Правила перевозки на автомобильном транспорте опасных грузов, требования безопасности. Правила перевозки опасных грузов автотранспортом Перевозка огнеопасных грузов


КЛАСС 3 - ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ЖИДКОСТИ (ЛВЖ)

СВОЙСТВА

3001. К данному классу относятся жидкости, смеси жидкостей, растворы горючих газов в жидкостях, жидкости, содержащие твердые вещества в растворе, или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки плюс 61° С и ниже в закрытом сосуде (3. С.) или плюс 65° С в открытом сосуде (О. С.) и не отнесенные по своим опасным свойствам к другим классам.

3002. Вещества данного класса представляют собой легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), основным опасным свойством которых является легкая воспламеняемость их паров от любого внешнего источника воспламенения (открытого огня, искры, электрического разряда и т. п). Пары многих ЛВЖ могут образовывать взрывоопасные смеси, способные взрываться с большой силой

3003. Многие вещества данного класса имеют высокое давление насыщенных паров, вследствие чего при повышении температуры в эксплуатационных пределах (до плюс 50-60° С) в таре, в которую они залиты, происходит увеличение давления.

Некоторые вещества данного класса имеют температуру кипения при атмосферном давлении ниже плюс 15-20° С, вследствие чего они при определенных эксплуатационных условиях будут принимать газообразное состояние.

При наборе ЛА высоты избыточное давление в таре будет увеличиваться пропорционально понижению атмосферного давления. При недостаточной герметичности тары это приводит к выходу паров, а при недостаточной прочности тары может произойти ее разрушение.

3004. Пары, выделяемые всеми веществами класса 3, имеют более или менее наркотическое действие, и продолжительное вдыхание этих паров может привести к потере сознания Глубокий и продолжительный наркоз может привести к смерти

Некоторые ЛВЖ имеют сильно ядовитые свойства.

3005. Некоторые ЛВЖ способны полимеризоваться с выделением тепла и газов, в результате чего тара может разорваться. К этим веществам относятся:

  • полимеризующиеся углеводороды (группы 3141, 3161);
  • полимеризующиеся эфиры (группы 3232, 3242);

Полимеризующиеся вещества (группа 3336).

Перевозка таких ЛВЖ в чистом виде воздушным транспортом запрещается. Они могут быть допущены к перевозке только в ингибированном состоянии.

3006. Вещества данного класса, имеющие температуру начала кипения ниже плюс 40° С, сильно ядовитые свойства (ПДК менее 50 мг/м3), а также вещества, способные полимеризоваться, относятся к особо опасным грузам (см. перечень № 2, гл. X).

3007. Лекарственные препараты, москательные и парфюмерные продукты и смеси другого назначения, содержащие ЛВЖ и отнесенные по своим свойствам к данному классу, относятся к опасным грузам.

Духи и одеколон во флаконах вместимостью каждый 200 см3 и менее, упакованные в ящики, к опасным грузам не относятся.

ТАРА И УПАКОВКА

3008. Применяемая для перевозки ЛВЖ воздушным транспортом тара должна полностью отвечать требованиям соответствующих ГОСТ или ТУ. Она должна быть герметичной, чистой и замаркированной (масса брутто, нетто, вид ЛВЖ) отправительской маркировкой.

Тара не должна иметь вмятин, царапин, трещин или других каких-либо повреждений. Даже при незначительных подтеканиях или отпотевании ЛВЖ тара к погрузке в ЛА не допускается. Пробки (крышки) должны быть плотно закрыты (завинчены) и застопорены (законтрены, обвязаны) для исключения самопроизвольной разгерметизации во время полета.

Бочки, бидоны, баллоны вместимостью до 276 л после их заполнения ЛВЖ необходимо проверить на герметичность, установив их для этого пробками вниз.

Заполнять тары ЛВЖ следует не менее чем за 2-3 ч до погрузки в ЛА.

3009. Тара для перевозки ЛВЖ должна быть изготовлена и укупорена так, чтобы в условиях перевозки воздушным транспортом она полностью защищала содержимое от внешних источников самовоспламенения.

3010. Стеклянная и другая мелкая потребительская тара для перевозки проб горючего и смазочных материалов, а также для перевозки ЛВЖ в небольших количествах (до 1-2 л) должна помещаться с поглощающим прокладочным материалом в герметически закрытую металлическую транспортную упаковку.

Металлическая упаковка должна укладываться с прокладочным материалом в деревянные ящики.

3011. Рекомендуемые в качестве тары склянки или бутыли могут заменяться фарфоровыми емкостями. Последние рекомендуются в тех случаях, когда только этот материал обеспечит необходимую прочность тары и ее устойчивость против взаимодействия с помещенным в нее веществом.

3012. Тара должна быть прочной и исключать возможность разгерметизации за счет разъедания прокладок под пробками (крышками), разрежений и вибраций, имеющих место при перевозке в ЛА, а также за счет давления паров ЛВЖ при эксплуатационных температурах (до плюс 50-60°С). Тара для перевозки ЛВЖ 31-33 подклассов, имеющих температуру вспышки не выше плюс 60° С и температуру кипения в пределах 50° С, должна выдерживать избыточное давление паров жидкости при температуре плюс 60° С не менее 1 кгс/см2.

3013. Тара для перевозки ЛВЖ данного класса, кипящих при атмосферном давлении при температуре ниже плюс 15-20° С, должна выдерживать избыточное давление паров этих жидкостей при температуре плюс 50-60° С не менее 2 кгс/см2.

3014. Материал тары должен быть инертным по отношению к перевозимым в них веществам, не проницаемым для ЛВЖ, не должен вступать в реакцию с содержимым, образовывать с ним опасные соединения. Он не должен размягчаться, ослабляться, становиться хрупким или подвергаться иным изменениям при контакте с ЛВЖ, а также при крайних значениях температуры или в результате старения.

Под резьбовые пробки должны применяться только новые прокладки.

3015. Горючие и смазочные материалы, а также некоторые другие вещества данного класса допускаются к перевозке воздушным транспортом в стальных бидонах (ГОСТ 5105-66), бочках вместимостью до 275 л (ГОСТ 17366-71 и ГОСТ 6247-72) и в резервуарах РА-2М.

3016. Легковоспламеняющиеся жидкости, обладающие другими опасными свойствами (ядовитые, агрессивные по отношению к конструкционным материалам), перевозятся в грузовых кабинах ЛА в двойной герметической таре, а также в бочках вместимостью 100-250 л (типа Л-100-4 и Л-250-4, ТУ МХП № 3979-53), 220 л (типа Л-220, ВТУ МХП № 3978-53), 275 л (ГОСТ 17366-71). В других стандартных бочках (ГОСТ 6247-72) вместимостью 275 лив перечисленной выше таре, а также в резервуарах, специальных емкостях и контейнерах ЛВЖ могут перевозиться на внешней подвеске ЛА, в том числе и на подвесной платформе вертолета В-10, а при наличии специальных герметичных контейнеров, предназначенных для размещения в них 275-л бочек (ГОСТ 6247-72), ЛВЖ могут перевозиться и в грузовых кабинах ЛА.

3017. Для исключения течи ЛВЖ через пробки (крышки), деформации или разрушения тары от расширения при повышении

температуры в процессе транспортировки их воздушным транспортом необходимо тару наполнять не более чем на 90% от ее полного

Для перевозки ЛВЖ с температурой кипения ниже плюс 50° С наполнение тары производится не более чем на 80% от ее полного

В случае нагрева ЛВЖ во время их перевозки воздушным транспортом недолив тары увеличивается на 1,5-2% при возрастании температуры на каждые 10-15°.

3018. Деревянные ящики, бочки и обрешетки, применяемые для упаковки, должны быть прочными.

Для исключения опасности повреждения тары деревянная обрешетка должна иметь близко расположенные планки.

