Использование инновационных решений. Анализ работы «Использование инновационных технологий в ДОУ


Использование инновационных методов на уроках технологии.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Педагогическая инновация-нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологииобучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося с традиционной системой.Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики - основные цели инновационной деятельности.

Инновационные технологии на уроках технологии включают в себя применение различных методов, например использование мультимедиа технологий, которые включают в себя использование текста, графики, видео в учебном процессе. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, в большей степени способствуют укреплению знаний и на практических занятиях – умений. Использование на занятиях слайд-фильмов позволяет наглядно продемонстрировать всей группе правильные приемы работы, их последовательность, что весьма затруднительно сделать, показывая их непосредственно на рабочем мете. Учащиеся вникают в динамику технологического процесса, особенности выполнения каждой операции. Поскольку учебный фильм может содержать материал разной степени сложности, появляется возможность дифференцировать учебный материал, задания в зависимости от подготовленности той или иной группы учащихся, полнее учитывать возможности каждого ученика.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.

При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию я продумываю, каких микро сдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников буду добиваться на данном уроке, какие для этого буду использовать методические приемы. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие развитие творческих способностей у учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными я считаю проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий.

Метод проектов- это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыковцелеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. Работая над развитием творческих способностей учащихся, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Технологии проектирования лежат в основе методов проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования. Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в общественном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических и исследовательских методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний. Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. Посредством метода проекта мне удается, установит прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической деятельностью.Метод проектов - это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания.Педагогическая технология «Метод проектов»является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогическогоопыта.

Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг. Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой учащимися технологии.

На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления.

На втором этапе все идеи реализуются в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования.

При всех вариантах построения учебного процесса я обращаю внимание учащихся на следующие понятия:

Основные сведения о проектировании;

Методы проектирования;

Личностные факторы проектирования;

Технология проектирования;

Художественное проектирование;

Технология оценки предложенных проектов.

Итак, творческий проект-это результат, итог какой-либо самостоятельной работы. От того, насколько точно и четко были выполнены технологические операции, насколько полно и прочно усвоены приобретенные знания, будет зависеть оценка проекта.

Например, использование вышивки для творческого проекта помогает детям более полно выразить свой творческий замысел, придать изделию большую индивидуальность. Проект состоит из нескольких пунктов:

Выполнения эскиза задуманного изделия (образца вышивки или оформление готового швейного изделия) на основе современных направлений моды и истории вышивки;

Выбора швов вышивки;

Обоснования подбора тканей и нитей;

Детальной проработки изделия (узора);

Составление плана вышивки;

Экономического расчета;

Переноса узора на ткань;

Выполнения вышивки и т.д.

Во время организационно-подготовительного этапа выполнения проекта необходимо выбрать и обосновать проект.

При подборе вышивки (оформления швейного изделия) дети учатся учитывать:

Точный размер изделия (платье, блуза, панно, юбка, сумка, салфетка и т.п.);

Вид ткани для его выполнения;

Особенности вида вышивки (счетные швы, цветная гладь, ажурная вышивка и т.п.);

Подбор ниток, проработку швов;

Окончательное оформление.

Далее, выбрав понравившийся нам узор, мы изучаем его композиционное построение и цветовое решение, приемы вышивания и возможность его использования при оформлении того или иного изделия. Стараемся познакомиться с историей возникновения такого вида вышивки (этот материал является хорошим дополнением творческого проекта), учесть целесообразность использования выбранного узора в сочетании с современными направлениями моды, сделать обзор книг, и журналов по вышивке.

В ходе технологического этапа выполнения проекта я учу детей точно следовать технологическому процессу, вышить узор.

Во время заключительного этапа мы с ребятами стараемся проконтролировать выполненные операции.

Я учу при выполнении проекта, создавая художественное произведение, не забывать об экономии средств, Дети учатся определять стоимость изделия:

Рассчитывать прямые расходы (на приобретение ткани, ниток, игл, пялец и т.п.);

Косвенные (на расход электроэнергии при освещении вашего рабочего места).

Сравнивая сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается в магазине, они могут оценить, удалось ли сэкономить семейный бюджет.

При проведении проектной работы в школе и защите проекта – это, прежде всего демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся и один из главных этапов их обучения. Обучая других, обучаешься сам.Понимая эту закономерность, ученик, изучив что-то, стремиться рассказать об этом другим. В ходе защиты проекта школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

Использование инновационных технологий в преподавании не только подогревает мотивацию детей, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя. Гордость за результаты труда, поиск новых более рациональных методов урока повышают имидж учителя.

Достоинство проектной деятельности - создание особой образовательной атмосферы, позволяющей развивать мышление, память, умение добывать информацию из разных источников, воспитывать духовные, коммуникативные качества, раскрывать таланты. Проектное обучение является стимулом к успеху учителя и ученика. Ребята научились выполнять творческие проекты в различных видах декоративно-прикладного искусства. Результатом нашей совместной работы являются участия в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне,а также победы в районных конкурсах.

Используемая литература:

1.Молева Г.А., Богданова И.А. «Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии».

2.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения.

3.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М: Знание.

4.Загвязинский В.И. Теория обучения М, 2001

Один из интерактивных методов обучения, связанный с выработкой навыков профессионального делового общения. Его смысл – в разработке коллективного решения какой-либо проблемной задачи, в обмене мнениями по поводу сформулированной проблемы и путей её решения.

Инновационный метод 1.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны понять сущность феномена личности, ознакомиться с основными подходами к анализу личности, провести соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность», личность преступника», «индивидуальная личность».

Постройте логическую (последовательную, параллельно-последовательную) цепочку, зафиксировав понятия:


Индивидуальность ЧЕЛОВЕК

Преступник


Индивидуум


Подведение итогов.

Инновационный метод 2.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны ознакомиться с основными подходами к анализу личности преступника в криминологии, научиться изучать личность, применяя методы изучения и коррекции личности.

