Актуальные проблемы российского образования. Минобрнауки: Управление школами перейдет от муниципалитетов к регионам через три года


Российскую школу ждет очередная реформа. Собственно, этого и ожидала педагогическая общественность, когда Министерство образования и науки возглавила Ольга Васильева. До сих пор звучали лишь отдельные тезисы о том, что нужно бы изменить в отечественной системе образования – совершенствование ЕГЭ, введение пятидневки и т.п. Но заявление министра о возвращении школ на уровень субъектов вызвало самый сильный резонанс в профессиональной среде. Реформа – угроза или спасения российского общего образования? Читайте в материале «ФедералПресс».

Первая реформа Васильевой

Отечественное образование вновь готовится к реформе. Причем, как сообщил «ФедералПресс» член комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов , нормативно-правовая база, обеспечивающая этот процесс, и на федеральном, и на региональном уровне может быть готова уже к концу этого года, максимум – к середине следующего.

О начале реформ объявила глава Минобрнауки Ольга Васильева на заседании профильного комитета Госдумы. Речь идет о передаче школ с муниципального на региональный уровень. Именно такая система действовала в Советском Союзе и была разрушена в 90-х годах прошлого столетия. Тем самым Васильева вполне может войти в российскую историю как министр-возрожденец. В отличие от своих предшественников – Андрея Фурсенко и Дмитрия Ливанова, о которых не только в педагогической среде, но и в обществе в целом остались не самые лучшие воспоминания, на министра-женщину смотрят с надеждой.

Впрочем, по словам директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина , это не абсолютное возвращение к советской системе образования. «Тогда были другие кадры, другая система обращения с финансовыми потоками, система управления», - пояснил эксперт.

Детали реформы пока неизвестны. Ольга Васильева лишь сказала, что речь идет о возвращении «школ в государство» и выстраивании «государственного управления, потому что сейчас школы вне государственной опеки и заботы». По мнению Васильевой, система образования нуждается в централизации: если школы будут подчиняться регионам, то министерство будет иметь прямые рычаги влияния, которых сейчас у него практически нет, поскольку субъекты являются промежуточным звеном. Негативным фактором является и то, что сегодня невозможно создать «единое образовательное пространство», поскольку власти муниципалитетов имеют возможность самостоятельно прорабатывать учебные программы.

Повсеместно и одновременно реформу образования проводить, правда, никто не собирается – для этого нужны серьезные изменения законодательства. Пока ее апробируют на нескольких субъектах (по информации Ольги Васильевой, желание участвовать в эксперименте уже изъявили в 16 регионах), и только в Санкт-Петербурге реформа уже началась, однако говорить об ее эффективности или отсутствии такового, еще рано.

Деньги – школам

Денег, которые выделяют на школы муниципалитеты, едва хватает на оплату коммунальных услуг и косметические ремонты (впрочем, в оплате ремонта, а порой даже замене окон зачастую непосредственное участие принимают родители учеников, «жертвующие» в фонд школ в добровольно-принудительном порядке).

Муниципалитеты сталкиваются и с другими денежными проблемами. , в Свердловской области сразу несколько городов попросили помощи из регионального бюджета для оплаты штрафов, выписанных надзорными органами. В одном только Артинском городском округе задолженность по предписаниям составляет порядка 70 млн рублей. Директора школ увольняются из своих учреждений, так как вынуждены оплачивать штрафы за нарушения, допущенные, собственно, не по их вине, из собственного кармана.

Претензии Роспотребнадзора чаще всего сводятся к несоответствию школьных столовых отдельным пунктам санитарных требований (к примеру, на кухне нет отдельного цеха для приготовления рыбных блюд). Пожарные инспектора требуют установки специальных дверей в подвалах учебных заведений и противопожарной обработки чердаков. При этом не все нарушения устранимы: в том же Артинском районе проверяющим не понравилось напольное покрытие, к которому на протяжении более 20 лет у них не было никаких замечаний. В Качканаре другая ситуация: в одном из детских садов Роспотребнадзор требует установить дополнительный унитаз в группе, как предусмотрено нормами СанПиНа, но другими нормами того же документа установка еще одного унитаза невозможна, так как площадь санузла не позволяет этого сделать.

