Формирование единого образовательного и культурного пространства в европе и отдельных регионах мира. ЕС: политика в области образования


Перспективы создания единого образовательного пространства: сотрудничество России и стран Северной Европы в образовании взрослых

, С. Петербург - Псков

Система непрерывного образования развивается, следуя, с одной стороны, вызовам постоянно меняющегося мира, а с другой - пытаясь ответить на запрос каждого конкретного человека.

Современный этап развития образования взрослых характеризуется формированием системных взглядов на проблемы образования в меняющемся мире. Стремительные социально-экономические и политические преобразования во многих странах, общность глобальной проблематики, вступление в эпоху информационной цивилизации вызвали к жизни принципиально новые проблемы в сфере непрерывного образования.

Резко увеличились удельный вес и значимость для человека и общества продолжение образования в течение всей жизни. С формированием тенденций к открытости общества, демократизации, развитию информационно-коммуникационных технологий наметилась глобализация процессов развития системы непрерывного образования и форм образования взрослых.

Экологические, экономические, социальные и другие кризисы, обрушивающиеся на население практически всех стран на рубеже веков, привели к переоценке многих, в том числе и образовательных ценностей и смыслов.

Начиная с середины ХХ века, образование взрослых становится во всем мире одним из важнейших средств, как стабильного развития общества, так и средством развития и саморазвития человека. По мере развития общества, доступ к образованию получает все большее число социальных групп и индивидов, для которых образование становится одним из способов выживания: инвалиды, беженцы, безработные , престарелые, функционально неграмотные работники и др.

Не останавливаясь подробно на раскрытии их сущности, перечислим основные тенденции мирового развития, которые влияют на развитие «пожизненного образования», образования взрослых:

1. Мгновенная связь. Мы можем связаться практически с любой частью света, чтобы получить информацию, воспользоваться библиотечными фондами или другими источниками. К нам информация поступает через СМИ ежесекундно по множеству каналов. Любая же работа с информацией носит образовательный характер.

2. Стирание экономических границ. Глобализация мировой экономики ведет к интеграции по всем направлениям: производства, сервиса, рабочей силы. Получив образование в одной стране, человек может работать в другой, доучиваться в третьей и быть востребованным в своей области по всему миру.

3. Увеличение доли сервиса в мировом производстве. Общая тенденция сокращения работающих в производстве и сельском хозяйстве и увеличение тех, кто занят в сервисе и информационном секторе. Работа в сервисе, а тем более в информационном секторе требует постоянного повышения квалификации.

Объединяет деятельность национальных организаций по образованию взрослых в Европе Европейская Ассоциация Образования Взрослых (EAAE www. eaae. org). Годы интенсивной учебы приходятся на детство и юность - самые сензитивные периоды, но учиться человеку приходится всю жизнь.

Идея «завершенного» образования на любом возрастном этапе не соответствует современному миру, единственной постоянной характеристикой которого, по словам известного американского андрагога М. Ноулза, является изменчивость.

Life long learning - идея, которая «овладела массами» во всем мире, становясь реальностью. Для взрослого человека, имеющего стартовый уровень образования, «пожизненное учение» - это проблема самоопределения в образовательном пространстве, проблема выбора и реализации своих возможностей.

То, какое направление примет процесс самоопределения, зависит как от самого человека, так и от общества (государства), так как самоопределение имеет два плана: внешний (институциональный) и внутренний (психологический, мотивационный). Оба эти аспекта существуют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Наполненное внутренне пространство человека дает ему более масштабный «выход» во внешнее пространство самоопределения, где происходит взаимодействие объективного и субъективного. Как, каким образом человек может научиться «упорядочивать хаос», находить свой вектор самоопределения?

Продуктивной представляется мысль о том, что не правильно понимать самоопределение как определение самого себя, так как понятие самоопределения предполагает наличие не только самого процесса, но и некоторого пространства или некоторых пределов, относительно которых или в которых самоопределение происходит. Иными словами, человек сам «опредèливает» себя, находя границы самоидентичности в образовательном пространстве.

Насколько эффективен этот поиск идентичности в профессиональном и личностном планах? От чего он зависит? Что может сделать общество (государство) для самоопределяющегося человека. Одно из направлений - предоставление того самого «внешнего» образовательного пространства, в котором взрослый человек может самоопределяться, реализуя свои образовательные потребности.

Скандинавская модель образования взрослых имеет свои особенности, обусловленные её историей и условиями современного этапа развития общества в северных странах. Нам представляется интересным и важным изучение скандинавского, в частности шведского опыта, не только как образца для подражания, но как основы для взаимопонимания , сотрудничества, интеграции. Это актуально тем более, что шведские организации различного уровня после «освоения» стран Балтии все активнее распространяют свое влияние на Северо-западный регион России, вовлекая в сотрудничество как государственные организации, академические институты, так и некоммерческие общественные организации (НКО).

Скандинавская система образования взрослых имеет глубокие корни и постоянно развивается, успевая и, как и положено современной образовательной системе, на определенных этапах опережать общественное развитие.