3019. Для перевозки воздушным транспортом веществ данного класса в зависимости от их физико-химических свойств могут применяться следующие виды тары:

1) герметически закрытые склянки, банки вместимостью 0,5-2,5 л, упакованные с поглотительным прокладочным материалом в герметически закрытые металлические банки;

2) герметически закрытые полимерные фляги, банки вместимостью до 20 л, упакованные в деревянные ящики или деревянные барабаны с применением прокладочного материала;

3) герметически закрытые (запаянные) металлические канистры, фляги вместимостью до 20 л, упакованные в деревянные ящики, барабаны с применением прокладочного материала;

4) герметически закрытые (запаянные) бидоны, стальные штампованные, сварные вместимостью 10 и 20 л, ГОСТ 5105-66, упакованные в деревянные обрешетки;

5) бочки стальные, сварные, толстостенные вместимостью 110 и 275 л, ГОСТ 17366-71;

6) бочки алюминиевые вместимостью 100 л по ТУ 002-71;

7) бочки из нержавеющей стали вместимостью 150 л по МРТУ 27-07-423-68 (Тыл ВС СССР);

8) бочки стальные, сварные вместимостью 100, 200 и 275 л ГОСТ 6247-72;

9) резервуары алюминиевые РА-2М вместимостью 2000 л, ТУ 44-219-72 (Тыл ВС СССР);

10) баллоны; -

11) стальные сварные бочки вместимостью 100 и 250 л (Л-100-4 и Л-250-4 ТУ МХП № 3979-53), 220 л (Л-220 ВТУ МХП №3978-53).

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ

3020. Укладка бочек, бидонов и мест с малой тарой производится в один ряд горловинами (пробками) вверх.

Тара с ЛВЖ должна быть уложена так, чтобы имелась возможность наблюдения за грузом в полете. Кроме того, она должна быть надежно зашвартована с целью исключения ее перемещения в процессе полета.

3021. После погрузки ЛВЖ в ЛА необходимо проветрить грузовую кабину и тщательно проверить целость тары, надежность ее швартовки и нет ли течи ЛВЖ. Повторный осмотр груза произвести в начале полета на высотах до 4000 м.

3022. Перевозка ЛВЖ, относящихся к особо опасным грузам (см. перечень № 2), на пассажирских ЛА запрещается.

СОВМЕСТНАЯ ПЕРЕВОЗКА ЛВЖ

3023. В приложении 1 приведены данные по совместной пере-возке ЛВЖ класса 3 с грузами других классов. Этой таблицей необходимо руководствоваться при загрузке ЛА грузами различных классов.

3024. ЛВЖ данного класса различных подклассов, категорий и групп могут совместно перевозиться в одном летательном аппарате.

3025. Пищевые продукты, особенно животные масла и жиры, перевозить совместно с ядовитыми и сильно пахнущими ЛВЖ не разрешается ввиду возможной порчи пищевых продуктов.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

3026. Погрузка ЛВЖ в летательные аппараты должна производиться, как правило, в дневное время. В вечернее и ночное время погрузка ЛВЖ разрешается только на хорошо освещенных площадках, исключающих необходимость применения дополнительных переносных осветительных средств при осмотре груза и при погрузке.

Перед погрузкой и в процессе погрузки грузов осуществляется строгий контроль за видом груза с целью исключения погрузки в летательный аппарат несовместимых с ЛВЖ грузов (см. приложение 1).

3027. Погрузка ЛВЖ в летательные аппараты должна производиться на безопасном удалении от других летательных аппаратов и аэродромных сооружений, указанном в ст. 612 (ч. 1).

Категорически запрещается использование открытого огня или курение вблизи мест погрузки (разгрузки). На видных местах на площадке погрузки ЛВЖ должны быть вывешены белые таблички с ярко-красными надписями, имеющими буквы высотой не менее 75 мм: «Легковоспламеняющиеся жидкости»; «Не подходить с открытым огнем и с фонарями»; «Не курить»; «При пожаре звонить по телефону № . . .».

3028. В процессе загрузки летательного аппарата легковоспламеняющимися жидкостями категорически запрещается производить заправку летательного аппарата топливом и кислородом, а также производить какие-либо работы по ремонту и проверке радио и

электрооборудования или другие работы с применением огня и инструмента, могущего явиться источником искрообразования.

3029. При погрузке ЛВЖ необходимо соблюдать осторожность. Сброс груза, использование крючков, могущих повредить тару, волочение груза, удары груза о груз категорически запрещаются.

3030. Перемещение бочек перекатыванием разрешается производить лишь при наличии специально устроенных подкладок (доски, бруски из дерева), трапов или настилов.

3031. После окончания загрузки летательного аппарата легковоспламеняющимися жидкостями тара должна быть надежно зашвартована, необходимо проверить наличие огнегасящих средств в летательном аппарате и средств для устранения возможных дефектов тары в полете (ведро, бидон, ветошь, нейтрализующая жидкость и др.).

3032. После проведения всех погрузочных работ грузовые кабины летательных аппаратов тщательно проветриваются.

При перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, обладающих сильно ядовитыми свойствами, на борту летательного аппарата должно быть не менее двух комплектов средств индивидуальной защиты.

ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ ГРУЗОВ

3033. ЛВЖ первого и второго подклассов подаются непосредственно к борту ЛА и вывозятся немедленно по выгрузке из ЛА.

ЛВЖ третьего подкласса при наличии специально отведенной площадки в аэропорту (на аэродроме) могут завозиться (вывозиться) заблаговременно, но не ранее чем за 24 ч до погрузки.

При отсутствии специально отведенной площадки ЛВЖ третьего подкласса могут приниматься к перевозке только при условии завоза в аэропорт (на аэродром) непосредственно к моменту погрузки на ЛА и вывоза из аэропорта (с аэродрома) немедленно после выгрузки из ЛА.

3034. Оборудование, ограждение и охрана складов с ЛВЖ должны полностью гарантировать противопожарную безопасность и невозможность проникновения на территорию складов лиц, не связанных с производственным процессом.

КАРТОЧКИ ГРУЗОВ КЛАССА 3

ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ

жидкости

Подкласс 31

С низкой температурой вспышки (ниже -180С)

Нефтепродукты и углеводороды

Группа 3111

Нефтепродукты

Пределы взрывае-мости, %

БЕНЗИН АВТОМОБИЛЬНЫЙ (БЕНЗИН МОТОРНЫЙ)

ДИСТИЛЛАТ НЕФТИ (ЭФИР НЕФТЯНОЙ, ПЕТ-РОЛЕИНЫИ ЭФИР)

НЕФТЬ СЫРАЯ

НЕФТЯНЫЕ РАСТВОРИТЕЛИ

ТОПЛИВО АВИАЦИОННОЕ

для турбинных двигателей

БЕНЗИН АВИАЦИОННЫЙ

РАСТВОР ДЕГАЗИРУЮЩИЙ (РД на основе бензина)

ШТЕМПЕЛЬ «Огнеопасно»

Свойства Легковоспламеняющиеся жидкости от светлого до темного цвета. Бензины авиационные и автомобильные окрашиваются в разные цвета в зависимости от марки. Не смешиваются с водой. ПДК - 100 мг/м3. Ткип от 14 до 1350 С. Хранить в прохладном месте.

Условия перевозки

Перевозятся только на грузовых ЛА. Пробы перевозятся на всех ЛА.

Тара и упаковка См. стр. 3019 (ст. 1-11)".

Средства защиты и первой медицинской помощи

См. приложение 15, ст. 9-16, 42, 46, 67. Примечание. Этилированные бензины являются ядовитыми На документах и на грузовых местах должны быть наложены дополнительно штемпели и трафареты «Этилированный».

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372 и определяют основные условия перевозок опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.
1.2. Действия Правил не распространяются на: - технологические перемещения опасных грузов автомобильным транспортом внутри территории организаций, на которых осуществляется их производство, переработка, хранение, применение или уничтожение, если такие перемещения осуществляются без выхода на автомобильные дороги общего пользования, а также улицы городов и населенных пунктов, ведомственные дороги, разрешающие движение транспортных средств общего пользования; - перевозки отдельных видов опасных грузов автотранспортными средствами, принадлежащими вооруженным силам, органам государственной безопасности и внутренних дел; - перевозки ограниченного количества опасных веществ на одном транспортном средстве, перевозку которых можно считать как перевозку неопасного груза.

Ограниченное количество опасных грузов определяется в требованиях по безопасной перевозке конкретного вида опасного груза. При его определении возможно использование требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

1.3. Международные перевозки опасных грузов, в том числе экспортно - импортные и транзитные перевозки опасных грузов по территории Российской Федерации, осуществляются с соблюдением норм и правил, установленных международными конвенциями и межправительственными соглашениями, участницей которых является Российская Федерация. При осуществлении международных перевозок опасных отходов рекомендуется руководствоваться требованиями "Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении" от 22 марта 1989 г.
1.4. В целях настоящих Правил к опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. Перечень опасных грузов, перевозимых автомобильным транспортом, приведен в приложении N 7.4. (не приводится)
1.5. Опасные грузы по требованиям ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" и ДОПОГ распределяются на следующие классы:

  1. взрывчатые материалы (ВМ);
  2. газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
  3. легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
  4. легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ); вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
  5. окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
  6. ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
  7. радиоактивные материалы (РМ);
  8. едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
  9. прочие опасные вещества.
Опасные грузы каждого класса в соответствии с их физико - химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании разделяются на подклассы, категории и группы по ГОСТ 19433-88, приведены в Приложении 7.1.
1.6. К опасным грузам, требующим особых мер предосторожности при перевозке, относятся вещества и материалы с физико - химическими свойствами высокой степени опасности по ГОСТ 19433-88, далее по тексту "особо опасные грузы" (Приложение 7.2). Перевозка "особо опасных грузов" осуществляется в соответствии с настоящими "Правилами" и с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утверждаемыми в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 372.

