Понятие сущность и виды унитарного предприятия таблицы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия


Закон разделяет унитарные предприятия на два вида:

  • - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, которые подразделяются на государственное предприятие (федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации) и муниципальное предприятие;
  • - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, которые подразделяются на федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации и муниципальное казенное предприятие (казенные предприятия).

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения. Учредителем такого унитарного предприятия может являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов.

Закон об унитарных предприятиях предусматривает альтернативу в отношении создания федеральных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения - решение принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов (п.2 ст.8 Закона об унитарных предприятиях).

Разграничение компетенции по этому вопросу предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 года № 739.

Решение о создании федеральных унитарных предприятий с правом хозяйственного ведения впервые, а также их возникновении в результате реорганизации в форме разделения, выделения принимается Правительством РФ.

Реорганизация путем слияния, также приводящая к возникновению унитарного предприятия, осуществляется по решению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие (например, предложения отраслевого агентства).

В муниципальных образованиях установление порядка принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий, а также установлении тарифов на их услуги является исключительной компетенцией представительных муниципальных органов (подп.6 п.10 ст.35 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). По смыслу этого Закона принятие решения о создании муниципальных предприятий входит в компетенцию местной администрации.

В соответствии с Законом об унитарных предприятиях государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, создаются, а те из них, которые возникли до принятия этого Закона, действуют в целях выполнения функций, прямо перечисленных в Законе, например, таких, как:

  • - использование имущества, приватизация которого запрещена и которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • - осуществление деятельности для решения социальных задач (в том числе реализация товаров и услуг по минимальным ценам, а также организация и проведение закупочных и товарных интервенции для обеспечения продовольственной безопасности страны).

По отношению к предприятиям, предмет деятельности которых не подпадает под указанный в Законе круг задач, продолжается политика приватизации, создания на базе их имущества казенных предприятий, ликвидации предприятий (разд.1, 2 Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 года № 1024; п. п.2, 3 Постановления Правительства РФ от 6 декабря 1999 года № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения»).

В муниципальных образованиях принятие решения о создании предприятия и утверждение его устава, как правило, являются компетенцией одного органа - местной администрации.

В субъектах РФ принятие решения о создании муниципального предприятия может относиться к компетенции одного органа государственной власти (правительства), а утверждение устава возложено на другой - соответствующий отраслевой департамент (управление). Уставы федеральных предприятий утверждаются отраслевыми федеральными агентствами и агентствами, руководство которыми осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ.

Уставный фонд предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Он может быть сколь угодно большим. Закон об унитарных предприятиях содержит указание лишь на минимальный размер уставного фонда: для государственного предприятия - не менее чем 5000 МРОТ, установленных Федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия, а для муниципальных - не менее 1000 МРОТ.

До принятия Закона об унитарных предприятиях минимальный размер уставного фонда был одинаковым для всех предприятий и составлял 1000 МРОТ. Порядок формирования уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяется Законом об унитарных предприятиях. В соответствии со ст.13 Закона об унитарных предприятиях уставный фонд государственного или муниципального предприятия формируется в полном объеме собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. При этом уставный фонд сформирован с момента зачисления соответствующих сумм на открываемый в этих целях банковский счет и передачи предприятию в полном объеме имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.

До принятия Закона об унитарных предприятиях формирование уставного фонда завершалось полностью к моменту регистрации предприятия.

В качестве вклада в уставный фонд собственник может внести деньги, ценные бумаги, объекты недвижимости, другие вещи, имущественные права и другие права, имеющие денежную оценку. Например, вкладом может быть право на использование изобретения, исключительное право на которое принадлежит государству. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 года № 739 формирование уставного фонда федеральных предприятий осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Уставный фонд казенного предприятия не формируется. Интересы кредиторов такого предприятия обеспечиваются субсидиарной ответственностью собственника его имущества.

