Примеры разрушительных последствий социального конфликта. Шпаргалка: Социальные конфликты, их причины, типы и роль в общественной жизни


Субъективные причины социальных конфликтов заключаются в определенных чертах мировоззрения, ментальности, характера (психология), уровня интеллекта социальных субъектов (рис. 8.1). Более конкретно эти субъективные характеристики субъектов проявляются в определенных чувствах, убеждениях, интересах, идеях, под влиянием которых действуют субъекты и начинается социальный конфликт.

Чувства, убеждения, интересы, идеи как причины социальных конфликтов
Психические побуждения субъектов к деятельности представляют собой чувства, убеждения, интересы, идеи, в которых в единстве сопряжены эмоции и цели. Цель – это представление о предполагаемом результате действия, указывающее, ради чего оно совершается. Цель всегда предполагает план (программу) ее реализации. Эмоция – это душевная (психическая) и физическая энергия, с помощью которой субъект осуществляет действия.

Чувства представляют собой психологические состояния субъекта, в которых целеполагающая и эмоциональная составляющие социального действия слиты воедино. Субъект осуществляет действия под влиянием эмоций зависти, страха, агрессивности, мести в какой-то степени нерационально, нерасчетливо, непродуманно. Чувственный порыв к социальному действию, вызванный обидой, страхом, завистью, местью, ненавистью, часто становится причиной социальной напряженности и социального конфликта. Южные народы в силу своей эмоциональности более конфликтогенны, чем северные народы. Субъективными причинами социальных конфликтов могут быть чувство страха, любовь, негодование, ненависть, гордость и т.п.

Убеждения представляют собой идейно-психологическое состояние субъекта, включающее: 1) знание о чем-то, которое субъект считает истинным (правильным); 2) знание, которое субъект может аргументировать себе и другим; 3) знание, вызывающее положительные эмоции (и тем самым превращающееся в форму веры), которым субъект руководствуется в своей деятельности.

Социальный конфликт часто возникает из-за столкновения разных убеждений субъектов, разных взглядов (знаний) по одной и той же проблеме: производственной, экономической, политической, территориальной, религиозной и т.п. Например, до сих пор существует конфликт между католической и православной церковью по проблеме бога, обрядов и т.п., конфликт между коммунистами и либералами по вопросу справедливости, демократии, политического устройства.

Интерес – это интеллектуально-психическое стремление (влечение) субъекта к предметам, являющимся для него ценностями (благами). В зависимости от этих благ выделяют интересы материальные (пища, одежда, жилье и т.п.), экономические (деньги, драгоценности, акции и т.п.), политические (власть, статус, служебное положение и т.п.), религиозные (бог, коммунистическая идея и т.п.), моральные (добро, долг, честь, справедливость и т.п.), эстетические (красота, комическое, трагическое и т.п.).

Интересы включают: 1) цель деятельности, т.е. представление о необходимом субъекту благе (материальном, экономическом, политическом и т.п.) в сознании субъекта; 2) план (программа) действий и операций, направленных на ее достижение (реализация цели); 3) эмоционально-волевое стремление (влечение) субъекта к предмету интереса. В целом интерес представляет собой функциональную, динамическую, организационную, психологическую систему регуляции деятельности субъекта, но не саму эту деятельность.

Очевидно, что материальные, эстетические и другие интересы различаются характером целей, программ деятельности, эмоционально-волевых стремлений. Но в то же время между интересами по своей психологической, организационной, динамической форме много общего, что и позволяет их выделять как специфические регулятивные механизмы деятельности субъектов (индивидов, организаций, общностей).

Общие для многих индивидов интересы, характеризующие социальные организации (партии, государства, союзы и т.п.), социальные институты (семейные, образовательные, хозяйственные и т.п.) и социальные общности (профессиональные, политические, территориальные), исторические общности (этносы, нации, цивилизации), выступают в форме идей: национального самоопределения, мирового господства, коммунистического равенства, бога и т.п. Эти идеи связываются с интересами индивидов, а через них – с эмоциями людей и становятся регуляторами (мотивами) их деятельности. Поэтому Маркс подчеркивал, что идея всегда теряет свою побудительную силу, когда она отделяется от интереса индивидов.