2. Организация перевозок

2.1. Лицензирование перевозок опасных грузов Лицензирование перевозок опасных грузов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о лицензировании.
2.2. Разрешительная система при международных перевозках опасных грузов
2.2.1. Международные перевозки по территории Российской Федерации опасных грузов 1-го и 6-го классов опасности, других классов, поименованных в Приложении N 7.16 настоящих Правил, а также опасных грузов независимо от класса опасности, перевозимых в цистернах, съемных контейнерах - цистернах, батареях сосудов общей вместимостью более 1000 литров, осуществляются по специальным разрешениям, выдаваемым Министерством транспорта Российской Федерации. (п. 2.2.1 в ред. Приказа Минтранса РФ от 14.10.1999 N 77)
2.2.2. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов выдается подразделениями ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства после технического осмотра транспортного средства.
2.3. Разрешительная система на перевозку "особо опасных грузов"
2.3.1. При перевозке автомобильным транспортом "особо опасных грузов" (см. п. 1.6 настоящих Правил) грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения.
2.3.2. Для получения разрешения на перевозку "особо опасных грузов" грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление, с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку, и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования. К заявлению прилагаются следующие документы: аварийная карточка системы информации об опасности (Приложение 7.5); маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем) (Приложение 7.11); свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (Приложение 7.13).
2.3.3. Отметку о разрешении транспортировки "особо опасного груза" производят на бланке маршрута перевозки (в правом верхнем углу), с указанием срока действия разрешения. Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более 6 месяцев.
2.3.4. В соответствии с действующим законодательством разрешение на перевозку ядерных материалов и радиоактивных веществ выдается органами Госатомнадзора России.
2.3.5. Перевозка "особо опасных грузов" допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специально ответственного лица - представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними. Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к "особо опасным грузам", определяет грузоотправитель (грузополучатель). Сопровождающие лица и лица военизированной охраны выделяются грузоотправителем (грузополучателем). В тех случаях, когда по договору перевозки грузов автомобильным транспортом сопровождение опасного груза возлагается на водителя автомобиля, последний должен быть проинструктирован грузоотправителем (грузополучателем) перед отправкой груза по правилам обращения и перевозки его.
2.4. Оформление перевозок Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого в соответствии с действующим законодательством.
2.5. Подготовка персонала
2.5.1. За подбор лиц для сопровождения опасных грузов и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций.
2.5.2. В обязанности ответственного лица за сопровождение груза во время транспортировки входит:
- сопровождение и обеспечение охраны груза от места отправления до места назначения;
- инструктаж сотрудников охраны и водителей автомобилей;
- внешний осмотр (проверка правильности упаковки и маркировки груза) и приемка опасных грузов в местах получения груза;
- наблюдение за погрузкой и креплением груза;
- соблюдение правил безопасности во время движения и стоянок автомобилей;
- организация мер личной безопасности персонала, осуществляющего перевозку, и общественной безопасности;
- сдача грузов по прибытии на место назначения.
2.6. Выбор и согласование маршрута перевозки
2.6.1. Разработка маршрута транспортировки опасных грузов осуществляется автотранспортной организацией, выполняющей эту перевозку.
2.6.2. Выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГАИ МВД России в следующих случаях: при перевозке "особо опасных грузов"; при перевозке опасных грузов, выполняемой в сложных дорожных условиях (по горной местности, в сложных метеорологических условиях (гололед, снегопад), в условиях недостаточной видимости (туман и т.п.)); при перевозке, выполняемой колонной более 3-х транспортных средств, следуемых от места отправления до места назначения.
2.6.3. При разработке маршрута транспортировки автотранспортная организация должна руководствоваться следующими основными требованиями: вблизи маршрута транспортировки не должны находиться важные крупные промышленные объекты; маршрут транспортировки не должен проходить через зоны отдыха, архитектурные, природные заповедники и другие особо охраняемые территории; на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены места стоянок транспортных средств и заправок топливом.
2.6.4. Маршрут транспортировки не должен проходить через крупные населенные пункты. В случае необходимости перевозки опасных грузов внутри крупных населенных пунктов маршруты движения не должны проходить вблизи зрелищных, культурно - просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений.
2.6.5. Для согласования маршрута транспортировки опасных грузов автотранспортная организация обязана не менее чем за 10 суток до начала перевозки представить в территориальные подразделения ГАИ МВД России следующие документы:
- разработанный маршрут перевозки по установленной форме в 3-х экз. (Приложение 7.11);
- свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов;
- для "особо опасных грузов" дополнительно - специальную инструкцию на перевозку опасного груза, представленную грузоотправителем (грузополучателем), и разрешение на транспортировку грузов, выданное органами МВД Российской Федерации по месту нахождения грузоотправителя (грузополучателя).
2.6.6. Маршруты перевозок согласовываются с подразделениями ГАИ МВД России, на обслуживаемой территории которых находятся автотранспортные организации, осуществляющие перевозки опасных грузов или в которых временно стоят на учете транспортные средства, перевозящие опасные грузы: при прохождении маршрута в пределах одного района, города - с подразделением Госавтоинспекции органа внутренних дел данного района, города; при прохождении маршрута в пределах одного субъекта Российской Федерации - с подразделениями ГАИ МВД, ГУВД, УВД данного субъекта Российской Федерации; при прохождении маршрута по автомобильным дорогам нескольких субъектов Российской Федерации - с подразделением ГАИ МВД, ГУВД, УВД соответствующих субъектов Российской Федерации.
2.6.7. Согласованный с подразделениями ГАИ МВД России маршрут транспортировки действителен на срок, указанный в разрешении. В случаях, когда такой срок не указан (за исключением случаев, указанных в п. 2.6.2), опасный груз может перевозиться по согласованному маршруту в течение 6 месяцев со дня согласования.
2.6.8. В случае возникновения обстоятельств, требующих изменения согласованного маршрута, автотранспортная организация обязана согласовать новый разработанный им маршрут на перевозку опасных грузов в тех подразделениях ГАИ МВД России, где производилось согласование первоначального маршрута. В этом случае автотранспортная организация оповещает о сроках проведения транспортировки и всех непредвиденных изменениях, возникших на пути следования опасного груза, соответствующие подразделения ГАИ МВД России, расположенные по маршруту.
2.6.9. Первый экземпляр согласованного маршрута перевозки хранится в ГАИ МВД России, второй - в автотранспортной организации, третий - находится во время перевозки груза у ответственного лица, а при его отсутствии - у водителя.
2.7. Принятие опасных грузов к перевозке
2.7.1. Принятие опасных грузов к перевозке и сдача их грузополучателю производится по весу, а затаренных - по количеству грузовых мест.
2.7.2. Принятие опасного груза к перевозке осуществляется автотранспортной организацией при предъявлении грузоотправителем паспорта безопасности вещества по ГОСТ Р 50587-93. "Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации".
2.7.3. При принятии опасных грузов к перевозке водитель должен проверить наличие на таре специальной маркировки, которая проводится в соответствии с ГОСТ 19433-88 и ДОПОГ. Расположение маркировки, характеризующей транспортную опасность на грузовой единице, даны в Приложении 7.9 (не приводится).
2.8. Организация системы информации об опасности
2.8.1. Система информации об опасности (СИО) включает в себя следующие основные элементы: информационные таблицы для обозначения транспортных средств (приложение 7.4) (не приводится); аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации аварий или инцидентов и их последствий (Приложение 7.5);
информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанных на информационной таблице (Приложение 7.6); специальную окраску и надписи на транспортных средствах.
2.8.2. Организация СИО в соответствии с требованиями настоящих Правил возлагается на автотранспортные организации, выполняющие перевозки опасных грузов, и грузоотправителей (грузополучателей). Практические мероприятия по обеспечению СИО осуществляются автотранспортными организациями совместно с грузоотправителями (грузополучателями). Информационные таблицы СИО изготавливаются организациями - изготовителями опасных грузов и представляются автотранспортным организациям для установки спереди и сзади транспортного средства на специальных приспособлениях (пункт 4.1.11). Информационные таблицы для обозначения транспортных средств должны изготавливаться по размерам, указанным на рисунке - приложение 7.4 настоящих Правил, и с соблюдением следующих требований: общий фон таблицы белый; фон граф "КЭМ" и "ООН N" оранжевый; рамка таблицы, линии разделения граф, цифры и буквы текста выполняются черным цветом; наименование граф (КЭМ, ООН N) и надпись в знаке опасности "Едкое вещество" выполняются белым цветом; рамка знака опасности наносится линией черного цвета толщиной не менее 5 мм на расстоянии 5 мм от кромок знака; толщина букв в графах "КЭМ" и "ООН N" равна 15 мм, а на знаке опасности не менее 3 мм; рамка и разделительные линии таблицы наносятся толщиной, равной 15 мм; написание буквенно - цифрового кода экстренных мер производится в любом порядке букв и цифр. Аварийная карточка системы информации об опасности заполняется организацией - изготовителем опасного груза по единой форме (Приложение 7.5) и прилагается в дополнение к путевому листу. Аварийная карточка должна находиться у водителя транспортного средства, перевозящего опасные грузы. В случае сопровождения опасного груза ответственным лицом - представителем грузоотправителя (грузополучателя) (см. п. 2.3.5) - аварийная карточка должна находиться у него. Информационная карточка СИО (Приложение 7.6) изготавливается из плотной бумаги размером 130 мм на 60 мм. На лицевой стороне карточки дается расшифровка информационных таблиц, а на оборотной стороне приведены образцы знаков опасности по ГОСТ 19433-88 (не приводятся). Цифрами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при пожаре и утечке, а также информации о последствиях попадания веществ в сточные воды. Буквами обозначен код экстренных мер (КЭМ) при защите людей. Выбор букв произведен по начальным буквам наиболее характерных слов применяемого кода: Д - необходим ДЫХАТЕЛЬНЫЙ аппарат и защитные перчатки; П - необходим дыхательный аппарат и защитные перчатки, только при ПОЖАРЕ; К - необходим полный защитный КОМПЛЕКТ одежды и дыхательный аппарат; Э - необходима ЭВАКУАЦИЯ людей.
2.8.3. В случае возникновения инцидента при перевозке опасных грузов мероприятия по ликвидации инцидента и его последствий осуществляются согласно указаниям, приведенным в аварийной карточке, или коду экстренных мер по информационной таблице СИО.
2.8.4. Полная идентификация перевозимого опасного груза осуществляется согласно нумерации по списку ООН, имеющейся в информационной таблице и аварийной карточке системы информации об опасности, а также в заявке (разовом заказе) на перевозку этого груза.