Чистые активы предприятия должны быть по сумме не меньшими, чем уставный фонд предприятия. Они определяются по данным бухгалтерской отчетности, поступающей в органы управления государственным и муниципальным имуществом. Если по результатам любого финансового (календарного) года будет установлено, что чистые активы предприятия меньше размера его уставного фонда, орган управления имуществом должен подготовить проект решения об уменьшении уставного фонда до размера, не превышающего чистые активы предприятия. Решение же принимает орган, уполномоченный создавать предприятия.

Если же стоимость чистых активов предприятия по окончании финансового года (31 декабря) становится меньше, чем установленный Законом минимальный размер уставного фонда (5000 МРОТ для государственных, 1000 МРОТ для муниципальных предприятий), Закон допускает возможность ликвидации предприятия в судебном порядке. При этом ГК РФ не указывает, кто именно вправе обратиться в суд с соответствующим требованием. Можно предположить, что ГК РФ не имеет в виду собственника предприятия (органы власти, реализующие функции собственника). Ведь собственник может принимать решение о ликвидации, реорганизации предприятия своей властью, без решения суда и без мотивации принимаемого решения (ст.295 ГК РФ, ст.35 Закона об унитарных предприятиях).

Закон об унитарных предприятиях предоставляет право предприятию и собственнику в течение трех месяцев после окончания финансового года (отчетного), то есть до 1 апреля следующего за отчетным года, восстановить имущественное положение предприятия, чтобы чистые активы превысили минимальный размер уставного фонда. Если это не будет сделано, собственник обязан принять решение о ликвидации или реорганизации предприятия.

Понятно, что о каких-либо санкциях в отношении собственника (Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований), не выполняющего указанную обязанность, говорить нереально. Своеобразной санкцией в отношении предприятия, допустившего уменьшение своих чистых активов, являются последствия, предусмотренные Законом об унитарных предприятиях: если в течение шести месяцев после окончания финансового года собственник имущества предприятия не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации предприятия, его кредиторы вправе потребовать от предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков. Представляется, что эта санкция вряд ли будет применяться. Во-первых, предприятия не обязаны публиковать свою отчетность, за исключением случаев, предусмотренных законом, поэтому о реальном финансовом положении должника кредиторы могут и не знать; во-вторых, если они и предъявят требования о возмещении убытков, то вряд ли получат соответствующие суммы от должника, у которого отсутствует имущество даже в размере его минимального объема.

В ГК РФ не установлены сроки для уведомления предприятием своих кредиторов, если собственник его имущества принял решение об уменьшении уставного фонда предприятия, равно как и сроки, в течение которых кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств предприятием-должником и возмещения им убытков. Вопрос о сроках решен в Законе об унитарных предприятиях - в течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие уведомляет об этом кредиторов и сообщает им о новом размере уставного фонда, а также обязано опубликовать информацию о принятом собственником решении в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Такой же срок - 30 дней со дня направления им уведомления или со дня опубликования указанного сообщения - предоставлен кредиторам для предъявления требований к предприятию о прекращении обязательств, досрочном их исполнении и возмещении им убытков.

Государственное и муниципальное предприятия - коммерческие организации, которые самостоятельно отвечают перед своими кредиторами по обязательствам. Государство, муниципальные образования, создавшие предприятия, не отвечают по их обязательствам. Как и другие коммерческие организации - хозяйственные общества, товарищества, производственные кооперативы, предприятия подлежат банкротству. Но если банкротство предприятия вызвано собственником его имущества, на собственника в случае недостаточности имущества предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия. Такая ответственность наступает при следующих условиях:

  • - собственник имеет право давать обязательные для предприятия указания;
  • - собственник имеет возможность иным образом определять действия предприятия;
  • - в результате, по сути, неквалифицированного управленческого воздействия на предприятие, ограничивающего его инициативу и самостоятельность, собственник доводит предприятие до банкротства.

