Таблица политический режим название характеристика и пример. Виды государственных (политических) режимов


Наряду с политической системой часто используется понятие «политический режим». Режим (от лат. regimen - «управление») означает совокупность способов осуществления политической власти. На сегодняшний день наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на: тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» , что означает «весь, полный, целый». Тоталитарный режим - это полный контроль со стороны власти над всеми сферами общественной жизни. Термин «тоталитарный» позаимствовал у Д. Джентиле и ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883–1945 гг.). Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Почему? Это связано со вступлением общества в индустриальную стадию развития, что привело к созданию системы массовых коммуникаций, сделало технически возможным и тотальное «промывание мозгов», и всеобъемлющий контроль над личностью. Каковы же наиболее характерные черты тоталитарного режима?

    Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан. При тоталитаризме господствует лозунг: «Запрещено все, кроме того, что приказано».

    Неограниченная никаким законом монополия одной партии на власть. Только одна партия может существовать легально. В СССР - КПСС (коммунистическая партия Советского Союза), в фашистской Германии – НСДАП (национал-социалистическая немецкая рабочая партия).

    Сращивание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица.

    Культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями.

    Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод.

    Превращение насилия в главное средство политической борьбы. Неугодные режиму люди подвергаются физическому уничтожению (политические процессы 30-х гг. в СССР).

    Господство одной идеологии, разрабатываемой высшими органами руководящей партии и внедряемой в массовое сознание всего общества. В СССР господствовала идеология построения коммунистического будущего, в Германии 1000-летний рейх.

Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р. Даниэлс: «Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии».

Выделяют несколько разновидностей тоталитаризма:

 левый - коммунистический (СССР при Сталине, Китай во главе с Мао Цзэдуном);

 правый - фашизм (Италия во главе с Муссолини), национал-социализм (Германия при Гитлере).

На сегодняшний день ярким примером существования тоталитарного режима является КНДР во главе с первым секретарём ЦК Трудовой партии Кореи Ким Чен Ыром.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм (от лат. auctoritas - «власть», «влияние»). Авторитарные режимы в своем развитии могут ориентироваться как на тоталитаризм, так и на демократию.

    Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны другим государственным органам.

    Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента. Фактический отказ от концепции разделения властей.

    Реальная или потенциальная опора на силу. Этот режим может и не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости использовать силу и принудить граждан к повиновению.

    Рекрутирование (выдвижение) политической элиты путем назначения сверху, а не на основе альтернативной борьбы.

    Отказ от тотального контроля над обществом. Основным лозунгом является: «Разрешено все, кроме политики».

Режим военного правления. Этот тип возникает чаще всего в результате государственного переворота и прихода к власти военных (диктатура «черных полковников» в Греции 1967–1975 гг., А. Пиночет в Чили 1973–1989 гг.).

Теократич еский режим. Этот тип возникает, когда власть в стране принадлежит религиозно-фанатическому клану. Этот режим сложился в Иране после революции 1979 г. во главе с аятоллой Хомейни (1979–1989 гг.)

Абсолютная монархия, где вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит одному лицу, занимающему пост главы государства по наследству (Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Авторитарный режим, носящий персонифицированный характер, который предполагает наличие сильного лидера, обладающего диктаторскими полномочиями (режим С.Хусейна в Ираке 1979–2003 гг., М. Каддафи в Ливии 1969–2011 гг.).

Понятие «демократия» древнегреческого происхождения и переводится как власть народа (demo s - «народ», kratos - «власть»). По определению американского президента А. Линкольна, демократия - это «правление народа, избранное народом и для народа».

К основным признакам демократического режима относятся:

    Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти.

    Проведение свободных альтернативных выборов, постоянное и реальное функционирование избранных народом органов власти (в центре и на местах).

    Существование легальной оппозиции.

    Политический и идеологический плюрализм, наличие реально функционирующей многопартийной системы.

    Соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную.

    Гласность в работе властей всех уровней.

    Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Основным лозунгом данного политического режима является: «Разрешено все, что не запрещено законом».

Рассматривая демократию как наиболее совершенную форму политического режима, не следует переоценивать ее возможности. Следует в этой связи отметить слова У.Черчилля: «демократия - ужасная вещь, но лучше ее человечество пока ничего не придумало».