2.8.5. Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы - цистерны, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи: при перевозке метанола транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет с черной полосой и оранжевой надписью по обечайке "Метанол - яд!"; при перевозке аммиака - цвет транспортного средства любой и подпись "Аммиачная вода. Огнеопасно"; при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы, транспортное средство окрашивается в синий цвет и наносится надпись "Огнеопасно"; при перевозке самовозгорающихся веществ нижняя часть транспортного средства (цистерны) окрашивается в красный цвет, верхняя - в белый и наносится надпись черного цвета "Огнеопасно"; при перевозке легковоспламеняющихся веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в оранжевый цвет и наносится надпись "Огнеопасно"; при перевозке веществ, поддерживающих горение, транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет и наносится двойная "Огнеопасно" надпись; "Едкое вещество" при перевозке едких веществ транспортное средство (цистерна) окрашивается в желтый цвет с черной полосой по обечайке, на которую наносится надпись желтым цветом "Едкое вещество".
2.8.6. Высота букв и надписей, наносимых на транспортные средства, перевозящие опасные грузы, должна быть не менее 150 мм, черного цвета, кроме случаев, оговоренных в пункте 2.8.5.
2.9. Проведение погрузочно - разгрузочных работ
2.9.1. Контроль за погрузочно - разгрузочными операциями опасных грузов на транспортные средства ведет ответственное лицо - представитель грузоотправителя (грузополучателя), сопровождающее груз.
2.9.2. Загрузка транспортного средства допускается до использования его полной грузоподъемности. При перевозке "особо опасных грузов" загрузка транспортного средства производится в объеме и порядке, оговоренных в специальных инструкциях, разрабатываемых организациями - изготовителями.
2.9.3. Погрузка, разгрузка и крепление опасных грузов на транспортном средстве осуществляются силами и средствами грузоотправителя (грузополучателя) с соблюдением всех мер предосторожности, не допуская толчков, ударов, чрезмерного давления на тару с применением механизмов и инструментов, не дающих при работе искр.
2.9.4. Погрузочно - разгрузочные работы с опасными грузами производятся при выключенном двигателе автомобиля, и водитель должен находиться за пределами установленной зоны погрузки - разгрузки, если это оговорено в инструкции грузоотправителя, исключением являются случаи, когда приведение в действие грузоподъемных или сливных механизмов, установленных на автомобиле, обеспечивается при работающем двигателе.
2.9.5. Погрузочно - разгрузочные операции с опасными грузами должны производиться на специально оборудованных постах. При этом может осуществляться погрузка - разгрузка не более одного транспортного средства.
2.9.6. Присутствие посторонних лиц на постах, отведенных для погрузки - разгрузки опасных грузов, не разрешается.
2.9.7. Запрещается производство погрузочно - разгрузочных работ с взрыво- и огнеопасными грузами во время грозы.
2.9.8. Погрузочно - разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые ручным способом, должны выполняться с соблюдением всех мер личной безопасности привлекаемого к выполнению этих работ персонала.
2.9.9. Использование грузозахватных устройств погрузочно - разгрузочных механизмов, создающих опасность повреждения тары и произвольное падение груза, не допускается.
2.9.10. Перемещение бочек с опасными грузами в процессе погрузочно - разгрузочных операций и выполнения складских работ может осуществляться только по специально устроенным подкладкам, трапам и настилам.
2.9.11. Бутыли с опасными грузами, упакованные в соответствии с ГОСТ 26319-84 "Опасные грузы, поставляемые для экспорта. Упаковка" в ящиках, корзинах, барабанах или обрешетках при условии заполнения промежутков инертным прокладочным материалом, при выполнении погрузочно - разгрузочных операций должны перемещаться на специальных тележках. В случае упаковки бутылей в корзины переноска их за ручки допускается только после предварительной проверки прочности ручек и дна корзины. Запрещается переносить бутыли на спине, плече или перед собой.
2.9.12. Места (посты) для погрузки, выгрузки и перегрузки опасных грузов, а также места для стоянки автомобилей выбираются с таким учетом, чтобы они были не ближе 125 метров от жилых и производственных строений, грузовых складов и не ближе 50 метров от магистральных дорог.
2.9.13. При гололеде территория постов погрузки - разгрузки опасных грузов должна быть посыпана песком.
2.9.14. Заправка автомашин, груженных горючими или взрывоопасными грузами, на АЗС общего пользования или ПАЗС производится на специально оборудованной площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС, нефтепродуктами, полученными на АЗС в металлические канистры (п. 12.19 "Правил технической эксплуатации стационарных и передвижных АЗС", утвержденных Госкомнефтепродуктом РСФСР 15.04.81).
2.10. Движение транспортных средств
2.10.1. Ограничение скорости движения автотранспортных средств при перевозке опасных грузов устанавливается ГАИ МВД России с учетом конкретных дорожных условий при согласовании маршрута перевозки. Если согласование маршрута с органами ГАИ МВД России не требуется, то скорость движения устанавливается согласно Правилам дорожного движения и должна обеспечивать безопасность движения и сохранность груза. В случае установления ограничения скорости движения знак с указанием допустимой скорости должен быть установлен на транспортном средстве в соответствии с Правилами дорожного движения.
2.10.2. При перевозке опасных грузов колонной автомобилей должны соблюдаться следующие требования: при движении по ровной дороге дистанция между соседними транспортными средствами должна быть не менее 50 м; в горных условиях - при подъемах и спусках - не менее 300 м; при видимости менее 300 м (туман, дождь, снегопад и т.п.) перевозка некоторых опасных грузов может быть запрещена. Об этом должно быть указано в условиях безопасности перевозки опасных грузов. Ответственное лицо за перевозку из числа представителей грузоотправителя - грузополучателя (старший по колонне) обязано находиться в кабине первого автомобиля, а в последнем автомобиле с грузом должен находиться один из представителей (подразделения) охраны, выделяемой грузоотправителем - грузополучателем, если охрана предусмотрена при данной перевозке.
2.10.3. При перевозке "особо опасных грузов" стоянки для отдыха водителей в населенных пунктах запрещены. Стоянки разрешаются в специально отведенных для этого местах, расположенных не ближе, чем в 200 метрах от жилых строений и мест скопления людей. При остановке или стоянке транспортного средства должен быть обязательно включен стояночный тормоз, а на уклоне дополнительно установлен противооткатный упор. Порядок остановок и стоянок (в том числе и в случае ночлега) транспортных средств, перевозящих опасные грузы, указывается в условиях безопасной перевозки.
2.10.4. Запас хода автомобилей, перевозящих опасный груз, без дозаправки топливом в пути должен быть не менее 500 км. В случае перевозки опасных грузов на расстояние 500 км и больше автомобиль должен оборудоваться запасным топливным баком и заправляться из передвижной автозаправочной станции (АЗС), установка дополнительного топливного бака должна согласовываться с подразделением ГАИ МВД России по месту регистрации транспортного средства, о чем делается пометка в регистрационном документе. Заправка топливом производится в местах, отведенных для стоянок.
2.10.5. Перевозка "особо опасных грузов" осуществляется с автомобилем сопровождения, оборудованным проблесковым маячком оранжевого и желтого цвета. При необходимости такие транспортные средства могут сопровождаться патрульным автомобилем ГАИ МВД России. Выделение автомобиля сопровождения обязательно при перевозках "особо опасных грузов", осуществляемых колонной транспортных средств. Конкретно в каждом случае необходимость выделения и вид сопровождения при перевозке "особо опасных грузов" определяются ГАИ МВД России при согласовании маршрута.
2.10.6. Автомобиль сопровождения должен двигаться впереди колонны транспортных средств с опасными грузами. При этом по отношению к движущемуся за ним транспортному средству автомобиль сопровождения должен двигаться уступом с левой стороны, с тем чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемых транспортных средств.
2.10.7. Автомобиль сопровождения оборудуется проблесковым маячком желтого цвета, включение которого является дополнительным средством информации для предупреждения других участников дорожного движения, но не дает права преимущественного проезда. На автомобилях сопровождения и транспортных средствах, осуществляющих перевозку опасных грузов, даже в дневное время должны быть включены фары ближнего света.
2.10.8. Порядок движения автомобилей сопровождения и способы информации других участников дорожного движения об осуществлении перевозки опасных грузов указываются ГАИ МВД России в разделе "Особые условия движения" бланка согласования маршрута (Приложение 7.12).
2.10.9. При перевозке "особо опасных грузов" колонной, состоящей из 5 и более автомобилей, в ее составе обязательно наличие резервного порожнего транспортного средства, приспособленного для перевозки данного вида груза. Резервное транспортное средство должно следовать в конце колонны.
2.10.10. Порядок сопровождения колонны патрульными автомобилями ГАИ МВД России при прохождении маршрута перевозки по территории двух или более субъектов Российской Федерации определяется органом ГАИ МВД России, с которым согласован маршрут движения.
2.11. Совместная перевозка опасных грузов различных классов и опасных грузов с грузами общего назначения
2.11.1. Совместная перевозка различных классов опасных грузов на одном транспортном средстве (в одном контейнере) разрешается только в пределах правил допустимой совместимости (представленных в таблице Приложения 7.14).
2.11.2. Совместная перевозка опасных грузов с грузами общего назначения на одном транспортном средстве (в одном контейнере) производится в соответствии с требованиями, изложенными в Приложении 7.14.
2.12. Перевозка, очистка и ремонт порожней тары
2.12.1. Перевозка не очищенной после транспортировки опасного груза порожней тары производится в том же порядке, что и перевозка данного опасного груза, в соответствии требованиям настоящих Правил.
2.12.2. В товарно - транспортной накладной на перевозку порожней тары делается отметка красным цветом, какой опасный груз находился до этого в перевозимой таре.
2.12.3. Очистка порожней тары производится силами и средствами грузоотправителя (грузополучателя) с соблюдением мер безопасности и индивидуальной защиты.
2.12.4. Перевозка тары после ее полной очистки осуществляется на общих основаниях, как неопасный груз, при этом в товарно - транспортной накладной грузоотправителем (грузополучателем) делается отметка красным цветом "Тара очищена".
2.12.5. Работы по ремонту резервуаров и контейнеров, использующихся для перевозки опасных грузов, производятся только после анализа воздушной среды на содержание ранее перевозимых веществ (грузов).
2.13. Ликвидация последствий аварий или инцидентов
2.13.1. Организации - грузоотправители (грузополучатели) разрабатывают планы действий в аварийной ситуации с вручением его водителю (сопровождающему) на каждую перевозку, выделяют для практической работы по ликвидации последствий аварий или инцидентов аварийные бригады и организуют с ними соответствующую подготовку.
2.13.2. В плане действий в аварийной ситуации по ликвидации последствий аварий или инцидентов устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады и другого обслуживающего персонала, перечень необходимого имущества и инструмента и технология их использования в процессе ликвидации последствий аварий и инцидентов.
2.13.3. В случае необходимости проведения ремонтных работ по устранению неисправностей тары с опасными грузами они осуществляются аварийной бригадой на специально отведенной для этой цели площадке (помещении), расположение которой определяется в плане мероприятий по ликвидации последствий аварий или инцидентов.

