые человек ориентируется в своих оценках, реше-ниях и поведении. Молодой человек, размышляющий о том, как его семья от-несется к девушке, с которой он встре¬чается, считает семью референтной груп-пой. Также банкир, считающийся с мнением коллег по поводу своей кредитной политики, оценивает своих сослуживцев как референтную группу. Одновре-менно референтными будут не только те группы, к которым человек принадле-жит, но и те, к которым он хотел (ингруппа) или активно не хотел бы (аут груп-па) принадлежать. Выражения типа «ты что, ненормальный?» служат как раз тому, чтобы, используя референтную группу, воздействовать на оценки или по-ведение партнера по взаимодействию. Референтными могут быть как первич-ные, так и вторичные группы. Все группы типа «in» и «out» порождаются раз-делением общества на «мы» и «они». При этом «нам» приписываются те цен-ные свойства, которых нет у «них». Все это способствует созданию более опре-деленных границ между социальными группами и социальной индентификаци-ей людей. Одновременно с помощью «in» и «out» групп воспроизводится база для конфликтов. Этноцентризм и расизм, например, - результатом возвыше-ния одних групповых черт и норм в ущерб другим. К чему это приводит на практике, известно.
3
Взаимодействие людей в группах имеет ряд характерных особенностей, которые в социологии называются групповой динамикой. Речь идет прежде всего о феноменах лидерства, группового конформизма и сплоченности. В се-мье, на работе или на отдыхе взаимодействие людей выстраивается таким обра-зом, что кто-то приобретает большой статус и занимает более влиятельную по-зицию, что позволяет им оказывать сильное воздействие на других членов группы. Для характеристики такого явления используют понятие «лидерство». Лидер - это член группы, который: 1) имеет возможность влиять на поведение других; 2) определяет направление И осуществляет координацию деятельности; 3) разрешает споры и принимает решения. В то же время лидер концентриро-ванно выражает групповые интересы и ценности. Даже в бандитской шайке ли-дер должен не просто «давить» авторитетом и силой, а использовать их для достижения целей, которые одобряются шайкой, и вести себя в соответствии с принятым «кодексом чести».
Различают «инструментальное лидерство», которое связано с процессом достижения главных целей группы, и эмоциональное, связанное с процессом улучшения коллективного самочувствия членов группы (душа общества). В ев-ропейской культуре такое «разделение труда» четко выражено. Например, в семье инструментальным лидером является муж и отец, жене же традиционно отводится роль эмоционального лидера. По стилю лидерства выделяют три идеальных типа: а) либеральный (невмешивающийся); б) авторитарный (дик-тующий решения и берущий на себя всю ответственность); в) демократический (разделяющий ответственность с членами группы на базе совместно принятого решения). Выбор стиля лидерства зависит не только от ситуации и от группо-вых целей, а также от индивидуальных характеристик самого лидера.
Другой важной характеристикой групповой динамики является группо-вое давление и конформизм. Конформизм подразумевает требование и одно-временную готовность следовать внутригрупповым нормам. Показателен в этом смысле эксперимент, проведенный в начале 60-х годов XX в. С.