Классификация демократических режимов:

    Прямая демократия. Непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии решений и контроле за их реализацией. Существовала в период Античности, греческих полисах.

    Плебисцитарная. Сегодня ее отражение мы находим в референдумах. Референдумы вошли и в политическую жизнь суверенной Беларуси (14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г.)

    Представительская. Опосредованное участие граждан в принятии решений, в выборах ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения (выборы депутатов в нижнюю палату парламента РБ - палату представителей - 23 сентября 2012 г.).

Является его государственно-правовой уклад, который определяет устройство и механизмы управления, а также отношения правящих лиц и народа. Виды политических режимов различны по разным критериям, но важнее всего – это сосредоточение власти в руках личности или коллектива. Классификация политических режимов, понятие и признаки их кратко рассмотрены ниже в статье.

Политический режим – это форма организации системы управления внутри державы, определяющая взаимоотношения народа и управляющих органов, уровень свобод и прав, а также жизни в целом .

Зная, какой уклад доминирует в стране, можно сделать выводы относительно ее государственного строя в определенный исторический период. При этом важнее всего знать взаимодействие правительства и народа (права, свободы, методы управления), нежели структуру государственно-правовой системы.

Государственно-правовые уклады могут быть однотипными в разных странах, благодаря схожести государственных структур. Например, можно рассмотреть Швецию и Иран: при конституционно-монархическом укладе в обоих, их строи различны. Швеция – это демократическая республика, а Иран – это авторитарное государство с такой же демократической структурой.

Зачастую четко определить политический режим бывает сложно. Например, СССР довольного долго был символом демократических прав и свобод человека, и лишь после распада открылась истинная сущность тоталитаризма этой страны.

Признаки

Чтобы определить действующий строй в стране, следует подробным образом изучить принципы организации институтов правления, цели политики и способы их достижения. Очень часто существуют характерные установки или лозунги, например, про любовь к стране или достижение цели любыми путями.

Кроме этого следует исследовать:

  • позицию личности;
  • участие общества в политике: свободное ли вступление в партию, процесс прохождения выборов и пр.;
  • развитие институтов управления: деятельность и количество управляющих органов, характера законодательства;
  • способы воздействия на народ: сила или слово.

Строй формируется под влиянием исторических народных традиций, а также уровня политической культуры. Узурпатор или правящая партия узурпируют управление державой так долго, как это позволяет народ и гражданские общественные институты. Так в странах с традиционной культурой авторитаризм возникает естественным образом, а при устоявшихся демократических традициях это почти невозможно.

Важно знать ! Анархия – это не отдельный строй, а полное его отсутствие, т.е. безвластие. Такое состояние возможно лишь в случае снижения роли действующего правительства или в случае противостояния различных партий. По сути анархия – это промежуточное состояние между государственно-правовыми укладами.

Определение

Определение строя сегодня возможно с помощью двух различных систем: институциональной и социологической. У каждой из них есть характеристики и представители.

Рассмотрим их подробнее:

  1. Институциональный подход делает значимыми только процедурные и формально-юридические характеристики всей системы управления. Используя такой подход, ученые почти стирают границы между понятием строя и формы правления. Обычно такой способ определения был характерен для французской державы, в которой уклад становился частью конституционного права. Благодаря институциональному подходу выделяли три типа правления: , президентская и парламентская республика. Сегодня эта типология стала классифицировать также и типы правительственных структур. Среди сторонников этого подхода находятся политолог Г. Лассуэл и его последователи.
  2. Социологический подход. Этот способ определения больше направлен на изучение реальных, а не конституциональных взаимоотношений правления и общества. В данном случае следует рассматривать уклад в державе как взаимоотношения ее народа и органов правления, поскольку все основывается на различных связях в социуме, и это не может быть изменено без разрушений этих социальных оснований. Социологический подход выделяет базовые устройства стран: демократическое, автократическое и тоталитарное.

На сегодняшний день наука использует социальный подход к определению и оценке государственного устройства. Классификация политических режимов также зависит от выбранного подхода.

Классификация политических режимов

Виды политического режима

Для начала рассмотрим типы политических режимов и их характеристики, которые располагаются ниже, по основным критериям.

