Две в одной. Объединение рпц и рпцз открыло ли дорогу к объединению русского народа Что объединение сулит зарубежной церкви


Мы, смиренный Алексий Второй, Божией милостью Патриарх Московский и всея Руси, купно с Преосвященными членами Священного Синода Русской Православной Церкви — Московского Патриархата, собравшимися на заседание Священного Синода 3/16 мая 2007 года в Москве, и смиренный , Первоиерарх , купно с Преосвященными Архиереями — членами Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, собравшимися на заседание 5/18 апреля 2007 года в Нью-Йорке,

руководствуясь стремлением к восстановлению благословенного мира, богозаповеданной любви и братского единения в общем делании на ниве Божией всей Полноты Русской Православной Церкви и верных ее, в Отечестве и в рассеянии сущих, принимая во внимание исторически сложившееся устроение церковной жизни русского рассеяния вне пределов канонической территории Московского Патриархата,
учитывая, что Русская Православная Церковь Заграницей осуществляет свое служение на территории многих государств,

— настоящим Актом утверждаем:

1. Русская Православная Церковь Заграницей, совершая свое спасительное служение в исторически сложившейся совокупности ее епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений, пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви.

2. Русская Православная Церковь Заграницей самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских, состоя при этом в каноническом единстве со всей Полнотой Русской Православной Церкви.

3. Высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть в Русской Православной Церкви Заграницей осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Предстоятелем (Первоиерархом) согласно Положению о Русской Православной Церкви Заграницей.

4. Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей избирается ее Архиерейским Собором. Избрание утверждается, в соответствии с нормами канонического права, Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

5. Имя Предстоятеля Русской Православной Церкви, а также имя Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей возносится за богослужением во всех храмах Русской Православной Церкви Заграницей перед именем правящего архиерея, в установленном порядке.

6. Решения об образовании или упразднении епархий, входящих в Русскую Православную Церковь Заграницей, принимаются ее Архиерейским Собором по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

7. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей избираются ее Архиерейским Собором или, в случаях, предусмотренных Положением о Русской Православной Церкви Заграницей, Архиерейским Синодом. Избрание утверждается на канонических основаниях Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

8. Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей являются членами Поместного и Архиерейского Соборов Русской Православной Церкви и участвуют в установленном порядке в заседаниях Священного Синода. Представители клира и мирян Русской Православной Церкви Заграницей участвуют в Поместном Соборе Русской Православной Церкви в установленном порядке.

9. Вышестоящей инстанцией церковной власти для Русской Православной Церкви Заграницей являются Поместный и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

10. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви действуют в Русской Православной Церкви Заграницей с учетом особенностей, определяемых настоящим Актом, Положением о Русской Православной Церкви Заграницей и законодательством государств, в которых она осуществляет свое служение.

11. Апелляции на решения высшей церковно-судебной власти Русской Православной Церкви Заграницей подаются на имя Патриарха Московского и всея Руси.

12. Изменения, вносимые в Положение о Русской Православной Церкви Заграницей ее высшей законодательной властью, подлежат утверждению Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви в том случае, если таковые изменения имеют канонический характер.

13. Русская Православная Церковь Заграницей получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси.

Настоящим Актом восстанавливается каноническое общение внутри Поместной Русской Православной Церкви.

Ранее изданные акты, препятствовавшие полноте канонического общения, признаются недействительными либо утратившими силу.

Восстановление канонического общения послужит, Богу содействующу, укреплению единства Церкви Христовой и делу ее свидетельства в современном мире, способствуя исполнению воли Господней о том, «чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин. 11, 52).

Воздаем благодарение Всемилостивому Богу, Своею всесильною десницею направившему нас на путь к уврачеванию ран разделения и приведшему нас к вожделенному единству Русской Церкви на родине и за рубежом, во славу Его Святого Имени и на благо Его Святой Церкви и верных чад ее. Молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских Господь да дарует благословение Единой Русской Церкви и чадам ее, во отечестве и рассеянии сущим.

+АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

ЛАВР, МИТРОПОЛИТ ВОСТОЧНО-АМЕРИКАНСКИЙ И НЬЮ-ЙОРКСКИЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АРХИЕРЕЙСКОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

Источник: Данилова В.Е. Итоги объединения РПЦ МП и РПЦЗ: проблемы и перспективы. //Мартьяновские краеведческие чтения. Вып. V. 300 лет в составе России. Сборник материалов международной практической конференции, посвященной 300-летию вхождения территории Юга Сибири в состав России. Минусинск, 11-14 декабря 2007г. - Красноярск: 2008. - С. 213-218.

Объединение двух церквей, произошедшее 17 мая 2007 г., вызвало огромный интерес у российской общественности. Однако, несмотря на это, в СМИ были представлены только самые общие моменты объединения. Кроме того, после этого события образовался информационный вакуум, за процессом почти перестали следить. Данная статья призвана заполнить этот вакуум и придать новые аспекты и смыслы процессу объединения двух церквей.
Первый этап объединения - попытки начать переговоры (1988-1997 гг.). Для начала объединения необходимо было пройти сложный путь диалога. Первый шаг сделала Русская православная церковь Московского патриархата, после ослабления и, в I дальнейшем, падения советского режима. Поместный Собор Русской православной 1 церкви Московского патриархата (РПЦ МП) призвал представителей Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) к диалогу 1 .
Но, как известно, выработанные стереотипы отношения к советскому государству и российскому православию стали препятствием для установления диалога. РПЦЗ потребовала от иерархов РПЦ МП принятия целого ряда важных политических решений для начала восстановления отношений, в частности, отречения от т. н. «сергианства», т. е. официального покаяния в грехах сотрудничества с советской властью, а также официального прославления новомучеников российских (РПЦЗ канонизировала их в 1981 г.) 2 . Другим важным условием был отказ от экуменизма, в который I РПЦ МП была втянута властью в советскую эпоху. Эти требования, как и характер их предъявления, на тот момент были совершенно неприемлемы для иерархов РПЦ МП.
213
Только в 1993 г., после того как сформировалась новая государственность России, в частности, была принята Конституция, начались регулярные встречи между представителями РПЦ МП во главе с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном и клириками Берлинской епархии РПЦЗ во главе с архиепископом Марком (Арндтом). Стороны попытались нащупать пути к диалогу, стали проводить встречи. Всего прошло девять таких встреч. Однако тогда стороны смогли договориться только о признании отсутствия между ними догматических разногласий 3 . Проблемы, препятствующие признанию друг друга и возможному воссоединению, так и остались нерешенными. Несмотря на провал основной части переговоров, они все-таки имели и положительное значение - после них руководство РПЦ МП стало, наконец, предпринимать конкретные шаги, которые привели к последующему сближению с РПЦЗ.

