Метод медиации в конфликтологии. Межличностный конфликт: способы разрешения — процедура медиации (привлечение посредника)


Как решить спор без обращения в суд, учтя все интересы сторон? И возможно ли это в принципе? Об этом вы сможете узнать в данной статье

Что такое медиация

Медиация (eng. mediation — посредничество) — один из методов взаимовыгодного разрешения конфликта при содействии третьей незаинтересованной и независимой стороны (медиатора).

Медиация закреплена официально - она регламентирована Федеральным законом РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» № 193-ФЗ от 27.07.2010 г., но при этом она не имеет почти ничего общего с судебным рассмотрением споров.

Основное отличие медиации от иных методов разрешения конфликтов состоит в том, что она не требует участия государственных органов .

Медиатором может быть практически любой человек. За одним исключением - он должен быть независим и беспристрастен. Деятельность медиаторов может оплачиваться, либо не оплачиваться - по договоренности. Медиаторы не являются предпринимателями - это частные лица. Медиатор может действовать на непрофессиональной и на профессиональной основе.

Осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут люди, достигшие двадцати пяти лет, имеющие высшее профобразование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов. Осуществлять деятельность медиаторов на непрофессиональной основе могут любые дееспособные люди, достигшие восемнадцати лет и не имеющие судимости.

Соответственно, медиатором может быть кто угодно, тот, кому стороны доверяют и к чьему решению готовы прислушаться. Основное и обязательное условие - это его независимость, а все остальные вопросы о выборе медиатора решаются сторонами самостоятельно.

Вторым очень важным отличием медиации от иных способов разрешения конфликтов является то, что медиатор не выносит решение в пользу одной из сторон (как это происходит при судебном рассмотрении спора), а пытается найти взаимовыгодное решение вопроса, удовлетворяющее всех участников спора. Он старается примирить оппонентов и достичь консенсуса, т.е. добиться того, чтобы конфликт себя полностью изжил, а обе стороны остались довольны исходом рассмотрения их дела.

Медиация — достаточно новый элемент предпринимательских, корпоративных, семейных, жилищных и иных отношений, тем или иным образом затрагивающих всех граждан и юридических лиц нашей страны. В отличие от западных стран (где процедура медиации достаточно распространена и эффективна) в России мало кто прибегает к помощи независимых посредников, предпочитая судебное рассмотрение спора. Да это и не удивительно, ведь закон, регулирующий процедуру медиации, хоть и принят, но еще даже не начал свое действие. Это произойдет только лишь первого января 2011 года.

Соответственно, можно сказать, что процедура медиации только начала внедряться на территории нашей страны и не скоро граждане и организации смогут переориентироваться на альтернативный способ решения их разногласий.

Тем не менее, медиация имеет массу преимуществ по сравнению с другими методами урегулирования споров, а значит, стоит обратить на нее некоторое внимание и попытаться понять - сможет ли она потеснить традиционные способы разрешения конфликтов.

Преимущества медиации

  • 1.

    Медиация экономит время. В отличие от судебного процесса, медиация не ограничена бюрократическими проволочками, очередями, особенностями документооборота и сложными, регламентированными законом процедурами.

  • 2.

    Медиация экономит деньги. Ведь, деятельность медиатора может осуществляться как на платной, так и на бесплатной основе, следовательно, стороны, при желании, могут существенно сэкономить на судебных расходах.

  • 3.

    Медиация выгодна для всех ее сторон. Медиатор учитывает интересы всех оппонентов и решает вопрос так, чтобы они остались довольны исходом конфликта. Медиатор не ищет правых и виноватых - он старается примерить стороны и найти выход, устраивающий абсолютно каждого.

  • 4.

    Медиация добровольна. В отличие от суда (в котором ответчик обязан отреагировать на иск, поданный без его участия и, естественно, без какого-либо согласования), при осуществлении процедуры медиации стороны заключают соглашение, в котором оговаривают сведения о медиаторе, процедуре медиации, ее сроках и особенностях.

  • 5.

    В связи с обоюдным решением о начале процедуры медиации, стороны настроены на быстрое и взаимовыгодное разрешение конфликта , а значит, они сами делают все возможное для наиболее удачного разрешения спора. В суде же стороны, наоборот, делают все для затягивания процесса и принятия решения в свою пользу, без учета каких-либо интересов оппонента.

  • 6.

