Понятие и сущность менеджмента. Менеджеры высшего, среднего и низшего звена: основные компетенции и специфика деятельности


Питер Друкер родился в Австрии. Он получил юридическое образование и работал журналистом в Германии вплоть до прихода к власти нацистов. Проведя некоторое время в Лондоне, он переехал в Нью-Йорк в 1937 году. Друкер был экономическим консультантом по банкам и советником по коммерческой политике и менеджменту во многих американских корпорациях. Его книги по различным направлениям бизнеса сделали его одним из ведущих авторов в области менеджмента. Много лет он работал в школе бизнеса Нью-Йоркского университета, с 1971 года стал профессором общественных наук в Claremont Graduate School в Калифорнии.

Работы Друкера начинались со взгляда на высший менеджмент и его роль в представительских институтах современного индустриального общества, высших корпорациях. Впоследствии он определял менеджмент как глобальную проблемную область как динамический элемент в любом бизнесе. Именно менеджеры через их контроль за принятием решений в современных корпорациях вдыхают жизнь в организации и общество.

Менеджерам даны человеческие и материальные ресурсы для работы, и именно они создают продуктивное производство, которое ведет к здоровому обществу.

Справедливость этого утверждения возрастает, так как мы движемся в эру интеллектуальных технологий, делающих возможности человека особенно важными для эффективного производства в организациях. Однако, как указывает Друкер, менеджеры, будучи наиболее важным ресурсом бизнеса, являются более дефицитными, более дорогими и наиболее недолговечными. Принимая это во внимание, исключительно важно, чтобы менеджеры использовались настолько эффективно, насколько возможным в настоящих условиях, когда имеются сведения относительно практики и назначения менеджмента. Здесь Друкер обращается к проблеме эффективности менеджмента. Найти рецепты эффективности можно использовать только в том случае, если мы сначала поймем роль менеджера в организации, если узнаем, что представляет собой его работа. По словам Друкера, существуют два параметра управления - экономический параметр и временной параметр.

Менеджеры отвечают за результат деятельности организаций (это отличает их от администраторов вообще). Таким образом, они должны добиваться в первую очередь экономических результатов производства. Конечная оценка их деятельности - экономические результаты, что не характерно для администраторов вообще. Второй параметр - время, - присутствует во всех системах принятия решений.

Менеджер всегда задумывается о том, какое воздействие будет иметь решение в настоящем, ближайшем и далеком будущем. Это, конечно, связано с экономическим аспектом. Сведя все вместе, приходим к выводу, что менеджеры оцениваются с точки зрения их экономической производительности в настоящем, ближайшем и далеком будущем.

Менеджмент, таким образом, это деятельность по организации ресурсов для достижения удовлетворительного качества исполнения. Это деятельность на основе материальных и человеческих ресурсов. Согласно Друкеру, это не означает максимального увеличения прибыли. Для менеджера прибыль - не причина поведения, ориентированного на коммерцию или на рациональное принятие решения с точки зрения получения максимальной прибыли во всех случаях, а проверка правильности или успеха деятельности коммерческого предприятия. Цель - получить достаточное количество прибыли.

Центральный вопрос для Друкера - как лучше управлять бизнесом, чтобы обеспечить получение прибыли и успешную деятельность предприятия, Хотя и можно сформулировать общие цели и очень коротким способом, любая действующая организация имеет разнообразные потребности и цели. Нереалистично рассматривать предприятие как имеющее единственную цель. Эффективное управление - всегда жонглирование, уравновешивание различных идей, расстановку приоритетов по множеству целей, которые имеет организация. Из-за этого и благодаря сложной природе бизнеса, целевое управление жизненно важно. Оно обеспечивает компетентное мнение, основанное на имеющейся информации, и заставляет менеджеров изучать имеющиеся альтернативы, а также предоставляет надежные средства для оценки эффективности управления.

В частности, цели и задачи коммерческого предприятия позволяют менеджерам объяснить, предсказать и контролировать свою деятельность, что окажется невозможным при использовании лишь идеи о максимальной прибыли.

Во-первых, знание и понимание этих целей позволяет организации интерпретировать широкий спектр коммерческих явлений, имея лишь небольшое количество общих утверждений.

Во-вторых, цели позволяют испытать эти утверждения на практике.

В-третьих, становится возможным предсказание поведения.

В-четвертых, значимость решений может быть проверена в процессе их принятия, а не после.

В-пятых, производительность в будущем может быть улучшена путем анализа прошлого опыта. Это возможно потому, что требуемые результаты заставляют планировать в деталях то, что должен достичь бизнес, и выработать пути эффективного достижения целей.

Целевое управление включает расшифровку того, что такое управление бизнесом. Выполнение этого и постоянная проверка результатов делает возможной реализацию пяти вышеперечисленных преимуществ.

