Современный урок по фгос. мастер-класс


Cовременная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор. Cовременный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литовченко Марина Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №511 Пушкинского р-на Санкт-Петербурга


Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени, не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход.
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
На современном уроке чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие же требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим:
- учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбереже ние;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Как проходил обычный урок?
Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Как должен проходить современный урок?
Нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстриров ать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.
Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта при работе в группах. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю.
«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания. Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы. На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
возраста ребенка;
специфики учебного предмета;
меры сформированност и УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
- предъявить противоречивые факты, теории;
- обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
- использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Таким образом, современный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов. Урок строится в рамках системно - деятельностного подхода, развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

ФГОС

Современный урок

в условиях реализации

ФГОС


« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи


Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой культуры. Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.


Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.


В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): - коммуникативные - познавательные - личностные - регулятивные Выделяют несколько аспектов такого урока.


Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД обучающихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.).


Мотивационно – целеполагающий аспект урока

Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые обучающиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.


Деятельностный аспект урока

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. обучающиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.


Деятельностный аспект урока

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.

Системно-деятельностный подход

развитие личности обучающегося на основе освоения

универсальных учебные действия

(регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Основная педагогическая задача:

организация условий, инициирующих деятельность обучающихся

Ради чего

Как учить?

Чему учить?

учить?

обновление

Обновление

технологий

Ценности

образования

образования

образования

Разработка системы нормативов и выбор объектов нормирования определяются новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Поэтому при разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий , посредством которых дети осваивают данный учебный материал.

Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “ Чему мне нужно научиться? ” и “Как мне этому научиться?” . (Слайд 10)


Предмет изменений

Подготовка уроку

Учитель пользуется жестко структурным конспектом урока.

Учитель пользуется сценарным планом урока .

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала.

Большое количество времени занимает речь учителя.

Главная цель учителя на уроке

Самостоятельная деятельность обучающихся.

Организовать деятельность детей:

Успеть выполнить все, что запланировано

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • постановке учебной задачи

Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Формулировка заданий для обучающихся

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите и т.д.

Взаимодействие с родителями обучающихся

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Формулировки: проанализируйте, докажите, выразите символом, создайте схему или модель, измените, придумайте.

Преимущественно групповая и /или индивидуальная

Родители не включены в образовательный процесс.

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе.


Характеристика деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Образовательная среда

Традиционная деятельность учителя

Создается учителем.

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Выставки работ обучающихся.

Создается обучающимися.

Дети изготавливают учебный материал, проводят презентации.

  • не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;
  • создание портфолио;
  • ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
  • Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Результаты обучения


Структура урока в рамках деятельностного подхода. 1.Организационный момент. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно - значимом уровне. «Хочу, потому что могу».


II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. III. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.


IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий. V. Первичное закрепление . Этап закрепления знаний и способов действий Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. VI. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действий Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.


VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. VIII. Рефлексия. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности (УД), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Требования к уроку

Объявление темы урока

Традиционный урок

Сообщение целей и задач

Урок современного типа

Учитель сообщает обучающимся

Формулируют сами обучающиеся

Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания

Практическая деятельность учащихся

Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели

Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Осуществление коррекции

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы

Оценивание обучающихся

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию

Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель осуществляет оценивание обучающихся за работу на уроке

Итог урока

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Домашнее задание

Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

ФГОС


Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками: - главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания; - на уроке реализуется личностно – ориентированный подход к обучению; - на уроке реализуется деятельностный подход; - организация урока динамична и вариативна; - на уроке используются современные педагогические технологии


Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

ФГОС


Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко,

«Дает корова молоко».

Век ХХI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.


Творческих вам успехов!

Тврческих успехов

«Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС»

1 слайд Тема эта актуальна, в свете внедрения ФГОС основного общего образования .

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.

2 слайд. Перед образованием по ФГОС ставятся новые цели, новые требования к качеству образования, к уроку.

3 слайд. Главным направлением в работе каждого учителя и педагогических коллективов на ближайшие годы становится осмысление, освоение и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода.

Широко известна аксиома: « Хорошо учится тот, кто хочет учиться». По данным психологов, среди поступающих в школу уже 50% учиться не хотят, а среди тех 50%, кто на входе эту тягу к знаниям имел, в первом полугодии, к декабрю, мы теряем еще 20%... Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода выходит на первый план. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными.

4 слайд. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию…»

5 слайд. Современный урок по ФГОС – это

6 слайд.

Профессиональная и методическая подготовка учителя

Целеполагание и мотивация учения

Системно-деятельностный подход

Современные средства обучения

Выбор оптимальных средств обучения

Создание условий для саморазвития

Анализ каждого учебного занятия

Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса - учитель и ученик. Каким будет его урок - решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна российского образования.