Закон об унитарных предприятиях, хотя и сузил имущественную самостоятельность предприятия (резко увеличилось число сделок, для совершения которых требуется согласие собственника), в целом не ограничил основных прав его как коммерческой организации: свободы в выборе партнеров по обязательствам, в определении содержания договоров, включая условия о ценах, взаимовыгодных для сторон сделки, и др.

Исходя из общих начал гражданского законодательства о виновной ответственности, в суде сложно будет доказать, что собственники (органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления) виновны в доведении своего предприятия до банкротства. К тому же у государства, муниципального образования есть различные возможности избежать такой ответственности, не допустить самой процедуры банкротства, например, своевременно реорганизовать предприятие путем присоединения к другому, более успешно работающему предприятию, продать вместе с долгами в процессе приватизации, уволить руководителя, изыскать возможность оказать предприятию финансовую помощь.

Правило о субсидиарной ответственности применялось также к ответственности предприятия, учредившего дочернее предприятие, по обязательствам последнего. С вступлением в силу Закона об унитарных предприятиях унитарные предприятия не вправе более создавать дочерние предприятия, а те, которые ранее, до вступления в силу указанного Закона были учреждены, подлежали реорганизации путем присоединения к создавшим их предприятиям. По завершении процесса такой реорганизации надобность в норме об ответственности унитарного предприятия за свое дочернее предприятие полностью отпадает.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Казенные предприятия учреждаются лишь в ограниченном числе случаев, указанных в п.4 ст.8 Закона об унитарных предприятиях, в частности: если значительная или преобладающая часть производимой ими продукции (работ, услуг) предназначена для государственных или муниципальных нужд; при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства, стратегических интересов России.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта РФ и муниципальное казенное предприятие - органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, притом необязательно в связи с ликвидацией предприятий с правом хозяйственного ведения.

По смыслу Закона об унитарных предприятиях казенное предприятие может быть создано на базе имущества унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения:

  • - в результате его преобразования в казенное предприятие, то есть путем изменения вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия (изменение вида предприятия не является его реорганизацией);
  • - путем реорганизации предприятий в форме слияния, разделения, выделения и созданием в результате этого казенных предприятий;
  • - в результате ликвидации предприятия с правом хозяйственного ведения и создания на базе оставшегося после ликвидации имущества казенного предприятия.

Закон впервые не запрещает создание казенных предприятий за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утвержденный уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления.

Казенное предприятие, как и любая другая коммерческая организация, имеет фирменное наименование. Его полное фирменное наименование на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание собственника его имущества - РФ, субъект РФ или муниципальное образование.

Казенное предприятие действует на основе производного от права собственности вещного права - права оперативного управления на закрепленное за ним собственником имущество. Уставный фонд казенного предприятия не формируется. Объем возможностей по распоряжению имуществом казенного предприятия по сравнению с предприятием, действующим на основе права хозяйственного ведения, значительно уже - практически все сделки совершаются им с согласия собственника. Исключение составляет готовая продукция - казенное предприятие распоряжается ею самостоятельно, если иное не установлено законом или иными нормативными актами (п.1 ст.297 ГК). Однако права по распоряжению готовой продукцией ограничены тем, что казенному предприятию доводятся обязательные для исполнения заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (п.2 ст.20 Закона об унитарных предприятиях). Собственник имущества казенного предприятия в лице уполномоченного органа определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждает показатели экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение.

Деятельность казенных предприятий планируется и финансируется в соответствии с Законом об унитарных предприятиях. Казенное предприятие действует на основе утвержденной ему собственником сметы доходов и расходов. Так же, как предприятие с правом хозяйственного ведения, казенное предприятие периодически представляет собственнику бухгалтерскую отчетность о своей финансово-хозяйственной деятельности и иные документы - отчеты, перечень которых для федеральных предприятий утверждается Правительством РФ (п.3 ст.26 Закона об унитарных предприятиях). Поскольку казенным предприятиям утверждается смета их доходов и расходов, в том числе дополнительно полученных из бюджета целевых средств, их деятельность является объектом государственного и муниципального финансового контроля. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий (п.2 ст.269 БК РФ). Для последующего контроля федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств (п.7 ст.274 БК РФ).