На устранение предписаний (даже тех, которые можно устранить) у школ просто нет средств. Муниципалитеты помочь тоже не могут. В итоге – штрафы, и… круг смыкается.

Говорить о создании новых мест в школах (иначе говоря, о строительстве новых школ) вообще не приходится – это миллиарды рублей (таких денег нет даже в региональных бюджетах, но у них хотя бы есть надежда на прямую поддержку из федеральной казны). Отсутствие средств влечет за собой неисполнение президентского поручения о переходе на обучение в одну смену. , только Екатеринбургу для инвестирования в строительство школ и ремонт имеющихся необходимо порядка 7 млрд рублей в год. В этом году местные власти готовятся открыть шесть новых школ, но чтобы выполнить поручение президента, вплоть до 2025 году нужно строить по две-три новые школы и примерно в десяти проводить капитальный ремонт. В районах области ситуация не менее сложная.

На данный момент субъекты уже несут на себе серьезную нагрузку по финансированию школьной системы. Регионы оплачивают все, что ученики обязаны получать в рамках государственных стандартов, в том числе учебную литературу. Да и зарплату учителям обеспечивают тоже власти субъектов.

Пожалуй, сложнее всего будет провести передачу имущества с муниципального на региональный уровень. С другой стороны, с завершением этого процесса у субъектов развяжутся руки: ожидается, что повысится эффективность расходования бюджетных средств. При этом повысится его прозрачность для самих региональных властей, которые будут заинтересованы вкладывать деньги в тот же ремонт школ, да и в образование в целом. А когда гарантом стабильности системы будут региональные власти, вероятность привлечения частных инвестиций, создания государственно-частных школ сразу возрастет.

«Будет лучше»

Анонсированная реформа образования уже поддержана на уровне комитета Госдумы по образованию и науке. Депутат Борис Чернышов в разговоре с журналистом «ФедералПресс» отметил, что изменения в системе абсолютно оправданы и целесообразны и, по сути, делать это нужно было раньше. «Мы тратим на школьное образование большие деньги, но при этом мы не в полной мере их контролируем. Плюс на уровне муниципалитетов власти захлебываются от недостатка финансирования, от большого количества обязанностей, - пояснил парламентарий. – Нам нужно единое образовательное пространство, единая образовательная политика, которая не будет отличаться от поселения к поселению».

Кроме того, по мнению Чернышова, передача школ на уровень субъектов позволит улучшить материально-техническую базу образовательных учреждений и решить существующие коммунальные проблемы.

Политолог Павел Салин также полагает, что основной мотив реформирования системы кроется в бедности муниципалитетов. «Муниципальная власть с финансовой точки зрения зачастую фактически не состоятельная», - заметил политолог.

Другой важный момент – в результате реформы из финансовой, да и управленческой цепочки уйдет «лишнее звено»: федеральному центру с регионов, с одной стороны, проще будет спрашивать за переданные средства, с другой – такое прямое подчинение позволит более оперативно решать вопросы, то есть повысится управляемость системы. По словам депутата Бориса Чернышова, у федеральных и региональных чиновников «не будет желания подставлять самих себя».

Вместе с тем, политолог Павел Салин не уверен в повышении управляемости, он полагает, что как раз в этой части реформа «может сказаться негативно: школы отодвигают дальше от центра принятия решений». «Практика управления будет разниться от региона к региону. Каждый будет по-своему выстраивать управление, - считает Салин. – А на уровне латентной коррупции реформа не скажется, потому что администрации школ останутся прежними, и те практики, к которым они привыкли, они будут и дальше проводить в жизнь».

Фото - Илья Питалев, РИА Новости

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Отечественные реалии в образовательной сфере

