Адаптационные технологии в социальной работе с молодежью. Социальные технологии работы с молодежью


В технологиях социальной работы с подростками и молодежью используются индивидуальные, групповые и общинные методы(классическая группировка методов, предложенная М. Ричмонд).

Индивидуальная социальная работа представляет собой направление, вид практики, применяемой при работе с индивидами и семьями в решении их психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом. Основная форма индивидуального метода социальной работы с подростками и молодежью – оказание помощи и консультирование молодых людей (разовое или на пролонгированной основе), либо индивидуальное консультирование в кризисных ситуациях. В ходе индивидуального взаимодействия с клиентом оказывается и помощь по налаживанию контактов с социальными ведомствами (их представителями) и службами, врачами, юристами, полицией, судами и тюрьмами, координация их деятельности в социальной работе с молодежью.

Групповая социальная работа - метод, используемый с целью оказания клиенту помощи (развитие его физического и духовного потенциала, формирование социально одобряемого поведения и т.д.) через передачу группового опыта. В качестве основной технологии используется контролируемая терапевтическая дискуссия. Метод ориентирован на работу с уличными молодежными группировками девиантной направленности с целью вовлечения их в общественно полезную и социально контролируемую деятельность. Важнейшей предпосылкой успешной групповой работы является установление доверительных отношений с семьями молодых людей и различными структурами, участвующими в процессе воспитания, образования и социализации «трудных» подростков (школа, органы внутренних дел и др.). Групповая социальная работа реализуется преимущественно в формах клубной и кружковой деятельности: она предполагает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства взаимодействия (помещение, спортивный зал и т. п.) и фиксированного времени. В групповые программы вносятся игровые элементы, спортивные и культурные мероприятия. Большое значение уделяется разумному и гуманистическому проведению молодыми людьми их свободного времени.

Общинная социальная работа представляет собой интеграцию всех методов социальной работы при решении задачи осознания молодым человеком тесной зависимости и взаимообусловленности личных и общественных проблем. Социальная работа в масштабах общины направлена на кооперацию деятельности соответствующих учреждений по удовлетворению потребностей клиентов, расширению и стимулированию имеющихся притязаний, ожиданий и интересов молодых людей. Общинная социальная работа с молодежью призвана максимально содействовать установлению и поддержанию социальных связей, вовлечению жителей и учреждений конкретной территории (например, микрорайона) в решение острых молодежных проблем. Данный метод реализуется в непосредственном жизненном пространстве молодых людей и подростков, но при этом должны учитываться интересы и жителей данной территории (района).


Наряду с традиционными (вышеперечисленными) методами социальной работы с детьми, подростками и молодежью, формируются и новые, к которым относится, например, «мобильная социальная работа ». Ее принцип состоит в установлении доверительных взаимоотношений и солидарного взаимодействия с целью активного проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям. Появление метода связано с необходимостью влияния и контроля за частью молодежи, не склонной обращаться ни в молодежные центры, ни в органы социальной защиты и вместе с тем предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности. Как правило, к данной категории относятся представители различных молодежных субкультур.

Обострение социальных проблем молодого поколения во всех странах мира привело к распространению такой формы мобильной социальной работы, как социальная работа на улице . Здесь деятельность по работе с молодежью перемещается из различных ведомств и учреждений непосредственно на улицы, в группы девиантной молодежи. Уличная социальная работа встречается в самых разнообразных формах: предоставление возможностей альтернативного проведения свободного времени; организация спортивных мероприятий, представляющих собой контролируемые формы агрессии (превентивные меры); работа так называемых «автобусов любви» на вокзалах, где собираются молодые проститутки, наркоманы; а также другие формы уличной социальной работы подростками и молодежью.

Важно отметить: если общая иерархия методов социальной работы с населением в целом представляет собой последовательность индивидуальных, групповых и общинных методов, то особенностью социальной работы с молодежью выступает как бы «перевернутость» пирамиды, в основе которой находится мобильная социальная работа, объединяющая всю совокупность методов. Первоочередное воздействие (первичный контакт) оказывается на жизненное пространство молодежи, осуществляется социальная работа на общинном уровне. Поскольку молодежь склонна формироваться по принципу групповых интересов, установление доверительных и солидарных отношений между социальным работником и молодыми людьми осуществляется на групповом уровне, на котором и включается механизм группового метода социальной работы. И только на последнем этапе возникает возможность индивидуального метода – консультирование и оказание конкретной помощи.

Особенности социальных технологий помощи молодежи связаны со спецификой ее социального положения. С одной стороны, молодежь нуждается в поддержке со стороны государства, так как ресурсов семьи может не хватать. С другой, любая помощь молодежи должна носить возвратный характер или сопровождаться социально-приемлемыми условиями, поскольку молодежь потенциально экономически наиболее активна.

Необходимо обогащение сложившейся социальной практики западным опытом применения гибких инновационных социальных технологий, где накоплен широкий опыт работы с маргинальными группами молодежи, их постепенной ресоциализации, в том числе через работу с трудными подростками или уличными детьми, а также на социальных предприятиях.

Таким образом, в развитых странах сегодня реализуются две основные стратегии социальной защиты молодого поколения: 1) «неоконсервативная» – государственная помощь только наименее защищенным категориям молодежи при жестком регламентировании расходования средств получателями помощи (США, Канада); 2) признание ответственности государства за успешное вхождение в общественные отношения всей молодежи и, соответственно, реализация долгосрочных программ, направленных на социальную защиту и поддержку всех представителей молодежной популяции (некоторые страны Центральной и Северной Европы).

Основные различия между вариантами формирования и реализации социальной политики и социальной работы с молодежью в зарубежных странах определяются:

1. Степенью вмешательства государства, правительственных и муниципальных органов: от минимальной (например, США) до всесторонней «патерналистской опеки» (Швеция).

2. Выбором подходов к социальной защите молодого поколения на том или ином этапе национального социально-экономического развития, а также эволюцией взглядов на роль молодежи в этом развитии.

3. Экономическими возможностями государств и муниципалитетов направлять на социальные программы в отношении подростков и молодежи финансовые средства, выделять бюджетные ассигнования.

Основное внимание деятельности по совершенствованию социальной работы с молодежью должно быть уделено разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи, как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т.п.;

В связи с неразвитостью гражданского общества в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящее время деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы – это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью – интегративной и дефицитной. Интегративная модель – это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Согласно материалам «Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи» существует следующая структура социальных служб:

Центр социально-психологической помощи молодежи – оказание медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактика и предупреждение девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов:

1) отдела социально-правовой помощи (приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро решения, юридическая консультация);

2) отдел психолого-медико-педагогической помощи (диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга).

Центр информации для молодежи – оказание информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях самой молодежи.

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения – консультативная, социально-правовая, профориентационная и психологическая помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии.