Казенное предприятие отвечает перед кредиторами всем своим имуществом. Однако банкротству оно не подлежит. При недостаточности имущества для расчетов с кредиторами собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия. При привлечении государства, муниципального образования к гражданско-правовой имущественной ответственности они отвечают за счет средств казны. Основная сложность таких взысканий заключается в том, что в бюджетах не всегда предусматриваются резервы для выплат кредиторам предприятия в порядке субсидиарной ответственности государства, муниципальных образований за созданные ими казенные предприятия.

Казенные предприятия реорганизуются, ликвидируются по решению компетентных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решение о реорганизации и ликвидации федеральных казенных предприятий принимается Правительством РФ. Казенные предприятия реорганизуются путем слияния, присоединения, разделения, выделения (например, в результате слияния двух казенных предприятий появляется одно), преобразования в учреждение.

Особо надо отметить возможность возникновения казенных предприятий в результате реорганизации предприятий с правом хозяйственного ведения. Например, на основе слияния двух организаций с правом хозяйственного ведения, производящих однородную продукцию, может быть создано одно казенное предприятие. При этом не допускается создание федеральных казенных предприятий на базе имущества предприятий с правом хозяйственного ведения, имеющих кредиторскую задолженность, то есть являющихся должниками по просроченным денежным обязательствам.

Казенные предприятия могут быть реорганизованы и прекратить свое существование при присоединении к предприятию с правом хозяйственного ведения, при слиянии и возникновении в результате такого слияния предприятия с правом хозяйственного ведения. Собственник может изменить вид казенного предприятия, преобразовав его в предприятие с правом хозяйственного ведения (изменение вида предприятия не относится к реорганизации). Во всех таких случаях государство, муниципальное образование в течение шести месяцев несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия, перешедшим к предприятию с правом хозяйственного ведения (п.5 ст.29 Закона об унитарных предприятиях).

Если казенное предприятие преобразуется в предприятие с правом хозяйственного ведения и изменяется таким образом вид предприятия, регистрируются только изменения в уставе, отражающие изменение статуса предприятия (п.4 ст.29 Закона об унитарных предприятиях).

Казенное предприятие может быть преобразовано по решению собственника в государственное или муниципальное учреждение. В отличие от преобразования его в предприятие с правом хозяйственного ведения, влекущего лишь изменение вида предприятия в рамках одной организационно-правовой формы унитарного предприятия, преобразование в учреждение является формой реорганизации предприятия.

Казенное предприятие, включенное в Прогнозный план (программу) приватизации, может быть преобразовано в открытое акционерное общество. В таком случае реорганизация осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

При преобразовании предприятия в открытое акционерное общество в процессе его приватизации обязанность государства субсидиарно отвечать за предприятие перед кредиторами прекращается. Правопреемником по обязательствам такого предприятия становится акционерное общество.

Если же предприятие реорганизуется в учреждение, то государство, муниципальное образование при недостаточности у учреждения денежных средств несут субсидиарную ответственность перед кредиторами по обязательствам, перешедшим к учреждению в порядке правопреемства при реорганизации.

Унитарное предприятие, как и иные коммерческие организации, обязано уведомлять своих кредиторов о принятом решении о реорганизации.

Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записей о прекращении предприятий, а также регистрация внесенных в устав изменений (например, при изменении вида унитарного предприятия) осуществляются только при условии представления регистрирующему органу информации - доказательств уведомления кредиторов (п.8 ст.29 Закона об унитарных предприятиях), необходимого для реализации ими гарантий своих прав.