Мильграмом в Йельском Университете США. Одним студентам поручалась роль «учителя», другим «ученика». Учитель должен был требовать, чтобы уче-ник запоминал ряд слов и воспроизводил их без ошибок. Для стимуляции при-лежного учения учитель располагал аппаратурой, позволяющей выбирать для нерадивых учеников с помощью разряда тока от 15 до 450 вольт. Естественно, «ученики» были заранее предупреждены, что никаких ударов током не будет, но их попросили сыграть так, будто им больно. «Учителя» об этом ничего не знали. Аппаратура была сконструирована таким образом, что исключала воз-действие током. В процессе эксперимента оказалось, что 2/3 «учителей» не ос-танавливались даже перед применением электрошока в 450 вольт. Мильграм предположил, что «учителя» настолько входили в роль, что, по их мнению, обя-заны были добиться, чтобы ученики выучили все задания. Эксперимент был повторен таким образом, что один «ученик» имел сразу трех учителей, двое из которых были ассистентами Мильграма. В этом случае эксперимент показал, что один испытуемый «учитель» ориентировался на действия своих «коллег» в большей мере, чем на свое мнение.
Групповое давление и конформизм ярко продемонстрировали и экспе-рименты С.Эша. Группе из 6 - 8 человек давалось задание оценить сравни-тельную величину разных отрезков прямых. Причем разница была очевидна. Но когда испытуемый попадал в группу, которая специально начинала выска-зывать мнение, прямо противоположное мнению, то примерно более 30% ис-пытуемых соглашались с неверным ответом, если его разделяло большинство. Опираясь на эти и другие исследования, социологи склонны утверждать, что большинство индивидов конформно и не может противостоять групповому давлению. Но, наверное, не стоит считать конформность исключительно отри-цательной характеристикой человека. Во многом благодаря ей поведение лю-дей в группах отличается предсказуемостью и стабильностью. Только мень-шинство способно противостоять групповому давлению, но именно оно и спо-собствует социальным изменениям. Еще одна важная характеристика группо-вой динамики - сплоченность. Для сплоченной группы типично:
1) ярко выраженное чувство «мы»;
2) тесная кооперация в достижении групповых целей;
3) защита группы от внешней критики или агрессии;
4) готовность пожертвовать личным во имя групповых интересов.
На сплоченность влияют, во-первых, размер группы (чем она больше, тем труднее поддерживать сплоченность); во-вторых, стабильность состава группы (ротация членов группы отрицательно сказывается на сплоченности); в-третьих, степень вовлеченности и ответственности членов группы за общие де-ла. Чем сложнее ритуал принятия новых членов группы, тем, как правило, жестче требования следовать групповым нормам и выше сплоченность.
На уровень сплоченности влияет также и такой фактор, как образ врага, который усиливает внутригрупповую солидарность и интеграцию. В США был проведен довольно простой, но показательный в данном контексте экспери-мент. В лагере скаутов для поощрения конкуренции в трудовых и спортивных делах было создано два отряда - «красных дьяволов» и «бульдогов». Админи-страция лагеря всячески способствовала усилению соперничества между ними. В конце концов начались жесткие конфликты, которые уже не удавалось пога-сить привычными способами. Тогда руководство лагеря создало образ врага в лице скаутов соседнего лагеря, сказав, что они пренебрежительно отзываются о спортивных и трудовых возможностях «бульдогов» и «красных дьяволов» и готовы их легко посрамить как в спорте, так и в труде. Все это резко усилило лояльность к «своим» на фоне наростающей враждебности к «чужим». Кон-фликты прекратились, и лагерь зажил одной семьей, озабоченной победой над общим «противником».
В заключение отметим, что именно изучение малых социальных групп сегодня вызывает большой интерес социологов. Помимо удобства для экспери-ментирования и наблюдения из-за своего сравнительно небольшого размера, они выступают элементарными частицами социальной структуры, в которой зарождаются и развиваются социальные процессы.

