К теориям прогресса общества относятся. Социальный прогресс


47. Общественный прогресс. Противоречивый характер его содержания. Критерии общественного прогресса. Гуманизм и культура

Прогресс в общем смысле - это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к сложному.

Общественный прогресс - это постепенное культурное и социальное развитие человечества.

Идея прогресса человеческого общества стала формироваться в философии с древнейших времен и опиралась на факты умственного движения человека вперед, что выражалось в постоянном приобретении и накоплении человеком новых знаний, позволяющих ему всё более понижать свою зависимость от природы.

Таким образом, идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.

Поскольку философия рассматривает мир как целое, то, присовокупляя к объективным фактам социально-культурного прогресса этические аспекты, она пришла к выводу, что развитие и совершенствование нравственности человека не является таким же однозначным и неоспоримым фактом, как развитие знаний, общей культуры, науки, медицины, социальных гарантий общества и т. д.

Однако, принимая, в общем, и целом, идею общественного прогресса, то есть идею о том, что человечество, всё-таки, идёт вперед в своём развитии во всех главных составляющих своего бытия, и в нравственном смысле тоже, философия, тем самым, выражает свою позицию исторического оптимизма и веры в человека.

Однако при этом в философии нет единой теории общественного прогресса , поскольку различные философские течения по-разному понимают и содержание прогресса, и его причинный механизм, и вообще критерии прогресса, как факта истории. Основные группы теорий общественного прогресса можно классифицировать следующим образом:

1. Теории естественного прогресса. Эта группа теорий заявляет о естественном прогрессе человечества, который происходит сам собой по естественным обстоятельствам.

Главным фактором прогресса здесь считается естественная способность человеческого разума увеличивать и накапливать сумму знаний о природе и обществе. В этих учениях человеческий разум наделяется неограниченным могуществом и, соответственно этому, прогресс считается явлением исторически бесконечным и безостановочным.

2. Диалектические концепции общественного прогресса. Эти учения полагают прогресс явлением внутренне закономерным для общества , присущим ему органически. В них прогресс выступает формой и целью самого существования человеческого общества, а сами диалектические концепции подразделяются на идеалистические и на материалистические:

- идеалистические диалектические концепции общественного прогресса сближаются с теориями о естественном ходе прогресса в том, что связывают принцип прогресса с принципом мышления (Абсолюта, Высшего Разума, Абсолютной Идеи и т. д.).

Материалистические концепции общественного прогресса (марксизм) связывают прогресс с внутренними закономерностями общественно-экономических процессов в обществе.

3. Эволюционные теории общественного прогресса .

Эти теории сложились в попытках подвести под идею прогресса строго научную опору. Исходным принципом этих теорий является идея об эволюционном характере прогресса, то есть о наличии в человеческой истории неких постоянных фактов усложнения культурно-социальной действительности, которые следует рассматривать строго как научные факты - лишь с внешней стороны их неоспоримо наблюдаемых явлений, не давая никаких положительных или отрицательных оценок.

Идеалом эволюционного подхода является система естественнонаучных знаний, где научные факты собираются, но для них не предусматривается никаких этических или эмоциональных оценок.

В итоге вот такого естественнонаучного метода анализа общественного прогресса, эволюционные теории выделяют в качестве научных фактов две стороны исторического развития общества:

Постепенность и

Наличие естественной причинно-следственной закономерности в процессах.

Таким образом, эволюционный подход к идее прогресса

признает наличие неких законов развития общества, которые, однако, не определяют собой ничего, кроме процесса спонтанного и неумолимого усложнения форм социальных отношений , что сопровождается эффектами интенсификации, дифференциации, интеграции, расширения набора функций и т. д.

Всё многообразие философских учений о прогрессе порождено их расхождениями в объяснении главного вопроса - почему развитие общества совершается именно в прогрессивном направлении, а не во всех иных возможностях: круговое движение, отсутствие развития, циклическое «прогресс-регресс» развитие, плоскостное развитие без качественного роста, регрессивное движение и т. д.?

Все эти варианты развития одинаково возможны для человеческого общества наряду с прогрессивным видом развития, и пока единых причин, объясняющих наличие в человеческой истории именно прогрессивного развития, философией не выдвинуто.

Кроме того, само понятие прогресса, если применить его не к внешним показателям человеческого общества, а к внутреннему состоянию человека, становится еще более спорным, поскольку невозможно утверждать с исторической достоверностью, что человек на более развитых социально-культурных этапах общества становится счастливее в личном плане. В этом смысле говорить о прогрессе, как о факторе, генерально улучшающем жизнь человека, нельзя. Это относится и к прошедшей истории (нельзя утверждать, что древние эллины были менее счастливы, чем жители Европы в Новое Время, или, что население Шумера было менее удовлетворено ходом личной жизни, чем нынешние американцы и т. д.), и с особенной силой присуще современному этапу развития человеческого общества.

Нынешний общественный прогресс породил много факторов, которые, наоборот, усложняют жизнь человека, подавляют его психически и даже создают угрозу его существованию. Многие достижения современной цивилизации начинают всё хуже и хуже вписываться в психофизиологические возможности человека. Отсюда возникают такие факторы современной человеческой жизни, как переизбыток стрессовых ситуаций, нервнопсихический травматизм, страх перед жизнью, одиночество, апатия к духовности, перенасыщение ненужной информацией, сдвиг жизненных ценностей на примитивизм, пессимизм, нравственное равнодушие, общий надрыв физико-психологического состояния, невиданный в истории уровень алкоголизма, наркомании и духовной угнетенности людей.