Задание по группам, на которое отводится 15 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.



Проанализируйте два исторических документа

Дата 29 ноября 1825 года 9 мая 1887 года
Место составления Село Тригорское, Опоческий уезд г. Бремен, полицейская дирекция
Вид документа Билет (паспорт- «подорожная») Отчет
Содержание документа Сей дан села Тригор-ского людямъ: Алексею Хохлову росту 2 арш. 4 верш., волосы темно-русыя, глаза голубыя, бороду бреетъ, летъ 29, да Архипу Курочкину росту 2 арш. 3 верш., волосы светло-русыя, брови густыя, глазом кривъ, рябъ, летъ 45, в удостоверении того, что они точно посланы оть меня и потому прошу господь командующих на заставах чинить им свободный пропускъ. Сего 1825 года, ноябрь 29 дня, село Тригорское, что в Опоческом уезде. Статская советница Прасковья Осипова Сигналемент: стан худощав, рост 1,75 метра, волосы светлые, нос обыкновенный, прибывающие усы, наречие верхнегерманское и английское. Одежда: темно-серое пальто с темным бархатным воротником на черной подкладке, черная твердая амушканская шапка, ботинки с резиной

Историческая справка: при определенных обстоятельствах А.С. Пушкин подделал «подорожную», дающую ему право на проезд в центр России - в Петербург, от имени своей соседки П. Осиповой, имение которой находилось рядом с селом Михайловским, где поэт находился в ссылке.

Известный ученый-криминолог XIX века Франц фон Лист возмущен такому описанию, по которому трудно найти преступника, и приводит пример: «N.N. 1,59. Рост малый, фигура слабоватая, цвет волос светлый, узкий лоб, светлые брови, голубые глаза, нос остроконечный, рот небольшой, зубы сохранившиеся, бороды нет, подбородок узкий, цвет лица бледный, очертание лица узкое».

Как видим, общие расплывчатые черты внешности, никаких особенностей, если, конечно, не считать столь малый росток.

Только по таким признакам, считал Ф. Лист, нельзя идентифицировать личность преступника, необходимо усовершенствование данного процесса.

Согласно теории Ч. Ломброзо, определите среди присутствующих вора, мошенника, насильника.

Но вначале внимательно прочитайте описание преступника, данное автором антропологического учения.

«... Преступник - субъект крупный и тяжеловесный, имеет длинные локтевые кости, он - нередко левша, череп выдается назад... Отвислые уши, глаза косые, нос кривой богатая растительность на голове, но жидка борода; ... болевые ощущения понижены, а отсюда - презрение к смерти, жестокий нрав, обычай татуироваться... В нравственном отношении прирожденный преступникоцепенел: он не знает чувства сострадания, не понимает раскаяния, нет у него совести. Он -... пустой, ... лентяй, непостоянный, легкомысленный, суеверный, любит женщин... придается картежной игре и пьянству; он - ... более хитрый, чем умный... выражается на своем особенном языке, имеет свою особенную литературу, пишет своим особым почерком, при том если он убийца, то иным, чем если же вор или мошенник!»?

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

Инновационный метод 3.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны понять, как возник феномен преступности, почему он так устойчив, какие недостатки социальной системы и культуры его обуславливают.

Задание по группам, на которое отводится 15 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

Обобщите официальные данные уголовной статистики и публикаций о взяточничестве и назовите криминогенные условия формирования и совершения таких преступлений и определите вид их корыстной мотивации.

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

Инновационный метод 4.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны научиться вырабатывать криминологическое видение, умение обосновывать свою точку зрения.

Задание по группам, на которое отводится 60 минут. Студенты делятся на три небольшие группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями трех других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

1. Конкурс на лучшее название и девиз команды на криминологическую тему (5 минут).

2. 1. Перечислите письменно всевозможные варианты видов преступности по различным аспектам (учитываются как количество, так и качество, в течение 5 минут).

2.2. Перечислите письменно криминальные профессии и поочередно произнести их (5 минут).

2.3. Назовите детерминанты жертв от уличных грабежей и карманных краж (5 минут).

2.4. Ответьте на следующие вопросы (в течение 10 минут).

Что значит «разноликий мир мошенников»? Какие виды мошенничества наиболее распространены в РФ? Почему? Обоснуйте выбор своего ответа.

К какой теме курса «Криминология» относится следующая пословица: «За дешевеньким погнался и с носом остался»? Назовите виды преступности.

Объясните с точки зрения криминологии, почему дорога (улица) полна неожиданностей.

Дайте несколько советов потенциальным жертвам (для конкретной жизненной ситуации: в силу каких-то обстоятельств вам предстоит идти по улице в темное время суток и...). Капитаны команд получают конкретные задания и отвечают на заданную тему.

3. Разрешите следующую ситуацию (в течение 10 минут).

3.1. Наташа многое бы сейчас отдала, если бы можно было навсегда вычеркнуть из жизни тот трагический вечер, безжалостно покалечивший ее девичью судьбу. Но время не обратишь вспять. Остается только горько сожалеть о случившемся. А тогда, когда ей позвонила школьная подруга Люся, с которой не виделась уже больше года, и проворковала в телефонную трубку: «Наташенька, нет ли у тебя желания весело провести вечерок? Будут мальчики и музыка», долго не раздумывая, согласилась.

Вечерок проводили на квартире одного из мальчиков, родители которого были в заграничной командировке. Наташу сразу же окружил вниманием молодой человек с замашками завсегдатая районной дискотеки, представившийся Бобом.

Для начала хозяин предложил гостям «причаститься», чем Бог послал. Потом слушали зарубежные записи, танцевали под «маг». В коротких перерывах еще «причащались» и снова танцевали. Наташа и вспомнить теперь не могла, как оказалась наедине с Бобом в соседней неосвещенной комнате.