Но по-прежнему остается неясным, какими должны быть цели бизнеса организации. Процитируем Друкера: "Цели необходимы в любой области, где производительность и результаты прямо и жизненно влияют на выживание и процветание бизнеса". Более конкретно, существует восемь областей бизнеса, где могут быть установлены цели производства. Это:

  • Установление рынка,
  • Нововведения,
  • Продуктивность,
  • Физические и финансовые ресурсы,
  • Прибыльность,
  • Эффективность и развитие менеджмента,
  • Производительность и поведение рабочих,
  • Общественное признание.
При решении, как установить цели для этих областей, необходимо принимать во внимание возможность установления реальных временных параметров и их измерение. Средства измерения важны, так как они делают вещи видимыми и "реальными". Они говорят менеджеру, на чем ему сфокусировать внимание. К сожалению, способы измерения во многих областях бизнеса остаются на очень примитивном уровне. При рассмотрении временных параметров целей существенна природа бизнеса. В лесной промышленности сегодня посадки - это возможность производства на пятидесятилетний период. При производстве одежды промежуток времени в несколько недель может быть долгим будущим.

Возможно наиболее важной частью целевого управления является его эффект, оказываемый на отдельных менеджеров, что позволяет организации развивать ее наиболее важный ресурс - менеджеров. Это происходит из-за развития самоконтроля менеджеров, ведущего к более сильной мотивации и более эффективному обучению. Сущностью этого стиля управления является то, что все менеджеры приходят к установке реалистичных целей для самих себя. Эти цели должны расшифровывать, какой вклад менеджер внесет в достижение общих целей фирмы во всех областях бизнеса. Необходимо, чтобы поставленные цели были проверены на вышестоящих уровнях управления - чтобы убедиться, что они достижимы (не слишком высоки и не слишком низки). Но важность вовлечения отдельных менеджеров в установление целей, в качестве мотивационного фактора не может быть переоценена. Если менеджеры действительно желают быть способными улучшить свою производительность и извлечь соответствующие преимущества из системы, то необходимо давать прямую информацию, которая позволяла бы им оценивать их собственные достижения. Это значительно отличается от условий на некоторых фирмах, когда некоторые группы, в частности учетчики, работают как "секретная полиция" исполнительного руководства. Необходимость для отдельных менеджеров устанавливать собственные цели сдерживается природой современного бизнеса и тем, что Друкер называет тремя силами неправильного руководства(forces of misdirection). Это:

  • Специализация работы большинства менеджеров,
  • Наличие иерархии,
  • Различия в видении происходящего в бизнесе
Все это повышает возможность нарушения работы и возникновения конфликтов в организациях. Целевое управление - это способ обойти эти трудности за счет увязывания задачи каждого менеджера с общими целями компании. Реализация этого учитывает важные аспекты современного бизнеса. Управление больше не является делом одного человека. Даже исполнительный директор не работает в изоляции. Менеджмент - это групповая деятельность, и наличие целей подчеркивает вклад, вносимый каждым менеджером в дело всей группы. Задача исполнительного руководителя состоит в подборе наилучшей управленческой группы, и если есть цели со встроенной системой оценок то это дает возможность сделать правильный выбор.

Целевое управление позволяет административным работникам быть эффективными. Важным моментом является возможность учиться эффективности. Друкер настаивает на том, что саморазвитие управленческого персонала является центральным для непрерывного развития организации, так как квалифицированный работник становиться главным ресурсом. Система целей дает возможность менеджерам оценивать их собственную эффективность и таким образом усиливает процесс обучения. Это делается за счет указания на сильные стороны человека и на то, как они могут быть сделаны более продуктивными (за счет переопределения старых приоритетов или установления новых путем улучшения моделей принятия решений). Регулярный обзор целей и результатов позволяет менеджерам знать, где и когда работают наиболее эффективно, и как этого можно достичь. В итоге они смогут развивать свои умения в соответствующих областях.

Более того, целевое управление помогает преодолеть некоторые из сил, которые пытаются расщепить организацию, путем ясной привязки задачи каждого менеджера к общим целям компании. Это позволяет осуществить обучение и в результате приводит всех менеджеров к наилучшей реализации их индивидуальных способностей. И, наконец, что наиболее важно, это увеличивает мотивацию менеджеров и развивает их участие в деятельности организации. В результате цели, поставленные организацией, достигаются обычными людьми, добивающихся необычной производительности.

Одна из самых популярных специальностей на сегодня, которую выбирают молодые люди после получения среднего образования - менеджмент. Что это за профессия? Кем может работать менеджер? Поговорим об этом в данной статье.

Куда пойти учиться

Один из самых сложных вопросов для родителей подростков о том, куда отдать учиться свое чадо после окончания школы. Только один из десяти ребят может четко сказать, кем он хочет стать. Как правило, таких ребят не столь сильно интересует заработок, больше всего они хотят научиться делу, любимому с детства.

Если же ни молодой человек, ни девушка не знают, кем они хотят работать, тогда на помощь в выборе специальности приходят родители. Выбирают чаще всего самые востребованные, на их взгляд, факультеты - юриспруденцию, финансы или менеджмент.

Какие профессии может избрать для себя после менеджер? Сколько может зарабатывать менеджер? Сложно ли учиться по этой специальности? Разберемся с этими вопросами по очереди.

О профессии - предмет и метод

Менеджмент - что это за профессия? Как давно появились менеджеры, ведь название относительно современное? Между тем менеджмент относится к одной из древнейших профессий, известных человеку. Это термин имеет много определений, но если сказать коротко, то менеджмент - это управление, а менеджер - тот, кто управляет процессом или объектом.