    Медиатор может рассматривать абсолютно любые , даже частные, внутрисемейные и внутрикорпоративные конфликты. Процедура медиации открыта для всех и выгодна абсолютно каждому: разводящимся супругам, спорящим акционерам, конфликтующим бизнесменам, ругающимся соседям, и даже попавшим в ДТП автомобилистам.

  • 7.

    При разрешении конфликта медиатор основывается не только и не столько на требованиях закона, сколько на интересах и взаимоотношениях сторон , нормах морали и нравственности и личного опыта. Ведь, медиатор - это не обязательно юрист. Это может быть и бухгалтер, и психолог, и педагог, и даже философ.

И, наконец, процедура медиации конфиденциальна . Она не выходит за рамки общения оппонентов и самого медиатора, что очень важно, если спор затрагивает коммерческие интересы или личные взаимоотношения сторон и их разглашение может повлечь убытки или иные неблагоприятные последствия. В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может её раскрыть другой стороне только с согласия лица, предоставившего данные сведения.

Процедура медиации может быть применена как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства. Наличие соглашения о применении медиации и непосредственное её проведение, не является препятствием для обращения в суд.

Особенности медиации и процедура ее проведения

Процедуру медиации в России регламентируют такие кодексы и законы, как:

  • 1.

    ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) » № 193-ФЗ от 27.07.2010 года.

  • 2.

    Глава 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации — «Примирительные процедуры. Мировое соглашение».

  • 3.

    Статья 401 Трудового кодекса Российской Федерации — «Примирительные процедуры».

  • 4.

    Статья 5.32. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах».

  • 5.

    Приказ ТПП РФ «О совершенствовании деятельности Коллегии посредников по проведению примирительных процедур при Торгово-промышленной палате Российской Федерации » № 72 от 30.12.2008 года.

Процесс медиации выглядит следующим образом:

  • 1.

    Одна из сторон направляет другой стороне письменное предложение о применении процедуры медиации для разрешения их конфликта. Если в течение тридцати дней со дня его направления другая сторона не дала согласие на медиацию, то предложение считается отклоненным.

  • 2.

    Если же сторона дала согласие, то оппоненты заключают соглашение о применении процедуры медиации. Оно заключается в письменной форме и оговаривает то, что стороны договорились попытаться разрешить конфликт при помощи медиатора.

  • 3.

    Стороны заключают соглашение о проведении процедуры медиации, в котором оговаривают:

    • предмет спора;
    • личность медиатора;
    • организацию, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации;
    • порядок проведения процедуры медиации;
    • условия участия сторон в расходах на медиацию;
    • сроки проведения процедуры медиации.
  • 4.

    Медиатор изучает точки зрения сторон, рассматривает предоставленные доказательства, беседует с оппонентами, выслушивает их пожелания и учитывает все их интересы. Затем, он пытается найти компромисс и предлагает сторонам способы разрешения конфликта.

    Медиатор не должен выносить волевое решение и принуждать оппонентов к его выполнению. Он должен сделать так, чтобы стороны добровольно пришли к соглашению и общими усилиями выработали наиболее приемлемый выход из сложившейся ситуации.

  • 5.

    Оппоненты заключают медиативное соглашение, в котором указываются сведения о сторонах, медиаторе, предмете спора, проведенной процедуре медиации, согласованных в ее ходе обязательствах, условиях и сроках их выполнения. По желанию сторон данный документ может быть утвержден судом в качестве мирового соглашения.

Последующее исполнение принятого решениядобровольно . Никто не может принудить сторону к его реализации. И в этом, пожалуй, основной минус медиации. Ведь, все временные и денежные траты на проведение данной процедуры могут привести к тому же, с чего стороны начали — к возобновлению, а может даже и развитию конфликта.

Именно поэтому, даже при возможности проведения процедуры медиации, многие граждане и предприниматели предпочтут обращаться в суд и защищать свои интересы на основании подлежащего обязательному исполнению судебного решения и при помощи судебных приставов.

А значит, медиация вряд ли станет достаточно популярна в России , и вряд ли когда-либо сможет заменить или хотя бы потеснить судебное рассмотрение споров.

Медиация как способ урегулирования конфликтов активно применяется в международном сообществе, но в России, несмотря на наличие необходимых правовых инструментов, не очень востребована. В настоящей статье мы подробно рассмотрим, как проводится данная примирительная процедура и каковы проблемы ее применения.