Вопросы для самоконтроля
да.
1. Что такое социальное действие?
2. Сравните теории социального действия М. Вебера и Т. Парсонса.
3. В чем сущность понятий «социальный статус» и «социальная роль»?
4. Дайте характеристику взглядам интеракционистского подхода.
5. Поясните на примерах действия «теоремы Томаса».
6. Почему люди образуют группы?
7. Какие виды групп вы знаете?
8. Поясните на примерах процессы групповой динамики.

Литература
1. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
2. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997.
3. Вебер М. Избранные, произведения. - М., 1990.
4. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969.
5. Андреева Т.М. Социальная психология. - М., 1988.
6. Социологический словарь / И.Амберкомби, С.Хилл, Б.С.Тернер. - Ка-зань, 1997.
7. Horton P., Hunt С h.L. Sociology. - Mc Graw-Hill Book Company. - N.Y., 1976.
8. John J. Mасiоnis. Sociology. - New Jersey, 1989.
9. Капитонов Э.А. Социология в XX веке. - Ростов-на-Дону, 1996.


Понятие социальной связи

Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнёра. В социальной связи можно выделить: - субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей); - предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); - механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи – или если участники связи не согласны с принципами её регулирования.

Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь поверхностна, мимолётна), и в виде социального взаимодействия (систематические, регулярные социальные действия партнёров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать определённую ответную реакцию воздействующего). Социальные взаимодействия выступают в вариантах: социальные отношения, социальные институты, социальные общности.

Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

Психическое и социальное взаимодействие (обмен представлениями, чувствами, желаниями, переживаниями) возможно:

При наличии психики, органов чувств;

Если взаимодействующие люди одинаковым образом выражают одни и те же психические переживания, одинаково понимают сами символы, объективирующие дневные состояния.

Ситуация контакта двух и более людей может принимать различные формы:

1) простое соприсутствие;

2) обмен информацией;

3) совместная деятельность;

4) равная обоюдная или асимметричная активность (социальное влияние, сотрудничество, соперничество, манипуляция, конфликт и др.)

Теории социального взаимодействия:

1. теория обмена (Дж. Хоманс, П.Блау) – социальное поведение как взаимодействие людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом.

2. теория символического интеракционизма (Дж. Мид, Г.Блумер).

3. теория управления впечатлениями (Э.Гофман)

4. психоаналитическая теория (З.Фрейд) и др.

Одной из форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена обусловлены деятельностью и существованием других членов. Направление взаимоотношений может быть солидарным, антагонистическим или смешанным. Можно выделить организованные и неорганизованные взаимодействия.

Взаимодействие в неорганизованных группах противоположно предписанным ритуалам. Формы коллективного поведения людей в толпе относительно стихийное, порой непредсказуемое взаимодействие людей в ситуации неопределенности или угрозы.

4 типа элементарных коллективных групп (Г.Блумер)

Действующая толпа (агрессивная)

Экспрессивная толпа

Масса (без социальной организации)

Общественность (дискуссия о решении проблемы)

Эти социальные группировки возникают спонтанно, и их действие не направляется и не определяется существующими культурными моделями и нормами.

Появление элементарных коллективных группировок указывает на происходящий процесс социального изменения. Они играют важную роль в развитии нового коллективного поведения и новых форм социальной жизни, в формировании нового социального порядка, служат основой для формирования социальных движений, благодаря которым новые типы коллективного поведения выстраиваются в фиксированные социальные формы.

Основные характеристики человеческого существования: неповторимость и способность к творчеству

Проблема смысла экзистенциальной неповторимости заключается в выявлении специфики отношений индивидуального и типизованно-совместного в человеческом бытии. Неповторимость или уникальность принадлежат к важнейшим экзистенциалам человека в том мировидении, которое исходит из онтологического приоритета «существования» перед «сущностью».

Ранее философы признавали за индивидуальным человеком физическое, ментальное, психическое своеобразие в некотором диапазоне вариаций, но в рамках единого человеческого типа как набора качеств, очерчивающих его в принципе единообразную природу. Современные философы – экзистенциалисты вводят качество неповторимости в самоопределении человеческого бытия («для – себя – бытие») – оно в принципе нетипизуемо, а есть всегда каждый раз неповторимое образование, которое и передать в формализованно - обобщенном виде нельзя, отсюда и обозначения «это- бытие», «вот-бытие». Подобное объяснение дел возникает в силу нового качества человека в сравнении с предшествующими бытийными формами, которое изменяет отношение между частью (индивидуального) и целым («идеальным типом»). Дело в том, что сам «идеальный тип» человека есть неопределенность и неопределимость не в физическом, а в сущностном облике (значениях его духа, жизнедеятельности, целях и пр.) Мы можем определять человека в бесконечном числе дефиниций и все они будут верны (и бог и червь, и дух и плоть). Поэтому потенциальная пластичность (многозначность) человеческого бытия как типа определяет «закон» индивидуального бытия - «быть-значит отличаться».