Субъективные причины социальных конфликтов могут заключаться в:
1) противоречия между интересами людей и нормами поведения в обществе, на что обратил внимание Парсонс.
Например, норма требует заботы о других, а экономический интерес толкает к наживе. Это всегда вызывает социальный конфликт как внутри субъекта, так и между субъектами;
2) противоречие между одинаковыми интересами разных субъектов, направленными на один и тот же предмет (власть, нефть, территорию, суверенитет и т.п.);
3) противоположные интересы разных субъектов (например, чеченские экстремисты стремятся к суверенитету, а Россия – к территориальной целостности);
4) непонимание интересов, намерений, действий субъектами, которые начинают видеть в них угрозу себе. К таковым можно отнести и экономические трудности, и национальное самоопределение, и национальную гордость, и стремление к лидерству и т.п.

Потребность как причина социального конфликта
Глубинной основой социального конфликта являются потребности социальных субъектов. Именно они образуют сущность эмоций, убеждений, интересов, идей и других субъективных побуждений социальных конфликтов. Социальные конфликты в конечном счете являются результатом неудовлетворения или ущемления (частичного удовлетворения) некоторых основных потребностей социальных субъектов в безопасности, благосостоянии, самоутверждении, идентичности.

Нужда, потребность, удовлетворение образуют цикл функционирования социального субъекта. Нужда представляет собой противоречие между необходимым и фактическим состоянием «тела» субъекта, отражающееся в виде эмоций, чувств, суждений недовольства («Я голоден», «Я бесправен» и т.п.). Удовлетворение –это единство необходимого и фактического состояния «тела» субъекта, отражающееся в эмоциях, чувствах, суждения удовлетворения («Я сыт», «Я полноправен» и т.п.). Это пассивные состояния субъекта под влиянием взаимодействия внутренней (тело) и внешней среды.

Потребность представляет собой побуждаемое нуждой стремление к удовлетворению, представляющее мощный сознательно – психологический механизм регуляции человеческой деятельности. Это не деятельность, а именно механизм регуляции деятельности, в которой потребность реализуется.

Потребность включает: 1) представление – цель о социальном благе, необходимом ему для удовлетворения; 2) совокупность интересов-целей, которые выступают средствами реализации потребности-цели; 3) программу оценочно-познавательных действий предметов среды для выбора среди них нужного блага; 4) программу потребительских действий и операций, превращающих предмет потребления в предмет удовлетворения и «тело» социального субъекта.

Все потребности людей можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье и т.п.), социальные (в безопасности, в уважении, в самоутверждении и т.п.), духовные (в добре, в справедливости, в красоте, в боге и т.п.). Они различаются своими предметами и сознательно-психологическими механизмами реализации. Потребность, реализуясь, не всегда приводит к состоянию удовлетворения субъекта. Тогда потребность либо усиливается, либо заменяется, либо исчезает. Последнее приводит к трансформации субъекта, так как потребности образуют его сущность.

Интеллект и социальный идеал как причины социальных конфликтов
Важнейшая субъективная причина социальных конфликтов – уровень интеллекта. Недостаток интеллекта часто становится субъективной причиной социальных конфликтов, когда организующая и агрессивная сторона не может «просчитать» соотношение своих и чужих сил, цену победы и поражения и ввязывается в конфликт в расчете на легкую победу, когда есть соответствующие потребности, интересы, убеждения и т.п. Так случилось с российским руководством во главе с Ельциным во время первой Чеченской войны. Одними из главных субъективных причин распада СССР и краха пролетарско-социалистической формации были отсутствие достаточного интеллекта и догматизм тогдашнего политического руководства страны.