Медиация относится к неюрисдикционным формам защиты

Медиация относится к неюрисдикционным формам защиты прав, т. е. является способом разрешения конфликтов при участии независимого лица — медиатора, без обращения в суды или административные органы. Суть заключается в самостоятельном урегулировании спора сторонами, причем таком, при котором нет проигравших. Ищется решение, удовлетворяющее всех, а не компромиссный вариант. Посредник, используя свой опыт и знания, обеспечивает конструктивный диалог, создает условия для взаимопонимания между участниками конфликта (далее — участники).

ВАЖНО! Проведение медиации допускается с момента возникновения спора до вынесения решения судом. Она обязательна, если не установлена в договоре или дополнительном соглашении в качестве способа досудебного урегулирования. В противном случае несоблюдение процедуры послужит основанием для возврата иска, а если дело возбуждено — для его оставления без рассмотрения.

Согласительные процедуры

Согласительные процедуры представляют собой различные виды посредничества и содействия при разрешении споров:

  • переговоры;
  • сотрудничество;
  • рассмотрение третейским судом;
  • медиация.

Все они имеют 1 цель — обеспечить условия для урегулирования конфликта. Медиация отличается от других видов тем, что осуществляется с привлечением третьего лица, не являющегося специалистом в правовых вопросах, к тому же не имеющего права консультировать участников.

Положительные стороны этого примирительного механизма:

  • конфиденциальность;
  • безопасность (всегда есть возможность перенести разрешение спора в суд);
  • безвозмездность (закон позволяет воспользоваться услугами посредника без их оплаты);
  • эффективность (цель посредника — обеспечить достижение договоренности, судьи — разрешить спор по закону);
  • универсальность (позволяет выйти за правовые рамки спора, всецело оценив отношения участников и урегулировав их в одном документе);
  • скорость (занимает меньше времени, чем судопроизводство).

Медиация как правовой институт в России

Медиация в России действует с 01.01.2011, а именно с даты вступления в силу ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ (далее — закон № 193-ФЗ). Однако применяется нечасто в основном из-за проблем, связанных с пробелами и коллизиями законов, а также отсутствием должного информирования общества.

Основные недостатки института:

  1. Отсутствует возможность принудительного исполнения медиативного соглашения, заключенного на стадии досудебного урегулирования.
  2. Соглашение признается гражданско-правовой сделкой и исполняется на основании добровольности, добросовестности (ч. 4 ст. 12 закона № 193-ФЗ). Следует иметь в виду, что судебное медиативное соглашение может быть оформлено как мировое (ч. 3 ст. 12 закона № 193-ФЗ) и защита прав, вытекающих из него, происходит уже в другом порядке (подробнее см. в статье «Как может быть заключено мировое соглашение в 2015 году?»).
  3. Законом не предусмотрена обязанность суда утвердить медиативное соглашение в качестве мирового. При этом согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, гл. 15 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 32 ФЗ «О третейских судах в РФ» от 24.07.2002 № 102-ФЗ мировое соглашение обязательно к утверждению, если оно не противоречит закону.
  4. Медиатору запрещается оказывать помощь участникам конфликта, в т. ч. юридическую.
  5. Медиатору не обязательно иметь юридическое образование (ст. 15, 16 закона № 193-ФЗ).
  6. В процессе реализации необходимо оформить в письменном виде 3 соглашения (о применении, проведении и медиативное).

Что вправе делать медиаторы

Медиаторы вправе:

  • решать организационные вопросы;
  • получать вознаграждение за оказание услуг, если иное не установлено соглашением;
  • раскрывать информацию, предоставленную одним участником, другому, если на то имеется согласие передающего;
  • вносить предложения об урегулировании спора, если стороны предусмотрели такое право в соглашении о проведении медиации;
  • в любой момент прекратить процедуру, если она нецелесообразна (причем нецелесообразность определяется по их усмотрению, т. к. закон этот термин не раскрывает);
  • быть членами саморегулируемой организации;
  • осуществлять любую иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность согласно закону.

Подробнее — в законе № 193-ФЗ (ст. 6, 10, чч. 4 и 5 ст. 11, ч. 4 ст. 15).

К каким спорам может быть применима медиация

Медиация может быть применима к гражданско-правовым (в т. ч. вытекающим из экономической и предпринимательской деятельности), семейным и трудовым конфликтам. Однако ее использование невозможно при разрешении коллективных трудовых споров, а также споров, где затрагиваются права третьих лиц и публичные интересы. Что подразумевает законодатель под публичными интересами, точно неизвестно, т. к. это понятие, будучи достаточно широким, не раскрывается ни в каких нормативных актах.

В настоящее время обсуждается возможность введения рассматриваемого института в административное, исполнительное производство и т. д. В уголовном праве России медиация не предусмотрена, за исключением новелл в отношении несовершеннолетних (подробнее см. ниже).