Стыдно было возвращаться домой на рассвете. Страшно, оставаясь одной, осознавать, что случилось. Боб больше не объявился, хотя и обещал обязательно позвонить. Наташа жила, как и раньше, стараясь забыть о том, что случилось. И когда месяца через три у нее осип голос, на теле высыпала бледо-розовая сыпь, ей и в голову не пришло связать это с тем роковым вечером. Ангина, наверное, решила она, а вдобавок еще и аллергия.

В поликлинике, куда обратилась она за помощью, врач-терапевт срочно направил девушку в кожяо-венерологический диспансер...

Назовите вид(ы) преступности, причины и условия совершения Бобом преступлений. Почему Наташа стала жертвой преступления(й)? Какого(их)? Какова виктимологическая профилактика в конкретном случае?

3.2. Алле неожиданно позвонила давняя подруга Люба:

Аллочка, выручай! Понимаешь, с юга приехал мой старинный приятель Рафик. Приглашает в ресторан гостиницы «Радость», в которой он остановился. Но он не один, а с братом. Составь мне компанию.

Не хочется. Ведь яне знаю ни твоего приятеля, ни его

Так узнаешь. Скоротаем вечерок, и уйдешь, когда наскучит. Выручи меня, а?

К восьми вечера подружки были в гостинице. Их уже поджидали Рафик и его брат Жора. Девушки оставили свои пальто в номере этих молодых людей, находившемся на 10-м этаже, и спустились на первый этаж в ресторан.

Ужин под звуки небольшого оркестра с певицей протекал весело и беззаботно. В разгар трапезы у их столика появился еще один брюнет, которого Жора отрекомендовал своим лучшим другом. Представившись девушкам Саидом, тот заказал шампанского «для первого знакомства». Потом на столе появился коньяк и... еще, еще... Часам к одиннадцати кавалеры заметно захмелели. Алла заявила, что ей пора домой, и попросила Рафика принести ее пальто.

Твое пальто у... Забыл где, - сообщил тот.

Как забыл? Мы же раздевались в вашем номере, удивилась Алла.

Какая разница, где раздевались. Жора тебя сейчас проводит. А мы с Любой только рассчитаемся с официантами и тоже поднимемся к вам с шампанским и конфетами.

За Аллой и Жорой увязался Саид, сказав, что ему срочно нужно позвонить по телефону в их номере. В номере Жора стал дурачиться и потребовал от Аллы выкуп за пальто - секс.

И мне выкуп за шампанское и конфеты, - заявил Саид, пытаясь насильно бросить девушку на диван.

Ребята, мы так не договаривались. Выкуп как-нибудь в другой раз. Считайте меня должницей, - пыталась она отшутиться.

Ишь какая, ела-пила, а рассчитываться не собирается, наседал Саид.

Он по-зверски схватил Аллу за плечи и попытался тащить на кровать. А Алле пришлось хорошо поработать руками и ногами, вспомнив уроки самообороны, пока, изрядно помятая, в разорванной блузке и без золотой цепочки на шее, она, наконец, не вырвалась из цепких мужских «объятий» и не выскочила из номера. Дежурная по этажу, взглянув на ее растрепанный вид, тут же вызвала милицию.

Назовите вид(ы) преступности, причины и условия совершения Жорой и Саидом преступления(й). Стала ли Алла жертвой преступления(й)? Почему? Какова виктимологическая профилактика в конкретном случае?

4. Ответьте на следующие вопросы (в течение 10 минут).

Объясните смысл следующего сочетания: оружие, которое всегда с женщиной. Ваши советы женщинам – потенциальным жертвам для применения этого оружия (почему и когда?).

Как вор выбирает жертву? От чего это зависит?

5. Назовите поочередно (право выбора за той командой, которая лидирует) произведения о маргиналах русских классиков (5 минут).

6. За 5 минут придумайте предложения, где фигурировали бы слова «начальник», «подчиненный», «деньги», «удар» (на криминологическую тему).

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

7. Конкурс капитанов. Оба задают друг другу вопросы и отвечают на них по теме: «Криминология - это сила!». Учитываются оригинальный вопрос и оригинальный ответ (15 минут).

Даются незнакомые криминологические слова и словосочетания, необходимо попытаться (с подсказкой) их объяснить.

Называют поочередно прилагательные - криминогенные качества лисицы из басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Ворона - жертва? (Высказать свою точку зрения.)

Какое напутствие дал отец своему сыну Гриневу (кто быстрее)? Как называется это произведение? Кто автор? Назовите фамилии государственных преступников.

Можно ли этот отцовский наказ назвать своего рода профилактическим аспектом? Почему?

Подведение итогов.

Инновационный метод 5.

Цель занятия: в результате проведения занятия студенты должны понять и объяснить появление феномена коррупционной преступности, дефинировать данный вид преступности, дать криминологическую характеристику личности преступников-коррупционеров, назвать и раскрыть меры предупреждения данного вида преступности.

Задание по группам, на которое отводится 20 минут. Студенты делятся на две группы. Каждая группа представляет свой вариант ответа, который комментируется представителями двух других групп. С помощью направляемой преподавателем дискуссии формулируется правильный ответ.

1. Выберите более четкую для сегодняшнего времени формулировку понятия «коррупция». Объясните свой выбор.

коррупция - сложный социальный феномен, порождения общества и общественных отношений;

коррупция - злоупотребление публичной властью ради частной выгоды (ЯМ. Гилинский);

коррупция - ?

2. Почему наиболее коррумпированы следующие страны: Россия, ряд стран бывшего СССР (?), Пакистан, Танзания, Нигерия?

Наименее подвержены коррупции: Дания, Финляндия, Швеция, Новая Зеландия, Канада?

3. Ряд ученых утверждает, что коррупция в России, как социальное явление, находится в начальной стадии. Пока. Но так ли это? А как же в давние времена, к примеру, петровские, - царствование мздоимства и лихоимства?

4. Поясните эту схему:



КОРРУПЦИЯ = Отмывание денег



КОРРУПЦИЯ Отмывание денег



5. Какова роль Совета при Президенте российской Федерации по борьбе с коррупцией, образованного 24 ноября 2003 года.