Слайд 7. Что является самым важным в структуре современного урока? «Начало больше половины целого», - утверждал Аристотель. На уроке все начинается с постановки цели. Однако цель, поставленная учителем, не имеет смысла, пока не станет целью для ученика. Следовательно, нужно пробудить в ученике потребность в знаниях, придать этим знаниям личностный смысл. Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Ведь по данным ученых 20% обучающиеся удерживают в памяти, если слышат материал: 30%- если видят; 50%- если видят и слышат; 90%- если говорят, в то время, как делают; 95%- если исследуют, создают сами.

«Радость успеха - это могучая сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим». Учитель идет на урок – день за днем, год за годом, сомневается, думает, учится.

Современный урок начинается с учителя. Современный урок - удивление, удовольствие, усилия, успех!

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ученики будут помнить. Применяются такие приёмы как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих обучающихся.

ИТАК,

современный урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов;

урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;

развивает у обучающихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

проектировать пути их реализации;

контролировать и оценивать свои достижения.

Учитель, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

7 слайд. Какие требования предъявляются к современному уроку:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся;

вывод делают сами обучающиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

8 слайд. в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление обучающихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым

Как проходит обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

9-10 слайды Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.

Итак плюсы :

    Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

    На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

    Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

    Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников.

Минусы:

    Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.

    Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

    Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

    Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.

    Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

    При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС?

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.

Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учеников и учителя на всех этапах урока.

Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

Продумать форму подведения итогов урока.

Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Слайд 11. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Слайд 12. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Слайд 13. Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум ( мини- ), смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Слайд 14. Методы и формы современного урока:

Метод проектов;

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии (интеграция);

Портфолио.

Слайд 15. Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

Создание презентаций к урокам;

Работа с ресурсами Интернет;

Использование готовых обучающих программ;

Разработка и использование собственных авторских программ.

Слайд 16. Возможности ИКТ:

Создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

Создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

Создание текстовых работ;

Обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это?

Слайд 17. Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. (Приложение 1)

Структура технологической карты включает :

Название темы;

Цель освоения учебного содержания;

Планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

Основные понятия темы;

Метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Преимущества технологической карты:

использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

освобождается время для творчества учителя;

обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Слайд 18. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация , под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД обучающихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы :

предъявить противоречивые факты, теории;

обнажить житейское представление и предъявить научный факт;

использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Слайд 19. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:

проблемы, с которыми столкнулись учителя: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили ФГОС существенно изменить портрет выпускника школы.

если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя из младшего в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.

таким образом, в отличие от стандарта 2004 года, ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

В заключении.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС?

Слайд 20. Современный урок – это:

    урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

    урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

    урок, содержащий разные виды деятельности.

    урок, на котором ученику должно быть комфортно.

    урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

    современный урок развивает у детей креативное мышление.

    современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

    урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.

Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо «урочить», наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

«СОВРЕМЕННЫЙ УРОК - ЭТО…»

«Урок - это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский.

В современных социально-экономических условиях жизни нашего общества, главной задачей образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Индивидуальность человека рассматривается сегодня как одна из ценностей общества. Поэтому основная задача учителя - раскрыть эту индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его особенности, необходимо, чтобы урок постоянно вбирал в себя новые педагогические тенденции, совершенствовался в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям, был «современным».

Современный урок — это высокий уровень мастерства учителя, умело используемый все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, формирования нравственных основ.

Говоря о современном уроке, конечно, очень важно понимать отличия традиционного и современного уроков. В отличие от «традиционного» «современный» урок способствует более широкому развитию познавательных возможностей учащихся.

Основные различия между традиционным и современным уроком .

Традиционный урок

«знаниевый»

Современный урок

«способностный» («деятельностный»)

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы де-тей и демонстрирует им образец правильного вы-полнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла-совать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по-ведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между деть-ми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Функции учителя

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм

Организатор сотрудничества, консультант

Позиция ученика

Отсутствие интереса и мотива к личностному росту

Активность, наличие мотива и интереса

Методы обучения

Иллюстративно-объяснительные

Проблемные, поисковые, исследовательские

Ведущий тип деятельности

Репродуктивный, воспроизводящий

Продуктивный, творческий

Используя современные технические средства обучения (компьютеры, интернет, интерактивные доски) важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный системно-деятельностный подход в образовании, взятый в настоящее время за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

"Единственный путь ведущий к познанию - это деятельность".

(Английский писатель и мыслитель Бернард Шоу)

Системно-деятельностный подход - это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель данного подхода в обучении - пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни. Чтобы достичь этой цели, преподаватели должны понимать: педагогический процесс является, прежде всего, совместной деятельностью ребенка и педагога.

Чтобы системно-деятельностный метод работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии:

  1. Личностно-ориентированные,
  2. Предметно-ориентированные,
  3. ИКТ-технологии ,
  4. Здоровьесберегающие технологии .