Консультационный центр для подростков и молодежи – оказание квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи центра:

– обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и мест жительства;

– помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

– проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

– информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

– выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций.

Приют для подростков – обеспечение временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе.

Молодежные проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма.

Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в социальной работе с молодежью должно быть уделено:

– разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жесткостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т. п.;

– в связи с неразвитостью гражданского общества в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящее время деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы – это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами).

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т. е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения – от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

Другое важное направление социальной работы с молодежью – поддержка девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эта деятельность осуществляется в основном посредством домов-приютов, работники которых призваны своевременно вмешиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы. Находиться в таких приютах могут не только женщины-жертвы насилия, но и их дети. Допуск сюда мужчин абсолютно исключен. Деятельность таких женских приютов осуществляется в условиях анонимности и самоуправления.

В настоящее время наиболее распространенными формами социальной работы с молодежью в России являются социально-реабилитационные и консультационные центры для подростков и молодежи, а также телефоны экстренной психологической помощи. Их перечень и подчиненность достаточно подробно прописаны в Федеральном законе Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№ 120 ФЗ от 24 июня 1999 г.) и соответствующих подзаконных актах.

Телефоны экстренной психолого-социальной помощи («телефоны доверия») организуются на базе специализированных государственных или муниципальных учреждений. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены методические рекомендации и типовое положение о таких центрах, где обобщен опыт работы «телефонов доверия» в различных городах нашей страны и за рубежом. Специфика проблем, с которыми обращаются по телефону доверия молодые люди, обусловила создание специализированных служб экстренной психологической помощи для подростков и молодежи («горячие линии» по вопросам ВИЧ/СПИД, наркотиков и др.). Номера телефонов обычно легко запоминающиеся, информация о них – доступна в любом месте, т.к. размещаются эти сведения не только во всех учебных заведениях, клубах, на стадионах, но и в транспорте, на улицах.

Социальная работа с молодежью осуществляется в рамках комплексного подхода.

Молодежь как специфическая социально-демографическая группа общества характеризуется не только возрастными признаками, но и местом, которое она занимает в социальной структуре общества, особенностями социального становления, своим общественным назначением. Именно молодежь выступает проводником демографического, социально-экономического, политического и духовного развития, определяющим фактором преобразований, адекватных назревшим потребностям и вызовам времени. От того, насколько будет молодое поколение готово взять на себя ответственность за развитие государства, как активно и конструктивно присоединится к общественным процессам, насколько инициативно оно будет участвовать в решении насущных задач, в значительной степени зависит судьба страны, завтрашний день которой принадлежит именно молодежи. Все это предопределяет необходимость осуществления эффективной молодежной политики .

Под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, развития молодежных объединений, движений и инициатив. Основы государственной молодежной политики в независимой Украине был заложен принятием Верховной Радой Украины Декларации "Об общих началах государственной молодежной политики в Украине" (15 декабря 1992) и Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" (5 февраля 1993 г. .).

Декларация "Об общих началах государственной молодежной политики в Украине" определила место государственной молодежной политики в деятельности государства, главные задачи и принципы ее осуществления. Главными направлениями государственной молодежной политики были названы следующие:

Развитие и защиту интеллектуального потенциала молодежи,

Улучшение условий и создание гарантий для получения молодежью образования, специальной профессиональной подготовки и переподготовки;

Обеспечение занятости молодежи, ее правовой защиты с учетом экономических интересов, профессиональных и социальных возможностей общества;

Создание условий для овладения духовными и культурными ценностями украинского народа и для непосредственного участия молодых людей в их возрождении и развитии, охране и воспроизводстве окружающей среды;

Формирование у молодежи чувства национальной гордости, патриотизма, готовности защищать суверенитет Украины;

Охрана здоровья молодежи, формирование у нее глубокой потребности в духовном и физическом развитии, принятия других мер, обеспечивающих сохранение и укрепление генофонда Украины.

Декларация стала основой для дальнейшего развития молодежной политики, ее правовой базы и практической деятельности. Законом Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" определены общие принципы создания организационных, социально-экономических, политико-правовых условий социального становления и развития молодых граждан в интересах личности, общества и государства. Важным шагом в развитии нормативно-правовой базы молодежной политики стало принятие 1 декабря 1998 Закона Украины "О молодежных и детских общественных организациях". Им были определены особенности организационных и правовых основ образования и деятельности объединений молодых граждан и государственные гарантии обеспечения их деятельности.

21 июня 2001 принят Закон Украины "О социальной работе с детьми и молодежью", которым регламентировалась деятельность уполномоченных органов, предприятий, организаций и учреждений независимо от их подчинения и формы собственности и отдельных граждан, направленная на создание специальных условий жизнедеятельности, гармоничного и разностороннего развития детей и молодежи, защита их конституционных прав, свобод и законных интересов, удовлетворение культурных и духовных потребностей. В этом законодательном акте определено, что субъектами социальной работы являются уполномоченные органы (органы исполнительной упади и местного самоуправления, службы по делам несовершеннолетних, центры социальных служб для молодежи, предприятия, учреждения и организации) и специалисты социальной работы.

Центры социальных служб для молодежи и их специализированные службы являются главными уполномоченными государством органами, осуществляющими социальную работу с детьми и молодежью. Объектами этой деятельности выступают дети, молодежь и члены их семей, профессиональные и другие коллективы, социальные группы. Сферами осуществления социальной работы признаны следующие: общественная, экономическая, образовательная, воспитательная, культурная, оздоровительная .

За годы независимости было принято более 700 законов Украины, около 800 подзаконных нормативно-правовых актов, которые в той или иной степени направлены на решение молодежных проблем. В стране проведена значительная работа по созданию нормативно-правовой базы для молодежной политики, которая является сейчас одной из лучших среди тех, что действуют во всех странах постсоветского пространства.

Одним из главных направлений деятельности социальных работников в рамках работы с молодежью является решение вопросов социальной помощи, предоставления социальных услуг, профилактики и реабилитации молодежи.

Основной задачей социальной работы является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получить навыки самостоятельной жизни и участвовать в общественной самоуправлении. Субъект этого вида деятельности - социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

На государственном уровне функционирует Украинский государственный центр социальных служб для молодежи. На региональном уровне в Украине действуют 27 региональных центров социальных служб для семьи, детей и молодежи (ЦССМ). На местном уровне в каждом регионе действуют районные, городские и районные в городах центры ССМ.