Во все времена любому предприятию нужен был управляющий, тот, кто будет задавать путь развития деятельности. Этот человек может не владеть профессией, специфичной для этого предприятия, но имеет хорошие знания о том, как сбывать товар, производимый на предприятии, или как расширяться. Деятельность менеджера на сегодня не изменилась. Получая диплом по специальности «менеджмент», студент должен владеть знаниями, которые позволят стать ему эффективным руководителем.

Сложное ли обучение специальности "менеджмент"

Что это за профессия, мы уже разобрались. Сложно ли будет учиться по этой специальности? Безусловно, наклонности у каждого свои. Так, обучение не покажется сложным тем, кто имеет гуманитарный аналитические способности. На первом курсе обязательны общие предметы вроде высшей математики или информатики, но сопромата и физики точно не будет. Начиная со второго курса, студенты все больше будут уделять внимание экономическим специальностям. Введение в профессию менеджмент также начинается со второго курса, на первом же студенты заложат фундамент политэкономии. К окончанию университета они получат максимальное количество знаний об управлении предприятием, процессами, людьми.

Подразделения менеджмента

На сегодняшний день человека, который возглавляет то или иное предприятие, принято называть управляющим, в то время сотрудники, отвечающие за деятельность той или иной службы, относятся к категории топ-менеджмент. Понятное дело, что чем больше предприятие, тем больше различных служб (операционных отделов или подразделений) там может быть. Например, сколько подразделений в магазине? Прием товара, хранение, размещение товара на витрине, продажа товара, оборот средств. Кроме того, еще есть бухгалтерия, которая занимается налоговым учетом, подсчетом заработной платы, прибыли. Если же это производственное предприятие, то служб будет намного больше.

Кем может работать менеджер на предприятии

Какое же подразделение может возглавить менеджер? Есть различные специальности, связанные с управлением. К примеру, финансовый менеджмент - профессия тесно связана с оборотом денежных средств, их учетом и контролем. Получив специальность с таким названием, студент может работать в банке, на любом предприятии в финансовом отделе, заниматься аудитом.

Очень популярен среди студентов на сегодня и «менеджмент организации». Что за профессия? Она носит более общий характер и подразумевает знание функционирования предприятия в целом, путей его развития на внутреннем рынке, выхода на внешний.

Менеджмент в спорте подходит для тех, кто увлечен тем или иным видом спортивной деятельности. Если спортсмен желает развития, создать собственную команду, то он может получить такое образование. Менеджмент позволит специалисту успешно работать на внешнем рынке, если предприятие совершает сделки, связанные с экспортом и импортом.

Кем может устроиться студент после окончания университета

Наивно полагать, что после того, как вы получите образование по специальности «менеджмент», вас тут же возьмут на интересную позицию в топ-менеджменте предприятия. Все же общие знания, полученные в и реальная жизнь с настоящими проблемами - это две большие разницы.

Поэтому, если у вас нет возможностей устроиться «по блату», то лучше начать построение карьеры с получения какой-нибудь не очень высокой должности. Например, вы хотите стать управляющим крупной розничной сети магазинов. Пусть вы изучили в университете, как бороться с конкурентами, повышать прибыль и как мотивировать сотрудников. Но ведь вы не знаете, как это происходит на практике! Нет ничего зазорного в том, чтобы поработать полгода-год в качестве консультанта в магазине, затем стать администратором зала. Вы увидите, как работает магазин, что думают сотрудники о нем, покупатели. Заняв более высокую позицию на основании полученного опыта и ваших знаний, вы сможете принимать эффективные

Профессии, связанные с менеджментом

В последнее время появилось много профессий с приставкой «менеджер». Так как мы выяснили, что менеджмент - это управление, то профессии могут и не иметь никакого отношения к экономике.

SMM-менеджер - человек, который занимается продвижением и раскруткой сайтов. Аббревиатура SMM расшифровывается как Social Media Marketing.

Контент-менеджер - человек, отвечающий за наполнение контентом (информацией) сайтов.

Арбитражный менеджер - человек, который в ходе своей деятельности занимается помощью предприятиям, стоящим на пороге банкротства.

Девелопер-менеджер - человек, который занимается развитием предприятия, повышением его узнаваемости на рынке.

Бизнес-тренер - человек, который (чаще всего на основании своего опыта) рассказывает, как можно стать успешным менеджером или вывести свое предприятие в ТОП. Для того чтобы стать бизнес-тренером, нужно иметь громкое имя или достаточно раскрученный бизнес, иначе кто захочет у вас чему-то учиться.

Бренд-менеджер - специалист, раскручивающий имя (бренд) организации. Организует концерты, промо-акции, мероприятия, которые повысят известность предприятия.

И напоследок

Теперь вы имеете более обширное представление о такой специальности, как менеджмент, что это за профессия. Как видите, не всегда менеджером может трудиться тот, кто закончил исключительно экономический факультет. Если вы чувствуете в себе управленческие способности и интерес к этой профессии, то смело поступайте в университет на эту специальность.