Личностно-ориентированные технологии :

  • Технология проблемного обучения;
  • Технология проекта;
  • Педагогика сотрудничества;
  • Технология развития критического мышления;
  • Диалоговые технологии обучения;
  • Технология эвристического обучения;
  • Модульная технология;
  • Технология педагогических «мастерских»;
  • Исследовательская деятельность учащихся;
  • Технология коллективной мыследеятельности;

Предметно-ориентированные технологии:

  • Технология концентрированного обучения;
  • Технология дифференцированного обучения;
  • Игровые технологии;
  • Интегрированное обучение;
  • Технология постановка цели;
  • Технология полного усвоения материала;
  • Технология педагогического процесса;

ИКТ-технологии:

  • Использование информационно-обучающих программ;
  • Виртуальные экскурсии;
  • Дистанционные технологии обучения;
  • Создание собственных ИКТ-продуктов.

Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий в образовательный процесс позволяют учителю:

  • отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
  • развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
  • воспитывать привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных занятий.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

В нашей школе организована работа проблемных групп по различным направлениям учебно-воспитательного процесса.

«Внедрение новых образовательных технологий как фактор успешной реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО» - тема проблемной группы, руководителем которой являюсь.

Цель работы : повышение эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий.

Участниками группы

  • рассмотрены на семинаре теоретические основы современных образовательных технологий, методы и новые приемы обучения;
  • изучена «Технология педагогических «мастерских как средство развития творческих способностей учащихся» (внутри группы - круглые столы, методические диалоги, семинары-практикумы);
  • проведен с педагогическим коллективом семинар-практикум по теме: «Технология педагогических «мастерских» как средство развития творческих способностей учащихся»;
  • организованы открытые уроки с использованием технологии «мастерских» по окружающему миру (2 класс), математике (5 класс), физике (7 класс);
  • показан мастер-класс по теме: «Современная педагогическая технология «мастерских» как составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС»;
  • предложена коллегам памятка для внедрения технологии педагогических «мастерских» в нашей школе - выстраивание модели действий педагога в связи с выбором и освоением новой образовательной технологии.

"Современная педагогическая технология "мастерских" - составная часть системы обучения в рамках реализации ФГОС"

Педагогическая мастерская - это нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса. Она предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной карты мира и ценностного отношения к нему.

У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые французские педагоги и психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. В 1984 году эта группа была признана Министерством образования Франции.

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Всякое подлинное знание - это результат собственного опыта познания.

Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время

Сам сделал какое-либо открытие,

Сам пережил какое-либо событие,

Удивился, казалось бы, известному факту,

Сам разрушил старое представление об окружающем мире и

Сам выстроил новое знание (т. е. «изобрёл собственный велосипед»), потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.

Самый важный результат в мастерской - приобретение знаний о самом себе,

самооценка и «восхождение» к себе.

Почему данная технология получила название «Мастерская»? Учитель на уроке перестаёт быть учитель - он становится Мастером , создаёт условия, придумывает различные ситуации и задачи без вопросов.

Позиция мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

Мастер не преподносит детям готовые знания, а вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец, свободная личность. Поэтому основная идея технологии французских «мастерских» - все способны!

Мастер не призывает: «Делай как я - вот тебе план ». Он говорит: «Делай по-своему исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам ».

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Проживание мастерской -

это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.

Основные этапы мастерской:

Индукция («наведение») - это этап создания эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. Индуктором может служить всё то, что побуждает ребёнка к действию, способно вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов - слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, ответа, проекта. Для развития творческого потенциала личности школьника необходимо сформировать у него стремление найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Учитель просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).
Деконструкция - разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Реконструкция - воссоздание микрогруппами из хаоса своего проекта решения проблемы.
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки.
Социализация - это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других микрогрупп и представление всем окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю - мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.
Афиширование - вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Разрыв - резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа - инсайт (озарение).
Рефлексия - это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Правила и методические приёмы:
1. Учитель

Четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока,

Подбирает материал в соответствии с поставленной целью,

Ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.
2. Учащиеся

Размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы,

Знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.
Концептуальные соображения:

  • формы работы предлагаются ребёнку, но не навязываются,
  • «мастерская» предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём,
  • материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий,
  • процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание,
  • знания на мастерских не даются, а выстраиваются,
  • ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками,
  • творческая деятельность — это безоценочная,
  • мастер — для ученика, а не ученик для мастера,
  • сотрудничество, сотворчество, совместный поиск,
  • мастер — садовник, выращивающий растение — ребёнка, создающий условия для реализации заложенных в нём природных задатков.

Образовательная технология педагогическая «мастерская» -

этот современный урок.