Разумная деятельность социального субъекта представляет единство социального идеала и интеллекта. Только по отношению к имеющемуся у нас социальному идеалу мы можем оценить наши действия как правильные или неправильные. Социальный идеал различен у разных социальных субъектов, поэтому образует важнейшую субъективную причину социальных конфликтов. Большевики ради идеала социального равенства развязали кошмарный в России социальный конфликт, завершившийся гражданской войной, коллективизацией, индустриализацией, ликвидацией религии, изгнанием российской интеллигенции и единомыслием. Наличие либерального или социалистического идеала – важнейшее субъективное условие социального конфликта в современном обществе.

Объективные причины социальных конфликтов
Субъективные причины социальных конфликтов представляют собой выражение объективных причин и их интерпретаций субъектами. Объективными же являются причины, которые находятся вне сознания и воли людей, социальных общностей, институтов, организаций. Множество объективных причин социальных конфликтов можно сгруппировать в несколько общих рядов (рис. 8.2).

Дезорганизация общества как причина социального конфликта
Прежде всего, такой объективной причиной социальных конфликтов является, по мнению известного польского социолога Я. Щепаньского, дезорганизация общества, т.е. выход производственных (остановка производства и безработица), экономических (инфляция, невыплата заработной платы и т.п.), социальных (неравенство между разными социальными группами), политических (распад СССР, война в Чечне и т.п.), идеологических (борьба либерализма и коммунизма в постсоветской России) процессов за пределы существующих в обществе норм и Угрожающих интересам индивидов, социальных групп, организаций.

Так, например, произошло после развала СССР, когда вместо государственного распределения благ и денег было введено рыночное, вместо социального равенства людей возникло ярко выраженное деление на нищих и богатых, когда исчезла руководящая роль партии, а судебная и правовая системы еще не возникли, когда коммунистическая идеология была признана утопической, а другая, кроме идеологии обогащения, не предложена.

Дезорганизация общества связана с дезинтеграцией государственных и общественных (семья, школа, профсоюз и т.п.) институтов (организаций), не способных удержать экологические, производственные, экономические, политические, идеологические процессы в нормальных для данного (в нашем случае постсоветского) общества пределах. Сюда же можно отнести природные (землетрясения, наводнения, цунами), техногенные (Чернобыль), экономические (обесценение вкладов, приватизация, финансовые катаклизмы и т.п.), политические (расстрел здания российского парламента в октябре 1993 г., реформа вертикали власти, начатая президентом В. Путиным и т.п.), военные (Чеченская война) катастрофы и события.

Состояние дезорганизации и дезинтеграции общества вызывает множество социальных конфликтов, которые внешне проявляются в распространении алкоголизма, сексуальной распущенности, росте преступности, увеличении психических заболеваний, распространении самоубийств и т.п.

Неравенство возможностей социальных субъектов
В качестве объективных причин социальных конфликтов часто называют неравенство возможностей социальных субъектов в бытовой, экономической, политический, национальной, образовательной, религиозной сферах. Это неравенство относится к ресурсам, статусам, ценностям субъектов. Есть субъекты с одинаковыми интересами, которым не хватает ресурсов. Например, не хватает (дефицит) жилья, работы, обеспеченности, власти и т.п. Так, сейчас значительной части людей не хватает денег на проживание, оплату жилья, покупку медикаментов, сохранение безопасности и т.п. Важнейшей объективной причиной социальных конфликтов является столкновение разных интересов. Например, либералы ориентированы на рыночную экономику за счет интересов простого народа. А простой народ не хочет жертвовать своей жизнью, привычками, убеждениями ради либеральных идей, планов, преобразований. Очевидно, что с развитием человечества дефицит многих благ будет углубляться, становясь объективной причиной социальных конфликтов, так же, как и противоположность интересов разных социальных субъектов.

Стремление устранить эти причины и тем самым социальные конфликты, особенно классовые (между буржуазией и пролетариатом), вызвало к жизни социалистические прожекты устранения того или иного вида неравенства вообще, особенно классового. И это было сделано в СССР и других странах пролетарского социализма. Основы многих социальных конфликтов по сути не были ликвидированы, а загнаны вглубь, как это произошло с конфликтами между интеллигенцией и пролетариатом и межнациональными. В результате обнаружились негативные последствия: достижение социального равенства в политических, социальных, экономических сферах и привело СССР к тоталитаризму, стагнации в экономике и уровне жизни населения, потере стимулов к труду и саморазвитию, обострению межнациональных отношений. В результате СССР утратил мотивы самодвижения и оказался в брежневский период в состоянии стагнации, что и привело, в конечном итоге, страну к развалу.