Устранение неисправностей тары с опасными грузами на территории автотранспортной организации или грузовой станции не допускается.

2.13.4. В случае дорожно - транспортного происшествия ответственное лицо за перевозку опасного груза руководит действиями водителя и лиц охраны (если они имеются), информирует подразделение ГАИ МВД России и при необходимости вызывает аварийную бригаду.
2.13.5. Аварийная бригада, прибывшая на место аварии или инцидента, в ходе ликвидации его последствий должна принять все меры предосторожности и индивидуальной защиты, перечисленные в аварийной карточке СИО (Приложение 7.5).
2.13.6. Действия аварийной бригады на месте происшествия аварии или инцидента включают: обнаружение и удаление поврежденной тары или рассыпанного (разлитого) опасного груза; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; обеспечение в случае необходимости эвакуации водителей и обслуживающего данную перевозку персонала; проведение дезактивации, дезинфекции; обезвреживание спецодежды и средств индивидуальной защиты; оповещение грузоотправителя и грузополучателя о случившихся авариях или инцидентах.

3. Взаимоотношения автотранспортных организаций с клиентурой

3.1. Обязанности грузоотправителя и грузополучателя
3.1.1. Грузоотправитель опасных грузов при наличии договора представляет в автотранспортную организацию заявку на перевозку, а при отсутствии договора - разовый заказ на перевозку.
3.1.2. При принятии заявки автотранспортной организацией грузоотправитель должен представить товарно - транспортную накладную (4 экземпляра) и аварийную карточку системы информации об опасности (Приложение 7.5), заполнение которой производится по данным изготовителя опасных веществ.

1 экз. товарно - транспортной накладной остается у грузоотправителя. 2 экз. - передается грузополучателю. 3 экз. - сдается автотранспортной организации.

Для "особо опасных грузов" дополнительно представляется специальная инструкция, разработанная организацией - изготовителем.
3.1.3. При подготовке опасного груза к перевозке грузоотправитель обязан: проверить целостность и исправность тары (упаковки), наличие маркировки и пломб, а также соответствие оборудования и технического оснащения погрузочно - разгрузочной площадки требованиям настоящих Правил.
3.1.4. На каждое транспортное средство (колонну транспортных средств) грузоотправитель обязан представить паспорт безопасности вещества (материала) по ГОСТ Р 50587-93.
3.1.5. При выполнении погрузочных (разгрузочных) работ средствами грузоотправителя (грузополучателя) необходимо соблюдение утвержденной в установленном порядке инструкции по технике безопасности и настоящих Правил.
3.1.6. В случае необходимости совместной перевозки различных классов опасных грузов с грузами общего назначения погрузка и закрепление их в кузове автомобиля должны производиться с учетом требований п. 2.7 настоящих Правил (Приложение 7.14).
3.1.7. Грузополучатель после окончания разгрузки опасных грузов должен очистить кузов автомобиля (контейнер) от остатков этого груза и при необходимости произвести дегазацию, дезактивацию или дезинфекцию транспортного средства (контейнера).
3.2. Обязанности автотранспортных организаций
3.2.1. Водители и другие работники автотранспортных организаций, непосредственно занятые оформлением, подготовкой и обслуживанием перевозки опасных грузов, должны соблюдать требования настоящих Правил.
3.2.2. Автотранспортная организация при перевозке опасных грузов обязана произвести дооборудование и оснащение транспортных средств в соответствии с требованиями настоящих Правил, а также организовать специальную подготовку или инструктаж обслуживающего персонала, занятого на работах с опасными грузами, и обеспечить его средствами индивидуальной защиты. Водители транспортных средств, кроме того, обеспечиваются информационными карточками СИО в соответствии с п. 2.8.2 настоящих Правил.
3.2.3. В случае возникновения аварии или инцидента в процессе перевозки первичная ликвидация их последствий до прибытия аварийной бригады и специальных служб осуществляется водителем и сопровождающим ответственным лицом в соответствии требованиям специальной подготовки или инструктажа, проводимых грузоотправителем (грузополучателем).

