Мобильное обучение в образовательном процессе как новая технология в образовании. Презентация на тему: "Мобильное обучение как новая технология в образовании"


10.11.2018 15:00

Ведущая вебинара

Современные дети живут в условиях повсеместного Интернета и использования мобильных устройств. Они не помнят другой жизни – без смартфонов, планшетов и всемирной сети. Развитие мобильных технологий бросает нам определенные вызовы. Мобильные технологии все активнее интегрируются в систему традиционного образования – оно трансформируется и оптимизируется. Что же такое мобильное обучение?

Рассказывает Татьяна Долгова, кандидат экономических наук, автор концептуальных подходов к проектированию систем электронного обучения, руководитель отдела апробации и методического сопровождения компании «МЭО» .

- Популярность мобильного обучения возрастает. Почему это происходит именно в наше время?

Растущая популярность мобильного обучения продиктована потребностями поколения, временем. С одной стороны, мобильные устройства дают нам ряд удобств, которыми мы пользуемся ежедневно, но, с другой стороны, развитие мобильных технологий бросает нам определенные вызовы. Происходит общая глобализация: глобализация нашего сознания. Для нас уже не является чем-то из ряда вон выходящим тот факт, что мы можем позвонить человеку, находящемуся за 10 тысяч километров от нас. Мы к этому привыкли, и наше сознание становится еще более глобальным.

За счет глобализации сознания расширяется культурное и социальное разнообразие: в интернете мы можем общаться с людьми, которые находятся от нас очень далеко и которые от нас достаточно сильно отличаются культурой, традициями, образом жизни.

Возрастает уровень технологизированности. Она прочно входит в нашу жизнь, в том числе, в сферу образования. Это предпосылки.

Каковы причины роста востребованности мобильного образования? Мобильное образование помогает реализовать растущие потребности современного человека. Это желание получать образовательные услуги в удобном месте и в удобное время, не ограничивать себя посещением школьного здания, учиться там, где удобно; это стремление к самостоятельному выбору: что изучать? как изучать? какие ресурсы для этого использовать? это растущая мобильность населения, вовлечение в общественную и профессиональную жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья; это потребность в педагогических кадрах, особенно она заметна в сельских и малокомплектных школах; это желание использовать современные цифровые технологии как инструмент для обучения; это поддержка дистанционного обучения на государственном уровне.

- Что же это такое мобильное обучение?

Мобильное обучение не существует отдельно от традиционной системы обучения, поскольку это — технология, способ обучения. Мобильные технологии все больше интегрируются в систему традиционного образования: происходит трансформация и оптимизация традиционного обучения. С точки зрения выбора ученик становится более свободным: он имеет возможность выбирать самостоятельно. Кажется, это нонсенс?! Это возможно!

Мобильное обучение - это обучение с использованием мобильных (портативных) устройств: планшетов, смартфонов, нет-буков, мини-компьютеров. В более широком понимании, мобильное обучение – это обучение с возможностью самостоятельного выбора учащимися времени, места, темпа и средств обучения.

— Какие возможности для каждого из нас открывает мобильное обучение?

Мобильное обучение осуществляется с применением разнообразных мобильных устройств. Мобильное обучение не зависит от времени, оно не ограничено рамками 45-минутного урока. Мобильное обучение не зависит от «географического положения» ученика и учителя. Мобильное обучение позволяет нам расширить границы обучения, сделать их гибкими, позволяет вовлечь учащегося в постоянное обучение для дальнейшей перспективы обучения в течение всей жизни.

Наличие системы и методики применения мобильных устройств в учебном процессе позволяют педагогу персонализировать учебный процесс и органично встроить мобильное обучение в нашу традиционную классно-урочную систему. То есть мобильное обучение в данной ситуации - не вопреки. В грамотном сочетании мобильного обучения и традиционного, традиционное обучение становится более интересным и более эффективным.

Мобильное обучение отличает гибкость и удобство. Это возможность выбирать наиболее благоприятное время для образования. Например, есть дети-«совы», которые обычно поздно ложатся спать и не любят вставать рано. Утром на первых уроках им хочется спать, материал они не воспринимают. В ситуации мобильного обучения этот вопрос можно решить.

Интенсивность мобильного обучения значительно выше, чем у традиционного. В ситуации мобильного обучения ребенок «подключается» к обучению в удобный для него момент. Мобильное обучение даёт возможность общения не только с одноклассниками, но и с ребятами из других школ, из других районов, из других регионов России, из других стран.

Эти свойства рождают ряд преимуществ для мобильного обучения:

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс Русский язык География Биология Физика Химия Обществозна́ние История Литература Алгебра Матема́тика Природоведение Учителя Преподавателя

Нэлли Журавель
Мобильное обучение в практике современного учителя

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

Есть люди, которые очень тяжело воспринимают любые нововведения в своей жизни. Они привыкают к своей профессии, к своему месту жительства, у них какие-то свои жизненные правила и принципы, которые они не готовы менять.