Завершающий этап воссоединения двух церквей. 2000-2007 гг.

Возобновление диалога на рубеже XX-XXI вв. было связано с важными политическими решениями, принятыми на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г. в Москве.
Собор принял ряд важных документов 4 , в которых четко обозначил позицию РПЦ МП по отношению к светской власти, экуменизму и инославным вероисповеданиям, а также прославил сонм новомучеников и исповедников российских - всего 1608 чел. 5 Таким образом, были заложены прочные основы для диалога между двумя церквями.
Началу диалога способствовало и избрание нового Первоиерарха РПЦЗ - митрополита Лавра [Шкурло). В 1990-х гг. он, тогда еще архиепископ Сиракузский, ежегодно посещал Россию с частными визитами для паломничества по святым местам, со многими из иерархов РПЦ МП он был знаком лично и даже неофициально принимал их в своей резиденции. Поэтому митрополит Лавр (Шкурло) был лично заинтересован в диалоге двух церквей. После свое интронизации митрополит Лавр [Шкурло) заявил о необходимости смены курса по отношению к РПЦ МП и восстановления отношений с ней 6 .
В ноябре 2003 г. по приглашению Московского Патриархата в Москву приехала делегация РПЦЗ, в том числе давний участник переговоров и сторонник сближения архиепископ Берлинский и Германский Марк.
Через месяц, убедившись в серьезности намерений РПЦ МП, Архиерейский Собор РПЦЗ (13-17 декабря 2003 г.) поставил вопрос о каноническом единстве.
Вслед за усилиями обеих церквей были созданы комиссии для решения накопившихся за годы разделения проблем. Заседания комиссий состоялись в Мюнхене (14-17 сентября 2004 г.), в Москве (17-19 ноября 2004 г.), в окрестностях Парижа (2-4 марта 2005 г.), в Москве (26-28 июля 2005 г.), в Наяке (штат Нью-Йорк) (17-20 февраля 2006 г.), вновь в Москве (26-28 июня 2006 г.) и в Кельне (24-26 октября 2006 г.). В процессе личного общения члены делегации РПЦЗ смогли убедиться в искренности и откровенности иерархов РПЦ МП, что способствовало успеху диалога.
Заинтересованность в диалоге и скорейшем урегулировании спорных вопросов проявила и российская власть. В ходе своего визита в Москву в мае 2004 г. глава РПЦЗ и патриарх Алексий II встретились с президентом России В.В. Путиным в Ново-Огарево (под Москвой). Президент дал понять, что государство заинтересовано в диалоге и восстановлении отношений двух церквей и что ни государство, ни РПЦ МП не будут претендовать на собственность РПЦЗ (имущественный вопрос был одним из главных препятствий на переговорах 7).
Комиссии закончили свою работу в ноябре 2006 г. Итогом их работы стал «Акт о каноническом общении», одобренный Синодами обеих церквей.
214
Воссоединение двух церквей - это целая веха в истории развития православия в мире. Произошло множество изменений в жизни этих двух церквей. В частности, можно отметить следующие:
1. 17 мая 2007 г. в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. После подписания состоялось первое совместное богослужение.
2. Патриарх Алексий II поднял на новый уровень свой авторитет в православном мире.
3. Произошедшее объединение стало не упразднением РПЦЗ, а приданием ей нового статуса - т.н. «самоуправляемой церкви», т.е. автономии внутри РПЦ МП. Новый статус РПЦЗ не является исключительным; согласно гл. VIII Устава Русской Православной Церкви, к числу таких церквей уже относятся: Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы, Эстонская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь 8 .
4. Неясной осталась судьба тех приходов, которые РПЦЗ успела создать на канонической территории РПЦ МП начиная с 1990 г. (в России сегодня таких приходов 18, большинство из них (14) находятся в Сибири). Остались нерешенными также вопросы о статусе приходов РПЦЗ в России и на Украине, а также о принадлежности ряда монастырей и земельных участков в Палестине. Возможно, что они постепенно перейдут в собственность РПЦ МП.
5. Было восстановлено молитвенное и евхаристическое общение между двумя церквями. Имя предстоятеля РПЦ МП теперь упоминается во время богослужений. Но РПЦЗ сохранила имущественную, судебную, законодательную и иную самостоятельность. Единственные ограничения касаются административной и судебной власти. Избрание архиереев (включая предстоятеля) РПЦЗ будет утверждать патриарх Московский и всея Руси, а священники, имеющие порицания в РПЦ МП, не будут больше приниматься в РПЦЗ. Должны согласовываться решения о создании или упразднении епархий РПЦЗ. Высшей апелляционной инстанцией для недовольных решениями высшей церковно-судебной власти РПЦЗ стал Московский Патриархат. В то же время РПЦ МП не прекратила практику участия в межконфессиональных встречах.
6. Объединение двух церквей обострило соперничество Константинопольского и Московского патриархатов 9 . Константинопольский патриархат является первым по чести среди других Поместных церквей, но Московский патриархат по числу клира, прихожан, храмов и т. д. превосходит остальные православные церкви.
7. Объединение РПЦ и РПЦЗ усилило влияние Московской патриархии и православия в целом в европейских странах, традиционно исповедующих католицизм и протестантизм. Поэтому Римско-католическая церковь, столкнувшаяся с секуляризмом в Европе, попытается опереться на РПЦ МП и ее заграничные приходы, а не конкурировать с ними.
