Как сдать егэ за 2 дня. Как сдать егэ, если ничего не знаешь


В конце июня завершится основной этап сдачи единого госэкзамена. По закону сдавать его могут не только вчерашние школьники, но и выпускники прошлых лет, главное - успеть подать заявку в Региональный центр обработки информации до 1 февраля. Как правило, так ЕГЭ сдают те, кто не поступил в желаемый вуз после школы, взял тайм-аут на подготовку или пошел в армию, а через год решил попытаться еще раз. Но часто среди выпускников прошлых лет оказываются люди старше 20 и даже 30 лет. Иногда у них уже есть одно высшее образование, но согласно правилам вуза, в котором они решили получать вторую вышку, сдача ЕГЭ обязательна. К примеру, его могут попросить сдать, если новая профессия не имеет ничего общего с имеющимся дипломом.

Правила для взрослых такие же, как и для подростков: разрешено пронести с собой только воду, лекарства и шоколад, писать можно исключительно черной гелевой ручкой, а в кабинетах установлены камеры. Мы узнали, как единый госэкзамен сдавали взрослые люди, у которых за плечами уже есть одно высшее образование, рождение ребенка и опыт работы.

Учеба после декрета

Мария

23 года, оставила учебу ради работы, но решила продолжить ее после рождения ребенка

Я ушла из школы в колледж при юридическом вузе после девятого класса, потому сдавала только ГИА. Поступила по внутренним экзаменам на бюджет и вообще не планировала бросать учебу. Весь первый курс я училась на отлично, получала стипендию, а после второго курса пошла работать. Мне было 17 лет, и что-то в голове перемкнуло. Я решила, что лучше буду тратить время на работу и получать за это деньги, чем просиживать штаны на лекциях, когда все вокруг галдят, а информацию я толком не получаю. Мне было легче готовиться дома и приходить только на экзамены, но колледж не предусматривал возможности заочного обучения, поэтому меня оставили на второй год. Я снова пошла на второй курс, при этом работала на двух работах - днем помощником нотариуса, а ночью в колл-центре. На лекции я забила, за третий год обучения в колледже я была раз десять, не больше. Так что меня попросили забрать документы, да я и сама была не против.

Я жила одна с 18 лет. Просто работала и получала все удовольствия, которые может себе позволить одинокая молодая девушка с зарплатой выше 50 тысяч рублей. К тому времени я уже ушла из нотариата, а в фирме, куда я устроилась в колл-центр, меня повысили. Через полгода после знакомства с молодым человеком я вышла за него замуж, мне тогда было 20 лет, а через полтора года после свадьбы родился сын. Тогда-то я и стала задумываться о продолжении учебы. В нынешнее время без корочки после 25 ты никому особо не нужен, а сидеть в декрете всю жизнь я не планирую.

Подготовка к экзамену

К экзаменам я готовилась через дистанционную школу «Алгоритм». Она же организует прикрепление к государственной школе, назначает кураторов, проводит сессии, в том числе от Московского центра качества образования. Занятия у нас были два раза в неделю - по русскому языку и математике. На сами уроки я не ходила, а сессии, конечно, посещала. Стоило это 10 тысяч рублей в месяц, все обучение - девять месяцев. Мне повезло, оплату взял на себя муж, но у нас в группе были люди, которые брали кредиты или работали сутками, чтобы хватало и на жизнь, и на учебу.

ЕГЭ мы сдавали в тот же день, когда и школьники всей страны. Нам заранее объявили даты и адреса школ, где мы должны сдавать. Я была прикреплена к обычной московской школе, по базе я числилась вместе с 11-м классом самообразования. На входе меня почти раздели. Я была одета в кофту на запахе, под ней бюстье, и охранник попросил показать, точно ли у меня нет шпаргалок. Но я не поддалась, и потом никакого особого внимания ко мне не было. Но точно знаю, что ребята проносили шпаргалки в обуви, а потом в туалете их доставали. Один парень спрятал телефон под ремнем, а когда у охранника зазвенел металлодетектор, его коллега просто сказал: «Он, наверное, барахлит. Проходите».

К экзамену по математике я готовилась только первые полгода, и то довольно поверхностно. В заданиях не было ничего очень сложного, по крайней мере, мне хватило знаний девятого класса семилетней давности, чтобы написать на четверку. В школе у меня стабильно была двойка по алгебре, но учительница у нас была просто лучшая, так что эта двойка дала мне больше, чем многим их пятерки. Важно было знать базу, тем более что на экзамене выдают часто используемые формулы, просто нужно уметь их применить.

К русскому языку я не готовилась вообще - и так всегда хорошо его знала. Сдала я на 73 балла, это пять, если переводить в пятибалльную систему. Если бы готовилась, наверное, набрала бы больше баллов. Хотя русский меня не на шутку разозлил. Одно из заданий звучало так: «Выберите словосочетание, в котором слово согласовано неверно. Выпишите это слово правильно». Я выбрала предложение «Он стал относиться более унылее», и в строчке для правильного ответа выписала одно слово: «уныло». В задании же четко написано «слово», а не «слова». Оказалось, что нужно было выписывать словосочетание «более уныло», и балл мне не засчитали. В сборниках по ЕГЭ разбираются такие случаи, если бы я серьезно готовилась, то знала бы об этом. Но, на мой взгляд, это нечестно: я не вызубрила все сборники, но это не значит, что я не знаю русский язык.

Экзамен

Перед экзаменом я совершенно не волновалась. В отличие от школьников, у меня не было учителей, которые бы меня запугивали, рассказывая, что от ЕГЭ зависит мое будущее. У меня уже была своя жизнь - семья, опыт работы. Если бы я не сдала, небо бы не рухнуло мне на голову, я бы расстроилась только из-за денег, которые ушли на учебу.

