Нормативная регуляция социального поведения. девиантное и делинквентное поведение личности


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследование личности в социальной психологии. Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности. Основные противоречия социальной психологии личности. Механизмы социальной регуляции поведения личности, институты социализации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2015

    Исследование уровня эмоциональной регуляции поведения у детей с нарушением зрения с использованием элементов биоигры. Познавательный компонент у детей с нарушениями слуха. Исследование взаимосвязи недоразвития воображения у детей с недоразвитием речи.

    реферат , добавлен 25.03.2010

    Изучение основ теории поведения личности. Типы поведения человека в организации. Взаимодействие человека и организации. Основные качества личности. Индивидуальные особенности людей. Факторы, обуславливающие трудовое поведение личности на рабочем месте.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2016

    Признаки волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей. Психологические исследования воли. Функция волевой регуляции поведения. Основные направления развития воли у человека. Роль игр в совершенствовании волевых качеств у детей.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2012

    Факторы детерминации поведения личности. Динамика человеческого поведения. Поведение индивида определяется набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации. Специфика социальной среды, в рамках которой реализуется деловая активность личности.

    реферат , добавлен 15.03.2009

    Теория мотивации потребностей Маслоу. Потребности достижения, соучастия и властвования в теории Мак-Клелланда. Особенности формирования стереотипов и их роль в регуляции поведения личности. Механизмы формирования мотивов, основные условия их развития.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Понятие "личность", её поведение в социальной среде. Критериальная база поведения человека. Факторы организационного поведения. Психологические особенности типов личности по К. Юнгу и Майерс-Бриггс. Психологические типы "невротических" руководителей.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2012

    Опыт поведения человека в экстремальной ситуации. Факторы, влияющие на психологическую готовность к деятельности в экстремальных ситуациях. Мотивационная структура личности в экстремальной ситуации. Копинговые механизмы в саморегуляции поведения.

    Организационный аспект психической деятельности и сознательное регулирование поведения и деятельности человека обеспечиваются волевыми процессами. Основное назначение воли состоит в осознанном программировании собственного поведения, что является характерным только для человека. Волевые акты характеризуются преодолением не только внешних трудностей и препятствий, которые возникают в деятельности, а в первую очередь с преодолением человеком самого себя, собственных непосредственных желаний и стремлений. Волевое поведение существенно отличается от «полевого» поведения, которое обусловливается ситуацией и различными внешними стимулами.

    В волевом акте всегда прослеживается борьба разнонаправленных мотивов. Волевое поведение предполагает сознательный выбор человеком мотивации, которая отвечает поставленной цели, и ее усиление. Однако верх могут одержать и непосредственные побуждения человека, и тогда деятельность утрачивает характер волевой регуляции. В волевом акте всегда участвуют познавательные процессы - мышление и воображение, которые позволяют представить развитие ситуации и осознанно подойти к прогнозированию последствий выбора линии поведения, а также оценить «издержки» действий, которые могут быть совершены под влиянием импульсивных непосредственных желаний. Образ желаемого результата приобретает дополнительную мотивирующую силу, если связывается в сознании с положительными эмоциями, ожиданием благоприятного результата выбранного варианта поведения. Таким образом, волевая регуляция строится как осмысленный выбор «направления движения» и способов действий в соответствии с поставленными целями. Смысловой выбор в пользу одного из мотивов означает, что борьба мотивов завершена. Принятие решение, разработка плана достижения поставленной цели обеспечивают целостность поведения человека, имеющего намерение.

    Перечислим основные характеристики преднамеренного волевого поведения человека:

    • 1) волевое решение всегда принимается в условиях конкурирующих разнонаправленных побуждений, борьбы разнонаправленных мотивов. Воля позволяет разрешить эту ситуацию, то есть осуществить внутренний выбор в пользу приоритетного мотива;
    • 2) волевое действие выполняется по заранее намеченному плану, строится как преднамеренное;
    • 3) успешное совершение волевого действия связано с моральным удовлетворением;
    • 4) волевое действие связано нс столько с победой над обстоятельствами, сколько в первую очередь с преодолением себя, своих непосредственных побуждений.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение продолжительного времени человек был способен удерживать в поле сознание объект, с которым он взаимодействует. Воля участвует в регуляции всех психических процессов: ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. В ходе психического развития, в процессе формирования высших психических функций человек приобретает способность волевого контроля над своими побуждениями, в результате чего его мотивационная сфера принимает вид иерархии, а поведение строится как внутренне детерминированное. Произвольность движений обеспечивает возможность развития различных двигательных навыков и действий. Кроме того, развитие воли связано с формированием волевых качеств личности, образующих основу характера.

    Воспитание воли у детей - сложный процесс, связанный с их общим интеллектуальным и личностным развитием. Особое значение в развитии произвольности психических процессов и поведения выполняют различные виды деятельности (конструктивная предметная, игровая, учебная), которые перестраивают механизмы психической регуляции ребенка, формируют у него способность к произвольной регуляции психических процессов и поведения.

    Структура волевого действия включает несколько уровней. Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива, в результате чего человек либо сначала смутно ощущает свои влечения, либо уже начинает понимать свои желания. «Активные» мотивы могут вступить в конфликт с противоположными по направленности мотивационными и ценностными образованиями, в результате чего человеку потребуется оценить все «за» и «против» в сложившейся ситуации и принять окончательное решение о цели и способах будущего действия. Ситуация принятия решения требует от человека решительности и понимания ответственности за последствия свой выбор. Этот уровень может рассматриваться как ядро, центральное звено волевого действия. В дальнейшем волевая регуляция обеспечивает исполнение принятого решения - либо немедленно, либо с временной отсрочкой. Результатом волевого усилия выступает внешнее действие или, наоборот, его «торможение», если таковым было принятое решение.