Параметры Демократия Автократия Тоталитаризм
Устройство Государство с установленными законами и разделенными органами власти и управления Традиционное государство, поддерживающее порядок в обществе с помощью контроля некоторых сфер жизни общества Государство осуществляет полный контроль за жизнью граждан, как частной, так и общественной
Права и свободы народа Защищены законодательством и конституцией Закон защищает государство, при этом права и свободы личности существенно сокращены Права человека прописаны в государственных документах, но на деле до них нет никакого дела. При необходимости правление совершенно не обращает внимание на прописанные свободы и делает все, чтобы защитить себя
Система партий Оппозиция активно действует в правлении, при этом обеспечено многообразие взглядов, существует масса движений и партий, чья деятельность ни в чем не ограничена Правящая партия занимает главенствующее положение. Оппозиция занимает «ручное» место, все прочие движения ограничены в правах Однопартийная система. Оппозиция уничтожена. Правящая партия срослась с государством
Система решения конфликтов в обществе Решение путем согласования и переговоров Все столкновения решаются принудительно, с помощью силы Террор и геноцид
СМИ, идеология СМИ свободны и говорят, что им вздумается. Нет единой идеологии Официальная идеология. СМИ действуют лишь в рамках разрешенного государством Жестокая цензура. Обязательная официальная идеология
Роль армии и полиции Действуют в рамках закона и направлены на защиту и обеспечение безопасности внутренних и внешних интересов граждан Армию могут привлекать для разрешения конфликтов с гражданами и для подавления общественных беспорядков. Имеют большие полномочия, выходящие за рамки закона. Выполняют также и карательную функцию

Рассмотрим определения и характеристики каждого уклада в отдельности, а также их подвиды более подробно.

Демократия

Демократия, или народовластие, – это позиция в государстве, при которой правление находится только в руках народа и осуществляется по его воле и интересам, причем это возможно лишь в правовой державе.

Критерии политического режима:

  • народ – это суверенная власть в стране;
  • регулярные выборы в местные и государственные органы управления;
  • подотчетность руководящих лиц избирателям;
  • права граждан реально обеспечиваются;
  • решения принимаются большинством голосов, а меньшинство этому подчиняется;
  • силовые структуры используются только по прямому назначению в рамках законодательства.

Демократия может быть разделена по форме участия народа на:

  • прямую, когда люди участвуют в подготовке и принятии всех решений;
  • плебисцитарную, когда люди с помощью голосования принимают или отвергают предложенные им решения;
  • представительную, когда в органы управления избираются представители от народа, у которых есть права принимать решения от имени избирателей.

Сегодня около 80 стран в мире являются демократическими или с устанавливающейся демократией.

Демократия

Автократия

Авторитаризм – позиция, при которой управление сосредоточено в руках одной личности или коллектива. При этом у граждан сохраняются некоторые экономические и духовные свободы, но они также существенно ограничены (как в политике, так и в культуре общественного сознания). При таком раскладе в стране невозможна демократия ни в вопросах свободного выбора, ни в вопросах управления государственных структур.

Важно знать ! Автократия имеет высокую способность обеспечить политическую стабильность и общественный порядок, при этом активно используя общественные ресурсы для решения поставленных задач.

  • военно-бюрократический;
  • корпоративный;
  • дототалитарный;
  • постколониальный;
  • расовая квазидемократия;
  • султанистский.

По сути автократия является способом правления с ограниченным плюрализмом и наиболее легким путем перейти от тоталитаризма к демократическому укладу.

Автократия

Тоталитаризм

– это полный контроль правящей партией всех сфер жизни народа с помощью военных ресурсов.

Признаки тоталитарного строя:

  • обязательная идеология;
  • четкое централизованное управление всей экономикой;
  • повсеместная милитаризация;
  • монополия на управление державой;
  • культ личности;
  • преследование и уничтожение оппозиции;
  • террор и геноцид.

Полезное видео: тоталитаризм и авторитаризм

Полезное видео: характерные черты демократического режима

Вывод

Как правящий строй тоталитаризм возник в XX веке в качестве нового типа диктатуры за счет возвеличивания культа государства с помощью жесткой идеологии. Тоталитаризм известен своими видами: фашизм, социализм, национал-социализм.

По оценкам экспертов, такая государственная структура обречена на провал и ведет только к обнищанию страны и к ее упадку.

Помимо перечисленных выше видов политических устройств, существуют переходные, а также чрезвычайные строи, которые характерны только для определенного отрезка времени в определенных условиях.