В какой вуз и на какую специальность поступать, я пока не решила, но склоняюсь к маркетингу. Первым делом нужно было получить аттестат и сдать обязательные ЕГЭ по русскому и математике. Надеюсь, я определюсь и в следующем году уже поступлю, даже если придется еще что-то досдавать.

Внезапный экзамен

Анна

случайно сдала ЕГЭ по русскому языку в 32 года

У меня юридическое образование, и с самого начала я работала юристом. Второе высшее я решила получать для себя, а не для работы. Институт выбирала просто: чтобы у него были хорошие отзывы и до него было удобно добираться. Под эти критерии подпадал РУДН, туда я и пошла. Когда я приехала подавать документы, я спрашивала, какие будут экзамены, и мне ответили, что у меня будут письменный и устный экзамены по английскому языку и сочинение по русскому, и назначили день, когда я должна все это сдавать. К иностранному я готовилась, а к сочинению даже и не думала. Всегда бывают свободные темы, я их выбираю, да и все.

В назначенный день я приезжаю на экзамен, а мне говорят, что посмотрели мои документы: первое образование у меня было давно, и ЕГЭ я, естественно, не сдавала, так что нужно сделать это сейчас. Со мной было еще человек 30, таких же взрослых. Заходим - на столе только листок бумаги, черная ручка, телефоны должны быть выключены и убраны. Это школьников обыскивают и пропускают через металлодетекторы, с нами такое не пройдет. Но все равно списывать было неоткуда, да и незачем, это же просто тест.

Самым сложным было понять само задание. В описании все так наворочено и запутано, что нужно сидеть и обдумывать, что вообще от тебя требуется. Было такое, что задание занимало семь строчек, а примитивный ответ - всего одну. А так вообще это простой экзамен. Те, кто хоть что-то помнит со школы, его обязательно сдадут. А я вообще всегда русский знала хорошо, получала пятерки и побеждала на олимпиадах.

Большинство из тех, кто тогда был со мной, точно сдали и попали со мной в одну группу. Ни перед экзаменом, ни во время него вообще никто не волновался. Мне кажется, что именно наш факультет лингвистики тем и славится, что мы никогда ни о чем не волновались и у нас всегда все было хорошо.

Соревнование с сыном

Полина

чтобы стать учителем, сдавала ЕГЭ одновременно с сыном

Я училась в Московском авиационном институте на факультете робототехнических и интеллектуальных систем, бросила его, а почти в 38 лет решила пойти в педагогический на учителя математики. Восстановиться в институте можно в течение пяти лет, а у меня прошло уже больше времени, потому вариант был только один - поступать заново и сдавать ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию. У меня пятеро детей, это как раз стало основной причиной, почему я ушла из института и долго не училась. Старшие дети достаточно взрослые, и получилось так, что экзамены мы сдавали одновременно со средним сыном. У нас даже было небольшое соревнование, кто наберет больше баллов. У сына были другие предметы, но в итоге у нас ничья - общий балл оказался одинаковый.

Чтобы записаться на ЕГЭ, нужно поехать в Региональный центр обработки информации в районе метро «Семеновская» в Москве, там написать заявление, предъявить свой школьный аттестат, выбрать, в какие даты тебе удобнее сдавать экзамены. В центре уже выдают направление в определенную школу. Математику и русский я сдавала досрочно в марте-апреле, а обществознание в июне, вместе со всеми. Все группы состояли полностью из выпускников прошлых лет. Школьников среди нас не было, только взрослые люди, которые сдавали ЕГЭ для разных вузов.

Сдача ЕГЭ

Волновалась я совсем немного, понимала, что от экзамена моя жизнь не зависит. У нас все было устроено так же, как и у школьников: металлодетекторы, рамки, нужно было предупреждать, если хочешь выйти. Шпаргалку если и можно было пронести, то только бумажную. Когда я сдавала экзамены после школы, было как-то проще. Во-первых, я могла пытаться поступить сразу в несколько вузов, везде свои экзамены, а тут только один экзамен - один шанс. Во-вторых, на математике в технический вуз у меня было пять заданий, но все сложные, рассчитанные на высокий уровень. Здесь же 19 заданий, из которых большую часть в принципе можно выбросить. Если человек решает последние семь сложных, то и 12 простых он точно решит.

Я толком не готовилась, решила пойти с тем, что отложилось и осталось в голове после школы и первого образования. И это моя ошибка. Если бы я была знакома с требованиями и критериями оценки, то получила бы балл выше. С математикой вышло даже немного обидно: я решила номер, но по критериям комиссия не могла поставить мне полный балл, а давала один из трех. Я пошла на апелляцию. Баллов мне хватало, чтобы пройти на бюджет, но я хотела отстоять свою точку зрения. Апелляция не принесла дополнительные баллы, но в качестве опыта оказалась полезной, особенно для будущего учителя.

Утверждения школьных учителей о том, что «ты не ЕГЭ», нужно делить как минимум на десять. Они просто пытаются таким образом замотивировать своих учеников на усиленную подготовку к экзамену.


На самом деле ЕГЭ по русскому языку сдают даже те, кто уверен, что ничего не знает. Процент выпускников, не преодолевших минимальный порог, составляет в среднем по России около 1 – 1.5%. При этом число «двоечников» распределяется неравномерно – больше всего их в тех регионах, для жителей которых русский язык является «вторым». Например, на Северном Кавказе в 2015 году порог не смогли перейти 17% выпускников (по России – 1.5%), в 2016 – 7% (в среднем по стране – 1%).