Образование взрослых в Скандинавии ведет свой отсчет с середины девятнадцатого века и связано с именем датского просветителя Николая Грюндтвига () и таким уникальным институтом образования, каковым являются народные высшие школы (folk high school).

Другим важным феноменом, который можно отнести по своему наполнению к философско-антропологическим является «folkbildning», которое, весьма приблизительно, можно перевести как «народное свободное просвещение - самостроительство личности». Это понятие исключительно значимо в философии образования. Суть его заключается в процессе реализации человеком своего внутреннего потенциала. С помощью этого понятия становится объяснимой связь между личными и общественными интересами.

Каждый человек обладает своим национальным характером, который не наследуется, но развивается благодаря процессу обучения, в рамках которого человек постепенно социализируется, то есть ощущает свою действительную принадлежность к сообществу людей. Для этой цели исключительно важны национальная история и национальный язык.

Деятельность и идеи Н. Грюндтвига во торой половине девятнадцатого века охватили в той или иной мере все скандинавские страны, дойдя в веке двадцатом и до получившей независимость Финляндии. В каждой стране существуют свои особенности существования системы «folkbildning» и высших народных школ.

Большим сходством обладают системы образования взрослых в Швеции и Финляндии. Национальные особенности систем имеются в Дании, Норвегии и Исландии. Рассмотрим подробнее цели и ценности в становлении шведской системы образования взрослых, подчеркивая антропоцентристские основы такой системы.

Следует подробнее остановиться на истории, целях и ценностях, современном состоянии и перспективах развития образования взрослых в Швеции, чтобы глубже осмыслить возможности сотрудничества в этой области.

Образование взрослых в Швеции можно разделить на три основных периода. Первый, от конца позапрошлого века до начала 1960-х гг., отражает большой вклад всеобщего образования взрослых в обновление шведской нации. Учебные кружки (study circles) и народные средние школы (folk high schools) предоставляли недоучившимся в юности взрослым новые образовательные возможности.

Символом этого периода стало самообразование. Это движение - «самообразование» - представляло собой общественную ценность, играя главную роль в образовании своих членов. Такой социальный феномен был слишком важен для общества, чтобы оставить его образовательному сектору.

Второй период начался в конце 1960-х и продолжался почти двадцать лет. Его можно вкратце охарактеризовать как «построение шведской модели образования взрослых». В течение 1970-х были приняты некоторые политические решения, которые имели целью создание развитой системы народного образования взрослых. Обеспечение свободного доступа и притока новых учащихся в различные образовательные учреждения были важнейшими компонентами этой модели.

Новая система муниципального образования взрослых стала доступной по всей стране. Новые образовательные возможности были также созданы для борьбы с неграмотностью среди взрослых и для поддержки индивидуальных образовательных планов для недостаточно хорошо читающих и пишущих людей.

Специальные меры были приняты, чтобы закрепить новое положение в образовании взрослых через обновленное законодательство в сочетании с новой системой финансирования образования взрослых. Особое внимание было обращено на дальнейшее расширение образовательных возможностей для недоучившихся взрослых, которые хотели совмещать работу и учёбу. Специальные квоты на переквалификацию были определены членам профсоюзов.

Символом этого периода стало значительное увеличение образовательных мероприятий для взрослых. Концепция «повторяющегося образования» (recurrent education) породила новый взгляд на образование взрослых. Основная мысль заключается в пожизненном чередовании периодов работы, образования и отдыха. Такая модель максимально способствовала самоопределению взрослого человека в профессиональной сфере и удовлетворению его «частных» образовательных потребностей.

Третий период начался в середине 1980-х. В то время в шведском парламенте были приняты решения изыскать новые и более гибкой организации образования взрослых. Система повышения квалификации была отделена от министерства образования и возглавлялась теперь специально созданным Советом (National Employment Training Board), развитием которого занимались и органы образования (Swedish National Board of Education) и органы, регулирующие трудовые отношения (National Labour Market Board).

Другое решение касалось открытия новых возможностей для платного образования взрослых. Парламент постановил создать так называемые «возобновляемые фонды», отняв 10% прибыли крупных компаний. Общая вырученная сумма составляла от пяти до шести миллиардов крон, т. е. около 600 млн. фунтов, и была использована на создание корпоративных образовательных стратегий в течение пяти лет, начиная с 1986 года.

Эта политика сильно повлияла на образование взрослых, связанное с работой, повышением квалификации и переквалификацией. Хотя работодатели были настроены скептически относительно такого использования их прибылей, очевидно, что интерес к спонсированному работодателями образованию взрослых сильно возрос в конце 1980-х.

Народные движения, государственные интересы и рыночные стимулы играют свою роль в развитии современного образования взрослых в Швеции. Народные движения одухотворяют образование взрослых идеями всеобщего просвещения. Государственная поддержка питает возможности развития. Сегодня, когда государство практически задействовало все возможные ресурсы, все обращают взоры к рыночной экономике. Однако, государство стремится сбалансировать эти процессы, распределяя финансы между министерством образования и министерством труда. Образование взрослых во всех его формах поддерживается государством, следуя законодательству, принятому в1980-х.