    Понятие о системе регуляции поведения и деятель­ности личности. Члены организации - не инструмен­ты, не винтики и не машины. У них есть цели, чув­ства, надежды, опасения. Они ощущают недомогание, гнев, безысходность, грубость, счастье. Каждый из них - личность с присущими ей и только ей инди­видуальными чертами и качествами.

    Поведение подчиненного в организации есть ре­зультат сложного сочетания различных воздействий. Одни воздействия осознаются, а другие нет; некото­рые рациональны, а некоторые иррациональны; одни согласуются с целями организации, а другие нет. Вот почему для прогнозирования и успешной регуляции поведения и деятельности подчиненных руководитель должен знать, что собой представляет личность от­дельного члена организации, почему он поступает в типичных ситуациях именно так, как (посредством чего) целесообразно регулировать его поведение и деятельность.

    В науке управления извечен вопрос: кем или чем должен управлять руководитель? На кого он направ­ляет свое воздействие - на личность или на органи­зацию? До недавнего времени большинство ученых решало этот вопрос в пользу организации. Новый под­ход к управлению все более базируется на признании приоритета личности перед производством, прибылью, организацией в целом. Именно такая постанов­ка вопроса составляет культуру современного управ­ления.

    Подчиненный, как правило, полностью сложив­шаяся личность, связанная господствующими обще­ственными нормами, обладающая своими индиви­дуальными чертами, испытавшая значительное влияние многих предшествующих групп (причем да­леко не всегда положительное влияние).

    Поведение подчиненного в тех или иных ситуаци­ях складывается на основе опыта всей предшествую­щей жизни. Отношение человека к тем или иным людям, явлениям, ситуациям, процессам приводит к возникновению соответствующего поведения. В це­лом характер нашего поведения подвержен постоян­ному воздействию различных внутренних и внешних факторов.

    К основным внутренним факторам можно отнести:

    * исполнение определенной социальной роли;

    * соответствующий статус в организации;

    * степень эмоциональной близости с окружающими;

    * предшествующий жизненный и профессиональный опыт;

    * принадлежность к определенной культуре и субкультуре;

    * конкретная ситуация и тема разговора;

    * настроение в данный момент.

    Наряду с внутренними факторами, значительное влияние на поведение сотрудника оказывает ряд вне­шних факторов:

    * социальное окружение в лице конкретных сотрудников как по «вертикали», так и по «горизонтали»;

    * ожидание определенного поведения от сотрудника;

    * ориентация на определенные стереотипы поведения, одобряемые в организации.



    Социализация личности, регулирование ее соци­ального поведения осуществляется посредством системы социальной регуляции поведения и деятельнос­ти. Она включает следующие основные компоненты: регуляторы:

    *социальная позиция;

    *социальная роль;

    *социальные нормы;

    *социальные ожидания (экспектации);

    *социальные ценности, выраженные в ценностных ориентациях личности;

    *социальные установки;

    приемы и методы:

    *прямые или непосредственные (убеждение, принуждение, внушение, требование поведения по образцу, основанного на подражании, то есть реализация принципа «Делай, как...»);

    *косвенные или опосредованные («личный пример», «ориентирующая ситуация», «изменение или сохранение ролевых элементов», «использование символов и ритуалов», «стимулирование»).

    Подробнее рассмотрим элементы системы соци­альной регуляции. Серьезное влияние на формирова­ние тех или иных регуляторов оказывает присущий данной социальной группе менталитет. Понятие «менталитет» есть совокупность базовых и достаточ­но стабильных психологических ориентиров, тради­ций, привычек, жизненных установок, моделей по­ведения, которые унаследованы от прошлых поколений и присущи данному обществу, группе, нации и определенной культурной традиции; это оп­ределенный стереотип восприятия и оценки действи­тельности и поведенческий саморегулятор. На основе группового менталитета формируется индивидуаль­ный. По сути дела, индивидуальный менталитет вклю­чает главные регуляторы социального поведения и является их интегрированным выражением.

    Рассмотрим теперь подробнее сами регуляторы. Важным регулятором поведения индивида является занимаемая им социальная позиция, то есть обществен­ное положение индивида, с которым связаны его определенные права и обязанности, в целом не зависящие от индивидуальных качеств. Позиции, рас­полагаемые в иерархию по какому-либо основанию (имущественному, власти, компетентности), облада­ют различным статусом и престижем в обществен­ном мнении. Каждая позиция предписывает ряд объек­тивных требований к лицам, их занимающим, и требует их соблюдения. Другими словами, через свои требования позиция регулирует поведение каждого, кто ее занимает.

    Требования позиции определяют своеобразную модель поведения. Свое законченное выражение она получает в понятии «социальная роль», то есть соци­альная функция, модель поведения, объективно за­данная социальной позицией личности. Слово «роль» заимствовано из театра и так же, как и там, оно оз­начает предписанные действия для тех, кто занимает определенную социальную позицию.

    Когда мы преодолеваем новую ступеньку на слу­жебной лестнице, то вынуждены вести себя в соот­ветствии с новым положением, даже если чувствуем себя не в своей тарелке. А потом, в один прекрасный день, происходит удивительное. Мы замечаем, что новое поведение не представляет для нас труда. Та­ким образом, мы вошли в роль, и она стала для нас такой же привычной, как комнатные тапочки.