Статистика свидетельствует о том, что из 1,5 миллиона специалистов-экономистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями, отечественный рынок труда, бизнес-сообщество способны принять лишь 500 тысяч человек. Тем не менее в стране обозначился острый дефицит современных менеджеров-управленцев, способных решать задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений. По различным социологическим данным, у нас насчитывается только 5-8 процентов управленцев, соответствующих требованиям современных стандартов. Между тем по сравнению с 1995 годом число студентов в России выросло в два раза и сейчас составляет 6,5 миллиона, но устроиться по специальности смогут далеко не все.
Совершенно очевиден огромный разрыв в качестве образования, которое дают ведущие высшие учебные заведения (МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный университет - Высшая школа экономики и некоторые другие авторитетные вузы), с тем, что получают студенты во многих городах России. Анализ показывает, что этот разрыв за последние годы не только не сократился, но и продолжает увеличиваться.
Кроме того, образованию в Российской Федерации не хватает не только финансовых средств, но и самых современных технологий образовательного процесса, до сих пор у нас не развита система дистанционного обучения. Да и по вполне объективным причинам во многих вузах преподают люди, не знающие требований сегодняшнего дня. Многое из перечисленного будет решаться в рамках реализации национального проекта Образование. Следует отметить, что органы государственной власти не смогут справиться с возникшими трудностями самостоятельно, поскольку сложившаяся ситуация требует вмешательства бизнес - структур.
По словам заместителя министра образования и науки РФ А. Г. Свинаренко, работодатели должны разработать квалификационные требования к специалистам, так называемые профессиональные стандарты, на основании которых должны формироваться государственные образовательные стандарты.

Позитивной тенденцией в сфере образования явилась разработка законопроекта О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) , поскольку частично снизилось усугубление произошедшего разрыва традиционных связей между системой образования и экономикой ввиду функционально неполного законодательства, по существу не предусматривающего участия работодателей и их объединений в решении стратегических вопросов профессионального образования.
Говоря о взаимодействии образования и бизнеса, надо задать вопрос, какова структура бизнеса. Есть государственные структуры - надо говорить о подготовке кадров для государственных структур, есть акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом, структуры, в которых 51 процент акций принадлежит государству, а также полностью частные компании. Я считаю, что форма взаимодействия с каждым структурным видом работодателей должна быть разная, - убеждена заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В. Н. Иванова.
Что касается форм взаимодействия системы образования и бизнеса, то они различны: корпоративный договор и отраслевой заказ, образовательный кредит, участие в оценке качества образования и установлении рейтинга вузов. Важно также развитие систем попечительских советов. Ну и, конечно же, особое внимание должно быть привлечено к созданию эффективной оценки образовательного уровня, мониторинга его инновационного развития и трудоустройства дипломированных специалистов.
Среди вышеперечисленных мероприятий особое внимание в настоящий момент уделяется образовательному кредиту. По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, бизнес может принять в данной ситуации непосредственное участие. Кредиты будут выдаваться банками-агентами, список которых формируется на конкурсной основе. Такое кредитование пока будет осуществляться в экспериментальном режиме лишь в нескольких вузах.

Таким образом, требуется проведение значительных реформ в области образования и законопроект О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) является ключевым фактором в проведении данных изменений.

Главная > Закон

Образование для успешной жизни: реалии и перспективы

Уважаемые коллеги!

Закончился 2010-2011 учебный год. И сегодня традиционно мы собрались на районный педагогический совет, чтобы подвести итоги и поставить задачи на будущее.

Прошедший год стал для нашей педагогики годом формирования новой системы координат, определяющей основные тенденции развития современного образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Последнее время самые разные экспертные группы формировали свои предложения по модернизации системы образования. Некоторые из них получили законодательное закрепление. Так, стали реальностью единый государственный экзамен, новые образовательные стандарты, обновленная система лицензирования и аккредитации школ и многое другое.

Системным оформлением всех этих новаций является проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Именно он должен связать обновление образовательного законодательства с общими тенденциями социально-экономического развития страны.

Закон «Об образовании» 1992 года решал задачу формирования ясных правил развития системы образования в новых для страны рыночных финансово-экономических условиях.

Сегодня, когда главной фигурой инновационного развития является человек с его потребностями, ценностями и интересами, принципиально важной становится необходимость описать нормы и правила, позволяющие обеспечить каждому гражданину в любом возрасте возможности для непрерывного образования и профессионального роста. Образовательные достижения, образовательная карьера позволят выпустить в жизнь успешного человека, готового к изменениям, происходящим в обществе и экономике.