Применение данного способа урегулирования спора невозможно, когда это напрямую следует из норм законодательства (например, при признании лица недееспособным, умершим).

ВАЖНО! Использование медиации приостанавливает течение срока исковой давности (ч. 3 ст. 202 ГК РФ).

Какие принципы предполагает медиация

Медиация основана на таких принципах, как:

  • взаимное волеизъявление сторон;
  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • сотрудничество;
  • равноправие сторон;
  • беспристрастность;
  • независимость посредника.

Приведем пример прямого действия норм о принципах медиации. Так, 18-й арбитражный апелляционный суд в постановлении от 17.10.2014 по делу № 18АП-10760/2014 признал законным отказ в предоставлении ответчику времени на проведение медиации, т. к. ее реализация основана на принципах взаимности и добровольности, а истец соответствующего желания не выразил.

Виды медиации

Виды медиации официально в российском законодательстве не закреплены. Теоретики подразделяют ее на досудебную и судебную.

Встречаются следующие разновидности данного примирительного механизма:

  • ориентированная (приоритет — цели, а не отношение к конфликту);
  • трансформативная (приоритет — услышать другую сторону);
  • нарративная (участники излагают свою точку зрения относительно спора);
  • экосистемная (используется для разрешения семейных проблем);
  • оценочная (посредник оценивает конфликт);
  • восстановительная (основана на понимании).

Посредники могут объединять несколько вышеуказанных видов в процессе оказания услуг.

На международном уровне можно выделить следующие виды (на основании сферы разрешения конфликтов):

  • коммерческие (выгоднее судов за счет меньших сроков разрешения спора и более эффективные, т. к. посредник — узкопрофильный специалист);
  • семейные (более деликатный подход к семейным проблемам с учетом психологического аспекта);
  • общественные (специализируются на примирении коллективов, общества, государства);
  • уголовные.

Служба медиации

Служба медиации имеет мало общего с договорной процедурой разрешения гражданско-правового спора. Это запланированная сеть учреждений, которые будут заниматься защитой интересов детей, восстановительным правосудием в области детской преступности и разрешением конфликтов. То есть в данном случае цель медиации — обучение детей конфликтологии, что должно помочь в борьбе с попытками детей решить спор путем совершения деликта.

Данная служба должна быть развита в России к 2017 году согласно распоряжению Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р. Указанным документом утверждена Концепция по развитию сети служб медиации в целях реализации правосудия в отношении детей, в т. ч. совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста уголовной ответственности. Эта Концепция направлена на создание условий для полноценного развития и социализации детей, в т. ч. трудных (из неблагополучных семей, совершивших преступления и т. д.).

Сеть служб медиации имеет следующую структуру:

  • Вышестоящий Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия.
  • Нижестоящие службы медиации на региональном и местном уровнях. Их представляют секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и педагогические работники.

В последнее время активно развивается служба школьной медиации.

Суть медиации заключается в проведении переговоров между конфликтующими сторонами с участием нейтрального посредника, обеспечивающего возможность урегулирования взаимоотношений. Данная процедура не имеет самостоятельных договорных или принудительных средств реализации. Ее итогом является медиативное соглашение, которое в зависимости от этапа его достижения является гражданско-правовой сделкой или мировым соглашением.

Процедура медиации крайне непроста и пока сильно в России не развита. Однако у нее большой потенциал. Стоит отметить, что термин «медиация» применяется также к организуемой в стране системе восстановительного правосудия для детской преступности.

Медиация – термин, используемый для определения одного из способов разрешения конфликта, т. е. это завершение конфликта с участием третьей стороны, не заинтересованной прямо в исходе конфликта. Задача посредника – медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам договориться, а не дать готовое решение. Участие медиатора заключается в организации переговоров, придании им более конструктивного характера. Разработка и применение методов посредничества стало делом профессиональных конфликтологов-медиаторов.

В роли третьей стороны чаще всего выступает один человек. Могут выступать группы профессионалов или даже государства (США, Россия в войне в Югославии).

Медиация – не менее древнее понятие, чем сам конфликт (в сфере социальных конфликтов, разумеется). Оно существовало еще в Китае, в странах Африки, где в качестве медиаторов выступали старейшины племени.