6. Как по-другому называются взяточничество, лоббизм, протекционизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов…?

7. Почему областями криминализации последовательно становятся бизнес, экономика, политика:

большое количество бизнесменов вовлечено в формирование экономической политики страны;

кто платит - тот заказывает музыку;

так выгодно всем? :

8. В США действует закон с необычным названием «ПАТРИОТ США» («USA PATRIOT»), принятый после 11 сентября 2001 года - широкомасштабный законодательный акт, расширяющий права полиции, направленные на то, чтобы закрыть границы США для иностранных террористов. Закон устанавливает новые виды преступлений и новые наказания, применяемые в отношении внутренних и международных террористов. Закон дает сотрудникам федеральных органов более широкие полномочия по отслеживанию и перехвату сообщений и наделяет министра финансов полномочиями регулирующего органа в борьбе с коррупцией в финансовых учреждениях США для борьбы с отмыванием денег иностранными лицами.

Каким образом можно воспользоваться зарубежным опытом в рамках нашей страны?

Группы получают одинаковые задания, комментируя потом решения, предложенные другими группами, оценивая с помощью преподавателя своё выступление и выступление представителей других групп. В заключении с учетом всех предложенных вариантов формулируется правильный ответ на вопрос.

Подведение итогов.

Краткий словарь терминов

Антропологический подход к изучению преступности - одно из нетрадиционных направлений криминологии. В рамках антропологического подхода преступность определяется как болезнь. Преступность, по мнению сторонников этого подхода, - результат вырождения, дегенерации, следствие тех или иных психофизиологических аномалий, влекущих «нравственное помешательство». При этом понятия вменяемости и общей превенции уголовного наказания по существу утрачивают смысл. Основной метод воздействия на преступность, вырабатываемый данным направлением, - отделение здоровых от больных (изоляция и лечение либо уничтожение последних).

Архитектурная криминология - одно из направлений современной криминологии. Сущность данной концепции заключается в том, что между преступностью и характером застройки, расположением жилищ, планировкой населенных пунктов, их дизайном существует связь:

во-первых, посредством планировки городов и поселков можно уменьшать число так называемых «слепых зон», неконтролируемых территорий, «темных уголков», которые становятся источником ситуативной виктимности, где люди оказываются беззащитными, где им никто не приходит на помощь в случае преступных посягательств;

во-вторых, характер городской архитектуры может разрушать систему социального контроля;

в-третьих, бездарная, унылая архитектура оказывает негативное воздействие на психическое состояние людей, нередко оказывается фактором преступного поведения.

Виктимологическая профилактика преступлений - одно из перспективных направлений воздействия на преступность. Виктимология (от лат. victima - жертва) исследует аспекты преступности, связанные с жертвой.

Виктимностъ - особый феномен. С одной стороны, это специфические качества людей, повышающие их вероятность стать жертвой. С другой - это как бы зеркальное отражение преступности (все, что связано с ее отрицательными последствиями).

Предупреждение преступности - деятельность государственных и общественных органов, направленная на удержание граждан от совершения преступлений. Сущностью предупреждения преступности является предупреждение отдельных преступлений, т.е. предупреждение не всей преступности, а какой-то ее части.

Профилактика - термин медицинский, дословно означающий защиту от чего-либо. В рамках криминологической теории корректно исследовать два аспекта профилактики:

защиту от преступности потенциальных жертв (виктимологическая профилактика);

защита общества и отдельных людей от пораженностью преступностью (от заражения «вирусом», готовности совершить преступление), защита от втягивания граждан в криминальную сферу, в криминальный бизнес, криминальную деятельность; образно это направление можно назвать защитой людей от попадания в сети преступности.

Борьба с преступностью предполагает жесткие формы отрицания пре­ступности. Как правило, с борьбой ассоциируется розыск, задержание пре­ступников и привлечение их к ответственности, либо уничтожение их при сопротивлении. На сегодняшний день борьба является важнейшей компо­нентой любой стратегии воздействия на преступность.

Готовность к совершению преступления - это такое состояние субъекта, при котором он в любой момент (как только поступит пусковой импульс) может начать противоправную деятельность.

Дифференциальной ассоциации теория - одна из наиболее популярных современных зарубежных криминологических теорий. Теория дифферениальной ассоциации раскрывает механизмы, посредством которых социальная дезорганизация криминализирует население. Ее основоположником является профессор Иллинойского университета Эдвин Сатерленд (1883-1950).

Бихевиористы Р. Бюргесс и Р. Акерс дополнили теорию Э. Сатерленда концепцией оперантного поведения. На основании объяснения поведения по схеме «стимул-реакция» эти ученые модифицировали основные положения Э. Сатерленда следующим образом: преступному поведению обучаются в результате того, что эти формы поведения приводят подростка и тех, у кого он учится, к полезным и приятным для них результатам. Научение преступному поведению происходит тогда, когда оно подкрепляется более сильно, чем непреступное.

Зарубежные криминологические теории (современные) - система многообразных взглядов зарубежных ученых на преступность, ее причины и меры контроля. Анализ современной зарубежной практики воздействия на преступность показывает, что к числу работающих криминологических концепций относятся:

неоклассицизм (теории И. Бентама и П. Фейербаха с незначительными модификациями);

теория уголовной политики Ф. Листа;

психоаналитические концепции преступности;

социобиологическая теория деструктивности;

социологическая теория аномии (развитая на основе концепции Э. Дюркгейма);

концепция контроля преступности (разработанная Э. Сатерлендом на основе положений Э. Дюркгейма);

теория дифференциальной связи (предложенная Э. Сатерлендом и модифицированная его последователями);

виктимологические теории.

Изучение личности преступника - важнейшее направление исследования субъективных предпосылок преступного поведения и причин преступности. К фундаментальным методам изучения личности относятся опрос и наблюдение, промежуточной формой является психологическое тестирование (сочетающее в себе элементы первого и второго).