Ориентация образовательного законодательства на развитие человека, его успешность в жизни означает гарантированную возможность:

    получения каждым дошкольником вариативного качественного образования, обеспечивающего хорошую подготовку к школе (ст. 64-65);

    свободного выбора каждым учащимся учебных курсов при использовании дистанционных и модульных технологий обучения (ст.13-15);

    полноценного образования и социализации граждан с ограниченными возможностями (ст. 83);

    индивидуального развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей (ст. 34 и 81 проекта закона);

    широкого использования в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов и сервисов (ст. 28, 29);

    формирование позитивного отношения к профессии педагога, в том числе нормативное закрепление положений, определяющих статус педагогических работников (ст. 48);

    эффективного использования разнообразных финансово-экономических инструментов для создания развивающей образовательной среды (ст. 102-108);

    развитие механизмов оценки качества образования; в том числе и за счет усовершенствования процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений (ст. 96-99).

Таковы перспективы. Проанализируем теперь наши достижения, чтобы понять, насколько мы готовы сделать шаг вперед к обновленной школе.

Одним из основных показателей результативности образовательной деятельности остаются результаты единого государственного экзамена.

Уже три года ЕГЭ сдается по всем предметам в штатном режиме. Значительная часть педагогов школ района прошла обучение технологиям подготовки учащихся к единому экзамену, в образовательных учреждениях сложились свои подходы к обучению будущих выпускников, в районе не первый год реализуется проект «Управление качеством образования».

Каковы же итоги прошедшего учебного года? Улучшились ли показатели по сравнению с прошлогодними?

Начну с анализа результатов ЕГЭ по обязательным предметам: русскому языку и математике. Отмечу, что в целом, как в городе, так и в районе показатели по этим предметам повысились по сравнению с 2009-2010 учебным годом, что объясняется сформированностью подходов к подготовке и организации экзаменов. Однако в прошедшем учебном году наш район снизил свои позиции на уровне города.

Предварительные итоги по району в целом: русский язык - 61,17 балла, математика 45,47 балла. К сожалению, мы не выдержали среднегородской показатель ни по русскому языку, ни по математике.

При этом изменилась и доля образовательных учреждений, результаты которых выше городских. Если по русскому языку этот показатель несколько повысился, то по математике он существенно снизился, что, без сомнения, настораживает, требует пристального внимания к подготовке учащихся и усиления контроля не только на уровне образовательного учреждения, но и на уровне района.

Но есть и результаты, внушающие оптимизм.

Так, увеличилось количество учащихся, получивших по итогам экзаменов 100 баллов. В прошлом году их было 4, в этом году уже 6 выпускников: Бороухина Вероника, Михайлова Екатерина, Павлова Эллина, Слабодкин Андрей, выпускники гимназии № 261; Трифонов Георгий, Тютюкина Полина, выпускники школы № 551.

Это очень хороший результат!

Лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку:

Среди гимназий и лицеев: у ОУ № 261, 248, 393.

Среди школ с углубленным изучением предметов: у ОУ № 274, 481, 506.

у ОУ Взмах, 551.

По математике показатели намного выше среднегородского:

В гимназиях и лицеях: 393, 261.

В школах с углубленным изучением предметов: № 481, 504; 274.

В общеобразовательных ОУ: Взмах и 551.

Тревогу вызывает количество справок, полученных выпускниками нашего района по результатам обязательных экзаменов. В этом году их 25 с учетом результатов Центра образования №162. Учитывая, что итоговая аттестация сегодня – это не только подведение итогов школьной жизни учащегося, но и шаг в будущее, считаю первостепенной задачей и делом чести образовательных учреждений района в 2011-2012 учебном году - выдать аттестат каждому учащемуся!

Для поступления в высшие учебные заведения учащиеся имели возможность сдать ЕГЭ еще по 12 дополнительным предметам.

В этом году, по-прежнему, наиболее востребованными остались экзамены по обществознанию, физике, истории. Популярными стали также английский язык и биология.

По предварительным итогам ЕГЭ результаты района - выше среднегородских по 6 предметам из 14: биология, литература, английский, немецкий и французский языки, химия. Радуют результаты по литературе (5 место в городе, в прошлом году было 13 место), английскому языку (6 место в городе, в прошлом году было 8 место), химии (3 место в городе, в прошлом году было 11 место). Однако, снизились показатели по физике, географии, информатике.

К сожалению, есть школы, в которых показатели обученности ниже среднегородских по всем предметам – их 3 или по всем предметам, кроме одного - их в этом году 4. Без сомнения, есть над чем работать!