Таким образом, практически все школьники, для которых русский язык является родным, успешно преодолевают минимальную планку. Это происходит потому, что экзамен проверяет в первую очередь не знание теории, умения определять типы предложения или делать разборы и т.д., а практическое владение языком. То есть элементарную грамотность, умение понимать и анализировать прочитанное, излагать свои мысли в письменном виде и так далее.


Если сравнить задания ЕГЭ по русскому с заданиями ГИА, которые школьники пишут после – сразу можно увидеть, что ГИА больше ориентирован на теорию, а ЕГЭ – на практику. Именно поэтому ЕГЭ по русскому языку в итоге сдают даже те, кто не готовился специально и потому думает, что ничего не знает по этому предмету. Но 11 лет занятий в школе и постоянное использование языка как средства общения – это тоже знания и навык.

Пороговые (минимальные) и средние баллы ЕГЭ по русскому языку

Пороговые баллы на ЕГЭ по русскому языку не очень высоки. Перевод первичных баллов в стобалльную шкалу может немного варьироваться (он определяется только после сдачи экзаменов). Но обычно для того, чтобы получить аттестат об окончании школы, ученику надо получить всего 10 первичных баллов (24 тестовых) . При этом максимально возможное число первичных баллов – 57. И 10 баллов «минималки» без труда набираются на самых простых заданиях с краткими ответами. Например, по данным аналитиков, подавляющее большинство выпускников справляется с заданиями на понимание основного , правописание приставок, выбор правильного лексического значения слова и многими другими.


Для поступления в вуз пороговый балл ЕГЭ по русскому языку выше и составляет 16 первичных баллов (36 тестовых) . Это 28% от возможного максимума – и набрать их также не составляет труда. По статистике лишь около 2.5% российских выпускников не могут преодолеть «вузовскую» планку.


Средние баллы ЕГЭ по русскому языку из года в год незначительно колеблются. Например, в 2015 году средний балл по стобалльной шкале составил 65.9, в 2016 – 68. Это 39-42 первичных балла.


То есть, «право на ошибку» у сдающих ЕГЭ есть: можно «растерять» в процессе сдачи экзамена около четверти баллов, но при этом получить весьма «крепкий» результат, дающий шансы на успешное поступление на бюджет. Однако баллы выше шестидесяти обычно получают школьники с высоким уровнем грамотности, которые все-таки нашли время для «прицельной» подготовки к экзамену.


Как быстро подготовиться к ЕГЭ по русскому языку

В школах старшеклассников часто начинают «плотно» готовить к выпускным экзаменам уже с 10 класса, убеждая, что к ЕГЭ невозможно подготовиться «всего за год». Но если до экзамена осталось всего несколько дней, а вы только сейчас решили плотно заняться подготовкой – даже за очень короткий срок можно успеть «подтянуть» предмет.


Проще всего сделать это, используя интернет-тренажеры, предназначенные для самостоятельной подготовки к экзаменам, например:


  • Яндекс. ЕГЭ,

  • Решу ЕГЭ,

  • Незнайка ПРО.

Структурно ЕГЭ по русскому языку делится на три части:


  • блок заданий с краткими ответами;

  • вопросы с краткими ответами по прочитанному тексту;

  • сочинение.

При экспресс-подготовке к экзамену имеет смысл сосредоточиться на первых двух частях. Писать тренировочные сочинения за день до экзамена или читать образцы работ с разборами имеет смысл только в том случае, если вы идеально знаете предмет и «идете на сотку». Поэтому просто проверьте, насколько хорошо вы помните структуру сочинения и требования к нему – и переходите к отработке тестовой части.


  1. Пройдите 3-4 варианта теста. Это позволит вам освежить в памяти структуру экзаменационной работы по русскому языку и определить свой уровень знаний. Старайтесь отвечать на вопросы быстро, не подглядывая в учебники и информационные ресурсы интернета. Если вопрос ставит вас в тупик – просто пропускайте его или отвечайте наугад.

  2. Проанализируйте свои результаты. Посмотрите, сколько баллов за прохождение теста вам удается получить, на какие вопросы вы обычно даете правильные ответы, а где «плывете» или вообще ничего не знаете.

  3. Выделите темы, о которых у вас есть какое-то представление, но недостаточно твердое – это как раз те вопросы, с которыми имеет смысл поработать, чтобы обеспечить себе дополнительные баллы на экзамене.

  4. «Прицельно» отработайте эти вопросы – освежите в памяти теорию и закрепите на -тренажере, выбрав уже не полный вариант теста ЕГЭ, а соответствующий тематический блок. Если на подготовку у вас всего несколько часов – отдайте предпочтение темам с небольшим объемом теории. Например, вспомнить правила или тот факт, что обращение выделяется запятыми – гораздо проще, чем выучить все слова из орфоэпического минимума или детально разобраться с тонкостями правописания «н» и «нн».

  5. Пройдите тест целиком еще пару раз и сравните полученные результаты. Скорее всего, по итогам такой блиц-тренировки ваш средний балл за часть с краткими ответами ощутимо подрастет.

Как сдать русский на максимальный балл

Для того, чтобы сдать экзамен на пределе собственных возможностей, надо соблюсти несколько условий:


  • обязательно поспать перед ЕГЭ, хотя бы немного, а если заснуть никак не получается – хотя бы просто полежать в тишине, с закрытыми глазами, стараясь максимально расслабиться;

  • постараться обуздать волнение – выпускники часто «теряют баллы» не от незнания материала, а просто перенервничав;

  • разумно распорядится отведенным на экзамен временем.