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество может рассматриваться в 2-х аспектах: психологическом (механизм протекания акта) и философском (рассматривают вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи).

Античность – творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия.

Средние века – творчество связано с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир.

Возрождение – творчество как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании.

Новое время- рефлексия по поводу творческого процесса XYIII века - Кант анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Воображение есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому гении творят как бы бессознательно (как природа), но этот бессознательный процесс протекает все же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой.

Шеллинг и венские романтики – творчество художника и философа – высшая форма человеческой деятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом.

Идеалистический философ конца XIX-XX вв. – творчество рассматривается как противоположное механически-технической деятельности.

Бергсон – творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни, в противоположность субъективной деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое.

Экзистенциализм – носитель творческого начала - личность, понятия как экзистенция, т.е. некоторое иррациональное начало свободы, выход за пределы природного и социального.

Прагматизм, инструментализм, неопозитивизм – творчество рассматривается с прагматической точки зрения, прежде всего как изобретательство, цель которого – решать задачу, поставленную определенной ситуацией (Дьюи).

Неореализм, феноменология – основа творчества – интеллектуальное созерцание.

Марксизм – творчество – это деятельность человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности. Творчество – как созидательная деятельность, характеризующаяся неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно – исторической (а не только индивидуальной) уникальностью (человеческое сознание не только отражает объективный мир, но и творит его, считал Ленин)

Диалектический материализм - в природе нет творения, а есть процесс развития. Творение предполагает бытие и действие творца – субъекта творческой деятельности.

Понимание свободы и необходимости как условия существования человека в системе социальных связей

Проблема смысла свободы заключается в определении субъектом диапазона возможностей для самореализации. «Свобода» занимает особое место в ряду экзистенциальных категорий в силу её связи с квалификациями социально-политических состояний индивидов и групп.

«Свобода» - это не только метафизическое понятие, но весьма влиятельная социальная идея, органическая «составляющая» многих исторических типов ментальности, мощная мобилизующая идея социальных преобразований и столкновений. Это обстоятельство определяет два значения «свободы»: социальное и метафизическое.

Социальный аспект «свободы» означает её интерпретацию в смысловом пространстве отношений и взаимодействия множества участников: индивидов, групп, общественных институтов, идей и норм. Идея свободы развивается в социальной философии в рамках двух установок: индивидуалистской и коллективистской.

Индивидуалистский смысл свободы заключается в максиме: «позволено все, что не запрещено законом» (который призван выражать естественные права каждого: на жизнь, собственность т.д.) Это так называется «отрицательная свобода» - свобода от внешнего принуждения и свобода произвола.

Коллективистские теории исходят из альтернативных посылок в своих утверждениях – изначальным является «общество», которое через культуру, традиции, социальные институты конституирует сами индивидуальности и их свободы. Поэтому даже как индивидуальная свобода эта свобода должна иметь коллективный характер или, по меньшей мере, существенный коллективный аспект, выражающийся и проявляющий себя в способе, каким индивид участвует и вносит вклад в коллективную практику своего общества. Понятие «свобода» предполагает, таким образом, нормативный смысл, оно означает особый путь, каким действующие лица приходят к решению о том, что они хотят делать.

Метафизический аспект «свободы» означает интерпретацию этой категории в онтологическом, антропологическом и экзистенциальном контекстах. Первый контекст – свобода – это осознанная необходимость, действия человека в диапазоне тех возможностей и тех обусловливающих координат, которые могут предоставить ему природа или Бог.

Второй и третий контексты – свобода как свобода человеческого сознания конструировать значения рядов причинности внешнего мира. Например, Сартр считал, что если нам не дано изменить или отменить реальность, то мы способны, по крайне мере, изменить отношение своего сознания к ней. Свобода здесь есть путь самосознания сознания свободы.