Особое внимание здесь уделяют такой задачей, как предоставление различных социальных услуг, социально-медицинской, психолого-педагогической, правовой, информационной и других видов социальной помощи, консультирование детей и молодежи. При этом все эти виды социальной помощи молодежи могут осуществляться в различных формах: глазных, заочных, стационарных, комплексных. Ведется также разработка и осуществляются мероприятия по созданию условий, достаточных для комфортной и успешной жизнедеятельности различных категорий детей и молодежи; социально-профилактическая работа среди детей и молодежи; применяется комплекс мер, направленных на преодоление негативных явлений; разрабатываются и внедряются реабилитационные программы, содержанием которых является восстановление социальных функций, морального, психического и физического состояния молодежи, приспособление к безопасных социальных и семейных условий жизнедеятельности, а также оказывается помощь детям, молодежи, подвергшихся жестокости и насилия от других попали в экстремальные ситуации; осуществляется международное сотрудничество, изучается и распространяется международный опыт работы по вопросам социальной поддержки, помощи и защиты детей и молодежи; ведется сотрудничество с центральными и местными органами самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, физическими лицами в решении вопросов социальной поддержки и социального развития детей и молодежи; осуществляется содействие детским, молодежным организациям и отдельным гражданам в их образовательно-культурном и физическом развитии, участия в трудовой и общественно-полезной деятельности .

Важна региональная молодежная политика. Основные формы и методы производства государственной молодежной политики на местах в основном являются общими для всех регионов. Фестивали, конкурсы, викторины, олимпиады, наставничество и многие другие формы содействия социальному становлению и развитию молодежи прошли апробацию и зарекомендовали себя еще с советских времен, другие (молодежные биржи и центры труда, молодежные бизнес-инкубаторы, центры развития, службы "Телефона доверия" и др.) получили распространение в Украине нового времени.

В то же время региональный и административно-территориальное деление Украины, специфика отдельных регионов требуют определенных особенностей в подходе к социальной работе с молодежью. Прежде всего они заключаются в выделении приоритетных направлений деятельности ее субъектов, их активности, что, в свою очередь, основывается на различии местных условий, в частности, таких из них, как демографическая ситуация; региональные этнические и культурные традиции; структура народного хозяйства и финансово-экономическое положение региона; природно-географические условия; исторические и т.д., то есть зависят от факторов, в большей или меньшей степени определяющих в конкретной местности.

Вообще, под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельной молодому человеку, так и группам молодых людей с целью улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию.

Можно определить две модели социальной работы с молодежью - интегративной и дефицитную.

Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика. Реализация данной модели возможна только через причинение государственно-общественного затратного механизма, использования значительных финансовых, а также человеческих и материальных ресурсов. Поэтому большинство стран с рыночной экономикой выбирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную, в первую очередь, на социально пораженные слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Главным в социальной работе с молодежью является ее социальную защиту. Исследователями он рассматривается как минимум в четырех направлениях.

1. Социальная защита процесса формирования и развития личности молодого человека. В основе этого направления лежит положение о том, что личность молодого человека формируется и развивается в соответствии с объективными законами, произведенных в процессе эволюции человека, и последовательности этапов развития. Поэтому социальная защита процесса развития направлен прежде всего на максимально возможное обеспечение благоприятного для всех молодых людей прохождения через каждый из этапов развития, в котором решается определенный комплекс задач, а также благоприятное прохождение критических уровней.

2. Социальная защита среды формирования и развития личности. В этом направлении внимание государственных институтов должно быть сосредоточено на среде обитания молодого человека и тех его элементах, которые способствуют или препятствуют процессу формирования и развития личности в самом широком диапазоне - от экологических проблем среды к социальным, экономическим и моральным.

3. Защита прав молодого человека. Это специальное направление деятельности государственных институтов, нацелен на правовое обеспечение и регулирования как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности.

4. Целевой социальной защите. В рамках этого направления речь идет как минимум о двух важнейших моментах. Во-первых, о целевой помощи молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, для решения конкретных задач, без чего успешная жизнедеятельность очень проблематичной. Иными словами, речь идет о краткосрочной целевой программе, когда сам молодой человек не в состоянии решить задачу, или когда усилия, затраченные на достижение результата, ставят под сомнение сам результат. Во-вторых, о постоянную помощь тем, кто не может без нее обходиться, существует на грани бедности. В условиях общей жизненного кризиса это направление становится особенно важным и актуальным.

В работе с молодежью в условиях современной Украины актуален является использование новейших зарубежных технологий в области социальной работы с молодежью, которые получили обобщающее название "мобильная социальная работа с молодежью".

Сущность мобильной социальной работы - контроль за той частью молодежи, которая не подвержена обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, проявляя склонность к девиантному поведению и агрессивность. Принцип мобильной социальной работы - установление взаимоотношений и взаимодействий с целью проникновения в мир молодых людей, склонных к правонарушениям.

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников с "сублимации" агрессивности в молодежной среде, то есть превращение ее в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны различные решения - организация секций американского футбола, бокса, восточных единоборств и тому подобное.

Социальная работа с молодежью является одним из ее важнейших направлений. Она нуждается в научной обоснованности, творчества, инициативности, настойчивости, системности, координации усилий различных ведомств, занимающихся проблемами молодежи.

«Технологии социальной работы с молодежью»

Введение

Глава I «Проблемы и потребности молодежи»

1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью

1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи

Глава II «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»

2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем

2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи

2.3 Технологии социальной работы с молодежью

2.4 Опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью

Заключение

Список литературы

Введение

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий молодежи, особенное внимание уделяется молодежным группа риска.

Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми.

Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Обостряют проблемы молодежи психологические особенности социализации лиц данного возраста. Указанная проблема тесно связана с началом становления молодого человека, с выходом его из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.

Объект - проблемы молодежи.

Предмет - технологии социальной работы с молодежью.

Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.

Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Краснодарского края в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.


I. «Проблемы и потребности молодежи»

1.1 Историческое развитие социальной работы с молодежью

До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.

В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел IIIсъезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 – ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.

Комсомол выполнял задачи государственной молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.

В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:

Труд и занятость;

Образование;

Здравоохранение.

1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.

Объекты государственной молодежной политики:

Граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;

Молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей – без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

Молодежные объединения.

Субъекты государственной молодежной политики:

Государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ);

Молодежные объединения и ассоциации;

Молодые граждане.

Принципы государственной молодежной политики:

Сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в реализации государственной молодежной политики;

Привлечение молодых граждан к участию в формировании политики и программ для молодежи;

Обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан;

Предоставление молодому гражданину гарантирование государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;

Приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

Направления:

Обеспечение соблюдения прав молодежи;

Обеспечение гарантий в сфере занятости;

Содействие предпринимательской деятельности молодежи;

Государственная поддержка молодой семьи;

Гарантии предоставления социальных услуг;

Поддержка талантливой молодежи;

Формирование условий для физического и духовного развития молодежи;

Поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

Содействие международным молодежным обменам.