Продолжительность ЕГЭ по русскому языку составляет 3.5 часа. Зарезервируйте полчаса на проверку готового задания, остальное время распределите между тремя блоками заданий. Например, отведите по 45 минут на каждый из двух блоков заданий с краткими ответами, оставив на сочинение полтора часа.


В пределах отведенного времени работайте с каждой частью теста по следующей схеме:


  • используйте КИМы как черновик,

  • если, прочитав вопрос, вы понимаете, что знаете этот материал – сразу находите правильный ответ, записывайте и помечайте задание плюсом;

  • если над вопросом надо серьезно подумать – не «зависайте» над ним прямо сейчас, помечайте вопросительным знаком и сразу же переходите к следующему;

  • если вы вообще не представляете, как делать это задание – пометьте минусом и приступайте к следующему;

  • после того, как вы дошли до конца блока – возвращайтесь к заданиям, помеченным вопросительным знаком и работайте над ними, двигаясь от самых простых для вас тем к более сложным;

  • если останется время – постарайтесь «взять» и вопросы, помеченные вами минусом;

  • за пять-семь минут до конца срока, который вы сами себе отвели, начинайте переносить ответы на бланк;

  • при заполнении бланка пишите буквы и цифры четко по образцу, проверяйте правильность собственных ответов;

  • не оставляйте пустых строк – если у вас остались задания, помеченные «минусом» – вписывайте ответ наугад, шанс «попасть» есть всегда;

  • после того, как бланк ответов заполнен, переходите к следующему блоку вопросов;

  • если в конце экзамена у вас останется время – вы сможете еще раз подумать над «сомнительными» ответами, выбрать другие варианты и записать их в поле бланка, предназначенное для исправлений.


Время, отведенное на работу над сочинением, «располовиньте», отведя половину срока на написание черновика, и половину – на его переписывание на бланк. Основные требования к работе содержатся в тексте КИМа, сверяйтесь с ним при необходимости. Критически важно при работе над сочинением соблюсти три условия:


  • правильно определить поднятую автором проблему,

  • написать текст достаточного объема (не менее 150 слов),

  • успеть полностью переписать сочинение на бланк, ведь черновики не проверяются.

При написании старайтесь придерживаться плана сочинения: сначала формулировка проблемы, затем комментарий к ней, точка зрения автора текста, ваша собственная позиция, аргументация и заключение. Не забывайте, что при подборе аргументов из литературы необязательно ограничиваться школьной программой, можно привлекать материал и других произведений. Избегайте длинных и сложных предложений – в них легко допустить пунктуационную ошибку.


Если при переписывании сочинения на чистовик или проверке вы заметили какие-то недочеты или решили изменить формулировку – вы можете зачеркнуть несколько слов прямо на бланке, за «помарки» баллы не снимаются. Однако лучше все-таки писать четко и разборчиво.


После того, как работа закончена, внимательно перечитайте сочинение от начала до конца и исправьте обнаруженные ошибки. Если до конца экзамена еще осталось время - вернитесь к части с краткими ответами и поработайте с вопросами, на которые не успели ответить в первой половине экзамена. Сейчас уже можно задумываться над ними без риска не успеть завершить работу.

Егор Зайцев

Егор Зайцев: «Нужно решать, решать и решать задания»

Егор Зайцев. МАОУ ШИЛИ, Калининград. Победитель Олимпиады НТИ по профилю «Автономные транспортные системы» в личном и командном зачете, получил 100 баллов на ЕГЭ по информатике.

Я не готовился к ЕГЭ нигде, только в и чуть-чуть дома. Правда, я окончил информатико-математический класс. У нас было всего три пары в неделю, на которых нам давали и теорию, и практику, и свободное время. Думаю, что такое грамотное планирование урока очень повлияло на результаты - почти никто из моих одноклассников не получил меньше 80 баллов по информатике.

Мне вообще не было сложно сдавать ЕГЭ.

Я считаю, что получить средние баллы по этому экзамену можно, только если у человека низкая мотивация и ему не повезло с педагогом.

С педагогом мне повезло, а мотивация у меня была высокой с момента победы в Олимпиаде НТИ.

Во-первых, я получил 100 баллов за победу, которые использовал для поступления в СПбПУ, и сегодня стал его студентом. Во-вторых, после первой победы в голове щелкает что-то, и ты стараешься дальше держать высоту. Грубо говоря, второе место после того, как получил первое, уже не очень радует. Но вообще, ЕГЭ - это лотерея, правда, шансы на победу в ней реально увеличить.

Я не знаю другого способа сдать его, кроме как решать, решать и решать задания. Но важно находить время на проектную работу, например, в проектах Кружкового движения. Участвовать в том, что дает практическое понимание современной инженерии и общую логику ее задач. В этом ЕГЭ не помощник.

Тимур Галиев: «Важно готовиться в условиях ограниченности времени»

Тимур Галиев. Лицей «Иннополис», Иннополис. призер Олимпиады НТИ по профилю «Системы связи и дистанционного зондирования Земли», получил 100 баллов на ЕГЭ по математике.

Я считаю, что начинать готовиться к этому экзамену нужно максимум за три месяца до сдачи.

Так у человека включается таймер: «Времени мало, надо работать интенсивно». Подготовка за год, а тем более - за полтора - ничего не даст. Я не готовился к ЕГЭ нигде, кроме как в лицее. У нас очень сильные преподаватели и программа. Не могу сказать, что ЕГЭ отнял у меня что-то важное, ведь интенсивная подготовка началась всего за 90 дней, до этого было очень много интересного, творческого и практического.