Политический режим (от лат. regimen; франц. regime – управление)представляет собой способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Политический режим обычно отражает способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью.

Мнение

Российский политолог А.Л. Громыко:

    целесообразно различать понятия «государственный режим» и «политический режим»

    «Если первое в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти , то второе … есть среда и условия политической жизни общества , иначе говоря, определенный политический климат , существующий в данном обществе в данный момент исторического развития» .

Характеристика трех основных типов политических режимов, выделяемых в современной политической науке, дается в таблицах 4 и 5.

Таблица 4. Политические режимы: сущность

и предпосылки формирования

Тип режима

Определение

Предпосылки

формирования

Тоталитарный

режим, стремящийся к установлению тотального (абсолютного) контроля над всеми сферами жизни общества и отдельной личности

-системный кризис общества (экономика, политика, культура)

-маргинализация социальных групп

-слабость гражданского общества

-формирование аппарата репрессий

-пропагандистско-манипулятивная деятельность власти и СМИ

режим, при котором происходит концентрация власти в одном центре (лидер, группа, орган власти), стремящемся к полному контролю над политической сферой, с сохранением автономии общества и личности за пределами политики

-необходимость сильной моноцентричной власти в условиях:

а) угрозы дезинтеграции общества

б) демократического транзита

в) на ранних стадиях формирования политической системы

-олигархизация элит

-военные перевороты и др.

Демократический

режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, важнейшего политического актора, на наделении его большим кругом прав и свобод

-экономический и политический плюрализм, рынок, высокий уровень благосостояния

-развитое гражданское общество

-многочисленный средний класс

-демократические традиции, активистско-гражданская политическая культура

Таблица 5. Политические режимы:

сравнительная характеристика

Критерии сравнения

Тоталитарный режим

Демократический режим

Принципы формирования и функционирования власти

Монополизация власти единственной массовой партией, срастающейся с государством. Идеократия

Концентрация власти в одном центре (лидер, группа лиц, орган власти). Нарушение принципа разделения властей

Разделение властей, выборность представительных органов власти (парламент, президент)

Способы отбора политической элиты

Номенклатурный (назначение сверху), безальтернативные «выборы»

Номенклатурный,

кооптация, «контролируемые» выборы

Демократические

выборы (альтернативные, равные, тайное голосование)

Средства

и методы

властвования

Сила (репрессии); тоталитарная индоктринация и социализация и др.

Сила, принуждение, манипуляция, побуждение

Легальные (определяемые законами)

Состояние гражданского общества

Ликвидировано

Сильное, контролирует власть

Иные

особенности

Закрытый характер,

милитаризация общественной жизни, вождизм

Часто: псевдодемократические процедуры: выборы, дебаты в парламенте

Приоритет прав граждан.

Толерантность, активистская политическая культура

Модель политического управления

Директивная

Директивная

Коммуникативная

Как видно из последней таблицы, тип политического режима и модель политического управления тесно взаимосвязаны и во многом взаимно обусловливают друг друга.

Категории политической науки, рассмотренные в данной лекции, активнейшим образом используются в политико-управленческой науке, создавая вместе с другими категориями (управленческими, теории менеджмента, психологическими и др.) понятийный «каркас» теории политического управления.

Вопросы и задания

    Почему возможно дать не одно, а несколько определений политики?

    Раскройте содержание четырех важнейших парадигм объяснения политики. Почему рационально-критическая парадигма представляет наибольший интерес для политических наук?

    Назовите важнейшие функции политики. Какую функцию, как основную, выделял Р. Дебре ? Согласны ли Вы с французским мыслителем? Обоснуйте свой ответ.

    Назовите основные элементы политической системы, согласно теории Д. Истона .

    Какой смысл вкладывается в понятие «политический институт»? Приведите примеры различных политических институтов.

    Существует ли связь между типом политического режима, с одной стороны, и моделью и стилем политического управления в стране, с другой стороны?

Литература

    Бутенко А.П., Миронов А.В. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Учеб. пособие. М.: НОУ, 1998.

    Введение в политологию: Словарь-справочник / Под ред. В.П. Пугачева. М.: Аспект Пресс, 1996.

    Вебер М. Политика как признание и профессия // Антология мировой политической мысли. Т. 2. М., 1997.