Менеджмент — это средства, методы и виды управления людьми и производством для достижения поставленных целей. Иными словами, всё, что связано с координированием и руководством. Главная роль в этом процессе отводится человеку, именно он, а не машина или компьютер, производят управление. Само слово «management» переводится с английского, как «администрирование, «координирование», «умение руководить». Полный обзор понятия включает в себя расширенный список определений.

Данный термин можно понимать, как:

  • Трудовую деятельность, связанную с управлением. Определение путей развития, разработка конкретных заданий, способов их выполнения;
  • Сам процесс руководства. Если в первом случае имеется ввиду планирование и формирование стратегии действий, то здесь речь идёт о непосредственном руководстве. Это делегирование обязанностей, мотивация сотрудников, координация действий, осуществление контроля;
  • Организационную структуру , осуществляющую руководство компанией, объединением людей, государством и т. д. Например, органы власти, совет директоров предприятия и пр.;
  • Искусство управления ресурсами и персоналом , а именно – правильного распределения материальных и человеческих ресурсов;
  • Научную дисциплину по изучению менеджмента , его принципов и законов.

Этот термин одновременно означает теоретическую дисциплину и деятельность практическую.

Основы менеджмента

Вся суть руководства состоит в трёх вопросах:

  1. «Кто» и «кем» управляет;
  2. «Как» происходит этот процесс;
  3. «С помощью чего» осуществляется.

Вкратце процесс управления можно описать так:

  • Желаемое сопоставляется с реальным состоянием (задайте простые вопросы: «где мы сейчас?» и «куда мы движемся?»)
  • Требования к действиям («что необходимо сделать?»)
  • Принятие решений, выбор стратегии («какой путь и способ лучший?»)
  • Контроль и оценка («чего мы достигли, и что из этого следует?»)

В основе эффективного руководства лежит ориентация на человеческие взаимоотношения. При взаимодействии с внешней средой (например, продажи) это означает ориентацию на потребителя. В плане внутренней «кухни» — ориентацию на персонал.

Следующий важный момент – компетентность начальства. Чтобы раздавать указания, необходимо хорошо разбираться не только в бизнесе, социологии или , но и в производственных процессах своей компании. Нельзя допустить «отрыва» от реальности, когда руководитель отдаёт приказы, не понимая сути работы фирмы.

Составляющие менеджмента

Этот термин включает несколько составляющих:

  1. Производство. Сюда входит обеспечение высокой отдачи производства, грамотная наладка рабочего процесса, при которой затраты минимальны, а прибыль – максимальна.
  2. Координирование работы персонала. Организация «здоровых» отношений в коллективе, налаживание связей между сотрудниками и отделами, построение оперативной сети информирования и раздачи указаний.
  3. Прогнозирование, планирование и изучение рынка.

Основные задачи менеджмента

Конкуренция требует от всех участников хозяйственных отношений максимальной эффективности. Только так можно «выжить» на рынке. Основные цели управления – обеспечение слаженной работы предприятия и контроль деятельности внутренних и внешних элементов организации.

Фирма одновременно должна быть успешной в отношениях с внешним миром (продажи, партнёрство) и в корпоративном плане (мотивация служащих, грамотное распределение обязанностей, оперативная работа и т. д.)

Главные задачи:

  • Развитие фирмы, сохранение её конкурентоспособности;
  • Сохранение прочных позиций на рынке, в выбранной нише, увеличение влияния, освоение новых рынков;
  • Разработка и применение новых способов и путей развития предприятия;
  • Стимулирование служащих с помощью материальных и нематериальных методов;
  • Формирование стратегии развития организации, определение способов достижения целей;
  • Анализ имеющихся и требующихся ресурсов, поиск источников их обеспечения;
  • Достижение и поддержание необходимого уровня прибыли;
  • Прогнозирование и преодоление возникших рисков без ущерба для функционирования предприятия;
  • Анализ эффективности работы, контроль выполнения поставленных целей.

Главные принципы

В основе управленческих процессов лежат определённые принципы:

  1. Разделение труда . Каждое звено производственного процесса берёт на себя определённые обязанности, имеет конкретную специализацию. Это позволяет выполнять больше задач при неизменных ресурсах.
  2. Единоначалие . Даже при условии наличия множества подразделений в одной фирме, служащий должен получать указания от одного начальника. Путаница в административной сфере ведёт к снижению производительности труда.
  3. Дисциплина и порядок . Функционирование организации строго регламентируется. Деятельность осуществляется по графику, персоналу необходимо знать свои обязанности, находиться на положенном месте. Материальные ресурсы тоже должны храниться и использоваться согласно регламенту. Обязанность руководителя контролировать исполнение регламента, штрафовать провинившихся и поощрять усердных.
  4. Распределение полномочий и взятие на себя ответственности. Ответственность лежит не только на руководителе, но и на сотрудниках, получивших задание.
  5. Справедливость . Решения, наказания и поощрения должны быть справедливыми. Это внушает уважение сотрудников и доверие к компании и начальству.
  6. Личные интересы подчиняются общественным . Интересы группы имеют приоритетное значение. Для начальства демонстрация данного принципа – хороший способ подать пример персоналу.
  7. Вознаграждение . Добросовестность, преданность интересам фирмы следует отмечать.
  8. Инициатива . Постоянный поиск новых решений, а также поощрение инициативы со стороны работников.
  9. Поддержание корпоративного духа . Создание сплочённой команды и поддержание единства с помощью разработки корпоративной культуры, совместного времяпрепровождения. Служащие должны гордиться предприятием, в котором трудятся.