Это еще раз свидетельствует о том, что каждое неравенство является стимулом к саморазвитию людей и общества. Неравенство нельзя полностью устранять, его нужно только смягчать до определенного предела. Социальное неравенство существует и в странах либерального (США и др.) и демократического (Германия и др.) капитализма; например, в США большей степени, а в Германии – в меньшей.

Ученые давно обнаружили связь между социальным неравенством (равенством) и эффективностью общественного производства: чем выше социальное неравенство, тем больше эффективность общественного производств, темпы общественного развития и социальная нестабильность. В рыночных странах существует универсальный механизм нахождения баланса (единства) этих двух сторон. Это механизм политической демократии, наличия в политической надстройке общества правых, центристских и левых партий. Когда у власти стоят правые партии, общество ориентировано преимущественно на эффективность производства. Постепенно нарушается справедливое распределение произведенных благ, возникают возмущение трудящихся и политическая нестабильность. В результате к власти приходят левые партии, ориентированные на более справедливое перераспределение произведенных благ. Происходит снижение эффективности общественного производства. Постсоветской России предстоит еще очень длительный путь в этом направлении.

Объективные факторы побудители субъективных причин
Объективные причины – субъективные причины – социальный конфликт – такова причинно-следственная цепочка, связывающая конфликт с его причинами.

А могут ли субъективные факторы без объективных предпосылок, т.е. сами по себе, вызвать социальный конфликт? Да. В этом случае внутриличностные или межличностные конфликты, которые, по нашему определению, социальными не являются, станут причинами социального конфликта, как это, возможно, имело место в отношениях Ельцина и Дудаева перед началом первой Чеченской войны.

Если считать, что именно ущемление (неудовлетворение или частичное удовлетворение) потребностей социального субъекта является конечной причиной социального конфликта, то меняется и подход к его урегулированию. Для этого нужно, прежде всего, устранить объективные причины ущемления потребностей социальных субъектов, смягчить социальное неравенство, навести демократический порядок в обществе, не ущемлять одному социальному субъекту другого в его потребностях.

Разрешение социального противоречия из-за социального блага всегда должно ориентироваться на потребности субъектов. Разделить справедливо предмет конфликта можно только тогда, когда потребности потенциальных или актуальных противоборцев будут справедливыми. Поэтому подлинное разрешение социального конфликта возможно только при глубоком анализе противоборствующими субъектами своих потребностей, интересов, притязаний. Не случайно Дж. Бартон, руководитель коллектива исследователей, занимающихся проблемой разрешения социального конфликта, считает:

Только организационные усилия, которые полностью удовлетворяют основные человеческие потребности, могут принести подлинное завершение конфликта, т.е. такое его разрешение, которое во всем объеме затрагивает предмет спора и устанавливает новые, самодостаточные отношения между противниками.

Имеют представление все. Каждый человек сталкивался с ситуацией обострения отношений с другими людьми. Социальные конфликты - понятие, которое характеризует ситуацию острых соответствующих противоречий. При данном обострении отношений сталкиваются интересы, убеждения, что обусловлено различными причинами. Рассмотрим, какие существуют компоненты, разновидности и функции социальных конфликтов.

Понятие и виды социальных конфликтов

Социальный конфликт всегда содержит момент столкновения, т. е. имеется некое расхождение, противоречие интересов, позиций сторон. Противоположные мнения носят субъекты конфликта - противоборствующие стороны. Они стремятся преодолеть противоречие тем или иным путем, при этом каждая сторона хочет помешать другой реализовать ее интересы. в социальной психологии распространяется не только на В зависимости от субъекта выделяют конфликты:

  • внутриличностные;
  • межличностные;
  • межгрупповые.