Но в наше время – время новых технологий и неограниченных возможностей, такой подход к жизни закрывает перед Вами путь к невероятным достижениям, какой сферы жизни ни коснись… Именно поэтому современный человек должен обладать таким качеством, как мобильность.

Мобильность – это способность приспосабливаться к новым обстоятельствам, условиям, техническим возможностям, месту. Мобильность дает невероятную свободу, открывает новые возможности и дарит совершенно новый уровень жизни.

Просто представьте, как изменилась бы Ваша жизнь, если бы Вы могли путешествовать тогда, когда захотите, там, где захотите, с теми, с кем захотите, и при этом еще и зарабатывать…

И это вполне реально! Стоит только захотеть! Примеров тому масса! Именно мобильность дает Вам преимущество выбирать, дарит Вам свободу.

На самом деле стать мобильным не так-то сложно, нужно просто решиться на это!

Вот мы и решились стать мобильными в обучении наших учащихся.

Качества и умения 21 века всем известны. И формировать их надо на протяжении всей школьной жизни.

Как? 1. Выбрать образование. Какое?

Особенности мобильного обучения:

Позволяет свободно перемещаться;

Дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями;

Не требует приобретения персонального компьютера и бумажной учебной литературы;

Легкое распространение между пользователями учебных материалов;

Использование мультимедийного контента.

Инклюзивное образование

Система обучения детей, которая ставит перед собой благородную цель развития доступности образования для всех учащихся, в том числе и для детей с особыми потребностями.

Синхронное обучение

Разновидность онлайн-обучения, в котором взаимодействие между слушателями и преподавателями происходит в режиме реального времени.

Когнитивное обучение

Такой вид обучения строится на применении теорий сознания и мышления современной психологии - с их помощью выстраивается такая модель педагогического процесса, которая развивает не только интеллектуальные навыки, но и способы познания через эмоциональную сферу и интуицию, ассоциативные механизмы, сенсорно-перцептивные каналы.

Смешанное обучение или «blended learning» – современная образовательная технология , в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.

Цифровое образование или цифровая педагоги ка

Всё, что помогает учиться в сети: онлайн-курсы, цифровые ресурсы, веб-сервисы, мобильные приложения.

Цифровое гражданство

Термин красивый, а означает всего лишь возможность участвовать в онлайн-сообществе. Мы все - граждане глобального интернет-сообщества, которое уже давно перестало быть группой энтузиастов, а превратилось в полноценное глобальное общество.

2. Используем современные образовательные технологии.

Технология – это инструментарий конкретной области деятельности человека.

Методика - набор конкретных приемов, использующихся для реализации поставленных задач.

Уверена, что вы все мобильны, т. к. то, что я сейчас проговорю, напомню, вы это делаете или знаете что это такое. Проверим? Представим три колонки и подпишите: использую, знаю (слышала, не знаю и ставим плюс. Готовы?

Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Разноуровневое обучение (дифференцированный подход)

Это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала.

Основные правила технологии разноуровневого обучения

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и сдача уровней.

3. За одно занятие можно сдать только одну тему.

4. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

5. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

Технология проектного обучения (проектно-ориентированное обучение)

Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Под проектным методом имеется в виду система взаимодействий педагога и учащихся. Переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно.

Исследовательский метод обучения

Построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования, осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме.

Технология использования в обучении игровых методов

- Игровое обучение (эдьютейнмент «Edutainment»). Тут всё просто: обучение с использованием игр (любых - ролевых, деловых, подвижных, настольных.)

Технология обучение в сотрудничестве - эта одна из технологий личностно-ориентированного обучения, которая основана на принципах взаимозависимости членов группы, личной ответственности каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы.

Система инновационной оценки "портфолио"

Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся в определенный период его обучения.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации.

Позволяют индивидуализировать и дифференцировать

Способствуют повышению мотивации обучения

Повышают активность обучаемых

Дают возможность знакомить с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;

Расширяют источники получения знаний в процессе обучения и их наглядность

Предоставляют возможность вернуться к изученному материалу в случае необходимости

Здоровьесберегающие технологии

Цель : обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Технология развития критического мышления

Критическое мышление - тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимая ничего на веру без достаточной аргументации и доказательств.

Кейсовые технологии

Суть: учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам, и описание которой отражает какую-либо практическую задачу.

MOOC - это массовые открытые онлайн-курсы (Massive Open Online Courses, один из форматов цифрового обучения, ставший популярным как раз из-за своей массовости. Характерные особенности:

Личностно ориентированный подход;

Учебный материал доставляется в видеоформате;

Сам курс запускается только после того, как набралось достаточное количество участников.

Мобильное обучение - вид дистанционного электронного обучения, характерный использованием мобильных устройств: планшетов, смартфонов, игровых приставок, мультимедийных гидов.