Возник парадокс современной цивилизации:

в повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей сознательной целью обеспечить какой-то общественный прогресс, они просто пытались удовлетворить свои насущные потребности как физиологического, так и социального свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой целью. Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределен биологической и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы. Но вместо этого наступил момент, когда уровень развития общества выявил психофизическую недоразвитость человека для жизни в тех обстоятельствах, которые он сам же для себя и создавал.

Человек перестал по своим психофизическим возможностям соответствовать требованиям современной жизни, и человеческий прогресс, на его нынешнем этапе, уже нанес глобальную психофизическую травму человечеству и продолжает развиваться по тем же магистральным направлениям.

Кроме того, нынешний научно-технический прогресс породил экологически кризисную ситуацию современного мира , характер которой позволяет говорить об угрозе самому существованию человека на планете. При сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим ресурсам планеты, уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической планки, за которой наступит крах человеческой цивилизации.

Сложившаяся ситуация с экологией и с нервнопсихическим травматизмом человека стимулировала обсуждение проблемы как самого прогресса, так и проблемы его критериев. В настоящее время , по итогам осмысления этих проблем, возникает концепция нового осмысления культуры, которая требует понимать её не как простую сумму достижений человечества во всех областях жизни, а как явление, призванное целенаправленно служить человеку и благоприятствовать всем аспектам его жизни.

Таким образом, решается вопрос о необходимости гуманизации культуры, то есть о приоритете человека и его жизни во всех оценках культурного состояния общества.

В канве этих обсуждений естественным образом возникает проблема критериев общественного прогресса , поскольку, как показала историческая практика, рассмотрение общественного прогресса просто по факту усовершенствования и усложнения социально-культурных обстоятельств жизни ничего не дает для решения главного вопроса - положителен или нет по своему итогу для человечества нынешний процесс его общественного развития?

Положительными критериями общественного прогресса на сегодняшний день признаны:

1. Экономический критерий .

Развитие общества с экономической стороны должно сопровождаться повышением уровня жизни человека, устранением бедности, исключением голода, массовых эпидемий, высокими социальными гарантиями по старости, болезни, инвалидности и т. д.

2. Уровень гуманизации общества .

В обществе должны расти:

степень различных свобод, общая защищенность человека, уровень доступа к образованию, к материальным благам, возможность удовлетворения духовных потребностей, соблюдение его прав, возможности для отдыха и т. д.,

и понижаться:

влияние обстоятельств жизни на психофизическое здоровье человека, степень подчиненности человека ритму производственной жизни.

Обобщающим показателем этих социальных факторов берется средняя продолжительность жизни человека .

3. Прогресс в нравственном и духовном развитии личности .

Общество должно становиться всё более нравственным, моральные нормы должны укрепляться и совершенствоваться, а каждый человек должен получать всё больше и больше времени и возможностей для развития своих способностей, для самообразования, для творческой деятельности и духовной работы.

Таким образом, основные критерии прогресса сместились в настоящее время с производственно-экономических, научно-технических, социально-политических факторов в сторону гуманизма, то есть в сторону приоритета человека и его социальной судьбы.

Следовательно,

главным смыслом культуры и главным критерием прогресса является гуманизм процессов и результатов общественного развития.

Основные термины

ГУМАНИЗМ - система взглядов, выражающая принцип признания личности человека главной ценностью бытия.

КУЛЬТУРА (в широком смысле) - уровень материального и духовного развития общества.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС - постепенное культурное и социальное развитие человечества.

ПРОГРЕСС - восходящее развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, от простого к более сложному.

Из книги Философия науки и техники: конспект лекций автора Тонконогов А В

7.6. Научно-технический прогресс, общественный контроль и государственное управление Государственное управление – это организующая и регулирующая деятельность различных общественных и государственных ветвей власти, выступающих от имени основных законов общества (В. Е.

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

История как прогресс. Противоречивый характер социального прогресса Прогресс – это характеристика такого всеобщего свойства материи, как движение, но в его применении к социальной материи. Одним из всеобщих свойств материи, как было показано ранее, является движение. В

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

2. Общественный прогресс: цивилизации и формации Возникновение теории общественного прогрессаВ отличие от примитивного общества, где крайне медленные изменения растягиваются на многие поколения, уже в древних цивилизациях общественные изменения и развитие начинают

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

4. Общественный прогресс Прогресс (от лат. progressus - движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.С Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

Критерии общественного прогресса Раздумья мировой общественности о «пределах роста» значительно актуализировали проблему критериев общественного прогресса. Действительно, если в окружающем нас социальном мире не все так просто, как казалось и кажется прогрессистам,

Из книги Общество риска. На пути к другому модерну автора Бек Ульрих

Национальные движения и общественный прогресс Есть еще одна большая социальная группа, воздействие которой в качестве субъекта общественного развития стало особенно активным в последней трети XIX века. Мы имеем в виду нации. Осуществляемые ими движения, как и движения

Из книги 2. Субъективная диалектика. автора

12. Философия марксизма, основные этапы ее развития и виднейшие представители. Основные положения материалистического понимания истории. Общественный прогресс и его критерии Марксизм - это диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс и

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора Константинов Федор Васильевич

43. Нравственная и эстетическая формы общественного сознания. Их роль в формировании духовно-интеллектуального содержания личности Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Мораль - это совокупность норм и правил поведения людей, выработанных

Из книги Субъективная диалектика автора Константинов Федор Васильевич

4. Политическая культура и техническое развитие: конец согласия на прогресс? Модернизация в политической системе сужает свободу действий политики. Осуществленные политические утопии (демократия, социальное государство) сковывают - юридически, экономически, социально.