8. Ключевую роль в ускорении объединительного процесса сыграл российский президент, в 2003 г. посетивший Нью-Йорк и встретившийся с митрополитом Лавром. Именно он 24 сентября 2003 г. передал митрополиту Лавру письмо от патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Поэтому объединение двух церквей способствовало укреплению государственной власти и национального престижа России в мире.
Однако произошедшее объединение двух церквей имело не только позитивные, но и негативные последствия. Отрицательно к диалогу двух церквей и последовавшему объединению отнеслись многие иерархи РПЦЗ. Развитие диалога способствовало расколам в РПЦЗ.
215
В духовенстве РПЦЗ неоднократно высказывались мнения о том, что не стоит торопиться в сближении с РПЦ МП, что объединение уже объективно не нужно, так как прихожане РПЦЗ за прошедшие десятилетия адаптировались к жизни за пределами России. Эту позицию четко озвучил епископ Ирийский Даниил, викарий Председателя Архиерейского Синода, окормляющий единоверцев в РПЦЗ: «Ставши независимыми от церкви в России, мы не перестали быть православными; в случае объединения с Патриархией мы не стали бы православными, так как никогда не переставали ими быть» 10 .
Но были и такие иерархи, которые настойчиво требовали «покаяния» от РПЦ МП за годы сотрудничества с советской властью перед началом диалога. Иначе, по их мнению, диалог привел бы к капитуляции РПЦЗ перед «Церковью Антихриста». Как только Первоиерарх митрополит Лавр заявил о необходимости начать диалог по сближению с РПЦ МП, часть непримиримо настроенных по отношению к РПЦ МП иерархов вышла из состава РПЦЗ. В результате расколов появились РПЦЗ (В) 11 . В связи с этим РПЦЗ, находящуюся под руководством митрополита Лавра, принято обозначать как РПЦЗ (Л).
Исследователи прогнозировали, что в ближайшее время могут произойти и другие расколы внутри РПЦЗ и даже РПЦ МП. После того как был подписан «Акт о каноническом общении», было совершено несколько провокаций, направленных на раскол внутри РПЦ МП и РПЦЗ. К таким провокациям относятся: Обращение епископа Анадырского и Чукотского Диомида 12 в марте 2007 г.; заявление епископа Ирийского Даниила от 15 июня 2007 г., опровергнутое впоследствии им самим. Но оказалось, что некоторые такие выступления либо на самом деле не имели места, либо имели целью выразить недовольство конкретного иерарха решением других, не связанных с объединением двух церквей, вопросов.
Административные меры коснулись только епископа Южноамериканской епархии РПЦЗ (Л) Агафангела (Пашковского), который отказался признавать «Акт о каноническом общении» и после этого был запрещён в служении Архиерейским Синодом РПЦЗ (Л).
Однако существующие оппозиционные к РПЦЗ (Л) иерархи могут в самое ближайшее время предъявить иски на имущество РПЦЗ (Л). К моменту объединения в РПЦЗ (Л) в мае 2007 г. насчитывалось 8 епархий и более 300 приходов 13 . После объединения РПЦЗ (Л) для нее сохраняется вероятность потери части приходов и имущества, так как оно закреплено за приходскими общинами, а не за самой церковью. Такие заявления уже сделало «Общество ревнителей памяти основателя РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого)» во главе со своим лидером профессором Евгением Магеровским 14 . Они намерены судиться с Синодом РПЦЗ (Л) за здание Синода, за крупнейший монастырь РПЦЗ (Л) в Джорданвилле, за величественный кафедральный собор в Сан-Франциско и за старинные монастыри в Святой земле.
Однако кончина главного виновника раскола РПЦЗ митрополита Виталия в 2007 г. изменила состояние РПЦЗ (В), и она начала разлагаться. Часть ее приходов начала добровольно переходить под юрисдикцию РПЦЗ (Л), оставшаяся часть, возможно, перейдет под юрисдикцию греческих православных старостильных церквей. Таким образом, единственной легитимной и жизнеспособной структурой русского православия за рубежом осталась РПЦЗ (Л), возглавляемая митрополитом Лавром (Шкурло). Поэтому, возможно, РПЦЗ (Л) после объединения все-таки не только не потеряет свои приходы, но и вернет обратно утраченные во время диалога с РПЦ МП.
Ввиду возможности расколов данное объединение двух церквей на конфедеративной основе оказалось наиболее эффективной моделью развития РПЦЗ (Л) и РПЦ МП. Произошедшее объединение, безусловно, способствует возрождению правосла-
216
вия в России и оздоровлению российского общества. По мнению историка, религиоведа, профессора МГИМО Андрея Зубова 15 , русское зарубежье представляет тип русского человека, не испорченного «советчиной», живущего ради высоких идеалов отечества, веры, сохранения своей культуры. РПЦЗ известна своим внутренним демократизмом в общении прихожан и иерархов, уважением разных мнений. РПЦ МП имеет другой опыт - опыт сопротивления тотальному злу, опыт мученичества в условиях гонений. Поскольку главным в произошедшем объединении было восстановление духовного общения (молитвенного и евхаристического), а не устранение юридических различий, то положительный опыт обеих церквей поможет сгладить их отрицательный опыт. Об этом свидетельствует и характер внутреннего устройства РПЦЗ после объединения двух церквей - была сохранена максимально возможная автономия в административных и др. вопросах.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II войдет в историю как предстоятель, который не только не позволил расколоться РПЦ внутри России, что предсказывали в начале 1990-х гг. 80 % аналитиков, но смог, напротив, добиться объединения.