Также входит в социальные конфликты понятие внутреннего содержания, относительно которого противоречия могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае противоборство основано на сфере разумного. Оно обычно затрагивает переработку социальной и управленческой структур, а также освобождение от ненужных форм культурного взаимодействия. Эмоциональные конфликты характеризуются сильным аффективным аспектом, зачастую агрессией и переносом соответствующих реакций на субъекты. Такой конфликт решается сложнее, т. к. затрагивает сферу личного и с трудом может урегулироваться рациональными способами.

Межгрупповые социальные конфликты: понятие и функции

Социальная психология рассматривает в основном которые можно подразделить на:

  • социально-экономические;
  • межнациональные;
  • этнические;
  • идеологические;
  • политические;
  • религиозные;
  • военные.

Каждый конфликт имеет динамику протекания, в соответствии с этим межгрупповые столкновения могут происходить стихийно, запланировано, кратковременно или длительно, они бывают управляемыми и неуправляемыми, спровоцированными или инициативными.

Нельзя рассматривать конфликты только с негативной точки зрения. Положительные функции заключаются в ускорении процесса самосознания, утверждении определенных ценностей, разрядке эмоционального накала и т. д. Социальный конфликт свидетельствует о проблеме, которую требуется решить, на которую нельзя просто закрыть глаза. Таким образом, столкновение способствует регуляции социальных взаимоотношений.

Способы выхода из конфликтной ситуации

Как можно разрешить социальные конфликты? Понятие способа выхода из них характеризуется окончанием противоборства различными методами. Выделяют:
  • соперничество - отстаивание своих убеждений до последнего;
  • приспособление - принятие чужой точки зрения в ущерб своей;
  • избегание - уход из конфликтной ситуации любыми способами;
  • компромисс - готовность пойти на уступки для разрешения ситуации;
  • сотрудничество - поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон конфликта.

Последний способ является наиболее конструктивным и желательным.

Социальный конфликт

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при различии во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

В области научного знания существует отдельная наука, посвящённая конфликтам - конфликтология . Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Вместе с этим, конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточкой социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта. Если интересы разнонаправлены и противоположны, то их противостояние будет обнаруживаться в массе самых разных оценок; они сами найдут для себя «поле столкновения», при этом степень рациональности выдвигаемых притязаний будет весьма условной и ограниченной. Вполне вероятно, что на каждом из этапов развертывания конфликта он будет сосредоточен в определенной точке пересечения интересов.

Причины социальных конфликтов

Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.

Типы социальных конфликтов

Политические конфликты - это конфликты, причиной которых является борьба за распределение власти, доминирование, влияние и авторитет. Они возникают из различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, распределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты имеют прямое отношение к завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти.

Основные виды политических конфликтов:

конфликт между ветвями власти;

конфликт внутри парламента;

конфликт между политическими партиями и движениями;

конфликт между различными звеньями управленческого аппарата и т. д.

Социально-экономические конфликты - это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.

Национально-этнические конфликты - это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Согласно классификации типологии Д. Катца различают:

конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальный конфликт" в других словарях:

    Социальный конфликт - вид взаимодействия социальных субъектов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможной реализацию их целей и интересов. Социальный конфликт есть столкновение сторон (двух или более субъектов),… … Элементарные начала общей теории права

    Социальный конфликт - (см. Конфликт социальный) … Экология человека

    Социальный конфликт - – борьба между сегментами общества за ценные ресурсы … Словарь-справочник по социальной работе

    КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ один из видов социального отношения; состояние противостояния, борьбы между отдельными индивидами или группами людей, пронизывающее все области общественных отношений и сферы человеческой деятельности. Теоретически… … Философская энциклопедия

    Конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей. В области научного знания существует отдельная… … Википедия

    Совокупность проблем, характеризующих сложный процесс взаимодейст­вия, зависимости и проявления конфликтов в об­щественной жизни. Социальный конфликт, как и любое сложное социальное явление, тысячами ни­тей связан с теми общественными структурами … Политология. Словарь.