Казенное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника, если оно не включено в прогнозный план (программу) приватизации. Ликвидация казенного предприятия может последовать также по решению суда - по основаниям, предусмотренным ГК РФ. Если предприятие грубо или систематически нарушало законодательство, целесообразно все же не ликвидировать его, а приватизировать, например, продав имущественный комплекс на аукционе в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. Ликвидация предприятия может привести к убыткам государства, поскольку оно несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности у него имущества, а приватизация может принести государству доход.

Введение

В рыночной экономике коммерческую деятельность осуществляют государства, предприниматели и другие органы, которые имеют статус юридического лица.

Предпринимательскую деятельность государственные структуры осуществляют на двух уровнях: верхнем – общегосударственном (федеральном) и нижнем – местном (региональном и муниципальном).

На верхнем уровне функционируют, например, такие организации, как Центральные банки или министерства финансов. Центральные банки выступают агентами в операциях купли-продажи иностранной валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов, регулируют денежную массу в обращении; министерства финансов выступают на отечественных и зарубежных финансовых рынках в роли заемщиков денежных средств. Таким образом, государство осуществляет предпринимательскую деятельность на макроуровне, решая задачи глобального масштаба.

Функционирование государства на местном уровне осуществляется чаще всего в трех основных направлениях:

· Во-первых, в наиболее прибыльных областях предпринимательской деятельности с целью пополнения городского бюджета (или бюджета области или края);

· Во-вторых, в сфере действия естественных монополий (тепло-, водо- и газоснабжения, электроэнергетики, связи) во избежание неоправданного завышения тарифов этих организаций на свои услуги;



· В-третьих, в малорентабельных и капиталоемких отраслях производства, в которые частный сектор инвестирует средства неохотно.

Реализуется государственная предпринимательская деятельность путем создания предприятий на базе государственной или городской (муниципальной) собственности. Такие предприятия получили название унитарных (от фр. Unitaire – единый; единый собственник). Таким образом, унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям и паям, в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия находится в государственной или городской собственности и передается такому предприятию в оперативное управление или на правах хозяйственного ведения.

Целью курсовой работы является исследование деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Цель работы обуславливает следующие задачи:

Рассмотреть виды унитарных предприятий;

Исследовать принципы создания, реорганизации и ликвидации унитарных предприятий;

Обобщить особенности муниципальных унитарных предприятий;

Произвести экономические расчеты по варианту курсового проекта.

Методологической и теоретической основой курсовой работы послужили законы о государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также работы отечественных авторов в области данной темы.

Посмотри в методичке разметку страницы…….у тебя она не верная …..и еще – я не увидела ответа на вопрос «а почему эта тема актуальна?»»»

Глава 1. Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Понятия и виды унитарных предприятий

Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником имуществом. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.а бзац отступ

Функционирует унитарное предприятие на основании устава, составленного при его создании. Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо сведений характерных для юридического лица, ещё и сведения о предмете и целях деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.

Имущество государственного унитарного предприятия находится соответственно в государственной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения оперативного управления.

Существуют два вида унитарного предприятия: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; унитарные предприятия основанные на праве оперативного управления.

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредительным документом унитарного предприятия считается его устав, утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на который в соответствии с действующим законодательством возложена координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического

лица, данные о предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия. Унитарное предприятие - единственная коммерческая организация, обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той деятельностью, которая указана в уставе.

Размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной 5000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, а муниципального - не менее 1000 МРОТ. Уставный фонд предприятия должен быть полностью оплачен собственником в течение трех месяцев с момента государственной регистрации. [ 3, 391]

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника. Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утвержденный правительством Российской Федерации, субъектом РФ или органом местного самоуправления.

Собственник-учредитель вправе изъять:

· Излишнее имущество;

· Неиспользованное имущество;

· Используемое не по назначению имущество.