Клиническая криминология - одно из направлений зарубежной криминологии. Ее методологической основой является разработанная Э. Ферри и Р. Горафало концепция опасного состояния человека, суть которой заключалась в том, что преступника надо не карать, а выводить из состояния повышенной склонности к преступлению (и до тех пор пока это не сделано - изолировать).

Наиболее основательно методы клинического воздействия на преступников (реальных и потенциальных) разработал французский криминолог Жан Пинатель. Клиническое воздействие осуществляется последовательно в соответствии со следующими этапами: диагноз, прогноз, перевоспитание.

Количественные и качественные признаки преступности - показатели ее состояния, структуры и динамики. Преступность как явление может быть оценена и даже измерена в определенных количественных и качественных показателях, что очень важно для уяснения сущности этого явления, выявления его внутренних взаимосвязей, зависимости от внешних факторов. Без объективной оценки масштабов преступности невозможно адекватно приготовиться к борьбе с нею и разработать соответствующие меры эффективного воздействия на нее.

Коррекция отрицательных качеств личности - нейтрализация склонности к преступлению. Изменение качеств личности - один из мето­дов воздействия на человека и его поведение.

Можно выделить три уровня воздействия на личность:

1) жесткие меры воздействия (лоботомия, таламотомия и другие хирургические приемы изменения структуры мозга; насилие, лишение свободы, убийство);

2) мягкие меры (убеждение, принуждение, стимулирование, упражнение, изменение социальной ситуации развития, организация деятельности);

3) тонкий уровень воздействия (суггестия, биоэнергетическое воздействие, парапсихологические методики и т.п.).

Традиционными методами воздействия на личность являются убеждение, принуждение, упражнение. К комплексным методам относятся изменение социальной ситуации развития личности и организации деятельности.

Криминально-криминогенные феномены - негативные социальные явления: алкоголизация, наркомания, проституция, экстремизм, маргинальность. Многие из них являются тревожными симптомами деградации социальной сферы и национальной культуры, падения уровня нравственности и духовности в обществе, утраты людьми адекватных социальных ориентиров и смысла жизни.

Криминогенные качества личности - такие свойства личности, которые повышают вероятность совершения человеком преступления. Качествами личности обычно называют длительно существующие характеристики, проявляющиеся в поведении человека в различных ситуациях.

Криминогенные факторы - социальные явления, обуславливающие пре­ступность. К числу наиболее распространенных факторов, которые можно в той или иной степени наблюдать в любой стране, можно отнести следующие:

социальная дезорганизация, дисгармония (социальная несправедливость, социальное неравенство, общественная разобщенность, межнациональные и межрелигиозные противоречия);

недостатки системы воспитания (семейного, религиозного, школьного, общественного);

низкая эффективность позитивного информационного и идеологического воздействия;

дефекты функционирования системы правоохранительных и пенитенциарных органов.

Криминологическая характеристика преступности - раскрытие ее качественных и количественных признаков (состояния, структуры, динамики, характера).

Криминология - наука, связанная с юридическим анализом преступности и социологическим ее изучением. Термин «криминология» происходит от латинского слова crimen - преступление, и греческого logos - учение. Дословно - учение о преступлении, а в широком смысле - о преступности.

Личность преступника - совокупность криминологически значимых свойств человека, обусловивших совершение им преступления.

Ломброзианство в криминологии - учение о преступнике как особом человеческом типе (отклонении от нормы) и преступности как следствии вырождения. В основу данного учения положены принципы антропологии (науки об эволюции человека и нормальных вариантах его физического строения).

Методика выявления причин и условий преступления - алгоритм, определенная последовательность действий, выполнив которые, человек сможет получить информацию по следующим вопросам: какие криминогенные качества личности обусловили определенное преступление или правонарушение (либо могут привести к преступлению); каковы причины их образования; каковы условия их устойчивости; какие обстоятельства затрудняют правомерное поведение; какие обстоятельства делают возможным совершение преступления (в том числе препятствуют его пресечению).

Исследованию причин и условий преступления предшествует выдвижение соответствующих гипотез (версий). Для этого необходимо знать типичные причины и условия преступлений. Один из вариантов типичных, наиболее распространенных криминогенных обстоятельств оказывается реальной причиной или условием конкретного преступления.

Методы криминологических исследований - совокупность приемов изучения преступности, личности преступника, причин преступности и мер воздействия на нее.

Мотивация преступного поведения - внутренний процесс возникновения, формирования и осуществления преступного поведения. Мотивация преступного поведения включает следующие элементы: потребность, мотив, цель, выбор путей и способов ее достижения, вероятностное прогнозирование, принятие решения, контроль и коррекцию поведения, анализ совершенного, раскаяние или выбор защитного мотива.

Мотив преступного поведения - внутреннее побуждение к общественно опасному действию. Мотивационная сфера личности - совокупность потенциальных побуждений человека.

Правовой подход к анализу преступности - традиционная методология анализа криминального феномена. Сущность правового подхода за­ключается в рассмотрении преступности как собирательного понятия - совокупности или даже системы преступлений. Определяя преступность таким образом, авторы отталкиваются от отдельных преступлений. Вся их совокупность в обществе и образует преступность.

Преступность - основной объект криминологического изучения. Все, что исследует криминология, так или иначе связано с преступностью. Одновременно преступность - главный объект воздействия разрабатываемых криминологией мер. Все выводы криминологии, рекомендации и предложения, вырабатываемые в рамках этой науки, направлены на достижение главной цели - оказание разрушающего воздействия на это общественно опасное явление.

Причинность - это такая связь между явлениями, при которой одно порождает другое. Причинность в криминальной сфере имеет свои особенности: она носит опосредованный (информационный, вероятностный) характер.