Функции менеджмента

Чтобы понять важность менеджмента, достаточно подробно рассмотреть этот процесс и его функции.

Постановка целей

Определение результата, на который ориентируется вся деятельность. Правильная постановка задач нужна для того, чтобы сформировать наилучшую стратегию развития компании. Ещё этот процесс можно использовать для мотивации служащих, формирования корпоративного духа.

Планирование

Эта функция отвечает за определение и поиск ресурсов, позволяющих достигнуть целей организации. Сюда же входит разработка способов достижения поставленных задач.

Организация деятельности

Формирование организационной структуры. Сюда относится распределение заданий и полномочий между работниками, организация их совместного труда, разработка критериев оценки работы сотрудников.

Контроль

Руководитель обязан постоянно следить за выполнением поставленных задач, анализировать эффективность труда, делать выводы о том, какие решения были уместными, а какие пользы не принесли.

Иначе говоря , он контролирует соблюдение дисциплины, производственные моменты (доставка сырья, наладка оборудования и пр.), качество товаров и услуг, график работ и на этой основе оценивает результаты труда и строит тактику дальнейших действий.

Координация

Одна из дополнительных функций, отвечающая за согласованную деятельность всех управленческих звеньев. Так как любая деятельность строится на эффективном разделении труда, необходимо собрать все звенья цепи воедино. Различные подразделения компании нуждаются в тесной взаимосвязи и диалоге руководителей с рядовыми сотрудниками. Помехи и отклонения от заданного графика должны своевременно устраняться. Это и становится задачей менеджера.

Осуществлять координацию можно с помощью составления и согласования рабочих планов, совещаний и объявлений.

Мотивация

Эта функция нацелена на повышение производительности труда. Достичь нужного эффекта можно путём активизации сотрудников и их стимулирования. Необходимо сделать так, чтобы персонал действовал не только в личных интересах, но и в интересах компании. Мотивация осуществляется с помощью поддержания корпоративного духа, проведения соответствующих мероприятий, поощрения, в том числе материального.

Методы менеджмента

Основные методы:

  • Экономические . Это рыночная регуляция работы компаний, материальные отношения внутри организации.
  • Административные . Так называемое «прямое действие». Административные методы связаны с дисциплиной и ответственностью, планированием и координацией.
  • Социально-психологические . В основе лежит построение взаимоотношений с партнёрами, внутри коллектива, моральная мотивация сотрудников.

В рамках функционирования предприятия сочетаются все методы в зависимости от ситуации.

Производственный менеджмент

Менеджмент делится на виды в зависимости от выполняемых задач и методов достижения желаемого.

Производственный призван обеспечить конкурентоспособность и высокий спрос на товары и услуги фирмы . В этом случае «производство» не обязательно означает промышленное предприятие, это могут быть банковские учреждения, различные коммерческие фирмы.

Данный вид включает организацию производства, построение стратегических прогнозов, использование инноваций. Задачи:

  1. Контроль работы системы, устранение и предотвращение сбоев;
  2. Оптимизация объёма выпускаемой продукции;
  3. Координация трудовых ресурсов, поддержание дисциплины и порядка, поощрение отличившихся работников, мотивационные мероприятия для персонала;
  4. Контроль рациональности использования оборудования, поддержание его в исправном состоянии.

Стратегический менеджмент

Стратегическое управление подразумевает разработку и приведение в действие намеченных путей развития предприятия. В зависимости от выбранной тактики составляется конкретный план работы.

Например , потребность в увеличении дохода можно удовлетворить несколькими способами. Увеличить масштабы выпуска продукции, повысить качество товаров и т. д.

Просчитав все возможные варианты, руководитель выбирает наиболее реальный и эффективный способ. Затем происходит планирование и распределение заданий для персонала.

Финансовый менеджмент

Простыми словами это процесс управления материальными ресурсами предприятия. В обязанности финансового директора входит управление бюджетом организации и его грамотное распределение. Он занимается анализом расходов и доходов предприятия, изучением его платежеспособности, построением рациональной финансовой политики.

Обязанности специалиста, контролирующего финансы:


  • Оптимизация денежного оборота, снижение уровня расходов;
  • Сведение финансовых рисков к минимуму;
  • Поддержание рентабельности компании;
  • Оценка финансовых возможностей и перспектив;
  • Осуществление антикризисного руководства.

Финансовый директор отвечает за то, чтобы предприятие приносило стабильный доход и не разорилось.

Инвестиционный менеджмент

Этот вид отвечает за инвестиции компании, а именно за привлечение новых инвестиций и выгодное вложение средств самого предприятия. Осуществляется главным образом с помощью долгосрочного планирования (бизнес-план) и фандрайзинга – поиска спонсоров, грантов.

Информационный менеджмент

Сбор, управление и распределение различной информации. Производится при помощи компьютерных сетей, специального программного обеспечения. Необходим для предоставления фирме актуальных сведений, изучения и прогнозирования потребностей клиента.