Объединение двух церквей ознаменовало новый этап в мировом процессе развития православия - оно может дать толчок к устранению существующих расколов в других Поместных церквях. Объединение усилило позиции РПЦ МП в православном шире, так как исчезла конкуренция и противодействие со стороны РПЦЗ, и ослабило претензии Константинопольского патриархата на лидерство в православном мире. Поскольку РПЦ МП не отказалась от участия в межконфессиональных встречах, то выросли и ее авторитет как участника таких встреч, и возможности расширения своего влияния. Как показали недавние события в г. Равенне 16 , православно-католический диалог невозможен без участия РПЦ МП. Усиление РПЦ МП очень важно, так как она радеет за более демократическую модель взаимодействия православного мира и Римско-католической церкви в отличие от той, к которой стремится Константинопольский патриархат.
Активное вмешательство светской власти в переговорный процесс было воспринято в РПЦЗ неоднозначно. С одной стороны, существовали опасения повторения «сергианства» со стороны действующей светской власти в случае объединения. С другой стороны, демонстрируя симпатии государственной власти к православию, В.В. Путин в глазах русских эмигрантов и россиян как бы стал воплощать в себе роль православного монарха в делах церкви, символизировать единство нации и церкви, «собирателя русских людей и церкви» 17 . Ведь начало разделению Русской православной церкви в 1920-х гг. было положено разделением всего русского народа.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. обращение Поместного собора РПЦ МП «К чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью».
2 «Юбилейное Послание Архиерейского Собора к пастве Русской Православной Церкви» 1988 г. гласит: «Пока церковное возглавление Московской Патриархии поражено безгласностью и не может говорить правды... мы - единственные русские епископы, голос которых может и должен быть и является свободным голосом многострадальной матери Церкви... говорящие правду о положении верующих на родине... сохранившие канонический строй управления Церковью... дерзнувшие прославлять новых мучеников и исповедников нашей Церкви».
3 В совместном заявлении участников девятого собеседования, прошедшего в декабре 1997 г., было отмечено: «Мы согласны в том и отмечаем; что благодатность таинств, священства и церковной жизни не должна ставиться под вопрос... Если в настоящий момент нет евхаристического общения клира Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, то этим не утверждается «безблагодатность» другой стороны».
217
4 См. «Социальную концепцию» РПЦ МП и «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» (прим. авт.).
5 Случаи повторной канонизации святых РПЦ и РПЦЗ. Справка на: http://www.rian.ru/spravka/20070517/65641878.html
6 Неоправданный пессимизм: о судьбе РПЦЗ после воссоединения. http://www.st-tatiana.ru/ctext/30055.html
7 Протоиерей Петр Перекрестов. Кормчий Церкви и тогда, и теперь - всемогущий Дух Божий. 25 вопросов о процессе восстановления единства Русской церкви. http://tatiana.ru/text/29915.html
8 См. Устав РПЦ МП.
9 Отношения Москвы с Ватиканом и Константинополем сплелись в один клубок. http://www.regions.ru/news/2109475/print/
10 Епископ Даниил Ирийский (РПЦЗ): Объединение с Московской патриархией означает самоупразднение Зарубежной Церкви. http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=15172
11 В 2001 г. В РПЦЗ произошел раскол в связи с избранием митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского Лавра в качестве Первоиерарха и председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. Предыдущий глава РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) и под давлением своего окружения не признал избрания митрополита Лавра, удалился в г. Мансонвиль при участии епископа Варнавы (Прокофьева) создал РПЦЗ(В).
12 Заявление Преосвященнейшего Даниила, Епископа Ирийского за 12 дней до унии с МП. http://sobor2006.livejournal.eom/278079.html#cutidl
13 Русская Зарубежная Церковь (Историческая справка. http://www.mospat.ru/index.php?page=36243
14 «Общество Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония». http://revniteli.livejournal.com/
15 Сначала воссоединяется самое главное - Церковь... Интервью А. Зубова, http://www.taday.ru/text/43772.html
16 В октябре 2007 г. в г. Равенна состоялось заседание православно-католической богословской комиссии. Делегация РПЦ МП демонстративно покинула заседание, поскольку во встрече, вопреки предварительным договоренностям, принимал участие представитель не признанной Московским патриархатом «Эстонской Апостольской Церкви». Эта церковь была создана в 1996 г. Константинопольским патриархатом на канонической территории РПЦ МП. После этого инцидента кардинал Вильгельм Каспер, глава Папского совета по содействию христианскому единству, заявил: «Мы желаем, чтобы Русская Православная Церковь продолжала бы участвовать. Это очень важная Церковь; мы не хотим диалога без участия русских и желаем работать для достижения этой цели».
17 Так, секретарь Германской епархии РПЦЗ протоиерей Николай Артемов заявил, что «желание Владимира Путина способствовать постепенному сближению Церквей - это часть общей концепции собирания всех русских людей, живущих за границей», и в Зарубежной Церкви к этой инициативе «не могут не относиться положительно».