    Примерно то же самое происходит и с нашим под­чиненным. Когда он приходит в организацию, то включается в систему сложных отношений, занимая в ней несколько позиций. Каждой позиции соответ­ствует совокупность требований, норм, правил и моделей поведения, определяющих социальную роль в данной организации как подчиненного, напарни­ка, участника различных мероприятий и т.п. От чле­на организации, занимающего каждую из назван­ных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Процесс адаптации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности организа­ции являются или становятся нормами или ценнос­тями отдельного ее члена, чем быстрее и успешнееон принимает, усваивает свои социальные роли в организации.

    Социальная роль регулирует поведение личности в главных, принципиальных вопросах, определяет модель поведения в общем. Это, однако, не отрицает персональной, субъективной окраски роли, которая проявляется в стилях ролевого поведения, уровне активности исполнения.

    Понятие «социальная роль» - изменчивое. Доста­точно сравнить содержательное наполнение понятия «предприниматель» в дооктябрьский период и в на­стоящее время. Наибольшие изменения происходят в процессе интенсивного социального развития. Ис­полнение социальной роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окру­жающих, вне зависимости от индивидуальных осо­бенностей личности.

    Каждая культура имеет свои собственные пред­ставления по поводу общепринятого поведения. Чаще всего эти представления объединяются понятием «со­циальная норма». Нормы управляют нашим поведе­нием так незаметно, что мы с трудом осознаем их существование. Нормы как представления чле­нов общества о должном, допустимом, возмож­ном, желательном или о недопустимом, невозмож­ном, нежелательном и т.д. являются важным средством социальной регуляции поведения инди­видов и групп.

    Нормы исполняют роль интеграции, упорядоче­ния, обеспечения жизнедеятельности общества как системы. С помощью норм требования и установки общества, социальных групп переводятся в эталоны, модели, стандарты поведения представителей этих групп и в такой форме адресуются личности. Усвое­ние и использование норм является условием фор­мирования человека как представителя той или иной социальной группы. Посредством их соблюдения че­ловек оказывается включенным в группу, в обще­ство.

    Вместе с тем поведение индивида регулируется и отношением к нам окружающих, их ожиданием от нас определенных, соответствующих данной ситуа­ции действий. Социальные, ролевые ожидания (экспектации) - это обычно неформализованные требова­ния, предписания моделей социального поведения, отношений и др. и обретающие форму ожидания оп­ределенного поведения (например, работник должен хорошо работать, специалист должен хорошо знать свое дело). Ожидания отражают степень обязательно­сти, необходимости для членов группы, общества предписываемой модели поведения, отношений, без которых группа не может функционировать. Среди основных функций ожиданий можно выделить упо­рядочение взаимодействия, повышение надежно­сти системы социальных связей, согласованности действий и отношений, повышение эффективности процесса адаптации (в первую очередь, регулирова­ние и прогноз).

    Серьезное влияние на поведение индивида оказы­вают социальные ценности, то есть значимые явле­ния и предметы реальной действительности, соот­ветствующие потребностям общества, социальной группы и личности.

    Ценности общества и группы, преломленные че­рез восприятие и опыт каждой конкретной личнос­ти, становятся ценностными ориентациями личности (ЦОЛ), то есть ценности из сугубо «общественных», становятся «моими». Таким образом, ценностными ориентациями личности являются разделяемые этой личностью социальные ценности, выступающие в ка­честве целей жизни и основных средств достижения этих целей. Будучи отражением фундаментальных со­циальных интересов личности, ЦОЛ выражают субъективную общественную позицию индивидов, их мировоззрение и нравственные принципы.

    Наибольшее значение для регуляции социального поведения имеют сформированные социальные уста­новки данного индивида, то есть общая ориентация человека на определенный социальный объект, явление, предрасположенность действовать определен­ным образом относительно данного объекта, явле­ния. Социальные установки включают ряд фаз: ког­нитивную, то есть восприятие и осознание объекта (цель); эмоциональную, то есть эмоциональную оцен­ку объекта (настроенность и внутренняя мобилизо­ванность); и наконец, поведенческую, то есть готов­ность осуществить ряд последовательных действий по отношению к объекту (поведенческая готовность).

    Таковы основные регуляторы социального поведе­ния личности. Первые четыре (позиция, роль, нормы и ожидания) носят относительно статичный харак­тер и являются простейшими. Иногда в психологи­ческой литературе их объединяют понятием «внешняя мотивация подчиненного».

    ЦОЛ и социальная установка являются наиболее сложными регуляторами и предусматривают актив­ное взаимодействие личности с объективной реаль­ностью. Их объединяют понятием «внутренняя моти­вация подчиненных». Внутренняя мотивации является определяющей для успешности деятельности челове­ка, она раскрывает причину желания человека вы­полнять свою работу качественно. Вспомним извест­ное правило: для того чтобы заставить человека что-то сделать, он должен захотеть это сделать. Ценност­ные ориентации личности и социальные установки подчиненного формируют это «хотение».

    Особый интерес вызывает вопрос о приемах и методах воздействия , по­зволяющих осуществить перевод требований внеш­ней среды на уровень внут­ренних регуляторов.

    Ориентирующая ситуа­ция. Суть этого метода зак­лючается в том, что создаются условия, при которых подчиненные начинают сами, без принуждения и на­поминания, действовать согласно логике спроекти­рованных обстоятельств. Другими словами, человек сам выбирает способ поведения, но его выбор сознательно направляется руководителем организующем соответствующие условия.