Свобода и необходимость - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в её соотношении с необходимостью, сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий «свобода» и «необходимость» как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим, свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о её нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не овладев свободой, действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за своё поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в лотерею.

Решение антиномии «свобода или необходимость» в истории философии зависело от того, к какому из направлений тяготели те или иначе философы – к эссенциальному (сущность – эссенция) или экзистенциальному (существование), т.е. от того, что для них было первичным, исходным. Для тех, кто придерживался первого направления, свобода была всего лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от неё; придерживавшиеся второго направления рассматривали свободу как первичную реальность человеческой жизни, тогда как необходимость трактовалась как абстрактное понятие.

Все помыслы и поступки людей, так или иначе причинно обусловлены. Но при этом нельзя не учитывать, что, во-первых, их деятельность направляется не только внешними обстоятельствами, но и внутренними побуждениями, а во-вторых, человек в состоянии мысленно реагировать на одни и те же воздействия неоднозначно. Одинаковые причины влекут за собой со стороны человека отнюдь не идентичные следствия, ибо своеобразно преломляются во внутреннем мире разных людей.

В своей повседневной практической деятельности люди сталкиваются с конкретно-историческим воплощением исторической необходимости в виде реально существующих естественных условий жизни, социальных и экономических отношений, наличных материально-технических средств и т.п. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности; более того, сами эти условия во многом определяют круг их интересов, их стремления. Однако люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, поскольку в каждый данный исторический момент существует не одна, но несколько вполне реальных возможностей развития. Даже тогда, когда нет разумной альтернативы, люди в состоянии отдалить наступление нежелательных для них явлений, либо ускорить приближение желательных. Люди более или менее свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. Свобода, следовательно, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определённой цели и плана действий. Её тем больше, чем лучше люди сознают свои реальные возможности, чем больше средств находится в их распоряжении для достижения поставленных целей, чем в большей мере они могут воспользоваться благоприятными для них тенденциями общественного развития и противодействовать неблагоприятным. В реальной действительности историческая необходимость и свобода личности взаимосвязаны. При этом свобода личности не только выявляет историческую необходимость, но и присутствует и накапливается в ней в виде непрерывной цепи свободы выбора, которая осуществлялась людьми в прошлом и привела общество к данному состоянию.



ТЕМА 15. Социальная политика государства

Социальная устойчивость и социальная политика

Под социальной устойчивостью понимается такое состояние социальных групп и граждан общества, которое характеризуется стабильностью их экономического и социального положения, а также способностью к самообеспечению воспроизводства своей жизнедеятельности и развитию своей экономической активности. Основными формами социальной устойчивости являются:

· отсутствие поляризации доходов и положения разных социальных групп; наличие партнерских отношений;

· наличие и соблюдение социальных гарантий;

· надежность системы социальной защиты;

· доступность важнейших звеньев социальной инфраструктуры.

Задачи обеспечения и соблюдения условий социальной устойчивости призвана решать социальная политика государства. Социальная политика - это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

Основные функции социальной политики :

1) стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

2) поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

3) гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;

4) защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.

Социальная политика строится на основе определенных принципов , основными из которых являются:

а) принцип социального равенства членов данного общества, означает равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.;

б) принцип социальной солидарности , означает общую, объединенную поддержку, опирающуюся на общность основных жизненных интересов и целей населения страны;

в) принцип социальной справедливости , имеющий исторически обусловленные особенности, в целом означающий определённую социально-экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии, например, прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.

Социальная политика направлена на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между субъектами экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни. Уровень жизни отражает степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека. Жизненный уровень населения – совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например, потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или 100 семей, структура потребления.