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Мирза-Фатали Ахундов автора Мамедов Шейдабек Фараджиевич

Глава XVIII. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС

Из книги автора

Из книги автора

2. Противоречивый характер развития истины Основным тезисом материалистической диалектики в учении об истине является признание ее объективной природы. Объективная истина - это такое содержание человеческих представлений, которое не зависит от субъекта, т. е. не

Основополагающие темы в изучении общественной науки. Глубокими изменениями охвачен практически весь современный мир. В социальной действительности интенсивность перемен постоянно возрастает: возникают при жизни одного поколения и рушатся одни формы организации жизни, рождаются другие. Это касается не только лишь отдельных обществ, но и мироустройства в целом.

Для описания динамики общества в социологии применяются следующие основные понятия: социальное изменение, социальное развитие и социальный прогресс. Никогда общество не бывает неподвижным. В нем все время что-то происходит, меняется. Люди, реализуя собственные потребности, осваивают новые виды общения и деятельности, приобретают новые статусы, меняют среду, приобщаются к новым ролям в обществе, меняются сами как в результате смены поколений, так и в течение своей жизни.

Противоречивость и неравномерность социальных изменений

Противоречивостью и неравномерностью отличаются социальные изменения. Понятие социального прогресса противоречиво. Это обнаруживается главным образом в том, что развитие многих общественных явлений и процессов ведет как к продвижению вперед в одних направлениях, так и к возврату назад, отступлению в других. Очень многие изменения в обществе имеют такой противоречивый характер. Малозаметны одни перемены, другие значительно влияют на жизнь общества. Например, оно сильно изменилось после изобретения плуга, парового двигателя, письменности, компьютера. С одной стороны, на протяжении жизни поколения в промышленно-развитых странах происходят огромные изменения в жизни общества. Оно меняется до неузнаваемости. С другой стороны, в мире продолжают сохраняться общества, в которых крайне медленно осуществляются перемены (австралийские или африканские примитивные системы).

Чем обусловлена противоречивость социальных изменений?

Несовпадением в обществе социальных интересов разных групп, а также тем, что их представители по-разному воспринимают происходящие перемены, обусловлена противоречивость социальных изменений. Например, потребность обеспечить себе достойное существование формирует заинтересованность работника в том, чтобы продать свою рабочую силу как можно дороже. Реализуя эту же потребность, предприниматель стремится подешевле приобрести рабочую силу. Поэтому одни социальные группы могут положительно воспринять изменения в организации труда, а у других оно не вызовет удовлетворения.

Социальное развитие

Среди множества изменений можно выделить качественные, необратимые и направленные. Их принято называть сегодня социальным развитием. Определим это понятие более строго. Социальное развитие представляет собой изменение общества, приводящее к возникновению новых отношений, ценностей и норм, социальных институтов. Связано оно с приращением, накоплением, усложнением функций и структур социальной системы. В результате этих процессов система становится все более эффективной. Возможности ее удовлетворять различные потребности людей повышаются. качеств индивидов является важным показателем и результатом социального развития.

Определяя это понятие, следует отметить, что оно выражает закономерное, направленное и необратимое изменение социальных процессов или явлений. В результате они переходят в некое новое качественное состояние, то есть их структура или состав изменяется. Социальное как понятие уже, чем социальное изменение. Нельзя назвать развитием периоды кризисов, хаоса, войн, тоталитаризма, которые влияют отрицательно на жизнь общества.

Социальная революция и социальная эволюция

Отчетливо прослеживаются в социологии два подхода к рассмотрению общественного развития. Это социальная революция и социальная эволюция. Под последней понимается обычно поэтапное, плавное, постепенное развитие общества. Напротив, социальная революция - радикальный переход к новому, изменяющий все стороны жизни качественный скачок.

Прогресс и регресс

Не всегда хаотично происходят изменения в обществе. Им присуща определенная направленность, обозначаемая такими понятиями, как регресс или прогресс. Понятие социального прогресса служит для обозначения такого направления развития общества, при котором происходит его поступательное движение от низших и простых форм общественной жизни ко все более высоким и сложным, более совершенным. В частности, это такие изменения, которые ведут к росту и свободы, более полному равенству, улучшению условий жизни.

Не всегда гладким и ровным был ход истории. Были и изломы (зигзаги), повороты. Кризисы, мировые войны, локальные конфликты, установление фашистских режимов сопровождались негативными изменениями, затрагивающими жизнь общества. оцениваемые изначально как положительные, кроме того, могли привести и к негативным последствиям. Например, урбанизация и индустриализация считались долгое время синонимами прогресса. Однако относительно недавно начались разговоры о негативных эффектах разрушения и загрязнения окружающей среды, пробках на автострадах, перенаселенных городах. О прогрессе говорят тогда, когда сумма позитивных последствий от тех или иных общественных изменений превышает сумму негативных. Если же имеется обратное соотношение, речь идет об общественном регрессе.

Последний противоположен первому и представляет собой движение от сложного к простому, от высшего к низшему, от целого к частям и так далее. Однако в целом линия исторического развития имеет прогрессивную, положительную направленность. Социальное развитие и социальный прогресс являются глобальными процессами. Прогресс характеризует движение общества вперед на всем протяжении исторического развития. Тогда как регресс лишь локален. Им отмечены отдельные общества и временные промежутки.

Реформа и революция

Различают такие виды социального прогресса, как скачкообразный и постепенный. Постепенный называется реформистским, а скачкообразный - революционным. Соответственно, две формы социального прогресса - это реформа и революция. Первая представляет собой частичное усовершенствование в некоторой сфере жизни. Это постепенные преобразования, которые не затрагивают основ действующего социального строя. Напротив, революция - комплексное изменение большинства сил всех сторон жизни общества, которое затрагивает основы действующего строя. Она имеет скачкообразный характер. Необходимо различать две формы социального прогресса - реформу и революцию.