Казенное предприятие не вправе распоряжаться движимым и недвижимым имуществом без специального на то разрешения со стороны собственника.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве

оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. По ширине

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Таким отступ образом можно сделать вывод о том, что унитарным предприятием признаётся коммерческая организация не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имуществом, это имущество находится в государственной собственности; функционирует на основании устава. Существует два вида унитарных предприятий: на праве оперативного управления (казённые) и на праве хозяйственного ведения. Также унитарное предприятие это единственная коммерческая организация наделенная гражданскими правами и обязанностями.

1.2 Создание, реорганизация и ликвидация унитарных предприятий по центру

Учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Об этом сказано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Решение об учреждении такого предприятия принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Муниципальные унитарные предприятия создаются в распорядительном порядке в случаях:

Необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности Российской Федерации;

Необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

Необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, утверждения устава унитарного предприятия, заключения контракта с его руководителем, устанавливается

органами местного самоуправления.

Согласно статье 12 Закона № 161-ФЗ, уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий соблюдение интересов кредиторов такого предприятия. А из норм статьи 8 этого закона следует, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для оценки имущества необходимо привлечь независимого оценщика.

Согласно статье 29 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом об унитарных предприятиях и иными федеральными законами. Реорганизация унитарного предприятия по решению иных органов может быть признана недействительной. отступы

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» решение о реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством Российской Федерации.

Проект решения Правительства Российской Федерации о реорганизации предприятия должен предусматривать цели, предмет и виды его деятельности.

Проект указанного решения вносится в Правительство Российской Федерации федеральным министерством, федеральным агентством или

федеральной службой, руководство деятельностью, которое осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

· Слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

· Присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

· Разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

· Выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

· Преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных Законом об унитарных предприятиях или иными федеральными законами случаях.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.


Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.


В случае, если иное не предусмотрено Федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.

При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.


Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.


Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

Ликвидация унитарного предприятия.

l Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

l Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению.

l Суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

l Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

l В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия

собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.

l В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.

l Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.


Таким образом, учредителем унитарного предприятия является муниципальное образование. Создается унитарное предприятие в определенном распорядительном порядке в определенных случаях. Реорганизация унитарного предприятия реализуется в пяти вышеперечисленных формах. Ликвидация унитарного предприятия производится по определённым причинам и в определённом законом порядке.

1.3 Особенности ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ??? муниципальных унитарных предприятий. Нумерация 14 шрифтом.точка не ставится

Особенностью унитарных предприятий является специальная (уставная) правоспособность. В учредительных документах таких предприятий должны содержаться сведения о предмете и целях их деятельности.

Правоспобность унитарных предприятий. Отступы!!

1.Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельности обязанности.
2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными статьей 10 настоящего Федерального закона. Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом. Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Государственное или муниципальное предприятие до момента завершения формирования собственником его имущества уставного фонда не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением государственного или муниципального предприятия.
3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

Филиалы и представительства унитарного предприятия


1. Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2.Филиалом унитарного предприятия является его обособленное


подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.


3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия.


4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.

Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.

Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.


5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.


Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях


1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.


2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием

только с согласия собственника его имущества.


Ответственность унитарного предприятия


1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской

Федерации, муниципального образования).


2. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.


3.Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их

имущества.


Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо сведений, обязательных для уставов всех юридических лиц, также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда унитарного предприятия, порядке и источниках его формирования.

В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности, принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не может быть распределено по вкладам (долям, паям) между его работниками.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Таким образом органом СЛУХА? НЮХА? НАВЕРНОЕ УПРАВЛЕНИЯ унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчет. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Список литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации

2. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

3.Арзямов А. С. Экономика фирмы: учебник / А. С. Арзямов – М.: Инфра - 2010. – 526 с.

4.Ахмедуев А. А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий./ А. А. Ахмедуев - М.: Инфа - 2007. - 549 с.

5. Багиев Г. Л. Организация предпринимательской деятельности. Уч.пособие / Г. Л. Багиев - СПб.: СПбГУЭФ. - 2007. - 450 с.