Точкой отсчета при определении жизненного уровня является «потребительская корзина» – набор благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Выделяют минимальный и рациональный уровень потребления. Минимальный уровень потребления – такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Рациональный уровень потребления – количество и структура потребления, наиболее благоприятная для индивида. Минимальный уровень потребления определяет так называемую "черту бедности". Бедность – это обеспеченность человека ниже прожиточного минимума. Бедность бывает временной или застойной. В мировой практике используются две основные концепции к определению уровня бедности: концепция абсолютной бедности как отсутствие дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и концепция относительной бедности как отношение доходов самых нижних слоев общества ко всем остальным. При таком подходе в отдельных странах бедными считаются те, чей доход не превышает 50% (40% или 60%) среднего дохода по стране. Однако на практике ни та, ни другая концепция не применяется в чистом виде.

Категория «уровень жизни населения» не ограничивается лишь рамками доходов, а, следовательно, потреблением населения. В соответствии со ст. 25 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики», человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья благосостояния его самого и его семьи. А также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. По рекомендации ООН, уровень жизни представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в т.ч. демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в т.ч. грамотность; жилище, включая его благоустройство; социальное обеспечение, человеческие свободы.

ООН отказалась в целом от какого-либо интегрального показателя уровня жизни. Вместе с тем, для международного сопоставления уровня жизни ООН использует так называемый «индекс человеческого развития», включающий три интегральных показателя: преобразованный национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование.

Качество жизни – это синтетическая характеристика уровня и условий жизни населения, учитывающая также состав семьи, состояние здоровья её членов, их социальную удовлетворенность и т.п. При этом качество жизни населения данной территории или государства определяется воздействием экономических, социальных, демографических, экологических, географических, политических, моральных и других факторов, как объективного, так и субъективного характера. Среди них важнейшими являются удовлетворенность работой и жизненными условиями, удовлетворенность возможностями развития индивида, положением семьи в социуме, её финансовым положением, оценка среды обитания и качества трудовой жизни.

Результативность социальной политики проявляется в системе социальных индикаторов или нормативов – количественных показателях состояния и динамики социальных процессов в обществе. Система социальных индикаторов состоит из четырех больших групп. Главными из них являются данные, служащие для оценки уровня жизни:

· денежных доходов населения и их динамики;

· реальных доходов и расходов на потребление;

· дифференциации реальных доходов по социальным группам населения;

· распространения и глубины бедности.

Социальная политика включает ряд направлений: политика обеспечения занятости; политика регулирования доходов; политика социальных гарантий; политика социальной защиты; политика развития социального партнерства; политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Социальные институты. Мы сказали, что социальные отношения-основной элемент социальной связи, поддерживающей устойчивость и внутреннюю сплоченность групп

Мы сказали, что социальные отношения-основной элемент социальной связи, поддерживающей устойчивость и внутреннюю сплоченность групп. Отношение продолжается так долго, как долго его партнеры выполняют свои обязанности, выполняют функции, вытекающие из характера связующего звена. Следовательно, для группы как целого не безразлично, все ли обязанности, вытекающие из отношений между ее членами, выполняются, как они выполняются и каковаих прочность. Что-

бы обеспечить устойчивость социальных отношений, от которых, как мы видели, зависит бытие общностей, они создают своеобразную систему учреждений, контролирующих поведение их членов. В этой системе «социального контроля» особо важную роль выполняют институты.

Этот термин как в социологии, так и в обиходном языке или в других социальных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным: 1) термин «институт» может относиться к определенной группе лиц, призванных в выполнению дел, важных для совместной жизни. В этом значении институтом мы называем определенную группу людей, выполняющих общественные функции; 2) этот термин может обозначать определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами группы от имени всей группы; 3) иногда этим термином обозначается совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выпол­нять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп; 4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы. Например, когда мы говорим, что суд - социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в суде, или же в другом значении - организационные формы функций, выполняемых судом; в третьем значении важнейшим для суда как института будут учреждения и средства, которыми он располагает, чтобы выполнять функции, порученные ему группой, и, наконец, в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль судьи или прокурора. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института. Они являются системами учреждений, в которых определенные