Критерии социального прогресса

Сами по себе оценочные суждения типа "прогрессивно - реакционно", "лучше - хуже" субъективны. Социальное развитие и общественный прогресс не поддаются в этом смысле однозначной оценке. Однако если подобные суждения отражают и связи, объективно складывающиеся в обществе, то они не только субъективны в этом смысле, но и объективны. Социальное развитие и социальный прогресс могут быть строго оценены. Для этого используются различные критерии.

У разных ученых критерии социального прогресса отнюдь не одинаковы. Общепризнанными в обобщенном виде являются следующие:

Уровень знаний, развитие человеческого разума;

Совершенствование нравственности;

Развитие в том числе самого человека;

Характер и уровень потребления и производства;

Развитие техники и науки;

Степень интеграции и дифференциации общества;

Социально-политические свободы и права личности;

Степень ее свободы от общества и стихийных сил природы;

Средняя продолжительность жизни.

Чем выше эти показатели, тем выше социальный прогресс и развитие общества.

Человек - цель и главный критерий общественного прогресса

Основным индикатором регрессивности или прогрессивности социальных изменений является именно человек, его физическое, материальное, нравственное состояние, всестороннее и свободное развитие личности. То есть в современной системе социального и гуманитарного знания имеет место гуманистическая концепция, определяющая социальный прогресс и развитие общества. Человек является его целью и главным критерием.

ИРЧП

Специалистами ООН в 1990 году разработан был ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала). С его помощью можно учитывать как социальные, так и экономические составляющие качества жизни. Данный интегральный показатель ежегодно рассчитывается для сравнения между странами и измерения уровня образованности, грамотности, жизни и долголетия исследуемой территории. При сравнении уровня жизни разных регионов и стран это стандартный инструмент. ИРЧП определяется как среднеарифметическая величина трех следующих показателей:

Уровень грамотности (среднее количество потраченных на обучение лет), а также ожидаемая продолжительность обучения;

Ожидаемая продолжительность жизни;

Уровень жизни.

Страны в зависимости от значения этого индекса классифицируют по уровню развития следующим образом: 42 страны - очень высокий уровень развития, 43 - высокий, 42 - средний, 42 - низкий. Первая пятерка государств, в которых имеется наиболее высокий ИРЧП, включает в себя (в порядке возрастания) Германию, Нидерланды, США, Австралию и Норвегию.

Декларация социального прогресса и развития

Этот документ был принят в 1969 году резолюцией ООН. Основными целями политики социального развития и прогресса, которые все правительства и государства обязаны проводить, являются обеспечение справедливого вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, установление государствами минимального уровня его оплаты, который был бы достаточно высок для обеспечения приемлемого уровня жизни, ликвидация нищеты и голода. Декларация ориентирует страны на обеспечение повышения уровня жизни людей, а также на равномерное и справедливое распределение доходов. Социальное развитие России также осуществляется в соответствии с этой декларацией.

Социальный прогресс приводит к тому, что редкие, даже изысканные первоначально потребности превращаются постепенно в общественно нормальные. Процесс этот очевиден даже без научного исследования, достаточно для этого сравнить набор и уровень современных потребностей с тем, что было несколько десятилетий назад.

Препятствия на пути социального прогресса

На пути социального прогресса есть лишь два препятствия - государство и религия. Монстра-государство подпирает фикция бога. Зарождение религии связано с тем, что люди наделили вымышленных богов собственными гипертрофированными способностями, силами и качествами.

Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состоя­ния в другое. При этом социологи выделяют два направления и три основные формы движения об­щества. Вначале рассмотрим суть прогрес­сивного и регрессивного направлений.

Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, ус­пех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низ­шего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например, в совершенствовании средств производства и рабочей силы, в развитии общественного разделения труда и росте его про­изводительности, в новых достижениях науки и культуры, улуч­шении условий жизни людей, их всестороннем развитии и т.д.

Регресс (от лат. regressus – обратное движение), на­против, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движе­ние вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негатив­ным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухуд­шении здоровья населения, увеличении смертности, падении уров­ня духовности и нравственности людей и т.д.

По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего?

Древнегреческий поэт Гесиод (8-7 вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества.

Первойстадиейбыл "золотой век", когда люди жили легко и беспечно.

Второй – "серебряный век" – начало падения морали и благочестия. Спускаясь все ниже, люди оказались в "железном веке" , когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

Каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным?

В отличие от Гесиода древние философы

Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.


С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Роббер Тюрго (1727-1781).

Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) видит исторический прогресс как путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума.

К. Маркс считал, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

Вспомним факты из истории XIX-XX вв. За революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами – контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве – реставрация старых порядков.

Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.

Если бы мы попытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества. Например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, культ грубой силы.

Отдельные изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам и т.д. Но прогресс техники, развитие индустрии привели к разрушению природы.

Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой. Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Использование компьютерной техники не только расширило возможности труда, но повлекло за собой новые болезни, связанные с длительной работой у дисплея: ухудшение зрения и др.

Рост крупных городов, усложнение производства и ритмов жизни в быту – увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы. Современная история, также как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс.



Для человечества в целом характерно развитие по восходящей линии. Свидетельствами мирового социального прогресса, в час­тности, могут быть не только рост материального благосостояния и социальной защищенности людей, но и ослаб­ление конфронтации (конфронтация – от лат. con – против + irons – фронт – противо­стояние, противоборство) между классами и народами разных стран, стремление к миру и сотрудничеству все большего числа зем­лян, утверждение политической демократии, развитие общече­ловеческой нравственности и подлинной гуманистической куль­туры, всего человечного в человеке, наконец.

Важным признаком социального прогресса, далее, ученые счи­тают и растущую тенденцию к освобождению человека - осво­бождению (а) от подавления государством, (б) от диктата коллек­тива, (в) от всякой эксплуатации, (г) от замкнутости жизненного пространства, (д) от страха за свою безопасность и будущее. Ины­ми словами, тенденцию к расширению и все более результативной защите повсюду в мире гражданских прав и свобод людей.