Радикальные криминологические теории - концепции зарубежных криминологов, полагающих, что без коренных социальных изменений избавиться от преступности невозможно. Ученые, занимающиеся исследованиями в русле радикальной криминологии, исходят из фундаментального теоретического положения о том, что социальная дезорганизация - неотъемлемое свойство социальной системы, без радикального изменения последней ни избавиться от преступности, ни даже уменьшить ее уровень не удастся. Радикальное направление в криминологии развивается тем интенсивнее, чем меньше представители государственных структур прислушиваются к рекомендациям криминологов, чем чаще они на деле отказываются внедрять их предложения в социальную практику. В этих условиях у ученых не остается выбора. Им приходится самим становиться организаторами эффективного воздействия на преступность: организаторами и исполнителями при реализации собственных криминологических концепций.

Социальная дезорганизация (аномия) - кризисное состояние общества, для которого характерно отсутствие гармоничности и солидарности, с одной стороны, между отдельными гражданами, с другой - между обществом и государственными структурами. Аномия - состояние общества, при котором социальные механизмы, регулирующие поведение людей либо перестают функционировать вообще, либо функционируют неэффективно.

Социологический подход к исследованию преступности - одно из наиболее популярных направлений криминологии. Основная идея социологической криминологии заключается в том, что преступность - это болезнь социума, а преступления - симптомы (признаки) этой болезни. Характер и масштабы преступности не зависят напрямую от воли законодателя: какие деяния запрещены под угрозой уголовной репрессии (криминализация), а какие разрешены. Как свидетельствует история, в законодательной практике возможны и ошибки, и произвол, и лоббирование, и корыстная заинтересованность (конструирование правовой разрушать государственность). Преступность зависит от характера сложившихся в социуме общественных отношений. Ее объективной характеристикой является опасность (в этом смысле количество людей, испытывающих страх оказаться жертвой преступных посягательств, - характеристика преступности куда более объективная, чем число зарегистрированных преступлений).

Стигма - термин, положенный в название одной из популярных зарубежных криминологических теорий. Теория стигмы раскрывает один из важнейших факторов социальной дезорганизации - пороки в области социального реагирования на преступления и правонарушения, негативные аспекты соответствующих традиций и общественного мнения, дефекты социальных механизмов, функционирующих в данной области (органы полиции, правосудия, система исполнения наказания). Стигма в переводе с латинского означает «клеймо». Из истории мы знаем, что клеймение преступников делало их изгоями, и такая мера борьбы с преступностью нередко инициировала новые, самые тяжкие преступления как ответную реакцию на социальное отторжение. Этот факт был общепризнанным, и его брали за аксиому авторы данной теории.

Методический доклад на тему:

«Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе»

Учитель математики:

Тасимова А.Д.

2018 г.

Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегдажизненной постоянной школой. (А.К.Гастев) .

Инноватика - это не просто новшества, некоторая новизна, а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе.

(П. С. Лернер)

Интенсивные изменения происходящие в настоящее время в нашем обществе, требующие творчески развитой, креативно мыслящей, компетентной, активнoй личнoсти, ориентируют учителей на новый уровень препoдавания и воспитания обучающиxся.

Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определённой суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития творческого мышления обучающихся в процессе обучения, умение ими самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке современной научной информации, развивать их спoсoбность адаптироваться к постояннo меняющимся жизненным ситуациям, искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Согласно современной концепции образования, его важнейшей целью является «интеллектуальное развитие обучающихся, формирование качеств мышления, xарактерных для образовательной деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе».

Актуальность выбранной темы состоит в необходимости широкого применения продуктивных инновационных технологий на уроках и во внеурочное время, которые позволяют быстрее, экономичнее и качественнее достигнуть цели образования.

Продуктивна та технология, с помощью которой можно получить более высокий результат быстрее и с меньшими затратами по сравнению с ранее применявшейся технологии.

Инновационные те x нологии -алгоритм последoвательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата, альтернативные технoлогии, связанные с изменением организационных форм учебного процесса. Напомню, что означает термин техн o логия - это совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса

Инновационные те x нологии предполагают:

    повышение уровня мотивации к учебному труду;

    формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность при активной поддержке учителя;

    постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем;

    ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому суворовцу;

    создание когнитивной схемы мышления;

    воспитание чувства собственного достоинства, в основе – дифференциальный подход;

    хорошее знание теоретического материала - успешность обучения;

    создание проблемной ситуации;

    работа с одаренными детьми.

Инновационные теxнологии помогают сформировать такие качества личности как инициативность, способнoсть творчески мыслить и находить нестандартные решения.

На уроках математики обучающиеся учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словoм – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление обучающихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, оснoванная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности обучающихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

Как поддержать у обучающиxся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль учителя состояла не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Учитель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает к поиску адекватных педагогических технологий и использование их на практике.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее ее центром являлся учитель, а теперь – обучающийся. Этo дает возможность каждому ученику обучаться в подxодящем для него темпе и на том уровне, котoрый соответствует егo способнoстям.

Педагогические технологии и достигаемые результаты:

Личностно-ориентированная технология обучения

Помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с обучающимися, их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные суворовцы утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемная ситуация на уроке создается с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развивает мыслительные способности.

Проблемные ситуации можно использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять обучающихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.

Исследовательские мет o ды в обучении

Дают возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого суворовца.

Игровые технологии

Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых мoментoв делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Игровые технологии также можно использовать на различных этапах урока. Так при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Всё это направлено на расширение кругозора обучающиxся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Тестовые технологии

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Используются на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляются с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей, уровня готовности учащихся. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Использoвание тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию oбучения сувoровцев с учетом их уровня познавательных способностей.

Зачетная система

Данная система помогает обучающимся подготовиться к обучению в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования и ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке обучающихся.

Групп o вая те x нология

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа обучающихся в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Обучающийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Те x нология модульного обучения

Алгоритм модульного урока:

    Формулировка темы урока.

    Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения.

    Разбивка учебного материала на определенные логически завершенные учебные элементы и определение каждого из них.