    Громыко А.Л. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. М., 1999.

    Зимина В.Д., Борисов Н.А. Политическое управление: Учебник. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2008.

    Козырев Г.И. Политология: Учебное пособие. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010.

    Кун Т. Структура научных революций: Сб.: Пер с англ. / Т. Кун. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2003.

    Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001.

    Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Шарагин И.А. Политология: комментарии, схемы, афоризмы. М.: ВЛАДОС, 1999.

    Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2006.

    Халипов В. Ф. Энциклопедия власти. М., 2005.

1В 546 году до н. э. высадился в районе Марафонаи вскоре занял Афины, без потерь устранив аристократическую оппозицию, и окончательно овладел тиранической властью в Афинах. Писистрат материально помогал крестьянам, обеспечивал заработок городской бедноте, проводил протекционистскую политику по отношению к торгово-ремесленным слоям и наладил хорошие отношения с аристократами. Опираясь на возросшее богатство Афин, приступил к проведению активной внешней политики, целью которой было распространение влияния афинского полиса во всей Греции. При нём в Афинах был введён ряд новых культов и празднеств.

Который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима :

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима :

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима :

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Типология политических режимов:

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной , поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода « - », где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти , когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии , которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора , режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Основные признаки авторитарного режима:

1. В ласть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу . Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. М онополизация власти и политики , недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. П ополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. О тказ от тотального контроля над обществом , невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

Авторитарные режимы можно подразделить на жестко авторитарные, умеренные и либеральные . Выделяют еще и такие типы, как «популистский авторитаризм» , опирающийся на уравнительно ориентированные массы, а также «национал-патриотический» , при котором национальная идея используется властями для создания либо тоталитарного, либо демократического общества и др.

В число авторитарных режимов включают:
  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Демократический политический режим

Демократический режим — это режим, в котором власть отправляется свободно выражающим себя большинством. Демократия в переводе с греческого означает буквально «власть народа» или «народовластие».

Базовые принципы демократического режима власти:

1. Народный суверенитет , т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей (формируемое и подчиненное парламенту правительство);

2. Свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования ; свободу избирательного права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу «один человек — один голос»; свободу голосования, воспринимаемую как средство тайного голосования и равенство для всех в получении информации и возможности вести пропаганду во время избирательной кампании;

3. Подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства . Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти;

4. Реализация принципа разделения властей . Три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная — имеют такие полномочия и такую практику, что два «угла» этого своеобразного «треугольника» при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации действия третьего «угла». Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов — необходимое условие демократии;

5. Конституционализм и господство закона во всех сферах жизни . Закон главенствует невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда «фригидность», «холодность» демократии, т.е. она рациональна. Правовой принцип демократии: «Все, что не запрещено законом, - разрешено».

К демократическим режимам относят:
  • президентские республики;
  • парламентские республики;
  • парламентские монархии.

Российский Государственный Торгово – Экономический Университет

Саратовский Институт (Филиал)

Кафедра гуманитарных дисциплин

Контрольная работа

по политологии

Тема 11: «ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ»

Выполнил:

Проверила:

Саратов 2003

План работы

1. Сущность и типы политических режимов 3

2. Демократические режимы 5

3. Либеральный политический режим 8

4. Недемократические режимы 10

Заключение 17

Список литературы 20

1. Сущность и типы политических режимов

Выбор данной темы обусловлен тем, что мне хотелось бы лучше разо­браться в процессах, происходящих сегодня в России, так как наша страна пе­решла от одного политического режима к другому, а именно от “тоталита­ризма” к “демократии”.

В данной работе мне хотелось бы выяснить, что стоит за этими терми­нами.

Начну с определения политического режима. Каждое государство имеет свой политический режим. По определению Юридического Словаря политиче­ским режимом называют «в науке конституционного права понятие, обозна­чающее систему приёмов, методов, форм, способов осуществления политиче­ской власти. Не существует единой типологии политических режимов. Харак­тер политического режима никогда прямо не указывается в Конституциях го­сударств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании». 1

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, по­скольку на ту или иную разновидность политического режима оказы­вает влия­ние множество факторов. Таким образом, каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим и в современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незна­чительно отличаются друг от друга.

Политические режимы, а также их классификация представляют большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов также очень важен при характеристике государства и определения его формы.