По степени обеспечения прав и свобод граждан современный мир являет собой весьма пеструю картину. Так, по оценкам аме­риканской организации в поддержку демократии в мировом сооб­ществе "Фридом хаус" (англ. Freedom House – Дом Свободы, ос­нованный в 1941 г.), ежегодно публикующей "карту свободы" мира, из 191 страны планеты в 1997 г.

– полностью свободными были 79;

– частично свободными (куда отнесена и Россия) – 59;

– несвободными – 53. Среди последних особо выделены 17 наиболее несвободных государств (категория "худшие из худших") – таких, как Афганистан, Бирма, Ирак, Китай, Куба, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сирия, Таджикистан, Туркмения и дру­гие. Любопытна география распространения свободы по земному шару: главные ее очаги сконцентрированы в Западной Европе и Северной Америке. В то же время из 53 стран Африки свободны­ми признаны лишь 9, а среди арабских стран – ни одной.

Прогресс просматривается и в самих человеческих отноше­ниях. Все больше людей понимают, что они должны научиться жить вместе и соблюдать законы общества, должны уважать чу­жие жизненные стандарты и уметь искать компромиссы (компромисс – от лат. compromissum – соглашение на основе вза­имных уступок) , должны подавлять собственную агрессивность, ценить и беречь природу и все то, что создали предыдущие поколения. Это отрадные при­знаки того, что человечество неуклонно движется к отношениям солидарности, гармонии и добра.


Регресс чаще носит локальный характер, т. е. касается либо отдельных обществ или жизненных сфер, либо отдельных пери­одов . К примеру, в то время как Норвегия, Финляндия и Япония (наши соседи) и другие страны Запада уверенно поднимались по ступенькам прогресса и процветания, Советский Союз и его "то­варищи по социалистическому несчастью" [Болгария, ГДР (Вос­точная Германия), Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия и другие] регрессировали, неудержимо скатываясь в 1970-80-х гг. в пропасть развала и кризиса. Более того, прогресс и регресс зача­стую сложно переплетаются .

Так, в России 1990-х явно имеют место и тот, и другой. Спад производства, разрыв прежних хозяйственных связей между заво­дами, снижение уровня жизни у многих людей и рост преступно­сти – это очевидные "метки" регресса. Но есть и обратное – знаки прогресса: освобождение общества от советского тоталитаризма и диктатуры КПСС, начавшееся движение к рынку и демократии, расширение прав и свобод граждан, значительная свобода средств массовой информации, переход от холодной войны к мирному сотрудничеству с Западом и т.д.

Вопросы и задания

1. Дайте определение прогрессу и регрессу.

2. Как рассматривали путь человечества в древности?

3. Что изменилось по этому поводу в эпоху Возрождения?

4. Можно ли при неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?

5. Подумайте над вопросами, поставленными в одной из философских книг: является ли прогрессом замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья – автоматом? Можно ли считать прогрессом замену при пытках раскаленных щипцов электрическом током? Свой ответ обоснуйте.

6. Что из ниже перечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса:

А) развитие техники ведет к возникновению как средств созидания, так и средств разрушения;

Б) развитие производств ведет к изменению социального статуса рабочего;

В) развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире;

Г) человеческая культура претерпевает изменения под воздействием производства.

Прогресс и регресс общества - (от лат. progressus - движение вперед), направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Понятие прогресс противоположно понятию регресс. Вера в прогресс относится к базовым ценностям индустриального общества. Прогресс непосредственно связан со свободой и может рассматриваться как ее неуклонная историческая реализация. Прогресс можно определить как поступательное развитие, при котором все изменения, в особенности же качественные, идут по восходящей линии, раскрываемой как переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. На культурно-ценностном горизонте человечества идея прогресса появилась сравнительно поздно. Античность ее не знала. Не знали ее и Средние века. По-настоящему вера в прогресс начала утверждаться в борьбе против религиозной веры за духовную эмансипацию человека. Триумф идеи прогресса, соответствующих настроений и ожиданий пришелся на XVIII в., век просвещения, разума, веры в великую освободительную миссию науки, объективно-истинного знания. Вера в прогресс становится чем-то само собой разумеющимся, а по глубине, внутренней убежденности, готовности служить, следовать и подчиняться - даже сродни вере в Бога. За прогрессом закрепляется атрибут
исторической непреложности.

Прогресс и регресс - диалектические противоположности; развитие невозможно понять как только прогресс или только регресс. В эволюции живых организмов и развитии общества сочетаются и сложно взаимодействуют прогрессивные и регрессивные тенденции. Причём взаимосвязь этих тенденций в живой материи и в обществе не исчерпывается связями чередования или цикличности (когда процессы развития мыслятся по аналогии с ростом, расцветом и последующим увяданием, старением живых организмов). Будучи диалектически противоположными, прогресс и регресс общества связаны между собой неразрывно, включены друг в друга. «…Каждый прогресс в органическом развитии, - отмечал Энгельс, - является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях»102.

В ХХ веке прогресс осуществлялся неоднозначно. Ощутимый удар по гарантированному прогрессу нанесла первая мировая война. Она показала
тщетность надежд на значительное совершенствование природы человека. Последующие события эту тенденцию разочарования в прогрессе только укрепили. В условиях постиндустриального общества пришло осознание того, что ни автоматизма, ни гарантированности в прогрессе самом по себе нет, что за него надо бороться. И что прогресс неоднозначен, что он несет с собой отрицательные социальные последствия. Применительно к отдельному человеку прогресс означает веру в успех, одобрение и поощрение продуктивной деятельности. Успех, личные достижения определяют социальный статус человека, его собственный прогресс. Образ жизни, ориентированный на успех, на редкость креативен и динамичен. Он позволяет человеку быть оптимистом, не падать духом в случае неудачи, стремиться к новому и неустанно творить его, легко расставаться с прошлым
и быть открытым будущему.