Функции:

  1. Регулирование делопроизводства и документооборота организации;
  2. Получение сведений о состоянии рынка, ожиданиях потребителей;
  3. Публичное представление фирмы;
  4. Упорядочивание внутренних данных (сведения о сотрудниках, производстве, финансах и т. д.)

Риск-менеджмент

Любая коммерческая деятельность потенциально связана с риском, потому обязанностью риск-менеджера становится прогнозирование и предотвращение возможных проблем. Если неприятности уже возникли, на него возлагается обязанность минимизировать потери и попробовать извлечь выгоду из ситуации.

Поэтапно этот процесс выглядит так:

  • Определение фактора риска, оценка степени опасности, возможного урона для фирмы;
  • Подбор инструментов и методов борьбы с проблемой;
  • Разработка и осуществление риск-стратегии, призванной уменьшить убытки;
  • Оценка первых результатов проведённых мероприятий, при необходимости — доработка стратегии.

Экологический менеджмент

Иногда этот вид выделяют в отдельную категорию, в первую очередь он связан с охраной окружающей среды. Цель – создание и поддержание экологического производства путём рационального использования природных ресурсов, переработки отходов, минимизации вредных выбросов в окружающую среду.

Кадровый менеджмент

Описание профессии менеджера подразумевает работу с людьми. Любые задачи и цели организации достигаются при помощи персонала. Этот тип отвечает за набор, обучение, управление человеческими ресурсами.

Международный менеджмент

Регулирует внешнеэкономические отношения и связи фирмы, отвечает за экспорт и импорт, сотрудничество с другими компаниями в научно-технической сфере. Помогает за счёт расширения бизнеса на территории других стран.

Рекламный менеджмент

Отвечает за эффективную рекламную деятельность и продвижение на рынке товаров и услуг компании. Главные задания — информационное обеспечение рекламных мероприятий, их планирование и постановка целей, которые должны быть достигнуты в результате. Сюда же входит организация рекламной деятельности, её регулирование, контроль и оценка достижений.

Субъекты и объекты менеджмента

Субъекты – это личности, непосредственно осуществляющие руководство и контроль всех сфер деятельности компании. Это руководители и администраторы, занимающие свои должности на постоянной основе и обладающие полномочиями для принятия решений.

Управленческая деятельность направлена на объекты. Это любые ресурсы и структурные единицы, нуждающиеся в регулировании. Например, персонал, производство, финансы, продажи, материально-техническое снабжение, сбыт, недвижимость.

Уровни менеджмента

Управление осуществляется на нескольких уровнях. Можно отвечать за небольшую структурную единицу компании (участок, бригада, группа), подразделение покрупнее (отдел, департамент, цех) или всю организацию. В соответствии с этими единицами различают три уровня:

Низшее звено, или линейный уровень

Так называемые «младшие начальники», контролирующие исполнение операционных действий. Принимают краткосрочные и оперативные решения. Их работа связана с большим количеством различных действий, постоянным общением с подчинёнными, психологическим напряжением. Чаще всего отвечают за ресурсы, организацию и дисциплину небольших рабочих групп. Пример – мастер смены, старшая медсестра, завуч.

Среднее звено

Такие руководители стоят во главе крупных подразделений внутри фирмы, филиалов компании. Принимают тактические решения, отвечают за функционирование целого направления. В их обязанности входит контроль работы «младшего начальства». Пример – декан, начальник отдела продаж, заведующий отделением, начальник цеха.

Высшее звено – топ-менеджеры

Это люди, принимающие решения на самом высоком уровне и осуществляющие стратегическое планирование. Пример — директор организации, руководитель органа государственной власти и т. д.

Кто такой менеджер

Это человек, занимающий руководящую должность. Среди них выделяют управляющих и управленцев. Управленцы не принимают важных решений, но участвуют в управлении и имеют в подчинении некоторое число лиц.

Также менеджерами называют работников, в чьи обязанности входит общение с людьми . Это менеджеры торгового зала, офис-менеджеры, директор торгового зала. Они не имеют подчинённых и отвечают за контакты с потребителями, партнёрами, общественностью.

Необходимые навыки

Менеджер должен обладать определёнными навыками и качествами, он:

  1. . На нём лежит обязанность организовать работу предприятия в той или иной сфере (наладить поставки сырья, рекламу и пр.) и поддерживать стабильность;
  2. Психолог . Это качество необходимо для эффективного регулирования отношений в коллективе. Нужно хорошо знать своих подчинённых для стимуляции труда, решения конфликтов, построения «здоровых» отношений между начальством и работниками. , языка телодвижений помогают лучше понимать людей, действовать правильно и эффективно;
  3. Специалист в своей области . Важно разбираться во всех тонкостях своей специализации, чтобы оптимизировать рабочий процесс;
  4. , умеющий сплотить коллектив, обладает влиянием и умением оперативно действовать, принимать быстрые решения в нестандартных ситуациях;
  5. , осуществлять эффективное планирование, трудиться в определённых временных рамках, контролировать соблюдение персоналом заданного графика работ;
  6. Оратор . Деятельность управляющего нередко связана с публичными выступлениями;
  7. Стрессоустойчив . Необходимая черта, поскольку лидерская работа связана со стрессами и постоянным решением проблем или их прогнозированием;
  8. Мотивирован, инициативен . может только активный человек, заинтересованный в результатах своего труда;
  9. Хороший учитель . Важно умение объяснять и показывать некоторые особенности работы на своём примере.