    КОНФЛИКТ ПРАВОВОЙ - – социальный конфликт, в котором противоречие связано с правовыми отношениями сторон (их юридически значимыми действиями или состояниями) и, следовательно, субъекты либо мотивация их поведения, либо объект конфликта обладают правовыми признаками …

    КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА - – конфликт в обществе, которое осуществляет трансформацию из тоталитарной в демократическую форму функционирования. В разных социально политических системах один и тот же социальный конфликт может выполнять разные функции: в плюралистических… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КОНФЛИКТ ДЕСТРУКТИВНЫЙ - – конфликт, негативные последствия которого после завершения борьбы сторон в целом заметно превосходят его позитивные результаты. Деструктивные последствия конфликтов связаны, прежде всего, с гибелью, увечьями и стрессами людей. Кроме того,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ - – социальный конфликт, в основе которого лежат противоречия экономического характера. В современном российском обществе конфронтационный характер складывающихся социально экономических отношений определяется противоречивыми процессами… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими , Карл Альбрехт. IQ ценится. Но случалось ли вам, умному человеку, общаясь с коллегами, клиентами, родителями, детьми выглядеть "полным идиотом", быть абсолютно беспомощным, так и не найти нужных слов? Да……

Социальный конфликт - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели (распределение ценностей, ресурсов, власти и т.д.). Он возникает, когда одна сторона стремится к осуществлению своих интересов и целей в ущерб интересам других.

Социальные конфликты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие общества. С одной стороны, они являются источником социально-политических изменений, предотвращая стагнацию общественных систем, стимулируя модификацию социальных отношений, структур и институтов. В этом смысле конфликты выступают в качестве формы регулирования противоречивых интересов различных групп общества, способствуют разрядке напряженности в их отношениях. С другой стороны, социальные конфликты несут в себе угрозу дестабилизации общества и могут привести к катастрофическим последствиям - революциям, войнам, анархии.

Социальные конфликты вызываются самыми различными причинами. Это экономическое и социальное неравенство, дефицит жизненных благ (материальных, духовных, престижных и т.д.), неодинаковое положение по отношению к власти, несовпадение интересов и целей различных социальных групп, идеологические и политические разногласия, конфессиональные противоречия, несовместимость индивидуальных и общественных ценностей и т.д.

В современных условиях каждая сфера жизни общества порождает свои специфические конфликты. Здесь можно выделить политические, социально-экономические и национально-этнические конфликты.

  • 1. Политические конфликты - это конфликты по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они возникают из различий интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, перераспределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты связаны с сознательно формируемыми целями по завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти. К основным политическим конфликтам относятся:
    • - конфликты между ветвями власти (законодательной, исполнительной, судебной);
    • - конфликты внутри парламента;
    • - конфликты между политическими партиями и движениями; - конфликты между различными звеньями управленческого аппарата и др.

В современной истории России одной из форм проявления политического конфликта было длительное противоборство между исполнительной и законодательной властью, которое привело к драматическим событиям октября 1993 г. Частичным разрешением этого конфликта стали выборы Федерального Собрания и принятие новой Конституции России. Однако причины конфликта до конца небыли устранены, и он перешел на новую стадию своего развития, приняв форму противостояния Президента и Федерального Собрания. И лишь в настоящее время наметилось конструктивное взаимодействие между исполнительной и законодательной властью.

2. Социально-экономические конфликты - это конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на товары и услуги, доступа к распределению материальных и духовных благ.

Социально-экономические конфликты возникают на основе неудовлетворенности, прежде всего, экономическим положением, которое рассматривается либо как ухудшение по сравнению с привычным уровнем потребления (реальный конфликт потребностей), либо как худшее положение по сравнению с другими социальными группами (конфликт интересов). Во втором случае конфликт может возникнуть даже при условии некоторого улучшения условий жизни, если оно воспринимается как недостаточное или неадекватное.

В современном российском обществе многие социально-экономические конфликты развиваются по линии "трудовые коллективы - государственная администрация". Наряду с требованиями повышения заработной платы, уровня жизни, ликвидации задолженностей по зарплате и выплате пенсий вес чаше выдвигаются требования коллективов по отстаиванию своих прав на имущество предприятий. Подобные требования адресуются в первую очередь органам государственной власти, которые являются основными субъектами перераспределения собственности.