Для меня нет ничего удивительного в том, что всего четыре выпускника со всей России в этом году получили 400 баллов по ЕГЭ. С одной стороны, для такого результата нужны идеальные знания, а с другой - просто очень крепкие нервы. Многие ошибки делаются от волнения. Ну и придраться в ЕГЭ можно к мелочам, поэтому, в целом, такой незначительный процент отличников по стране не показатель чего-то ужасного. Хотя все же то, как выпускник сдает этот экзамен, на 70% зависит от него.

Я бы не отменял ЕГЭ. Если включить в школьные экзамены практические задания, которые, безусловно, очень важны в химии, биологии, то сдать их будет на порядок сложнее.

ЕГЭ - это очень усредненная система оценки.

Зубрить может каждый, и это не самый бесполезный навык, потому что, например, в химии получится химическое шоу, а не химический опыт, если у человека в голове нет теории.

Виктория Попова: «Нужно не зубрить, а понимать суть»

Виктория Попова. Выпускница Лицея №5, Губкин. Призер Олимпиады НТИ по профилю «Инженерные биологические системы, Агробиотехнологии», получила 100 баллов на ЕГЭ по химии.

Самое главное - не заучивать формулы, а понять суть. В этом помогают , в которых я очень много участвовала. Репетитора у меня не было, я занималась в онлайн-школах, слушала вебинары, ориентировалась на список литературы для подготовки, который размещен на сайте МГУ.

Еще очень важно при подготовке работать много, но не перегореть.

Переключение с ЕГЭ на олимпиады в этом смысле сильно помогает, хотя со стороны может казаться не очень рациональным, что в 11 классе человек, вместо того чтобы постоянно готовиться, ездит на соревнования. Мне повезло со учительницей, которая нас хорошо готовила, повезло с комиссией, которая принимала . Ничего жестокого в этот момент не происходило. Но есть технические вещи, которые сильно мешают. Например, жуткая духота в классе.

Виктория Попова

Денис Воркожоков: «Нужно отказаться от волнения»

Денис Воркожоков. МАОУ ШИЛИ, Калининград. Победитель Олимпиады НТИ по профилю «Автономные транспортные системы», получил 100 баллов на ЕГЭ по математике.

Мне очень помогло участие в математических олимпиадах. Задания там на порядок сложнее, чем в ЕГЭ, это формирует уверенность, ведь если смог решить олимпиадную задачу, с ЕГЭ точно справишься. Я победил в Олимпиаде НТИ, мне нужно было сдать математику всего на 75 баллов (победители Олимпиады НТИ получают 100 баллов по одному из профильных предметов, могут использовать их при поступлении, сдав ЕГЭ минимум на 75 баллов - Прим. ред.), чтобы поступить в МФТИ. Я знал, что на 75 баллов сдам точно, поэтому абсолютно не волновался.

Думаю, что это спокойствие помогло мне в итоге сдать на 100 баллов.

Никаких репетиторов у меня никогда не было, я готовился только сам последние три месяца. Очень помогли сообщества по ЕГЭ в социальных сетях, которых сейчас стало гораздо больше, чем раньше, и, соответственно, больше полезной информации.

В ЕГЭ по математике есть задания, которые проверяют не общие, а достаточно узкоспециализированные знания. Вот это неправильно и нужно менять.

Но, в целом, по сравнению с прошлым годом, задания стали проще. Говорят, вырос уровень образования, а мне кажется, что просто упростили задачи. Еще хочется, чтобы технических сложностей было меньше. Например, у нас не работали диски с заданиями, пришлось менять компьютер, процедура затянулась на полчаса. Никто из класса особенно не нервничал, все смеялись. Но ведь это какая-то странная ситуация.

Ученики «Фоксфорда» о том, на что обращать внимание при подготовке, по каким материалам заниматься и как не бояться ЕГЭ.

Фоксфорд.Медиа

Выделяйте время на отдых

В 11 классе я готовился к ЕГЭ и олимпиаде «Физтех», поэтому вёл затворнический образ жизни: постоянно сидел за компьютером или занимался с репетитором. Однако олимпиаду я «слил» и понял, что моя стратегия не принесла плодов.

Тогда я распределил время для отдыха и занятий, на которых выкладывался на 200%. Когда время ограничено, открываются дополнительные ресурсы. Я научился себя контролировать и в итоге на ЕГЭ получил 92 балла по математике, 98 по русскому и 100 по физике - выше, чем рассчитывал.

Получайте удовольствие от процесса

Занятия математикой и физикой приносят огромное удовлетворение - это часть моей жизни. Я бы хотел, чтобы наука стала моей жизнью, чтобы я кайфовал от того, как круто разбираюсь в сложных дисциплинах.

Готовьтесь до последнего

Есть мнение, что перед смертью не надышишься. Я категорически не согласен. Перед смертью ещё как надышишься, и к своей подготовке можно добавить что-то весомое.

Например, перед математикой я решил запомнить формулы, которые сэкономят время. Волнения у меня не было, и я повторил их перед самым заходом в аудиторию.

Перед русским языком я накануне написал сочинение и запомнил некоторые клише. На ЕГЭ я использовал фразы, в которых был уверен, которые хорошо подходили и грамматически, и по смыслу.

Занимайтесь спортом

У меня дома есть эллиптический тренажёр, который даёт неприятную нагрузку. Он сформировал у меня «положительную выносливость». Я чередовал учёбу с занятиями спортом, и это помогло мне переключаться и отдыхать. Когда занимаешься на тренажёре - отдыхает голова, когда занимаешься учёбой - отдыхает тело.

Работайте над своими пробелами

Главная сложность у меня была с сочинением: я совершенно не умела определять проблему текста, поэтому после Нового года начала заниматься с репетитором из «Фоксфорда». Чтобы научить меня определять проблему текста, преподаватель показала специальную методику. Она заключалась в том, чтобы разбить текст на части и отработать каждую из них. В скором времени я научилась без проблем писать .