Как общественно значимая деятельность медиация возникла в США
в начале 60-х гг. Сейчас медиация – это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации (с участием третьей стороны) процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса
в США не проходит ни один серьезный переговорный процесс. В этой стране выпускаются журналы, освещающие проблемы медиации ("Ежеквартальный журнал по медиации"). Существует Национальный институт разрешения диспутов, который занимается разработкой новых методов медиации, действуют частные и государственные службы медиации.

Медиация (посредничество) – процесс, в ходе которого участники конфликта с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь консенсуса, который бы соответствовал их интересам.

Медиацию следует понимать, прежде всего, как процесс, продвигающий конфликт в сторону его разрешения. Это целенаправленное вмешательство.

Преимущества и недостатки медиации

Преимущества медиации:

· вступление в процесс медиации добровольное;

· решение вырабатывается самостоятельно;

· обе стороны удовлетворены решением и добровольно берут на себя обязательства;

· медиация нацелена на поиск согласия, а не на поиск виноватых;

· риск медиации минимален: в любой момент можно отказаться от нее, строго соблюдается конфиденциальность;

· процесс медиации непродолжителен и обходится дешевле, чем судебный процесс.

Недостатки медиации состоят в том, что она эффективна только тогда, когда обе стороны хотят разрешить конфликт. Она не используется в криминальных конфликтах или в случае наличия душевной болезни у одной из сторон. Медиация основывается на следующих принципах:

1) добровольности;

2) равноправия сторон;

3) нейтральности медиатора;

4) конфиденциальности.

Следование этим принципам требует от медиатора определенных усилий.

В принципе в качестве медиаторов могут выступать кто угодно. Существуют, однако, группы людей, которые, в силу их статуса, относятся к официальным медиаторам:

· межгосударственные организации (ООН);

· государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура);

· государственные специализированные комиссии (например по урегулированию забастовок);

· представители правоохранительных органов (участковый в бытовых конфликтах);

· руководители структур по отношению к подчиненным;

· общественные организации (профсоюзы);

· профессиональные медиаторы-конфликтологи;

· социальные психологи.

Неофициальные медиаторы , к которым можно обратиться за помощью в силу их образования или большого опыта:

· представители религиозных организаций;

· психологи;

· социальные педагоги;

· юристы.

В роли спонтанных медиаторов могут выступать и все свидетели конфликтов, ваши друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Но в этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи.

В каких случаях вам разумно обратиться к медиатору?

· когда стороны изначально отстаивают взаимоисключающие интересы;

· все аргументы, средства исчерпаны, но выхода нет;

· изначально по-разному трактуются критерии оценки (например, законодательство);

· одной из сторон нанесен серьезный ущерб (психологический или физический);

· существует временное перемирие, но конфликт не исчерпан;

· требуется третья сторона для контроля за исполнением соглашения.

· В каких случаях необходимо выступить в качестве медиатора?

· происходит опасная эскалация конфликта, возникает угроза применения насилия;

· вам лично невыгоден этот конфликт;

· конфликт отрицательно влияет на подотчетную вам группу (вы – руководитель, а конфликтуют подчиненные);

· вы видите реальный выход из положения;

· у вас есть то, что устранит конфликт.

Выделяют пять типов медиаторов:

1) "третейский судья" – обладает максимальными возможностями для решения проблемы. Он изучает проблему всесторонне и его решение не обжалуется;

2) "арбитр" – то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому арбитру;

методист СПб государтсвенное бюджетное учреждение "Подростково-молодежный досуговый центр "Фрунзенский" Администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, кандидат филологических наук, доцент. Участник (с докладом) ряда городских и международных конференций и форумов по профориентации молодежи, координатор Первого молодежного патриотического форума Фрунзенского района СПб "Патриотизм: современные вызовы будущего" (27.04.2018) и выездного образовательного добровольческого форума (12-13 апреля 2018, п.Репино). Участник (с докладом) Международного петербургского культурного форума (ноябрь 2017) Автор ряда молодежных программ и проектов - по летней занятости, по добровольчеству, по профилактике рискованного поведения среди несовершеннолетних.

Эксперт: в области филологии, коммуникации, молодежной политики

Медиация как новая технология общения. Что написано в Федеральном законе, где и как применить его на практике. Пример школьной медиации.

Внедрение медиативных технологий в работу с конфликтными ситуациями, в первую очередь, в подростково-молодежной среде, на протяжении более двадцати лет в России напрямую зависело исключительно от инициативы отдельных специалистов и руководителей.

Принятие федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» , регламентирующего использование медиативной технологии для разрешения конфликтных ситуаций, стало революционным в развитии медиации в нашей стране.