Необходимо отметить, что результативность деятельности образовательного учреждения – зона ответственности, прежде всего, его руководителя. Руководителям образовательных учреждений следует обратить особое внимание на результаты итоговой аттестации выпускников и на педагогических советах обсудить с коллективами школ возможности повышения качества образовательной подготовки учащихся, взять под личный контроль работу по подготовке учащихся к ЕГЭ. Важно помнить, что результативность деятельности школы будет напрямую связана с ее финансированием в соответствии с ФЗ - 83.

Не меньшая ответственность за образовательный результат конкретного учащегося лежит и на плечах всех педагогов, обучавших его с 1 по 11 класс. Хотелось бы обратить внимание на безусловное требование повышения качества знаний по предметам. Мы не имеем морального права на неудачу! Наши дети должны быть уверены в завтрашнем дне!

Считаю, что Отделу образования необходимо усилить контроль за деятельностью школ по подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Вместе с тем у нас есть школы, в которых администрация и педагогический коллектив работают эффективно, что, безусловно, отражается на качестве образования и результатах ЕГЭ. Выпускники этих образовательных учреждений показывают результаты выше среднегородских практически по всем предметам.

Среди гимназий и лицеев это ОУ: № 248, 261, 378, 384, 393.

лучшее ОУ 481

Среди общеобразовательных школ: Взмах

Отдельно следует отметить общеобразовательную школу № 551, которая уже второй год подтверждает высокий уровень обученности по профильным предметам: химия и биология. И это при условии, что профильные предметы выбрали 82% ее выпускников, что характерно далеко не для всех профильных школ района.

Более 50% учащихся выбрали профильные предметы или предметы повышенного уровня изучения лишь в 9 образовательных учреждениях из 18 (без учета школ с универсальным обучением). Учитывая, что профильное обучение создает дополнительные благоприятные условия для освоения учебного предмета, считаю, что этот показатель должен более высоким. Именно поэтому администрации каждой школы необходимо провести серьезный анализ причин несоответствия выбора экзаменов профилю учреждения и откорректировать учебный план, а также организовать с учащимися и их родителями дополнительную работу по профориентации и выбору предметов для итоговой аттестации. Отделу образования необходимо взять под строгий контроль и это направление деятельности школ.

В этом учебном году, как и в прошлом, в районе продолжалась реализация проекта «Управление качеством образования». Преимущество проекта - в возможности учащегося получить внешнюю оперативную оценку собственных результатов, учителя – сразу увидеть результаты как отдельного учащегося, так и всего класса в целом, а администрации - принять своевременные управленческие решения по корректировке образовательного процесса.

В 2010-2011 учебном году школам было предложено по 3 диагностические работы по русскому языку и математике и по 2 диагностические работы по 9-ти учебным предметам.

К сожалению, не все образовательные учреждения воспользовались преимуществами разработанной в районе технологии. Настораживает также несвоевременность передачи отчетов о проведении работ по предметам в ЦИК, что осложняло обработку данных. Учитывая значимость проекта для района и его возможности для организации эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ, настоятельно рекомендую администрации образовательных учреждений усилить контроль за соблюдением графика реализации данного проекта. Отделу образования совместно с Информационно-методическим центром поручаю провести выборочную проверку эффективности участия образовательных учреждений в данном проекте.

Третий год проходит эксперимент по проведению итоговой аттестации 9-х классов в новой форме. В этом году в ГИА по русскому языку участвовали 29 образовательных учреждений (в прошлом году – 31), по математике – 28 (в прошлом году – 29 ОУ). Необходимо отметить, что уменьшилось и количество участников ГИА: по русскому языку на 53 человека, по математике на 112 человек.

Безусловно, пока ГИА проходит в рамках эксперимента каждое образовательное учреждение самостоятельно принимает решение о необходимости участия в нем. Однако надо помнить, что когда ГИА начнет проходить в штатном режиме, отсутствие опыта участия в нем может вызвать трудности, которые не позволят учащимся достичь достаточно высоких результатов.

Радует существенное повышение результативности ГИА по сравнению с прошлым учебным годом.

В этом году район по рейтингу качества обученности по русскому языку занял 2 место среди районов (в прошлом году – только 9 место), по математике у нас 4 место в городе (в прошлом году было 9 место). Это очень хорошие показатели!