В четверг утром, в православный праздник Вознесения Господня, в храме состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении, воссоединяющий Русскую православную церковь в России и за рубежом. Документ, содержание которого было зачитано в храме Христа Спасителя в присутствии всех собравшихся, подписали патриарх Московский и всея Руси и первоиерарх Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) митрополит Лавр.

Первым на подписание под торжественный колокольный звон прибыл митрополит Лавр, вслед за ним — Алексий II. На церемонии также присутствовал президент .

Официальная делегация РПЦЗ прилетела из Нью-Йорка в Москву для завершения процесса воссоединения с РПЦ еще во вторник. Помимо делегации, возглавляемой митрополитом, в Москву на подписание объединительного документа приехали певчие сводного хора, представители духовенства и паломники из США.

В день объединения церквей-сестер в течение всей торжественной службы открыты царские врата храма Христа Спасителя, что обычно бывает только в пасхальную неделю. «Миряне хотят своими глазами увидеть, как это произойдет в первый раз, когда митрополит Лавр и зарубежные священники будут вместе с нашими впервые причащаться из одной чаши», — заявил секретарь Отдела внешних церковных связей РПЦ Московского патриархата протоиерей .

19 мая Алексий II вместе с митрополитом Лавром освятят храм Новомучеников и исповедников российских в Бутове (на этом месте в годы сталинского правления было расстреляно большое число священнослужителей). Храм первоиерархи совместно заложили три года назад. И 20 мая в Успенском соборе Кремля состоится еще одно совместное богослужение первоиерахов.

Все эти мероприятия подведут черту под трехлетним переговорным процессом о воссоединении РПЦ и РПЦЗ.

Попытки установить контакты между двумя ветвями Русской церкви с 90-х годов прошлого века предпринимались неоднократно. Но только с 2003 года встречи между делегациями стали регулярными. В течение трех последующих лет объединительный процесс набирал обороты. Сначала в России, в октябре 2004 года, высшее духовенство РПЦ, собравшись на Архиерейский собор, проголосовало за восстановление единства с Русской православной церковью за границей. А затем и за рубежом – в мае 2006 года Архиерейский собор утвердил резолюцию IV Всезарубежного собора о согласии РПЦЗ начать процесс воссоединения с РПЦ.

Правда, до принятия канонического акта, который бы официально определил новый статус РПЦЗ, тогда дело так и не дошло.

Предполагалось, что «Акт о каноническом общении» РПЦЗ и РПЦ примет Архиерейский собор зарубежной церкви в Сан-Франциско 15–19 мая 2006 года. Происходящее на соборе какое-то время оставалось неясным. Но так как одобрение документа казалось чем-то само собой разумеющимся, СМИ стали сообщать об этом еще до закрытия собора.

Однако вскоре выяснилось, что на самом деле сделано ничего не было: канонический акт был не принят, а лишь отправлен на доработку комиссий по преодолению разногласий. В итоге документ одобрили лишь в сентябре, на заседании архиерейского синода РПЦЗ в Нью-Йорке. А 7-10 декабря 2006 года состоялось расширенное заседание Архиерейского синода Русской зарубежной церкви, на котором были установлены дата и место подписания акта о каноническом общении и подписан документ «Об итогах совместной работы Комиссий Московского патриархата и Русской зарубежной церкви». 26 декабря 2006 года и Священный синод РПЦ одобрил процедуру подписания «Акта о каноническом общении».

На каких условиях произойдет воссоединение, было обозначено год назад: зарубежная православная церковь дала понять, что видит себя «самоуправляемой частью поместной Русской церкви».

Это подразумевает совместное участие иерархов церквей в архиерейских соборах, но не предполагает никаких кадровых или административных решений, касающихся жизни друг друга. В ближайшие годы, как предполагают эксперты, административного объединения церквей не произойдет, и стороны действительно будут общаться на равных.

Но эта автономия вряд ли будет постоянной. Не исключено, что стадия самоуправления РПЦЗ не продлится дольше 10-15 лет, а после этого возможны разные сценарии, считает директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии . По его мнению, произойдет либо спокойное окончательное слияние, либо раскол РПЦЗ.

Вместе с тем, только договоренность об автономии РПЦЗ и позволила сгладить многие спорные вопросы, которые мешали процессу воссоединения — в том числе касающиеся недвижимости. Вопрос о спорной церковной собственности был одним из самых острых в переговорном процессе. В РПЦ, согласно приходскому уставу, собственником недвижимости православных приходов является патриархия, в РПЦЗ – прихожане. Другой расклад для прихожан РПЦЗ будет по сути покушением на ценности западного демократического общества.

Некоторые «зарубежники», не таясь, говорили об опасениях, что административное объединение приведет к тому, что у РПЦЗ отберут ее храмы — поэтому решение об автономии стало компромиссом.

Существовали и менее болезненные, хотя также принципиальные расхождения. Зарубежные православные иерархи заявляли, например, о том, что их смущает участие Московского патриархата в деятельности Всемирного совета церквей – руководящего органа экуменического движения, куда сейчас входят более 300 церквей из 100 стран мира, в основном православные и протестантские. Проблема в том, что протестантов в РПЦЗ недолюбливают, приравнивая их к сектантам.

Кстати, предстоящее объединение уже спровоцировало дробление в РПЦЗ. Часть клириков Зарубежной церкви по-прежнему опасаются, что объединение обернется просто поглощением, поэтому предпочитают уйти в раскол. И хотя большинство «зарубежников» все-таки за объединение, обстановка накануне подписания документа не самая спокойная.

Но, несмотря на все эти сложности, РПЦ и РПЦЗ нужны другу.