Цель закона

Это особенно актуально и, тем более, перспективно в ситуации разрешения как спорных вопросов так и острых конфликтов, в молодежной среде, с последующим их разбором и методическим описанием.

Несовершеннолетние и молодежь – уязвимая категория для возникновения острых конфликтных ситуаций, спровоцированных недомолвками с родителями, непониманием в школе, несогласием в кругу друзей.

Эти веские факторы вызывают не просто замыкание на самом себе, но и «уход» подростка от реальности и его «выход» в виде асоциального поведения.

Что такое медиация

Медиация – это одна из технологий урегулирования споров (или конфликтной ситуации) при участии третьей стороны (медиатора) не заинтересованной в данном конфликте, но помогающей выработать определенное соглашение по спору, полностью контролируя процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Основные принципы медиативных сессий

  • конфиденциальность выявленной медиатором информации,
  • нейтральность позиции медиатора,
  • равноправие сторон в процессе медиативной сессии
  • и, обязательно, добровольность участия в ней .

Эффективность (медиабельность) споров

Медиация возможна, когда стороны хотят урегулировать конфликт и когда необходимо восстановить отношения людей, желающих взаимодействовать в будущем. Не возможно проводить медиативную сессию, если стороны не хотят урегулировать конфликтную ситуацию, когда одна из сторон недееспособна (например, зависимость от наркотиков, ПАВ, алкоголя), если тематика медиации может нанести психическую травму самому медиатору, в криминальных конфликтах, при работе с близкими.

Согласно Закону, существуют и определенные ограничения в проведении процедуры.

Процесс медиации состоит из нескольких стадий:

* Введение в процесс медиации, вступительное слово медиатора – продолжается достаточно долго, примерно 15-20 минут. Столь длинная и стандартная процедура обычно кажется начинающим медиаторам излишней, и они стараются ее сократить. Опыт показывает, что сокращение вступительной процедуры, как правило, приводит к резкому увеличению времени, а то и к срыву всего процесса медиации.

* Презентация сторон, когда каждая из сторон представляет суть произошедшего конфликта – при презентации и пересказе медиатор не делает никаких оценок, ничего не интерпретирует, позволяя себе только структурировать изложение. Завершается пересказ стандартными вопросами типа:

Я правильно вас понял?

Я не упустил ничего существенного?

* Дискуссия, в которой стороны вырабатывают вопросы для обсуждения в переговорах;

* Кокус, в который входит индивидуальная работа медиатора с каждой из сторон – посредник старается выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон;

* Общая сессия – дискуссия по выработке предложений;

* Подготовка проекта соглашения;

* Выход из медиации – удовлетворенность медиацией конфликтующих сторон.

Функции медиатора

  1. При всем вышеупомянутом, медиатор выполняет функцию беспристрастного организатора происходящего процесса, активного слушателя, постоянно анализирующего конфликт и проверяющего реалистичность.
  2. В процессе сессии, расширяя ресурсы и обучая ведению переговоров, он обязан сохранять психологический климат на протяжении всей сессии и, подытоживая работу, помочь сторонам в составлении итогового соглашения (или «списка обещаний»), которое стороны декларируют письменно и обязательно указывают, что конкретно каждая сторона сделает или не сделает, что бы конфликт был урегулирован окончательно.

Для нашей страны медиация – это новый, альтернативный метод, урегулирования споров и конфликтов, ставший, сначала предметом обсуждения среди юристов, а затем, приобретающий все больше сторонников, готовых и способных все применять его в различных социальных сферах.

Пример школьной медиации

Предметом конфликта между учителем/преподавателем и родителем стал вопрос о предвзятом отношении учителя к одному из учащихся выпускного класса. Родительница была возмущена тем, что учитель вызвала ее на разговор в школу из-за неуспеваемости сына. Она была уверена, что ее ребенок обязан приносить домой только пятерки и четверки, а раз ему ставят тройки и двойки, значит виноват учитель-предметник.

Учитель предложила урегулировать конфликт с помощью медиации.

При этом медиатором выступил не психолог и не юрист, а родитель из параллельного класса.

Медиация заняла три часа. Однако, урегулировать конфликт удалось, соблюдая все этапы медиации, “эхо-повтор” медиатором услышанного и нахождение медиатором общего желаемого между конфликтующими.

В данном случае требования были разными, но, как правило, оба участника были согласны, что их главная задача - действовать не в своих интересах, а в интересах ребенка. Это стало фундаментом будущих договоренностей.

