Финансовые отношения. Организация финансовых отношений предприятий


Примеры финансовых отношений.

1.Финансовые отношения предприятия с другими предприятиями и организациями

Включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Это самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль.

финансовые отношения между учредителями в момент создания организации при формировании уставного капитала, а также при распределении дивидендов;

финансовые отношения между организациями в процессе производства и реализации продукции, создания добавленной стоимости; это прежде всего финансовые отношения между поставщиками и потребителями;

2. Финансовые отношения внутри предприятия

Включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с работниками и собственниками. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Их объем определяется степенью финансовой самостоятельности структурных подразделений. Отношения с рабочими и служащими - это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.

финансовые отношения между организацией и занятым в ней персоналом в форме выплат заработной платы, премий, предоставления социальных благ;

3.Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций

Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций - это отношения предприятий с вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга.

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями составляют отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль в управлении финансами и способствует оптимизации средств предприятий.

Финансовые отношения между организацией и ее подразделениями при распределении ресурсов, а также между организациями внутри финансово-промышленной группы, холдинга, союза или ассоциации, членом которых является организация; такие отношения, как правило, связаны с внутренним перераспределением денежных средств или финансированием корпоративных мероприятий;

4. Отношения с финансово-кредитной системой государства

Отношения с финансово-кредитной системой государства многообразны. Эта система включает следующие звенья: бюджетное, кредитное, страховое, а также фондовый рынок.

Отношения с бюджетами различных уровней и с внебюджетными фондами связаны с перечислением налогов и отчислений.

Финансовые отношения предприятий с банками строятся в отношении как хранения денежных средств в банках, организации безналичных расчетов, так и получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд так называемых нетрадиционных услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст. В то же время могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций, с которыми у предприятий возникают непосредственные отношения, минуя банк.

Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.

Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами.

С точки зрения обязательности все финансовые отношения организации следует классифицировать на:

добровольные;

добровольно-принудительные;

принудительные.

К добровольным относятся финансовые отношения между учредителями в момент создания организации, между организациями в процессе производства и реализации продукции, между организацией и персоналом по поводу потребления трудовых ресурсов, при распределении ресурсов внутри организации, между организацией и участниками фондового рынка.

К добровольно-принудительным финансовым отношениям - отношения, в которые организации вступают в добровольном порядке, а затем вынуждены выполнять принятые обязательства или условия формирования отношений с другими юридическими лицами. Примером таких отношений могут быть финансовые отношения внутри группы, холдинга, ассоциации, союза, так как они регулируются внутренними документами, принимаемыми добровольно. К таким отношениям также относятся финансовые отношения при организации взаимодействия с контрагентами (поставщиками и подрядчиками), условия которых отражаются в договорных обязательствах. В условиях рынка выбор контрагента и правоустанавливающие нормы взаимодействия с ним осуществляются добровольно, но санкции за нарушение добровольно принятых договорных обязательств уже носят принудительный характер. Реализация ответственности за обязательства выражается в уплате штрафов и пеней за нарушение условий договоров, возмещении персоналом нанесенного своими действиями материального ущерба.