Стоит отметить, что результаты по математике в этом году на 2 балла выше среднегородских, при этом не справились с экзаменом 23 ученика (в прошлом году их было 66).

По русскому языку результаты также выше среднегородских (в районе этот показатель практически не изменился, а вот в городе он в целом понизился с 33 до 32 баллов). Неудовлетворительный результат в районе показали всего 3 человека (в прошлом году 35 человек!).

Конечно, хочется отметить лидеров.

Лучшие результаты по русскому языку:

    среди гимназий и лицеев у ОУ 248, 384;

    среди школ с углубленным изучением предметов у ОУ 254, 501, 481;

    у ОУ 585, 249.

Лучшие результаты по математике:

    среди гимназий и лицеев у ОУ 384, 393, 261;

    среди школ с углубленным изучением предметов у ОУ 254;

    среди общеобразовательных школ у ОУ 551, 585.

Понимая важность эффективной подготовки учащихся к ГИА, в рамках реализации районного проекта «Управление качеством образования» с использованием ПК «Знак» в прошедшем учебном году были проведены по 2 работы по русскому языку и математике и по 1 работе по предметам по выбору. В будущем учебном году эта работа будет, безусловно, продолжена. Считаю важным обратить внимание руководителей на необходимость всех образовательных учреждений, независимо от выбора формы итоговой аттестации 2012 года, включиться в проводимые для учащихся 9-х классов диагностические работы в ПК «Знак».

Всего по итогам экзаменов получили свидетельства об окончании :

- основной школы - 2213 учащихся, из них 42 человека с отличием;

- средней школы – 820 учащихся, окончивших 11 класс, из них «золотую медаль» - 7 человек, «серебряную медаль» - 9 человек.

Внушает оптимизм, что 72 учащихся 10-х классов (по результатам, предоставленным ОУ) являются потенциальными «медалистами» будущего учебного года. Руководителям образовательных учреждений необходимо обратить особое внимание на организацию индивидуальной работы с этими перспективными учащимися.

Значимым видом оценки качества образования в районе являются результаты лицензирования и аккредитации образовательных учреждений. В настоящее время все образовательные учреждения функционируют на основании действующих лицензии и аккредитации.

В 2010-2011 учебном году процедуру аккредитации прошли 14 учреждений. Хочется особо отметить успехи школы №244 (директор Светлицкий Сергей Леонидович), которая по результатам аккредитации получила статус лицея.

О качестве образования в школах района можно судить не только по результатам итоговой аттестации и аккредитации школ, но и по результатам промежуточной аттестации.

2010-2011 учебный год окончили «на отлично» 1046 человек или 4,22% учащихся школ. О результативности деятельности ОУ говорит и существенное уменьшение количества «второгодников» с 208 человек в 2010 году до 147 человек в 2011 году. Еще один оптимистичный показатель – увеличение количества школ, в которых ни один из обучающихся не был оставлен на повторный курс обучения (в прошлом учебном году таких школ было всего 7, а в этом – 13). Это ОУ № 223, 244, 250, 254, 282, 377, 387, 393, 397, 506, 539, 658, ЦИК.

Обращаю внимание руководителей ОУ на то, что в городе проходит апробацию новая система оценки качества образования, в рамках которой анализируется уровень обученности учащихся переводных классов по разным предметам. Таким образом, в перспективе внешнюю оценку будут получать образовательные результаты не только выпускников школ, но учащихся переводных классов. В связи с этим необходимо усилить контроль за осуществлением педагогами индивидуального подхода к учащимся и инициировать деятельность по созданию программ внутреннего аудита и внутришкольной оценки качества. Качество образования становится одной из ключевых тем и нового законодательства. Хочу обратить внимание на то, что в новом законе об образовании будет усилена ответственность образовательного учреждения за качество предоставляемого образования. Об этом говорится, в частности, в статье 46 проекта закона.

В последнее время одна из тем, волнующих и учителей, и родителей – переход на новые образовательные стандарты, которые с 1 сентября 2011 года вводятся в начальной школе всех образовательных учреждений, кроме коррекционных. В районе проделана большая работа, чтобы этот переход был успешным. Так, в течение последних двух лет планово проходила подготовка педагогов к внедрению ФГОС.

Для учителей начальных классов систематически проводились семинары, круглые столы, мастер-классы по освоению методов и технологий, рекомендованных новыми стандартами. Все учителя будущих первых классов прошли обучение на курсах повышение квалификации.