    Подбор необходимого фактического материала.

    Определение способов учебной деятельности обучающихся.

    Выбор форм и методов преподавания и контроля.

    Составление модуля данного урока.

Технология проектирования

В основе работы с использованием проектной методики лежит развитие познавательных навыков у обучаемых, критического мышления, умений самостоятельно оперировать своими знаниями, а также умение ориентироваться в информационном пространстве.

При этом основными задачами являются:

Приобретение учащимися yмений критически разбираться в различных проблемах, логически связывать и сопоставлять изученный материал с другими школьными дисциплинами;

Вовлечение обучающихся в творческую исследовательскую работу, последовательно проводя их через этапы научного поиска;

Усвоение обучающимися материала через последовательное решение учебных задач, которое происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности.

Основными дидактическими подходами в работе являются:

Мотивация и стимулирование познавательной деятельности обучающихся (постановка проблемных вопросов, формулирование текущих гипотез и т.д.);

Активное привлечение внимания обучающихся к тем или иным моментам, активизация их восприятия;

Обсуждение и реализация схемы решения проблемы (непосредственное выполнение проекта): анализ проблемы, алгоритма поиска; исследование, анализ материала, обработка и формyлирование результатов совместной работы над проектом;

Воспитание у oбучаемых навыка поиска общего в частном.

Информационно-коммуникационные те x нологии

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ используются на уроках с применением образовательных и обучающих программ, создаются презентации, используется мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики.

Использование ИКТ на уроках математики позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся.

Замечено, что суворовцы проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные суворовцы с огромным желанием включаются в работу. Используют ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН.

Здоровье сберегающие технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. При подготовке и проведении урока необходимо учитывать: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности обучающихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессoв (работа в парах, группах, стимулирование обучающихся); оздорoвительные моменты и смена видов деятельности, помогающие преодолеть усталость, уныние, неудовлетворительность.

Использование вышеперечисленных сoвременных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обyчении математике, повышает познавательный интерес к предмету.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Задача учителя - организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять yчащимися, развивать их пoзнавательную активность.

Список использованной литературы.

    Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm .

    Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077 .

    Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.

    М.Н.Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.

    Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. /Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003

    “Новые педагогические технологии в системе образования” Под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.Е.Полат Москва АСАДЕМА, 2001г.

Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы.

Объективной необходимостью в условиях современного образования становится освоение учителем и применение им на своих уроках инновационных технологий при обучении детей. Сегодня не должно быть такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности . В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Актуальность инновационного обучения состоит в использовании личностно-ориентированного обучения, а также поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика.

« Педагогическая технология » – это такое построение деятельности педагога, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Что же такое «инновационная образовательная технология »? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание , которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  2. Современные методы обучения активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения , которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

Инновационные технологии предполагают:
- повышение уровня мотивации к учебному труду;
- формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность при активной поддержке учителя;
- постоянное повторение изученного материала;

Систематизация знаний учащихся вместе с учителем;
- ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику;
- создание когнитивной схемы мышления;
- воспитание чувства собственного достоинства;
- в основе обучения - дифференциальный подход;
- хорошее знание теоретического материала - успешность обучения;

Создание проблемной ситуации;
- работа с одаренными детьми.

Использование инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества . Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:

  • Классно-урочная технология обучения - обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков.
  • Интерактивные технологии, или г рупповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу) . Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.

Интерактивные технологии, или групповые технологии обучения – это обучение, основанное на диалоговых формах процесса познания. Это работа в группах, учебная дискуссия, игровое моделирование, деловая игра, «мозговой штурм» и т.д.

Периодически составляется рабочая карта урока. В ней записаны:

  • вопрос, над которым работает группа;
  • состав участников;
  • самооценка каждого участника с точки зрения группы.
  • Игровая технология (дидактическая игра). Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве. Деловые (ролевые, управленческие) игры – имитация принятия решений и выполнение действий в разных искусственно созданных или непосредственно практических ситуациях путем проигрывания соответствующих ролей (индивидуальных или групповых) по заданным или выработанным самими участниками правилам. Я использую большое количество дидактических лингвистических игр: это и и задание по типу “Исключи лишнее”, “Узнай меня " и другие, которые прививают умение синтеза и осмысления информации.
  • Технология проблемного обучения (учебный диалог как специфический вид технологии), технология проблемного (эвристического) обучения .

Проблемное обучение – дидактическая система сочетания разных методов и методических приемов обучения, применяя которые педагог, систематически создавая и используя проблемные ситуации, обеспечивает прочное и осознанное усвоение знаний и умений обучающимися. При проблемном обучении всегда имеют место постановка и решение проблемы – познавательной задачи, выдвигаемой в форме вопроса, задания, задачи.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания

  • ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии ). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию и возможному изменению образовательного маршрута.
  • Информационно – коммуникационные технологии. (Презентации, мультимедийные средства, просмотр кинофильмов, спектаклей и т.д.). Персональный компьютер является организатором учебной деятельности, дающим толчок к саморазвитию, самообразованию ученика (поиск нужной информации, совершенствование грамотности, подготовка компьютерной презентации по заданной теме и т.д.). На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ : создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники и электронные конспекты уроков, снабжённые анимацией, речью диктора, мультимедийными эффектами.

При обучении русскому языку и литературе я использую ИКТ на уроках закрепления ЗУН (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных упражнений как для групповой, так и для индивидуальной работы); на уроках обобщающего повторения (использование разнообразного иллюстративного материала: таблицы, схемы, алгоритмы по теории языка, орфографии, пунктуации); на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи); на контрольных уроках и уроках – зачётах (разные виды тестовых форм контроля обеспечивают целенаправленную подготовку к ЕГЭ, начиная с 5 класса).

На моих уроках литературы ученики выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Например, оформляют сборник стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера; создают проекты; составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы; выступают в различных ролях (фотографа, режиссёра видеоматериала, художника); на уроках русского языка готовят слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа, изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование и т.д.), на уроках литературы – обзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьёй и т.д.