  • 12 Факторы, влияющие на результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики. Финансовая политика России на современном этапе.
  • 13 Управление финансами: объекты, субъекты, аспекты. Автоматизированная система управления финансами.
  • 14 Финансовое планирование: содержание, задачи, методы. Виды финансовых планов.
  • 15 Финансовое прогнозирование, сфера его применения.
  • 17.Финансовые риски: понятие, виды, методы управления ими.
  • 18.Финансовый контроль: сущность, формы, виды, методы. Направления развития и совершенствования.
  • 19.Система органов государственного финансового контроля и их функции.
  • 20.Негосударственный финансовый контроль: аудиторский и внутрихозяйственный.
  • 21 Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Бюджетная политика государства.
  • 22.Основы бюджетного устройства. Развитие бюджетного устройства и бюджетной системы в ссср и России.
  • 23 Бюджетная система страны: принципы построения и структура.
  • 24 Бюджетный федерализм и его развитие в рф.
  • 25 Межбюджетные отношения в рф.
  • 26 Консолидированные бюджеты рф, их особенности.
  • 27 Понятие и роль бюджетных прав рф.
  • 28 Бюджетная классификация, ее значение и содержание.
  • 29 Бюджетный процесс рф: принципы организации, стадии, полномочия участников.
  • 30.Порядок составления проекта федерального бюджета, его рассмотрение и утверждение. Особенности составления, рассмотрения и утверждения территориальных и местных бюджетов.
  • 31 Исполнение бюджетов бюджетной системы рф.
  • 32 Федеральный бюджет рф: экономическая роль, доходы, расходы, дефицит и профицит.
  • 33 Региональные и местные бюджеты, их роль в социально-экономическом развитии страны.
  • 34. Государственные внебюджетные фонды, их состав, значение, характеристика.
  • 35 Налоговые доходы бюджетной системы.
  • 36 Расходы бюджетной системы страны.
  • 37 Сущность, функции и формы государственного кредита. Классификация государственных займов.
  • 1) Перераспределительная
  • 2) Экономия издержек обращения
  • 3)Кредитное регулирование экономики
  • 38 Государственный долг, особенности обслуживания и управления.
  • 39 Социально-экономическая сущность финансов домохозяйств.
  • 40 Бюджет домашнего хозяйства, доходы и расходы.
  • 41 Формы международных экономических отношений. Россия как субъект мирового хозяйства.
  • 42 Роль финансов в развитии международной торговли. Особенности внешней торговли России.
  • 43 Международные валютные отношения. Особенности валютной системы России.
  • 44 Валютное регулирование и валютный контроль в рф.
  • 45 Вывоз капитала за рубеж и его основные формы. Инвестиции в российскую экономику.
  • 47 Платежный баланс страны, его значение и структура.
  • 48 Необходимость и происхождение денег. Виды и функции денег.
  • 49 Денежное обращение и денежный оборот. Законы денежного обращения.
  • 50 Формы безналичных расчетов и их использование.
  • 51 Денежная масса и скорость обращения денег.
  • 53 Сущность, виды и формы проявления инфляции. Антиинфляционная политика государства.
  • 55 Кредит как форма движения ссудного капитала. Функции, формы и принципы кредитования.
  • 56 Виды банковского кредитования
  • 59 Центральный банк рф: правовой статус, цели, задачи, функции, структура. Активные и пассивные операции Банка России.
  • 60 Денежно-кредитная политика Банка России и ее особенности на современном этапе.
  • 61 Коммерческие банки – основное звено в функционирующем механизме банковской системы. Операции коммерческих банков.
  • 63.Финансы предприятия: сущность, функции.
  • 64.Финансовые отношения предприятия, их состав и развитие.
  • 65.Организация финансов предприятия: принципы, элементы, влияющие факторы.
  • 66 Финансовые ресурсы и фонды денежных средств предприятия.
  • 69 Распределение финансовых ресурсов предприятий и его регулирование.
  • 70 Доходы хозяйствующих субъектов и возможные пути их увеличения
  • 71 Расходы предприятия и направления их сокращения
  • 74 Сущность и показатели рентабельности деятельности предприятия. Пороговая рентабельность и запас финансовой прочности.
  • 75 Финансовое обеспечение движения оборотного капитала предприятия.
  • 76 Финансовое обеспечение движения основного капитала предприятия.
  • 77 Финансирование инвестиционной деятельности предприятий.
  • 78 Финансовый анализ предприятия: задачи, виды, методы. Основные финансовые коэффициенты.
  • Экспресс анализ финансового состояния.
  • Детализированный анализ финансового состояния.
  • 80.Организация финансовой работы на предприятии. Финансовая служба: структура, функции, права и обязанности.
  • 5 Виды финансовых отношений.

    Совокупность эк отношений возникает между государством, организациями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств образуют финансовые отношения .

    К финансовым отношениям относятся денежные отношения возникающие в процессе расширения производства между:

    1.П-п и гос-ом при уплате налогов и финансовых расходов.

    2.П-п и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов.

    3.гос-ом и гражданами при внесении платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.

    4.П-п и вышестоящими организациями.

    5.П-п и банки при получении кредитов, уплате %, хранении денежных средств на счетах.

    6.П-п гражданами и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая.

    7.Между предприятиями как хозяйствующими субъектами по поводу движения денежных средств в рамках производственной и коммерческой деятельности.

    8.П-п и работниками при уплате з/п.

    6 Финансовая система страны, ее сферы и звенья. Особенности функционирования в условиях кризисных явления в мировой экономике.

    Финансовая система – это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование, использование фондов денежных средств.

    В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, которые осуществляют обслуживание денежного обращения и регулируют финансовую деятельность.

    Все финансовые отношения подразделяются на 2 крупные сферы:

    1.Государственные и муниципальные финансы

    2.Финансы хозяйствующих субъектов

    Если рассматривать финансовую систему в широком смысле, то к ней так же относят сферы страхования, кредитно-банковский анализ, а так же систему государственных финансовых институтов, которые осуществляют и регулируют финансовую деятельность.

    Каждая из сфер финансовой системы имеет организационную структуру и складывается из определенных звеньев.

    Звенья государственных и муниципальных финансов относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансов распред. отношений на макрорегиональном и муниципальных уровнях. Звеньями этой сферы являются:

    Государственный и местные бюджеты

    Государственные и внебюджетные фонды

    Государственный кредит

    Звенья финансов хозяйствующих субъектов включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономических и социальных отношений на микроуровне.

    Финансы хозяйствующих субъектов выступают исходной сферой финансовой системы, т.к. именно в ней происходит формирование первичных финансовых ресурсов и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости.

    Внутри сферы финансовых субъектов хозяйствования выделяют группы финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов. Сфера финансов хозяйствующих субъектов подразделяется на:

    1.финансы коммерческих организаций

    2.финансы некоммерческих организаций

    3.финансы индивидуальных предпринимателей.