Образование взрослых в Швеции имеет следующие цели:

§ С помощью образования преодолеть пропасть между различными слоями населения на пути к равенству и социальной справедливости.

§ Способствовать росту у взрослых людей возможностей с помощь повышения уровня своего образования понимать, критически воспринимать реальность и принимать участие в культурной, социальной и политической жизни, а также вносить свой вклад в развитие демократического общества.

§ Обучать взрослых для выполнения разнообразных обязанностей, возникающих на протяжении их трудовой жизни и способствовать полной занятости, продвигаясь по пути развития и прогресса общества.

§ Предоставлять каждому взрослому человеку широкий выбор возможностей дополнить, повысить свой образовательный уровень, достигнутый в юные годы.

В Швеции образование взрослых открыто для каждого, кто хотел бы поменять свой род занятий, научиться чему-то новому, усовершенствовать свои профессиональные знания, кто занят поиском себя и своего места в жизни.

Главные характеристики шведской модели образования взрослых могут быть выражены следующими словами: свобода и добровольность. Это означает толерантность, умение принимать «инаковость» другого и уважать чужое мнение.

Ведущими, исторически сложившимися формами образования взрослых в Швеции являются учебные кружки и народные школы, в которых сама суть обучения - взаимодействие «участников». Шведы даже лексически подчеркивают такое взаимодействие, называя тех, кто учится в народных школах, «участниками» (participants), а не «учениками».

Участники вместе планируют свою работу в кружке, отбирают содержание, методы изучения. Здесь может даже не быть учителя как такового. Его роль иногда берет на себя один из участников, наиболее компетентный из всех, способный организовать совместное изучение чего-либо. В кружке может быть от 5 до 12 человек.

Такой способ учения - народные школы, в которых участники собираются в учебных кружках, является основой участия граждан в развитии демократии, так как они учатся не только предмету, но, пожалуй, в основном, взаимодействию на демократической основе.

Степень вовлеченности населения в эти формы учения исключительно высока. Около 75% шведов в возрасте от 18 до 75 лет принимали или принимают участие в учебных кружках. Приблизительно 40% участвовали в одном или нескольких учебных кружках за последние три года. Ежегодно организуется почти 350.000 учебных кружков, в которых занимается около трех миллионов участников. Так как многие люди участвуют в нескольких кружках, то «чистое» число участников колеблется от полутора до двух миллионов. Стоит напомнить, что все население Швеции составляет чуть более 8 миллионов.

Другой способ организации взрослых для учебы - Учебные Ассоциации, которые также как и народные школы поддерживаются правительством. Учебных ассоциаций в Швеции одиннадцать. Всего по стране число местных отделений всех ассоциаций превышает 900. Каждая Ассоциация имеет своё лицо, а все 11 объединяют 270 различных организаций. Одно из направлений деятельности Учебных Ассоциаций - организация различных культурных событий - фестивалей, концертов, публичных лекций. Около 160.000 таких событий (программ) организуется каждый год, которые посещает почти 15 миллионов человек.

Назовем некоторые Учебные Ассоциации: Ассоциация обучения взрослых союза шведских фермеров, Центристской, Либеральной партий; Народный Университет; Гражданская Учебная Ассоциация; Учебная Ассоциация спортивной конфедерации ; Христианская Учебная Ассоциация и др. Такая радужная картина обучающегося общества - реальность в Швеции сегодня.

Модель и современное состояние образования взрослых в Швеции имеет, на наш взгляд, интерес для отечественных организаторов образования взрослых, исследователей, занимающихся этой проблематикой как уникальная система, имеющая исторические корни, бурный расцвет сегодня и определенные проблемы роста в будущем. Изучение этой системы может дать пищу для размышлений об отечественной реальности в образовании взрослых, о способах создания образовательного пространства как условия самоопределения каждого члена общества.

Европейские организации стремятся к активному сотрудничеству с российскими партнерами. Особенно активно последние годы разворачивается взаимодействие Северных Стран Европы и Северо-западного региона России в образовании взрослых. Участником такого сотрудничества является автор этой публикации. Главным институтом такого сотрудничества является Совет Министров Северных Стран (www. norden. se), представительство которого находится в Санкт-Петербурге. Особенно активно участвуют в совместных проектах Швеция, Финляндия и Дания.

Северная Народная Академия (Nordic Folk Academy www. nfa. se) - объединенный институт для всех скандинавских стран: Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, Фарерских и Аландских островов, сотрудничающий также со странами Балтии и Европейскими институтами в сфере образования взрослых. Последние годы NFA активно развивает сотрудничество с Северо-западным регионом России. Находится NFA на юго-востоке Швеции, в Гетеборге, на живописном берегу реки Гёте. Автору довелось принимать участие в нескольких программах NFA.