QR-код (кьюар код) (англ. Quick Response Code - код быстрого реагирования; сокр. QR code) - товарный знак для типа матричных штрих кодов (или двумерных штрих кодов, изначально разработанных для автомобильной промышленности Японии.

LearningApps.org (лорнинг эпс) – это приложение для поддержки учебного процесса с помощью интерактивных модулей (приложений, упражнений). Данный онлайн-сервис позволяет создавать такие модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей).

Родной язык LearningApps.org – немецкий, но на сайте реализована мультиязычная поддержка. Однако не все фразы нашли своего переводчика. Иногда на сервисе встречаются непереведенные фразы или ошибки в словах.

Разобраться с функционалом и навигацией очень просто. Для этого достаточно нажать «все упражнения» в верхней части главной страницы, и перед вами откроется список упражнений, созданных и опубликованных другими пользователями.

Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. После прохождения регистрации, Вам станут доступны шаблоны, которые помогут создать интерактивное упражнение для учащихся.

Шаблоны сгруппированы по функциональному признаку:

Выбор – упражнения на выбор правильных ответов;

Распределение – задания на установление соответствия;

Последовательность – на определение правильной последовательности;

Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах;

Онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками.

Создав задание, Вы можете тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Вы можете использовать задания, составленные вашими коллегами, скопировав ссылку внизу задания из поля «привязать» и вставить на страницу своего личного сайта, как делают это многие учителя-блогеры.

Кроме того, можно создать аккаунты для своих учащихся и использовать свои ресурсы для проверки их знаний прямо на этом сайте.

ЛЕГОтехнология - одна из известных и распространенных сегодня педагогических технологий, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. В педагогике ЛЕГОтехнология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Игры ЛЕГО здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени.

В нашей школе сложилась система работы по использованию конструкторов Lego в процессе обучения на I ступени общего среднего образования. С этого учебного года эта система имеет продолжение и на II ступени.

На занятиях по робототехнике учащиеся учатся:

Вести диалог, договариваться, учитывать и уважать чужое мнение, отличающееся от собственного;

Доказывать и обосновывать свою точку зрения;

Эффективно распределять обязанности.

При работе над проектом происходит взаимообмен опытом, знаниями, техническими и инженерными решениями, а также прокладываются пути взаимосвязи с реальной жизнью.

Основные этапы разработки ЛЕГО-проекта практически не отличаются от стандартных этапов ученического проектирования. Учащиеся обозначают тему проекта, его цель и задачи. Затем выдвигают гипотезу и разрабатывают модель на основе конструктора ЛЕГО. После составления программы для работы собранной модели или механизма происходит тестирование и устранение дефектов и неисправностей.

Перевернутый класс подразумевает перенесение репродуктивной

учебной деятельности на домашнее изучение.

Перевёрнутое обучение (flipped learning) подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видеолекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома дети выполняют классную работу, а в классе - домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения. Дома ученик до начала урока (самостоятельно или в совместной работе со сверстниками) изучает основные понятия, связанные с новой темой, используя учебные материалы, подготовленные учителем. В школе время на уроке используется для применения новых знаний при решении жизненных проблемных ситуаций. Как правило, продуктом решения является новый цифровой артефакт, который можно опубликовать

Что такое перевернутый класс?

«Перевернутый класс» это инновационный сценарий обучения. Его отличие от традиционного сценария заключается в том, что теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видео-лекции, аудио-лекции, интерактивные материалы и т. п., а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учениками нового учебного продукта.

Основное преимущество перевернутого класса заключается в такой организации учебной работы, при которой поддерживается развитие качеств и умений 21 века. Таких как сотрудничество, творческий подход, способность решать проблемы, самостоятельность, грамотность в области ИКТ и тд; и обеспечивается возможность для поддержки развития каждого учащегося.

В чем отличие класса «перевернутого» от традиционного?

От традиционного класса перевернутый отличается тем, что на уроке у учителя высвобождается время для контакта и индивидуальной работы с учащимися. Достигается это за счет организованной совместной работы учащихся и соответствующих учебных материалов, позволяющих работать самостоятельно и автономно. Работая совместно учащиеся могут свободно помогать друг другу, не зависят от темпа работы других учащихся или инструкций учителя. А у педагога появляется возможность работать с учащимся один на один.

Подобным образом организованная работа меняет привычные роли как учителя, так и учащегося. И такие изменения, увы, даются нелегко и первым, и вторым.

При перевернутом классе учитель перестает быть центральной фигурой в учебном процессе, что воспринимается педагогами как потеря статуса. А учащиеся за многие школьные годы привыкли к пассивной роли в учебном процессе. Вследствие чего отношение к самостоятельной деятельности постепенно становится прагматичным и формальным.