Отвечает требованиям ФГОС и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся;
  • "Вызов современной технологии"

Про учителей-мастеров педагогического труда В.А. Сухомлинский сказал:

«Хороший учитель не знает, как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок».

Девиз педагогической «мастерской»:

"Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Вовлеки - и я пойму!"

Идея нового способа организации познавательной деятельности выполняется по принципу:

«Не дари голодному рыбу, а подари ему удочку»

"Учиться надо только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом" Франс (Тибо)

Приятного всем сотрудничества!

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это в свою очередь, приведет к принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной школы основной образовательной программы. Они отличаются от тех, которые были представлены в стандарте, принятом в 2004 году. Теперь это не только предметные результаты (ЗУНы) и общеучебные умения и действия. Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Как построить урок в рамках системно-деятельностного подхода, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

1. Психологический настрой «Все в твоих руках»

Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.

2. Целеполагание

Как вы думаете, каким образом мы сможем это сделать? (На своих уроках, работая по новому и т.д)

Попробуйте сформулировать тему этого блока нашего семинара

Слайд 1. Следовательно, тема блока семинара «Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения».

Слайд 2. Попробуйте сформулировать цель (Изучить критерии эффективности современного урока)

Слайд 3. Какие задачи нам необходимо решить, чтобы достичь этой цели? (Выявить характер изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа познакомиться со структурой технологической карты урока)

3. Вхождение в тему. Метод «Ассоциации»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Слайд 4. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «личность»? Составьте кластер.

Слайд 5

Л - личностный рост,
И - индивидуальность, интеллект
Ч - человечность
Н - новаторство
О - оптимизм
С - саморазвитие, самообразование, сознание
Т - творчество, талант, труд
Ь -

4. Работа в группах. Системно-деятельностный подход.

Слайд 6. 1 тема: Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Задание группам. Выявить отличия в традиционной деятельности учителя и деятельности учителя, работающего по ФГОС. (приклеить вырезки)

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:
. по поиску и обработке информации;
. обобщению способов действия;
. постановке учебной задачи и т. д.

Формулиро-вание заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форм урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандарт-ное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Образовате-льная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Обсуждение результатов работы в группах. Выступление групп

Слайд 7. 2 тема. Сравнение традиционного и современного уроков

Задание группам. Выявить отличия между традиционным уроком и уроком современного типа (Вклеить информацию в 3 колонку)

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Выступление групп
Меняется ли структура урока?

Слайд 8

1) Самоопределение деятельности (Орг. момент)
2) Актуализация опорных знаний.
3) Постановка проблемы (создание проблемной ситуации)
4) Открытие новых знаний
5) Первичное закрепление.
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу
7) Включение нового знания в с систему знаний (повторение)
8) Рефлексия деятельности

Слайд 9. 3 тема «Структурные элементы учебного занятия. Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС»

Требование ФГОС: формирование УУД учащихся. Организовать урок в соответствии с этим требованием может помочь технологическая карта урока.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Опыт начальной школы показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе.

Слайд 9. Задание группам. Проанализируйте карту урока и, прочитав притчу «Просей через три сита», определите УУД

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализи-руют, доказывают, аргументи-руют свою точку зрения

Осознан-но строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль

Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Один человек спросил у Сократа:
- Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Сократ, - просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
- Три сита?
- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито ПРАВДЫ. Ты уверен, что это правда?
- Нет, я просто слышал это.
- Значит, ты не знаешь, это правда или нет.
Тогда просеем через второе сито - ДОБРОТЫ. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив.
- Значит, - продолжал Сократ, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда.
Попробуем третье сито - сито ПОЛЬЗЫ. Так уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь мне рассказать?
- Нет, в этом нет необходимости.
- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить? (Выступление групп)

5. Итог и вывод. - Какую проблему мы сегодня решали? (Каким должен быть современный урок?)

Сегодня мы затронули лишь немногие вопросы, связанные с деятельностью учителя в свете новых ФГОС.

Слайд 10. И вся наша работа сегодня позволяет сделать вывод: Успешность современного урока, зависит от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам.
Форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке, современные методы работы делают урок интересным и воспитывают творчески думающего ученика.

Слайд 11. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда (британский политический деятель): «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

6. Рефлексия

«Что ты делаешь?» - с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.
В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм». А как бы мы учителя, работающие в школе, ответили на вопрос странствующего философа? - «Что ты делаешь?»

Слайд 12. Обведите свою левую руку. Каждый палец - это ваша позиция, по которой надо высказать мнение.

Большой палец - для меня все было важным и интересным.
Указательный - по этому вопросу получил конкретную информацию.
Средний - мне было трудно.
Безымянный - моя оценка психологической атмосферы..
Мизинец - мне было недостаточно…

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...