Используйте визуализацию

Чтобы информация лучше отложилась в голове, я старалась воспринимать её визуально. Например, для заданий на ударения цветными фломастерами выписывала слова и вешала листок на видное место - холодильник и над рабочим столом. Так они всё время попадались на глаза, и в итоге я их запомнила.

Листок, на котором Настя выделяла правильные ударения в словах

Также репетитор из «Фоксфорда» прислала мне презентации с наглядными правилами по русскому языку.

Карточки из презентации от репетитора

Карточки из презентации от репетитора

Перестаньте бояться ЕГЭ

Бояться ЕГЭ не нужно. Ведь можно идеально знать весь материал, но из-за волнения и страха потерять драгоценные баллы.

Чтобы привыкнуть к формату экзамена и заодно прокачать свои знания, ходите на пробные экзамены в школах. Например, у нас «пробники» проводили в течение года, а в мае были добровольные предварительные ЕГЭ. Мы ездили в соседние школы, чтобы прочувствовать атмосферу реального экзамена.

Мне этого оказалось достаточно, но тот, кто боится, пусть дополнительно ходит в специальные центры, где весь учебный год организуют пробные ЕГЭ. Например, один из них есть в Москве в районе метро «Кантемировская».

Изучите материалы для учителей

На курсе «Фоксфорда» по математике преподаватель посоветовал изучать методические материалы для экспертов ЕГЭ. Я нашла такие же рекомендации для учителей английского . В них подробно разбирают сочинения и указано, за что снижают баллы. На примерах конкретных работ я увидела типичные ошибки и важные принципы оформления. В итоге письменную часть я сдала на максимальный балл.

Проанализируйте клише

Я изучила сайт ФИПИ и увидела, что в письменной части обязательно нужно использовать только 60% клише. Остальные - на усмотрение школьника. Например, учителя говорят, что в письме следует извиниться, что долго не писал и объяснить причину. В критериях для преподавателей об этом нет ни слова.

Для себя я создала аналогичные по смыслу клише. Чтобы на ЕГЭ не размышлять над содержанием эссе, я написала шаблон письма: проработала начало и завершающий фрагмент.

Слушайте аудиокниги

Раз в неделю я слушала аудиокнигу, а затем прочитывала тот же фрагмент вслух. Так я тренировала чтение, запоминала интонации и особенности произношения слов.

Расширяйте словарный запас

Лексика очень важна, потому что в задании № 4 вам могут попасться картинки с нестандартными местами, например, колодцем или лесопилкой.

Пример задания № 4 из открытого банка ФИПИ

Чтобы увеличить словарный запас, слушайте TED Talks - короткие выступления на разные темы от биоинженерии и искусственного интеллекта до психологии и архитектуры. Подключите субтитры на английском языке, а затем проверьте себя с помощью транскрипта на русском.

Приступайте к подготовке к ЕГЭ заранее

Чтобы готовиться к экзамену в комфортном темпе, начинайте в сентябре-октябре, а не когда увидели низкие результаты пробных ЕГЭ. Не думайте, что впереди полно времени. Порой мне хотелось не пойти к репетитору, отдохнуть, но я понимала, что буду каяться, когда получу низкий балл. Меня это мотивировало: я вставала, шла и делала.

Решайте задания из правильных сборников

Покупайте сборники и учебники авторитетных авторов: экспертов ЕГЭ и составителей заданий. Классические научные труды и задачники полезно читать для общего развития, но к ЕГЭ лучше приобрести современные издания, «заточенные» под содержание и структуру экзамена.

Я занималась по сборникам заданий М.Ю. Демидовой. Марина Юрьевна Демидова руководит Федеральной комиссией по разработке КИМ ЕГЭ, и её сборники похожи на реальные варианты. Я прорешала пособия Демидовой и на экзамене встретила несколько знакомых задач, только с другими числами.

Обратитесь к преподавателю

Понятия, формулы и схемы запомнить несложно, но для успешной сдачи ЕГЭ важно владеть методами решения задач, знать подходы к выполнению заданий. Для этого нужен хороший преподаватель. Например, я занималась с репетитором и смотрела онлайн-курс Михаила Пенкина в «Фоксфорде». На курсе я узнала, что решать физические задачи на ЕГЭ нужно не по действиям, а в общем виде, и только в конце подставлять данные значения. В школе нас этому не учили.

Старайтесь образно представлять то, что изучаете

Мне, например, репетитор объяснял, что электрический ток можно представить так: в трубу с одной стороны толкают картошку, а с другой она выпадает. Это очень мне помогло при решении заданий на ЕГЭ по физике.

Всем привет! Сегодня решил посвятить пост совсем злободневной теме. Давайте раз и навсегда ответим: сложно ли сдать ЕГЭ? Какие шаги надо предпринять, чтобы сдать школьные экзамены и поступить в вуз на бюджет? Все ответы дадим в этой статье.

Примерно года полтора назад узнал совершенно удивительную для себя вещь: классный руководитель первого класса на родительском собрании одной среднестатистической российской школы начал говорить о том, что к ЕГЭ надо начинать готовиться уже сейчас — в первом классе. На что одна мамаша спросила: а будет ли в таком случае у детей вообще детство? Ответ очевиден — конечно же нет.

Школьная жизнь должна быть разнообразной и увлекать ребят заниматься не только изучением наук, но и вовлекать их в творческую и иную общественную жизнь.

Но Единый Государственный экзамен является сегодня рубежным событием. И к нему, как и к любому событию нужно готовиться заблаговременно. Но сложен ли этот экзамен?