Тесты с обратной связью

Основа ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ:

Определение индивидуальных достижений каждого обучающегося

Оперативная обратная связь

Получение и анализ результатов преподавания учителя

Принятие решений о предстоящих и последующих обучающих действиях

Улучшение цифровой грамотности

Школы отвечают за развитие у учащихся цифрового гражданства, соответствующего умения использования технологий, в том числе онлайн-коммуникационный этикет и цифровые права и обязанности в смешанном и онлайн-обучении, и за ее пределами.

3. Переосмысление ролей учителей

В классе благодаря использованию технологий основные обязанности учителей переходят от предоставления знаний на уровне экспертов к построению обучения, которое помогает учащимся приобретать навыки 21 века.

Педагоги выступают в качестве руководителей и наставников, мотивируя учащихся к внедрению привычки обучаться на протяжении всей жизни, помогая учащимся найти их собственные траектории обучения:

Робототехника

Виртуальная реальность

Искусственный интеллект

Плюсы:

Использование ИКТ–технологий повышает учебную мотивацию, дает возможность, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что важно для всестороннего развития личности ребенка;

Помогают развивать познавательные способности учащихся, ребята самостоятельно находят материал по теме проекта и обрабатывают его, представляют результат своей работы учащимся класса;

Использование игровых технологий позволяет овладеть учебным материалом в занимательной форме;

Использование групповых технологий позволяет развивать познавательную самостоятельность учащихся, их коммуникативные умения и интеллектуальные способности посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Минусы:

При использовании современных образовательных технологий возрастают требования к учителю;

Исследовательская деятельность учащихся затруднена некоторыми причинами, часто ребята берут готовые работы из Интернета;

использование некоторых технологий требует больших временных затрат.

Возможным вариантом сохранения школы как института станет ее постепенное превращение в своеобразный «центр управления полетами», где учащемуся в первую очередь помогают двигаться в индивидуальном темпе и с привлечением тех образовательных ресурсов, которые необходимы для запланированной цели развития.

В школе должны учить, в первую очередь: коммуникационным навыкам, правильным ценностям, умению искать новые решения. Школа должна учить ребенка быть личностью, быть собой, у него должна быть вера в собственные силы.

Достаточное количество времени должно отводиться рефлексии опыта, получаемого учащимся, для того, чтобы своевременно корректировать свой образовательный маршрут. Непонимающий современные технологии и методики учитель становится сдерживающим фактором в образовательном процессе.

Если они не понимают, не принимают нововведения, то в школах не будет развития.

Всё ближе время, когда не нужно будет ездить в другие города или страны, чтобы получать образование. С развитием технологий обучаться можно в любом месте, имея телефон в кармане и хороший сигнал LTE.

Мобильное обучение - сравнительно новый способ учёбы, при котором знания люди получают через гаджеты: смартфон, планшет или лэптоп. Несколько лет назад для этой цели представляли и разрабатывали специальные устройства: что-то вроде КПК и электронных книг, содержащих программы для обучения. С развитием интернета и телефонов последние взяли роль «учителя» на себя. А учебную программу составляют приложения, которые пользователь скачивает.

Другой аспект мобильного обучения: организационный. Постепенно учёба или передача какой-то информации «по удалёнке» внедряются в школах и ВУЗах. Электронные дневники, группы в социальных сетях, документы с открытым доступом - всё это позволяет гаджетам помогать в учёбе.

Приложения для обучения

Начать обучаться при помощи смартфона и без помощи университетов можно уже сейчас, загрузив из App Store или Google Play пару бесплатных приложений.

Наверное, лучшая в мире платформа для изучения языков. «Дуолинго» использует игровую механику: уроки расположены по уровням, чтобы перейти на следующий, нужно пройти предыдущий частично или целиком. За ежедневное посещение пользователю выдаются опыт и разные приятные виртуальные бонусы.

2. Нетология и Фоксфорд

Нетология - это онлайн-университет для получения интернет-профессий. Обучение там проводится в форме вебинаров, которые можно потом скачать и повторно прослушать. В конце выдаётся сертификат о прохождении курса. Также есть курсы из видеоуроков, которые тоже можно купить и скачать.

«Фоксфорд» - группа приложений от Нетологии. Они помогут пройти школьный курс по всем предметам, подобрать репетитора, решить сложные задачи.

Три приложения от российской компании также созданы для изучения другого языка. Только здесь это не последовательные уроки, как в Duolingo, а удобный высококачественный переводчик, словарь и сборник популярных фраз.

Академия Хана бесплатно предоставляет более 4000 лекций по разным предметам: математика, физика, история, биология, химия, экономика и многие другие. Их можно посмотреть с официального сайта либо скачать приложение. Конечно, на английском лекций больше, но на русский также переведена значительная часть.