люди, избранные членами групп, получают полномочия для выполнения определенных общественных и безличных функций ради удовлетворения существующих индивидуальных и общественных потребностей и ради регулирования поведения других членов групп. Во всех группах, в которых появляются хотя бы зачатки организации, вырабатываются определенные способы действия от имени группы как целого; например, кто-то представляет группу вовне, определяет соответствующий образ поведения для членов группы, принимает решения от имени целого и т. п. Эти способы действий определены как безличные, то есть они должны выполняться независимо от личных черт и интересов человека, который их выполняет, всегда одним и тем же образом. Индивид, выполняющий эти функции, имеет поддержку всей группы или ее решающей части. "Способы выполнения этих функций определены группой как целым, и индивиды должны выполнять их в соответствии с этим определением. Таковы существенные элементы любого социального института.



Какие функции или задачи выполняет социальный институт в общественной жизни? 1) Создает возможность членам удовлетворять различного рода потребности. 2) Регулирует действия членов в рамках социальных отношений, то есть обеспечивает выполнение желательных действий и осуществляет репрессии по отношению к не­желательным действиям. 3) Обеспечивает устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции. 4) Осуществляет интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивает внутреннюю сплоченность общности.

В современном обществе каждый человек пользуется услугами и трудом бесчисленного множества различных институтов. Он рождается в семье, воспитывается в семье, в дошкольных учреждениях и школах разного рода, работает на различных предприятиях, пользуется услугами городского транспорта, железных дорог, черпает информацию из газет, радио, телевидения; кино, театр, клубы организуют для него развлечения, различные магазины снабжают его, безопасность ему обеспечивают милиция и суд; домашнее хозяйство, получение воды, газа, электроэнергии ему обеспечивает система учреждений народных советов, он пользуется общественной службой здравоохранения и т. д. и т. п. Короче говоря, каждый человек в

cвоем стремлении удовлетворить жизненные потребности вступает в контакты и социальные отношения, создавая средства удовлетворения потребностей, выполняя работу для получения этих средств, воздействуя на других людей или реагируя на их действия, на каждом шагу включается в сеть различных институтов, регулирующих его деятельность и поведение.

Каждый институт обладает следующими составными элементами, выступающими в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Он имеет свою цель (шире-функцию), то есть круг вопросов, которые охватывает своей деятельностью. Далее, он определяет круг функций, предусмотренных для решения этих вопросов. Иногда можно говорить об определенных социальных ролях в рамках данного института. Для достижения цели институт располагает средствами и учреждениями. Это могут быть средства материальные, символические или идеальные. Например, церковь как религиозный институт располагает материальными учреждениями (церковные здания и их оборудование), символами (крест, облатка) и идеальными предметами, в которые верующие верят и которые через эту веру влияют на их поведение. Наконец, институты располагают определенными санкциями как в отношении лиц, выполняющих институционализированные функции, так и в отношении лиц, которые являются объектом этих действий.

От чего зависит успешность функционирования социальных институтов? Можно указать следующие условия: а) от четкого определения цели и круга выполняемых действий или же объема функций. Если функция института определена не четко, он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия; б) от рационального разделения труда и рациональной его организации; в) от степени деперсонализации дейст­вий и объективизации функций. Другими словами, если данный институт превращается в учреждение, зависимое от интересов людей, призванных выполнять институционализированные функции, тогда он утрачивает свой общественный характер, утрачивает престиж и доверие всей группы; г) от признания и престижа, какими он обладает в глазах всей группы или преобладающей ее ча-

сти; д) и, наконец, от бесконфликтного включения в глобальную систему институтов.

Здесь мы подошли к проблеме внутреннего интегрирования всех институтов, которые какая-либо общность создает в своих рамках. Мы уже говорили, что система институтов в каждой общности сложна, что развивающаяся потребность вызывает к жизни все новые институты, что в результате этого в каждой общности существует рядом друг с другом много разных институтов. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению проблем внутренней интеграции этой глобальной системы институтов, следует дать хотя бы краткую их классификацию.