Массовые конфликты в экономической сфере нередко связаны с тем, что в стране до сих пор отсутствует четко разработанная правовая база разрешения трудовых споров. Примирительные комиссии, их арбитражи не реализуют в полной мере свои функции, а административные органы в ряде случаев не выполняют достигнутые соглашения. Все это ставит задачу создания более эффективной законодательной системы регулирования трудовых конфликтов.

3. Национально-этнические конфликты - это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Наиболее часто эти конфликты связаны со статусными или территориальными претензиями. В современной России доминирующим фактором конфликтов была идея суверенитета территорий, народа или этнической группы. Вплоть до принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации почти все регионы боролись за повышение статуса: автономные области стремились превратиться в республики, республики декларировали свой суверенитет и независимость. В крайних случаях ставился вопрос о выходе из состава России и получении полной государственной самостоятельности (наиболее яркий пример - конфликте Чечней).

Довольно широкое распространение в нашей стране получили территориальные конфликты, возникающие между близко проживающими этническими группами (осетино-ингушский, дагестано-чеченский конфликты). Следует отметить, что подобные конфликты умышленно провоцируются различными силами националистического, сепаратистского, фанатично-религиозного толка.

Таким образом, конфликты, возникающие в политической и социально-экономической сферах, в области межнациональных отношений, представляют собой наибольшую опасность для общества. В современной России, переживающей трудный переходный период, конфликты стали повседневной реальностью. Важно научиться управлять ими, добиваться согласия конфликтующих сторон.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов. Одним из важных условий является своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей. Другим, не менее важным условием является обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий па основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон. Третьим непременным условием является совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т.д.

Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта: I) во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2) стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3) стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4) все участники должны проявлять склонность к компромиссу.

Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Устранение инцидента- необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать напряженное состояние, искать его причину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Полное разрешение социального конфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменение может принимать различные формы, но наиболее радикальным считается такое изменение, которое устраняет причины конфликта. Возможно также разрешение социального конфликта путем изменения требований одной из сторон: соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте.

Большое значение имеет заключительная, постконфликтная стадия. На этой стадии должны быть окончательно устранены противоречия на уровне интересов и целевых установок, а также приняты меры по снятию социально-психологической напряженности и прекращению любой борьбы.

В современной России важно сделать социальные конфликты (прежде всего теневые, неявные, латентные) достоянием гласности, максимально открытыми. Это позволит поставить их под контроль и своевременно реагировать на процессы, происходящие в ходе противоборства сторон. И здесь большую роль могут сыграть средства массовой информации, общественное мнение и другие институты гражданского общества.

В социологии под модернизацией преимущественно понимается переход от традиционного общества к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. По определению известного американского социолога Н. Смелзера, модернизация - это сложный комплекс экономических, социальных, культурных, политических перемен, происходящих в обществе в связи с процессом индустриализации, освоения научно-технических достижений.

Теория модернизации была разработана в основном применительно к развивающимся странам. Тем не менее она во многом объясняет процесс реформирования любого общества, его трансформации по образцу передовых стран мира. Модернизация охватывает практически все стороны жизни общества - экономику, социальные отношения, духовную жизнь, политическую сферу.

В сфере экономики модернизация предполагает использование научных знаний и современных технологий; углубление профессиональной специализации; формирование рынков товаров, капиталов, труда; развитие предпринимательства и рыночных отношений; увеличение независимости экономики от политики; отделение производства и рабочего места от семейного хозяйства; повышение производительности сельского труда, развитие фермерского хозяйства и т.д. Структурные изменения в экономике сопровождаются усилением социальной мобильности, массовой миграцией из сельской местности в крупные города, трансформацией традиционных социальных структур, повышением материального уровня жизни населения и др.

В социально-политической сфере основными проявлениями модернизации становятся формирование правового государства, демократизация политической системы, партийный плюрализм, рост социальной активности населения и его участия в политической жизни, становление институтов гражданского общества, повышение политической культуры граждан, развитие средств массовой информации и коммуникации.