В каждом образовательном учреждении определена система учебно-методических комплексов для первых классов в соответствии с Федеральным перечнем учебников и учебных пособий, разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования, определена модель по организации внеурочной деятельности обучающихся, подготовлен и согласован в соответствии с новыми стандартами и с новыми санитарно-гигиеническими требованиями учебный план. Таким образом, на сегодняшний день каждое образовательное учреждение готово к внедрению новых стандартов. Однако одной готовности недостаточно для получения действительно значимых результатов. Руководителям образовательных учреждений необходимо проводить систематическую работу по отслеживанию хода образовательного процесса в новых условиях, выделив эту деятельность в отдельный блок внутришкольного контроля.

Одновременно с созданием условий для реализации нового стандарта необходимо «выстроить разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей». Об этом говорится в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Эффективными механизмами реализации такой поддержки являются олимпиадное и конкурсное движение, проведение Научно-практических конференций учащихся.

В 2010-2011 учебном году в районном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 4500 учащихся (на 16% больше, чем в 2009-2010 учебном году).

Наиболее активными участниками районного этапа стали:

    среди гимназий и лицеев ОУ № 261, 384, 397, 393, 248;

    среди школ с углубленным изучением предметов ОУ 504, 506, 282, 254, 274;

    среди общеобразовательных школ ОУ 249, 264, 250, 503, 493.

Особо нужно сказать об участии в предметных олимпиадах учащихся коррекционных школ: № 502 (6 участников олимпиады, 6 победителей) и 565 (7 участников олимпиады, 7 победителей). Из года в год их воспитанники стабильно занимают призовые места и приносят в район дипломы победителей по предмету «Технология».

Всего победителями и призерами районных предметных туров Всероссийской олимпиады стали 856 учащихся.

Однако если рассматривать результаты выступления учащихся Кировского района на городском и всероссийском турах олимпиады, то не все так радужно.

Из 300 учащихся, направленных на городской (региональный) тур, победителями и призерами стали только 36. Безусловно, это больше, чем в прошлом учебном году (27 учащихся). Но 36 дипломов – это всего 12% от числа участников городского тура и 0,8% от числа участников районного тура. Согласитесь, это достаточно скромные результаты!

Наибольшее число дипломов регионального тура у ОУ №261 (7 дипломов), 504 (5 дипломов), 397 (4 диплома), 387 (3 диплома), 248 (3 диплома).

К сожалению, не увеличилось и количество призеров финального этапа Всероссийской олимпиады: четверо учащихся Кировского района в этом учебном году (5 - в прошлом). Это учащиеся школ № 504, 386 и 261.

Все победители финального этапа - кандидаты на вручение премии для поддержки талантливой молодежи в рамках Приоритетного национального Проекта «Образование». Приятно отметить, что ученица ОУ № 504 Скуднова Ирина стала призером финального этапа Всероссийской олимпиады уже второй раз подряд.

Хочется отметить и стабильно высокие достижения учащихся школы – интерната №2 – 8 победителей и призеров региональной олимпиады по русскому языку и литературе для детей с ограниченными возможностями здоровья, один из которых Лапардин Александр Сергеевич во второй раз стал обладателем премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование. Молодцы!

Между тем, у района есть потенциал успешного участия в олимпиадах. Так, в 2010-2011 учебном году:

12 учащихся стали победителями и призерами в районном туре 4-х и более олимпиад. Это учащиеся ОУ № 261, 397, 378, 384, 387, 393, 504, 506;

25 педагогов подготовили 6 и более победителей и призеров районного тура Всероссийской олимпиады. Это педагоги школ № 244, 248, 250, 261, 389, 392, 393, 397, 501, 504.

Район со своей стороны старается стимулировать участие школьников и педагогов в олимпиадах. Уже традиционной стала торжественная церемония награждения победителей и призеров районного этапа олимпиады. Это настоящий праздник для учащихся и педагогов. А ценные подарки, которые вручает генеральный директор НПО «Приборы ЛЭК» Сергей Алексеевич Дмитриенко, существенно подчеркивают весомость достижений ребят и их наставников.