    Финансовая система:

    1.государственные и муниципальные финансы: -государственные и местные бюджеты, -государственные внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФФОМС, ФСС), -государственный кредит

    2.кредитно-банковская система: -ЦБ РФ, -банки с государственным капиталом (Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк), -коммерческие банки

    3.финансы хозяйствующих субъектов: -финансы коммерческих организаций, -финансы некоммерческих организаций, -финансы индивидуальных предпринимателей

    4.система государственных финансовых институтов: -Минфин РФ, -Налоговая служба, -финансовая служба по мониторингу, -федеральная служба по финансовому надзору

    5.страхование: -личное, -имущества, -риска, -ответственности.

    7 Страхование – это система экономических отношений, возникающая при образовании специального денежного дохода и его использовании для возмещения ущерба, причиненного имуществу различными неблагоприятными факторами, а также для оказания помощи гражданам при наступлении различных событий в их жизни.

    Страхование связано с экономической необходимостью для субъектов иметь резервные фонды как обязательный элемент общественного воспроизводства в связи с непредвиденными явлениями и случайностями.

    Страхование характеризуется следующими признаками:

    1. Страхование носит целевой характер. Страховые выплаты происходят лишь при наступлении заранее оговоренных тех или иных событий.

    2. Страхование носит вероятностный характер. Заранее не известно, когда наступит событие, какова будет его сила и кого из страхователей оно затруднит.

    3. Для страхования характерен признак возвратности средств, мобилизованных в страховой фонд. Страховые платежи каждого страхователя, вносимые в страховой фонд и рассматриваемые как основной источник финансовых поступлений страховщиков, имеют только одно назначение – возмещение вероятной суммы ущерба в течение определенного периода.

    Страхование выполняет следующие функции: - рисковая, - предупредительная, - сберегательная, - контрольная.

    Рисковая функция – непосредственно связана с основным назначением страхования. Она заключается в оказании денежной помощи пострадавшим физическим или юридическим лицам.

    Предупредительная функция предполагает своевременное заключение страхового договора до наступления события и заблаговременную выплату страхователем страховых взносов в зависимости от величины страхового риска.

    Сберегательная функция призвана обеспечивать с помощью страхования накопление определенных договором страхования страховых сумм.

    Контрольная функция заключается в строго целевом формировании и использовании средств страхового фонда. В соответствии с назначением контрольной функции осуществляется также финансово-страховой контроль за правильным проведением страховых операций.

    Страховой рынок - это рынок, где объектом купли-продажи является страховая услуга. На страховом рынке, как и на любом рынке, есть продавцы, покупатели и посредники. Покупатели страховой услуги - это любые юридические или физические лица, если это не противоречит условиям страхования. В качестве продавцов страховой услуги могут выступать:

    прямые страховщики - это страховые компании, которые заключают со страхователями договоры страхования;

    перестраховщики - организации, которые перестраховывают уже застрахованные объекты, в этом случае риск перераспределяется между несколькими страховыми компаниями, в том числе и иностранными;

    объединения страховщиков - это союзы и ассоциации. Примером может служить создание транснациональной страховой компании "Ингосстрах", которая включает в себя 27 российских и зарубежных компаний из 17 стран и имеет сеть из 131 филиала.

    8 Финансовый рынок – это сфера рыночного движения денежных средств, удовлетворяющая потребности различных экономических субъектов в финансовых ресурсах путем купли-продажи денежных ресурсов посредством обращения различных кредитных инструментов и ценных бумаг.

    Финансовый рынок представляет собой механизм перераспределения временно свободных денежных средств экономических субъектов. Финансовый рынок обеспечивает эффективное инвестирование и целенаправленное использование финансовых ресурсов.

    Основными участниками финансового рынка выступают:

    - инвесторы , располагающие свободными денежными средствами.

    - посредники , осуществляющие мобилизацию денежных средств инвесторов и обеспечивающие их распределение. В роли посредников выступают коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные компании, паевые фонды и другие финансовые институты.

    - пользователи , приобретающие необходимые им денежные средства на соответствующем секторе финансового рынка.

    В структуре финансового рынка выделяют три сектора:

    Рынок ссудных капиталов (рынок кредитных ресурсов);

    Рынок ценных бумаг;

    Страховой рынок.

    Рынок ссудных капиталов охватывает сферу деятельности банковских и других кредитных учреждений. Здесь проводятся платежно-расчетные операции, мобилизуются денежные ресурсы в виде счетов и депозитов и происходит их предоставление участникам хозяйственной деятельности в виде кредитов и займов.

    Страховой рынок проводит мобилизацию денежных ресурсов путем обязательного или добровольного страхования и выплату страховых премий при наступлении страхового случая.

    Рынок ценных бумаг представляет собой особую сферу финансовых отношений, возникающих в процессе различных операций с ценными бумагами.

    Финансовые рынки, прежде всего, подразделяются на три вида рынков. Это фондовый, товарный и валютный рынок (или форекс).

    На фондовом рынке совершаются сделки купли-продажи таких инструментов, как акции, облигации и т. п. Участники фондового рынка это биржи, брокерские компании, дилерские центры

    На товарном рынке торгуются различные товары: энергетическое сырье, цветные и драгоценные металлы, промышленное сырье и т. п.

    На валютном рынке ведутся операции по сделка с валютой и золотом.

    2.Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года

    Целью настоящей Стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра.