Московская патриархия твердо нацелена на воссоединение как на беспроигрышный вариант. Объединение, считают аналитики, даст возможность РПЦ решить серьезную геополитическую задачу – фактически иметь представительства на всем земном шаре, а зарубежная православная церковь осознает необходимость такого шага, прекрасно понимая, что со времен первой волны эмиграции и паства РПЦЗ, и ее финансовые возможности заметно сократились.

17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя (Москва) состоялась торжественная церемония подписания Акта о воссоединении Русской православной церкви за границей с Русской православной церковью Московского патриархата

Акт о каноническом общении подписали патриарх Алексий II и митрополит Лавр, первоиерарх Русской зарубежной церкви. Затем прошла первая после восстановления единства Русской православной церкви совместная литургия.

По церковному календарю на 17 мая текущего года, так же как и в 2007-м, приходится празднование Вознесения Господня. Участники событий 11-летней давности с лёгкой иронией вспоминают, что совпадение времени подписания Акта с празднованием Вознесения воспринималось тогда как нечто почти промыслительное. Ведь первоначально подписание планировалось в период празднования Пасхи. Дело в том, что зарубежники сохранили дореволюционную традицию служить на Пасху в облачениях белого цвета, в отличие от духовенства Московского патриархата, которое в этот период служит в красном. Представьте себе впечатляющую картину – через весь храм Христа Спасителя тянутся две колонны священнослужителей: одна – РПЦ, другая РПЦЗ, одни – в красном, другие – в белом. Слава Богу, во время спохватились и перенесли дату.

Были преодолены застарелая рознь и недоверие между православными христианами

Прошло 11 лет. Не всё оказалось так же легко поправить, как цвет облачения. Само подписание Акта о каноническом общении было венцом длительного и трудного процесса по налаживанию взаимодействия между двумя частями Русской церкви. После десятилетий ожесточенного противостояния, достигшего своего пика в 1990-е, когда РПЦЗ стала принимать под своё окормление патриаршие приходы на территории бывшего СССР, наступило время не простого, но всё же реального диалога. Циничный тон большинства аналитических материалов начала 2000-х, рассматривавших эти события исключительно с политической точки зрения, не смог всё-таки испортить радость от постепенного восстановления единства и полностью затмить церковный смысл события. Были преодолены застарелая рознь и недоверие между православными христианами. А это, что ни говори, свидетельствует о наличии жизни: в мёртвом теле такие раны не заживают.

Первоиерарх Русской православной церкви за рубежом митрополит Лавр, президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Алексий II (слева направо) в храме Христа Спасителя во время торжественной церемонии воссоединения Московского патриархата и РПЦЗ. Фото: Дмитрий Астахов/РИАНовости

Бесспорным положительным результатом воссоединения стало восстановление евхаристического общения. Зарубежная церковь, разорвав некогда евхаристическое общение со всеми поместными церквями, кроме Иерусалимского патриархата, находилась в очень тяжёлом духовном положении. По существу, на границе Вселенского православия. Благодаря воссоединению с РПЦ она вернулась к полному евхаристическому и каноническому общению со всем православным миром.

Прихожане Зарубежной церкви выступают как деятельная, организованная и инициативная составляющая часть церкви

Зарубежники же, что было абсолютной новостью для многих из нас, смогли в значительной степени реализовать Определения о епархиальном и приходском управлении Поместного собора 1917–1918 годов. Конечно, не всегда последовательно, но всё-таки смогли. Причем сделали это в условиях современного плюралистического, секуляризованного общества массового потребления. Как Русский экзархат Константинопольского патриархата и как Сурожская епархия при митрополите Антонии (Блуме).

Более того, произошло невиданное: Московский патриархат, отступив от прежних своих требований о том, что через 5 лет с момента подписания Акта приходские уставы РПЦ и РПЦЗ должны стать унифицированными, оставил зарубежникам прежний устав, который продолжает приходской устав, принятый на Поместном соборе 1917–1918 годов. Прихожане Зарубежной церкви выступают как деятельная, организованная и инициативная составляющая часть церкви. Они во многом определяют ситуацию на приходах, чувствуют свою ответственность за приходские дела. А священник осуществляет своё служение, исходя часто из интересов, пожеланий, а иногда и требований прихожан. Со своей стороны прихожане воспринимают священника как человека, который вправе ожидать от них помощи. При хроническом дефиците духовенства в Зарубежной церкви священниками там дорожат.

Однако те, кто серьёзно отнесся к Акту восстановления канонического единства, испытывают сейчас чувство неудовлетворённости. По свидетельству активного участника переговорного процесса протоиерея Георгия Митрофанова, Акт в основном не оправдал их надежд. Ожидалось, что опыт Зарубежной церкви по организации приходской жизни на началах действительно соборных распространится постепенно хотя бы на некоторые приходы РПЦ МП. Не вышло.

То же самое можно сказать о епархиальном управлении, которое в Зарубежной церкви в гораздо большей степени определяется позицией духовенства и прихожан, чем архиереев. Опять-таки, соборные начала там присутствуют. Это облегчает деятельность и самих епископов. Хотя и ограничивает их произвол. И этого не случилось.

Наследие советчины до сих пор не только не преодолено, а расцветает пышным цветом

Представлялось очень важным то, чтобы мы восприняли от зарубежников чёткое понимание: в 1917 году наша страна пережила катастрофу. Причём, куда более очевидную, чем распад Советского Союза, который был обречён на распад именно тем, что произошло в 1917-м. И что контакты с зарубежниками, общение с ними, помогут нам преодолеть наследие коммунизма, наследие советчины. Но оно до сих пор не только не преодолено, а расцветает пышным цветом. Один вид бабушек в пилотках с красными звёздами на недавнем освящении храма в Левашове (место массовых расстрелов под Петербургом) чего стоит!