Как добиться уважения подчинённых и рационально управлять бизнес-процессами? Необходимо соблюдать несколько правил.

Совершенствуйтесь в области влияния на окружающих . не заставляет работать, а убеждает сотрудников, что они также заинтересованы в успехе фирмы.

Налаживайте обратную связь . Постоянное взаимодействие с персоналом позволяет «держать руку на пульсе» всего происходящего и реагировать на любые помехи и неприятности быстро и эффективно. Обратная связь помогает донести мысли и указания даже до периферийных работников (уборщиц и вахтёров). Общайтесь с сотрудниками в перерывах, посещайте корпоративные мероприятия, поинтересуйтесь датами рождения и хобби подчинённых. Внимание к мелочам внушает уважение и доверие к начальству.

Мотивируйте окружающих . Выясняйте нужды и ценности сотрудников. Вовремя подписанный отпуск, премия к зарплате или просто задушевная беседа приносят потрясающие результаты, если сделаны к месту и для тех, кому это необходимо. Для подчинённых вы всегда должны быть примером, настоящим энтузиастом и профессионалом.

Будьте в курсе событий . Не стесняйтесь беседовать с персоналом, знание «внутренней кухни» предприятия, его культуры и особенностей помогают правильно спланировать собственные действия.

Творческий подход . Выход за рамки «сухих» отношений и процессов делает работу интересней и для менеджера, и для подчинённых. Научитесь мыслить нестандартно и оригинально, принимать нетривиальные решения, которые станут преимуществом всей компании.

Учитесь планированию . Тщательно прорабатывайте стратегию на стадии создания, обсуждайте проекты с подчинёнными, чтобы облегчить себе работу и дополнительно заинтересовать сотрудников.

Если хорошенько разобраться, оказывается, что менеджмент это намного больше принятия решений и управления людьми. Даже менеджер нижнего звена, качественно выполняющий свою работу, . А навыки и умения хорошего управляющего пригодятся не только на работе, но и в повседневной жизни, чтобы уметь правильно ставить цели и добиваться их, планировать своё время и налаживать нужные контакты.

Nike, Alibaba.com, General Electric и множество других компаний достигли невероятного успеха благодаря эффективному управлению. Так что такое менеджмент и почему он так необходим для повышения результативности работы предприятий?

Что такое менеджмент

На сегодняшний день четкого определения для этого понятия нет. Тем не менее наиболее распространенное объяснение, что такое менеджмент, следующее: менеджмент - максимально эффективное управление предприятием и персоналом. Некоторые бизнесмены, например Терри Александр Гибсон, называют менеджмент искусством: «Менеджмент - это искусство достижения целей в условиях ограниченности ресурсов».

Эффективное управление предприятием состоит из:

  1. Постановки задач и целей.
  2. Детального планирования задач.
  3. Организации работы.
  4. Регулирования производственных возможностей.
  5. Повышения мотивации подчиненных.
  6. Контроля производительности.

Менеджмент: для чего он необходим организациям

Одна из основных целей искусства управления - достижение поставленных задач в максимально короткие сроки при наиболее высокой производительности. При эффективном управленческом процессе руководство компании задействует в работе фирмы каждого сотрудника, мотивируя его «выкладываться на полную», чтобы получить максимальную пользу.

Например, существует проектная организация, которая занимается моделированием и построением мостов и дорог. В этой компании четыре главных отдела, у каждого из которых разные обязанности: 1) финансовый; 2) проектный; 3) отдел по внешним экономическим связям; 4) отдел по внутренним экономическим связям.

Президенту компании, которому они подчиняются, сложно уследить за выполнением поставленных задач. То, что у компании есть позитивный результат, еще не означает: производственная деятельность организации максимально эффективная.

Иногда руководители отделов не выполняют свои задачи, оправдываясь тем, что «забыл», «задача была поставлена не так» и тому подобные вещи. Для того чтобы избежать подобных случаев и повысить эффективность работы компании, президент вводит электронное управление проектами. Оно состоит в том, что у всех сотрудников на компьютерах стоит программа, в которой они ведут свои проекты, и они видны всем.

Теперь никто из подчиненных не может сказать: «Забыл, не понял». Его задачи и процесс их выполнения доступны каждому для просмотра и комментирования. Президент в любое удобное для него время может проконтролировать работу подчиненных.

Другой пример. Рабочий день в компании начинается в восемь часов утра. Но некоторые сотрудники очень любят опаздывать без видимой на то причины. Поскольку в компании работает большое количество людей, уследить за каждым невозможно.

Поэтому руководство вводит электронные карты, по которым в конце месяца считываются пропущенные часы работы и начисляется штраф. При этом, если сотрудник ежедневно в течение месяца не опаздывал, он получает небольшую денежную премию.