Деятельность Академии охватывает такие сферы образования взрослых, как педагогика, базирующаяся на социально-культурном образовании; диалог между формальным и неформальным образованием , между образованием и рынком труда; непрерывное образование в связи с развитием компетентности, информационных технологий, активного гражданского участия; международный обмен передовым опытом.

Все эти сферы базируются на фундаменте общей для скандинавских стран истории, культуры, одинаковом понимании демократических ценностей и диалога между неправительственными организациями. Задача Академии - поддерживать и развивать сотрудничество, распространять исследования в образовании взрослых как между странами Скандинавии, так и с из ближайшими соседями в Европе.

Скандинавская модель образования взрослых наглядно демонстрирует тот факт, что «пожизненное» образование может существенно влиять на демократизацию общества, усиление его открытости, развитие гражданских инициатив. Недаром Олаф Пальме в свое время назвал шведскую демократию «демократией учебных кружков».

Но возникает и ряд вопросов. Насколько применим скандинавский опыт на российской почве? Что способствует/мешает его распространению? Оптимальны ли формы взаимодействия российских и скандинавских исследователей и организаторов образования взрослых?

Не имея такой мощной поддержки государства, не имея даже должной законодательной базы, отечественные андрагоги развивают все возможные формы некоммерческого партнерства, неформальные и информальные формы образования взрослых. Это совместные образовательные проекты (ALLA), учеба андрагогов-модераторов (ПРАОВ), семинары (С. Петербург) и народные школы (Новгород) и многое другое.

Лидеры НКО Северо-запада познакомились не только со Скандинавской моделью образования взрослых, но и с опытом Эстонии в этой сфере. В Эстонии ЭАОВ (Эстонская Ассоциация Образования Взрослых) научились сочетать некоммерческие формы вовлечения широких масс в образовательные проекты с платными образовательными услугами для взрослых. Опыт показывает - такое возможно, и опыт этот широко внедряется.

Таким образом, по нашему мнению, использование скандинавского опыта организации образования взрослых может быть существенным шагом на пути развития образования взрослых в России.

1.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира;

2.Болонский процесс;Основные положения Болонской декларации;

3.Присоединение к процессу;

4.Формирование единого образовательного и культурного пространства.

5.Достоинства и недостатки.

6.Российская Федерация в Болонском процессе.

1. Составление конспекта по плану:

1.Формирование единого образовательного и культурного пространства в Европе и отдельных регионах мира.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров - за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т.д.; в результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом "образовательном рынке".

2.Болонский процесс;Основные положения Болонской декларации.

Начало формирования единого образовательного и культурного пространства (Болонский процесс) можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками.

3.Присоединение к процессу.

Начало Болонского процесса можно отнести к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.

В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия парижского университета Сорбонна, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998).. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.

Цели Сорбонской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства.

На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

4.Достоинства и недостатки.

Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

1. Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Введение двухциклового обучения: предварительного (undergraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Существенное развитие мобильности учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

6. Внедрение внутри вузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

7. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, меж институционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

5.Российская Федерация в Болонском процессе.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан - первое центрально - азиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства

Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран.

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

Ø с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам[источник не указан 726 дней] бакалавра и магистра;

Ø до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

2.Беседа по вопросам:

1.К какому периоду можно отнести начало формирования единого образовательного и культурного пространства (Болонский процесс)?

2.Назовите цель Болонской декларации;

3.Почему «Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства?

4.Что дает России присоединение к Болонскому процессу?

5.Основные положения Болонской декларации;

6.Назовите участников Болонского процесса;

7.Определитедостоинства и недостатки Болонской декларации;

8.Роль Российской Федерации в Болонском процессе.

9.Попытайтесь сделать прогноз востребованности конкретных профессий и специальностей для российской экономики на ближайшие несколько лет. Обоснуйте свой прогноз.

10. Ваше представление об образовательных проектах с 1992 г. - с целью выявления причин и результатов процесса внедрения рыночных отношений в систему российского образования.

Знать термины и понятия: Болонская декларация; Болонский процесс (единое образовательное и культурное пространство); Модернизация высшего профессионального образования.


    Единое экономическое пространство … Википедия

    Двухуровневая система образования - В июне 1999 года в городе Болонья была подписана конвенция, которая положила начало так называемому Болонскому процессу. Его участниками стали тогда 29 государств Европы, сформулировавшие задачу создать к 2010 году Единое европейское пространство … Энциклопедия ньюсмейкеров

    У этого термина существуют и другие значения, см. Государственная премия. Государственная премия Украины в области образования … Википедия

    Логотип Болонский процесс процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства вы … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Союзное государство (значения). рус. Союзное государство белор. Саюзная дзяржава … Википедия

    Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

    Интеграция в Евразии … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Таможенный союз. Таможенный союз ЕврАзЭС … Википедия

Книги

  • Болонский процесс. Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство , Гретченко Анатолий Иванович, Гретченко Александр Анатольевич. Рассмотрены цели и основные задачи процесса структурных реформ европейского высшего образования в свете реализации Болонского соглашения. Показана объективная необходимость интеграции России…
  • Болонский процесс Интеграция России в в европейское и мировое образовательное пространство , Гретченко А., Гретченко А.. Рассмотрены цели и основные задачи процесса структурных реформ европейского высшего образования в свете реализации Болонского соглашения. Показана объективная необходимость интеграции России…

Глобализация вызывает революционные процессы не только в мире экономики и финансов, не только на рынке труда и СМИ – все более явным становится и ее влияние на системы образования. Открыто звучат слова о «конкуренции образовательных регионов», предполагающих англосаксонскую модель конкуренции всех со всеми – государств, вузов, профессоров, студентов.