4. Техническое обеспечение перевозок

Общие положения
4.1. Требования, предъявляемые к транспортным средствам
4.1.1. Опасные грузы должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами (тех. заданием, тех. условиями на изготовление, испытания и приемку) для полнокомплектных специальных транспортных средств и технической документацией на переоборудование (дооборудование) транспортных средств, используемых в народном хозяйстве. При этом упомянутые документы должны учитывать нижеследующие требования к транспортным средствам для перевозки опасных грузов.
4.1.2. Автомобили, систематически используемые для перевозки взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, должны оборудоваться выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону перед радиатором с наклоном. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое переоборудование, то допустимо выводить выпускную трубу в правую сторону

Ключевые слова: опасные грузы , перевозки опасных грузов , особо опасные грузы , классификация опасных грузов , правила перевозки опасных грузов , перевозки опасных грузов автотранспортом , перевозка грузов документы

(ОГ) всегда востребована в силу множества фактов. Ежегодно на автодорогах происходит 450-500 инцидентов и происшествий, связанных с транзитом ОГ, с такой же периодичностью примерно 250-300 аварийных ситуаций той или иной степени серьезности возникает на судах мирового флота. Изменения, касающиеся эволюции транспортных средств ив состава перевозимого, а также процессы, совершающиеся в различных сферах законодательного сопровождения, требуют внесения правок и уточнений.

Объектами транспортировки, которые способны навредить населению планеты и ее экологии вследствие неправильной транспортировки, аварий и стихийных бедствий, считаются взрывоопасные, пожароопасные, токсичные вещества, подразделяющиеся на 9 классов (причем, вещества и изделия 1 класса делятся еще на 6 разновидностей), а загрязнители моря выделяются в особую группу.

  1. Взрывчатка (детонаторы, боеприпасы, взрывчатка промышленного назначения).
  2. Сжатые, сжиженные или растворенные газовые субстанции, транспортируемые в баллонах.
  3. Легко и быстровоспламеняющиеся жидкие субстанции, в чьем составе присутствуют ригидные частицы.
  4. Ригидные субстанции, способные к возгоранию в результате взаимодействия с влагой, от нагревания, от трения.
  5. Окисляющиеся ОГ, соединения, содержащие пероксидную группу.
  6. Яды и химикаты инфекционного воздействия.
  7. Высокорадиоактивные (удельная радиоактивность которых 0,002 МККИ/г) вещества и изделия с содержанием таких веществ.
  8. Едкие грузы, пары, пыль и газ которых вызывают отравление.
  9. Другие ОГ, не попавшие под вышеприведенные описания.

На сегодняшний день актами, сопровождающими перемещения различными видами транспорта, определяются:

  • особенностями тароупаковки;
  • нормами веса ОГ;
  • правилами складирования и отгрузки;
  • регламентирующими пометками, текстами и ярлыками;
  • возможностью сочетать разнородные ОГ;
  • ограничениями в приемах отправки;
  • особенностями заполнения транзитных документов.

Расскажем вкратце о наиболее распространенных видах перемещения ОГ и о том, какой именно должна быть перевозка опасных грузов с учетом основных правил (со ссылкой на документы основные).

Современная межконтинентальная торговля и требуемые грузоперевозки насчитывают 60 % транспортировок всего мирового грузооборота. Это значит, что десятки тысяч крупнотоннажных судов периодически находятся на просторах Мирового океана, включая один из крупнейших мировых танкеров, известный под именами “Seawise Giant”, «Happy Giant» и «Jahre Viking». За время своего существования (с 1976 года) он несколько раз менял названия, конструкцию и даже тоннаж (последний – 564763 тонны нефти). Сегодня он считается «плавающей единицей хранения», так как самостоятельно не может швартоваться даже в крупных портах мира и проходить через такие места, как Ла-Манш, Суэцкий канал и им подобные. От окружающей морской среды опасный груз отделен стальным бортом, толщина которого всего лишь 3,5 см. Нарастившие в 1981 году (первоначально он был выпущен значительно меньших габаритов) объемы танкера японские специалисты не дали этой плавающей единице стать объектом аварии. Этого нельзя сказать о либерийском танкере «Рена», потерпевшим крушение из-за столкновения с рифом поблизости от Новой Зеландии в октябре 2011 года. Из-за аварии примерно 300 тонн нефти попало в Тихий океан.

  • спецификационное (а не коммерческое) название груза.
  • информация о знаках опасности.
  • должны быть использованы стойкие маркировочные материалы, способные выдержать трехмесячное пребывание в морской воде;
  • промаркирована каждая отдельно взятая упаковка.

И последний момент, на котором стоит остановиться для более подробного рассмотрения – это требования к сопроводительным документам и их копиям (копии предоставляются в специальные инспекции порта). В первую очередь, это коносамент, морская накладная, доковая расписка и деливери ордер.

К ним прилагаются:

  • опись ОГ;
  • грузовой план, представляющий собой графическое изображение на чертеже судна всех разновидностей грузов для оптимального их размещения в условиях предстоящего рейса;
  • свидетельство, гарантирующее соблюдение правил упаковки и маркировки груза (ответственность возлагается на отдельного специалиста).

При отсутствии какого-то из документов погрузка может быть отложена или отменена. То же самое произойдет, если будут выявлены повреждения упаковки.

Перевозка опасных грузов по железной дороге

Тот факт, например, что вагоны с некоторыми разновидностями ОГ должны быть передвигаемы в гору и под уклоном бережными толчками, а не допущены к «стихийному» передвижению, требует гораздо лучшего качества дорог, чем наши автотрассы. Поэтому второе место в рейтинге перевозок заслуженно занимает железнодорожная магистраль.

Транзит ОГ по ЖД выполняется по «Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам» (протокол № 15 от 05.04.96 с изменениями на 19.05.2016 года). Последние на сегодняшний день изменения и дополнения, предполагающие более строгое отношение к перевозке ОГ, были введены 01.01.2017 года. Дополнения коснулись требований к перевозке жидких грузов в цистернах и вагонах-бункерах и к заполнению характеристик транспортируемых субстанций и изделий (аварийных карточек). Общие требования распространяются на всех участников процесса: грузоотправителей, работников ЖД, экспедиторов и так далее.

Действие Правил распространяется на территории стран-участников Соглашения о Международном грузовом железнодорожном сообщении (СМГС). Для стран, не являющимися участниками Соглашения, действуют Требования, изложенные в Приложении 2 СМГС.

Классификация ОГ определяет условия их грузоперемещения и складирования.

По отношению к грузоотправителям правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом предусматривают:

  • наличие официальных актов, подтверждающих принадлежность ОГ к определенному номеру классификации + комплексный информационный и организационно-методический документ (аварийная карточка – АК), расшифровка кодов. Номера АК должны быть проставлены в прилагаемой описи;
  • для выполнения погрузки, транспортировки, разгрузки ОГ могут быть привлечены работники лицензированной компании, владеющие специальными знаниями и навыками;
  • к транспортировке может быть привлечен состав, находящийся в оперативном управлении ОАО «Российские железные дороги» и имеющий официальное разрешение от Минтранс РФ на осуществление данного вида деятельности;
  • у грузоотправителя должно быть разрешение МВД + разрешение администрации станции, а в накладной ставится специальная отметка (со всеми датами) о получении данного документа;
  • действующая фактура содержит вверху справа оттиск красного цвета;
  • для перевозки взрывчатых веществ оформляется накладная формата ГУ-27Е и привлекаются милитаризованные составы, сопровождаемые работниками ВОХР либо отправителя, либо получателя.