    До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:

    Повышение емкости и прозрачности финансового рынка;

    Обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;

    Формирование благоприятного налогового климата для его участников;

    Совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.

    В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется:

    Внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;

    Повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.

    В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается:

    Создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;

    Создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;

    Повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.

    Задача по формированию благоприятного налогового климата предусматривает изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:

    Совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка;

    Совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;

    Совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.

    В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо:

    Унификация принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;

    Снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпуска ценных бумаг;

    Принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

    Помимо решения указанных задач необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу.

    9 Рынок ценных бумаг (или Рынок капита́лов, англ. Capital market) - это составная часть финансового рынка, на котором осуществляются операции купли-продажи ценных бумаг.

    Существует несколько способов классификации рынков ценных бумаг:

    По характеру движения ценных бумаг (первичный, вторичный);

    По виду ценных бумаг (рынок облигаций, фондовый рынок);

    По форме организации (биржевые и внебиржевые).

    Классификация по характеру движения ценных бумаг:

    Первичный рынок (англ. primary market) - рынок, на котором происходит размещение новых ценных бумаг.

    Первичное размещение бывает двух видов - частное и публичное.

    Частное размещение (англ. private placement). В этом случае пакет ценных бумаг продается ограниченному числу лиц (как правило, одному-двум инвесторам). Особенностью частного размещения является закрытый характер сделки. Никаких требований по раскрытию финансовой документации не предъявляется.

    Публичное размещение (англ. public offering) или IPO (initial public offering(англ.)). Публичное размещение происходит с помощью посредников. Ими могут выступать как биржи, так и институциональные брокеры.

    Вторичный рынок (англ. secondary market) - место основной купли-продажи ранее выпущенных активов. Вторичный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором происходит обращение ценных бумаг. На этом рынке уже не аккумулируются новые финансовые средства для эмитента, а только перераспределяются ресурсы среди последующих инвесторов. Являясь механизмом перепродажи, он позволяет инвесторам свободно покупать и продавать бумаги.

    Третий рынок (англ. third market) охватывает торговлю зарегистрированными на бирже ценными бумагами за пределами самой биржи.

    Четвёртый рынок (англ. fourth market) - это электронные системы торговли крупными пакетами ценных бумаг напрямую между инвесторами. Самые известные системы четвёртого рынка - InstiNet, POSIT, Crossing Network.

    Московская межбанковская валютная биржа - одна из крупнейших универсальных бирж в России, странах СНГ и Восточной Европы.

    Открыта в 1992 году.

    Фондовая биржа ММВБ - является ведущей российской фондовой биржей, на которой ежедневно идут торги по акциям и корпоративным облигациям около 600 российских эмитентов.

    РТС – Российская торговая система (фондовая биржа). Датой рождения РТС считается июль 1995 года, когда к ней были подключены первые региональные компании. Ранее РТС была ведущей биржей, организующей торги акциями российских эмитентов, и до сих пор индекс РТС является одним из важнейших показателей состояния российского фондового рынка. Сейчас срочная секция РТС - FORTS является лидирующей площадкой по торговле фьючерсами и опционами в России.

    10 Валютный рынок - это вся совокупность конверсионных и кредитно-депозитных операций в иностранных валютах, осуществляемых между контрагентами - участниками валютного рынка.

    Кредитно-депозитные операции - это совокупность краткосрочных (от 1 дня до 1 года) операций по размещению свободных денежных остатков, а также привлечению недостающих средств в иностранных валютах на различные сроки под определённый процент, совершаемых в целях управления краткосрочной ликвидностью банков, компаний, а также для получения прибыли.

    Конверсионные операции - это сделки участников валютного рынка по обмену оговоренных сумм денежной единицы одной страны на валюту другой страны по согласованному курсу с проведением расчетов на определенную дату.

    Валютные рынки можно классифицировать по следующим признакам :

    По виду операций: рынок конверсионных операций (в нём можно выделить сегменты конверсионных операций типа евро/доллар или доллар/иена), мировой рынок кредитно-депозитных операций.

    По территориальному признаку. Принято выделять следующие крупные рынки: европейский, североамериканский, азиатский. В них выделяют крупные международные валютно-финансовые центры: в Европе - Лондон, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Париж и т.д.; в Северной Америке - Нью-Йорк; в Азии - Токио, Сингапур, Гонконг. Можно говорить о существовании национальных валютных рынков (например, внутренний валютный рынок РФ), для которых свойственны те или иные валютные ограничения на покупку, продажу, кредитование и проведение расчётов в иностранной валюте.

    Основными участниками валютного рынка являются:

    Центральные банки . В их функцию входит управление государственными валютными резервами и обеспечение стабильности обменного курса.

    Коммерческие банки . Они проводят основной объём валютных операций. В банках держат счета другие участники рынка и осуществляют через них необходимые для своих целей конверсионные и депозитно-кредитные операции. Помимо удовлетворения заявок клиентов, банки могут проводить операции и самостоятельно за счёт собственных средств т.к. международный валютообменный рынок (форекс) представляет собой рынок межбанковских сделок.