Меры реализации:

Принятие специального законодательства и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;

Внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты;

Разработка и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;

Создание Российского фонда Федеральных молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;

Выделение в федеральном и местном бюджетах отдельных ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

Создание государственных органов по делам молодежи и социальных служб различного профиля.

В 1994году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.

В 1998году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи.

Различные направления социально-педагогической работы с молодежью представлены разными по степени сложности и алгоритмизированное™ технологиями. Так, при реализации воспитательно-образовательной функции социальные педагоги чаще всего пользуются технологией организации коллективных творческих дел, т.е. совместной деятельности взрослых и детей, старших и младших, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе, деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далеким и близким людям (И.П. Иванов, С.Д. Поляков).

В основе данной технологии лежат несколько важных идей: во-первых, коллективная организация деятельности; во-вторых, коллективное творчество; в-третьих, коллективное целеполагание; в-четвертых, ситуации-образцы; в-пятых, эмоциональная насыщенность жизни коллектива; в-шестых, общественная направленность коллективной деятельности.

Итак, коллективная организация деятельности - такой способ ее организации, при которой все члены коллектива втягиваются в иланирование, подготовку, свершение и обсуждение (анализ) совместных дел.

Коллективное творчество - организация и проведение совместных дел, ситуаций коллективного общения не по шаблону, не по заданному сценарию, а с выдумкой, фантазией, игрой, импровизацией, открытием нового именно для этого коллектива.

Коллективное целеполагание - совместная выработка и осмысление участниками деятельности целей и идеалов своей коллективной жизни, выбор, исходя из них, общих дел. Такое целеполагание имеет два уровня: верхний - разработка общих долговременных целей, определение перспектив, и нижний - выбор конкретных дел.

Ситуации-образцы - ограниченный во времени отрезок жизни коллектива, в течение которого взрослые и дети живут интенсивной, напряженной коллективной жизнью в соответствии с идеалами гуманизма, демократии, творчества. Они позволяют сформировать у членов сообщества определенные эталоны участия, организации, выработать у них представления (идеалы) коллективной деятельности и общения, обеспечить социальную направленность основных дел, разнообразие ролей и позиций, помогающих проявлять интересы, способности, возможности каждому участнику, накопить опыт доброжелательного отношения друг к другу, окружающим, предложенной деятельности.

Созданию ситуаций-образцов способствует определенная автономность коллективной жизни, поэтому их помогают осуществить поход, поездка, лагерный сбор, коммунарский день, творческая учеба и т.п.

Итак, ситуации-образцы выполняют функции коллективообразо- вания (становления и сплочения отношений, выявления и развития актива), методического обогащения (апробируются новые педагогические средства, идеи, начинания, рождаются гуманитарные проекты).

Эмоциональная насыщенность жизни коллектива - педагогически продуманное использование специальных приемов и средств, направленных на возбуждение чувства единения, душевного подъема. К их числу можно отнести символы (значки, эмблемы, девизы, речевки, форму или ее элементы) и образы, ритуалы, традиции.

Общественная направленность коллективной деятельности подразумевает социальную полезность целей, реальный, ощутимый результат для окружающих, социально значимые мотивы действий и поступков всех членов сообщества.

Технология коллективной творческой деятельности (КТД) имеет несколько этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, подготовка, проведение и анализ.

Коллективная подготовка дела следует за принятием решения о его проведении. Для этого первичный коллектив делится на группы (команды, звенья, бригады) по разным основаниям в зависимости от степени сложности поставленных целей (один или разный возраст, уровень активности, наличие или отсутствие опыта и т.п.), в них организуется обсуждение вопроса, высказываются предложения, оценивается их целесообразность.

Групповая инициатива стимулируется при помощи различных приемов (подсказки, элементы игры, соревновательности, выдвижение альтернативных идей), что позволяет участникам додумать, придумать, дополнить, уточнить, изменить.

Коллективное проведение дела предусматривает участие в нем каждого в разных позициях, но при этом каждый предлагает, делает, оценивает содержание, позицию, логику, совокупность действий.

Коллективный анализ в форме высказывания по кругу внешне не структурированного обсуждения завершает технологическую цепочку в упрощенном варианте.

По мнению С.Д. Полякова, с которым трудно не согласиться, технология КТД может носить как социально-ориентированный, так и личностно-ориентированный характер. В первом случае акцент делается на социальные основания выбора дела, групповую работу, общий вклад в решение задачи, общее действо как способ реализации общего плана, совместную оценку результата через поиск ответа на вопросы: «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Каков вклад каждого в общее дело?»

Во втором случае в центре внимания находится дело специалиста, использующего эту технологию, которое рассматривается как потенциал личностного развития, ценятся индивидуальные вклады, авторство идей, добровольность принятия ролей, возможность личного участия, самоопределения, акцентированность значимости дела при анализе для понимания и развития себя как индивидуальности.

Следовательно, анализируемая социально-педагогическая технология, включающая общую работу, товарищество старших и младших членов коллектива как творческого содружества, единство уважения и требовательности друг к другу как к товарищам по творческим делам и общей заботе об окружающей жизни способствует формированию и развитию у членов сообщества гражданского, гуманного отношения к жизни, к обществу, к себе и другим людям. У них воспитывается деловитость, ответственность, дисциплинированность, социальность, инициативность, расширяются границы социального опыта.

Поскольку исходной в работе социального педагога с молодежью является охранно-защитная функция, то в этом случае используются иные технологии.

Защита в социально-педагогической литературе рассматривается как система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов несовершеннолетних, которые определяют их правовое положение, регулирование трудовых отношений, сохранность имущества, наследственных и жилищных прав, доступность образования, здравоохранения. В соответствии с этим используются регламентированные технологии, основными элементами которых являются:

  • а) диагностирование - выяснение того, какие права кем нарушены, в чем это находит свое выражение, результатом чего является: незнания, неумения пользоваться ими, умышленного их искажения и т.п.;
  • б) информирование - разъяснение сути нарушенных прав, оснований для обращения в соответствующие структуры (органы опеки и попечительства, социальной защиты, прокуратуры, суд и т.п.);
  • в) консультирование - организация совместной деятельности социального педагога и несовершеннолетнего по обсуждению конкретного факта необеспечения прав (порядка установления пенсий, передачи имущественных прав, разрешения споров о месте и условиях проживания при раздельном жительстве родителей, назначения пособий, взыскания убытков, ущерба, представления интересов, совершения сделок и т.п.);
  • г) посредничество - выдвижение предложений, помощь в установлении нужных контактов со специалистами, содействие в организации совместной деятельности по разрешению проблемы;
  • д) оценка результативности предпринятых действий ;
  • е) последействие - внесение дополнений в уже имеющиеся разъяснительные программы, инициирование разработки новых обучающих программ, создание системы мер, позволяющих вовлекать молодых людей в деятельность по соблюдению и охране прав несовершеннолетних в различных видах деятельности и сферах жизни.