Свидетельства о высшем образовании (CBO) должны быть сопоставимы по всей Европе. Такое соглашение подписали 29 европейских государств в итальянском городе Болонья. Цель «Болонской декларации» - создание «европейского пространства высшего образования». Один из результатов – введение двухступенчатой системы СВО, состоящей из ученых степеней Бакалавр и Магистр, которые присваиваются по всей Европе по одинаковым критериям. «Болонский процесс» содействует мобильности студентов в Европе. На сегодняшний день декларацию подписали 45 стран.

В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию и, тем самым, активизировала процесс своего вступления в общеевропейское образовательное сообщество. Уже сейчас Болонское движение охватило практически все крупнейшие вузы РФ. Потребность в высококвалифицированных специалистах велика во все времена. Современная ситуация в России и современное производство, динамично меняющееся под воздействием технического прогресса, ставит вопрос о повышении эффективности профессиональной подготовки специалистов, их профессиональной компетентности и предопределяет необходимость улучшения качества образования.

Процессы глобализации экономики, формирования информационного общества и интеграция российской системы высшего профессионального образования в мировое образовательное пространство поставили перед нашей педагогической наукой задачу приведения традиционного российского научного аппарата в соответствие с общепринятой в Европе системой педагогических понятий.

Исходя из этого, мы должны формулировать задачу таким образом: Необходимо воспользоваться возможностями, которые дает эксперимент, для существенного улучшения качества подготовки специалистов и реального приближения сущностного содержания образования к уровню ведущих европейских ВУЗов. При этом следует учитывать как основные положения кредитно-модульной системы подготовки специалистов (КМСПС) и европейской системы перезачета кредитов, так и требования российского законодательства в сфере образования. Вводя новации, желательно в максимальной мере, насколько это возможно, придерживаться тех принципов, на которых отечественное образование базировалось до сих пор. Тем более что Болонская конвенция, как известно, провозглашает расположение к сохранению своеобразия содержания и форм преподавания образовательных программ, а, следовательно, и национальной, и местной академической автономии.

Реалии сегодняшних дней таковы, что вузы России должны будут через несколько лет перейти на двухступенчатую систему «Bachelor-Master» международного образца и те из них, которые смогут это сделать своевременно и качественно, смогут продолжить свою образовательную деятельность. В настоящее время некоторые моменты Болонского движения остаются неясными, идут многочисленные дискуссии на тему, а стоит ли вообще менять систему образования в России, будет ли признаваться степень бакалавра на предприятиях, как правильно выстроить экономические отношения в вузе при переходе на новую систему и многое другое. Сколько бы не говорилось о формировании общеевропейского образовательного пространства, кроме громких слов – «Болонское соглашение», «бакалавры и магистры», «двухуровневая система», - большинство россиян ничего не слышали. Между тем, совсем скоро эти понятия войдут в нашу жизнь.

Итак, какие изменения предполагают государственные образовательные стандарты третьего поколения? Необходимость государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) назрела в 90-е годы в связи с появлением множества новых учебных заведений и расширением их академических свобод. После распада СССР сфера образования остро нуждалась в стандартизации. Министерство образования со стороны государства и учебно-методические объединения со стороны университетов разработали и внедрили работающую уже более 15 лет систему ГОС ВПО. На подходе ее третья, самая инновационная редакция.

За рубежом система образования имеет восемь ступеней квалификации. Начальной и средней школе соответствуют с первого по пятый уровни, с шестого уровня начинается обучение в вузе. Бакалавр – шестая ступень, магистр – седьмая, высшая ступень

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию.

Поэтому следует говорить о современном мировом образовательном пространстве как о формирующемся едином организме при наличии в каждой образовательной системе глобальных тенденций и сохранении разнообразия:

  • 1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;
  • 2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности).

«Мировой организм есть непрерывное целое”. Цицерон;

  • 3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);
  • 4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;
  • 5) разрастание рынка образовательных услуг;
  • 6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);
  • 7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;
  • 8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;
  • 9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;
  • 10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;
  • 11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей инвалидов.

Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры.