Еще античный философ Аристотель давал два критерия, по которым можно провести классификацию:

    по тому, в чьих руках власть;

    по тому, как эта власть используется.

“Правильные “ формы государства: монархия (власть одного человека), аристократия (власть в руках немногих “лучших”), политика (власть большин­ства из средних в имущественном отношении людей).

“Неправильные” формы государства - те, при которых стоящие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “не­правильным” формам относятся: тирания (власть в руках тирана), олигар­хия (у власти имущее меньшинство) и демократия (контроль общества (боль­шин­ства) над властью).

О характере политического режима, существующего в той или иной стране, свидетельствуют разнообразные факторы, но наиболее важны из них следующие:

    способы и порядок формирования органов государственной власти,

    порядок распределения между различными государственными орга­нами компетенции и характер их взаимоотношений,

    степень гарантированности прав и свобод граждан,

    роль права в жизни общества и решении государственных дел,

    место и роль в государственном механизме армии, полиции, контр­разведки, разведки и других аналогичных им структур, степень ре­ального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством,

    основные способы разрешения возникающих в обществе социаль­ных и политических конфликтов». 2

В настоящее время, одна из достаточно простых, широко распространен­ных, клас­сификаций политических режимов предполагает деление их на: тота­литарные, авторитарные и демократические. Таким образом, наиболее значи­тельные из политических режимов следующие четыре:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

г) тоталитарный политический режим.

Именно эти четыре политических режима необходимо выделить в от­дельные группы, т.к. они являются важными и представляют собой большое значение для теории государства и права.

2. Демократические режимы

Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) -на­родовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, ос­нованной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равен­ство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демокра­тия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае явля­ется властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политиче­ской свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Для демократического режима характерен ряд отличительных черт, а именно:

    Суверенитет народа : именно народ выбирает своих представите­лей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

    Периодическая выборность основных органов государства . Прави­тельство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

    Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства состав­ляют один из основных принципов демократического государства

    Ра­венство прав граждан на участие в управлении государством : сво­бода созда­ния политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурент­ной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непо­средственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, напри­мер, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является пле­бисцитарная демократия . Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важней­ших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических ре­шений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, на­пример, референдумы.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия . Её суть - гра­ждане избирают в органы власти своих представителей, которые при­званы вы­ражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры вы­боров могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выбор­ные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени на­рода и подот­четны народу во всех своих действиях.

Демократические государства различны, но все они имеют общие объе­диняющие черты:

    Народовластие – то есть, признание народа источником власти, сувереном (от франц. SOUVERAIN - носитель верховной власти в государстве);

    Правительство основано на согласии управляемых;

    Правило большинства; признание подчиненного меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;

    Гарантии основных прав человека;

    Свободные и честные выборы;

    Равенство перед законом;

    Справедливое судопроизводство;

    Конституционное ограничение правительства;

    Социальный, экономический, идеологический и политический плюра­лизм;

    Ценности сотрудничества и компромисса.

Есть разные формы правления демократических режимов. Достаточно распространенными формами республиканского правления являются прези­дентская республика и парламентская республика .

Отличительным признаком президентской республики является то, что президент в ней одновременно выступает и главой государства, и главой прави­тельства (ярким примером является США). Главной отличительной чертой пар­ламентской республики является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответствен­ность перед парламентом. Парламент осуществляет по отношению к прави­тельству ряд функций: формирует и поддерживает его; издает законы, прини­маемые правительством к исполнению; утверждает государственный бюджет и тем самым устанавливает финансовые рамки деятельности правительства; осу­ществляет контроль над правительством и в случае необходимости может вы­разить ему вотум недоверия, что влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов.

Современная демократия - это представительство интересов, а не сосло­вий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политиче­ской жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

Разумеется, демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное со­циальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демокра­тии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических усло­виях этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скаты­ванию к анархии, охлократии, порой создает условие для существования раз­рушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная цен­ность демократического режима намного выше его некоторых негативных кон­кретно-исторических форм.

Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется за­частую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Демократический режим в устройстве государств становится наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством совре­менное состояние цивилизации с его глобальными проблемами, противоре­чиями, возможными кризисами.