Р.В. Овчарова очень подробно характеризует еще одну технологию работы с молодыми людьми в условиях образовательного учреждения в рамках реализации пропедевтической функции деятельности социального педагога.

Пропедевтика (от греч. ргора1деуо - «предварительное обучение») - система действий, направленных на предварение возможных трудностей в накоплении социального опыта в освоении жизненных навыков, решении возрастных задач социализации.

Такая технология предполагает ряд этапов.

I. Организационная работа.

  • 1. Формулирование целей и задач с точки зрения социального заказа (администрации).
  • 2. Встреча с педагогами (получение информации об обучающихся, воспитанниках).
  • 3. Встреча с родителями (ознакомление с целями предполагаемой работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу).
  • 4. Встреча социального педагога с учащимися (формирование их мотивации на совместную работу).
  • 5. Проработка полученной информации.
  • 6. Планирование деятельности специалистов, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.

II. Диагностические процедуры.

  • 1. Анализ документации (социально-педагогических паспортов, результатов учебной деятельности, характера занятости во внеучебное время и т.п.).
  • 2. Исследование личности:
    • а) личностных особенностей (опросники Р. Кеттела, Г. Шмишека);
    • б) самооценки (опросник самоотношения В.В. Столина и др.);
    • в) структуры способностей (тест Р. Алетхауэра);
    • г) характера взаимоотношений (социометрия, метод незаконченных предложений, тест Т. Лири);
    • д) профессиональных намерений (дифференцированный диагностический опросник А.Е. Климова, анкетирование и др.).
  • 3. Сбор сведений об условиях жизни, семье.
  • 4. Встреча с педагогами (совместное обсуждение причин трудностей и возможных путей их минимизации).

III. Тренинг.

  • 1. Тренинг жизненных умений.
  • 2. Тренинг личностного роста.

IV. Опережающее социальное обучение, направленное на формирование и развитие социально-психологических навыков, профилактика зависимых состояний, критического отношения к социальным вредностям, помощь в создании жизненной стратегии, в профессиональном самоопределении.

Такое обучение может включать ряд содержательных частей.

Часть 1. Социально-психологический тренинг.

Его задачи: восстановление доверия к миру; снятие тревожности и напряженности; развитие психологической устойчивости к трудным ситуациям; облегчение процесса адаптации; предоставление возможности осознания собственных проблем.

Тема занятий - «Я - уникальный». Во время занятий рассматриваются значение положительного подкрепления в общении; место умения слушать другого человека в налаживании и поддержании отношений с другими людьми, обсуждаются вопросы, как заводить новые знакомства с людьми противоположного пола, строить вербальное и невербальное общение. На занятиях осуществляются проекция своего будущего, осознание своего стиля в преодолении трудностей и поиск внутренних ресурсов. Особое место отводится проблемам: каким меня видят другие, групповое давление, умение сказать «нет», что такое дружба и друзья и некоторые другие.

В каждое занятие включаются упражнения-энергизаторы, которые помогают создать положительный эмоциональный микроклимат в группе, это - составление коллективной сказки, экспромт-театр, ролевые игры и др. В конце каждого занятия проводится рефлексия, а по окончании тренинга заполняется итоговая анкета участников.

Часть 2. Профилактика социальных вредностей.

Основные задачи этой части: 1) предоставление информации о социальных вредностях; 2) анализ возможных альтернатив поведения; 3) показ плюсов и минусов самостоятельного выбора; 4) выработка собственной позиции и отношения к проблеме.

Темами занятий в этом случае могут быть беседы о мужественности и женственности, встречи со специалистами по вопросам: «Здоровье и личная гигиена», «Здоровый образ жизни», «Культура чувств», «Половые аномалии и венерические болезни», «Наркотики и наркомания», «Алкоголь и его последствия» и др.

Часть 3. Ориентирование по вопросам оказания помощи молодым людям в выборе жизненной стратегии.

Основные задачи: 1) исследование профессиональных интересов и возможностей выбора профессии; 2) выявление профессиональных намерений; 3) формирование жизненного сценария в рамках социально-психологического тренинга.

Темы занятий: «Профессия и профессиональная компетентность», «Билет в будущее», «Угадай профессию», «Интервью у трудоголика», «Биржа труда», «Как устроиться на работу» и др.

В основе организации деятельности здесь лежит целесообразное сочетание определенных методов обсуждения, информирования, встреч, дискуссий, профессиональных и социальных проб.

V. Консультационно-методическая работа, предусматривающая индивидуальную помощь (совет, рекомендацию) социального педагога, психолога, выявление индивидуальных проблем, обсуждение совместных действий, поиск возможных подходов к их решению.

VI. Отслеживание результатов.

Таким образом, социально-педагогическая технология может рассматриваться как один из сложившихся путей достижения социально-педагогической цели, представленный в виде описания целесообразной, оптимальной последовательности этапов, методов, средств и условий работы с конкретной личностью, позволяющий достигнуть ожидаемого результата.

Задания для самоконтроля

  • 1. Раскройте сущность социально-педагогической технологии.
  • 2. Охарактеризуйте признаки социально-педагогической технологии.
  • 3. Сравните точки зрения различных авторов по вопросу о структуре социально-педагогических технологий.
  • 4. Перечислите типы социально-педагогических технологий.
  • 5. Назовите типовой алгоритм действий социального педагога.
  • 6. Приведите примеры социально-педагогических технологий.
  • 7. Опишите требования к выбору специалистом технологии.

Липский И А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности. Тамбов, 2000.

Методика и технология работы социального педагога; под ред. М.А. Гала- гузовой, Л.В. Мардахаева. М., 2004.

Никитина Н.И., Глухова М.Ф. Методика и технология работы социального педагога. М., 2005.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2005.

Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2002.

Рожков М.И., Макеева Т.В. Социально-педагогическая деятельность. Ярославль, 2009.

Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.

1. Проблемы социального самоопределения молодежи.

2. Система социальной защиты и технологии работы с молодежью

3. Технологии «мобильной социальной работы с молодежью».

Если даже перечислить блоки социальных проблем молодежи (это проблемы социального самоопределения молодежи, проблемы образования молодежи, проблемы профессионального самоопределения молодежи, проблемы занятости молодежи, проблемы семьи и брака, социально-бытовые проблемы молодежи, молодежь и воинская обязанность), то нетрудно убедиться, что круг их многообразен. Поэтому остановимся на некоторых из них.

1. Проблемы социального самоопределения молодежи. Определение возрастных критериев зависит от регионов, традиций: в нашей стране - это социальная группа в возрасте до 30 лет. По оценкам ООН - от 15 до 25 лет. Но почему именно эта возрастная группа особенно волнует общество и любое государство и не только в настоящее время?