В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем. К крупным международным проектам относятся:

  • - ЭРАЗМУС, цель которого заключается в том, чтобы обеспечить мобильность студентов Европейского Совета (например, в рамках программы до 10% студентов должны пройти обучение в вузе другой европейской страны);
  • - ЛИНГВА - это программа повышения эффективности изучения иностранных языков, начиная с младших классов;
  • - ЭВРИКА, задача, которого состоит в том, чтобы осуществлять координацию исследований со странами Восточной Европы;
  • - ЭСПРИТ - проект, предполагающий объединение усилий европейских университетов, НИИ, компьютерных фирм в создании новых информационных технологий;
  • - ЕИПДАС - это программа в области совершенствования планирования и управления образованием в арабских странах;
  • - ТЕМПУС представляет собой обще-европейскую программу, ориентированную на развитие мобильности университетского образования;
  • - ИРИС - это система проектов, направленная на расширение возможностей профессионального образования женщин.

Появляются новые организационные структуры интернационального свойства: международные и открытые университеты.

Полиструктурность мирового образования позволяет осуществить анализ метаблоков, макрорегионов и состояния образования в отдельных странах. В мире выделяют типы регионов по признаку взаимного сближения и взаимодействия образовательных систем (А.П. Лиферов).

Первый тип составляют регионы, которые выступают генераторами интеграционных процессов. Самым ярким примером такого региона может служить Западная Европа. Идея единства стала стержнем всех образовательных реформ 1990-х годов в западноевропейских странах.

Стремление к утверждению «европейской идентичности» и «гражданственности» подкреплено целым рядом европейских проектов в таких областях образования и культуры, как популяризация национальных литератур, расширение обучения иностранным языкам, увеличение сети библиотек, проект «Европейский город культуры».

Значение европейских интеграционных процессов не исчерпывается территорией одной Западной Европы. Опыт и импульсы интернационализации позитивно сказываются на ходе взаимодействия национальных образовательных систем в других частях мира.

К первому типу регионов можно также отнести США и Канаду, но их интеграционные усилия в сфере образования реализуются в иной ситуации. В мире формируется новый, Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) - генератор интеграционных процессов. В него входят следующие страны: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, а также Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия. Для всех этих стран характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров.

В основе «азиатского экономического чуда» стран АТР лежит ряд факторов. Один из решающих факторов заключается в финансовом приоритете образования. В большинстве стран АТР сформировалась развитая система высшего образования. Например, в Корейской Республике около 1/3 всех выпускников средней школы поступают в университеты. Свыше 30% тайваньских школьников также идут учиться в университеты (для сравнения: в Германии - 18%, Италии - 26%, Великобритании - 7%).

Ныне каждый третий иностранный студент в мире - выходец из стран АТР. К завершению XX века образовательный потенциал данного региона достаточно возрос. Япония имеет самую высокую долю ученых степеней среди стран мира - 68%, для сравнения - 25% в США.

Республика Корея занимает первое место в мире в расчете на душу населения по числу лиц, получивших степени доктора наук.

Государственные расходы на образование в развитых странах составляют около 950 млрд. долларов США в год, а на образование одного учащегося всех ступеней в среднем-1620 долларов. Ко второму типу относятся регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. В первую очередь это страны Латинской Америки.

Как в процессе истории, так и в настоящее время Латинская Америка оказывается в зоне действия интеграционных импульсов со стороны США и Западной Европы. Географически это воплотилось в участии этого региона в интеграционных процессах Западного полушария на обще-американском, региональном и суперрегиональном уровнях и включении стран Латинской Америки в реализацию ряда международных проектов со странами Европы. Страны Латинской Америки рассматривают связи с Европой как средство ослабления экономической и политической зависимости от США, а также как возможность оградить от тотального североамериканского воздействия развивающийся процесс культурообразования, главными элементами которого остаются европейские культурные традиции и остаточные элементы автохтонных индейских культур.

По сравнению с другими развивающимися странами, для данного региона характерен более высокий уровень элементов инфраструктуры образования. Например, выпуск книг в расчете на 1 млн. жителей в 2-4 раза выше среднего показателя для развивающихся стран. Число преподавателей всех ступеней образования в 1,5 раза выше среднемирового уровня и практически равняется показателю для группы развитых стран. Наблюдается постепенное сокращение неграмотности, распространение начального образования, развитие системы высшего образования. Однако развитие образования имеет, по преимуществу, экстенсивный, своего рода «массификационный» характер.