Quizlet обучает по карточкам. Здесь и подготовка к экзамену по любым предметам, и тренировка памяти, и игровой процесс. Карточки можно как придумывать и создавать самому, так и пользоваться тем многообразием, которое оставили после себя другие пользователи. Приложение поможет в игровой форме запомнить любую важную информацию, поэтому подходит практически для всех сфер обучения.

Плюсы и минусы мобильного обучения

Большинство плюсов такой формы получения знаний, наверное, многим уже очевидно.

  • Возможность учиться в любом месте и, как правило, в любое удобное время.
  • Доступность. Часто приложения или учебные онлайн-программы либо бесплатны, либо стоят гораздо дешевле, чем услуги репетитора или семестр в ВУЗе (имеется ввиду средняя стоимость одного занятия).
  • Геймификация. Многие приложения для обучения используют игровую механику, поэтому учиться тянет гораздо больше. Особенно этот плюс оценят школьники.
  • Программы для обучения делают часть работы за учителей, помогая им преподнести информацию несколькими способами. Поэтому возрастают и качество, и стоимость услуг преподавателя.

Минусы, казалось бы, могут возникать только из-за технической стороны. Но нет.

  • Концентрация внимания. Трудно сконцентрироваться на обучающем приложении, когда кроме него в телефоне есть ещё много других, более интересных приложений, мессенджеров и игр. Поэтому качество учебного процесса может снижаться.
  • Отсутствие документальных подтверждений результатов. Личные познания могут расширяться стремительно, но пока довольно мало возможностей пройти курс ядерной физики, выучить японский через смартфон и в конце получить подтверждающий сертификат. Получается, что мобильное обучение служит только как вспомогательный способ учёбы.
  • Не всем вещам можно научиться при помощи программ или онлайн-курсов. Даже для полного знания английского необходимо вживую говорить на нём с человеком, а не диктовать фразу приложению через микрофон.

МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Файн Марина Борисовна
Южный федеральный университет


Аннотация
Мобильные средства и связи и мобильный интернет в современном обществе становятся все более доступными и массовыми. Более десяти лет назад в англоязычной научно-педагогической литературе появилось словосочетание «мобильное обучение» или «m-learnng», которое все чаще и чаще мы встречаем и в нашей стране. Обучение с активным использованием информационно-коммуникационных технологий в будущем будет тесно связанно с развитием и распространением мобильных средств связи, учебных программ и приложений, использованием технологии жестикуляционного интерфейса, что позволит повысить качество образования и расширить его возможности. В статье рассмотрены основные тенденции и тезисы зарубежной практики в применении мобильного образования в обучении.

MOBILE LEARNING IN THE EDUCATIONAL PROCESS: INTERNATIONAL EXPERIENCE

Fayn Marina Borisovna
Southern Federal University


Abstract
Mobile communication and communication and mobile Internet in today"s society are becoming more affordable and widespread. More than ten years ago in the English-speaking scientific and pedagogical literature, a phrase "mobile learning" or «m-learnng», which is more and more often we meet in our country. Education with the active use of information and communication technologies in the future will be closely linked with the development and distribution of mobile communications, training programs and applications using gestural interface technologies that will improve the quality of education and expand its capabilities. The article deals with the main trends and abstracts of foreign practice in the application of mobile learning in education.

Мобильные средства и связи и мобильный интернет в современном обществе становятся все более доступными и массовыми. Более десяти лет назад в англоязычной научно-педагогической литературе появилось словосочетание «мобильное обучение» или «m-learnng», которое все чаще и чаще мы встречаем и в нашей стране. Обучение с активным использованием информационно-коммуникационных технологий в будущем будет тесно связанно с развитием и распространением мобильных средств связи, учебных программ и приложений, использованием технологии жестикуляционного интерфейса, что позволит повысить качество образования и расширить его возможности. В статье рассмотрены основные тенденции и тезисы зарубежной практики в применении мобильного образования в обучении.

Аналитическое агентство Nielsen провело исследование, посвященное выявлению особенностей использования мобильных устройств жителями разных стран (в исследовании участвовали жители 10 стан мира) и составило подробную статистику. Все мобильные телефоны исследователи разделили на три группы: смартфоны («продвинутая» операционная система); телефоны мультмедиа (устройства без современной ОС, но с QWERY-клавиатурой или тачскрином); фичафоны («звонилки»). Результаты исследования показали, что практически во всех странах уровень проникновения мобильных телефонов достаточно высок, в среднем от 81% до 99% населения старше 16 лет имеют мобильные устройства. В большинстве стран пользователи «умных» мобильных телефонов – это молодежь. Всемирный банк в докладе «О глобальном финансовом развитиии-2014» отмечает, что на 100 жителей Российской Федерации приходится 179 мобильных телефонов, что делает нашу страну мировым лидером по данному показателю . Около 1,0 млрд. жителей мира имеют доступ к мобильному интернета, а один из пяти пользователей использует высокоскоростной доступ к сети Интернет, основанный на технологии 3G. Широко используются безлимитные тарифные планы для мобильного доступа в Интернет. Мощность мобильных устройств на сегодняшний день значительно превосходят мощность компьютеров начала девяностых годов. В нашей стране, по данным Российской ассоциации электронных компаний около 5 миллионов пользователей мобильной сети Интернет, большинство из которых молодые люди в возрасте от 16 до 20 лет. Следовательно, мобильные средства связи как средства образования доступны практически всем обучающимся в России, однако процесс внедрения этих средств в процесс получения образования протекает не так интенсивно, как в других странах.