Через две недели методиатор проверил, действительно ли стороны соблюдают соглашение и нужна ли дальнейшая помощь (психолога, юриста и т.д.)?

Медиация необходима людям, которые готовы к применению новых технологий в общении, уходя от привычных, стереотипных формул повседневности. Это действенный инструмент, который позволит продолжить взаимодействие между субъектами, не поступаясь своими интересами и, при этом, не теряя свое лицо. Осознавая социальную значимость интеграции инновационных методов, мы должны понимать, что этот подход очень важен в процессе воспитания детей, подростков и молодежи.

  1. портал “Медиация в образовании” – кейсы, алгоритмы, ауди-видео материалы для проведения медиаций.
  2. Хрестоматия альтернативного решения споров – представлен опыт отечественных коллег. И не только в сфере образования.
  3. Центр медиации и права – можно пройти обучение по нескольким программам, включая “Школьную медиацию”
  4. СПБ ГБУ “Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи “КОНТАКТ” – полезная информация, новости, обучение.

Медиация (посредничество) – это способ разрешения конфликтов с помощью третьей, независимой и незаинтересованной, стороны. В последние годы медиация стала отдельной профессией и закреплена официально в Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-ΦЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". При этом медиация – это внесудебная практика, не требует участия государственных органов. Медиация может осуществляться на профессиональной и непрофессиональной основе. Медиатором иа профессиональной основе может стать человек старше 25 лет, имеющий высшее образование и прошедший специальный курс подготовки медиаторов (такие курсы открываются во многих вузах) . Медиатором на непрофессиональной основе может быть человек старше 18 лет, не имеющий судимости. Стороны конфликта сами выбирают медиатора, которому доверяют и который не является вовлеченным в конфликт. В отличие от судебного решения, медиатор не принимает решения в пользу какой-либо из сторон, а пытается привести стороны конфликта к консенсусу.

Процедура медиации включает в себя следующие этапы.

  • 1. Письменное предложение одной из сторон конфликта о применении медиации. Если в течение 30 дней после получения предложения ответа не последует, предложение считается отвергнутым.
  • 2. При получении согласия второй стороны заключают письменное соглашение о применении медиации, в котором оговаривается:
    • – предмет спора;
    • – личность медиатора;
    • – организация, обеспечивающая проведение медиации;
    • – порядок проведения медиации;
    • – участие сторон в расходах на медиацию;
    • – сроки проведения медиации.
  • 3. Медиатор осуществляет свою деятельность, которая включает:
    • – изучение точек зрения сторон;
    • – беседы с оппонентами;
    • – поиск компромисса и принятие решения.

Медиатор не выносит сам решения и не принуждает стороны к его выполнению, а подводит стороны к принятию самостоятельного решения и наиболее приемлемому выходу из ситуации.

  • 4. Заключение медиативного соглашения между сторонами. В соглашении описываются обязательства сторон и сроки их исполнения. По желанию сторон соглашение может быть утверждено судом как мировое соглашение.
  • 5. Выполнение принятого решения сторонами. Стороны добровольно выполняют принятое решение.

Факторы успешности медиации:

  • 1) отношения сторон: чем хуже отношения сторон, тем маловероятнее успех медиации;
  • 2) способность сторон к кооперации: чем она выше, тем успешнее медиация;
  • 3) мотивация сторон к урегулированию разногласий и принятию соглашения: низкая мотивация снижает эффективность медиации;
  • 4) доверие сторон к медиативному процессу повышает успех медиации;
  • 5) характеристики самого процесса медиации, используемых им методов .

Технология медиации

При описании процесса медиации принято различать следующие группы техник:

  • 1) техники рефлексивного вмешательства – направлены на установление и поддержание контакта с участниками конфликта;
  • 2) техники контекстуального вмешательства – направлены на формирование благоприятного климата переговоров;
  • 3) техники независимого вмешательства – обеспечивают процесс принятия решений и анализа вариантов .

Во время первой же встречи необходимо ввести правила общения во время процесса медиации, которые затем следует неукоснительно соблюдать:

  • – отсутствие оскорблений, ругательств, угроз в адрес другой стороны;
  • – четкое изложение фактов с предоставлением подтверждающих документов;
  • – конфиденциальность – неразглашение информации, полученной в процессе медиации, в том числе в качестве свидетельских показаний в суде;
  • – полная добровольность участия в медиации: каждый из участников может выйти из процесса медиации в любой момент, если посчитает дальнейшее ее проведение бессмысленным;
  • – рекомендуется делить расходы на медиацию между сторонами конфликта поровну .