    В чем преимущества этого метода? Во-первых, че­ловек, включенный в ориентирующую ситуацию, хотя и действует согласно логике обстоятельств и усло­вий, однако конкретные способы действия и поведе­ния выбирает сам. Это повышает самостоятельность и ответственность. Во-вторых, всегда сохраняется воз­можность для творчества личности и коллектива. Си­туация направляет действия, но не диктует способы их выполнения. В-третьих, метод позволяет каждому стать на место другого, то есть менять роли.

    Изменение ролевых характеристик. Этот метод ос­нован на использовании роли и связанных с ней ожи­даний как факторов, регулирующих деятельность и поведение человека. Изменение некоторых элементов роли вызывает из­менение поведе­ния личности и целых групп. На­пример, можно на подчиненного воз­ложить обязаннос­ти временно от­сутствующего непосредственного руководителя. В большинстве случаев это стимулирует иное отноше­ние к делу, повышает ответственность и исполни­тельность на своем участке работы. В другом случае подчиненному поручается ответственное задание. Причем подчеркивается, что результат выполнения этого задания очень важен для организации, для каж­дого ее члена. Благодаря использованию этого метода подчиненный, помимо качественного выполнения за­дания, начинает более ответственно исполнять свои служебные обязанности.

    Стимулирование. Главное правило при использо­вании этого метода - оно должно быть заслуженным и в то же время некоторым «авансом». Желательно при подведении итогов сначала говорить о положи­тельном, а затем уже о недостатках. Стимулированиедолжно быть построено таким образом, чтобы лич­ность осознавала перспективы служебного и профес­сионального роста. К числу важнейших стимулов де­ятельности подчиненного относят:

    * материально-денежное стимулирование;

    * создание возможностей для отличия, завоевания престижа и личного влияния;

    * поддержание хороших условий деятельности (чистота, спокойная доброжелательная обстановка или наличие отдельного кабинета, компьютера и др.);

    * гордость за профессию, за принадлежность к данной организации, за статусное место, занимаемое в этой организации;

    * удовлетворенность отношениями с коллегами по организации;

    *чувство сопричастности к большим и важным делам организации.

    Основываясь на ряде психологических исследова­ний, укажем, что денежное вознаграждение достиг­нет своей цели, если его сумма будет никак не мень­ше 15-20% от должностного оклада. В противном же случае вознаграждение будет восприниматься равно­душно, как нечто само собой разумеющееся. Ну а в случае если сумма вознаграждения не превышает 5 % оклада, оно воспринимается негативно («Лучше бы не было этого вознаграждения»).

    Использование ритуалов и символов. К числу про­веренных временем форм работы относят ритуал вве­дения в специальность молодых сотрудников, посвя­щения их в члены организации, риту­ал награждения пе­редовых сотрудни­ков, поздравления с днем рождения, со­вместное проведе­ние спортивных ме­роприятий и отдыха и др. Подробнее об этом речь пойдет в следующем параграфе.

    Итак, руководитель в управлении регуляцией со­циального поведения и деятельности личности под­чиненного должен:

    * относиться к нему не только, как к объекту руководства, а как к личности, партнеру по взаимодействию;

    * постоянно ориентироваться на лучшие черты, качества, достоинства руководимых им людей;

    * органично сочетать прямые и косвенные методы управления;

    * всемерно использовать возможности коллектива.

    Основные функции психики – это отражение и регуляция поведения и деятельности. Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

    Психика является свойством мозга. Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов. Одни из них обеспечивают восприятие воздействий, другие – преобразование их в сигналы, третьи – планирование и регулирование поведения и т.д.

    Возможности человека в самоуправлении поведением и психологическими состояниями, с одной стороны, достаточно велики, но, с другой стороны, ограниченны. Велики они в том смысле, что любой разумный, опытный и достаточно интеллектуально развитый человек в состоянии при желании и настойчивой работе над собой многое изменить как в своей психологии, так и в своём поведении. Однако для этого требуются длительные и достаточно напряженные усилия, а также весьма значительные затраты времени. Далеко не каждый человек может позволить себе роскошь посвятить почти всё своё время в течение многих месяцев (а для этого требуются именно месяцы, а не дни или недели) работе над собой, особенно в наши дни. Поэтому реальная проблема активной психологической переделки человеком себя состоит не в потенциальной невозможности это сделать, а в сугубо практической трудности решения этой задачи с учётом реальных условий жизни.

    Что же в человеческой психологии поддаётся коррекции, исходя из возможностей? Ответ на этот вопрос однозначен: человек вполне в состоянии управлять всем, что осознается им и находится под контролем его воли. Самоконтроль психологии и поведения может осуществляться исключительно на сознательной основе.

    Желая избавиться от отрицательных своих качеств, вы намечаете цель, планируете и контролируете шаги на пути её достижения. Всё это - сознательные процессы. Как правило, человек осознает определенные свои способности и интересы, черты характера, мысли и чувства, реакции на обстоятельства жизни. Всем этим, в принципе, он может управлять.

    Если не все особенности осознаются самостоятельно, нужно обратиться к психологу. Проведя разностороннюю психодиагностику, он сообщит вам о тех свойствах, которыми вы обладаете, но которые не осознаёте.

    Для того чтобы изменить себя, собственных усилий недостаточно. Нужна помощь окружающих, так как со стороны легче контролировать происходящие изменения.