    Фирмы, осуществляющие внешнеторговые операции. Суммарные заявки от импортёров формируют устойчивый спрос на иностранную валюту, а от экспортёров - её предложение, в том числе в форме валютных депозитов (временно свободных остатков на валютных счетах). Как правило, фирмы прямого доступа на валютный рынок не имеют и проводят конверсионные и депозитные операции через коммерческие банки.

    Международные инвестиционные компании , пенсионные и хеджевые фонды, страховые компании. Их основная задача - диверсифицированное управления портфелем активов, что достигается размещением средства в ценные бумаги правительств и корпораций различных стран.

    Валютные биржи . В ряде стран функционируют национальные валютные биржи, в функции которых входит осуществление обмена валют для юридических лиц и формирование рыночного валютного курса.

    Валютные брокеры . В их функцию входит сведение покупателя и продавца иностранной валюты и осуществление между ними конверсионной или ссудно-депозитной операции. За своё посредничество брокерские фирмы взимают брокерскую комиссию в виде процента от суммы сделки. Банки так же могут выполнять эту функцию.

    Частные лица . Граждане проводят широкий спектр операций, каждая из которых невелика, но в сумме могут формировать существенный дополнительный спрос или предложение: оплата зарубежного туризма; денежные переводы заработной платы, пенсий, гонораров; покупки/продажи наличной валюты как средства сбережения; спекулятивные валютные операции.

    ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

    1. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Социально-экономическая сущность и роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

    2. Характеристика функций финансов.

    4. Формирование финансовых ресурсов.

    5. Виды финансовых отношений

    6. Понятие финансовой системы, характеристика ее сфер и звеньев


    1. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Социально-экономическая сущность финансов.

    Понятие «финансы» часто отождествляют с понятием «деньги» (например…), в действительности это не так, хотя без денег не может быть финансов. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим категорию «финансы» в историческом развитии

    Термин «финансы» возник в 13-15в.в. в торговых городах Италии. К этому времени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения и государственность, поэтому данный термин первоначально - обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем, с развитием товарно-денежных отношений термин получает международное распространение и начинает употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

    Исходя из этого определения, можно выделить основные положения данного понятия, – система денежных отношений, два субъекта отношений в результате которых происходит формирование государственных фондов, где аккумулируются денежные средства.

    Следовательно, данный термин отражал:

    Во-первых - денежные отношения между двумя субъектами, где деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов;

    Во- вторых, субъекты (население и государство) обладали разными правами в процессе этих отношений один из них, а именно государство, обладал особыми, властными полномочиями;

    В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет – первоначально, а в дальнейшем и др. внебюджетные фонды денежных средств.



    В- четвертых регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось налогами, сборами и др. платежами, которые имели государственно-принудительный характер, это достигалось с помощью правовой деятельности государства и создания соответствующего фискального аппарата. Если говорить о сегодняшней России, то это деятельность налоговых инспекций и полиции.

    ИТАК, финансы это всегда денежные отношения, но денежные отношения могут и не быть отношениями финансовыми. Например, один гражданин дал взаймы другому, возникают в этом случае денежные отношения? Да, возникают. Но это не финансовые отношения, поскольку государство этих отношений не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях между гражданами и продавцами магазинов, т.е. отношениях возникающих в розничной торговле.

    Таким образом, Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения – являются финансовыми. Отсюда можно предположить, что финансы обладают такими признаками по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Основным признаком является то, что финансовые отношения осуществляются на основании государственных нормативно-правовых актов, а нефинансовые отношения такими актами не регулируются, субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.

    Отличительный признак- финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.

    Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

    Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

    Появление финансов датируется 13-15 веками следовательно, финансы – категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития, кроме того мы отметили, что в финансовых отношениях всегда участвует государство, поэтому финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Отсюда сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного производства определяются природой и функциями государства.

    В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было небольшим и ограниченным, общегосударственный фонд денежных средств – бюджет - был небольшим основная часть которого (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели поэтому практического воздействия на экономику он не оказывал.

    В дальнейшем формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер, Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств:

    · На военные цели,

    · Управление,

    · Поддержание тех или иных сфер экономики,

    · Социальные нужды. Причем 2 последних направления оставались пока незначительными

    Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме.

    Вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена – бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено, так как все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

    Особенность – узость финансовой системы, т.к. она состояла из одного звена - бюджета.

    По мере развития товарно-денежных отношений, становления государственности возникает необходимость ив новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

    В ХХ веке (особенно после второй мировой войны) происходит качественно новое развитие финансовых отношений. Объемы государственных бюджетов возросли и стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части НД, государство стало собственником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств (происходит аккумуляция денежных средств не только бюджета, но и внебюджетных фондов), государства стали оказывать большое влияние на процесс воспроизводства.

    Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) (затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».

    Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику: возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и др. отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства – одной из самых опекаемых отраслей экономики. В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко повысились затраты на НТП (до 50% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам экспортные премии. Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

    Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне) (например страны ЕС)

    Таким образом, после второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:

    · Местные (региональные) финансы,

    · Внебюджетные специальные правительственные фонды,

    · Финансы предприятий - в странах с развитой рыночной экономикой основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций – мощная форма мобилизации капитала, она позволяет трансформировать денежные средства в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка значительно расширяют возможности роста корпораций. Без этого они вынуждены были бы находиться на самофинансировании, развиваться за счет собственных, относительно ограниченных средств. Кроме того, учитывая, что финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, вопросы наиболее эффективного управления средствами предприятия приобретают исключительно важное значение.