Прогресс и регресс в развитии общества

Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состоя-ния в другое. При этом социологи выделяют два направления и три основные формы движения об-щества. Вначале рассмотрим суть прогрес-сивного и регрессивного направлений.

Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, ус-пех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низ-шего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например, в совершенствовании средств производства и рабочей силы, в развитии общественного разделения труда и росте его про-изводительности, в новых достижениях науки и культуры, улуч-шении условий жизни людей, их всестороннем развитии и т.д.

Регресс (от лат. regressus – обратное движение), на-против, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движе-ние вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негатив-ным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уровня благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухуд-шении здоровья населения, увеличении смертности, падении уров-ня духовности и нравственности людей и т.д.

По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего?

Древнегреческий поэт Гесиод (8-7 вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества.

Первойстадиейбыл "золотой век", когда люди жили легко и беспечно.

Второй – "серебряный век" – начало падения морали и благочестия. Спускаясь все ниже, люди оказались в "железном веке" , когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

Каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным?

В отличие от Гесиода древние философы

Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Роббер Тюрго (1727-1781).

Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) видит исторический прогресс как путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума.

К. Маркс считал, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

Вспомним факты из истории XIX-XX вв. За революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами – контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве – реставрация старых порядков.

Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.

Если бы мы попытались прогресс человечества изобразить графически, то у нас получилась бы не прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества. Например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, культ грубой силы.

Отдельные изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т.е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

Так, на протяжении истории четко прослеживается прогресс техники: от каменных орудий к железным, от ручных орудий к машинам и т.д. Но прогресс техники, развитие индустрии привели к разрушению природы.

Таким образом, прогресс в одной области сопровождался регрессом в другой. Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Использование компьютерной техники не только расширило возможности труда, но повлекло за собой новые болезни, связанные с длительной работой у дисплея: ухудшение зрения и др.

Рост крупных городов, усложнение производства и ритмов жизни в быту – увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы. Современная история, также как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс.


Для человечества в целом характерно развитие по восходящей линии. Свидетельствами мирового социального прогресса, в час-тности, могут быть не только рост материального благосостояния и социальной защищенности людей, но и ослаб-ление конфронтации (конфронтация – от лат. con – против + irons – фронт – противо-стояние, противоборство) между классами и народами разных стран, стремление к миру и сотрудничеству все большего числа зем-лян, утверждение политической демократии, развитие общече-ловеческой нравственности и подлинной гуманистической куль-туры, всего человечного в человеке, наконец.

Важным признаком социального прогресса, далее, ученые счи-тают и растущую тенденцию к освобождению человека - осво-бождению (а) от подавления государством, (б) от диктата коллек-тива, (в) от всякой эксплуатации, (г) от замкнутости жизненного пространства, (д) от страха за свою безопасность и будущее. Ины-ми словами, тенденцию к расширению и все более результативной защите повсюду в мире гражданских прав и свобод людей.

По степени обеспечения прав и свобод граждан современный мир являет собой весьма пеструю картину. Так, по оценкам аме-риканской организации в поддержку демократии в мировом сооб-ществе "Фридом хаус" (англ. Freedom House – Дом Свободы, ос-нованный в 1941 г.), ежегодно публикующей "карту свободы" мира, из 191 страны планеты в 1997 г.

– полностью свободными были 79;

– частично свободными (куда отнесена и Россия) – 59;

– несвободными – 53. Среди последних особо выделены 17 наиболее несвободных государств (категория "худшие из худших") – таких, как Афганистан, Бирма, Ирак, Китай, Куба, Саудовская Аравия, Северная Корея, Сирия, Таджикистан, Туркмения и дру-гие. Любопытна география распространения свободы по земному шару: главные ее очаги сконцентрированы в Западной Европе и Северной Америке. В то же время из 53 стран Африки свободны-ми признаны лишь 9, а среди арабских стран – ни одной.

Прогресс просматривается и в самих человеческих отноше-ниях. Все больше людей понимают, что они должны научиться жить вместе и соблюдать законы общества, должны уважать чу-жие жизненные стандарты и уметь искать компромиссы (компромисс – от лат. compromissum – соглашение на основе вза-имных уступок) , должны подавлять собственную агрессивность, ценить и беречь природу и все то, что создали предыдущие поколения. Это отрадные при-знаки того, что человечество неуклонно движется к отношениям солидарности, гармонии и добра.

Регресс чаще носит локальный характер, т. е. касается либо отдельных обществ или жизненных сфер, либо отдельных пери-одов . К примеру, в то время как Норвегия, Финляндия и Япония (наши соседи) и другие страны Запада уверенно поднимались по ступенькам прогресса и процветания, Советский Союз и его "то-варищи по социалистическому несчастью" [Болгария, ГДР (Вос-точная Германия), Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия и другие] регрессировали, неудержимо скатываясь в 1970-80-х гг. в пропасть развала и кризиса. Более того, прогресс и регресс зача-стую сложно переплетаются .

Так, в России 1990-х явно имеют место и тот, и другой. Спад производства, разрыв прежних хозяйственных связей между заво-дами, снижение уровня жизни у многих людей и рост преступно-сти – это очевидные "метки" регресса. Но есть и обратное – знаки прогресса: освобождение общества от советского тоталитаризма и диктатуры КПСС, начавшееся движение к рынку и демократии, расширение прав и свобод граждан, значительная свобода средств массовой информации, переход от холодной войны к мирному сотрудничеству с Западом и т.д.