    Естественно, психокоррекции не подлежит то, что не осознаётся вообще или не принимается как своё (вследствие действия защитных механизмов). Это, как правило, то, что резко осуждается окружающими людьми, или то, что относится к глубоко личной сфере. Речь, в частности, идёт о психологическом содержании бессознательного. И даже в том случае, если с помощью психоаналитика или самостоятельно проведенного психоанализа частично удаётся проникнуть в содержание бессознательного, наиболее неприятное в нём всё же затем автоматически вытесняется под воздействием так называемой цензуры или защитных механизмов.

    Тем не менее, несмотря на все сложности, человек может и должен научиться управлять своей психологией и своим поведением. Прежде всего, нужно научиться регулировать свои эмоции и непосредственные действия в ответ на эмоции и действия других людей, так как от этого зависит ваше собственное благополучие, а также нормальное существование других людей и взаимоотношения с ними. Нужно научиться влиять на свои настроения и чувства, причём даже тогда, когда они уже возникли. Что же касается аффектов, страстей и стрессов, то их желательно предупреждать, так как практически повлиять на них, когда они уже возникли, очень трудно. Но научиться сдерживать свои эмоции и поведенческие реакции можно, например, посредством специальных упражнений типа аутотренинга.

    Для осуществления нормального поведения необходимо обеспечить реализацию спланированных действий в условиях реального времени и реальной среды.

    Роль эмоций в этом процессе чрезвычайно важна, так как именно эмоции представляют собой один из основных механизмов регуляции мотивационной деятельности живых организмов.

    Под эмоциями (от лат. emovere – волновать) понимают психологические процессы и состояния, связанные с непосредственными переживаниями. Положительные и отрицательные эмоции: радость, восторг, удивление, удовольствие, печаль, гнев, стыд, отвращение, презрение и т.д. – неотделимы от любой человеческой деятельности. В модульном плане блок эмоций может быть представлен как звено контура психического регулирования поведения и психической деятельности.

    Эмоции как целесообразные приспособительные жизненные реакции человека служат одновременно нескольким целям: они позволяют судить о состоянии удовлетворения потребностей; стимулируют и регулируют его деятельность; выполняют определённую роль в общении людей, сигнализируя им о психологических состояниях друг друга. Эмоции отражают как состояния организма, так и состояния психики или сознания человека.

    Главное в регуляции эмоций состоит в умении предупреждать их возникновение. Для этого нужно знать:

    Когда и при каких обстоятельствах чаще всего возникают нежелательные эмоции;

    Что этим эмоциям предшествует (образы и мысли, которыми сопровождается возникновение соответствующей эмоции в типичных случаях);

    Каким образом можно предупредить возникновение соответствующей эмоциональной реакции.

    Рассмотрим каждый из указанных факторов в отдельности вместе с возможными способами управления ими.

    Разные люди в зависимости от их индивидуальности и личного опыта по-разному реагируют на те или иные обстоятельства жизни. Холерики, например, в целом более эмоциональны, чем флегматики. На сравнительно незначительные жизненные события они реагируют бурно, их эмоциональная реакция ярко выражена. Подобного рода эмоциональность, вызванная индивидуальными различиями в темпераментах, является чаще всего природно обусловленной, т.е. зависит от врождённых особенностей нервной системы человека. Поэтому такую внутреннюю эмоциональную реакцию некоторых людей на обстоятельства надо принимать как должное и просто привыкать к ней как к неизбежной.

    Но есть эмоциональность и другого рода, представляющая собой дурные привычки, сложившиеся в процессе жизни человека. Такими реакциями он, в принципе, в состоянии управлять, но для этого ему нужно знать их причину, выработав у себя новую, более адекватную форму эмоционального реагирования на те же самые жизненные обстоятельства.

    Первый шаг на пути избавления от подобного рода эмоций состоит в том, чтобы узнать и почувствовать, когда, при каких обстоятельствах соответствующие неадекватные эмоциональные реакции возникают и как они развиваются, выходя за пределы разумного. В связи с этим вы должны ответить на следующие вопросы:

    1. Есть ли у меня неадекватные эмоциональные реакции?

    2. При каких обстоятельствах они возникают?

    3. В чём эти реакции проявляются?

    4. Как можно практически воздействовать на эти реакции?

    Ответить на эти вопросы можно, проанализировав своё поведение в различных жизненных ситуациях, поговорив с близкими, прослушав записи собственного голоса или же просмотрев видеозаписи собственного поведения в ряде эмоциогенных ситуаций. Неплохо, если к вашему самоанализу подключится профессиональный психолог.

    Собрав необходимые сведения, вы можете принять конкретное решение о том, как действовать в эмоциогенных ситуациях для того, чтобы предупредить, заблокировать или ослабить силу уже возникшей эмоции.

    Внешнему проявлению эмоций обычно предшествуют определённые образы и мысли, которые обязательно нужно знать. Они, как правило, индивидуальны у разных людей. Воздействовать на них легче, чем на сами эмоции, используя, например, методику аутотренинга.

    Пути предупреждения эмоций сугубо индивидуальны. Найти их можно, только постоянно экспериментируя над собой. В частности, выработать у себя полезные привычки, о которых говорится в известной книге Д. Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить нормально», или воспользоваться советами и рекомендациями, содержащимися в других книгах по практической психологии.

    Но в любом случае успех не приходит сразу. Требуется большая, систематическая и настойчивая работа человека над собой, так как нежелательные эмоциональные реакции, от которых хочется избавиться, представляют собой довольно устойчивые жизненные привычки, психологические установки, автоматически возникающие на подсознательном уровне и реализуемые вне непосредственного сознательного и волевого контроля со стороны человека.