    ИТАК из изложенного следует еще один важный вывод финансовые отношения охватывают две сферы . Первая включает экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Вторая сфера – в которой экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.

    Теперь, имея дополнительные сведения о финансах, можно дать другое уточняющее определение финансов.

    Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

    Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения НД, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

    Давая определения категории финансы несколько раз употреблялось выражение «финансы представляют собой экономические денежные отношения », которое имеет вполне конкретное содержание.

    Финансовые денежные отношения возникают между:

    · Предприятиями в процессе приобретения ТМЦ, реализации продукции и услуг;

    · Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

    · Государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

    · Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

    · Отдельными звеньями бюджетной системы;

    · Страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.

    Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

    · На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды;

    · На уровне населения: заработная плата, премии, надбавки, выплаты социального характера, пенсии, пособия, стипендии, потребительский кредит, доходы от предпринимательской деятельности;

    · На уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

    Главным материальным источником денежных фондов выступает НД страны – вновь созданная стоимость, поэтому увеличение НД является основным условием роста финансовых ресурсов.

    Именно с учетом размеров НД определяются темпы и пропорции развития экономики, а также возможности расширенного общественного воспроизводства.

    Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

    2. Характеристика функций финансов

    Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами .

    Финансы выполняют три основные функции:

    · Распределительную;

    · Стимулирующую;

    · Контрольную;

    Распределительная функция финансов.

    Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов, которые обеспечивают выполнение государством своих конституционных функций. Поскольку главным материальным источником денежных фондов выступает НД, то он в основном и будет подлежать распределению.

    Распределительная функция финансов включает первичное и вторичное распределение (перераспределение). Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт созданный в стране (как известно основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики признается ВВП), а также его составляющие, и прежде всего – НД.

    Первичное распределение означает, что после того, как продукт создан в сфере материального производства, он распределяется между его участниками. (Часть совокупного общественного продукта предназначается для возмещения использованных предметов и орудий труда – простое воспроизводство. Оставшаяся часть – доход – распределяется между работниками – расширенное производство).

    В процессе первичного распределения создаются основные, или первичные доходы, их сумма равна НД. Основные доходы формируются при распределении НД только среди участников материального производства, они делятся на две группы: 1) зарплата (доходы) работников (фермеров и др.) 2) доходы предприятий.

    Однако распределение НД не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства. Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где НД не создается; однако оно обязано заботится о развитии их, а значит выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер можно отнести развитие приоритетных сфер народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д.

    Наряду с материальной сферой производства, государство имеет непроизводственную сферу, участники которой непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития (учителя, врачи, ученые, чиновники, военные, деятели культуры, студенты и т. д.). Кроме того, общество состоит также из несовершеннолетних и недееспособных лиц. Все они должны получить определенную долю созданного продукта. Следовательно, государство обязано поддерживать непроизводственную сферу, посредством выделения денежных средств.

    Для того, чтобы осуществлять денежные расходы, государство с помощью финансовых инструментов (налоги, бюджет), изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя дальнейшее распределение или перераспределение НД. В результате вторичного распределения образуются вторичные или производные доходы.

    На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству, т. к. только оно в состоянии решить задачи государственной важности (например вопросы обороноспособности страны, поддержка отсталых регионов и т.п.)

    Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

    Перераспределение НД в РФ происходит в интересах развития приоритетных отраслей экономики, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

    сущность Стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Как мы теперь знаем, финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения, умело управляя денежными доходами, государство может оказывать влияние на экономику в стране. Итак

    Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует, прежде всего, следующие финансовые рычаги:

    · Бюджет (Средства из бюджета той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделить)

    · Цены и тарифы (И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы /топливно-энергетический комплекс, транспорт и др./, которые оказывают влияние на финансовое состояние компаний. Например цену на зерно можно установить высокую, выгодную для производителя, а можно и низкую, на уровне затрат предприятий, а то и ниже. В этом случае с/х предприятие понесет убытки и ни о каком дополнительном стимулировании не может быть и речи.)

    · Налоги (это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Низкими налогами можно стимулировать производство и напротив, чрезмерно высокими – подорвать его).

    · Экспортно-импортные пошлины, тарифы (манипулируя их уровнем, государство стимулирует или де стимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет).

    Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые используются государством, однако и из приведенных видно, какое сильное воздействие может оказать на развитие производства или какой-либо сферы деятельности использование перечисленных выше примеров.

    Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции, направленной на формирование или использование денежных фондов.

    Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординированно. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль. Соответственно финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий – до, во время и после осуществления операции.

    Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений, поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро-, так и на макро уровне. Его предметом на макро уровне является распределение ВВП, НД по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микро уровне – рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов.

    Финансовый контроль может быть общегосударственным (осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти: Счетная палата, Минфин, ЦБ и т.п.), ведомственным (КРУ, налоговые органы и т.п.), внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудит).