СМГС и Правилами предусматривается перевозка опасных грузов по железной дороге в требуемой таре и со специфическими запросами к оборудованию вагонов:

  • наличие свидетельства, подтверждающего исправность транспорта предоставляют владельцы вагонов (перед началом погрузки);
  • строго нормированное заполнение вагонов, контейнеров и цистерн;
  • после инспектирования работниками ЖД станции жидкие ОГ заливаются в цистерны с условием обязательного закрепления тормозными башмаками;
  • наличие запасной тары;
  • скорость сцепления вагонов, влияющая на силу соударения, должна быть не выше 3-5 км/час;
  • к локомотивам предъявляются эксплуатационные нормативы и нормативы ГОСТ.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Нормативная база документации для осуществления транспортировки ОГ автомобильный техникой регламентируется Постановлением Правительства № 272 от 14.04.2011, разработанным в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), дата первой публикации – 29.01.1968 г. После активных изменений последних лет – 2011, 2013 и 2015 – сегодня действует ДОРОГ 2017 г.

Некоторые особенности перевозки ОГ определяются ФЗ №195 Кодекса РФ об административных нарушениях, и федеральные законы «О наркотических и психотропных веществах», « », « », « », некоторые Решения Таможенного союза ( и № ) и Приказы Минтранса РФ различных лет выпуска в редакциях последних лет. Последний из новых Приказов данной тематики – . Список ОГ регламентируется ГОСТами 19433-88 и 26319-84.

В числе общих условий и правил, автодорожная перевозка опасных грузов в РФ требует соблюдения примерно таких же мер, как и при транспортировке по железнодорожной магистрали: аварийные карточки, опись, маркировка, специальные информационные таблички и карты. Оснастка спецтранспорта должна соответствовать требованиям:

  • наличие противооткатных упоров (хотя бы одного;
  • два предупреждающих знака (на отдельных опорах) с подсветкой;
  • специальная форма одежды для экипажа.

ДОПОГ устанавливает правила перевозки в отношении оснащения техники

  1. Автомобиль должен быть оснащен износостойкой тормозной системой с аналогом на случай аварии.
  2. Если масса транспортного средства превышает 16 тонн, обязательна антиблокировочная тормозная система.
  3. Должна быть предусмотрена система ограничителей электроцепей, включая возможность отключения аккумулятора из водительской кабины.
  4. Наличие не более, чем одного, прицепа, при условии оборудования специальным бампером, расстояние до крепления которого от цистерны – 1 дециметр.

Изменения 2017 года затрагивает многие из аспектов «Приложений» А и В, а именно:

  • увеличение числа стран-участниц;
  • условия транспортировки горючего в бензобаках и баллонах автомобилей и закрепленных спецконтейнерах, причем, наконец-то четко обозначены нормативы вместительности;
  • номенклатура ОГ увеличилась до 3534 (номера ООН), объединение «полимеризующиеся вещества» вошла в классификацию по пункту 4.1;
  • теперь разрешается применение мягких контейнеров (со специальными оговорками);
  • изменения коснулись формата необходимых для транспортировки документов (например, использование директив ДОПОГ 2013 и 2015 не действительно с 01.07.2017;
  • введены новая символика «Опасность» и для маркировки тар с литиевыми элементами питания;
  • разрешено передвижение через тоннели всех категорий сложности;
  • введены изменения в процесс приема экзаменов;
  • исключены из пользования цистерны для пероксида водорода и его растворов с водой;;
  • полностью изменена глава IX, ч.2;
  • поменялись требования к транспортировке литиевых батарей;
  • водителям с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания или их техника на литиевых батареях, стоит внимательно прочитать нововведения.

Не соблюдение правил транспортировки ОГ автотранспортными средствами грозит административными санкциями. Штраф для физического лица – от 2 до 5 тыс. рублей + лишение прав (4-6 месяцев). Штраф для должностных лиц – 15-20 тыс. рублей. Наибольшая сумма штрафа у юридических лиц, которые пострадают на 400-500 тыс. рублей.

Ответственные за нарушение правил при транспортировке по ЖД или морем наказываются в соответствии с требованиями их документальной базы.

Хранение и транспортировка ЛВЖ и ГЖ представляет значительную пожарную опасность. Склады хранения ЛВЖ и ГЖ подразделяются на две группы. К первой группе относятся базисные склады и нефтебазы, являющиеся самостоятельными предприятиями. Ко второй группе относятся расходные склады ЛВЖ и ГЖ, предназначенные для снабжения производств и находящиеся на территории предприятия.

Хранение ЛВЖ и ГЖ может быть в резервуарах или специальной таре (бочки, бидоны и др.). Хранилища бывают подземные, полуподземные и наземные.

Строительные нормы и правила (СНиП II-М-1-71) предъявляют противопожарные требования к устройству складов горючих материалов. В целях защиты производственных зданий и сооружений на случай пожара склад горючих материалов располагают с соблюдением определенных противопожарных разрывов. Эти разрывы в зависимости от способа хранения и степени огнестойкости зданий и сооружений приведены в табл. 20.1 для расходных складов (второй группы).

Таблица 20.1. Наименьшие допустимые расстояния от открытых складов ЛВЖ и ГЖ до зданий и сооружений, м

Примечания :

1. Размещение одинаковых материалов в двух или нескольких складах не допускается.

2. Расстояния от складов ЛВЖ и ГЖ до зданий с производствами категорий А и Б, а также до жилых и общественных зданий надлежит увеличивать на 25 %.

3. При совместном хранении ЛВЖ и ГЖ приведенная вместимость определяется из расчета: 1 м 3 ЛВЖ приравнивается к 5 м 3 ГЖ и 1 м 3 наземного хранения приравнивается к 2 м 3 подземного хранения. При подземном хранении ЛВЖ или ГЖ расстояния, указанные в табл. 20.1, могут быть сокращены на 50 %.

4. Расстояния от зданий до складов ЛВЖ и ГЖ вместимостью до 100 м 3 не нормируются, если стена здания, обращенная в сторону этих складов, противопожарная.

При хранении ЛВЖ и ГЖ в резервуарах, расположенных под землей, устанавливаются «дыхательные» клапаны, не допускающие увеличения давления паровоздушной смеси, образующейся над поверхностью жидкости, за которыми ведется постоянный контроль.

Территория подземных и наземных открытых складов ограждается забором из несгораемых материалов.

Большую опасность пожара и взрыва представляют прямой удар молнии в резервуар и наведенные грозовым облаком электрические заряды, могущие вызвать опасное искрение. Для защиты резервуаров от воздействия молнии служат молниеотводы - устройства, состоящие из стальных стержней или тросов, которые заземляют.

В процессе налива нефтепродуктов в резервуар в результате разбрызгивания происходит электризация жидкости. Накопление электрических зарядов создает опасность (при разряде) искрения и, следовательно, возможность воспламенения и взрыва горючей смеси паров ГЖ с воздухом. С целью устранения формирования электрических зарядов путем стекания их на землю металлические резервуары заземляют. Состояние заземляющих устройств необходимо постоянно контролировать.

Хранение ЛВЖ и ГЖ в производственных зданиях или зданиях иного назначения, сооруженных из конструкций I или II степени огнестойкости, допускается в количествах, не превышающих указанные в табл. 20.2.

Таблица 20.2. Предельно допустимые объемы жидкостей для хранения в производственных и других зданиях предприятия.

Способ хранения Количество жидкости, м 3
ЛВЖ ГЖ

В таре в специальном помещении, отделенном от соседнего помещения несгораемыми стенами, перекрытиями и с непосредственным выходом наружу

20 100

В таре без выделения специального помещения в зданиях с производствами категорий Г и Д

0,1 0,5

В резервуарах, установленных в специальном наземном помещении, отделенном от соседнего помещения несгораемыми стенами, перекрытиями и с непосредственным выходом наружу

Не более суточной потребности цеха

В резервуарах в полуподземных и подземных помещениях

Не допускается 300

В резервуарах, установленных на несгораемых колоннах и площадках, в зданиях с производствами категорий Г и Д

При укладке бочек с ЛВЖ и ГЖ нужно соблюдать осторожность, не допуская ударов. Бочки устанавливают наливной пробкой вверх. Если в бочках находится ЛВЖ с температурой вспышки паров 28 °С и ниже (например, бензин, ацетон), то их укладывают только в один ряд.

На территории складов горючих материалов не допускается курение и применение открытого огня. Отогревание загустевших нефтепродуктов, трубопроводов, запорной арматуры допускается только горячей водой.

Освещение складов выполняется в соответствии с требованиями ПУЭ. Осветительные приборы должны быть во взрывозащищенном исполнении.

Территория и помещения склада должны содержаться в чистоте и обеспечиваться средствами пожаротушения.