3. Либеральный политический режим

Либеральный режим существует во многих странах. Его значение та­кого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собст­венно не режим осуществления власти, а условие существования самой ци­вилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, ко­торым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утвер­ждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция по­литических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократиче­ский режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление чело­века уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п.

В теории государства и права либеральными называются также полити­ческие методы и способы осуществления власти, которые основаны на сис­теме наиболее демократических и гуманистических принципов.

Эти принципы прежде всего характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономиче­ски самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятель­ным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за лично­стью и т.п.

«Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противо­поставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловли­вается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной органи­зации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равен­ство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и ста­новятся осуществимыми на практике». 3

При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избира­тельных кампаний. Осуществление государственного управления произво­дится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и проти­вовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом.

В государственном управлении используется децентрализация: цен­тральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некото­рых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эф­фективно становится возможным только в обществе, отличающимся высо­ким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравст­венным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырас­тает из собственно демократического режима.

4. Недемократические режимы

Недемократические режимы делятся на два типа:

Понятие тоталитаризма происходит от латинских слов “TOTALITAS”- цельность, полнота и “TOTALIS” - весь, полный, целый. Обычно под тотали­таризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руково­дства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господ­ствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

«Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой миро­вой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на ин­дустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возмож­ными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кри­зисов». 4

Само понятие «тоталитарного режима» было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в. Таким образом, можно сказать, что тоталитарный режим является порождением ХХ в.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

    есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претен­дующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концен­трирует в себе реальную власть в обществе;

    партия организована не демократическим способом - она строится во­круг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

    доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологиче­ский режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию

    тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и эко­номики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

    при тоталитаризме существует террористический полицейский кон­троль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Отдельные из приведенных признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности, но большинство их не могло окончательно сформироваться в доин­дустриальном обществе. Лишь в XX в. они приобрели качества всеобщего ха­рактера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти в тоталитарные.

Некоторые ученные, такие как Хайденберг Карл Фридрих и Збигнев Бже­зинский, утверждали, что тоталитарный режим не меняется, его лишь можно уничтожить извне. Они уверяли, что все тоталитарные государства погибают, как погиб нацистский режим в Германии. В последствие жизнь показала, что этот аспект ошибочен: тоталитар­ные режимы способны меняться, эволюционировать.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социа­лизм.

Коммунизм (социализм) предполагает абсолютную власть го­сударства, полное устранение частной собственности и, следова­тельно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи в том числе и гуманные политические цели. Так, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступ­ными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена со­циальная защищенность населения, развивалась экономика, косми­ческая и военная промышленность, резко сократился уровень пре­ступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм - право-экстремистское политическое движение, воз­ник­шее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этниче­ской почве. К концу 30-х годов фашистский режим утвердился не только в Италии, но и в Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих националь­ных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказы­вавших фашистским движениям финансовую и политическую под­держку, стремящихся использовать их для подавления революцион­ных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма - национал-социализм. Как реальный политический и общественный строй он возник в Гер­мании в 1933 г. Цель: мировое господство арийской расы и социаль­ное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал-социализме - вовне, против других народов.

Разновидностью тоталитаризма являются режимы, где осуществ­ляется “культ личности”, культ вождя - непогрешимого, мудрого заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуются властолюбивые, порой патоло­гические амбиции тех или иных политических лидеров.

Одним из наиболее распространенных в истории типов полити­ческой системы является авторитаризм, занимающий промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами ха­рактер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируе­мых государством общественных сфер, особенно экономики и част­ной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

    автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти: ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.);

    неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она их при­нимает по своему усмотрению. «Народ в таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за её деятельностью». 5

    опора (реальная или потенциальная) на силу. Данный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популяр­ностью среди широких слоев населения, однако он обладает доста­точной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

    монополизация власти и политики, недопущение политиче­ской оппозиции и конкуренции: возможно существование ограни­ченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям;

    отказ от тотального контроля над обществом, невмешатель­ство во вне политические сферы и, прежде всего, в эко­номику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внеш­ней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономиче­ского развития, проводить достаточно активную социальную поли­тику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления;

    рекрутирование политической элиты путем введения в со­став выборного органа новых членов без проведения дополнитель­ных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электо­ральной борьбы

Слабыми сторонами авторитаризма являются полная зависи­мость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политиче­ского выражения общественных интересов.