Во-первых, ее опасаются: «святые» люди не обрамлены исторической памятью и исторической усталостью, не связаны собственностью, карьерой, властью, общественным статусом, зачастую и семьей. Эта специальная группа не обладает социальным опытом, социальным знанием, психологически неустойчива, нетерпима к ошибкам, недостаткам, несправедливости и т. п.

Поэтому, как показывает историческая практика, она наиболее социально взрывоопасна, но и наименее социально защищена. Как следствие, отношение общества и государства к молодежи постоянно менялось.

В мировой практике более 150 лет ведется правотворчество в области молодежной политики (Германия, Австрия, Швеция). Вначале это создание системы надзора за молодежью: в конце XIX в. - слияние двух концепций - забота и надзор; вторая половина XX в. - в Германии ставится уже вопрос о правах молодежи и их защите, но все же она не допущена в политику (в Веймарской республике в 1922 г. принимается «закон о благоденствии», который до сих пор является основой законодательства о молодежи).

В послевоенные годы вся молодежная политика на Западе строилась на принципе «молодежь - это угроза обществу: защищайтесь, спасайтесь, ограждайтесь». Где-то в 1970-е гг. происходит стабилизация в обществе и в отношении к молодежи используется другой принцип: «Молодежь - преемница и защитница взрослого населения». Начинает оказываться большая поддержка молодежному движению.



Начало 80-х - начало 90-х годов: нет единой формулы молодежной политики, возникает многообразие молодежной политики. Молодежная политика сосредоточивается главным образом на социальном контрасте с группами риска. Во всех случаях у государства довольно малый спектр вмешательства в дела молодежи.

Шведы оценивают молодежь как период дикости, который неизбежен, но его можно снизить путем поддержки и репрессий. Один из главных моментов молодежной политики - жизнь взаймы. Оказывается поддержка молодежным организациям не за конкретную деятельность, а за факт своего существования в рамках закона: чем больше членов, тем больше помощь. Исходя из принципа солидарности, с неорганизованной молодежью города больше склонны иметь дело, чем с организованной.

Модель, действующая в Германии: принцип приори-тета общественных инициатив по отношению к государственным. 3% социальных работников, занимающихся молодежью, - на содержании аппарата, для остальных - конкурс социальных проектов; государство создает свои органы только там, где не справилось общество.

Подводя некоторые итоги, следует отметить, что молодежь представляет собой особую социально-психологическую и творческую категорию людей. Современная молодежь является активной социально-демографической группой, переживающей период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптацию к исполнению социальных ролей взрослых.

«Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств».

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни - семейной и внесемейной социализации: каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами нормы, ценности, установки, представления и стереотипы.

Вместе с тем в современном российском обществе отмечается рост негативных тенденций в молодежной среде: наркомания, алкоголизм, преступность, насилие и т. д. Да и сам процесс социализации требует постоянного руководства со стороны общества в целом, социальных педагогов, социальных работников разного уровня.

О нашей государственной молодежной политике мы поговорим позже, а сейчас постараемся выявить основы социального самоопределения современной молодежи в России.

1. Изменения социальной и социально-психологической ситуации жизнедеятельности - социально-экономические, политические, психологические и нравственные, эстетические:

■ переход к индивидуализированным формам жизни. Неоднозначность оценок перехода к рынку при общей его поддержке: около половины не согласны терпеть негативные последствия, которые сопутствуют переходу к нему; проблема социально-экономической дифференциации, проблема занятости, возможности обеспечить семью и т. д.;

политическая система наряду со значительной (порядка 10%) прослойкой молодежи, готовой к экстремистским, насильственным формам достижения своих целей. Мозаичность, лоскутность, дробность молодежной политической жизни;

■ такая же мозаичность, раздвоенность наблюдается и в нравственных и эстетических ориентациях молодежи. Дефицит образцов для подражания, стремление жить настоящим, действовать по праву сильного. Изменяются мотивационные основы поведения молодежи. Усиливаются религиозные и мистические ориентации в массовом сознании. Падает авторитет брака и семьи как нравственных основ жизни. Резко растет преступность среди молодежи (как экономические, так и нравственные основы). Продолжается падение уровня знаний, образованности;

■ возрастают социально-психологические нагрузки. Социальные психологи пришли к выводу, что в абсолютном большинстве молодежь полна тревоги за свое будущее, она боится презрения, бедности, которая стоит перед ней в полный рост, болезни, одиночество. Боится оставаться без социальной защиты, боится поставить на карту все в конкурентной борьбе. Это поколение по своему мироощущению, духовному состоянию весьма близко к тому, которое было описано Э. Хемингуэем, Э. М. Ремарком. Это поколение, ищущее выход из того духовного тупика, в котором оно оказалось не по своей вине, и пока не находящее его.

2. Своеобразие молодежи как социальной группы порождает ее уязвимость в широком смысле слова. Это выражается, во-первых, в значительной доле тех (учащиеся, студенты), кто не имеет в полном смысле слова своего собственного социального положения и кого характеризуют главным образом за счет либо прошлого социального статуса (социальное положение родителей), либо будущего социального статуса (сфера будущей профессиональной деятельности). Во-вторых, принадлежностью молодежи к различным структурам общества, мерой включенности в модели социально одобряемого поведения. И, наконец, в-третьих, тем, что молодежь не является саморазвивающейся системой, так как она - часть общества, включена во все многообразие его связей и отношений, несет на себе весь комплекс противоречий, связанных с реализацией присущих ей общественных функций (воспроизводственной, трансляционной, инновационной).

В нашей стране реально о молодежной политике заговорили где-то в 1987 г. Выработано несколько подходов. Но пока возобладала так называемая алиментная (выплата), во многих случаях неэффективная модель.

Государственную молодежную политику можно представить как процесс установления между государством и обществом, в том числе молодежью, отношений, которые способствуют ее эффективной социальной поддержке.

Молодежь - часть общества, и создание для нее специальных комфортных условий существования не может быть целью. Не только потому, что это неправомочно по отношению к остальным социальным группам, но и неэффективно с точки зрения выгодности инвестиций.

Власть должна научиться относиться к молодежи прагматично. Естественно, она не сможет обойтись без инвестиций, но это должны быть просчитанные вложения, которые будут иметь отдачу. При этом и сама молодежь должна научиться понимать, что она ничего не получает просто так, без обязательств.

Молодежь - один из ключевых ресурсов государства. Важно сформировать отношение государства к молодежи как к стратегическому ресурсу.

Во-первых, это воспроизводимый ресурс. Во-вторых, это равномерно распределенный ресурс. В-третьих, формы и методы использования этого ресурса настолько многообразны, что позволяют приспособиться к любой социально-экономической и политической ситуации.