6.Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы)./ О. И. Волков - М.: ИНФРА-2007. - 601 с.

7. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия./ В. Я. Горфинкель - М.: Юнити-Дана, 2007. - 670 с.

8. Казаков С.В. Экономика отрасли./С. В. Казаков – М.: ИНФРА, 2010. – 309с.

9. Котельникова Е.А., Экономика фирмы./ Е.А. Котельникова –М.: Эксмо, 2009. -160 с.

10.Леонова Г. Б. Унитарные предприятия как субъект гражданского права. Законодательство/ Г. Б. Леонова - М.: ИНФА, 2007. - 129 с.

11.Максимов В. А. Экономика фирмы: учебник для экономических специальностей / В. А. Максимов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 571 с.

12.Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник./ К. А. Раицкий - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2007. - 690 с.

13.Романенко И. В. Экономика предприятия-3-е изд., перераб. и доп./ И. В. Романенко - М.: Финансы и статистика, 2007.- 561 с.

14.Тихомиров М.Ю. Уставы унитарных предприятий/М. Ю. Тихомиров- М.:2007. - 13 с.

15.Экономика предприятия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф., В.А. Швандира- 5-е изд., перераб/ и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 670 с.

16.Экономика предприятия. Учебник для вузов / Л.Я. Аврашков, В. В. Адамчук, О.В. Антонова и др.; Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. - 450 с.

17. Электронный ресурс.- Государственные и муниципальные унитарные предприятия http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/unitarnoe-predpriyatie.html

18. Электронный ресурс.- Создание унитарных предприятий http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/202842.html

19.Электронный ресурс.- Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий http://base.garant.ru/12128965/5/

20.Электронный ресурс.- Государственные и муниципальные унитарные предприятия http://be5.biz/pravo/h001/15.htm

Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником этого имущества.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность - специфическая форма организации деятельности.

Унитарность характеризуется:

Созданием юридического лица путем выделения собственником определенной имущественной массы, а не объединения собственности нескольких лиц;

Сохранением права собственности на имущество за учредителем;

Закреплением имущества за юридическим лицом на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления);

Неделимостью имущества;

Отсутствием членства;

Единоличными органами управления.

К основным причинам создания унитарных предприятий следует отнести:

Необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена;

Осуществление деятельности по решению социальных задач, в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам и организации закупочных и товарных интервенций по товарам первой необходимости;

Обеспечение отдельных дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств.

Цель деятельности унитарных предприятий - решение государственных задач на коммерческой основе.

Правила ст. 113-115, 294-297 ГК РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов. Права и обязанности работников определяются прежде всего трудовым правом. Если унитарное предприятие с согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она становится имуществом этого предприятия в целом.

Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании, находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Органом унитарного предприятия выступает руководитель, который назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

Федеральное государственное унитарное предприятие - ФГУП

Государственное унитарное предприятие - ГУП (субъекта федерации)

Муниципальное унитарное предприятие - МУП (Муниципального образования)

Государственное предприятие – разновидность коммерческой организации, так как они создаются для производственно-хозяйственной деятельности (создание материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг и т.п.).

Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий. Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.

Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. государством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания унитарных муниципальных предприятий).

Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа, который утверждает и учредительный документ предприятия – его устав. Подразумевается соответствующий орган исполнительной власти. Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликвидирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.

В-третьих, органом унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственнику, так и указанному органу.

В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.

В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитарных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, лицензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, государственный оборонный заказ).

Предусмотрено, что правовой статус государственных предприятий и учреждений регламентируется специальным федеральным законом. Однако до сих пор такой правовой акт отсутствует многие вопросы их организации и деятельности решаются президентскими указами и правительственными постановлениями.

33Муниципальное предприятие.

Государственные и муниципальные предприятия, действующие на праве хозяйственного ведения, составляют значительную часть унитарных предприятий.

муниципального предприятия - 1 000 МРОТ (ст. 12 Закона об унитарных предприятиях).