    С собственными эмоциями, к сожалению, нам часто приходится иметь дело не тогда, когда они возникают, а уже тогда, когда они существуют и действуют, и мы находимся в их власти. Тем не менее, необходимо научиться сдерживать, блокировать их, не давать развиваться дальше. Здесь требуется иная тактика поведения.

    При возникновении эмоции нужно постараться отвлечься от причин, её вызывающих, и сосредоточить своё внимание на самой эмоции, поставив перед собой цель сдержать её, не дать разрастись и проявиться вовне. Хорошим отвлекающим приёмом может служить переключение внимания на какой-либо объект или дело, связанное с другой, не менее актуальной потребностью. Если, например, вы получили плохую оценку и сильно переживаете, вспомните, что вы давно собирались встретиться с другом детства или купить какую-то вещь. Переключитесь на эти занятия, это отвлечет вас от неприятного события и успокоит.

    Есть меры, направленные на прекращение, угасание уже возникшей эмоции. Это, прежде всего, внутреннее расслабление и самовнушение успокаивающего характера. Здесь вполне могут оказаться полезными специальные упражнения, например расслабление отдельных групп мышц и тела в целом, повторение фраз самоуспокоительного типа: "Я спокоен", "Я сдерживаю свои эмоции", "Я расслаблен", "Мне становится лучше" и некоторых других.

    Уже возникшая эмоция исчезает не сразу, и для полного эмоционального самоуспокоения требуется от 10-15 мин до нескольких часов. Вначале, когда эмоция охватывает человека, и он пытается её сдержать, кажется, что и мышечное расслабление, и самовнушение ничем не помогают. Но на самом деле это не так. Просто эмоции связаны с мышцами, которые крайне медленно сокращаются и расслабляются. В момент самовнушения обычно идёт длительная внутренняя борьба между факторами, сохраняющими (усиливающими) эмоцию, и факторами, которые ей препятствуют. Эта борьба требует как минимум нескольких минут. Обычно она кончается победой человека, если он, не отвлекая своё внимание от эмоции, настойчиво пытается её погасить.

    Внутренняя победа человека над собственной эмоцией проявляется, в частности, в том, что он начинает чувствовать себя спокойнее, физически и психологически расслабленным. Дальше для того, чтобы окончательно погасить эмоцию, требуется только продержать её и связанные с ней состояния в течение определённого времени, причём такое время обычно равняется тому, которое необходимо, чтобы психологически добиться важного перелома в динамическом развитии эмоционального состояния, о котором шла речь выше.

    Рисунок 4 – Схема взаимоотношений мотиваций, эмоций и воли в процессе поведения

    Эмоции в своих проявлениях тесно связаны с поведением человека, причём эта связь двухсторонняя. С одной стороны, эмоции проявляются в поведении и фактически управляют им, с другой стороны, поведение влияет на эмоции, ослабляя или усиливая их. Практически невозможно научиться эффективно управлять эмоциями, не научившись одновременно сознательно регулировать своё поведение. Справедливо и обратное: человек, который не в состоянии управлять своими эмоциями, не может контролировать и собственное поведение.

    Что же в поведении человека поддаётся и не поддаётся сознательной саморегуляции? Ответ в основном будет тот же, что и относительно эмоций: сознательному, волевому самоуправлению в поведении человека поддаётся то, что им осознаётся и ещё не достигло такой силы, за пределами которой практически утрачивается волевой самоконтроль. Это обычно происходит тогда, когда возникшее настроение, эмоция и чувство переходят в аффект, страсть или стресс.

    В реальном поведении человека, как и в сфере его эмоций, далеко не всё контролируется сознанием. Например, не подвластны сознанию почти все процессы, происходящие во внутренних органах, а также процессы, которыми управляет организм. Мы не можем, к примеру, осознавать нервные импульсы, возникающие в центральной нервной системе, т.е. фактически не можем сознательно контролировать то, что на уровне мозга предшествует некоторому действию человека или регулирует его поведение в целом. Нам также не дано ощущать прохождение импульсов по нервной системе или автоматизированные сокращения внутренних мышц, связанные с нормально протекающими обменными процессами. Часто мы осознаём только те физические напряжения, которые возникли в скелетных мышцах, но вместе с тем не имеем представления о том, почему они появились. Но даже если мы осознали возникшее физическое напряжение, мы зачастую не можем им управлять, так как нам не подвластны лежащие в его основе внутренние органические процессы. В большинстве случаев жизни своими физическими состояниями мы не можем полностью управлять, как и эмоциями.

    Но всё же возможности самоуправления поведением более велики, чем возможности саморегулирования эмоций, так как своё поведение, в отличие от эмоций, мы можем лучше осознавать.

    Поведение человека, который находится во власти сильных, деструктивных эмоций, называется неадекватным или социально дезадаптивным. Неадекватное поведение могут вызывать эмоциогенные ситуации или неадекватные действия (деструктивные действия) других людей.

    Как правило, оно имеет характер и может проявляться в неконтролируемых реакциях человека. Такие реакции необходимо научиться предупреждать, но, прежде всего, нужно осознать, что они существуют. Для этого полезно в течение нескольких недель или месяцев наблюдать за собой или же попросить это сделать других людей, с которыми приходится часто общаться. Хорошие результаты даёт видеозапись собственного поведения с её последующим анализом.

    Собрав разнообразную информацию, вы можете проанализировать те поведенческие реакции, которые являются неадекватными, и поставить перед собой задачу избавиться от них. Важно также постараться выяснить, какие ситуации вызывают именно эти реакции, чтобы в дальнейшем предупреждать их появление.