Латинская Америка реализует программу под названием «Основной проект ЮНЕСКО по образованию для стран Латинской Америки и Карибского бассейна». В ее рамках к 2000 году, предполагается полностью ликвидировать неграмотность, всем детям школьного возраста дать восьми- или десятилетнее образование, стать конкурентоспособными на мировом рынке. На субрегиональном уровне интеграционные процессы охватывают группы стран, для которых в известной мере характерны территориальная, историческая и культурная общность: «Андская группа», «группа Контадора», «группа Рио», «группа трех» - Мексика, Колумбия, Венесуэла. Процессы данного уровня содержательно направлены на координацию усилий в разработке общих стандартов школьного и вузовского образования, качество подготовки специалистов, предотвращение «утечки умов». Проект «Общего рынка знаний» латиноамериканских государств реализуется на региональном уровне. Для его координации создан соответствующий орган - Совещание министров образования, заседания которого проходят в разных странах. Обще-американский уровень развития интеграции образования находится в процессе зарождения и во многом будет определяться задачами формирующегося экономического пространства Западного полушария и преодолением политико-культурной экспансии со стороны США. Все современные модели латиноамериканского образования представляют собой прототипы американских или их модификации. Среди латиноамериканских стран Бразилия и Аргентина уже давно ориентируются на американскую модель образования. Мексика и Коста-Рика ищут другие пути развития образовательной системы, опираясь на тесный контакт с Европой. Развивающаяся сеть «открытых» университетов также способствует уменьшению влияния США. Такие университеты действуют при университете г. Бразилиа, Национальном автономном университете Мексики, при университетах Коста-Рики и Колумбии. Латиноамериканские государства (особенно Мексика и Чили) в вопросах образования и культуры развивают сотрудничество с Японией и странами Азиатско-тихоокеанского региона. Государственные расходы на образование в странах Латинской Америки и государств Карибского бассейна в среднем составляют около 50 млрд. долларов в год, а расходы на образование одного ученика соответственно составляют около 500 долларов.

К третьему типу относятся те регионы, которые инертны к интеграции образовательных процессов.

В эту группу входят большая часть стран Африки к югу от Caxapы (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, небольшие островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Продолжительность школьного обучения в целом ряде африканских стран ниже минимального - 4 года. В данных регионах преобладает неграмотное население. Например, около 140 млн. африканцев, проживающих южнее Сахары, остаются безграмотными. Самая низкая продолжительность школьного обучения в Нигерии - 2,1 года затем в Буркина-Фасо - 2,4 года, в Гвинее - 2,7 года, в Джибути - 3,4 года. По данным ЮНЕСКО, в начальных школах таких стран, как Нигерия или Гвинея, учебники есть только у 30% детей. Материальная база образования чрезвычайно низка. Соотношение «учащийся-учитель» (среднее число учащихся на 1 учителя) в странах этого региона является одним из самых высоких в мире. Например, в Бурунди этот показатель равен 49, в Кении - 39, в Намибии - 38, при среднемировом показателе - 16, а в развитых странах мира - 23. В данных регионах нет предпосылок для формирования жизнеспособных национальных систем высшего образования. Реальную возможность поддержки связей стран данного региона с мировым научным и образовательным сообществом видят в направлении студентов на учебу за границу. В таких странах, как Буркина-Фасо, Мозамбик, Руанда, число студентов в расчете на 100 000 жителей колеблется от 16 до 60 человек. Для сравнения: в Республике Корея - около 4000, Ливане - более 3000, Аргентине - 3300, Венесуэле - около 3000, США около 6000. Между югом и севером Африки наблюдается гигантский разрыв в качественном уровне образования. В странах Африки (к югу от Сахары) государственные расходы на образование в среднем составляют около 9 млрд. долларов США в год, а на образование одного учащегося - около 70 долларов. К концу XX века выделяются регионы, в которых по ряду экономических, политических, социальных причин нарушается последовательность образовательных и интеграционных процессов. К таким регионам относятся арабские страны, Восточная Европа и страны бывшего СССР. В арабских странах наблюдается стремление к выделению четырех регионов, которые тяготеют к внутренней интеграции, включая и сферу образования. Это регионы Магриба (включая Ливию), Ближнего Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливан, Иордания), Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн), страны побережья Красного моря и Мавритания. В этих странах наблюдается крайняя неравномерность в процессе развития средней и высшей ступени образования. В Египте, Судане, Мавритании, Алжире сосредоточено 2/3 неграмотного населения арабского мира. В арабских странах государственные расходы на образование составляют примерно 25 млрд. долларов в год (по данным начала 1990-х годов), а на образование одного учащегося - около 300 долларов.

В странах Восточной Европы и бывшего СССР в связи с политической нестабильностью, экономическим кризисом и общественной дезинтеграцией наблюдается спад в развитии образования. Последнее финансируется по остаточному принципу при тенденции к диверсификации источников финансирования средней и высшей школы. Влияние США и других стран привело к поэтапному переходу высшей школы на многоуровневую систему образования и подготовки специалистов. Системы образования стран Восточной Европы и бывшего СССР осуществили «перестройку», основывающуюся на стремлении к демократизации. В 1980-90-е годы в России сформировалось массовое инновационное движение в области школьного образования. Оно проявилось в поисках нового: моделей школы, содержания образования, образовательных технологий.