Итог - повышена эффективность производительности и увеличилась мотивация сотрудников. Прав Джастин Менкес: «Разгадывая секрет успеха управленцев, стоит смотреть не на решение, а на способ, который позволил к нему прийти».

Для того чтобы увидеть идеальный пример эффективного управления, стоит прочитать книгу Джека Уэлча (генеральный директор General Electric с 1981 по 2001 год) «История менеджера». Примечательно, что его методом пользуются большинство управленцев.

Метод прост - разделить бизнесы на категории. Как это сделал Уэлч: на салфетке нарисовал три круга, в которые вписал направления своих бизнесов. То, что выходило за рамки трех кругов, требовало реформирования или же от этих предприятий стоило избавляться. Это Уэлч и сделал, таким образом увеличив эффективность компании.



Менеджмент, его сущность и значение в условиях рынка

Курс менеджмента является одной из важнейших дисциплин, изучающих законы рыночных отношений.

Слова «менеджмент», «менеджер» в настоящее время широко применяется в нашей деловой и даже повседневной жизни, отражая современные тенденции в экономическом развитии страны при переходе к рынку.

Английское слово «management» переводится на русский язык как управление, организация, руководство. Таким образом, в общем плане менеджмент означает управление, т.е. организацию и руководство тем или иным видом деятельности, экономикой, финансами и другими сферами деловой жизни человека.

В западной литературе имеется много определений понятия менеджмента. Вот некоторые из них:

Менеджмент - это достижение целей организации посредством скоординированных усилий, работающих в ней людей.

Менеджмент – это особый вид профессиональной деятельности направленной на достижение хозяйственной жизни организации оптимальных результатов на основе разумных использования материальных, трудовых, финансовых, информационных и организационных ресурсов а так же применение различных принципов, функция и методов экономического стимулирования.

Менеджмент - это процесс планирования, организации, руководства и контроля для достижения целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов. И хотя эти определения различны, они, тем не менее, содержат три общих черты:

  • указывается на обязательное наличие цели при управлении;
  • отмечается особый интеллектуальный характер этого вида деятельности;
  • сообщается, что управление имеет место в организации.

Характеристики менеджмента

1. Менеджмент - это особый вид управления, присущий экономике, основанный на рыночных отношениях.

2. Менеджмент основывается на экономических методах управления, и ориентирован на прибыльность и доходность.

3. Менеджмент - это рациональный способ управления, т.е. это управление, направленное на достижение эффективной организации труда. Это управление, задачей которого является постоянное повышение производительности труда и качества продукции.

4. Менеджмент - профессиональное управление. Это вид организационной деятельности, существенным звеном которой является всесторонний анализ конкретных условий управления, проектные разработки нововведений, разработки тактики и стратегии развития организации и т.д.

5. Менеджмент представляет собой систему гибкого, предприимчивого управления, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, а также на условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

6. Менеджмент - это наука и искусство подготовки, организации и координации человеческих усилий в совместной деятельности. Главное в менеджменте - это умение работать с людьми.

Основой современного менеджмента являются человеческие ресурсы и предпринимательская деятельность, поэтому главная задача менеджмента сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой.

Менеджмент формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включая их в созидательный процесс коллективно-трудовой деятельности, поэтому одна из важнейших задач менеджмента состоит в содействии развития персонала, его обучению и гарантии его роста.



История менеджмента

Зарождался менеджмент в Америке, во времена переселенцев и первоначально означал умение вести свое домашнее хозяйство или выполнять какие-либо работы. С развитием общества, экономики, особенно капиталистической, понятие «менеджмент», естественно, трансформировалось. Когда появилось множество профессий и видов труда, возникла потребность особого рода деятельности - управленческой деятельности.
Таким образом, менеджмент превратился в самостоятельную форму человеческой деятельности - управление производством, и осуществляется он особой группой специалистов - профессиональными менеджерами.

Менеджмент на современном этапе отражает в себе многообразие требований к управлению как стилю работы, умению ведения дел, искусству и науке координации человеческих усилий в совместной деятельности, что позволяет без жесткого администрирования добиваться выполнения намеченной цели.

В современной литературе по менеджменту наиболее распространенным термином является слово «организация». В широком плане оно означает группу людей (два или более), имеющих общую цель деятельности. Это обобщающее понятие к таким словам как предприятие, фирма, корпорация, банк, институт, учреждение и пр. Термин «организация», таким образом, может заменять все вышеназванные слова и подобные им.

Менеджер, как правило, является служащим, которому владелец платит за труд. Менеджер - это служащий на любом уровне организации, который направляет усилие людей на достижение ее целей. Если группа людей работает вместе, в ней есть менеджер (менеджеры). Правда, в малом бизнесе предприниматель в одном лице совмещает функции владельца и менеджера. И, наоборот, в корпорациях, больших фирмах корпус менеджеров руководящего управления нередко является одновременно частично собственниками (например, директор фирмы может быть одним из ее владельцев).

В широком смысле такие три слова, как бизнесмен, предприниматель и менеджер, совпадают по своему внутреннему значению. Это человек, занимающийся активной деятельностью, приносящей ему в случае успеха хорошие материальные выгоды: доход, прибыль, высокую заработную плату, дивиденды, премии и т.д.


Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...