Для цеховых кладовых ЛВЖ и ГЖ установлены предельные нормы хранения количества лакокрасочных материалов и растворителей в соответствии с их потребностью на производстве.

На рабочих местах окрасочных и пропиточных цехов и участков хранение ЛВЖ и ГЖ допускается в количествах, не превышающих сменную потребность. При этом посуда с материалами должна плотно закрываться крышками.

Во избежание воспламенений транспортируемых ЛВЖ и ГЖ от случайных искр, возникающих при работе транспортных средств (локомотива, автомобиля, трактора), в соответствии с Правилами пожарной безопасности для промышленных предприятий необходимо соблюдать определенные минимальные расстояния от резервуаров, хранилищ, насосных станций и др. до железнодорожных путей и автомобильных дорог.

Разрывы (расстояния) от наземных резервуаров, сливных емкостей и разливочных постов до оси железнодорожных путей широкой колеи и внутризаводских путей у сливно-наливных устройств должны быть не менее 20 м при транспортировке ЛВЖ и 12 м-ГЖ. Разрывы от насосных станций и хранилищ жидкостей в таре до осей железнодорожных путей у сливно-наливных устройств должны быть не менее 10 м при транспортировке ЛВЖ и 8 м - ГЖ.

Машинисты локомотивов маневровые работы с железнодорожными цистернами должны выполнять осторожно, без резких толчков, при малых скоростях движения во избежание появления искр от механических ударов.

Выше говорилось о статической электризации нефтепродуктов и опасности в связи с этим воспламенения горючих смесей. В качестве меры предупреждения электризации во время слива или налива ЛВЖ и ГЖ и при перевозке их автотранспортом автоцистерны оборудуют стальной цепочкой, свисающей до полотна дороги, которая служит заземлением для отвода зарядов в землю.

Во время грозы по соображениям пожарной безопасности сливно-наливные операции при перевозках ЛВЖ и ГЖ не допускаются.

Автомобиль для перевозки ЛВЖ и ГЖ должен иметь выхлопную трубу двигателя внутреннего сгорания, оборудованную искрогасителем и расположенную в передней части автомобиля, что исключает попадание искр из глушителя на цистерну с горючим.

При большой вязкости нефтепродуктов их необходимо подогревать для обеспечения свободного слива из цистерн. Прогревать следует только паром или горячей водой. Применение для прогрева открытого огня категорически запрещается.

Погрузка в кузов автомашины бочек с ГЖ производится при помощи наклонных деревянных брусьев (покатей). Бочки должны быть уложены устойчиво с подкладкой под них деревянных подставок (клиньев) во избежание раскатывания в пути.

Инструменты, применяемые для открывания и закрывания наливных отверстий бочек и других сосудов, должны быть неискрящими при соприкосновении со стальными бочками и резервуарами, для чего применяются инструменты из латуни.

В производственных цехах и лабораториях, применяющих ЛВЖ и ГЖ, при отсутствии централизованной доставки и раздачи их на рабочие места необходимо использовать для ручной переноски безопасную тару, например бидоны и канистры с плотно закрывающейся крышкой.

8.11.450. Перевозку топливно - смазочных материалов (бензина, дизельного топлива и других легковоспламеняющихся жидкостей) следует производить специализированными транспортными средствами или транспортными средствами общего назначения, приспособленными для этих целей.
Техническое состояние транспортных средств, используемых для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей, должно отвечать требованиям инструкций заводов - изготовителей, действующим Правилам дорожного движения и инструкции о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
8.11.451. Автомобили, систематически используемые для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей, должны быть оборудованы выпускной трубой глушителя с выносом ее в сторону радиатора с наклоном выпускного отверстия вниз.
В случае разовых перевозок на автомобилях общего назначения допускается устанавливать на выпускную трубу искрогасительную сетку.
8.11.452. Транспортное средство, предназначенное для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей, должно иметь устройство для снятия статического электричества, а спереди и сзади должно быть обозначено системой информации об опасности (СИО).
8.11.453. Водитель, привлекаемый к перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, помимо медицинского осмотра, должен пройти специальную подготовку и инструктаж по технике безопасности в установленном на предприятии порядке.
8.11.454. Использовать под перевозку легковоспламеняющихся жидкостей неприспособленный или предназначенный для перевозки людей транспорт, а также перевозить людей на транспорте, предназначенном для перевозки нефтепродуктов, не допускается.
8.11.455. Бочки с легковоспламеняющимися жидкостями, перевозимые в кузовах автомобилей, тракторных тележках, на санях, железнодорожных платформах или другом транспорте, нужно устанавливать пробками вверх, а между бочками и под ними укладывать специальные деревянные прокладки, предохраняющие их от продольного и бокового смещения и ударов друг о друга при транспортировке. Бочки с легковоспламеняющимися жидкостями в летнее время следует защищать от солнечных лучей.
8.11.456. Ручная погрузка бочек допускается путем перекатывания со специальных эстакад при условии, если пол эстакады находится на одном уровне с полом кузова (платформы) транспортного средства, или же с земли по специальным наклонным слегам (накатам). Угол наклона накатов не должен превышать 30 град. При массе бочки более 100 кг бочку по накатам следует перемещать при помощи веревочных канатов.
8.11.457. Погрузочно - разгрузочные работы с использованием наклонных накатов необходимо выполнять не менее чем 2 работниками, которые должны находиться с внешней стороны накатов. Для руководства погрузочно - разгрузочными работами должен назначаться старший.
8.11.458. Емкости, предназначенные для хранения жидкостей, обладающих пожаро- и взрывоопасными свойствами, следует размещать в соответствии с требованиями, утвержденными Госстроем, ГУПО МВД и Госгортехнадзором Российской Федерации.
8.11.459. Заправлять транспортные средства на стационарном пункте (заправочной) следует механизированным (закрытым) способом технически исправными раздаточными колонками и топливораздаточными агрегатами.
Заправлять машины в полевых условиях (на лесосеке, нижнем складе, дороге и т.п.) следует передвижными заправочными средствами.
8.11.460. При ручной заправке автомобилей, тракторов и другого оборудования топливом, горячей водой нужно применять специальные ведра с носиком и крышками или воронки.
8.11.461. При заправке машин и оборудования с высокорасположенными топливными баками, радиаторами следует пользоваться передвижными или стационарными подмостями, эстакадами и другими устройствами и приспособлениями, обеспечивающими удобное и безопасное выполнение работ.
8.11.462. При проведении работ под поднятыми капотом двигателя, крышкой радиатора, кабиной следует пользоваться дополнительными упорами, обеспечивающими надежное удержание капота, крышки, кабины в нужном положении.
8.11.463. Заправка автомобилей, тракторов с тележками, в кузове которых находятся легковоспламеняющиеся жидкости, а также автомобилей (автобусов), в салоне (кузове) которых находятся люди, не допускается.
8.11.464. Емкости, шланги, трубопроводы, раздаточные пистолеты и наконечники стационарных и передвижных заправочных устройств и агрегатов должны быть заземлены.
8.11.465. Во время грозы и при ее приближении все сливоналивные операции со светлыми нефтепродуктами, а также заправка машин должны быть запрещены.
8.11.466. При хранении, перевозке и применении этилированного бензина необходимо соблюдать "Инструкцию о мерах безопасности при хранении, перевозке и применении этилированного бензина" (см. Приложение 14).
8.11.467. При хранении, перевозке и расходовании антифриза должен быть установлен порядок, исключающий возможность использования его не по назначению. Допускать к работе работников, связанных с применением антифриза и не ознакомленных с правилами его применения, не разрешается. Правила применения антифриза должны объявляться персоналу под расписку.
8.11.468. Антифриз следует перевозить и хранить в исправных металлических бидонах с герметическими крышками и бочках с завинчивающимися пробками, приспособленными для опломбирования.
Перед наливом антифриза тара должна быть предварительно тщательно очищена от твердых осадков, налетов и ржавчины, промыта щелочным раствором и пропарена. В таре не должно быть остатков нефтепродуктов. Заливать антифриз в тару следует на 5 - 8 см ниже пробки (крышки).
8.11.469. На таре, в которой хранят (перевозят) антифриз, и на порожней таре из-под него должна быть несмываемая надпись крупными буквами: "ЯД", а также символ для ядовитых веществ.
8.11.470. Тару с антифризом следует хранить в сухом, неотапливаемом помещении. Во время перевозки и хранения все сливные, наливные и воздушные отверстия как в заполненной, так и в порожней таре должны быть опломбированы.
8.11.471. После каждой операции с антифризом (получения, выдачи, заправки и т.п.) следует тщательно мыть руки водой с мылом.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...