На стадии начала медиации медиатор знакомится с участниками. В процессе медиации медиатор следит за тем, чтобы правила соблюдались участниками, создает доверительную атмосферу диалога, предлагает сторонам по очереди высказать свое мнение о ситуации.

На стадии прояснения конфликта выясняются внутренние позиции участников конфликта, ценности и позиции сторон.

На стадии разрешения конфликта обсуждаются варианты решения, на этом этапе можно использовать метод "мозгового штурма" и предложить участникам высказывать любые варианты, даже самые неожиданные. Далее происходит оценка приемлемости каждого варианта для каждой из сторон, а также преимущества и недостатки каждого варианта. Медиатор помогает участникам выработать критерии оценки альтернатив решения конфликта.

В заключении процесса медиации выбирается наиболее приемлемый вариант и составляется соглашение. Текст соглашения должен быть четким, без двусмысленностей, в позитивных формулировках (вместо "не буду делать..." надо писать "буду делать") – это облегчает выполнение соглашения сторонами. Действия сторон должны быть определены максимально четко, с описанием содержания, времени, места выполнения.

В процессе медиации могут использоваться методы бихевиоральной терапии, фаилитации, коучинга, многих психотерапевтических подходов. Медиаторы могут работать по одиночке и в парах (ко-медиация), например, с разнополыми участниками конфликта (как в случае бракоразводного процесса) могут работать медиаторы разного пола, чтобы исключить эффект гендерной коалиции.

Пример 5.3

Техника контракта (списков)

Техника списков предложена С. Кратохвилом для решения семейных конфликтов, но может также применяться для конфликтов в любой сфере .

Этапы проведения техники

  • 1. Участники (стороны) конфликта письменно излагают свои претензии друг другу в виде списка требований. Необходимо добиться максимальной конкретности изложения претензии, например: "Хочу, чтобы муж приходил домой не позднее 20.00". Под каждым пунктом списка должно быть только одно требование, например фраза "Хочу, чтобы муж приходил домой не позднее 20.00, а не сидел с друзьями в баре и не играл в бильярд до полуночи" содержит три требования (приход домой, общение с друзьями, игра в бильярд), соответственно, ее надо разбивать на три пункта и конкретизировать каждый. Следует избегать общих претензий типа: "Хочу, чтобы муж ко мне хорошо относился". Такую претензию необходимо конкретизировать: "Что именно должен делать муж, чтобы показать свое хорошее отношение к вам?"
  • 2. По каждой паре требований с каждой стороны заключается договор: каждый будет делать то, что требуется другому, в ответ на собственные уступки. За одну сессию следует рассматривать не больше трех пар требований (табл. 5.2). Психолог при этом выступает в роли посредника (медиатора). Когда находятся такие нары, супруги заключают соглашение о соблюдении договора в течение недели.

Таблица 5.2

Супружеский договор Енды и Марии

Сфера конфликта

Домашнее хозяйство – претензия жены: "не помогает мне по дому"; претензия мужа: "командует и указывает, когда надо что делать, я хочу это делать, когда мне удобно"

Буду два раза в неделю приводить в порядок кухню и ванную, пылесосить

Пусть муж убирает, когда и как сам захочет, не буду им "командовать"

Воспитание детей – претензия жены: "мало уделяет времени детям"; претензия мужа: "критикует меня при детях, указывает, что делать и как играть"

Буду каждый день не менее получаса играть с детьми, а в воскресенье ходить с ними на прогулку

Пусть муж ведет себя с детьми так, как ему нравится; не буду его при детях критиковать

Свободное время – претензия жены: "уделяет мне мало времени, по выходным уезжает к своему отцу"; претензия мужа: "все время пилит, что я уезжаю в выходные"

Предусмотреть один раз в две недели в выходные дни программу развлечений, приятную для жены (выставки, экскурсии)

Не буду ничего говорить, если муж один раз в две недели поедет навестить своего отца (один или вместе с детьми)

3. Через неделю супруги вновь встречаются у психолога и обсуждают, что получилось и что не получилось выполнить, и на основании этого корректируют договор. Если все получается – можно добавить еще один-два пункта из списка претензий.

Для повышения эффективности техники можно попросить участников конфликта вести дневник, в котором отмечать положительные изменения в поведении партнера. Можно также использовать специальные формуляры и затем на их основе строить графики освоения навыков решения проблем.

Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991. С. 197-199.

  • Приводится по: Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. С. 198.
  • Выбор редакции
    Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

    Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

    Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

    Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
    О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
    Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
    Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
    Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
    Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...