В программном документе «Мобильное обучение для качественного образования и социального включения» 2010 г, который был опубликован Институтом информационных технологий в обучении при ЮНЕСКО, отмечается, что современные педагог должен обращать особое внимание на то, что мобильные средства связи имеют значительную популярность среди молодёжи и искать пути их использования в обучении с целью оптимизации процесса преподавания. Вопросы теории и практики применения мобильных устройств и мобильных образовательных ресурсов в образования в последние десятилетия активно обсуждаются на различных научных мероприятиях: с 2005 года в Европе проводится Международная конференция «Мобильное обучение» (International Conference Mobile Learning), а с 2002 года Международная конференция «MLearnCon», в Англии с 2007 года проводится конференция «The Mobile Learning Network Project» (MoLeNET – Система мобильного обучения), цель которой заключается в распространении технологий мобильного обучения через реализацию одноименного проекта, результатом которого стало создание единой виртуальной системы мобильного обучения объединившую около ста колледжей и школ страны. В рамках данного проекта участники проводят исследования дидактических возможностей различных мобильных средств связи: смартфоны, mp3 плееры, планшеты, голосовые устройства и т.д. Вторым крупным зарубежным проектом является американский проект «Mobile Learning Environment Project» (Среда мобильного обучения – The MoLE) объединяющий участников из 22 стран мира, которые внедряют технологии мобильного обучения в процесс преподавания различных дисциплин через использование единой платформы соединяющей мобильные образовательные ресурсы и методики их освоения. Значительный интерес представляют результаты проекта «Mobile Technologies in Lifelong Learning: best practices» (Мобильные технологии в обучении через всю жизнь – MOTILL), который реализуется на европейском пространстве и исследует дидактические возможности мобильных средств связи и их влияние на обучающихся. Масштабное использование мобильных устройств в процессе обучения детерминирует необходимость разработки специфичного направления образовательной политики. В связи с этим во многих странах создаются общественные органы, такие как Канадский Консорциум мобильного обучения – MLearning Consortium, объединивший университеты и крупнейшие компании, результатом деятельности которых является созданная среда мобильного обучения, независящая от пространства и времени.

Внедрение в систему современного отечественного образования такой вид электронного обучение как мобильное обучение ставит перед учеными и практиками ряд вопросов требующих своего решения . Во-первых, следует рассмотрим, что же включает в себя содержание понятия «мобильное обучение»; во-вторых, необходимо исследовать какие изменения следует ввести во все компоненты и уровни образовательной системы (теоретико-методологические основания, цели, содержание, средства, методы, технологи, формы и виды учебной деятельности; в-третьих, выявить дидактические функции, свойства мобильных устройств и условия их включенности в процесс обучения.

В научной литературе в данный момент существует несколько определений и трактовок понятия «мобильное обучение», в основе данных определений лежат либо технологические особенности, либо дидактические возможности данных устройств.