    Неадекватная реакция на ту или иную ситуацию обычно является привычкой, от которой нужно избавляться. Сделать это можно, выработав у себя другую, противоположную привычку, автоматически возникающую в ответ на данную ситуацию и блокирующую проявление дурной привычки.

    Примерно так же можно избавиться и от неадекватных реакций на тех или иных людей. Однако реакции на людей, как правило, бывают устойчивее, чем реакции на обстоятельства. Поэтому, прежде чем изменить неадекватную реакцию на человека, необходимо выяснить, насколько она нецелесообразна. Часто при таком анализе обнаруживается, что данная реакция наносит вред, прежде всего, тому человеку, который её воспроизводит.

    Изменить реакцию на более адекватную можно, убедившись в том, что от прежней, неадекватной формы поведения обязательно необходимо избавиться; найдя в другом человеке такие свойства и черты характера, которые должны будут вызвать реакцию, прямо противоположную или несовместимую с прежней.

    Допустим, что при встрече с каким-то человеком у вас портится настроение, вы становитесь раздражительным. Это - типичный пример неадекватной реакции, избавиться от которой можно, постоянно контролируя себя и помня о том, что подобным образом нельзя реагировать на других людей. Далее нужно поставить перед собой задачу найти в данном человеке то, что способно вызвать у вас прямо противоположную реакцию. Далее остаётся в ходе последующих встреч неизменно ставить перед собой задачу реагировать на него по-другому. Поступая подобным образом, вы довольно быстро обнаруживаете, что при желании можно выработать и закрепить у себя новую, более адекватную реакцию.

    Своими мыслями и образами, в отличие от эмоций и открытого поведения, человеку управлять труднее. Это связано с тем, что образы и мысли сначала возникают, и только после этого мы можем их осознавать. Но даже осознание собственных мыслей и образов не позволяет вам определить, почему они появились именно в данный момент времени. Жизненный опыт и здравый смысл в данном случае мало чем смогут помочь, и только, вероятно, хорошее знание тех областей психологии, которые связаны с научным изучением происхождения мыслей и образов человека, поможет нам не только предвидеть, но в какой-то степени регулировать их.

    И образы, и мысли человека не возникают беспричинно, спонтанно, сами собой, за исключением, наверное, тех немногих случаев, когда в результате болезни или серьезного нарушения работы мозга у человека появляются бред, галлюцинации. Во всех остальных случаях мысли и образы детерминированы, т.е. обусловлены причинами, которые можно выяснить и описать.

    Таких причин может быть несколько.

    Во-первых, бессознательно возникающие мысли и образы зависят от тех потребностей, которые являются в данный момент для вас актуальными. Под действием этих потребностей в организме активизируются процессы, непосредственно связанные с их удовлетворением. Возникает желание удовлетворить эту потребность.

    Соответствующее желание в свою очередь порождает образы вполне определённых предметов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также мысли, связанные с их достижением. Поэтому одним из эффективных способов управления образами и мыслями человека является прямое или косвенное воздействие, направленное на актуальные для него потребности.

    Во-вторых, образы и мысли человека могут сознательно порождаться им самим через специальные волевые усилия. Человек, способный управлять собой, в частности своими психологическими состояниями, может по собственному желанию вызывать в своём воображении нужные образы или мысли, заставлять себя думать над чем-то, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Так поступают, например, все творческие люди - учёные, писатели, художники, инженеры-конструкторы и т.д., работающие над решением некоторой проблемы, над созданием чего-либо нового, оригинального, уникального.

    Следовательно, для того, чтобы научиться управлять своими мыслями и образами, необходимо стать волевым человеком, т.е. работать над совершенствованием воли.

    В-третьих, на наши мысли и образы оказывает влияние обстановка, ситуация, в которую мы волею случая попадаем. Рефлекторным путем окружающие нас предметы и люди вызывают соответствующие образы и мысли. Если, например, наш опыт обращения с тем или иным человеком ассоциирован с определёнными мыслями и образами, то они неизбежно будут возникать при повторных встречах. То же самое касается разнообразных вещей и предметов.

    Поэтому, вводя в ситуацию тех или иных людей, окружая себя теми или иными предметами, мы через них можем оказывать влияние на своё мышление и воображение. Если, например, нам очень хочется избавиться от неприятных образов и мыслей, полезно оказаться среди людей или в окружении предметов, которые порождают приятные мысли и образы.

    Отметим в заключение, что в управлении мыслями и образами наилучших результатов можно добиться в том случае, если попытаться воздействовать на них комплексно, как изнутри, так и извне, поскольку ни одна родившаяся в нашей голове мысль и ни один возникший в нашем сознании образ не могут определяться исключительно только одними потребностями человека или же только ситуацией, в которой сознательно или случайно оказался человек.

    Лекция 12.


    Похожая информация.


    Социальное поведение

    Поведение человека в отличие от поведения животных носит целеполагающий, произвольный характер.

    Определение 1

    С точки зрения социологии, поведение – это поведенческие процессы человека, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей. Эти потребности возникают как реакция на окружающую социальную среду.

    Группа или индивид являются субъектами социального поведения. Социализация, т.е. усвоение социальных норм в первую очередь определяют поведение человека.

    Если у всех людей врожденные инстинкты практически похожи, то приобретенные в процессе социализации качества у каждого человека будут различны. К тому же социальные нормы и ролевая структура общества строго регулируют социальное поведение индивида.

    Социальная норма поведения полностью соответствует статусным ожиданиям, которые дают возможность обществу предсказывать действия индивида. Свое поведение сам человек может координировать с теми моделями, которые приняты в обществе.