По-прежнему востребованными в районе остаются конкурсы для учащихся. В 2010-2011 учебном году учащиеся школ Кировского района участвовали в 130 конкурсах различной направленности (в 2009-2010 учебном году – их было 122).

Наибольшее количество участников конкурсов было подготовлено ОУ № 397 (462); 261(460); 389 (443); 386(292);503 (289); 481 (267), 377 (260).

Победителями конкурсов стали 1974 учащихся, что составило 27,7% от общего количества участников конкурсов.

Победы в конкурсах различного уровня (от городских до всероссийских) – важный показатель результативности образовательной деятельности школы. Поэтому особенно приятно отметить учреждения, чьи учащиеся активно и успешно проявили себя в конкурсах разного уровня. Это ОУ 389;

658, 274, 501, 2 интернат, 493; 658, 503, 274, 249, 384.

Всего победителями региональных, Всероссийских и Международных конкурсов стали 238 учащихся Кировского района.

В прошедшем учебном году продолжалось активное участие образовательных учреждений Кировского района в конкурсах, проводимых Российской академией продуктивного обучения. Школы охотно участвовали как в традиционных конкурсах – «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», так и в новых конкурсах «Человек и Природа (ЧиП)», «Компьютеры и Техника (КиТ)», «Британский бульдог». Все эти конкурсы особенно полезны для тех, кто не только хочет много знать, но еще и многому научиться, многое открыть для себя. Радует постоянное увеличение количества участников этих развивающих конкурсов. В 2010-2011 учебном году их стало более 20 000.

В России готовится очередная масштабная реформа образования. На этот раз Минобрнауки планирует менее чем через три года передать полномочия по управлению школами от муниципалитетов регионам.

Ольга Васильева считает, что подчинение школ муниципалитетам мешает создавать единое образовательное пространство. С таким заявлением она выступила на заседании комитета Государственной Думы по образованию и науке.

– В 2000-х годах учредителями школ стали муниципалитеты - города, села, районы. Тогда такая децентрализация себя оправдывала, сегодня - нет, – цитирует министра «Российская Газета». – Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом Министерству образования и науки России не подчиняются. Также они не подчиняются и региону. Это проблема, которая волнует всех.

Ольга Васильева отметила, что муниципальное подчинение школ почти не оставляет для министерства прямых рычагов влияния. По задумке министерства, переподчинение позволит привести образовательные программы в разных городах и селах в соответствие с федеральными, укрепит вертикали управления с Минобрнауки во главе.

Депутат Госдумы Вера Ганзя напротив уверена, что изменения бесполезны и только ломают устоявшуюся систему. По ее мнению, лучше бы федеральные власти выделили дополнительные средства городам на содержание сферы образования.

– Мы и так сейчас подконтрольны, – говорит парламентарий. – Школы ничуть не самостоятельны, хотя обозначается, что они самостоятельны в выборе содержания образования. Я считаю, что в данном случае придумывать бессмысленно. Если бы регион забрал на себя содержание зданий, или на подготовку к новому учебному году выделял школам не 30 тысяч на два здания, а по потребностям, по сметам, которые составлены на основании дефектных ведомостей, тогда было бы другое дело. Но я сильно сомневаюсь, что эту тяжелую ношу регионы возьмут на себя. Я считаю, что эта реформа - на пустом месте. Лучше дайте денег муниципалам на исполнение их полномочий в сфере образования, и не надо ничего ломать.

Депутат опасается, что передача школ на уровень регионов повторит ошибки здравоохранения, - «формально отдали, а регионы их не взяли, потому что ресурсы тоже ограничены». Отсюда бесконечные очереди, сокращение «койко-мест» и прочие минусы , озвучиваемые пациентами.

– Сегодня нужно разбираться с ЕГЭ, смотреть содержание образования, учебники. Как можно изменить итоговую аттестацию, чтобы она стала эффективной, и чтобы воспитывала действительно образованного человека. Вот о чем нужно думать, а мы сегодня не можем этого позволить, потому что ограничены ВТО и болонской системой образования, – комментирует Вера Ганзя.

Несколько регионов на сегодняшний день уже реализуют программу, в частности Самарская и Астраханская области. По словам Васильевой, губернаторы еще 16 регионов выразили готовность реализовать на своей территории пилотные проекты в этом направлении. Оказалась ли Новосибирская область в числе желающих - пока не известно.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...