Отвечаю на вопрос о сложности

Мне, как специалисту по истории с высшим образованием, кандидату социологических наук — одним словом эксперту в области образования любой тест ЕГЭ по истории или обществу кажется очень простым. Я серьезно. За десять лет преподавания и репетиторства я нарешал этих тестов тысячи штук, и они вообще-то достаточно легкие — для меня.

И это абсолютно нормально для специалиста, который является экспертом в своей области.

Разумеется, любого родителя вообще легко напугать, что задания ЕГЭ — сложные и неподъемные для ребенка. И если такой родитель увидит любое задание ЕГЭ по истории или обществу, то, конечно, оно ему покажется очень сложным. Ведь родитель лет 20 — 30 назад окончил школу и не вспоминал школьную программу примерно столько же лет.

Как нам говорил преподаватель в школе по технологии: «Ребята, математика вам понадобиться в жизни только для того, чтобы считать деньги!» В целом, можно согласиться с этим: если твоя профессиональная деятельность не связана с серьезными вычислениями — математика в жизни нужна для того, чтобы считать заработанные деньги.

Ну а с историей или обществознанием вообще отдельная история: большинство людей считают эти дисциплины вообще для жизни бесполезными, и не моя задача вас или кого угодно в этом переубеждать. Не всем ведь быть историками, политологами или социологами!

Но я выражусь более категорично. Любой тест ЕГЭ по истории и обществознанию под силу написать абсолютно любому ученику школы на максимальный балл, если он отвечает трем условиям:

  1. Он или она владеет школьным материалом и понимает его.
  2. Он или она обладает общей обществоведческой эрудицией и любознательностью
  3. Он или она умеет формулировать и выражать свои мысли устно и письменно в корректной форме без каких-либо проблем.

В сущности, этому всему должна научить школа: формулировать и выражать в корректной форме устно и письменно свои мысли. А чтобы мысли появились, ученик должен уметь рассуждать: индуктивно, или дедуктивно — не суть важно.

Такой ученик школы способен подготовиться к ЕГЭ самостоятельно.

На самом деле ЕГЭ сдать крайне сложно

В реальности, несмотря на то, что тест ЕГЭ довольно легкий, решить его на максимальный балл обычному современному школьнику 11-класснику крайне тяжело. Причина этого проста: он не отвечает всем трем условиям, обозначенным мной выше.

Попросите ребят написать сочинение о себе: некую автобиографию. Мотивировать писать такой текст проще некуда: скажите, что в жизни каждому придется рассказывать о себе хотя бы работодателю. Что он скажет о своем образе жизни, о своих хобби и прочем, как охарактеризует свои личные качества?

Так вот 9 из 10 ребят не смогут написать корректно такую в общем-то простую работу. За 45 минут большинство напишут 3-4 предложения. Хотя ученик, соответствующий условиям выше, испишет 3 тетрадных листа и ему не хватит времени. Кстати, если вы читаете этот текст и не согласны со мной, очень хочу прочесть Ваш комментарий, в чем именно Вы не согласны. Я же основываюсь на своем профессиональном опыте. Даже практически половина студентов вуза — не может связать письменно двух слов на свободную тему.

Причины очевидны, и я тут не буду их касаться. Так вот представьте, что по истечении 10 лет школьной жизни, в течение которых ребята занимались чем угодно, но только не систематическим образованием, в первый раз в жизни перед ними встает реальное жизненное испытание, за которое они получат объективную оценку!

А еще если им покажут экзаменационную работу, которую они увидят, дай Бог, в начале выпускного класса. А многие ведь ее видят только на пробном тестировании в мае — за несколько дней до реального ЕГЭ!

И нет ничего удивительного, что средний балл ЕГЭ каждый год падает. Потому что те, кто сдали ЕГЭ на минимальные баллы ничего не сообщают своим «потомкам». А те, кто вновь будет сдавать ЕГЭ, уверены, что как-нибудь с ним справятся: как-то же справлялись с школьными заданиями на протяжении 10 лет!

ЕГЭ ребятам покажется просто жестким экзаменом, который нереально сдать. Добавим к этому постоянное запугивание их со стороны учителей, которые нагоняют каждый год ЕГЭ истерию, массовые слухи о том, что весь экзамен кардинально поменялся — и вы получите такой «коктейль Молотова», из которого мало кто выйдет живым, в смысле сдаст это сравнительно легкий экзамен с честью и на высокие баллы.

Как же сдать легкий ЕГЭ на 90 и выше баллов?

И вот встает закономерный вопрос: как же трудный экзамен превратить в легкий и сдать на 90 баллов и выше историю или общество?

На самом деле никак. Если Вы не умеете формулировать и выражать свои мысли устно и письменно, если мыслей у вас своих просто нет, то есть по сути вы не умеете логически мыслить, то ЕГЭ на высокие баллы вам не сдать.

Таков уж экзамен, что он проверяет именно такие навыки как владение учебным материалом на отличном уровне, владение терминологией, владение навыками формулирования и изложения своих мыслей, а также общую обществоведческую эрудицию.

Большинство ребят и их родителей просто игнорируют это и делают ставку на зубрежку.

В результате встают закономерные проблемы: а как, блин, выучить 30 определений? А как, блин, выучить столько дат? А как вообще писать сочинение по обществознанию и по истории? И этих вопросов масса. Ведь никто из учеников и их родителей не является специалистом по образованию и пользуются старой дедовской зубрежкой.