    Определение 2

    Социальное поведение – это форма и способ проявления индивидом своих предпочтений и установок в социальном действии или взаимодействии.

    Личностная заинтересованность также оказывает большое влияние на социальное поведение. Например, человеку свойственно обсуждать только те вопросы, которые вызывают субъективный повышенный интерес, в обсуждении остальных вопросов активность индивида резко снижается.

    Люди по жизни руководствуются моральными и этическими принципами, когда человек не может пойти против своих нравственных ценностей и расплачивается за это своей жизнью.

    Безусловно, надо помнить и о том, что социальное поведение зависит от осведомленности о той или иной ситуации, насколько индивид владеет этой информацией, знает «правила игры» и может их использовать.

    В основе поведения может лежать и такая цель, как манипулирование обществом, примером этого являются предвыборные обещания современных политиков. Для того чтобы достичь свои жизненные цели человек может применять поведение естественное и поведение ритуальное.

    Естественное поведение направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Такое поведение носит природный характер и социальными нормами не регламентируется.

    Ритуальное поведение или «церемонное» является индивидуально-неестественным, но, благодаря нему общество существует и воспроизводится. Для ритуала, который является неотъемлемой частью социальной жизни, характерно множество форм – от этикета до церемонии.

    Чтобы человек выжил как вид, чтобы сохранить и поддержать общественные отношения выделяется форма социального поведения - поведение кооперативное, суть которого состоит во взаимопомощи друг другу и поведение родительское по отношению к своим детям.

    Внешние факторы регуляции поведения

    Любая личность находится в сложной системе общественных производственных, нравственных, правовых, религиозных и др. отношений. Чтобы эти отношения осуществлялись, есть самые разные виды регуляторов.

    Внешние регуляторы характерны для всех социальных явлений с определением «социальный и общественный».

    К ним относятся:

    • общественные отношения;
    • общественное производство;
    • общественные интересы;
    • общественное мнение;
    • социальные движения;
    • социальная напряженность;
    • социальные потребности и др.

    Регуляторами поведения личности в области духовной жизни являются мораль, этика, менталитет, идеал, ценности, идеология, религия и др.

    В политической сфере – это власть, бюрократия, социальные движения, а в правовых отношениях – закон, право.

    Есть и общечеловеческие регуляторы, которыми выступают язык, знак, символ, ритуалы, обычаи, стандарты, социальные установки, семья и быт и др.

    Социально-психологические явления – это более узкий объем внешних регуляторов. В их качестве выступают большие и малые социальные группы, такие групповые явления, как социально-психологический климат групповое мнение, конфликт, сплоченность группы и др.

    Универсальная форма, регулирующая поведение – это социальные нормы, они представляют собой правило, образец поведения, принятые в данной общности. По своим параметрам социальные нормы различаются, например, правовые нормы формулируются и утверждаются государственными учреждениями и поддерживаются государством.

    Исторически складываются нормы морали и нравственности, т.е. этические нормы, они регулируют поведение людей в соответствии с принципами добра и зла, идеалами справедливости. Моральные нормы – это неписаные нормы поведения человека. К этическим нормам очень близки нормы религиозные, как по своему психологическому содержанию и способу происхождения, так и механизму воздействия.

    Их отличительной особенностью является конфессиональная принадлежность, т.е. более узкая общность людей.

    К нормам социального поведения людей относятся ритуалы – это конвенциональные нормы, т.е. видимое действие лица, призывающее обратить внимание на какие-либо факты или явления и выразить определенное эмоциональное отношение.

    Для конвенциональных норм обязательными являются следующие принципы:

    • общепринятая условность действия;
    • общественная значимость факта;
    • особая цель ритуала.

    Организации используют самые разнообразные нормы, которые регулируют, санкционируют, оценивают, принуждают и побуждают людей осуществлять те или иные действия в системе взаимоотношений. К этим нормам относятся образцы, правила, императивы поведения, стандарты, модели, шаблоны и др.

    Внутренние регуляторы поведения человека

    Объектом социальной регуляции выступает сам человек. Являясь субъектом социального поведения, он выступает и субъектом регуляции этого поведения. Поведение и деятельность человека определяют психические явления как результат детерминации внешних воздействий.

    Данные качества психических явлений объединяются в функциях психического – отражения, отношения, регуляции. Внутренними регуляторами выступают когнитивные процессы.

    Через когнитивные процессы человек получает, хранит, воспроизводит, преобразует информацию, необходимую для организации поведения. Как в совместной деятельности, так и в общении мощным регулятором является как устная, так и письменная речь человека.

    Если язык выступает внешним регулятором поведения, то внутренняя речь – один из психологических регуляторов личного поведения. Внутренним регулятором поведения являются психические состояния – это тревожность, отчужденность, навязчивые состояния, аффективные состояния, депрессия, релаксация и др.

    Психологические качества существуют в двух формах – это личностные свойства, например, идентичность, самосознание, рефлексия, самоопределение и др. и социально-психологические качества личности, такие, как мотивация достижения, социальная потребность, жизненная позиция, любовь, ненависть, страх, стыд, ответственность и др.

    Мотивационно-потребностная и волевая сферы личности относятся к собственно регуляционному блоку психических явлений. Пусковым механизмом регуляции поведения является мотивация, мотивировка, мотив, а потребности человека – это основной источник мотивации.

    Волевые процессы – принятие решения, борьба мотивов, стремление, желание и др. – это завершающий этап социальной регуляции поведения.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...