Государственные и муниципальные предприятия могут создаваться для проведения научной и научно-технической деятельности, разработки и изготовления продукции, находящейся в сфере национальных интересов государства и обеспечивающей национальную безопасность, производства изъятой из оборота и ограниченно оборотоспособной продукции.

Муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, а недвижимым - с согласия собственника имущества.

Собственник государственного и муниципального предприятия:

Принимает решение о создании предприятия;

Определяет цели и предмет (виды) его деятельности;

Дает согласие на участие предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

Определяет порядок утверждения показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

Утверждает устав предприятия;

Принимает решение о реорганизации и ликвидации предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы предприятия;

Формирует уставный фонд предприятия;

Назначает на должность руководителя предприятия и заключает с ним трудовой договор;

Дает согласие на назначение главного бухгалтера, утверждает бухгалтерскую отчетность предприятия;

Утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контролирует их выполнение;

Дает согласие на создание филиалов и представительств;

Дает согласие на участие предприятия в других организациях;

Принимает решение о проведении аудиторских проверок и решает многие другие вопросы деятельности предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее предприятие) – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, этим они отличаются от иных коммерческих организаций.

Уставный фонд предприятия – минимальный размер имущества предприятия, гарантирующий интересы его кредиторов, который может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Предприятия представляют собой организационно-правовую форму, посредством которой осуществляют деятельность коммерческие организации – юридические лица, являющиеся субъектами предпринимательского права (ст. 113–115 ГК РФ).

Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям), в том числе между его работниками.

Виды:

– унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

– унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Правоспособность предприятий не общая, а специальная, т. е. они могут осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в уставе предприятия.

Деятельность унитарных предприятий в определенных сферах предпринимательской деятельности ограничивается.

По согласованию с собственником его имущества унитарное предприятие может создавать филиалы и открывать представительства.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам собственника его имущества.

Собственники имущества предприятия не несут ответственность по его обязательствам, за исключением случаев, когда банкротство вызвано самим собственником, при этом на него при недостаточности имущества может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам предприятия.

Устав унитарного предприятия – его единственный учредительный документ.

Предприятие распоряжается движимым имуществом самостоятельно, в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, за исключением случаев, установленных законом.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.

Собственник имущества предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в ведении предприятия.

Введение

В настоящее время в свете проводимых экономических реформ в России одним из самых актуальных вопросов остается проблема эффективного управления имуществом государства, создания наиболее приспособленных к современной экономической модели образований, способных удовлетворять потребности государства и муниципальных образований.

Владея огромными материальными ценностями, многие унитарные предприятия оказались вне сферы влияния государства. Государство, по общему признанию, показало себя отнюдь не самым рачительным собственником. Однако, несмотря на общую тенденцию к сокращению числа унитарных предприятий, говорить о скором исчезновении этого феномена преждевременно, а крупнейшие ФГУПы по-прежнему входят в число наиболее весомых участников российского рынка. Что касается муниципальных унитарных предприятий, то их число в регионах в последнее время увеличилось.

Цель контрольной работы - определить особенности организации финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий.

· представить виды унитарных предприятий;

· рассмотреть планирование деятельности унитарного предприятия;

· раскрыть финансирование унитарных предприятий.

Виды унитарных предприятий

Унитарные предприятия создаются и функционируют в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ и другими нормативными правовыми актами.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственниками. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему своего имущества.

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

В соответствии с гражданским законодательством в РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, -- федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ (далее -- государственное предприятие), муниципальное предприятие;

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, -- федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (далее -- казенное предприятие).

Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также вправе иметь полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может содержать иные отражающие его организационно-государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества -- Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование.

Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. Печать унитарного предприятия может также содержать его фирменное наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с Федеральным законом допускается участие юридических лиц. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочным) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.

Унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства, сведения о которых должны содержаться в уставе унитарного предприятия.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования). Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...