Давайте возьмем простой пример. К примеру, ученик изучает тему раздробленности на Руси. Перед ним встает довольно существенный пласт учебного материала. Вот примерно такой:

  • Даты: 1097, 1103, 1111, 1113 — 1125, 1125 — 1132, 1132 — 1157, 1157 — 1174, 1169, 1157, 1185, 1205, 1216
  • Персоналии: Владимир Мономах, Мстислав Великий, Святополк Изяславович, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл.
  • Термины: натуральное хозяйство, род Ярославичей, половцы, Любечский съезд князей, боярская республика, тысяцкий, посадник, архиепископ, вече и пр.
  • Природно-географическая и политическая характеристика княжеств: Новгородская Земля, Владимиро-Суздальское княжество, Рязанское княжество, Галицко-Волынское.

Не трудно догадаться, что ученику это все кажется неподъемным материалом, который просто нереально выучить. Ведь тут столько дат, понятий, персоналий, нужно знать, когда они жили, правили и что вообще делали?! А ведь это совсем небольшой пласт материала в контексте истории России и Всемирной истории. В сущности — это вообще одна из легких тем. Есть темы, намного сложнее и обширнее этой в рамках школьной программы по истории.

Нагонять тоску будут и пособия с учебниками. Чтобы доказать это я просто спрошу: давно ли вы устно самому себе отвечали на вопросы в учебнике к параграфу после его прочтения? Нет? Ну тогда не удивляйтесь, что ничего не помните, ведь в Вашем образовательном процессе отсутствует рефлексия. А она обязательна при любом изучении нового материала.

Часто ли вы добиваетесь от себя качественных ответов на вопросы параграфа учебника? А потом еще решаете задания по данной теме? Конечно, подавляющее большинство этого не делает. Зачем заморачиваться? Это ведь просто офигенная трата времени и сил! А до экзамена еще целых полгода!

Между тем, я как специалист, могу предложить вам альтернативный путь работы как с обозначенной выше темой, так и со всеми остальными. При этом ваши затраты времени и усилий будут меньше по меньшей мере в пять раз. То есть если на полное освоение этой темы у Вас самостоятельно уйдет 5 часов, то с помощью моей методики — у вас займет это всего один час! Заинтригованы? Час против пяти — это же сказка!

Ну так вот: представьте себе, что вам не надо читать ни учебники, ни пособия. Представьте себе, что весь материал по этой теме Вам я расскажу в интересной, доступной и понятной форме за 15 — 20 минут.

А за остальные 40 минут мы закрепим этот материал в форме заданий к этой теме в формате ЕГЭ.

Так выглядит учебный материал на наших курсах подготовки

Каким образом я смогу Вам рассказать 5-часовой материал, который изложен в учебнике за 15 минут? Очень просто. Вам не надо тратить времени на чтение текста, его осмысление и конспектирование. Я это уже сделал за вас. Мой рассказ будет очень структурированным: я расскажу про причины раздробленности на Руси, про основных персонажей, которые в нем были задействованы и приведу вам обозначенную выше характеристику всех княжеств.

Более того все причины, события, и последствия увязаны в логическую цепочку, и поскольку материал вам понятен, постольку вы его запомните в пять раз быстрее и легче!

И абсолютно ВЕСЬ материал по истории и обществу разбит на такие вот занятия. ВЕСЬ материал представлен в форме видеоуроков. Особые нюансы мы разбираем на вебинарах. К каждому занятию прилагаются задания и все мои авторские материалы, которые помогут просто и непринужденно вспомнить изученный материал.

Наши курсы экономят ваше время и ваши силы по меньшей мере в пять раз. Если вы готовитесь самостоятельно с нуля, то в лучшем случае вы изучите всю теорию только к апрелю выпускного класса. А еще ведь надо тесты научиться решать! Это отдельная большая и больная тема. Большинство ребят как раз и не сдают нормально ЕГЭ, потому что теорию вроде как знают, а тесты решать не умеют.

На наших же курсах такая ситуация в принципе невозможна. Потому что к каждому уроку приложены задания, проходя которые ученик учится их выполнять по принципу от простого к сложному.

Фрагмент списка интерактивных тестов, которые доступны участникам наших курсов подготовки

На самом деле, он сам не замечает, как уже разбирается в казалось бы сложных задачках. Как результат — 90 баллов на реальном ЕГЭ и выше!

Такой результат доступен каждому, кто пройдет наши курсы полностью, включая заключительные экзаменационные работы.

Фрагмент списка участников курсов подготовки и информация по их успеваемости

Тут у многих возникает вопрос: а сможет ли он(а) пройти весь курс. Ответ прост: конечно да, если вы занимаетесь. Ну ок. К примеру, захотели вы обучиться игре в баскетбол. Но прошли только половину от всего количества тренировок, а потом взяли и все бросили. Добьетесь ли вы запланированного результата? Конечно же нет! Или решили вы научиться играть в шахматы и получить 2 разряд. Но прошли только половину программы тренировок. Конечно, в шахматы вы будете лучше играть, чем до тренировок, но до второго разряда вам будет далеко.

Также и с курсами подготовки к ЕГЭ. Если хотите максимальный результат — надо пройти курс полностью. Хотя у меня были ребята, которые забрасывали курс, однако сдавали ЕГЭ на приемлемые 80 баллов, хотя сами и не надеялись на столько сдать! Вот, кстати, письмо такого ученика:


Вот сам текст письма:

Здравствуйте Андрей Александрович.

Набрал 79 баллов. Очень рад, о таких баллах не мог и мечтать, учитывая, что готовился всего пол года и даже не закончил курс до конца...эссе вообще написал на ходу за 15 минут, времени не хватало...но тем не менее написал и даже получил 3 балла из 5. Тест не ожидал что так хорошо напишу, потому что мало практиковался, 31 из 35. Во многом это именно ваша заслуга, поэтому спасибо вам огромное, вы мне очень помогли!

С уважением, Андрей Пучков

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...