Все институты следует разделить прежде всего на неформальные и формальные. Например, ватага мальчишек, играющих во дворе или в парке, выбирает своего вожака и его помощников и устанавливает, каковы будут их функции в ходе игры. Здесь мы имеем дело с институтом, который в зачатке обладает почти всеми указанными выше аспектами. Однако ни функции этого института, ни его средства и методы действия не нашли выражения в формальных правилах, имеющих за собой гарантию устойчивой организации более широкой группы. Следовательно, здесь мы имеем дело с институтом неформальным. Если же народ выбирает президента, то объем его функций, средств и методов действия детально регулируется предписаниями законов. Предводительство в ватаге мальчишек - это неформальный институт, президентство - формальный институт.

Это формальное деление, рядом с которым мы должны привести также деление на основе содержательных задач, выполняемых институтами. Это деление соответствует основным функциям, осуществляемым общностями. Выделим институты: 1) экономические, к которым причислим все те институты, которые занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и т. и; Они складываются на материальном базисе общества; 2) политические, или институты, связанные с установлением, исполнением и поддержанием власти. Политикой в узком значении этого слова мы называем комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политиче-

скими являются такие институты, как правительство, парламент, полиция, политические партии и т. п.; 3) воспитательные и культурные, или все те институты, которые созданы для укрепления, создания и развития культуры, для социализации молодого поколения, для передачи ему культурных ценностей общества как целого. К ним относятся: семья как воспитательный институт, школы, научные институты, художественные учреждения и т. п.; 4) институты социальные или общественные в узком значении этого слова. Общественными в широком значении этого слова являются все виды институтов. Под социальными мы подразумеваем все те, которые организуются добровольным объединением,- местные общества, клубы и товарищеские учреждения, наконец, институты, контролирующие поведение членов групп, институты, некогда названные Спенсером «церемониальными», то есть установленные способы взаимного поведения членов общности с неравным положением и т. п. Эти институты регулируют повседневные межчеловеческие контакты, облегчают взаимопонимание, обеспечивают гладкий ход повседневной жизни. Обычно мы не отдаем себе отчета в том, что способы приветствия, выражения пожеланий и поздравлений, празднование именин, организация брачных торжеств, проведение собраний, способы обращения к вышестоящим лицам и другие по­добные явления общественной жизни регулируются сложной системой социальных институтов, обычно неформализованных, но тем не менее мощных и очень успешно действующих; 5) религиозные, организующие отношение человека к трансцендентным силам, то есть к силам сверхчувственным, действующим вне эмпирического контроля человека, отношение человека к священным предметам и силам. Не входя в теологические проблемы, отметим, что для верующих людей этот трансцендентный мир существует, влияя на их поведение и социальные отношения. В связи с этим религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами.

Это классификация сне единственная я не исчерпывающая; особенно в современных обществах мы могли бы найти институты, не охваченные ею, но она включает так называемые «главные институты», регулирующие основные общественные функции, выступающие во всех типах цивилизации.

Взаимная связь и интеграция институтов базируется на нескольких основах: а) на основе структуры личности человека, однородности его потребностей. Чтобы удовлетворять все потребности, человек должен участвовать в разных типах институтов; б) на основе содержательного разделения труда и предметной связи выполняемых функций; в) на основе доминирования институтов одного типа; так, например, в обществе феодальной Европы господство церкви определяло интеграцию всех остальных видов институтов. В других обществах мы встречаем господство политических или экономических институтов. В первобытных обществах доминирующим институтом могла быть семья.

Взаимно связанная система институтов образует сплоченную систему, обеспечивающую удовлетворение потребностей членов общности, регулирующую их поведение и обеспечивающую развитие общности как целого. Консистенция, бесконфликтность и непрерывность этой системы оказываются решающими для устойчивости и силы общности как целого. Особенно важной является проблема «эластичности» институтов в процессах изменений и общественного развития, когда грозит опасность, что система институтов становится фактором, тормозящим развитие,- о чем мы будем говорить в другом месте.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...