Несмотря на медленную внутрирегиональную реинтеграцию, страны Восточной Европы и бывшего СССР сохраняют общие элементы инфраструктуры образования, пригодные для использования в интеграционных процессах разного уровня и масштаба. Данные страны отдают приоритет связям с учебными заведениями Запада или со своими «заграничными» историческими соседями. Усиливаются международные контакты с образовательными системами США и других развитых государств как стремление войти в мировое образовательное пространство. В процессе международной оценки уровня развития системы высшего образования (по данным начала 1990-х годов) были выделены группы стран по следующим показателям: ВНП (валовой национальный продукт) на душу населения страны и численность студентов в расчете на 100000 жителей. На основании полученных данных можно сделать вывод, что в практически неограниченный доступ к высшему образованию населения характерен только для стран I группы: США, Канады, ФРГ, Японии и Финляндии.

К концу XX века численность учащихся во всем мире составляет около 1060 млн. человек, а доля грамотного населения в возрасте более 15 лет - лишь 75%. По сравнению с данными 1960-х годов, к началу 1990-х число иностранных студентов, аспирантов и стажеров во всех странах мира возросло почти в восемь раз и превысило 1 млн. 200 тыс. человек. Фактически в мире два из каждых ста, получающих высшее образование, иностранные студенты. Значительная доля всего международного студенческого обмена приходится на Европу. Для педагогических систем развитых стран характерна тенденция синтеза науки, образования и производства через создание крупнейших технополисов.

Технополисы впечатляют своими масштабами, научным, образовательным и техническим потенциалом. В формировании таких технопарков ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям. Например, в Японии 2/3 всех научных кадров страны (около 80 исследовательских и учебных заведений), где обучаются сотни тысяч студентов из 50 стран мира, сосредоточено в таком центре, объединяющем в себе как фирмы, так и высшие учебные заведения и НИИ, в которых проводятся фундаментальные и прикладные исследования. На базе ряда университетов на юге Франции сосредоточен крупный научный потенциал - «Дорога высокой технологии».

Формированию единого мирового образовательного пространства способствует развитие дистанционных форм обучения.

Системы дистанционного обучения основаны на использовании компьютерной сети и спутниковой связи. Они позволяют решать образовательные задачи в масштабах целых континентов. Так реализуется проект единой Европейской обучающей среды. Шведский Балтийский университет, объединяющий более чем 50 университетов десяти стран балтийского региона, служит примером использования дистанционных методов. В США (по данным середины 1990-х годов) в программе дистанционного обучения участвуют более 1 млн. студентов.

В мире функционируют глобальные системы дистанционного обучения: «Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет», обеспечивая обмен информацией в оперативном режиме. Именно в связи с развитием методов дистанционого обучения мировое образование получило один из мощных инструментов формирования своего единого пространства. Теперь оно способно вовлекать множество стран в интеграционные процессы в сфере образования и подготовки специалистов выравнивать качественное состояние составляющих мирового образовательного пространства.

В России за последние двести лет сформировалась уникальная система школьного и высшего образования. К концу XX века она насчитывает свыше 900 вузов всех форм собственности (федеральные, региональные и частные). Профессорско-преподавательский состав российской высшей школы составляет 240 тыс. человек, из которых около 20 тыс. докторов и около 120 тыс. кандидатов наук. Число российских преподавателей составляет 25% от численности преподавателей вузов всего мира.

Студенческий контингент российских вузов сохраняется в течение последних лет неизменным (2,7 млн. человек). По своему объему это сопоставимо с численностью студентов вузов Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Швеции и Польши вместе взятых. По числу студентов в расчете на 10 тыс. населения Россия стоит в одном ряду с Францией, Японией, Германией, Италией. Однако она почти втрое отстает от США и вчетверо от Канады. При этом только Европейская часть России концентрирует 1/4 часть общего числа вузов России и такую же долю студенческого контингента.

По данным 1995 года, число государственных общеобразовательных учреждений в России составило 70200, более 500 негосударственных школ и около 200 частных высших учебных заведений.

В среднем по стране на одного учителя государственной общеобразовательной школы приходится 14 учащихся, частной школы - 4 человека, на одного преподавателя государственного вуза - 11человек. В России насчитывается 252 детских дома, около 2000 школ-интернатов, 5530 внешкольных учреждений. Для мирового образования характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявляющиеся в конце XX века.

Первая тенденция - это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех. Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования.

Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от равных условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также за счет введения новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики. Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран. биографический реформирование постсоветский

Поэтому пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям. Пространственная структура мирового образования воплощает территориальные и статистические пропорции в развитии национальной системы каждой страны, отдельных регионов и континентов, глобального взаимодействия между системами образования отдельных стран и регионов. Для мирового образовательного пространства характерны такие свойства, как динамичность, интернациональность и разная плотность связей между составляющими и концентрации образовательных систем.

В результате мировых интеграционных процессов к концу XX века сформировались отдельные типы регионов. Последние организовались по признаку международного сотрудничества в области образования и степени влияния на развитие образования других стран и регионов.

К ним относятся регион Западной Европы, США и Канады, Латинской Америки, Африки (кроме ЮАР), Азиатско-Тихоокеанский и регион бывшего СССР и Восточной Европы. Функцию нормативно-правовой поддержки процесса развития мирового образовательного пространства выполняет ЮНЕСКО.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...