Митрополит Лавр и патриарх Московский и всея Руси Алексий II (слева направо на первом плане) в храме Христа Спасителя во время торжественной церемонии воссоединения Московского патриархата и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Фото: Дмитрий Астахов/РИА Новости

Ожидалось, что благодаря зарубежникам будет осознана тупиковость пути церковного развития, который предложил митрополит Сергий (Страгородский). Это получилось лишь отчасти. Что будет развиваться почитание его оппонентов. И не просто на ритуальном уровне. А на уровне изучения их наследия, понимания того, что их ратование за свободную церковь в самом несвободном государстве было лучшим путём сохранения церковной жизни. Всё это осталось благопожеланием.

Была надежда, что они в значительной степени помогут нам направить процессы, которые происходили в нашей стране, в русло именно возрождения исторических, культурных традиций старой России (Российской империи), память о которых мы всегда высоко чтили. Но сейчас больше принято размышлять о том, что бы нам сохранить из советского периода, ну и дополнить это чем-то из Московской Руси. Так что и в культурном отношении, как и в церковном, результат воссоединения тоже оказался незначительным.

Они настроены на то, чтобы раствориться в той среде, в которую они попали: культурно, религиозно, общественно, как угодно

При этом, увы, реальное положение дел таково, что Зарубежная церковь всё больше и больше сдаёт свои позиции. Она, как, впрочем, и всё западное православие русской традиции, не справляется с последней волной русской эмиграции. Всё возрастающая инфильтрация наших эмигрантов последней волны в их приходы, появление там священников из этой среды, по существу, разрушают тот уклад приходской жизни, который у них был сохранён. Мы видим, как там постепенно происходит привнесение в церковную жизнь тех негативных элементов, от которых страдает наша церковная жизнь: обрядоверие, безответственность прихожан, потребительское отношение к церкви и т. д., которые несут новые эмигранты (или, если угодно, мигранты).

Русское зарубежье сходит на нет. Хотя количественно русская диаспора увеличивается, но она увеличивается за счёт тех людей, которые не собираются оставаться русскими, которые русскость свою вспоминают до тех пор, пока не адаптировались по настоящему в западном обществе. Которые мечтают, чтобы дети их были действительно природными гражданами той страны, в которую они переехали. Они не ощущают себя беженцами, русскими в изгнании, носителями русской миссии, и, соответственно, то, чем жила эмиграция первой волны, для них не имеет никакого значения. Они настроены на то, чтобы раствориться в той среде, в которую они попали: культурно, религиозно, общественно, как угодно. Таковых большинство.

С другой стороны, никто из зарубежников не вернулся на Святую Русь. Как сказал о. Георгию Митрофанову один священник Зарубежной церкви: «Не могут мои дети жить в Москве. Невыносимо. Жить в таких условиях, как в стране третьего мира, мы не можем». Вот они, вроде бы, и продолжатели эмигрантов первой волны, а по существу уже таковыми не являются. Никакого «весеннего похода» не состоялось.

«Все попытки реконструировать церковную жизнь той или иной эпохи в тех или иных этнокультурных условиях обрекают церковь на перерождение и вырождение»

О чём свидетельствует такое положения дел? О. Георгий Митрофанов считает, что Русская церковь и в России, и за рубежом переживает в настоящее время серьёзный кризис: «Я убежден в том, что доля влияния РПЦЗ на русское зарубежье и РПЦ на российское общество становится всё менее и менее значительной. Как кладезь ритуально-фольклорного наследия мы ещё интересны. Но никто не слышит наших слов о Христе. И никто не ждёт от нас этих слов. И вот это означает глубокий кризис как РПЦ, так и РПЦЗ.»

По мнению о. Георгия главным итогом нашего объединения может являться следующее: «Острое сознание того, что кризис, который переживает церковь, обусловлен не внешними обстоятельствами – на Западе или в России. А он существует внутри церкви и может быть преодолён только внутренними усилиями. Церковь должна вернуться ко Христу. Все попытки реконструировать церковную жизнь той или иной эпохи в тех или иных этнокультурных условиях обрекают церковь на перерождение и вырождение».

Пожалуй, соглашусь.

17 мая в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и первоиерарх Русской православной церкви за границей митрополит Восточно-Американский и Нью-Ньоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении. Это, безусловно, историческое событие ставит точку в 80-летнем конфликте РПЦ и РПЦЗ, разобщенных Гражданской войной. Однако документ не предполагает ни единомыслия, ни экономического поглощения - речи о полном подчинении православной церкви за границей Московскому патриархату не идет.

Как будут жить церкви

Подписание Акта о каноническом общении было важно, прежде всего, для самих верующих, поскольку этот документ дает возможность священникам РПЦ и РПЦЗ вместе служить (во всех православных церквях, причем во время богослужения в приходах РПЦЗ теперь должно обязательно поминаться имя патриарха Московского и всея Руси), а любому православному человеку исповедоваться, причащаться и крестить своих детей в любом храме как в России, так и за границей.

Согласно документу, Русская православная церквь за границей становится "неотъемлемой самоуправляемой частью поместной Русской православной церкви". РПЦЗ будет "самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских", будет по-прежнему управляться собственным Архиерейским собором, составляющим ее "высшую духовную, законодательную, административную, судебную и контролирующую власть", и первоиерархом, избранным на основании собственного устава РПЦЗ.

РПЦ оставила за собой право утверждать "в соответствии с нормами канонического права" митрополита зарубежной церкви. С патриархом и Священным синодом Русской православной церкви будут также согласовываться важнейшие решения, например, образование или упразднение епархий РПЦЗ, а также избрание новых заграничных архиереев.