Вопросы и задания

1. Дайте определение прогрессу и регрессу.

2. Как рассматривали путь человечества в древности?

Что изменилось по этому поводу в эпоху Возрождения?

4. Можно ли при неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?

5. Подумайте над вопросами, поставленными в одной из философских книг: является ли прогрессом замена стрелы огнестрельным оружием, кремневого ружья – автоматом? Можно ли считать прогрессом замену при пытках раскаленных щипцов электрическом током? Свой ответ обоснуйте.

6. Что из ниже перечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса:

А) развитие техники ведет к возникновению как средств созидания, так и средств разрушения;

Б) развитие производств ведет к изменению социального статуса рабочего;

В) развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире;

Г) человеческая культура претерпевает изменения под воздействием производства.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ЕГЭ. Общество. Тема 6. Прогресс. Регресс

Любое развитие - это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?

Прогресс

Прогресс - от от лат. progressus - движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Виды прогресса в обществе

Социальный Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию.
Материальный Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей.
Научный Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса.
Научно- технический Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация.
Культурный (духовный) Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека - потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности.

Критерии прогресса

Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.

Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.

Критерии общественного прогресса современных учёных:

  • Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
  • Уровень демократизации общества.
  • Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
  • Нравственное совершенствование общества.
  • Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
  • Продолжительность жизни людей.
  • Увеличение человеческого счастья и добра.

Однако прогресс - это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. Яркий пример- период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу.

В итоге - значительное ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям. Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость».
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой. Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя,с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.

Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.

Регресс

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс (от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе

  • Ухудшение качества жизни людей
  • Упадок в экономике, кризисные явления
  • Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
  • Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
  • Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего

Хронические заболевания.

  • Падение нравственности, образованности, культуры общества в целом.
  • Решение вопросов силовыми, декларативными методами и способами.
  • Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
  • Ослабление страны в целом и её международного положения.

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, - одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Понятие общественного прогресса

Начиная какое-либо новое для себя дело, человек верит, что оно будет успешно завершено. Мы верим в лучшее и надеемся на лучшее. Наши деды и отцы, претерпевая все тяготы жизни, военное лихолетье, работая не покладая рук были убеждены в том, что нам, их детям, достанется счастливая жизнь, более легкая, чем та, что прожили они. И так было всегда.

На протяжении XVI – XVII веков, когда европейцы раздвинули просторы Ойкумены (Земли обетованной) открыв Новый свет, когда стали возникать новые отрасли науки, появилось слово «прогресс ».

Это понятие имеет в своей основе латинское слово «progressus» — «движение вперед».

В современном научном словаре под общественным прогрессом стали понимать совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Однако, даже закоренелые оптимисты, убежденные в том, что будущее неизбежно должно быть лучше настоящего, осознавали, что процесс обновления не всегда идет ровно и поступательно. Иногда, за движением вперед следует откат – попятное движение, когда общество может скатиться на более примитивные ступени развития. Данный процесс был назван «регрессом ». Регресс противостоит прогрессу.

Также в развитии общества можно выделить периоды, когда нет ни явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять. Такое состояние стали называть словом «с тагнация » или «застой». Стагнация – чрезвычайно опасное явление. Оно означает, что в обществе включились «механизмы торможения», что оно не способно воспринимать новое, передовое. Общество в состоянии стагнации отвергает это новое, стремясь во что бы то ни стало сохранить старые, отжившие структуры, противится обновлению. Еще древние римляне подчеркивали: «Если не двигаешься вперед – двигаешься назад»..

И прогресс, и регресс и стагнация не существуют по отдельности в человеческой истории. Они причудливым образом переплетаются, сменяют друг друга, дополняют картину общественного развития. Часто при изучении исторических событий, например, реформ или революций, вы встречались с таким понятием как «контрреформы», «реакционный поворот». К примеру, при рассмотрении «великих реформ» Александра II, которые затронули все сферы российского общества, привели к ниспровержению крепостного права, созданию бессословных органов местного самоуправления (земств и городских дум», независимой судебной власти) мы не можем не отметить последовавшую за ними реакцию – «контрреформы» Александра III. Так обычно бывает, когда новации слишком значительны, быстры и общественная система не успевает к ним успешно адаптироваться. Неизбежна наступает коррекция этих перемен, своеобразная «усушка» и «утруска». Известный российский публицист М.Н.Катков, современник «великих реформ», писал, что Россия слишком далеко продвинулась по пути либеральных преобразований, что настало время остановиться, оглянуться назад, осмыслить, как эти перемены соотносятся с российской действительностью. И, безусловно, внести поправки. Как вам известно из уроков истории, именно в 1880-е – начале 1890-х годов были ограничены полномочия судов присяжных, установлен более жесткий контроль за деятельностью земств со стороны государства.

Существенные потрясения вызвали для нашей страны реформы Петра I, по выражению А.С.Пушкина, «поднявшего Россию на дыбы». И в определенной степени, как метко определил современный российский историк А.Янов, потребовалась «депетровизация» страны после смерти царя Петра.

В прочем, реакцию не стоит рассматривать только в негативном плане. Хотя чаще всего, на уроках истории мы говорим именно о негативной ее стороне. Реакционный период – это всегда свертывание реформ, наступление на права граждан. «Аракчеевщина», «николаевская реакция», «мрачное семилетие» — вот примеры подобного подхода.

Но ведь реакция бывает разная. Она может быть откликом, как на реформы либерального характера, так и на консервативные преобразования.

Итак, мы отметили, что общественный прогресс – понятие сложное и неоднозначное. В своем развитии общество не всегда идет по пути усовершенствования. Прогресс может дополняться регрессивными периодами и стагнацией. Рассмотрим и еще одну сторону общественного прогресса, убеждающую нас в противоречивой сущности данного явления.