Однако данный режим имеет так же ряд достоинств, таких как: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовать общественные ресурсы на ре­шение определенных задач, преодолевать сопротивление политиче­ских противников и это делает её достаточно эффективным средством про­ведения радикальных общественных реформ.

Авторитарные режимы очень разнообразны: это монархии, дик­таторские режимы, военные хунты, популистские системы правления и др. Монархии - уже исчезающая категория авторитарных режимов, и сегодня в Европе они в принципе являются парламентскими демо­кратиями. Но когда говорят о монархизме, как о подтипе авторитар­ных государств, то имеют в виду монархии в наименее развитых странах, где монархи являются действительными правителями (Иор­дания, Марокко, Саудовская Аравия). При военном правлении поли­тическая деятельность либо вообще запрещена, либо ограничена: военные берут власть и правят страной.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют некоторые демократические институты - выборы, плебис­циты и т.п. - для предания себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использова­лись авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее и Казахстане и многих других государствах. Отличительной чер­той таких выборов является ограниченная или лишь видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям), полная или частичная контролируе­мость властями их официальных итогов. При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия на средства массо­вой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии выдвижения канди­датов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов голосования и т.п.

Таким образом, хотелось бы ещё раз отметить, что для авторитаризма ха­рактерно:

    Автократизм.

    Неограниченность власти.

    Опора на силу.

    Монополизация власти и политики.

    Отказ от тотального контроля.

    Рекрутирование политической элиты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как мы видим, понятие «политический режим», а также классификация политических режимов не потеряли в современные дни своей актуальности. Они требуют развития в соответствии с современными условиями в мире.

В литературе, касающейся данного вопроса, отсутствует единый подход к пониманию термина «политический режим». Как уже говорилось, нет и единого мнения по поводу классификаций политических режимов. Вопрос классификации политических режимов всегда был очень сложным. У раз­ных авторов на сей счёт существуют различные мнения.

При написании данной работы, была использована достаточно распро­страненная в теории государства и права классификация, по которой режимы были разделены на четыре вида – демократический, либеральный, авторитар­ный и тоталитарный. Но хотелось бы отметить, что кроме четырех вышепе­речисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тотали­тарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые явля­ются разновидностями этих четырех режимов (например, с древности известны деспотические и тиранические режимы, существуют переходные и чрезвычай­ные режимы, которые, как правило, носят временный характер).

За последние 20 лет очень много недемократических: тотали­тарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе . Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, ха­рактер их взаимоотношений с гражданами зависит, прежде всего, от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со сто­роны авторитарных правителей существенно сдерживалась тради­циями правления, относительно высокой образованностью и воспи­танностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угро­зой народных восстаний. В современную эпоху многие из этих фак­торов исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. Тем на­родам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственно­сти, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия действительно создает наилучшие возможно­сти для индивидуального и общественного развития, реализации гу­манистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества.

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократиче­скому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой поли­тической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмо­нополизацией экономики, её неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективист­ских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать аль­тернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократиза­ции привела к политической анархии, к подрыву мотивации произ­водительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни на­селения. Очевидно, что для России оптимальная модель политиче­ского и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

В заключении хотелось бы отметить, что, как мы смогли убе­диться, обстановка в мировом сообществе конца XX - начала XXI века свидетельствует, что антидемократические режимы историче­ски и политически изжили себя. Мир должен прейти к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов при­вели к войне.

Список литературы

    Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М., 1993.

    Вятр Е. Лекции по политологии Т- 1. Типология политических режимов. 1991.

    Демидов А.И., Долгов В.М., Вилков А.А. Политология: Учеб. Пособие. – Сара­тов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1997.

    Жидков О.А. и Крашенинникова Н.А. «История государства и права», М., 1999 г.

    Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. По­лит. иссл. 1993- №5.

    Корельский В.М. и Перевалова В.Д. «Теория государства и права», М., 1999 г.

    Матузов Н.И. и Малько А.В. «Теория государства и права», М., 2000 г.

    Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и гуманитар­ных факультетов. – М.: Издательство «ПРИОР», 1997.

    Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.

1Большой Юридический Словарь, М., 1998 г.

2«Теория государства и права». М. Н. Марченко, М., 1996 г.

3«Теория государства и права». Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова, Москва 1999 г.

4Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...