    3. Роль финансов в процессе воспроизводства ВВП

    Предпосылками финансовых взаимосвязей в национальной хозяйственной системе являются:

    Закон роста эффективности хозяйственной деятельности уни­версален и обусловливает появление всех социальных институтов (включая государство);

    Функции основных участников экономической системы име­ют общественную значимость;

    С точки зрения участников использования перераспределенной доли дохода общества, необходима оценка эффективности финансов.

    Основные экономические агенты, доходы которых перераспре­деляются с помощью финансов, следующие:

    Частный бизнес - производители материальных и нематери­альных благ;

    Население - потребители этих ценностей;

    Государство как институт, создающий условия для населения и максимизации полезности частного бизнеса.

    Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с помо­щью макроэкономических показателей:

    Валового внутреннего продукта (ВВП - текущей стоимости всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в тече­ние определенного периода времени (главным образом, года) на тер­ритории страны);

    Национального дохода (НД - вновь созданной за год стоимо­сти, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов);

    Инфляции (устойчивого роста среднего уровня цен на товары и услуги в экономике, %);

    Сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотно­шения доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется либо в дефиците - когда расходы превышают доходы, либо в профи­ците - когда доходы превышают расходы);

    Сальдо текущих операций (соотношения совокупной кредитор­ской и дебиторской задолженности в национальной экономике);

    Потребительского и отложенного спроса населения (соответ­ственно части национального дохода, которая расходуется на по­требление, и части его, которая сберегается);

    Сальдо торгового и платежного балансов (результата операций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.

    Цель развития экономической системы – максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефи­цита) макроэкономических показателей. Данная цель реализуется с помощью финансов.

    Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стра­не по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помо­щью макроэкономического тождества (тождества национальных сче­тов - системы взаимосвязанных статистических показателей, пост­роенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной кар­тины экономической деятельности страны):

    G - государственные расходы (Government Spending).

    В закрытой экономике (в которой более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных товаров и услуг равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: до­машних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инве­стиционных расходов) и государства (государственных расходов).

    В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитыва­ются экспортно-импортные операции:

    Y=С + I+ G+ (Ех - Im),

    где Y - ВВП по расходам (Gross Domestic Product);

    С - потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption);

    I - инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);

    G - государственные расходы (Government Spending);

    Ex- Im - сальдо торгового баланса: если экспорт превышает импорт, эта разница положительна, если импорт больше экспорта, она отрицательна.

    В соответствии с этой формулой годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y= ВВП в левой части формулы) равна расхо­дам национальных экономических агентов (С + I + G) на все произве­денные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (Ех - Im), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней тор­говли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.

    Другими словами, если при прочих равных условиях государ­ство перераспределяет с помощью финансов долю ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.

    Влияние государственных расходов отражается на всех составля­ющих макроэкономического тождества: как на потребительских рас­ходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого по­нимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макро­экономического тождества. Функция потребления имеет вид С= а + b(l- t)D,

    где а - константа, характеризующая некий объем потребления вне зави­симости от доходов;

    b - предельная склонность к потреблению;

    t - ставка подоходного налога;

    D - доход домашних хозяйств.

    Чистый экспорт (разница экспорта и импорта) определяется сле­дующим образом: X=g-mY,

    где g - константа;

    m - коэффициент при ВВП, он означает предельную склонность к им­порту и показывает, что росту ВВП на один рубль соответствует импорт на m рублей.

    Из этой формулы очевидно, что при неизменном экспорте чистый экспорт уменьшается на m рублей. При сравнении функций чистого экспорта и потребления возникают следующие аналогии: и чистый экспорт и потребление зависят от дохода, однако на каждый рубль роста дохода чистый экспорт сокращается на m рублей, а потребление растет на b рублей (предельная склонность к потреблению).

    Исходя из этого можно сделать вывод о прямой зависимости государственных расхо­дов от:

    Объема ВВП;

    Поступлений подоходного налога;

    Предельной склонности к потреблению и процентной ставки;

    Предельной склонности к импорту;

    и обратной зависимости от:

    Предельной склонности потребителей к сбережению;

    Константы потребления;

    Автономных инвестиций (амортизации).

    В экономических системах при формировании расходов в усло­виях ограниченных доходов хозяйствующие субъекты всегда делают выбор. Другими словами, планируя те или иные покупки, любой хозяйствующий субъект, например население, соответствующим об­разом распределяет свои доходы: приобретение какой-то вещи озна­чает упущенную возможность купить другую нужную вещь.

    Государственные доходы с точки зрения налоговых платежей хо­зяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных товарах и услугах мо­гут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (дохо­дов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приоб­ретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, насе­ление и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то необходимого им - ка­ких-либо товаров или услуг. На основании макроэкономического тождества можно с опреде­ленностью заключить, что эффективны лишь те финансовые взаи­мосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспро­изводство ВВП и НД в реальном выражении, т.е. физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравне­нию с предыдущим с учетом инфляции.

    4. Формирование финансовых ресурсов

    Финансовые ресурсы - это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. Выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их отличие от денежных средств, нелегко.

    Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исхо­дить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД Этот процесс характеризуется движени­ем товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соот­ветствуют друг другу.

    На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В ре­зультате образуются различные денежные фонды, происходит их пе­регруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчиты­вается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.

    Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обра­щением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупа­теля). При обмене эквивалентов не возникает условий для матери­ально-финансовой несбалансированности в обществе.

    Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширен­ного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распре­деления и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежно­го оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хо­зяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

    Как мы уже отмечали, специфическая особенность финансовых потоков (в отличие от денежных) заключается в их безэквивалент­ном характере. Именно финансы в процессе распределения и пере­распределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансирован­ности национального хозяйства.

    Таким образом, финансовые ресурсы - это количественная характери­стика финансового результата процесса воспроизводства за определен­ный период. Это те денежные средства, которые правомерно направ­лять на возмещение выбывающих основных фондов, производствен­ное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов

    Как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и пере­распределения валового внутреннего продукта;

    Как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые пред­назначены к обмену на товары и услуги;

    Как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покры­тие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг;

    Как источники формирования этих доходов (составляющие эле­менты) - амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые
    доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, госу­дарственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;

    Как конечный финансовый результат процесса воспроизвод­ства, поскольку используются для финансирования капитальных вло­жений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборот­ного капитала, приобретения оборудования и предметов длительно­го пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.

    Краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресур­сов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.

    Сбережения населения в виде прироста вкладов в коммерческих банках по своей экономической сущности служат источником фи­нансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответ­ствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.

    Итак, финансовые ресурсы страны составляют часть валового внут­реннего продукта и могут быть представлены в виде суммы следую­щих показателей системы национальных счетов (СНС) - система вза­имосвязанных статистических показателей, построенная в виде набо­ра счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на про­изводство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домаш­них хозяйств, кредитов, полученных из зарубежных стран.



    Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части валового внутреннего продукта, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничи­вается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расши­ренного воспроизводства производственных факторов, включая ра­бочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроиз­водства правомерно включать расходы общества на здравоохране­ние, образование, социальную политику и т.п.

    Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материаль­но-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступ­ления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, форми­рующийся в результате финансирования затрат на развитие нацио­нального хозяйства и функционирование государственных учрежде­ний, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует создан­ным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финан­совой сбалансированности может быть представлено как соответ­ствие суммы финансовых ресурсов объему материальных благ и как балансовое равенство их поступления и расходования.

    Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреб­лением и накоплением) естественному уровню, определяемому соци­ально-экономическими условиями общественного производства (раз­витием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения ВВП согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формирова­нию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами национального производства.

    5. Виды финансовых отношений

    Финансовые отношения — денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений, образованием и использованием денежных фондов целевого назначения.

    Финансовые отношения — это экономические отношения между субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений. При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учетом специфики их организационно-правового статуса.

    Финансовые отношения как часть производственных отношений общества составляют его экономический базис. Финансовые отношения развивались по мере развития общества, пройдя длительную эволюцию. Современное разнообразие видов и форм их проявления и использования обусловлено усложнением хозяйственных связей, усилением роли государства в регулировании экономических и социальных процессов. Будучи тесно связанными с другими видами денежных отношений (кредитными, ценовыми и т.п.) финансовые отношения совершенствовались вместе с ними.

    Современные задачи развития финансовых отношений вытекают из необходимости упрочения рыночных основ хозяйствования, укрепления демократических начал в управлении, дальнейшего усиления роли государства в управлении социальными и экономическими процессами, расширения экономической и финансовой самостоятельности регионов и муниципальных образований.

    Финансовые отношения возникают в подразделениях общественного производства, во всех его секторах, на всех этапах стоимостного распределения. Они опосредуют связи между:

    • государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами — с другой (по поводу платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды и финансирования из них);
    • государством и его кредиторами на внутренних и внешних финансовых рынках;
    • органами государственного управления и самоуправления по оказанию друг другу финансовой помощи;
    • хозяйствующими субъектами по поводу уплаты , обусловленными нарушениями платежной, договорной и финансовой дисциплины;
    • предприятиями (организациями) и их работниками по поводу оплаты труда и материального стимулирования и т.д.

    Многообразию финансовых отношений содействует и государство, которое разрабатывает различные формы их использования (например, вводит или отменяет конкретные виды платежей и т.д.). Формы финансовых отношений устанавливаются государством в соответствии с общими задачами развития страны, особенностями исторического этапа и т.д.

    Финансовые отношения представляют собой неотъемлемую часть объективно обусловленных рыночных отношений и важный инструмент реализации государства.

    Наряду с разнообразием финансовым отношениям присущи некоторые общие черты, позволяющие объединить их в относительно обособленные группы в зависимости от того, участвуют ли финансовые отношения непосредственно в общественном воспроизводстве, обеспечивают ли страховую его защиту или осуществляют государственное регулирование социальных и экономических процессов. Такие группы включают финансовые отношения в сферах: функционирования хозяйствующих субъектов; ; государственного и муниципального управления.

    Совокупность финансовых отношений составляет страны.

    Выбор редакции
    Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

    Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

    Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

    Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
    О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
    Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
    Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
    Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
    Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...