В рамках проекта MoLeNet (www.molenet.org.uk) по мобильным обучением понимают процесс использования портативных, беспроводных, удобных и доступных мобильных устройств в образовании, с целью оптимизации и поддержки обучения, что позволит обучающемуся общаться, создавать или получать информацию, а его деятельность станет более эффективной. Итак, использование мобильных устройств в образовании позволяет облегчить, поддержать, усилить, расширить возможности преподавания и обучения, это означает, что мобильное обучение работает лучше всего, когда является дополнительным к основной форме. Как утверждает Дж. Тракслер (10) и мы с ним полностью согласны, мобильные устройства используемые в процессе обучения значительно изменяют последнее в сторону не только модификации форм обучения и расширяя пространственные возможности организации процесса, но и развития новых форм познания и формирования менталитета. Интеграция мобильного обучения в современную систему образования делает его своевременным (just-in-time), достаточным (just enough) и индивидуализированным (just-for-me). Именно эти характеристики и отличают мобильное обучение от традиционного электронного (е-learning) и смешенного обучения, которые характеризуются мультимедийностью, интерактивностью, структурированностью. Мобильное обучение есть новая форма обучения, которая отличается от дистанционного, а технологии мобильного обучения трансформируют процесс обучения и делают реальным постулат о активном участие обучающегося в своем собственном образовании (обучающийся – субъект образовательного процесса). Эту позицию разделяют исследователи проекта Mobl (9) и разделяют смешенное обучение от мобильного, выделяя мобильное обучение как индивидуализированное и неформальное. Ученые М. Бренсфорд, Дж. Дуглас в своих исследованиях так же разделяют два типа обучения мобильное и электронное (е-learning), отмечая, что мобильное обучение отличается доступностью по времени и в пространстве, обеспечивая постоянный доступ к обучающему материалу, что позволяет сформировать у обучающегося понимание образования как непрерывного процесса сопровождающего его в течение всей жизнедеятельности (life-long education). В определении термина «мобильное обучение» данное С. Геддесом (5) так же отмечается возможность мобильного обучения влиять на поведение и менталитет обучающегося. Д. Келли (7) отмечает, что мобильное обучение – это не процесс переноса учебных материалов на небольшой экран и применение мобильных устройств, а разработка инновационных образовательных мобильных материалов, которые будут осваиваться через введение инновационных форм обучения: учебный микроблог, новостная лента, курскасты и др. Т. Реккедал, А. Дай (9) ученые, участники многоступенчатого проекта, реализуемого в Институте дистанционного обучения в Норвегии подчеркивают, что они внедряли не только новые мобильные устройства в образовательный процесс, но и выявляли их эффективное воздействие на него. В рамках эксперимента использование средств мобильной связи проходило в несколько этапов. На первом этапе средства мобильной связи и выхода в Интернет использовались для организации процесса дистанционного образования. Обучающиеся на это этапе получали в мобильном формате инструкции записи на курсы и пути его прохождения, свод требований, предъявляемых к слушателям курсов, календарь-планер событий по курсам. Таким образом, первоначально мобильные устройства можно активно использовать в организации обучения по вводно-адаптационных курсах/модулях. Особенно эффективны будут мобильные технологии в процессе освоения адаптационного модуля в учебном плане обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. На следующим этапе, средства мобильной связи использовались с целью интерактивной связи субъектов образовательного процесса, а некоторые учебные материалы стали доступны для студентов в мобильной форме (мобильные дидактические тесты, задания и т.д.), поскольку располагались на мобильных браузерах. Этот этап, на наш взгляд позволит постепенно включать в мобильное обучение в процесс изучения большинства учебных дисциплин/модулей. Третий этап позволил обучающимся выполнять учебные задания и презентации в мобильном формате, следовательно, появились целые курсы дисциплин/модули, которые стали доступны для обучающихся в мобильном формате. На всех этапах реализации проекта исследователи изучали мнение обучающихся и их педагогов о внедрении мобильного обучения. Обучающиеся отметили среди существенных преимуществ данного вида обучения доступность учебных материалов, облегченность коммуникаций и консалтинга, наличие высококачественного мобильного образовательного контента. Преподаватели же отметили, что данный формат обучения изменяет отношение студентов к собственному образованию, позволяет им развивать аналитическое мышление, навыки самоорганизации, саморазвития, профессионального становления, умения критического анализа полученных знаний и эффективного применения их на практике.

Таким образом, мобильное обучение обладает высоким дидактическим потенциалом, а его технологии интернируясь в образование создают новую модель профессиональной подготовки. Реализация на практике данной модели возможно при эффективном использование интерактивных, инновационных методов обучения, методов, основанных на автономии обучающегося. Следует отметить, что наиболее перспективный путь внедрение мобильных устройств в обучение заключается в грамотном сочетании новых форм обучения (интерактивные лекции, вебинары, симуляции, тренинги, дискуссии), новых видов учебных заданий (слайд-презентации, веб-проекты, учебные подкасты) и традиционных. Таким образом мобильное обучение в системе профессионального образования должно строиться на принципе интерактивного управляемого самообучения, что позволить снизить деструктивное влияние информационно-коммуникационных технологий на социальную и когнитивную деятельность обучающегося.

  • Kukulska-Hulme A. Mobile Learning for Quality Education and Social Inclusion. UNESCO IITI. М., 2010.
  • Kumar S. Blackboards to Blackberries: Mobile Learning Buzzes across Schools and Universities. 2010. URL: http://www.learningsolutionsmag.com/authors/315/sesh-kumar
  • Mobile Learning: What it is, why it matters, and how to incorporate it into your learning strategy. 2008. URL: http://www.m-learning.org/knowledge-centre/whatismlearning
  • Rekkedal T., Dye A. Mobile Distance Learning with PDAs // Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training / Ed. by M. Ally. 2009. URL: http://www.aupress.ca/index.php/books/120155
  • Traxler J. Current State of Mobile Learning // Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training. 2009. URL: http://www.aupress.ca/index.php/books/120155
  • Количество просмотров публикации: Please wait Комментарии к записи Что такое мобильное обучение и BYOD отключены

    Что такое мобильное обучение?

    Термин мобильное обучение может трактоваться довольно широко, так как мобильными могут быть:

    • используемые при обучении устройства,
    • учащиеся,
    • сам процесс обучения.

    Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.

    1. Мобильными являются устройства. Например, учащиеся делают заметки в текстовом редакторе на планшете, готовят презентацию или слушают аудио. В данном случае мы выполняем те задания, которые традиционно делаем при помощи ИКТ, но используем для этого мобильные устройства.

    2. Мобильными являются сами учащиеся , то есть они могут перемещаться во время выполнения заданий по классной комнате и учебному заведению, либо выполнять задание по дороге из школы и в школу.

    Занятие проходило в языковой школе, с небольшой группой подростков, изучающих английский язык как иностранный. Уровень учащихся — средний. Тема урока — вода. Учащиеся работали в парах. У всех были собственные смартфоны. Среди заданий, которые предложено было выполнить учащимся: пройтись по учебному заведению и сделать фотографии всего, что они ассоциируют с водой, а затем обсудить сфотографированные предметы (учащиеся выбрали раковину, цветочный горшок, водосточную трубу и огнетушитель), сфотографировать секретарей в приемной, предварительно спросив разрешения (один из секретарей до начала занятия предупредил преподавателя, что будет против), провести интервью с директором школы, записав его на диктофон. При этом пары выполняли задания в разной последовательности (то есть сначала одна пара шла фотографировать, другая общаться с секретарями, третья записывать интервью, потом они менялись местами). В конце занятия в группе проходило совместное обсуждение выполненных заданий.

    3. Само обучение является мобильным. При этом используются такие технологии как геолокация, или геотегирование (использование GPS- данных фотоаппарата или телефона, чтобы обозначить на карте место, где был сделан снимок), либо сервисы типа Woices .

    Основные принципы работы Woices Вы можете узнать, посмотрев это видео.

    0QS8fKNMT_k

    Какие вопросы возникают в связи с применением мобильного обучения?

    Если мы решаем начать применять мобильные технологии в обучении, то неизбежно возникает огромное количество вопросов. Среди самых распространенных вопросов можно выделить следующие:

    • Какие именно устройства целесообразно использовать?
    • Как оградить учащихся от нежелательного контента?
    • Как обеспечить необходимую техподдержку и учителям, и учащимся?
    • Стоит ли использовать эти технологии в классе или вне его?
    • Стоит ли учащимся использовать собственные устройства, или те, что приобрело учебное заведение?
    • Для выполнения каких заданий мобильные технологии подойдут больше всего?
    • Как интегрировать их с традиционными заданиями?
    • Как оценивать задания, выполненные с применением мобильных технологий?
    • Как сделать так, чтобы учащиеся выполняли учебное задание, не отвлекаясь, например, на общение в соцсетях?
    • Должен ли вопрос использования мобильных устройств регулироваться учебным заведением, или оставаться на усмотрение учащихся?
    • Должна ли инициатива использовать мобильные устройства исходить от преподавателя, или от учебного заведения?
    • Если инициатива исходит от преподавателя, то как согласовать эксперимент с руководством?
    • Если инициатива исходит от учебного заведения, то как скоординировать работу преподавателей и обеспечить необходимый уровень техподдержки?
    • Как согласовать применение мобильных технологий с родителями учащихся?

    Ни на один из этих вопросов нельзя дать однозначный ответ, и все решения должны приниматься с учетом каждой конкретной ситуации.

    Что такое BYOD ?

    Мобильное обучение тесно связано с такими подходом, как BYOD (Bring Your Own Device, что переводится как «приносите собственное устройство»). Также существует аббревиатура BYOT (Bring Your Own Technology). Некоторые считают эти термины взаимозаменяемыми, другие используют BYOD в случаях, когда учащиеся приносят одно из устройств из списка, составленного учебным заведением, и BYOT в случаях, когда нет ограничений относительно того, какие устройства учащиеся могут использовать.

    Важно, чтобы применение технологий не носило хаотичный и спонтанный характер, а основывалось на тщательно проработанной политике применения мобильных устройств. При этом необходимо обеспечить необходимую техподдержку и инфраструктуру, а также разработать методы оценивания эффективности подхода.

    Хотя мобильные технологии становятся все более и более доступными, такие подходы могут быть реализованы далеко не всегда. Часто при внедрении мобильного обучения учебные заведения решают централизованно закупить все необходимое оборудование, и выдавать устройства учащимся в классе по мере необходимости (возможно, одно устройство для пары или группы). Некоторые заведения предпочитают гибридный вариант, когда учащиеся могут приносить на занятия свои собственные устройства, но при этом имеют возможность использовать те, что закупила школа. Многие учителя отмечают, что в таких случаях учащиеся предпочитают пользоваться собственными устройствами (даже если то, что предлагает школа современнее и лучше), и в силу того, что они привычнее, и в просто потому, что им нравится ощущение собственности.

    Выбор редакции
    Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

    Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

    Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

    Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
    О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
    Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
    Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
    Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
    Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...