В духовно-культурной сфере модернизация предполагает распространение ценностей индивидуализма, прогресс науки и образования, рационализацию сознания, формирование нравственных предпосылок для новых форм хозяйственной активности, секуляризацию и растущее разнообразие духовной жизни. Сущность перемен в этой сфере передается понятием "модернити" как комплексной характеристикой культуры современного западного общества.

Культура "модернити" означает приверженность рационализму и сциентизму, ориентацию на рост материального производства и технический прогресс, отношение к природе как объекту приложения своих сил и знаний. Это также идея равенства возможностей и личной свободы, индивидуализм, установка на достижение успеха, готовность человека к постоянным переменам и стремление инициировать такие перемены.

В зависимости от характера и времени осуществления различают два вида модернизации: первичную (органическую) и вторичную (неорганическую). Первичная модернизация относится к периоду промышленной революции, которая началась в Великобритании в 60-х гг. XVIII в.. а спустя несколько десятилетий охватила США, Францию, Германию и другие западные страны. Эта модернизация происходила естественным образом, на основе собственных социально-экономических, политических и социокультурных предпосылок, и отвечала внутренним потребностям общественного развития. Она органично вытекала из всей предшествующей эволюции общества и его исторической подготовленности к всесторонним, глубоким переменам.

Вторичная модернизация, связанная, главным образом, с развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, не является органичным результатом естественного хода эволюции общества. Она во многом продиктована извне: стремлением войти в мировое сообщество, адаптироваться к новой геополитической реальности, дать ответ на "вызов" со стороны других стран. Это своеобразный способ "догоняющего развития", когда власти проводят реформы с целью преодоления исторической отсталости страны.

Такая модернизация, как правило, осуществляется путем привлечения иностранных инвестиций, заимствования передовой технологии, закупки зарубежного оборудования, приглашения иностранных специалистов, обучения за рубежом и т.д. Соответствующие изменения происходят в политической и социальной сферах: кардинально меняется система управления, создаются новые структуры и институты власти, перестраивается по западным образцам конституция страны, формулируется новая законодательная система, пересматриваются взаимоотношения государства и общества. Важным социально-психологическим фактором при этом является так называемый демонстрационный эффект, стремление к подражанию в стиле и образе жизни наиболее богатым, развитым странам.

Вторичная модернизация как бы искусственно привносится "сверху", она неорганична для социально-экономической и духовной системы общества, нарушает его единство и историческую преемственность развития. Поэтому большинство населения часто к ней не готово и не оказывает необходимой социальной поддержки. Все это определяет сложный и порой противоречивый характер процессов модернизации в тех или иных странах.

Однако в ряде случаев вторичная модернизация может увенчаться успехом, когда страны в итоге се проведения начинают развиваться на собственной основе. Так произошло в Японии, которой потребовалось всего два десятилетия, чтобы догнать и по некоторым показателям даже обойти США, откуда она первоначально позаимствовала передовую технологию.

Что касается России, то пока модернизация не принесла ожидаемых результатов. В стране не отлажен эффективный механизм рыночной экономики, нет цивилизованного свободного предпринимательства, не обеспечен высокий уровень жизни и социальной зашиты населения, отсутствует поддержка малого бизнеса, не сложился многочисленный средний класс, определяющий стабильность и благосостояние общества. Вместе с тем высокий научный и интеллектуальный потенциал российского общества питает известную надежду на благополучные перспективы развития модернизаторских процессов в нашей стране.

Следует отметить, что в настоящее время теоретики модернизации во многом пересматривают свои концептуальные установки. Это связано с новым взглядом на роль традиционных институтов и культур, выявлением их способности органично включаться в процессы модернизации, обеспечивая целостность и духовное единство общества. Тем самым противопоставление традиционных и индустриальных обществ рассматривается уже не как жесткая антитеза, а как подвижное соотношение, обусловленное динамизмом традиционного начала, его способностью изменяться и адаптироваться к современным условиям.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...