  • Педагогика сотрудничества. Реализация гуманно-личностного подхода к ребенку и создание условий для осознанного выбора обучающимися образовательного маршрута.
  • Технология проведения коллективных творческих дел. Создание условий для самореализации обучающихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение обучающихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценка различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей обучающихся.
  • Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности
  • Коммуникативные технологии. В последнее время использование информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Помимо перечисленных выше вариантов я в своей работе применяю стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии “Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть 1, 2”, при проведении компьютерных уроков (5–11кл.); программно-методический комплекс “Учебный тренажер. Централизованное тестирование” (11 кл.); программно-методический комплекс по литературе “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” (5–11кл.); компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе; электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, “Русский язык. Программа-тренажер” из серии “Репетитор” (9–11кл.), а также разнообразные компьютерные программы, предназначенные для работы на интерактивной доске.
  • Технология портфолио.

Для обучающегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для педагога – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Известны несколько типов портфолио . Наиболее популярны следующие:

  • портфолио достижений;
  • портфолио – отчет;
  • портфолио – самооценка;
  • портфолио – планирование моей работы.

Обучающийся должен научиться :

  • отбирать и оценивать информацию;
  • точно определять цели, которые он хотел бы достичь;
  • планировать свою деятельность;
  • давать оценки и самооценки;
  • отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
  • Развитие критического мышления. Развивающее обучение.
  • Модульное обучение.
  • Дистанционное обучение.
  • Тестовые технологии. Компьютерные тесты, которые предназначены для проверки знаний, умений и навыков школьников. Такие задания чаще всего использую на этапе закрепления и повторения пройденного материала (например, 1С: Репетитор. Русский язык. Программа-тренажер по русскому языку “Фраза”). Провожу элективные курсы по подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе. Всё это позволяет добиться хороших результатов.
  • Технология выявления и поддержки одаренных детей. В процессе обучения выявляю одарённых детей, которые участвуют в предметных олимпиадах, творческих конкурсах и смотрах, в научно – практических конференциях.
  • Технологии дополнительного образования и др.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:

1) ассоциативный ряд;

2) опорный конспект;

3) мозговая атака;

4) групповая дискуссия;

5) синквейн;

6) эссе;

7) ключевые термины;

8) перепутанные логические цепочки;

9) дидактическая игры;

10) задания поискового характера;

11) исследование текста;

12) работа с тестами;

13) лингвистические карты;

14) лингвистические задачи;

15) нетрадиционные формы домашнего задания.

Последние годы довольно часто использую на своих уроках синквейн как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии . Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания , которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, с другой стороны - позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

Творческая работа (написать сочинение или рассказ по теме урока; подготовить

Сообщение и т.д.);

Лингвистическое исследование текста;

Подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

Рисование обложек к литературным произведениям;

Создание видеоклипов;

Создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

Художественное чтение;

Инсценировка художественного произведения;

Исторический комментарий к произведениям (слайды);

Продолжение неоконченных произведений;

Наблюдение за природой (фото и видеосъёмка);

Составление вопросника к зачету по теме;

Подготовка словарных диктантов;

Письмо по памяти;

Составление конспекта, опорных таблиц, схем;

Презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

Подготовка материала к викторине.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-диспут, урок-конференция, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков я с удовольствием применяю в своей работе.

Успешность современного педагога:
- способность управлять собой;
- ставить разумные личные цели;
- умение решать проблемы;
- личностный рост;
- изобретательность и способность к инновационному творчеству.


  • Нишанов Махмуджон Собирович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Наманганский государственный университет
  • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • УЧАЩИЕСЯ
  • АКТИВНОСТЬ
  • ОБУЧЕНИЕ
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
  • ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация: В статье уделяется внимание использованию инновационных технологий посредством которых создаются комфортные условия обучению и воспитанию, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой, моделируют жизненные ситуации

  • Педагогическое общение в структуре педагогической деятельности
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива
  • Использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания
  • Методы проблемного обучения как развивающие технологии

Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инновация в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах.

Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.

Инновации в начальном образовании и воспитании это:

  • развивающее обучение
  • развитие критического мышления
  • информатизация образования
  • личностно-ориентированный подход
  • здоровье сберегающие технологии
  • проектная деятельность
  • научно-исследовательская работа

Ученик - главный в этой системе. Он активно принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, определяет причины ошибок; готовый образец или инструкцию учителя он принимает не бездумно, а сам в равной с ним мере отвечает за свои успехи и промахи.

В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми (А. А. Бодалев, С. В. Кондратьева и др.). Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта (Э. А. Гришин, И. В. Страхов и др.).

Для успешного внедрения инноваций в воспитательный процесс необходимо проводить диагностику индивидуальных особенностей учащихся, которая дает возможность предвидеть их реакцию в различных ситуациях, что в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и эффективной.

При использовании инновационных технологий, создаются комфортные условия обучения и воспитания, при которых все учащиеся активно взаимодействуют между собой, моделируют жизненные ситуации.

Структура инновационного урока или внеклассного мероприятия требуют включения конкретных приемов и методов, которые позволят сделать мероприятие необычным, более насыщенным и интересным. Так можно создавать ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика.

Современные инновационные технологии позволяют внедрять адаптивную систему обучения и воспитания, формирующую личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью.

При проведении уроков и мероприятий необходимо использовать самые разнообразные формы: поиск, исследование, размышление, игра, театр, путешествие, защита проектов, беседа за круглым столом, урок-размышление, урок-конференция, и др.

Правильно организованная работа позволит решить одновременно несколько задач. Главное – она развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу.

Список литературы

  1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности – М.: Аспект Пресс, 2001
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева.- 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.- 364 с.
  3. Донцов А.И. Психология коллектива.- М.: МГУ, 1984
Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...