Другими словами, "зарубежники", находясь "в каноническом единстве со всей полнотой Русской православной церкви", остались автономными. Иерархи обеих церквей будут полноправными участниками Архиерейских соборов, но, по сути, никаких кадровых или административных решений, касающихся жизни друг друга, принимать не будут.

Противоречия

В документе есть одно очень важное положение, которое отражает сложность процессов, происходящих в церковной среде. Оно предусматривает пятилетний переходный период для решения вопросов со священнослужителями, которых в России считают отступниками и раскольниками, и со спорными приходами РПЦЗ, которые расположены "на канонической территории" Московского патриархата (они должны перейти под юрисдикцию местных правящих архиереев).

Кроме того, необходимо будет урегулировать разногласия с противниками объединения церквей. Их рупором выступает глава Южноамериканской епархии протоиерей Георгий Петренко. По его мнению, РПЦ не выполнила до конца условия, поставленные РПЦЗ, в частности, не осудила "ересь экуменизма" (стремление объединить все христианские церкви, выраженное в сотрудничестве с Всемирным советом церквей) и "грех сергианства" (признание власти большевиков).

Эти претензии к Русской православной церкви, безусловно, будут обсуждаться еще очень долго, но вряд ли уже "выйдут" на высокий уровень. Еще в 2004 году первоиерархи церквей принесли друг другу извинения "за резкие высказывания", сняв, таким образом, тему взаимных обид. Однако, по мнению ряда наблюдателей, отстояв автономию РПЦЗ только отсрочила свой собственный раскол, который может произойти в ближайшие 10-15 лет.

Причем для его появления есть и формальные основания. В РПЦ, согласно приходскому уставу, собственником недвижимости приходов является патриархия, а в РПЦЗ - община, то есть прихожане (это пример западного отношения к собственности). То есть имуществом распоряжается не синод "зарубежников", поэтому каждая община будет решать добровольно - входить или нет в единую церковь. Так, например, Леснинский Свято-Богородицкий женский монастырь во Франции, несмотря на увещевания митрополита Лавра, заявил, что не хочет объединяться с РПЦ.

Вместе с тем, есть мнение, что нынешний Акт о каноническом общении лишь первый шаг к полному объединению двух православных церквей, а все противоречия в ближайшие годы будут преодолены.

История объединения

Конфликт Русской православной церкви Московского Патриархата и Русской зарубежной церкви за границей формально начался в 1927 году, когда "белая" церковь обвинила "красную", которую возглавлял тогда митрополит Сергий, "в соглашательстве с безбожной властью". С того времени все контакты двух правосланых церквей полностью прекратились, однако РПЦЗ объявила о том, что "вернется в отечество", когда падет режим большевиков.

Однако уже начиная с 1980-х годов шло активное "общение" мирян и священников. Причем все возрождавшиеся тогда православные общины и школы работали по книгам, изданным именно "зарубежниками". Правда, о начале объединения церквей на уровне первоиерархов речи даже не шло. Но с 1990-го года, когда патриархом Московским и всея Руси стал Алексий Второй, РПЦ стала обращаться с призывами "искать пути примирения" к главе зарубежной церкви митрополиту Виталию.

Однако тот любые переговоры отвергал, даже несмотря на то, что расстрелянная царская семья была причислена к лику святых, а в 2000 году РПЦ приняла "Основы социальной концепции" церковного служения, которые наблюдатели тогда расценили как самые независимые от светской власти за всю историю церкви. Сменивший Виталия митрополит Лавр был менее холоден - он посетил Россию, а незадолго до этого к нему приезжал и президент России Владимир Путин.

Ситуация стала меняться, когда в 2003 году Путин вновь приехал к Лавру, но не с пустыми руками, а с письмом Алексия Второго. Этот визит долго готовился, но после него начались активные контакты представителей РПЦ и РПЦЗ, итогом которых стало подписание первого ноября 2006 года в Кельне Акта о каноническом общении. Тогда его завизировали руководители согласительных комиссий двух церквей. После этого документ должны были утвердить первоиерархи РПЦ и РПЦЗ - это торжественная и, в общем-то, уже формальная церемония была назначена на день Вознесения Господня.

Итоги

Как видно, инициатором объединения выступала РПЦ, которая, получив около 400 приходов и 500 тысяч верующих РПЦЗ в 40 странах, расширила не просто свое представительство, но и влияние в мире. Однако для Русской православной церкви за границей этот шаг тоже был важен, поскольку за последние годы и ее паства, и финансовые возможности несколько сократились.

Стоит отметить и активное участие Владимира Путина в деле объединения двух церквей. Некоторые наблюдатели считают, что с усилением влияния РПЦ (особенно в последнее время, когда церковники занимались не только духовным окормлением верующих, но и "высказывались" по самому широкому кругу вопросов внутрироссийской жизни) будет укрепляться и ее роль как "важного элемента социальной и политической структуры" страны.

Так, по мнению первого вице-спикера Госдумы, депутата от "Единой России" Олега Морозова, "роль православной церкви как важнейшего элемента гражданского общества, как негосударственного института возрастает". По его словам, на это, безусловно, работает и воссоединение церквей, но РПЦ все же должна оставаться вне политики. Независимый депутат Владимир Рыжков в свою очередь полагает, что в "политизации отношений церкви и государства следует винить государство, но никак не церковь".

Пока же первоиерархи РПЦ и РПЦЗ намерены продемонстрировать прочность союза. 19 мая Алексий Второй вместе с митрополитом Лавром освятят храм Новомучеников и исповедников российских в Бутове, который был заложен ими три года назад на бывшем полигоне НКВД, где расстреливали священнослужителей. А 20 мая в Успенском соборе Кремля состоится еще одно их совместное богослужение.

Руслан Кадрматов

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...