Правда, в РФ нет опыта использования и адаптации этого ресурса к интересам государства, но в этом и состоит задача - определить механизмы эффективной эксплуатации. Конечно, это коренная ломка стереотипов восприятия молодежи как группы специальной опеки, но через нее необходимо пройти.

2. Система социальной защиты и технологии работы с молодежью. Направленность и технологии социальной работы с молодежью определяются государственной молодежной политикой. Анализ российской государственной молодежной политики показывает, что она осуществляется по следующим направлениям:

1. Адаптация молодежи к рыночной экономике. Необходимо прежде всего предоставить возможность реализовать свои способности и вместе с тем иметь хороший заработок. Поддержка молодежного предпринимательства.

2. Обеспечение социальных гарантий молодому поколению:

■ трудоустройство;

■ материальная поддержка (под конкретные программы);

■ правовая поддержка.

К мерам практического характера можно отнести:

1) формирование общественного мнения о необходимости проведения сильной социальной политики вообще и молодежной - в частности;

2) разработка законодательных актов, касающихся мо-лодежи, соответствующих изменившейся экономической и политической ситуации;

3) активизация работы центральной государственной структуры по реализации сильной молодежной политики. Целью этой структуры могли бы стать содействие формированию материальной базы, контроль за финансированием молодежных программ, консолидация сил молодежи, ее организаций и движений, их всесторонняя поддержка;

4) более эффективная реализация молодежной политики на региональном уровне;

5) организация служб молодежи, представляющих ее интересы в социальной сфере общества. Социальные службы молодежи целесообразно создавать на местном уровне, поскольку имеются большие различия в местных условиях, потребностях конкретных социальных групп молодежи;

6) проведение научных исследований по вопросам мо-лодежной политики, позволяющих результативно строить работу государственных и общественных молодежных структур;

7) выработка более четкой системы льготного налогообложения и кредитования отдельных групп молодежи (молодые семьи, начинающие предприниматели и др.);

8) тесное взаимодействие молодежных структур с государственными органами по вопросам соблюдения законности при решении молодежных проблем;

9) обобщение и распространение опыта работы государственных и общественных институтов в области молодежной политики;

10) подготовка кадров для социальных служб молодежи.

Общий прогноз становления реализации молодежной политики на ближайший период представляется следующим. В ближайшие годы в связи с известной финансовой ситуацией трудно рассчитывать на ее достойное бюджетное финансирование. Более реальный путь активной кооперации государственных, общественных и иных организаций для решения молодежных проблем. Следует поддержать практику создания специальных молодежных фондов, учредителям которых выступают государственные органы, предприятия и компании, молодежные организации.

Помимо реализации программного подхода в сфере государственной молодежной политики сегодня становится актуальным внесение изменений и дополнений в следующие федеральные законы:

■ в трудовое законодательство Российской Федерации в части определения дополнительных мер по содей-ствию и обеспечению профессиональной ориентации, профподготовки и переподготовки, занятости молодых граждан;

■ в налоговое законодательство в части установления налоговых льгот работодателям, определяющим рабочие места для молодых граждан, впервые начинаю-щих трудовую деятельность в соответствии с законодательными квотами;

■ в жилищное законодательство в части определения дополнительных гарантий по выделению целевых субсидий, льготных кредитов молодым гражданам и молодым семьям для строительства или приобретения жилья;

■ в законодательство по охране здоровья в части установления гарантированных мер по формированию здорового образа жизни, по предупреждению смертности в детской и молодежной среде;

■ в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

(согласовать положение о федеральном реестре детских и молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, сформировать на основе утвержденных критериев реестр и систему субсидирования объединений).

Необходимо также сформировать современную нормативную правовую базу социального обслуживания молодежи, направленную на создание условий для оказания качественных социальных услуг семьям и молодежи; подготовить предложения по совершенствованию

условий оплаты труда и социального обеспечения работников бюджетных учреждений по делам молодежи.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию, создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах. Объектами социальной работы с молодежью являются граждане в возрасте от 18 до 30 лет, молодые семьи в первые три года брака, а при наличии детей - до 30 лет, а также молодежные организации и объединения.

В соответствии с Примерным положением «Об учреждении органов по делам молодежи», разработанным в 2005 г. Департаментом государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, учредителем служб могут быть органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации или муниципальные органы по делам молодежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На основании данного положения в систему учреждений органов по делам молодежи входят:

■ учреждения по делам молодежи, являющиеся соб-ственностью субъектов Российской Федерации и на-ходящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации);

■ муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления (муниципальных органов по делам молодежи). Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные), психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков. Непосредственно реализацией данных социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью.

Социальные учреждения органов по делам молодежи осуществляют свою работу по следующим направлениям.

1. Содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей по вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.

2. Социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных и групповых форм. К индивидуальным формам социально-профилактической работы можно отнести консультирование со специалистами, беседу, запрос информации, встречи, составление карты сетевого окружения подростка и т. д. К групповым формам социально-профилактической работы можно отнести лекции, тренинговые упражнения, игровые технологии, дискуссионные формы работы, экскурсии, социально значимую деятельность (акции, мероприятия), коллективно-творческие дела и т. д.

3. Военно-патриотическое направление, которое реализуется в подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи. Данное направление воплощается на практике с помощью следующих форм работы с молодежью: учебные занятия, коллективное творчество (выставки, концерты, конкурсы, фестивали и т. д.), экскурсии, походы, военно-поисковые отряды и т. д.

4. Организация досуга. Данное направление осуществляется посредством самореализации юношей и девушек в различных направлениях деятельности, таких как прикладное творчество, техническое творчество, социально-полезная (волонтерские объединения), спортивно-оздоровительная, художественно-творческая.

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» комплексная система социального обслуживания населения, включая и молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и др.).

Социальная служба - это предприятие, учреждение, организация и отдельные юридические лица различных форм собственности, осуществляющие социальное обслуживание, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Система социальной защиты молодежи в субъектах Российской Федерации имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум учреждений для каждого города, района, куда входят:

■ центр социального обслуживания (отделения социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

■ центр социальной помощи семье и детям;

■ социально-реабилитационный центр для несовершен-нолетних;

■ социальная гостиница;

■ социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

■ центр психолого-педагогической помощи;

■ центр экстренной психологической помощи по телефону;

■ дом милосердия;

■ реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков).

3. Республиканские, краевые, областные, окружные,

межрайонные учреждения, куда входят:

■ центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

■ дома-интернаты - детские, психоневрологические, специальные;

■ общежития для лиц с ограниченными возможностями.

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах - ключевой элемент при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям, молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия» и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье, учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В задачи отделения диагностики входит выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них, выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии, изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков, разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации несовершеннолетних, восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи, оздоровление межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и работы, оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи и др.

Можно говорить о двух моделях социальной работы с молодежью - интегративной и дефицитной. Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика. Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства.

Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков. Согласно материалам Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи, существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:

1) центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кри-зисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов - отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профоориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, биржа труда, бюро ре-шения, юридическая консультация и отдел психолого-медико-педагогической помощи, в который входят диагностико-психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

2) центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам моло-дежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кроме организации методического обеспечения для решения юридических, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи, центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

3) центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из мест заключения, который оказывает консультативную, социально-правовую, профориентационную и психологическую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоянии. Задачи центра - оказание помощи криминогенным категориям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива, оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишении свободы, консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризисных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, поиск путей выхода из них, ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния. В составе центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгрузки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультационный пункт;

4) консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи центра:

■ обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи независимо от их социального статуса и места жительства;

■ помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуализация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

■ проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

■ информационное консультирование абонентов с целью установления их связи с другими социальными службами и специалистами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексопатологами, юристами, социальными работниками и др.);

■ выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых точек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодежной среде, молодежной субкультуре;

5) приют для подростков, предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий деятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном учреждении, обществе. Для достижения этих целей приют:

Обеспечивает доступность, своевременность и эффективность помощи несовершеннолетним;

На основе диагностических бесед составляет социально-психологические характеристики личности детей и подростков, поступивших в приют;

Обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование несовершеннолетнего в зависимости от конкретных причин социальной дискомфортности;

Проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы с целью выявления актуальных для них проблем и степени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-социальной адаптации и реабилитации;

Предоставляет проживающим бесплатное питание;

Содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальнейшей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на работе, в учебно-воспитательных учреждениях и т. д.;

Привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные организации, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, методическую или финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материального воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущемляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних, проявляющим по отношению к ним жестокость, а также различные действия, провоцирующие асоциальное поведение, побеги из дома, интернатного учреждения, суицидальные попытки.

«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма. Становление же социальных служб осуществляется в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния.

Сравнительный анализ организации деятельности социальных служб для молодежи с зарубежными аналогами позволяет сделать вывод, что основное внимание в период становления социальной работы с молодежью должно быть уделено:

■ разработке законодательного обеспечения социальной защиты молодежи как в области организации соответствующих служб, гарантирующих реализацию прав и развитие молодого человека, так и в области предотвращения негативного влияния на молодежь окружающей среды, характеризующейся жестокостью, насилием, распространением алкоголизма, наркомании и т. п.;

■ в связи с «неразвитостью гражданского общества» в России приоритет в создании социальных служб для молодежи должен быть отдан государственным структурам (вопреки теории социальной работы) с одновременной поддержкой общественных формирований и молодежных инициатив (в настоящий момент деятельность детских и молодежных объединений охватывает незначительное число молодежи, а так называемые гражданские инициативы - это все еще усилия, предпринимаемые одиночками-энтузиастами). В этих условиях особенно актуально использование новейших зарубежных технологий в области социальной работы с молодежью, которые получили обобщающее название «мобильная социальная работа с молодежью».

3. Технологии «мобильной социальной работы с молодежью». Сущность мобильной социальной работы - контроль за той частью молодежи, которая не склонна обращаться ни в молодежные центры, ни в консультационные пункты, проявляя предрасположенность к девиантному поведению и агрессивности. Как правило, это рокеры, футбольные болельщики (фаны), представители радикальных группировок, наркоманы. Принцип мобильной социальной работы - установление взаимоотношений и взаимодействий с ними с целью проникновения в мир молодежи, склонной к правонарушениям.

Своим происхождением мобильная социальная работа обязана энтузиастам из США, которые на улицах крупных городов и местах «тусовок» молодежных группировок осуществляли «поисковую» деятельность по социальной помощи и адаптации данной категории молодежи. Таким образом, социальная работа переместилась из различных центров, ведомств и консультационных пунктов непосредственно на улицы.

Увеличение числа бездомных среди молодежи, не имеющей ни работы, ни профессии и склонной к противоправному поведению, обусловило быстрое распространение социальной работы на улицах практически на всем европейском пространстве, сохранив при этом свое англоязычное звучание - «стритворк» (streetwork, т. е. работа на улице).

В настоящее время существуют разнообразные формы мобильной социальной работы, в частности организация спортивных мероприятий, предоставляющих возможность контролировать агрессию (американский футбол, бокс, восточные единоборства и др.).

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать особенности мужской социализации, связанной с проявлением агрессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессивности в молодежной среде, т. е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения - от организации секции для «трудных» подростков до изучения приемов рукопашного боя или восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

Другое важное направление социальной работы - апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях. Эти новые методы способствовали снятию табу с темы сексуального насилия в семье. В ФРГ существует около 200 домов-приютов для женщин и девушек - жертв сексуального насилия, работники которых призваны своевременно вмешиваться в кризисную ситуацию и создавать новые формы социальной работы. Находиться в этих приютах могут не только женщины - жертвы насилия, но и их дети. Допуск сюда мужчин абсолютно исключен.

Деятельность женских домов-приютов осуществляется в условиях анонимности и самоуправления, и здесь во многом реализуются принципы антиавторитарного воспитания британского педагога Александра Нейла.

Исходя из признания существенной роли самой молодежи, ее объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики, региональные законы предусматривают две группы субъектов регулируемых правоотношений. Первую группу составляют органы государственной власти, органы местного самоуправления (при определенных условиях) и их должностные лица. Вторую группу субъектов составляют молодые граждане и их объединения. Выделение этой группы принципиально важно, поскольку молодежь имеет минимальные возможности для воздействия на общественную жизнь даже в тех вопросах, которые непосредственно затрагивают ее законные интересы.

Молодежь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Выбор редакции
Знак Зодиака составляет всего 50% Вашей личности. Остальные 50% нельзя узнать, читая общие гороскопы. Нужно составить индивидуальный...

Описание растения шелковица белая. Состав и калорийность ягод, полезные свойства и предполагаемый вред. Рецепты вкусных блюд и применение...

Как и большинство его коллег, советских детских писателей и поэтов, Самуил Маршак не сразу начал писать для детей. Он родился в 1887...

Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой помогает справляться с приступами высокого давления. Правильное выполнение упражнений -...
О ВУЗе Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского - самый крупный вуз региона, в котором обучается более 14...
Вопрос №1. 1). Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов. Прил…жжение, выр…сти, к…снуться, м…кать, разг…раться, ск…кать,...
Экономический календарь Форекс – это настольная книга каждого трейдера независимо от опыта торговли и уровня профессионализма, и особенно...
Представители класса паукообразных – существа, живущие рядом с человеком на протяжении многих веков. Но этого времени оказалось...
Белые туфли у девушек и женщин практически всегда ассоциируются со свадебным нарядом, хотя белый цвет туфель уже давно не обязателен. А...