Прогресс в одной из областей общественной жизни, например, в науке и технике, вовсе не обязательно должен дополняться прогрессом в других областях. Более, того, даже то, что мы сегодня считаем прогрессивным, завтра или в обозримом будущем может обернуться катастрофой. Приведем пример. Многие великие открытия ученых, так, например, открытие рентгеновских лучей или явления деления ядра урана вызвали к жизни новые виды страшного оружия – оружия массового поражения.

Далее, прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогрессивные изменения в других странах и регионах. История дает нам множество подобных примеров. Среднеазиатский полководец Тамерлан способствовал значительному расцвету своей страны, культурному и экономическому подъему ее городов, но за счет чего? За счет ограбления и разорения других земель. Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровня жизни народов Европы, но в ряде случаев законсервировала архаические формы общественной жизни в странах Востока. Затронем и еще одну проблему, затрагивающую тему прогресса общества. Говоря о «лучшем» или «худшем», «высоком» или «низком», «примитивном» или «сложном» — мы всегда имеем в виду субъективные характеристики, присущие людям. Прогрессивное для одного человека, может не являться таковым для другого. Сложно говорить о прогрессе, когда мы имеем в виду явления духовной культуры, творческой деятельности людей.

На общественное развитие будут оказывать влияние как объективные факторы, не зависящие от воли и желания людей (природные явления, катаклизмы), так и субъективные, обусловленные деятельностью людей, их интересами, стремлениями, возможностями. Именно действие субъективного фактора в истории (человека) и делает понятие общественного прогресса столь сложным и противоречивым.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Прогресс - поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания.

Идея общественного прогресса является порождением Нового времени. Имеется в виду, что именно в это время укоренилось в сознании людей и стало формировать их мировоззрение представление о поступательном, восходящем развитии общества. В античности подобного представления не было. Античное мировоззрение, как известно, носило космоцентрический характер. А это значит, что человек античности был координирован по отношению к природе, космосу. И человек должен был найти свое место в этом вечном космосе, а не в истории.

Идея общественного прогресса утверждается в эпоху Просвещения. Эта эпоха поднимает на щит разум, знание, науку, свободу человека и под этим углом зрения оценивает историю, противопоставляя себя предшествующим эпохам, где, на взгляд просветителей, преобладали невежество и деспотизм. Просветители определенным образом понимали современную им эпоху (как эпоху «просвещения»), ее роль и значение для человека, и сквозь призму так понятой современности они рассматривали прошлое человечества. Противопоставление современности, трактуемой как наступление эры разума, прошлому человечества, заключало в себе, конечно, разрыв между настоящим и прошлым, но как только делалась попытка восстановить между ними историческую связь по основанию разума и знания, то сразу возникала идея о восходящем движении в истории, о прогрессе. Развитие и распространение знания рассматривалось при этом как постепенный и накопительный процесс. Неоспоримой моделью для такой реконструкции исторического процесса служило просветителям накопление научного знания, происходившее в Новое время. Моделью служило им также умственное становление и развитие отдельного человека, индивида: будучи перенесено на человечество в целом, оно давало исторический прогресс человеческого разума.

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса - ТЮРГО и КОНДОРСЕ - были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.

Три характерных черты отличали первоначальные прогрессистские концепции.

ВО-ПЕРВЫХ , это идеализм, т.е. попытка отыскать причины поступательного развития истории в духовном начале - в бесконечной способности совершенствования человеческого интеллекта (те же Тюрго и Кондорсе) или в спонтанном саморазвитии абсолютного духа (Гегель). Соответственно этому критерий прогресса тоже усматривали в явлениях духовного порядка, в уровне развития той или иной формы общественного сознания: науки, нравственности, права, религии. Между прочим, прогресс был подмечен прежде всего в сфере научного познания (Бэкон, Декарт), а затем уже соответствующая идея была распространена на социальные отношения в целом.

ВО-ВТОРЫХ , существенным недостатком многих ранних концепций социального прогресса являлось недиалектическое рассмотрение общественной жизни. В таких случаях общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии (Конт, Спенсер).

В-ТРЕТЬИХ , восходящее развитие по форме ограничивалось достижением какого-нибудь одного облюбованного общественного строя. Весьма отчетливо этот отказ от идеи неограниченного прогресса сказался в утверждениях Гегеля. Вершиной и завершением мирового прогресса им провозглашался христианско-германский мир, утверждающий свободу и равенство в их традиционном истолковании.

Если попытаться в общем виде определить ПРИЧИНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА , то ими будут потребности человека, являющиеся порождением и выражением его природы как живого и не в меньшей степени как социального существа. Эти потребности многообразны по своей природе, характеру, продолжительности действия, но в любом случае они определяют мотивы деятельности человека. В процессе реальной жизни люди движимы потребностями, порождаемыми их биологической и социальной природой; а в ходе реализации своих жизненных потребностей люди изменяют условия своего существования и самих себя, ибо каждая удовлетворенная потребность порождает новую, ее же удовлетворение, в свою очередь, требует новых действий, следствием которых и является развитие общества.

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке ПРОГРЕССОМ (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие РЕГРЕССА . Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума . Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа : все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих ВИЛЬГЕЛЬМ ШЕЛЛИНГ писал, что решение опроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие - о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю . Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы . По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех попыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы - все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Наиболее важным, критерием прогресса выступает уровень гуманизма общества, т.е. положение в нем личности: степень ее экономического, политического и социального освобождения; уровень удовлетворения ее материальных и духовных потребностей; состояние ее психофизического и социального здоровья. Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств - интеллектуальных, творческих, нравственных. Развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...